Научная статья на тему 'Методика расчетов по уплате жилищных услуг'

Методика расчетов по уплате жилищных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
670
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ / ПРИВАТИЗИРОВАННЫЕ И НЕПРИВАТИЗИРОВАННЫЕ КВАРТИРЫ / ПРИБОРЫ УЧЁТА УСЛУГ / ОБЩЕДОМОВЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СЧЁТЧИКИ / HOUSING / PRIVATIZED AND STATE-OWNED APARTMENTS / DEVICES FOR ACCOUNTING SERVICES / COMMON-FOR-THE-HOUSE AND INDIVIDUAL COUNTERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамаева Мария Ивановна, Мамаев Александр Дмитриевич

В статье представлена методика расчётов по оплате за пользование жилым помещением и коммунальных услуг в приватизированных и неприватизированных жилых домах, оборудованных общедомовыми приборами учёта услуг, индивидуальными счётчиками и необорудованных приборами учёта в многоквартирных домах и в коммунальных квартирах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The calculation procedure for payment of housing services

The article presents the method of calculating the payment for housing and communal services in privatized and state-owned residential buildings which are equipped with common-for-the-house devices for accounting services, individual counters and unequipped meters in apartment houses and in communal apartments.

Текст научной работы на тему «Методика расчетов по уплате жилищных услуг»

ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ: ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

УДК 332.871

М. И. Мамаева, А. Д. Мамаев Методика расчетов по уплате жилищных услуг

В статье представлена методика расчётов по оплате за пользование жилым помещением и коммунальных услуг в приватизированных и неприватизированных жилых домах, оборудованных общедомовыми приборами учёта услуг, индивидуальными счётчиками и необорудованных приборами учёта в многоквартирных домах и в коммунальных квартирах.

The article presents the method of calculating the payment for housing and communal services in privatized and state-owned residential buildings which are equipped with common-for-the-house devices for accounting services, individual counters and unequipped meters in apartment houses and in communal apartments.

Ключевые слова: жилое помещение, приватизированные и неприватизированные квартиры, приборы учёта услуг, общедомовые и индивидуальные счётчики.

Key words: housing, privatized and state-owned apartments, devices for accounting services, common-for-the-house and individual counters.

Обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилищное помещение и коммунальные услуги неоспорима.

Жилищный кодекс РФ предусматривает обязанность по внесению платы за пользование жилым помещением (квартирной платы). Кроме того вносить плату за коммунальные услуги необходимо по установленным тарифам. В соответствии со ст. 155 ЖК РФ, п. 37 Постановления правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г. платежные документы для последующей оплаты должны представляться в срок не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Наниматель обязан вносить квартирную плату ежемесячно не позднее 10 числа следующего месяца, если не установлен другой срок договором управления многоквартирным домом. Моментом возникновения обязанности по оплате для нанимателей жилого помещения по договору социального найма, для арендаторов жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, для нанимателей жилищного помещения по договору найма жи-

© Мамаева М. И., Мамаев А. Д., 2012

120

лого помещения государственного, негосударственного (ведомственного) или муниципального жилищного фонда, для поднанимателей является заключение соответствующего договора (социального найма, аренды, найма жилого помещения); для членов жилищного кооператива - представление ему жилого помещения; для собственника - возникновение у него права собственности; для временного жильца - вселение в жилое помещение.

В период до момента наступления вышеперечисленных событий расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг за жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов (в зависимости от того, на чьем балансе находится жилое помещение) несут органы государственной власти и органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица, а также собственники данных помещений.

Плата за социальный наем и наем жилого помещения, которое относится к государственному, негосударственному (ведомственному) или муниципальному жилищным фондам, должна вносится собственнику жилья или по его решению уполномоченному им лицу.

Наниматели жилых помещений по договору социального найма, а также договору найма жилых помещений, управление которым производится юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, должны вносить плату данной управляющей организации. Эта управляющая организация является уполномоченным лицом наймодателя жилых помещений. Если размер платы, вносимой нанимателем жилого помещения, меньше, чем размер платы, который установлен договором управления, то оставшаяся часть платы должна вноситься наймодателем данного жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.

