- существенный перечень подпрограмм содержит основная программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Краснодарском крае на 2013-2020 годы ". Распределив подпрограммы по производственно-экономическому и социальному направлению, нами была проведена систематизация данных о фактическом финансировании и уровне освоенности денежных средств. Данный подход позволил наглядно сопоставить пропорции общего финансирования на различные цели программы;
- изучая структуру финансирования целевой программы следует отметить факт превалирования внебюджетных источников обеспе-
PROBLEMS AND PROSPECTS INFORMATION MANAGEMENTINTHE SYSTEM OF HOUSINGAND COMMUNAL SERVICES Akifeva Larisa Vladimirovna, PhD of Economics, Associate Professor Polyakov Mikhail Gennadevich, Senior Lecturer
Department of Organization and management, Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, Knyaginino
The article analyzes the problems and prospects of information management in the system of housing and communal services. The use of information systems and technologies can improve the efficiency of management of housing and communal services, this is facilitated by the normative legal acts adopted by the Parliament and the Government of the Russian Federation, the bodies of the Russian Federation. The identified problems in the sphere of housing and communal services significantly hamper the introduction of information systems and technologies. The conclusion is made about the need for a systematic and integrated approach to solve the problems.
Keywords: problems; prospects; information management; information systems and technologies; state information system; housing and communal services; housing and communal services.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СИСТЕМЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
В статье анализируются проблемы и перспективы информационного менеджмента в системе жилищно-коммунального хозяйства. Применение информационных систем и технологий позволяет повысить эффективность управления жилищно-коммунальной сферы, этому способствуют и нормативно-правовые акты принятые Парламентом и Правительством РФ, органами субъектов РФ. Выявленные проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства существенно тормозят внедрение информационных систем и технологий. Сделан вывод о необходимости применения системного и комплексного подхода для решения поставленных проблем.
Ключевые слова: проблемы; перспективы; информационный менеджмент; информационные системы и технологии; государственная информационная система; жилищно-коммунальное хозяйство; жилищно-коммунальная сфера.
Любая управленческая система, в том числе процесс принятия управленческого решения, в любой сфере экономики не осуществляется без информации, которую необходимо обработать, сохранить и использовать для достижения поставленных целей. Чем больше возникает острых управленческих задач, тем усиленней становится взаимодействие со средой управления. В связи с этим в системе жилищно-коммунального хозяйства (далее ЖКХ) возникает
чения в период 2013-2014 гг., а также смещение основных объемов финансирования со стороны федерального бюджета в последующие периоды
Примечания:
1. Государственная программа Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия". [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dsh.krasnodar.ru (дата обращения 02.03.2018).
2. Киянова Л.Д., Литвинова Т.И. Сущность программно-целевого метода как инструмента управления социально-экономическим развитием территорий / Л.Д. Киянова, Т.И. Литвинова // Новые технологии. - 2014. - № 2.
УДК 332.8 ВАК РФ 08.00.05
©Акифьева Л. В., 2018 © Поляков М. Г., 2018
АКИФЬЕВА Лариса Владимировна, кандидат экономических наук, доцент
ПОЛЯКОВ Михаил Геннадьевич, старший преподава тель
кафедра Организации и менеджмента, Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино
потребность в минимизации различных рисков в целях и задачах, и достижении эффективной информатизации.
Жилищно-коммунальное хозяйство - это очень сложная структурированная система, в состав комплекса жилищно-коммунального хозяйства входят следующие группы: отрасли, связанные с функционированием жилого объекта; отрасли, обеспечивающие развитие инфраструктуры жилого района; отрасли, связанные с удовлетворением потребности населения в области быта [1, 8]. Одни отрасли связаны с эксплуатацией жилья, другие - с коммунальными услугами.
Вся это деятельность основывается на информационных потоках - путях перемещения, передачи информации, сообщения, обеспечивающие существование любой системы, число которых зависит от количества решаемых задач. В процессе управления информационными потоками не редко случаются искажения при ее передаче, не актуальность и устаревание информации, неправильность ее понимания и другие казусы. Чтобы этого не происходило и нужен комплекс мер по управлению информацией - информационный менеджмент. Информационный менеджмент - это метод управления, применение которого решает важные задачи управления: систематизацию информации при разработке управленческих решений; построение внутренних и внешних информационных сред, способствующих развитию предприятий, базисом которых является информация [2,37].
