УДК - 347.674 НИКОЛЮКИН Станислав Вячеславович,
ББК - 67.404 доцент Департамента правового регулирования
экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат юридических наук, доцент, e-mail:[email protected]
12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право; семейное право;
международное частное право
К ВОПРОСУ О ВОЗНИКНОВЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ИЗ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ
Аннотация. В статье анализируются особенности жилищных правоотношений, основные принципы, на которых они базируются, основания возникновения жилищных прав и обязанностей, анализируются виды споров, рассматриваемые в судебном порядке, с примерами правоприменительной практики. Особое внимание уделено судебному решению - юридическому факту как основанию возникновения жилищных прав и обязанностей, которое является, во-первых, актом органа судебной власти Российской Федерации; во-вторых, правоприменительным актом, содержащим предписания властного характера, обязательные для любых граждан, организаций и государственных органов; в-третьих, процессуальным актом, выносимым в определенной законом форме и имеющим определенные реквизиты и содержание. Цель исследования состоит в том, чтобы на основе научного анализа нормативных правовых актов и судебной практики исследовать проблемы, связанные с возникновением прав и обязанностей субъектов жилищных правоотношений из таких юридических фактов, как судебные решения
Ключевые слова: жилище, право на жилище, жилое помещение, жилищное правоотношение, жилищные права, жилищные обязанности, основания возникновения жилищных прав и обязанностей, принципы жилищных правоотношений, спорное жилое помещение, пользование жилым помещением, наниматель, наймодатель, член семьи нанимателя, договор социального найма, оплата за жилое помещение, товарищество собственников жилья, порядок пользования жилым помещением, признание помещения жилым помещением.
NIKOLYUKIN Stanislav Viacheslavovich,
assistant professor of The Department of Economic Regulation of the Financial University under the Government of the Russian Federation,
candidate of legal sciences, assistant professor
TO THE QUESTION OF THE OCCURRENCE OF HOUSING RIGHTS AND DUTIES OF JUDICIAL DECISIONS
Abstract. The article analyzes the features of housing legal relations, the main principles on which they are based, the grounds for the emergence of housing rights and duties, analyzes types of disputes that are examined in court, with examples of law enforcement practice. Particular attention is paid to such a legal fact as the basis for the emergence of housing rights and obligations as a judicial decision, which is, firstly, an act of the judicial authority of the Russian Federation; secondly, by the law-enforcement act, containing instructions of imperious nature, obligatory for any citizens and organizations, and also state bodies; thirdly, by a procedural act issued in a form defined by law and having certain requisites and content. The aim of the research is to investigate, on the basis of a scientific analysis of normative legal acts and judicial practice, problems associated with the emergence of rights and obligations of subjects of housing legal relations from such legal facts as judicial decisions.
Keywords: dwelling, the right to housing, living quarters, housing legal relationship, housing rights, housing duties, the grounds for the emergence of housing rights and duties, principles of housing legal relations, disputed housing, use of a dwelling, employer, renter, a member of the employer's family, social employment contract, payment for a dwelling, homeowners association, the procedure for using a dwelling, the recognition of the premises by a dwelling.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2017
Жилищное правоотношение, представляя собой урегулированное нормами права общественное отношение особого рода, в котором его участники, реализуя гарантированное государством субъективное право на жилище, приобретают соответствующие права и обязанности [14, с. 51], имеет как общие черты и признаки, характерные для всех правоотношений, так и специфические, которые предопределены особенностями самого жилищного права. Речь идет о таких особенностях жилищного правоотношения, как:
- общественный характер, который связан с деятельностью и поведением людей;
- возникновение в силу воздействия норм жилищного законодательства на поведение людей;
- взаимодействие между участниками посредством субъективных прав и юридических обязанностей;
- волевой характер, что связано с выражением определенной воли его участников;
- охрана и защита государством. По мнению В.К. Бабаева, государство, обеспечивая в конечном счете выполнение требований юридических норм, охраняет и отношения, возникающие на основе этих норм. Охраняемые государством правоотношения составляют основу правопорядка любого общества [15, с. 410].
Жилищные правоотношения имеют особое значение не только для человека, но и для общества в целом. Будучи урегулированными нормами жилищного законодательства, они базируются на принципах, которые характеризуют их сущность, содержание и назначение, а также определяют нормативную и правоприменительную деятельность [13, с. 65-87].
Жилищные правоотношения основаны не только на конституционных принципах, но и на нормах международного права. К числу основных конституционных принципов следует отнести, во-первых, право каждого на жилище; во-вторых, недопустимость произвольного лишения жилища; в-третьих, поощрение органами государственной власти и органами местного самоуправления жилищного строительства и
создание условий для осуществления права на жилище; в-четвертых, бесплатное или за доступную плату предоставление жилища малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, из государственных, муниципальных и иных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами и др.
