Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
367
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
государственная информационная система / ГИС ЖКХ / размещение информации / поставщик информации / государственная жилищная инспекция / оператор системы.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернова П. А., Шобей Л. Г.

В статье поднимаются проблемы эксплуатации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства. Приводится статистика. Анализируется законодательство. Предлагаются пути решения данных проблем. Акцентируется внимание на необходимость совершенствования указанной информационной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чернова П. А., Шобей Л. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-6-127-130 ЧЕРНОВА Полина Андреевна,

NIION: 2018-0076-6/22-748 студент 1 курса магистратуры

MOSURED: 77/27-023-2022-6-947 направления подготовки

40.04.01 ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», е-mail: mail@law-books.ru

ШОБЕЙ Лариса Геннадьевна,

старший преподаватель кафедры финансов, финансового права, экономики и бухгалтерского учета ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»,

е-mail: l_shobey@mail.ru

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА

Аннотация. В статье поднимаются проблемы эксплуатации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства. Приводится статистика. Анализируется законодательство. Предлагаются пути решения данных проблем. Акцентируется внимание на необходимость совершенствования указанной информационной системы.

Ключевые слова: государственная информационная система, ГИС ЖКХ, размещение информации, поставщик информации, государственная жилищная инспекция, оператор системы.

CHERNOVA Polina Andreevna,

the 1st year student of the Master's degree in the direction of training 40.04.01 of the Petrozavodsk State University,

SHOBEY Larisa Gennadievna,

the Senior Lecturer of the Department of Finance, Financial Law, Economics and Accounting of the Petrozavodsk State University,

THE CURRENT PROBLEMS OF THE STATE INFORMATION SYSTEM

OF HOUSING AND UTILITIES

Annotation. The article raises the problems of the functioning of the state system of housing and communal services. The statistics is given. The legislation is analyzed. The ways of solving these problems are proposed. The attention is focused on the need to improve this system.

Key words: state information system, GIS housing and communal services, information placement, information provider, state housing inspection, system operator.

Информационное общество характеризуется значительным увеличением объема информации, требующей ее хранения, обработки и передачи, и широким внедрением в процессы работы электронных технологий. Цифровизация экономики сопровождается созданием электронных форм взаимодействия участников правоотношений в различных отраслях права. Для целей оптимизации управленческих процессов вводятся в эксплуатацию информационные системы.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите инфор-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

мации» информационная система представляет собой совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств [3]. В свою очередь государственные информационные системы - федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов. Одной из таких систем является государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).

Правовым основанием функционирования данной информационной системы является Федеральный закон от 21.07.2014 N 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» [2]. Частью 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ была установлена обязанность по размещению управляющими организациями свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе [1]. Порядок, сроки и периодичность размещения информации о деятельности по управлению многоквартирным домом закреплены Приказом Минком-связи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016 г. [4]

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2014 №209-ФЗ субъекты, размещающие информацию в системе - органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные лица, которые обязаны в соответствии с законодательством размещать информацию в системе [2]. Все участники системы выкладывают требуемую в соответствии с законодательством информацию о деятельности по управлению многоквартирными домами.

По данным официального сайта ГИС ЖКХ, на данной платформе на 15.07.2022 в Республике Карелия зарегистрированы 499 управляющих организаций, включая товарищества и кооперативы, что составляет 92,79% всех участников информационных правоотношений, размещающих данные в ГИС ЖКХ. Всего в системе зарегистрировано 107 895 организаций.

Обязанность по размещению информации в ГИС ЖКХ наступила с 1 июля 2017 года для всех субъектов Российской Федерации, для городов федерального значения - с 1 января 2019 года. Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства обеспечивает выполнение поручения Президента Российской Федерации от 13 октября 2011 г. № Пр-3081 «Обеспечить создание единого информационного ресурса в целях получения доступа к информации в соответствии с действующими стандартами о деятельности организаций коммунального комплекса, в том числе к информации о стоимости услуг, кредиторской задолженности и об установлении тарифов на очередной период регулирования, а также организаций, осуществляющих деятельность в сфере управления многоквартирными

жилыми домами. Основными задачами, возлагаемыми на ГИС ЖКХ, являются сбор, хранение и обработка информации, формирование удобного социально-ориентированного контента в сфере ЖКХ для граждан для получения в одном месте всей достоверной информации, мониторинг реального состояния расчетов между участниками сферы ЖКХ, ведение информации об объектах государственного учета жилищного фонда и другие.

Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии. Согласно части 4 статьи 192 Жилищного кодекса РФ лицензия на деятельность по управлению многоквартирными домами предоставляется сроком на пять лет [1]. При этом стоит учесть, что для организаций, получивших лицензию до 1 января 2018 года, срок действия лицензий ограничен датой 11 января 2023 года - датой вступления в силу Федерального закона от 31.12.2017 г. № 485-ФЗ.