Таким образом, главная цель информационного менеджмента - повысить эффективность организации предприятия на основе использования информационных систем и технологий.
В свою очередь информационные системы - это совокупность материально-технических и социальных элементов, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, распределение, и отражение информации. Информационные технологии - это совокупность методов производственных потоков и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, распределение и отражение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности [3, 21].
К любой информации предъявляют определенные требования: краткость, четкость, своевременность, точность, достоверность,
полнота, оптимальность, правильный отбор, непрерывность сбора и обработки,удовлетворение потребностей конкретных потребителей и другие.
В соответствии с пунктом 4.3 "Создание и внедрение современных информационных технологий в сфере государственного управления" государственной программы РФ "Информационное общество (2011 -2020 гг.)" основным мероприятием, является создание и развитие государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства [4].
Основными задачами, которые необходимо решить с использованием информационных систем в жилищно-коммунальной сфере, являются: сбор, анализ, обработка оперативной информации о предоставленных жилищно-коммунальных услугах; дистанционное управление объектами жилищно-коммунального хозяйства; расчет оплаты за жилищно-коммунальные услуги и бюджетное управление; высокое качество обслуживания населения; Интернет-сервисы обмена данными; информационное обслуживание органов власти и население; повышение оперативности диспетчеризации.
В жилищно-коммунальной сфере к информационным технологиям управления в настоящее время относят: автоматизированные системы учета водопотребления, начисления, учета, обработки платежей, системы диспетчеризации; поддержка лицевыхсчетов в актуальном состоянии по составу проживающих и количеству предоставленных услуг в разрезе поставщиков услуг; учет субсидий, льготных категорий граждан; расчет пени за несвоевременное погашение платежей; прием платежей за жилищно-коммунальные услуги по квитанциям, регистрация приема денег с помощью фиксального регистратора; оповещение владельцев жилья о текущих начислениях и долговых обязательствах перед поставщиками услуг; учет объема и номенклатуры предоставляемых услуг и расчет их стоимости; перерасчет начисленных сумм за жилищные и коммунальные услуги при измерении нормативно-справочной информации [5,100-101 ].
В жилищно-коммунальном хозяйстве выделяют следующие группы потребителей, которые заинтересованы в развитии и внедрении информационных систем и технологий [6, 3138]:
- предприятия всего жилищно-коммунального комплекса, включая предприятия подотраслей ЖКХ;
ЪС
ш
s ъс а
г
о
X
о
со
*
* *
224
- специализированные подразделения органов местного самоуправления и субъектов РФ;
-ТСЖ,ЖСК, ЖК;
- союзы, объединения и ассоциации предприятий ЖКХ;
- отечественные и зарубежные поставщики материалов, машин и технологий для жилищной и коммунальной сфер;
-торговые представительства зарубежных стран;
- деловые круги, общественно-политические партии и движения, отдельные граждане, интересующиеся вопросами реформы ЖКХ.
Направления развития жилищно-коммунальной сферы были обусловлены в Распоряжении Правительства РФ от 02.02.2010 г. № 102-р "Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 г.".
Основными требованиями кучастию в данной программе были наличие единой муниципальной базы информационных ресурсов в ЖКХ. Создание единых информационных центров по принципу "одного окна" является необходимым условием для обмена данными, обеспечивая тем самым удобство обслуживания потребителей и порядок предоставления данный услуг. На данный момент единые информационные центры присутствуют не во всех населенных пунктах РФ.
Помимо существующих проблем в жилищно-коммунальной сфере - высокий уровень износа коммунальной инфраструктуры, трудности с диспетчеризацией, неэффективно спроектированные системы теплоснабжения, непрозрачность платежей населения и другие, появились проблемы связанные с разрозненностью подходов к применению информационных систем, которые не разрешились с внедрением государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее ГИС ЖКХ).
13 октября 2011 года Президент РФ дал поручение Правительству "обеспечить создание единого информационного ресурса в целях получения доступа к информации в соответствии с действующими стандартами о деятельности организаций коммунального комплекса, в том числе к информации о стоимости услуг, кредиторской задолженности и об установлении тарифов на очередной период регулирования, а также организаций, осуществляющих деятельность в сфере управления многоквартирными жилыми домами" [7].
Данная система была создана и внедрена в 2016. Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства представляет собой единую федеральную централизованную информационную систему, которая должна содержать полную информацию о жилищно-коммунальном хозяйстве России [8, с. 40].