Анализ конституционных принципов показывает, что в настоящее время жилищные права могут быть реализованы различными способами, а именно посредством:
- предоставления жилых помещений по договору социального найма в домах государственного и муниципального жилищного фондов. Конституция РФ предусматривает ограниченный круг граждан, имеющих такое право, в частности малоимущие и иные указанные в законе граждане, нуждающиеся в жилище [3].
- предоставления жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в случаях, если доход гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи и стоимость подлежащего налогообложению их имущества, которые определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, не превышают максимального размера, установленного законом; а) гражданин не признан и не имеет оснований быть признанным малоимущим в установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации порядке;
- передачи жилых помещений в соответствии с договором найма жилого помещения («коммерческого найма»). Круг граждан, имеющих право на заключение такого договора, не ограничен;
- приобретения или строительства жилых помещений в домах различных жилищных фондов за собственные средства без ограничения площади, в том числе, за доступную плату (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ). Это случаи, когда граждане, в силу разрешения своих жилищных проблем, вправе заключить различные договоры -купли-продажи, мены, дарения. Кроме того, органы государственной власти и
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2017
органы местного самоуправления обеспечивают приобретение гражданами жилых помещений из государственного или муниципального жилищных фондов за доступную плату.
Среди международных актов, содержащих нормы-регуляторы жилищных прав и обязанностей необходимо выделить Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., которые признают в качестве основных прав человека и право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни, а также Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г., которая провозглашает право каждого на уважение его жилища. Содержащиеся в жилищном законодательстве нормы права сами по себе не порождают, не изменяют и не прекращают жилищных прав и обязанностей. Жилищные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в силу различных жизненных обстоятельств, которые относятся к категории юридических фактов. К таким фактам могут относиться лишь те обстоятельства, которые признаны нормами права правообразующими, правоизменяющими или правопреращаю-щими. Даже при применении аналогии закона или аналогии права, как справедливо отмечает В.С. Ем, «жизненное обстоятельство, прямо не отнесенное законом к юридическим фактам, признается таковым только потому, что подобное признание санкционировано нормой, допускающей применение указанной аналогии» [2, с. 431].
Основания возникновения жилищных прав и обязанностей закреплены в ст. 10 ЖК РФ, а именно: из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 6 • 2017
права и обязанности; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей. Особым основанием являются судебные решения, устанавливающие жилищные права и обязанности. Судебное решение представляет собой акт правосудия, которым на основании достоверно установленных при разбирательстве фактов в строгом соответствии с нормами процессуального и материального права суд разрешает дело по существу, то есть удовлетворяет иск либо отказывает в удовлетворении иска (заявления) полностью или в части. При этом судебное решение должно быть законным и обоснованным. Если нарушение субъективного жилищного права или охраняемого законом права на жилище подтвердится, решением суда защищается нарушенное право истца способами, указанными в законе; если же нарушенное право, принадлежащее истцу, не подтвердится, суд отказывает в удовлетворении иска, защищая интересы ответчика, которые были нарушены неправомерными действиями или утверждениями истца. Таким образом, как справедливо указывает И.К. Пискарев, в случае удовлетворения иска право восстанавливается в том виде, в котором оно принадлежит истцу. При отказе в иске осуществляется защита прав ответчика. Следовательно, во всех случаях судебное решение выступает как акт защиты индивидуальных прав и охраняемых законом интересов спорящих сторон [1, с. 364, 365].
Как отмечают Н.М. Коршунов и Ю.Л. Мареев, значение судебного решения связано с задачами правосудия. Оно разрешает конкретный спор или правовой вопрос в деле особого производства, а также осуществляет нравственное и правовое воспитание граждан [11, с. 403]. Речь идет о том, что судебное решение не только является актом защиты нарушенного или ос-
париваемого права, но и оказывает большое воспитательное воздействие на участников процесса и на других лиц. Кроме того, посредством судебного решения, во-первых, прекращается спор о праве в силу его рассмотрения по существу и завершается судопроизводство по делу; во-вторых, восстанавливается законность, нарушенная одной из сторон, а также упорядочиваются отношения гражданского оборота; в-третьих, осуществляются профилактические функции правосудия. По мнению О.А. Красавчикова, при оценке судебных решений как самостоятельных юридических фактов следует иметь в виду, что в юридической науке, в первую очередь в гражданско-процессуальной, существует позиция, согласно которой судебное решение не может рассматриваться в качестве самостоятельного юридического факта, порождающего гражданские правоотношения [12, с. 129-143]. Если не рассматривать юридический факт в качестве самостоятельного юридического факта, можно сделать вывод о том, что судебное решение выступает в качестве производного юридического факта, вытекающего из спорного правоотношения.
