Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПЕ НАДЛЕЖАЩЕГО ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ОПЛАТЕ ЗА ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ И КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ'

К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПЕ НАДЛЕЖАЩЕГО ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ОПЛАТЕ ЗА ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ И КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
274
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ / КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ПЛАТА ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / UTILITIES / СТРУКТУРА ПЛАТЫ ЗА ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ / ПЛАТА ЗА ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ / ВЗНОС НА КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ / THE FEE FOR MAJOR REPAIRS / МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ / SOCIAL SUPPORT / СУБСИДИИ НА ОПЛАТУ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ / SUBSIDIES FOR PAYMENT OF PREMISES / НАНИМАТЕЛЬ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ / THE EMPLOYER'S PREMISES / СОБСТВЕННИК ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ / THE OWNER OF THE PREMISES / ЧЛЕН ТОВАРИЩЕСТВА СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ / A MEMBER OF THE ASSOCIATION OF HOMEOWNERS / НАДЛЕЖАЩЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ / THE PROPER PERFORMANCE OF THE HOUSING OBLIGATIONS / HOUSING / STRUCTURE OF A PAYMENT FOR PREMISES / PAY FOR HOUSING / THE STRUCTURE OF A PAYMENT FOR PREMISES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Николюкин Станислав Вячеславович

В статье анализируются особенности реализации принципа надлежащего исполнения обязательств на примере оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, сущность структуры платы за жилое помещение и коммунальные платежи, проблемы, связанные с надлежащим исполнением обязательств по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также исследуются материалы судебной практики по спорам, связанным с оплатой гражданами жилого помещения и коммунальных услуг, которые рассматриваются мировыми судьями и иными судами общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE PRINCIPLE OF PROPER EXECUTION OF OBLIGATIONS ON PAYMENT FOR HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

The article analyzes the peculiarities of the implementation of the principle of proper execution of obligations on the example of payment for housing and communal services, the essence of structure of a payment for premises and utilities, the problems associated with the proper fulfillment of obligations on payment of premises and utilities, as well as materials of judicial practice on disputes connected with payment of citizens for housing and communal services, which are dealt with by justices of the peace and other courts of General jurisdiction in civil proceedings

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПЕ НАДЛЕЖАЩЕГО ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ОПЛАТЕ ЗА ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ И КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ»

НИКОЛЮКИН Станислав Вячеславович,

доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат юридических наук, доцент e-mail:[email protected]

12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право; семейное право;

международное частное право

К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПЕ НАДЛЕЖАЩЕГО ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ОПЛАТЕ ЗА ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ И КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Аннотация. В статье анализируются особенности реализации принципа надлежащего исполнения обязательств на примере оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, сущность структуры платы за жилое помещение и коммунальные платежи, проблемы, связанные с надлежащим исполнением обязательств по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также исследуются материалы судебной практики по спорам, связанным с оплатой гражданами жилого помещения и коммунальных услуг, которые рассматриваются мировыми судьями и иными судами общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства.

Ключевые слова: жилое помещение, коммунальные услуги, структура платы за жилое помещение, плата за жилое помещение, структура платы за жилое помещение, взнос на капитальный ремонт, плата за коммунальные услуги, меры социальной поддержки, субсидии на оплату жилого помещения, наниматель жилого помещения, собственник жилого помещения, член товарищества собственников жилья, надлежащее исполнение жилищных обязательств.

NIKOLYUKIN Stanislav Viacheslavovich,

assistant professor of The Department of Economic Regulation of the Financial University under the Government of the Russian Federation, candidate of legal sciences, assistant professor e-mail:[email protected]

TO THE QUESTION OF THE PRINCIPLE OF PROPER EXECUTION OF OBLIGATIONS ON PAYMENT FOR HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

Abstract. The article analyzes the peculiarities of the implementation of the principle of proper execution of obligations on the example of payment for housing and communal services, the essence of structure of a payment for premises and utilities, the problems associated with the proper fulfillment of obligations on payment of premises and utilities, as well as materials of judicial practice on disputes connected with payment of citizens for housing and communal services, which are dealt with by justices of the peace and other courts of General jurisdiction in civil proceedings.

Keywords: housing, utilities, structure of a payment for premises, pay for housing, the structure of a payment for premises, the fee for major repairs, utilities, social support, subsidies for payment of premises, the employer's premises, the owner of the premises, a member of the association of homeowners, the proper performance of the housing obligations.