Возможностями данной системы являются сбор, хранение и обработка информации, размещаемой в Системе; обеспечение доступа к информации, размещенной в Системе, предоставление такой информации в электронной форме; формирование удобного социально-ориентированного контента в сфере ЖКХ для граждан для получения в одном месте всей достоверной информации; мониторинг реального состояния расчетов между участниками сферы ЖКХ; ведение информации об объектах государственного учета жилищного фонда; мониторинг состояния объектов государственного учета жилищного фонда; ведение информации об объектах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, электроснабжения, используемых для производства и поставки коммунальных ресурсов, предоставления коммунальных услуг; формирование единого реестра управляющих организаций и других организаций жилищно-коммунального комплекса; контроль деятельности управляющих организаций; планирование и анализ инспекторской деятельности и другие [9].
В феврале 2017 г. Минкомсвязь России представила статистическую информацию по внедрению государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства. Таким образом, в системе зарегистрировано более 72 тыс. организаций, из них 100% управляющих компаний, 68% - товариществ собственников жилья и кооперативов, 74% -ресурсоснабжающих организаций, 76% - многоквартирных домов, 51 % - жил ых домов. С ГИС ЖКХ интегрировано более 2 200 ИТ-систем, еще 572 системы всех уровней находятся в стадии интеграции [10].
На май 2018 г. в ГИС ЖКХ 63,5% или 54 субъекта РФ имеют 100% регистрацию в системе, 30,4% или 25 субъекта РФ - от 95-100 %, 5,88% или 5 субъектов РФ от 90 до 95 %, и 1,17% - 1 субьект РФ - г. Москва от 0-90 % [9].
Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства включает закрытую и открытую часть. К закрытой части доступ имеют только авторизованные пользователи. В открытой части любой гражданин
может узнать не только новости в жилищно-коммунальной сфере, получить информацию о льготах и субсидиях, получить бесплатный доступ в круглосуточном режиме к нормативно-правовым актам, а также, получать начисления и оплачивать их на портале; контролировать потребление коммунальных услуг и платежи за них; передавать показания приборов учета.
Не секрет, что использование информаци-онно-коммуникационныхтехнологий,сети Интернет в управлении жилищно-коммунальном хозяйстве является очень перспективным. Но не стоит забывать о том, что только 26% населении страны поданным2017 г.зарегистрировано на Портале Госуслуг, остальное большинство не желают получать услуги через сеть Интернет из-за отсутствия навыков работы с компьютерами, отсутствием подключения к сети Интернет, недоверия к Интернету и другие.
Большей частью потребителей жилищно-коммунальных услуг являются частные домохозяйства, которых по данным Росстата насчитывается около 55 млн, из которых около 2/3 компьютеризированы при 50% проникновении Интернета на территорию РФ.
Кроме того по данным рейтинга международного союза электросвязи по проникновению Интернета Россия находится на 88 месте в мире [11].
Также условием успешного функционирования информационных систем в жилищно-коммунальном хозяйстве является прозрачность, достоверность, полнота и своевременность информационных коммуникаций. Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 (ред. от 27.03.2018) "Обутверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфереуправления многоквартирными домами" содержит требования к составу информации, подлежащей обнародованию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, порядок, способы и сроки, обязанности предоставления информации для ознакомления.
В настоящее время, практикуются частые случаи предоставления потребителями и потребителям недостоверной информации о функционирующей жилищно-коммунальной системе. Таким образом, на первый план выходит разработка и внедрение контроля над всеми процессами предоставления информации.
Также проблемой при обеспечении прозрачности системы расчета между поставщи-
ками жилищно-коммунальных услуг и собственниками домов является недостаточно полное обеспечение приборами учета потребления коммунальных ресурсов, отсутствие информационных систем сбора, учета и анализа информации, сведений текущих балансов жилищно-коммунальных ресурсов, отсутствие базы данных о проживающих граждан.
Для решения указанной проблемы необходимо выполнять требования нормативов к наличию приборов учета, создавать единые информационные базы ресурсов и проживающих граждан, включающие автоматизированный сбор информации, расчетно-сервисное обслуживание потребителей услуг, контроль за незаконным потреблением ресурсов, обмен данными с отраслевыми государственными автоматизированными системами [12, 224232].
Информационные системы и технологии являются одним из основных направлений стратегического развития городов.