Согласно ЖК РФ, в судебном порядке могут рассматриваться, например:
1. Споры о признании права пользования жилыми помещениями (ст. 30, 31 ЖК РФ). Так, 24 мая 2017 г. Иволгинский районный суд Республики Бурятия рассмотрел дело № 2-235/2017 по иску Будацыре-новой Э.В. к Ким Д.Д., Ким О.И., Ким М.М. о признании утратившими право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета.
Судом установлено, что истец является собственником жилого помещения. Ответчики зарегистрированы в указанном жилом помещении 21.07.2011 г., сохраняя в жилом помещении регистрацию, выехали в другое постоянное место жительства. Из пояснений истца следует, что ответчики расходы на содержание недвижимости не несут, оплату коммунальных платежей не производят. Доказательств того, что жилое помещение передано собственником во владение или пользование ответчикам, материалы дела не содержат. Таким обра-
зом, правовых оснований для сохранения за ответчиками права пользования жилым помещением не имеется, как нет и оснований для сохранения за ними регистрации в указанном жилом помещении, они подлежат признанию утратившими право пользования спорным жилым помещением, а следовательно, подлежат снятию с регистрационного учета по данному адресу. В соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», снятие гражданина РФ с регистрационного учета по месту жительства производит орган регистрационного учета на основании вступившего в законную силу решения суда о признании утратившим право пользования жилым помещением.
Учитывая в совокупности все установленные судом обстоятельства, а также имеющиеся доказательства, суд пришел к выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований и признании ответчиков утратившими право пользования жилым помещением, а также снятии их с регистрационного учета в вышеуказанном жилом помещении. На основании изложенного исковое заявление Будацыреновой Э.В. к Ким Д.Д., Ким О.И., Ким М.М. о признании утратившими право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета было удовлетворено [4].
2. Споры о порядке пользования жилыми помещениями (ст. 17 ЖК РФ). Так, 4 мая 2017 г. Новомосковский городской суд Тульской области рассмотрел дело № 2873/2017 по иску Титовой О.В. к администрации муниципального образования город Новомосковск о сохранении жилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии. Титова О.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования город Новомосковск, в котором просит сохранить принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение в перепланированном и переустроенном состоянии, по данным инвентаризации НО ТФ ФГУП «Ростехинвентариза-
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 6 • 2017
ция - Федеральное БТИ», ссылаясь на то, что при проведении ремонта она без разрешения осуществила перепланировку и переустройство своей квартиры. В результате выполненной перепланировки были демонтированы не несущие перегородки, заложены дверные блоки и проемы, установлены новые не несущие перегородки, дверные блоки и проемы, в результате чего за счет объединения кухни и жилой комнаты образовалась кухня-столовая, площадь ванны увеличилась, образовались помещения - кладовая и шкаф, площадь коридора также увеличилась. В силу ч. 4 ст. 17 ЖК РФ, пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Статья 25 ЖК РФ определяет перепланировку жилого помещения как изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. На основании ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
В соответствии с п. 1.7.1-1.7.3 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» [16] переоборудование и перепланировку жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения разрешений в установленном порядке. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2017
темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров. Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир, ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются. Перепланировка квартир, ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается. Кроме того, в п. 1 ст. 29 ЖК РФ установлено, что самовольной является перепланировка жилого помещения, проведенная без согласования уполномоченного на то органа. На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью (п. 4 ст. 29 ЖК РФ).
Согласно техническому заключению АО «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ» Центрально-Черноземный филиал, выполненная перепланировка и переустройство соответствует требованиям СП.55.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003», предъявляемым к основным элементам жилых зданий, не затрагивает несущие конструкции здания, не влияет на их несущую способность и де-формативность, ухудшению воздухообмена помещения, не представляет собой угрозу жизни и здоровью граждан. Установка газового оборудования выполнена специалистами газовой службы в соответствии с требованиями СП 62.13330.2011 «Газораспределительные системы, актуализированная редакция СНиП 42-01-2002» (л.д.13-35). При таких обстоятельствах суд признал иск Титовой О.В. обоснованным и подлежащим удовлетворению [5].