Члены товарищества собственников жилья или жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, который создан в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом, должны вносить обязательные платежи или взносы, которые связаны с оплатой затрат на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, в том числе с оплатой коммунальных услуг в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.

Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые не стали его членами, должны вносить плату за жилое помеще-

ние и коммунальные услуги в соответствии с договорами, которые заключены с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

Если в доме не созданы товарищество собственников жилья или жилищный кооператив, или иной специализированный потребительский кооператив, а управление осуществляется управляющей организаций, то собственники помещений и наниматели в данном многоквартирном доме производят оплату за содержание общего имущества многоквартирного дома и коммунальные услуги этой управляющей организации.

Если управление в многоквартирном доме осуществляют непосредственно собственники помещений, они должны вносить плату за жилищные и коммунальные услуги в соответствии с договорами, которые заключены между ними и лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Собственники отдельно взятых жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с самостоятельными договорами, заключенными между ними и лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Расходы по содержанию, оплате работ, услуг по ремонту самих помещений в многоквартирном жилом доме несут собственники соответствующих помещений. Основанием для этого являются договоры, заключенные с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Поднаниматели оплачивают жилищные и коммунальные услуги нанимателю, с которым заключен договор.

Временные жильцы вносят плату за жилищные и коммунальные услуги тому лицу, у которого они проживают.

За несвоевременную или неполную оплату за жилое помещение и коммунальные услуги установлены штрафные санкции. В соответствии со ст. 155 ЖК РФ пеня установлена в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент оплаты, от невыплаченных в срок за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.

Жилым помещением согласно п. 2 ст. 15 ЖК РФ признается изолированное помещение, которое отвечает одновременно трем требованиям:

^ является недвижимым имуществом,

^ пригодно для постоянного проживания,

^ является изолированным.

Плата за жилое помещение включает: 1) за наем; 2) за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме: услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества дома, капитальный ремонт общего имущества (для собственников); 3) плата за коммунальные услуги. Положения Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества или работы выполнялись с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, позволяют выделить, по меньшей мере, следующие виды работ и услуг:

а) осмотр общего имущества жилого дома (конструктивных элементов, общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений) путем проведения плановых общих и частичных осмотров, технического обследования, приборной диагностики и испытаний в целях своевременного выявления несоответствия состояния общего имущества требованиям действующего законодательства, а также угрозы безопасности жизни и здоровья граждан;

б) предоставление услуг по освещению помещений общего пользования. Контроль и обеспечение установленных законодательством РФ норм температурного режима и влажности;

в) выполнение работ по санитарной уборке и очистке общего имущества жилого дома (уборке внеквартирных мест общего пользования - подъездов, чердаков, подвалов) и придомовых территорий, в том числе по уходу за зелеными насаждениями;

г) содержание и уход за элементами благоустройства и озеленения;

д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, текущий и капитальный ремонт, подготовка к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества дома, включая объекты благоустройства, расположенные на земельном участке, входящим в состав общего имущества.

Все вышеуказанные виды работ и услуг относятся к числу обязательных, но выделяют еще и дополнительные услуги по содержанию и текущему ремонту, примерный состав которых определен Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. № 75 (ред. от 18.07.2007г., с изм. от 10.08.2009 г.) «О порядке проведения ор-

ганом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом». Перечень работ и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и их периодичность определяется в каждом конкретном договоре управления многоквартирным домом. К числу таких услуг можно отнести следующее:

1. Санитарные работы по содержанию помещений общего пользования:

• подметание полов во всех помещениях общего пользования и их влажная уборка один раз в неделю;

• очистка и влажная уборка мусорных камер;

• мытье и протирка закрывающих устройств мусоропровода;

• протирка пыли с колпаков светильников, подоконников в помещениях общего пользования;

• мытье и протирка дверей и окон в помещениях общего пользования;

• подготовка зданий к праздникам, очистка и помывка фасадов зданий.

2. Уборка земельного участка:

• полив тротуаров и газонов,

• стрижка газонов, подрезка деревьев и кустов, очистка и ремонт детских и спортивных площадок,

3. Устранение аварий и выполнение заявок населения.