В городе Ярославле утверждена муниципальная программа "Развитие единого информационного пространства" на 2018-2020 годы. Задача Стратегии социально-экономического развития города, которой соответствует цель муниципальной программы "Развитие информационных технологий на территории города Ярославля ("ИТ-Стратегия") направлена на "Формирование условий для динамичного и устойчивого экономического роста, взаимодействие бизнеса и власти". Программа создана для использования современных информационно-коммуникационных технологий для повышения эффективности и результативности деятельности органов городского самоуправления [13]. В данной программе отсутствует даже упоминание о жилищно-коммунальной сфере. Также дело обстоит и в других городах России.
В российском законодательстве практически действующая нормативная база закрепляет общие правила, специальные нормы, регулирующие отношения, как всех информационных систем, так и отношения отдельных элементов.
Федеральный закон от21.07.2014 г. № 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" формирует понятие государственной информационной системы и иную информацию связанной с ЖКХ. При использовании ГИС ЖКХ первоочередное значение имеют и подзаконные нормативные акты, а также приказы Мин-комсвязи и Минстроя.
ГИС ЖКХ носит комплексный характер, и ее использование сопровождается внешними и
ш %
о
ш
2: о
X
о ^
л
■X ■X ■X
226
внутренними отношениями граждан между собой. И если органы власти и часть организаций подготовлены к ее эксплуатации, то участие в ней граждан, направленное на непосредственное достижение правовых целей, сопровождается трудностями, вызванными недостаточностью проработанностью в этой части правовых норм. При полном внедрении ГИС ЖКХ могут возникнуть сложности с отсутствием у субъектов этих отношений документов на обслуживающие объекты, на восстановление которых понадобится время и финансовые средства. Также при использовании ГИС у большинства участников возникают права, обязанности и ответственность, закрепленных в законе, определяющий ее правовой режим. Таким образом, государственные и муниципальные органы, юридические лица и сами граждане имеют возможность размещать сведения в информационной системе, и обязаны использовать специальные средства передачи данной информации. Настораживает факт использования других информационные систем в жилищно-коммунальной сфере [14,42].
В России практически каждый год появляются новые информационные системы для обеспечения информатизации в жилищно-коммунальной сфере.
На рынке информационных продуктов существуют следующие программные комплексы: "СУПЕР МКД", "ЭСКО-АКУРДЭ", "АСУ ЖКХ", "БАРС.ЖКХ" и другие.
Рассмотрев п редставл ен н ые а втоматизи ро-ванные программные комплексы, можно определить, что они направлены на автоматизацию системы расчетов и платежей, оценку качества и количества, поставляемых жилищно-коммунальных услуг, автоматизация деятельности различных органов управления, контроль за качеством предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Потребители данных ресурсов с настороженностью смотрят на данные программные продукты, так как их применение повлечет за собой увеличение платы за жилищно-коммунальные услуги.
Таким образом, анализируя в целом внедренную на данный момент автоматизированную информационную систему в жилищно-коммунальном хозяйстве, ее можно считать несовершенной, так как при переходе к применению государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства обнаружились существенные различия в способах и методах ведения деятельности с применением этих средств.
Организации, предлагающие программные продукты, формировали свои услуги не системно, в результате чего появилось множество различных информационных систем и порталов, которые необходимо интегрировать в государственную информационную систему. Однако стимулирующим эффектом для размещения информации в ГИС ЖКХ стало введение штрафных санкций.
Проблемы жилищно-коммунального хозяйства практически во всех муниципальных образованиях решаются весьма не эффективно из-за присутствия в этой сфере коррупции и низких доходов. Субъектам управления жилищно-коммунальной сферы приходится, прежде всего, думать о проблемах качественного предоставления жилищно-коммунальных услуг, повышении рентабельности их деятельности и т.д., а не о внедрении информационных технологий в данную сферу.
Введение ГИС ЖКХ является неоспоримо положительным моментом для жилищно-коммунальной сферы. У большинства граждан появилась возможность ознакомиться с доступной информации о предоставляемых им услугах; контролировать начисления за услуги, потребление жилищно-коммунальных ресурсов, работу управляющих организаций. Все это приводит к повышению конкурентоспособности организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, способствует развитию рыночной экономики, формированию отношений, основанных на доверии, добросовестности, честности и формированию доверия населения к данным структурам.
В заключение необходимо отметить, что применение информационных систем для эффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством будет действительно успешным при использовании системного и комплексного подхода, так как жилищно-коммунальное хозяйство как система состоит из взаимосвязанных элементов, имеющих цель, ресурсы, связь с внешней средой, обратную связь. При комплексном подходе будут решаться вопросы, связанные с нормативно-правовой базой, при помощи которой реализуются решения по информатизации.