3. Споры о признании помещения жилым помещением (ст. 16, 18 ЖК РФ). Так, 11 мая 2017 г. Лаишевский районный суд Республики Татарстан рассмотрел дело № 2-576-2017 по иску Сунгатуллина Р.З. к
Исполнительному комитету Лаишевского муниципального района Республики Татарстан о пригодности жилого дома для постоянного проживания. Сунгатуллин Р.З. обратился в суд с исковым заявлением и просит признать жилой дом пригодным для постоянного проживания. Из материалов дела следует, что Сунгатуллин Р.З. является собственником земельного участка, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения садоводства и жилого строения без права регистрации проживания, расположенного на садовом земельном участке. Статья 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее - Закон о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях) определяет, что садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения, без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений). Кроме того, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2008 г. № 7-П, абз. 2 ст. 1 Закона о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях признан не соответствующим Конституции РФ в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов. Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что до внесения соответствующих изменений в федеральное законодательство субъекты Российской Федерации вправе в опережающем порядке осуществить надлежащее правовое регулирование, определив порядок признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания, а органы местного самоуправления - ут-
вердить правила землепользования и застройки.
В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Кроме того, согласно ст. 17 и 18 ЖК РФ, жилое помещение должно быть пригодным для проживания граждан и право собственности на жилые помещения подлежит государственной регистрации. Согласно ч. 1 ст. 22 ЖК РФ, перевод жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований Жилищного кодекса РФ и законодательства о градостроительной деятельности. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 7 Постановления от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», указал, что судам надлежит иметь в виду, что порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (п. 3, 4 ст. 15 ЖК РФ). В настоящее время действует Положение о признании помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47. Согласно данному Положению, уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, является межведомственная комиссия, создаваемая в этих целях и принимающая решение на основании оценки
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 6 • 2017
соответствия помещения установленным требованиям. По окончании своей работы комиссия составляет заключение в трех экземплярах о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по установленной форме.
Суд полагает, что иск подлежит отклонению, поскольку истцом не соблюден установленный действующим законодательством порядок признания данного строения жилым домом. Жилое строение, собственником которого является истец, располагается не на землях населенных пунктов, а на землях сельскохозяйственного назначения. Доказательств изменения категории земли материалы дела не содержат. Отсутствуют доказательства присвоения почтового адреса объекту недвижимости [6].
4. Споры о выселении из жилых помещений (ст. 90 ЖК РФ). Так, 20 марта 2017 г. Дудинский районный суд Красноярского края рассмотрел дело № 2-122/ 2017 по иску Администрации города Дудинки к Чурмантаевой, Чурмантаеву о расторжении договора социального найма жилого помещения и выселении из него с предоставлением другого жилого помещения.
Администрация города Дудинки обратилась с иском к ответчикам, ссылаясь на следующие обстоятельства. Жилое помещение было предоставлено Чурмантаевой Д.А. на основании договора социального найма № от 15.06.2015 г. Совместно с нанимателем в спорное жилое помещение в качестве члена семьи был вселен Чурманта-ев Н.М. Нарушая п. 5 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ, ответчики своевременно не вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно ведомости расчета квартплаты по задолженности, предоставленной управляющей организацией АО «Таймыр-быт», по состоянию на декабрь 2016 г. задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги за спорное жилое помещение составляет ... руб., оплата не производится с октября 2014 г. Согласно справке задолженности по оплате за наем, задолженность составляет . руб., оплата не производилась с 2012 г. На основании ст. 90 ЖК РФ, п. 1 ч. 4 ст. 83 ЖК РФ -
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 6 • 2017
истец просит расторгнуть договор социального найма от 15.06.2015 г., заключенный между Администрацией г. Дудинки и Чур-мантаевой Н.М., о предоставлении жилого помещения и выселить Чурмантаеву Н.М. и Чурмантаева Д.А. из занимаемого жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения.
В судебном заседании соответчики Чур-мантаева Д.А., Чурмантаев Н.М. признали исковые требования в полном объеме. Поскольку признание ответчиками иска Администрации города Дудинка не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, оно должно быть принято судом. Таким образом, исковые требования Администрации города Дудинки являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме [7].