4. Уничтожение грызунов специальными средствами,

5. Уничтожение вредных насекомых специальными средствами.

6. Обслуживание сетей радиовещания.

7. Обслуживание антенного хозяйства,

8. Предоставление услуг телекоммуникаций.

9. Устранение повреждений фундаментов.

10. Устранение повреждений стен, в том числе в подвалах и чердаках.

11. Восстановление креплений выступающих деталей фасада, включая лепные украшения.

12. Ремонт несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров,

13. Окраска металлической кровли,

14. Замена окон в помещениях общего пользования (в подъезде, подвале).

Принимая во внимание то, что объем производства как обязательных, так и дополнительных работ и услуг зависит от эксплуатационных показателей и потребительских свойств дома, по каждому

многоквартирному дому должен быть конкретный перечень работ и услуг с указанием периодичности работ и их стоимости.

Если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании не установили размер платы за содержание и ремонт общего имущества дома, такой размер, согласно ч. 4 ст.158 ЖК РФ, устанавливается органом местного самоуправления в нормативном порядке. При этом возможны два варианта данной нормы. Согласно первому собственники должны пользоваться нормой оплаты жилищных услуг, установленной местными органами для нанимателей. Согласно второму местный орган власти должен издать отдельный нормативный акт для собственников помещений, не установившим размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.

Правомерны оба подхода, но более плодотворным является второй.

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения (в общежитиях и коммунальных квартирах исходя из жилой площади занимаемых комнат) и соответствующего тарифа.

Размер платы жилищных услуг исчисляется произведением площади жилого помещения на тарифную ставку:

ЖУ/ = х Т , (1)

где ЖУ/ - вид /-й жилищной услуги;

Si - общая жилая площадь /-го жилого помещения, кв. м;

Т - тарифная ставка /-й жилищной услуги, руб/кв. м.

Структура платы отличается в квартирах разного типа собственности.

Постоянной учетной составляющей является статья «содержание и текущий ремонт жилья», сумма которой зависит от общей площади помещения и тарифной ставки. Начисления по капитальному ремонту ведутся только в определенный момент времени (зависит от решения собственников жилья) и только в приватизированных квартирах, а услуга «социальный найм» - обязательный элемент для нанимателей жилых помещений, в то время как у собственников данный вид жилищной услуги не учитывается (табл. 1).

Таблица 1

Расчет платы за жилищные услуги в отдельной квартире

Тип собственности Приватизированная Неприватизированная

Общая площадь жилого помещения 53,8 кв. м 53,8 кв.м

Количество зарегистрированных 3 чел. 3 чел.

Вид жилищной услуги Расчетная база, кв. м Тариф, руб/кв. м Начис- лено, руб. Расчетная база, кв. м Та- риф, руб/кв. м Начислено, руб.

Содержание и текущий ремонт жилья 53,80 12,50 672,50 53,8 12,50 672,5

Социальный найм -- -- -- 53,8 4,00 215,2

Капитальный ремонт 53,80 5,07 272,77 -- -- --

Итого 53,80 17,57 945,27 53,8 16,50 887,7

Накопление информации в бухгалтерии о начисленных и поступивших платежах по каждому виду жилищных услуг происходит в первую очередь на отдельном лицевом счете в разрезе домов, участков, поставщиков услуг, типов собственности. Коммунальные услуги также учитываются по лицевым счетам в разрезе домов, участков, поставщиков услуг, типов квартир, типов собственности. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов за единицу соответствующей услуги, установленных для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством РФ.

Список трудностей в учете и информационно-технических проблем при работе с приборами учета довольно значительный: определение типа счетчика (индивидуальный, общий, коллективный прибор учета или их совокупность) и соответствующей ему методики расчета платы за коммунальные услуги; 2) правильность внесения показаний приборов, здесь возможно появление следующих ошибок: ввели показания не того прибора, текущее показание не соответствует предыдущему, ошибка в периоде, за который снято показание, ошибка в количестве, следующем из полученных показаний, несвоевременность предоставления данных о показаниях.