УДК - 347.674 ББК - 67.404

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2017

Принципы права, как исходные, основополагающие положения, определяющие содержание воздействия права на общественные отношения и выступающие критериями его ценности для субъектов правоотношения, выражают и характеризуют самые главные черты права как регулятора общественных отношений. Они, как отмечается в литературе, «являются стержнем, который объединяет нормы права и который придает определенную заданность правотворческим и правоприменительным органам» [9, с. 74].

При всем многообразии принципов жилищного права (принципа неприкосновенности жилища; принципа недопустимости произвольного лишения жилища; принципа свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства; принципа доступности пользования жилыми помещениями; принцип использования жилых помещений по назначению; принципа равенства участников жилищных правоотношений; принципа обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав и их судебной защиты [1, с. 11 — 14]) и классификации их на основные и неосновные, следует особо выделить принцип надлежащего исполнения жилищных обязательств, который является межотраслевым и выражает качественную характеристику совершения определенного действия (бездействия).

Как отмечает Е.А. Суханов, применительно к договорным обязательствам данный принцип традиционно конкретизируется в понятии договорной дисциплины, соблюдение которой предполагает необходимость точного и своевременного исполнения сторонами договора всех своих обязанностей в строгом соответствии с условиями их соглашения и требованиями законодательства [5, с. 42]. Речь идет об исполнении обязательства надлежащему лицу и надлежащим лицом, надлежащим предметом, в надлежащем месте и в надлежащий срок. Такие условия обычно закрепляются диспозитивными нормами закона, что дает возможность его участникам избрать конкретный вариант исполнения обязательства, в наибольшей степени отвечающий их интересам.

Если обратиться к принципу надлежащего исполнения обязательств по оплате жилья и коммунальных услуг, то последняя должна производиться в установленный срок и в полном объеме. Так, согласно п. 1 ст. 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.

При этом следует иметь в виду, что, если иной срок не установлен, последним днем срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги является десятое число месяца включительно (ст. 190-192 ГК РФ). Кроме того, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (п. 9 ст. 2; п. 2 ст. 155 ЖК РФ).

В Российской Федерации вопросы оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги регулируются следующими нормативными правовыми актами:

А. Федеральными законами - ЖК РФ (разд. VII); ГК РФ (ст. 682); Федеральными законами от 26 марта 2003 года № 35-Ф3 «Об электроэнергетике»; от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении»; от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и др.

Кроме того, на отношения по предоставлению коммунальных услуг нанимателям жилых помещений по договору социального найма, а также собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, использующим жилые помещения для проживания, распространяется Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребите-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2017

лей) в части, не урегулированной специальными законами.

Так, в случае предоставления потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (например, если исполнитель после заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, своевременно не приступил к предоставлению коммунальных услуг; если параметры напряжения и частоты в электрической сети в помещении потребителя не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и т.п.), потребитель вправе потребовать от лица, виновного в неоказании услуг или в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, возмещения убытков, уплаты неустойки, денежной компенсации морального вреда и штрафа в соответствии Законом о защите прав потребителей и п. 150 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах [8].

Из материалов судебной практики

Ссылка ответчика на ненадлежащее оказание коммунальных услуг как основание для уменьшения размера оплаты должна подтверждаться обоснованными доказательствами.

ОАО обратилось в суд с иском к К. о взыскании задолженности за предоставленные коммунальные услуги по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведе-нию; ответчик не признал иск в части, ссылаясь на ненадлежащее оказание коммунальных услуг. Соглашаясь с выводом Ла-бытнангского городского суда, судебная коллегия указала, что в п. 98 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов предусмотрено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 8 • 2017

коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Устанавливая единый порядок перерасчета коммунальных услуг, законодатель предусмотрел, что перерасчет стоимости коммунальных услуг в связи с их некачественным предоставлением осуществляется на основании акта о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, подписанного исполнителем и потребителем на основании устного или письменного обращения потребителя (п. 105—110 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).

Из материалов дела следует, что обращений ответчика к истцу по факту некачественного предоставления услуг зафиксировано не было, акты об их некачественном предоставлении не составлялись, начисления за поставленную услугу по водоснабжению производились на основании тарифов, установленных Департаментом тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа [4].