5. Споры о взыскании платы за жилую площадь и коммунальные платежи (ст. 153, 154, 155, 156, 156.1, 157, 157.1, 158 ЖК РФ). Так, 15 мая 2017 г. Дмитровский городской суд Московской области рассмотрел дело № 2-1788/17 по иску Щербининой Л.Н. к Щербинину О.И. об изменении порядка оплаты за жилое помещение. Истец обратилась в суд с иском к Щербинину О.И. об изменении порядка оплаты за жилое помещение, просит определить порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные платежи - производить начисление платы за жилое помещение и коммунальные платежи по указанной квартире на семью Щербининой Л.Н. в составе двух человек - Щербининой Л.Н. и Щербинина Д.В., из расчета от общей суммы, подлежащей оплате, по отдельной квитанции; на семью Щербинина О.И. в составе одного человека - Щербинина О.И., из расчета от общей суммы, подлежащей оплате, по отдельной квитанции. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что заочным решением суда по указанной квартире определен порядок оплаты квартплаты и коммунальных платежей из расчета пяти проживающих в квартире лиц, тогда как в настоящее время в квартире зарегистрированы три человека, однако платежи продолжают начисляться с учетом пяти зарегистрированных в квартире лиц. В судебном заседании истец тре-
бования поддержала. Суд, выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав представленные доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что вступившим в законную силу заочным решением Дмитровского городского суда определен порядок оплаты квартплаты и коммунальных услуг, МУП «УК ЖКК» обязано производить начисление коммунальных услуг по указанной квартире для Щербининой Л.Н. на семью из четырех человек, из расчета 4/5 долей всех начисленных платежей по отдельной квитанции; на семью Щербинина О.И., состоящую из одного человека, - из расчета всех начисленных платежей по отдельной квитанции. Заочное решение сторонами не обжаловано и вступило в законную силу. В спорной квартире на момент судебного разбирательства зарегистрированы истец Щербинина Л.Н., ответчик Щербинин О.И., третье лицо Щербинин Д.В. Истец ссылается на то, что начисление платы за жилое помещение и коммунальные платежи по указанной квартире производится на основании заочного решения исходя из расчета пятерых зарегистрированных в квартире лиц, тогда как в спорном жилом помещении в настоящее время проживают трое. В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно ч. 2 ст. 69 ЖК РФ, члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
Согласно положениям ч. 1 ст. 69 ЖК РФ, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от
2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», суд вправе применительно к положениям ч. 4, 5 ст. 155, ст. 156 ЖК РФ и ст. 249 ГК РФ определить порядок и размер участия бывшего члена семьи нанимателя в расходах на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, исходя из приходящейся на него доли общей площади жилого помещения, с возложением на наймодателя (управляющую организацию) обязанности заключить с бывшим членом семьи нанимателя соответствующее соглашение и выдать ему отдельный платежный документ на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В данном случае истцу предоставлено право на оплату жилищных и коммунальных услуг исходя из количества членов ее семьи, тогда как ответчик обязан самостоятельно исполнять обязательства по оплате таких услуг на свою семью.
В связи с вышеизложенным, с учетом того, что в состав семьи истца входит два человека, а в состав семьи ответчика -один человек, исковые требования об изменении порядка внесения платы за жилое помещение и коммунальные платежи -начислении платы за жилое помещение и коммунальные платежи по указанной квартире на семью Щербининой Л.Н. в составе двух человек - Щербининой Л.Н. и Щербинина Д.В., из расчета доли от общей суммы, подлежащей оплате, по отдельной квитанции; на семью Щербинина О.И. в составе одного человека - Щербинина О.И., из расчета доли от общей суммы, подлежащей оплате, по отдельной квитанции подлежат удовлетворению. В части доводов ответчика о возможности рассмотрения данного вопроса только после компенсации истцом ему расходов на содержание домашних животных, то они судом в качестве основания для отказа в удовлетворении иска не принимаются, так как не являются юридически значимыми [8].
6. Споры с управляющими компаниями (ст. 165 ЖК РФ). Так, 26 октября 2016 г. Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области рассмотрел дело № 2-1195/ 2016 по иску прокурора Соль-Илецкого
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2017
района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию «Коммунальная служба «Перспектива» об обязании раскрыть информацию.
Прокурор Соль-Илецкого района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил обязать муниципальное унитарное предприятие «Коммунальная служба «Перспектива» (далее по тексту — МУП «Коммунальная служба «Перспектива») зарегистрироваться и раскрыть информацию в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с требованиями ФЗ от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», приказа Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства». В обоснование своих требований прокурор ссылался на то, что в ходе проверки исполнения законодательства в сфере ЖКХ установлены нарушения требований ст. 161, 165, 198 ЖК РФ, Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» в деятельности МУП «Коммунальная служба «Перспектива», а именно на официальном сайте ГИС ЖКХ информация не раскрыта, обязанность регистрации не выполнена.
Согласно ч. 4 ст. 165 ЖК РФ, организации, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, а также лица, оказывающие услуги, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и предоставляющие коммунальные услуги, обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную законодательством о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 6 • 2017
В рамках реализации указанного положения принят Закон о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, целью которого является создание правовых и организационных основ для обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций информацией о жилищно-коммунальном хозяйстве.