Размещение информации в ГИС ЖКХ является лицензионным требованием согласно пункту 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса РФ. В связи с этим, большинство управляющих организаций уже в 2022 году будут поставлены в зависимость от стабильной работы ГИС ЖКХ, размещения информации иными поставщиками информации, качественного и своевременного контроля со стороны органов государственного жилищного надзора.

На основании пп. «а» п. 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 N 493 органы государственного жилищного надзора осуществляют контроль за соблюдением требований к управлению многоквартирными домами в форме плановых и внеплановых документарных и выездных проверок. Кроме этого, надзорной компетенцией обладает и прокуратура. По итогам проверок может быть составлен протокол об административном правонарушении, если имеется состав правонарушения. В частности, за неразмещение информации, размещение информации не в полном объеме или размещение недостоверной информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства наступает административная ответственность в соответствии со статьей 13.19.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Субъект правонарушения - должностное лицо. До 01.01.2018 положения данной статьи применялись в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, являющихся лицензиатами, в части размещения в ГИС ЖКХ сведений о МКД, предусмотренных ст. 198 Жилищного кодекса РФ [6]. Срок давности

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

привлечения к административной ответственности за неразмещение информации в ГИС ЖКХ начинает исчисляться со дня, следующего за последним днем, когда информацию следовало разместить в системе.

Для того, что управляющие организации не столкнулись с проблемами при получении лицензии и несправедливым привлечением к ответственности, необходимо решить ряд спорных вопросов, касающихся работы в ГИС ЖКХ.

Так, любая информационная система требует обслуживания. Развитием системы занимается оператор, которым с 1 апреля 2022 года назначен АО «Оператор информационной системы». Работа специалистов технической службы, отвечающих за стабильность работы портала ГИС ЖКХ, должна быть на высоком уровне. К сожалению, управляющие организации сталкиваются с ситуациями, при которых разделы заполнения информации в личных кабинетах не загружаются, выдают ошибки с просьбой попробовать повторить операцию позднее. Служба технической поддержки ГИС ЖКХ в данных ситуациях рекомендует удалить cookie-файлы, однако данная процедура не всегда решает проблему доступа к порталу. Кроме этого, журнал изменений ГИС ЖКХ зачастую не отражает новые изменения системы. К примеру, 22.02.2021 года в системе реализована техническая возможность размещения информации о решении собственника помещения в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование на общем собрании собственников, отдельно от самого протокола: добавлена вкладка «Решения собственников». При этом журнал версий не содержит информации о добавлении таких функциональных возможностей, что вызывает дополнительные трудности для поставщиков информации.

Следующей недоработкой ГИС ЖКХ является неполное соответствие самого портала законодательству. Так, например, в системе не реализована техническая возможность указать в качестве стороны по договору на оказание услуг, выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме лиц, перешедших на специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход». Вместе с тем, в законодательстве отсутствуют запреты на заключение данных договоров самозанятыми.

Также в ГИС ЖКХ некоторые поля для заполнения информации являются обязательными, однако в законодательстве отсутствует требование для размещения данной информации. В частности, при размещении информационных сообщений в ГИС ЖКХ поле «Период актуальности»

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

является обязательным при условии, что Приказом №74/114 не предусмотрена обязанность по размещению данной информации.

В соответствии с пунктом 2.9 раздела 10 Приказа №74/114 в ГИС ЖКХ размещается информация о балконах, лоджиях, козырьках и эркерах, однако в системе отсутствует поле для внесения данной информации. Аналогичная ситуация существует и в отношении другой информации, например, пункт 7.1.4 раздела 10 Приказа №74/114 о размере платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме по видам коммунальных ресурсов

Кроме этого, в законодательстве, регулирующем размещение информации в ГИС ЖКХ, существуют пробелы и противоречия. Так, например, в соответствии с пунктом 3.1 раздела 10 Приказа №74/114 товарищества и кооперативы обязаны размещать информацию о договорах, в соответствии с которыми собственники помещений в многоквартирном доме, не являющиеся членами данных товарищества или кооператива, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные ресурсы в случае заключения соответствующих договоров. Согласно пункту 3 статьи 434, пункту 3 статьи 438 Гражданского кодекса РФ договор считается заключенным, если лицо, получившее оферту, в срок, установленный для ее акцепта, совершило действия по выполнению указанных в ней условий договора. При этом в письменной форме договор может быть не заключен, но фактически могут сложиться договорные отношения. Товарищество или кооператив выставляет платежные документы, в которых отражены перечень выполненных и оказанных услуг и их стоимость, а собственник помещений вносит плату. Порядок размещения информации согласно пункту 3.1 раздела 10 Приказа №74/114 в случае, если в письменной форме договор заключен не был, но фактически сложились договорные отношения, законодательство не урегулировало.