Примечания:
1 .Проваленова Н. В. Формирование конкурентной среды в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг: монография / Н. В. Проваленова. - Княгинино : Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, 2006. - 123 с.
2. Михайлов А. А. Информационный менеджмент в муниципальном управлении земельными от-
ношениями крупнейших городов Уральского экономического района // Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - № 26 (257).- С. 36-46.
3.Плахотникова М. А. Информационные технологии в менеджменте : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / М. А. Плахотникова, Ю.В. Вертакова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт,-2018. -326 с.
4.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р. О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 гг.)".
5.Кирсанов С. А., Истомин Е. П., Мамедов 3. Ф. Применение информационных технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве // Информационные технологии системы: управление, экономика, транспорт, право. - 2014. - № 3. - С. 99-109.
6.Кирсанов С. А. Проблемы раскрытия информации в сфере ЖКХ управляющими компаниями Санкт-Петербурга // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер.: Экономика. - 2012. - № 6 (57). - С. 31-38.
7.Поручение Президента РФ от 13 октября 2011 г. № Пр-3081 "Обеспечить создание единого информационного ресурса в целях получения доступа к информации в соответствии с действующими стандартами о деятельности организаций коммунального комплекса, в том числе к информации о стоимости услуг, кредиторской задолженности и об установлении тарифов на очередной период регулирования, а также организаций, осуществляющих деятельность в сфере управления многоквартирными жилыми домами".
8.Никонов И. В., Шайбакова Л. Ф. Внедрение ГИС ЖКХ как подготовка к модернизации системы
жилищно-коммунального хозяйства // Экономическое развитие России: тенденции, перспективы. - 2017. - С. 38-42.
Э.Официальный сайт ГИС ЖКХ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dom.gosuslugi.ru/ we bhelp/ma ¡n/¡n dex.htm l#source/_vveden¡e/ kratkoe_opisanie.html (дата обращения: 18 мая 2018).
Ю.Сайт RUS SOFT Внедрение ГИС ЖКХ обсудили в Минкомсвязи [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.russoft.ru/news/3719 (дата обращения: 18 мая 2018).
11 .Официальный сайт Минкомсвязь России Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 20142020 годы и на перспективу до 2025 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ ru/documents/4084/ (дата обращения: 11 мая 2018).
12.Тюшников В. Н. Повышение качества государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров // Известия ЮФУ. Технологические науки. - 2011. - № 11 (124). - С. 224-232.
13. Сайт Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/446565933 (дата обращения: 10 мая 2018).
14.Крюкова Е. С., Рузанова В. Д. Вопросы внедрения государственной информационной системы в сферу жилищно-коммунального хозяйства // Юридический вестник Самарского университета. - 2017. - Т. 3. - С. 41 -45.
THE POLICY OF ECONOMIC SECURITY IN CORPORA TE MANAGEMENT: PRINCIPLES, FEA TURES AND DIRECTIONS Alpysbayev Kaisar Serikuly, Postgraduate student, Department Accounting and Audit, National Research Nuclear University "MEPhi", Moscow, Almaty, Republic of Kazakhstan
The article considers the principles of economic security policy formation and necessary conditions for ensuring economic security in corporate management, determining effective activity directions of the company, increasing competitiveness, contributing to the development of the economic potential of national security in general.
Keywords: economics; economic security; corporate management; effective activity.
ПОЛИТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПА СНОСТИ В КОРПОРА ТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ: ПРИНЦИПЫ, ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ
В статье рассмотрены принципы формирования политики экономической безопасности и необходимые условия обеспечения экономической безопасности в корпоративном управлении, определяющие направления эффективной деятельности компанией, повышения конкурентоспособности, способствующие развитию экономического потенциала национальной безопасности в целом.
Ключевые слова: экономика; экономическая безопасность; корпоративное управление; эффективная деятельность.
В условиях международной интеграции и реформирования экономики главной проблемой практики и научных исследований являются создание и формирования подходов к политике экономи-
УДК 338.2 ВАК РФ 08.00.05
©Алпысбаев КС., 2018
АЛПЫСБА ЕВ Кайсар Серикулы, аспирант, кафедра Бухгалтерского учета и аудита, Национальный исследова тельский ядерный университет "МИФИ", Москва, Алматы, Республика Казахстан