Согласно ст. 2 Закона о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства - единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством. Субъекты, размещающие информацию в системе (далее - поставщики информации), - органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные лица, которые обязаны в соответствии с Законом о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе. С 1 июля 2016 г. государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства введена в эксплуатацию на всей территории России (Приказ Минкомсвязи России от 14.06.2016 г. № 264 «О вводе в эксплуатацию государственной
информационной системы жилищно-коммунального хозяйства»).
С указанной даты поставщики информации обязаны размещать в ГИС ЖКХ информацию, предусмотренную Законом о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. Согласно ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ, управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных ЖК РФ, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. С 1 июля 2016 г. вступил в силу приказ Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016, которым утверждены состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в ГИС ЖКХ. Пунктом 5 ч. 1 данного приказа утвержден состав сведений о многоквартирных домах, размещаемых в системе организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами.
Информация, подлежащая размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, перечислена в разделе 10 приказа. В соответствии с ч. 1 ст. 198 ЖК РФ приказом Мин-комсвяи России № 504, Минстроя России № 934/пр от 30.12.2014 г. определен адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» -www.dom.gosuslugi.ru.
Судом установлено, что ответчик осуществляет управление эксплуатацией жилого фонда. Однако на официальном сайте ГИС ЖКХ, что нарушает вышеуказанные требования, МУП «Коммунальная служба «Перспектива» обязанность по регистрации и раскрытию информации не выполнило. Данный факт в судебном заседании представителем ответчика не оспаривался. Отсутствие информации об ответчике и его деятельности нарушает права граждан на получение достоверной и полной информации, кроме того, затрудняет деятельность контролирующих органов по осуществлению контроля и надзора, а также государственных и муниципальных органов для проведения анализа в сфере ЖКХ. Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что требования прокурора законны, обоснованы и подлежат удовлетворению [9].
6. Споры с товариществами собственников жилья (ст. 135, 136, 137, 138) и др. Так, 11 апреля 2017 г. Вахитовский районный суд г. Казани рассмотрел дело № 2-908/17 по иску Ахметшиной Г.М. и Нестеровой Р.Р. к Товариществу собственников жилья «Татарстан 18» о признании недействительным решения общего собрания членов товарищества от 29.03.2015 г.
В обоснование иска указано, что Ахмет-шина Г.М. является собственником квартиры № 7 в многоквартирном доме по адресу: ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 3 февраля 2011 г. Управление в многоквартирном доме осуществляет Товарищество собственников жилья «Татарстан».
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 6 • 2017
29 марта 2015 г. состоялось общее собрание членов ТСЖ «Татарстан 18», в котором истец участия не принимала, по вопросам повестки дня не голосовала. Об общем собрании истец узнала только в октябре 2016 г., так как истец проживает и работает в городе Азнакаево. Уведомление о дате и времени проведения общего собрания не получала, повестку дня не знала. Получив в октябре 2016 г. протокол общего собрания членов ТСЖ «Татарстан 18» от марта 2015 г. (далее - протокол), истец узнала, что, согласно Протоколу, приняты определенные решения.
Истец считает, что принятые решения являются ничтожными ввиду отсутствия кворума, допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление собственников участников собрания, и просит признать недействительным решения общего собрания членов ТСЖ «Татарстан 18» от 29 марта 2015 г., оформленные протоколом общего собрания членов ТСЖ «Татарстан 18» от 29 марта 2015 г.
В соответствии со ст. 144 ЖК РФ органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества. Согласно ч. 1 ст. 145 ЖК РФ, общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества. Как следует из ч. 1 ст. 143 ЖК РФ, членство в товариществе собственников жилья возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество собственников жилья. Если в многоквартирном доме создано товарищество собственников жилья, лица, приобретающие помещения в этом доме, вправе стать членами товарищества после возникновения у них права собственности на помещения (ч. 2 ст. 143 ЖК РФ). Частью 4 ст. 143 ЖК РФ предусмотрено, что реестр членов товарищества собственников жилья должен содержать сведения, позволяющие идентифицировать членов товарищества и осуществлять связь с ними, а также сведения о размерах принадлежащих им до-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2017
лей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 ст. 146 ЖК РФ, уведомление о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья направляется в письменной форме лицом, по инициативе которого созывается общее собрание, и вручается каждому члену товарищества под расписку или посредством почтового отправления (заказным письмом) либо иным способом, предусмотренным решением общего собрания членов товарищества или уставом товарищества. Уведомление направляется не позднее чем за десять дней до даты проведения общего собрания.