Б. Подзаконными нормативными правовыми актами:

- постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;

- постановлением Правительства РФ от 27 августа 2012 г. № 857 «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;

- постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого

помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» и др.

В. Актами субъектов Российской Федерации (на примере города Москвы):

- Закон города Москвы от 27 января 2010 г. № 2 «Основы жилищной политики города Москвы»;

- Постановление Правительства Москвы от 19 сентября 2006 г. № 710-ПП «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в городе Москве»;

- Постановление Правительства Москвы от 31 декабря 2002 г. № 1068-ПП «Об утверждении ставок арендной платы жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы»;

- Постановление Правительства Москвы от 7 декабря 2004 г. № 850-ПП «О порядке и условиях обеспечения мер социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг» и др.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой области относится, в частности: установление минимального размера взноса на капитальный ремонт (ч. 8.1 ст. 156 ЖК РФ); утверждение нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).

Г. Актами органов местного самоуправления:

- Постановление Администрации городского округа Самары от 30 декабря 2016 г. № 1711 «Об оплате жилых помещений муниципального и государственного жилищных фондов городского округа Самара в 2017 году»;

- Постановление Администрации города Кирова от 27 ноября 2014 г. № 5098-П «Об установлении размера платы за содержание жилых помещений муниципального образования «Город Киров»;

- Постановление Администрации Оек-ского муниципального образования от 31 августа 2016 г. № 155-п «Об установле-

нии размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2016-2017 годы»;

- Постановление Администрации города Томска от 14 декабря 2016 г. № 1306 «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирных домах, расположенных на территории Октябрьского района муниципального образования «Город Томск» и др.

К полномочиям органов местного самоуправления в этой области относится, в частности, установление размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилого помещения по договору социального найма и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом (п. 3 ст. 156 ЖК РФ).

Споры, связанные с применением жилищного законодательства, являются самыми многочисленными среди остальных категорий гражданских дел, рассматриваемых судами. Как отмечает Н.К. Толчеев, несмотря на сложность этих дел, самых сложных по своему составу и характеру, судебная практика по ним была в целом довольно стабильна и едина [7, с. 74].

В настоящее время для более правильного понимания правоприменительными органами разд. VII ЖК РФ действуют следующие постановления Верховного Суда Российской Федерации:

- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»;

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 8 • 2017

принадлежащего им на праве собственности» и др.

По общему правилу в случае неисполнения обязательства в установленный срок возникает его нарушение, то есть просрочка. Согласно п. 14 ст. 155 ЖК РФ, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России), действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Банка России, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных размеров пеней не допускается.

Из материалов судебной практики. За несвоевременную оплату за жилое помещение и коммунальные платежи суд начислил пени.

10 июля 2017 г. Дудинский районный суд Красноярского края рассмотрел дело № 2-324/2017 по иску АО «Таймырбыт» к Турдагиной Т.Т. о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, пени, судебных расходов.

АО «Таймырбыт» обратилось в суд с иском к ответчику о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, указывая на то обстоятельство, что ответчик Т.Т. Турдагина является нанимателем жилого помещения на основании договора найма жилого помещения маневренного фонда № 05 от 30 июля 2015 г., вре-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 8 • 2017

менно зарегистрирована с 26 апреля 2016 г. Ответчик Т.Т. Турдагина, нарушая действующее законодательство, не производит оплату жилищно-коммунальных услуг с марта 2016 г. Общая сумма задолженности ответчика составляет 82 638 руб. 57 коп. Указанную сумму, пени, начисляемые в соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК РФ на сумму неуплаченной задолженности, а также уплаченную при подаче иска в суд государственную пошлину в сумме 2 679 руб. 16 коп. истец просит взыскать с ответчика. Ответчик Т.Т. Турдагина признала исковые требования.

Суд решил взыскать с Т.Т. Турдагиной в пользу АО «Таймырбыт» денежную сумму в размере 82 638 (восемьдесят две тысячи шестьсот тридцать восемь) руб. 57 коп, включающую: задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 1 марта 2016 г. по 30 апреля 2017 г. - 71 362 руб. 43 коп.; задолженность по оплате электроэнергии за период с 1 апреля 2016 г. по 30 апреля 2017 года - 7 750 руб. 41 коп.; пени за несвоевременную оплату за период с 11 апреля 2016 г. по 21 мая 2017 г. -3 525 руб. 73 коп.; возврат государственной пошлины - 2 679 руб. 16 коп. Взыскание пени производить до момента фактического исполнения обязательства [10].