3) контроль дат ввода в эксплуатацию и снятия приборов учета на поверку или замену (несвоевременный ввод данных о возврате приборов с поверки снова приводит к необходимости перерасчетов).

4) несвоевременность предоставления данных о показаниях.

Немаловажной и трудоемкой задачей является учет недопоставок услуги, связанный с сезонными или аварийными отключениями, учет качества предоставляемых услуг и перерасчетов по временному отсутствию граждан с пересекающимися периодами, так как при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, необходимость изменения размера платы установлена законодательно (табл. 2).

Основным нормативным документом при учете начислений за коммунальные услуги являются Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г.

Таблица 2

Перерасчет платы за коммунальные услуги в связи с недопоставкой услуги

Наличие приборов учета Нет

Период недопоставки услуги Июль 2011 г.

Объем недопоставки услуги 100 % или 744 ч

Количество зарегистрированных 1 чел.

Норматив потребления горячего водоснабжения 3,65 куб. м

Норматив потребления холодного водоснабжения Увеличение с 5,47 до 6,85 куб. м

Вид коммунальной услуги Норматив потреб- ления, куб. м/чел. Тариф, руб./кв.м Рас- чет- ная база, руб. Коррек-тиров-ка, % Сумма пере- расче- та, руб. Начислено к оплате, руб.

Г орячее водоснабжение 3,65 81,18 296,3 -100 -296,3 0,00

Горячее водоотведение 3,65 21,47 78,36 -100 -78,36 0,00

Холодное водоснабжение 5,47 25,89 141,62 +25,23 35.73 177,35

Холодное водоотведение 5,47 21,47 117,44 +25,23 29,63 147,07

Итого - - 633,72 - -309,3 324,42

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Правилами установлено, что при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома индивидуальных (в отдельных квартирах), групповых (в коммунальных квартирах) и коллективных (в целом на дом) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в /-м жилом помещении определяется по следующим формулам:

1) для отопления

Ротопл _ Nт Х Тт Х 5 , (2)

где N - норматив потребления тепловой энергии, Гкал/кв. м;

Тт - тариф на тепловую энергию, руб/Г кал;

Б - общая площадь жилого помещения, кв. м;

2) для водоснабжения (холодного и горячего), водоотведения и электроснабжения

Рк.у = NKу х Т,р х К/ , (3)

где ^.у - норматив потребления соответствующей коммунальной

услуги;

Тк.р - тариф на соответствующий коммунальный ресурс;

К - количество зарегистрированных граждан в жилом помещении.

Размер платы по указанным услугам может корректироваться по решению исполнителя (один раз в год или квартал) при отклонении расчетного метода от фактического.

Корректировка отопления осуществляется согласно формуле

Р отоп. кор I _ Р отоп. расч х Р факт I , (4)

где Ротоп. расч - размер платы за потребленную в жилом доме тепло-

вую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством РФ, руб.;

- общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома, кв. м;

Рфакт 1 - общий размер платы за отопление в /-м жилом помещении дома за прошедший год, руб.

Корректировка потребленных коммунальных услуг осуществляется по формуле

Р к.у кор I = ( Рк.у расч ' - Рфакт) X , (5)

где Рк.у расч - размер платы за потребленный в жилом доме коммунальный ресурс (холодную и горячую воду, стоки, электроэнергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетно-законодательным путем, руб.);

Р факт - общий размер платы за соответствующий коммунальный ресурс во всех жилых и нежилых помещениях дома за прошедший год, руб.

Приведенные выше формулы определяют размер оплаты исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в законодательном порядке. Учет потребления и порядок оплаты коммунальных услуг по показаниям приборов учета на территории Ленинградской области регламентируется Постановлением Правительства Ленинградской области № 261 от 25.12.2003 г. и № 307 от 23.05.2006 г. Основные учетные моменты следующие.

1. Плата за услуги, потребленные до момента ввода в эксплуатацию прибора учета потребления коммунальных услуг, осуществляется на основании установленных нормативов потребления коммунальных услуг.

2. Использование приборов учета и расчет платежей на основании показаний счетчика начинается с даты внесения изменений в договор на предоставление коммунальных услуг или одновременно с актом ввода в эксплуатацию прибора учета потребления коммунальных услуг.