В силу ч. 1.1 ст. 146 ЖК РФ, на порядок проведения общего собрания членов товарищества собственников жилья распространяются положения ст. 45-48 ЖК РФ, если иное не установлено разделом VI ЖК РФ «Товарищество собственников жилья» (ст. 135-152 ЖК РФ). В части 3 ст. 146 ЖК РФ закреплено, что правомочия общего собрания членов товарищества собственников жилья устанавливаются в соответствии со ст. 45 ЖК РФ и уставом товарищества. Общее собрание членов товарищества собственников жилья правомочно, если на нем присутствуют члены товарищества или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов членов товарищества. Как следует из ч. 4 ст. 146 ЖК РФ, решения общего собрания членов товарищества собственников жилья по вопросам, отнесенным ЖК РФ к компетенции общего собрания в соответствии с п. 2, 6 и 7 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ, принимаются не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов членов товарищества. Решения по остальным вопросам принимаются большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей. Согласно ч. 3 ст. 48 ЖК РФ, -количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном
доме. Судом установлено, что истец является собственником квартиры № 7 в многоквартирном доме, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 3 февраля 2011 г.
Суд учитывает, что ответчиком был нарушен порядок проведения общего собрания членов ТСЖ в очной форме. Ни ответчик в ходе судебного разбирательства, ни ГЖИ РТ не смогли представить суду бюллетени для голосования ввиду их отсутствия либо какой-либо иной документ, подтверждающий волеизъявление членов ТСЖ по поставленным в повестке дня вопросам. Согласно листу регистрации по некоторым квартирам, находящимся в долевой собственности, за всех сособственни-ков расписывался один человек. С учетом этого, исключая квадратные метры, приходящиеся на неголосовавших членов ТСЖ, суд считает, что в голосовании приняло участие 2878,07 кв.м, приходящихся на членов ТСЖ, и 474,84 кв.м, приходящихся на собственников, но не являющихся членами ТСЖ, что в общей сумме равно 3352,91 кв.м. На основании изложенного суд признал недействительным решение общего собрания членов ТСЖ «Татарстан 18», оформленного протоколом от 29.03.2015 г. [10] Итак, жилищное правоотношение, являясь одним из главных средств реализации права, имеет следующие особенности: 1) всегда возникает вследствие воздействия норм жилищного законодательства на поведение людей; 2) является волевым отношением; 3) представляет собой связь между субъектами жилищных правоотношений через субъективные права и обязанности; 4) предполагает индивидуализированную связь между субъектами жилищных правоотношений; 5) всегда охраняется государством.
Из указанных особенностей следует, что жилищное правоотношение представляет собой юридическую связь между его субъектами, основным содержанием которой являются субъективные жилищные права и субъективные жилищные обязанности и которая возникает на основе норм жилищного законодательства в случае наступления юридических фактов, под кото-
рыми понимаются конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы жилищного права связывают возникновение, изменение или прекращение жилищных правоотношений. Среди оснований возникновения жилищных прав и обязанностей выделяют судебное решение, существенными признаками которого являются, во-первых, акт органа судебной власти Российской Федерации, поэтому оно принимается именем Российской Федерации; во-вторых, правоприменительный акт, содержащий предписания властного характера; в-третьих, юридический факт материального и процессуального права, которым устраняется спор о праве; в-четвертых, процессуальный акт, который выносится в определенной форме и порядке; в-пятых, должен иметь указанные в законе содержание и реквизиты.
Список литературы:
[1] Гражданский процесс / Под ред. М.К. Треушникова. М.: ООО «Городец-издат», 2003.
[2] Гражданское право: в 4 т. Том I. Общая часть: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. М.: Волтерс Клувер, 2004.
[3] Гражданско-правовые договоры: актуальные проблемы правового регулирования отдельных видов: Монография / Под ред. В.В. Кулакова, С.В. Николюкина. М.: Юрлитин-форм, 2014. - 320 с.
[4] Интернет-портал «РосПравосудие» // https://rospravosudie.com/court-ivolginskij-rajonnyj-sud-respublika-buryatiya-s/act-556165239/ [Дата обращения: 10.06.2017].
[5] Интернет-портал «РосПравосудие» // https: / / rospravosudie.com / court-novomoskovskij-gorodskoj-sud-tulskaya-oblast-s/act-556180626/ [Дата обращения: 10.06.2017].
[6] Интернет-ресурс «Судебные и нормативные акты РФ (СудАкт)» // http://sudact.ru/ regular/doc/GRg9nJe2uX5l/ [Дата обращения: 10.06.2017].