Большинство обязательств прекращается их исполнением. Однако такое прекращение может быть обусловлено лишь его надлежащим исполнением, то есть таким исполнением, которое соответствует условиям обязательства, требованиям закона и иных правовых актов. Согласно п. 1 ст. 408 ГК РФ, надлежащее исполнение во всех случаях освобождает должника от его обязанностей и прекращает обязательство. Представляется, что данное правило распространяется и на исполнение жилищных обязательств, поскольку в соответствии со ст. 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных ЖК РФ.

По справедливому суждению А.В. Шиповой, пока обязательство не нарушено ни одной из сторон, презюмируется, что оно исполняется в точном соответствии со всеми элементами, образующими в своей совокупности его содержание, в этом случае реальное означает вместе с тем и надлежащее исполнение. Положение меняется существенным образом, как только должник нарушит какую-либо свою обязанность [12, с. 21].

Действительно, всякое исполнение, не являющееся надлежащим, например частичное или с просрочкой, становится основанием для применения к должнику мер гражданско-правовой ответственности, специфическими чертами (особенностями) которой являются, во-первых, имущественный характер гражданско-правовой ответственности, во-вторых, ответственность правонарушителя перед потерпевшим, в-третьих, соответствие размера ответственности размеру причиненного вреда или убытков, в-четвертых, применение равных по объему мер ответственности к различным участникам за однотипные правонарушения.

Согласно п. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Исполнение обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у следующих лиц:

1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;

2) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с момента заключения данного договора;

3) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;

4) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;

5) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;

6) собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение;

7) лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи;

8) застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.

Рассматривая особенности надлежащего исполнения обязательств по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, отметим, что в соответствии п. 1 ст. 11 ЖК РФ защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

Согласно Отчету о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских, административных дел по первой инстанции за 12 месяцев 2016 г., в 2016 г. поступило 4 180 809 дел о взыскании платы за жилую площадь и коммунальные платежи, тепло и электроэнергию, из них по искам юридических лиц (в том числе государственных органов) - 3 893 591; рассмотрено дел с вынесением решения — 4 034 179; оставлено дел без рассмотрения - 240 83. Суммы, присужденные к взысканию, составили 82 049 661 406 руб. [11]

Несмотря на многообразие жилищных споров, наиболее типичными делами о спорах, связанных с оплатой за жилое помещение и коммунальные услуги, являются споры:

- о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;

- о разделе лицевого счета на оплату коммунальных услуг;

- об определении порядка и размера участия в оплате коммунальных услуг;

- о перерасчете платы за коммунальные услуги;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2017

- о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии за содержание жилого помещения и коммунальных услуг и о понуждении к предоставлению субсидии;

- о признании задолженности за потребленный природный газ необоснованно (незаконно) начисленной;

- о возложении обязанности аннулировать задолженность по оплате коммунальных платежей;

- о возложении обязанности выдать отдельные платежные документы на оплату коммунальных услуг и жилого помещения;

- об определении порядка оплаты жилищно-коммунальных услуг и др.

Согласно ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя и собственника включает в себя:

а) плату за содержание жилого помещения (плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме).

При этом под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг;

б) плату за коммунальные услуги (плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плата за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами);

в) плату за холодную и горячую воду, электрическую энергию, потребляемые

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2017

при содержании общего имущества в многоквартирном доме, когда непосредственное управление многоквартирным домом осуществляется собственниками помещений, а также если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован;

г) плату за пользование жилым помещением (плату за наем) для нанимателя жилого помещения. При этом от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) освобождаются граждане, отнесенные к категории малоимущих и занимающих жилые помещения по договорам социального найма [6, с. 250].

Что касается малоимущих граждан, следует обратить внимание на меры их социальной поддержки, поскольку Российская Федерация является социальным государством. К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ст. 159, 160 ЖК РФ), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).

Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации. Так, федеральными законами меры социальной поддержки установлены для таких категорий граждан, как инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации и полные кавалеры ордена Трудовой Славы, граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и др.;

д) плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме независимо от факта пользова-

ния общим имуществом, например лифтом.