Согласно пунктам 15.7-15.23, 16.3-16.19 раздела 10 Приказа №74/114 управляющие организации обязаны размещать в системе сведения о промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности. Однако 07.05.2018 года вступил в силу Приказ Минфина России от 11.04.2018 №74н, исключающий из Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного Приказом от 29.07.1998 №34н, пункта 29, согласно которому организации должны были составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством РФ. Изменения в Приказ

№74/114 были утверждены ранее исключения требований по ведению промежуточной бухгалтерской отчетности. Можно сделать вывод, что у управляющих организаций отсутствует необходимость размещать в системе указанную информацию.

В случае возникновения вопросов или спорных ситуаций в системе реализована функциональная возможность направления обращения в службу поддержки ГИС ЖКХ. Ответ на обращение составляет 6 календарных дней. Однако не всегда при направлении вопроса специалисты отвечают корректно на поставленный вопрос. Для увеличения срока ответа на обращения специалисты запрашивают дополнительную информацию, отвечают общими фразами и, как итог, не предоставляют ответа. В данном случае приходится обращаться к оператору системы с жалобой.

Государственным заказчиком, ответственным за координацию работ по созданию, эксплуатации и модернизации системы, является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства России. На официальном сайте Минстроя России возможно направить обращение, на которое будет направлен ответ. Путем направления обращений возможно получить разъяснения, получить содействие в реализации функциональных возможностей и модернизации системы.

В заключение, нужно отметить, что законодательство о размещении информации в ГИС ЖКХ должно быть качественно урегулировано, содержать информацию, в какой срок и в какие поля ее размещать, своевременно должны предоставляться ответы на направляемые обращения во избежание необоснованного привлечения к ответственности и для справедливой оценки соблюдения лицензионного требования и получения лицензии на деятельность по управлению многоквартирными домами в 2023 году и дальнейшем.

Список литературы:

[1] Жилищный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2004 N 188-ФЗ// Собрание законодательства РФ. - 03.01.2005. - N 1 (часть 1). - ст. 14.

[2]О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства:

Федеральный закон от 21.07.2014 N 209-ФЗ// Собрание законодательства РФ. - 28.07.2014. - N 30 (Часть I). - ст. 4210.

[3] Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ// Собрание законодательства РФ. - 31.07.2006. - N 31 (1 ч.). - ст. 3448.

[4] Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства: Приказ Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016// Официальный интернет-портал правовой информации http:// www.pravo.gov.ru. - 02.06.2016.

[5] Амелин Р.В. Правовой режим государственных информационных систем: монография / под ред. С.Е. Чаннова. М.: ГроссМедиа, 2016. 338 с.

[6] Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2020 / под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева. М.: БиТуБи, 2020. 148 с.

Spisok literatury:

[1] ZHilishchnyj kodeks Rossijskoj Federacii: federal'nyj zakon ot 29.12.2004 N 188-FZ//Sobranie zakonodatel'stva RF. - 03.01.2005. - N 1 (chast' 1). -st. 14.

[2] O gosudarstvennoj informacionnoj sisteme zhilishchno-kommunal'nogo hozyajstva: Federal'nyj zakon ot 21.07.2014 N 209-FZ// Sobranie zakonodatel'stva RF. - 28.07.2014. - N 30 (CHast' I). - st. 4210.

[3] Ob informacii, informacionnyh tekhnologi-yah i o zashchite informacii: Federal'nyj zakon ot 27.07.2006 N 149-FZ// Sobranie zakonodatel'stva RF. - 31.07.2006. - N 31 (1 ch.). - st. 3448.

[4] Ob utverzhdenii sostava, srokov i periodich-nosti razmeshcheniya informacii postavshchikami informacii v gosudarstvennoj informacionnoj sisteme zhilishchno-kommunal'nogo hozyajstva: Prikaz Minkomsvyazi Rossii N 74, Minstroya Rossii N 114/pr ot 29.02.2016// Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru. - 02.06.2016.

[5] Amelin R.V. Pravovoj rezhim gosudarstven-nyh informacionnyh sistem: monografiya / pod red. S.E. CHannova. M.: GrossMedia, 2016. 338 s.

[6] Godovoj otchet. ZHilishchno-kommunal'noe hozyajstvo - 2020 / pod obshch. red. d. e. n. YU.A. Vasil'eva. M.: BiTuBi, 2020. 148 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.