[7] Интернет-портал «РосПравосудие» // https://rospravosudie.com/court-dudinskij-rajonnyj-sud-krasnoyarskij-kraj-s/act-554621918/ [Дата обращения: 10.06.2017].
[8] Интернет-ресурс «Судебные и нормативные акты РФ (СудАкт)» // http://sudact.ru/ regular/doc/EWGk9G1WIaxK/ [Дата обращения: 10.06.2017].
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2017
[9] Интернет-ресурс «Судебные и нормативные акты РФ (СудАкт)» // http://sudact.ru/ regular/doc/VGZVAQbSt1Wj/ [Дата обращения: 10.06.2017].
[10] Интернет-ресурс «Судебные и нормативные акты РФ (СудАкт)» // http:// sudact.ru/regular/doc/VGZVAQbSt1Wj/ [Дата обращения: 12.06.2017].
[11] Коршунов Н.М., Мареев Ю.Л. Гражданский процесс. М.: Эксмо, 2007.
[12] Красавчиков O.A. Юридические факты в советском гражданском праве. М.: Госюриз-дат, 1958.
[13] Николюкин C.B. Жилищные потребности граждан как субъектов жилищных правоотношений в условиях современного хозяйствования (вопросы теории и практики): Монография. М.: Юрлитинформ, 2014.
[14] Николюкин C.B. Специфика жилищных правоотношений в современном российском обществе // Современный юрист. 2015. № 3 (12).
[15] Общая теория права / Под общ. ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993.
[16] Постановление Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170.
Spisok literatury:
[1] Grazhdanskij process / Pod red. M.K. Treushnikova. M.: OOO «Gorodec-izdat», 2003.
[2] Grazhdanskoe pravo: v 4 t. Tom I. Obshhaya chast': Uchebnik / Otv. red. E.A. Suxanov. M.: Volters Kluver, 2004.
[3]Grazhdansko-pravovy'e dogovory': aktual'ny'e problemy' pravovogo regulirovaniya otdel'ny'x vidov: Monografiya / Pod red. V.V. Kulakova, S.V. Nikolyukina. M.: Yurlitinform, 2014. - 320 s.
[4] Internet-portal «RosPravosudie» // https://rospravosudie.com/court-ivolginskij-rajonnyj-sud-respublika-buryatiya-s/act-556165239/ [Data obrashheniya: 10.06.2017].
[5] Internet-portal «RosPravosudie» // https: / / rospravosudie.com / court-novomoskovskij-gorodskoj-sud-tulskaya-oblast-s/act-556180626/ [Data obrashheniya: 10.06.2017].
[6] Internet-resurs «Sudebny'e i normativny'e akty' RF (SudAkt)» // http://sudact.ru/ regular/doc/GRg9nJe2uX5l/ [Data obra-shheniya: 10.06.2017].
[7] Internet-portal «RosPravosudie» // https://rospravosudie.com/court-dudinskij-rajonnyj-sud-krasnoyarskij-kraj-s/act-554621918/ [Data obrashheniya: 10.06.2017].
[8] Internet-resurs «Sudebny'e i normativny'e akty' RF (SudAkt)» // http://sudact.ru/ regular/doc/EWGk9G1WIaxK/ [Data obrashheniya: 10.06.2017].
[9] Internet-resurs «Sudebny'e i normativny'e akty' RF (SudAkt)» // http://sudact.ru/ regular/doc/VGZVAQbSt1Wj/ [Data obrashheniya: 10.06.2017].
[10] Internet-resurs «Sudebny'e i normativny'e akty' RF (SudAkt)» // http:// sudact.ru/regular/doc/VGZVAQbSt1Wj/ [Data obrashheniya: 12.06.2017].
[11] Korshunov N.M., Mareev Yu.L. Grazhdanskij process. M.: E'ksmo, 2007.
[12] Krasavchikov O.A. Yuridicheskie fakty' v sovetskom grazhdanskom prave. M.: Gosyurizdat, 1958.
[13] Nikolyukin S.V. Zhilishhny'e potrebnosti grazhdan kak sub»ektov zhilishhny'x pravo-otnoshenij v usloviyax sovremennogo xozyajstvovaniya (voprosy' teorii i praktiki): Monografiya. M.: Yurlitinform, 2014.
[14] Nikolyukin S.V. Specifika zhilishhny'x pravootnoshenij v sovremennom rossijskom obshhestve // Sovremenny'j yurist. 2015. № 3 (12).
[15] Obshhaya teoriya prava / Pod obshh. red. V.K. Babaeva. N. Novgorod, 1993.
[16] Postanovlenie Gosstroya Rossii ot 27 sentyabrya 2003 g. № 170.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № б • 2017