Из материалов судебной практики. Собственники жилых помещений обязаны нести расходы на содержание общего имущества многоквартирного дома.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Истцы П. и Н. обратились в суд с иском к ТСЖ, в том числе, о перерасчете платежей за содержание общего имущества в многоквартирном доме, ссылаясь на то, что не пользуются услугой «домофон», который в их квартире не установлен. Решением Лабытнангского городского суда в иске, в том числе, в этой части было отказано. Судебная коллегия согласилась с выводами суда первой инстанции, указав, что в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 153, ч. 2 ст. 154 ЖК РФ собственник жилого помещения в многоквартирном жилом доме обязан вносить плату за жилье, в том числе за содержание жилого помещения, включающую плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную и горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за потребляемые коммунальные услуги. Тарифы и сметы по услуге «запирающее устройство» утверждены общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, при этом запирающее устройство (домофон) не только обеспечивает связь жильцов с приходящими гражданами, но и ограничивает доступ посторонних лиц внутрь дома (подъезда), обеспечивает сохранность общего имущества собственников многоквартирного дома; указанная услуга оказывается в интересах истцов [2].

е) взнос на капитальный ремонт для собственника жилого помещения.

Согласно ст. 169 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартир-

ном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Собственники помещений в многоквартирном доме освобождаются от обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение об изъятии такого земельного участка.

Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере 50%, восьмидесяти лет - в размере 100%, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере 50%, восьмидесяти лет - в размере 100%. Так, согласно Закону города Москвы от 23 марта 2016 г. № 10 «О мерах социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в городе Москве», меры социальной поддержки предоставляются:

1) одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2017

городе Москве, достигшим возраста 70 лет,

- в размере 50%;

2) одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений в городе Москве, достигшим возраста 80 лет,

- в размере 100%;

3) проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам двух жилых помещений в городе Москве, достигшим возраста 70 лет, - в размере 50%;

4) проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений в городе Москве, достигшим возраста 80 лет, - в размере 100%.

Из материалов судебной практики. Собственник жилого помещения, как участник собственности на общее имущество в многоквартирном доме, обязан нести расходы на капитальный ремонт, установленные общим собранием собственников, независимо от его согласия на проведение ремонта.

ООО обратилось в суд с иском к Д. о взыскании задолженности по оплате капитального ремонта многоквартирного дома после пожара.

Принимая решение об удовлетворении иска, Салехардский городской суд обоснованно сослался на ч. 5 ст. 46 ЖК РФ, согласно которой решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном порядке по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании. При этом в соответствии со ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Обязанность по оп-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2017

лате расходов на капитальный ремонт распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.

Как видно из дела, общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме было принято решение о проведении капитального ремонта общего имущества путем софинансирования. Доводы апелляционной жалобы на несогласие ответчика с проведением ремонта путем софинансирования и отсутствие отдельного соглашения о проведении ремонта с нею судом апелляционной инстанции были признаны несостоятельными, решение суда первой инстанции оставлено без изменения [3].

В заключение следует сделать вывод о том, что принцип надлежащего исполнения обязательств по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, во-первых, является одним из основополагающих и базовых принципов среди общеизвестных отраслевых принципов жилищного права; во-вторых, служит ориентиром не только для субъектов жилищных правоотношений, но и для всей системы российского права; в-третьих, надлежащим является такое исполнение обязательства по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, когда поведение должника в процессе исполнения точно соответствует всем условиям возникшего обязательства и требованиям, определенным договором, законом либо другим правовым актом; в-четвертых, действие принципа надлежащего исполнения состоит в требованиях двойного ряда, которые обращены к обеим сторонам жилищных правоотношений; в-пятых, отступление от принципа надлежащего исполнения обязательства по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги может повлечь за собой отрицательные последствия в методах, средствах и целях жилищно-правового регулирования.

Список литературы:

[1] Альбов А.П., Николюкин С.В. Жилищное право: Учебное пособие. М.: ЮСТИЦИЯ, 2016.

[2] Апелляционное дело № 33-2829/2016 // Обзор судебной практики о некоторых вопросах рассмотрения судами споров, связанных с

внесением гражданами платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Утв. Президиумом суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 мая 2017 г.

[3] Апелляционное дело № 33-749/2017 // Обзор судебной практики о некоторых вопросах рассмотрения судами споров, связанных с внесением гражданами платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Утв. Президиумом суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 мая 2017 г.

[4] Апелляционное дело № 33-1470/2016 // Обзор судебной практики о некоторых вопросах рассмотрения судами споров, связанных с внесением гражданами платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Утв. Президиумом суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 мая 2017 г.

[5] Гражданское право. В 2 т. Том II. Полутом 1: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. М.: Издательство «БЕК», 2003.

[6] Гражданско-правовые договоры: актуальные проблемы правового регулирования отдельных видов: Монография / Под ред. В.В. Кулакова, С.В. Николюкина. М.: Юрлитин-форм, 2014.

[7] Настольная книга судьи по жилищным спорам / Под ред. Н.К. Толчеева. М.: Проспект, 2009.

[8] Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 // Собрание законодательства РФ. 2011. № 22. Ст. 3168.

[9]Радько Т.Н., Лазарев В.В., Морозова Л.А. Теория государства и права. М.: Проспект, 2014.

[10] Решение Дудинского районного суда Красноярского края по делу № 2-324/2017 от 10.07.2017 г. // Интернет-портал «РосПраво-судие»: https://rospravosudie.com/court-dudinskij-rajonnyj-sud-krasnoyarskij-kraj-s/ act-557826244/ (дата обращения: 26.07.2017).

[11] Сайт Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации: www.cdep.ru (дата обращения: 27.07.2017).

[12] Шипова А.В. Надлежащее исполнение внешнеторговых обязательств: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2007.

Spisok literatury:

[1] Al'bov A.P., Nikolyukin S.V. Zhilishhnoe pravo: Uchebnoe posobie. M.: YuSTICIYa, 2016.

[2] Apellyacionnoe delo № 33-2829/2016 // Obzor sudebnoj praktiki o nekotory'x voprosax rassmotreniya sudami sporov, svyazanny'x s vneseniem grazhdanami platy' za zhiloe pomeshhenie i kommunal'ny'e uslugi. Utv. Prezidiumom suda Yamalo-Neneckogo avto-nomnogo okruga ot 17 maya 2017 g.

[3] Apellyacionnoe delo № 33-749/2017 // Obzor sudebnoj praktiki o nekotory'x voprosax rassmotreniya sudami sporov, svyazanny'x s vneseniem grazhdanami platy' za zhiloe pomeshhenie i kommunal'ny'e uslugi. Utv. Prezidiumom suda Yamalo-Neneckogo avtonomnogo okruga ot 17 maya 2017 g.

[4] Apellyacionnoe delo № 33-1470/2016 // Obzor sudebnoj praktiki o nekotory'x voprosax rassmotreniya sudami sporov, svyazanny'x s vneseniem grazhdanami platy' za zhiloe pomeshhenie i kommunal'ny'e uslugi. Utv. Prezidiumom suda Yamalo-Neneckogo avtonomnogo okruga ot 17 maya 2017 g.

[5] Grazhdanskoe pravo. V 2 t. Tom II. Polutom 1: Uchebnik / Otv. red. E.A. Suxanov. M.: Izdatel'stvo «BEK», 2003.

[6] Grazhdansko-pravovy'e dogovory': aktual'ny'e problemy' pravovogo regulirovaniya otdel'ny'x vidov: Monografiya / Pod red. V.V. Kulakova, S.V. Nikolyukina. M.: Yurlitinform, 2014.

[7] Nastol'naya kniga sud'i po zhilishhny'm sporam / Pod red. N.K. Tolcheeva. M.: Prospekt, 2009.

[8] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 6 maya 2011 g. № 354 // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2011. № 22. St. 3168.

[9] Rad'ko T.N., Lazarev V.V., Morozova L.A. Teoriya gosudarstva i prava. M.: Prospekt, 2014.

[10] Reshenie Dudinskogo rajonnogo suda Krasnoyarskogo kraya po delu № 2-324/2017 ot 10.07.2017 g. // Internet-portal «Ros Pravosudie»: https://rospravosudie.com/ court-dudinskij-rajonnyj-sud-krasnoyarskij-kraj-s/act-557826244/ (data obrashheniya: 26.07.2017).

[11] Sajt Sudebnogo departamenta pri Verxovnom Sude Rossijskoj Federacii: www.cdep.ru (data obrashheniya: 27.07.2017).

[12] Shipova A.V. Nadlezhashhee ispolnenie vneshnetorgovy'x obyazatel'stv: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Ekaterinburg, 2007.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.