3. Потребитель ежемесячно до 10-го числа самостоятельно снимает показания приборов учета и вписывает показания на начало и конец расчетного периода, а также объем потребленных за расчетный период ресурсов в целых числах. При этом указанные потребителем показатели за отчетный месяц предъявляются к оплате в следующем месяце.

4. За отчетный период потребителю предъявляется к оплате объем услуг, потребленных в предшествующем отчетному месяцу периоде. В случае приемки в эксплуатацию прибора учета потребления коммунальных услуг в отчетном месяце или если потребитель по каким- либо причинам не предоставил показания прибора учета, то ему предъявляется к оплате сумма, рассчитанная исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. В следующем за отчетным месяце сумма платежа будет скорректирована согласно представленным данным приборов учета.

5. В случае демонтажа прибора учета потребления коммунальных услуг для последующего проведения ремонта или поверки на срок, не превышающий 30 дней, количество потребленного ресурса за расчетный период, а также объем сточных вод рассчитываются исходя из средних показаний прибора учета за последние шесть месяцев, предшествующих расчетному. При проведении ремонта или поверки прибора учета потребления коммунальных услуг в сроки, превышающие один месяц с момента демонтажа прибора учета, количество потребленного ресурса по истечении месяца оплачивается потребителем исходя из установленных нормативов потребления.

При расчете начислений по приборам учета возможно несколько вариантов расчета:

а) установлены индивидуальные, но отсутствуют коллективные приборы учета;

б) установлены общие (квартирные), но отсутствуют индивидуальные и коллективные приборы учета;

в) установлены коллективные (общедомовые), но отсутствуют индивидуальные и общие приборы учета;

г) установлены коллективные и одновременно индивидуальные и общие приборы учета во всех или отдельных помещениях дома.

При отсутствии в жилом доме коллективных, но наличии индивидуальных приборов учета в отдельных жилых помещениях расчет платы за коммунальные услуги в данных жилых помещениях осуществляется по формуле

Рк.у = Ок.у X Тк.у, (6)

где (Рк.у - обьем потребленной коммунальной услуги;

Тк.у - тариф на потребленный коммунальный ресурс.

В коммунальных квартирах при использовании общих приборов учета и отсутствии индивидуальных и коллективных счетчиков размер платы за коммунальные услуги рассчитывается поэтапно. Сначала определяется общий объем коммунального ресурса, израсходованного в целом по коммунальной квартире, затем в зависимости от учитываемого ресурса пропорционально занимаемой площади или количеству зарегистрированных граждан происходит распределение указанного объема по лицевым счетам.

Например, для водоснабжения, водоотведения и электроснабжения размер платы по общим показаниям группового счетчика на всю коммунальную квартиру определяется по формуле

Qk.уji = Qк.уi х ^^^, (7)

где Qк.уji■ - объем (количество) соответствующего коммунального ресурса, потребленного в коммунальной квартире,

К - количество граждан, зарегистрированных в коммунальной квартире,

К - общее количество граждан, проживающих в коммунальной квартире.

Можно вместо формул (6) и (7) применить сразу общую формулу (8)

Qк.уji = Qк.уi X Тк.у х К/К . (8)

Размер платы за отопление коммунальной квартиры определяется по формуле (9)

Р отопл,/ = х Тт х Sji/Si, (9)

где Qт^ - суммарный объем тепловой энергии, потребленной коммунальной квартирой, Гкал,

Тт - тариф на тепловую энергию, руб/Г кал,

в, - занимаемая жилая площадь /-го жилого помещения в /-й

коммунальной квартире, кв. м;

в, - общая жилая площадь всех жилых помещений в коммунальной квартире.

При оборудовании жилого дома коллективными приборами учета и отсутствии индивидуальных и квартирных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется по формуле (10)

Рк.у/ = QD х Тк.у х К/Ко, (1 0)

где QD - объем фактически потребленного коммунального ресурса по показаниям общедомового прибора учета за вычетом нежилых помещений (исключение составляют места общего пользования,

Ко - суммарное количество граждан, зарегистрированных в жилом доме.

Размер платы за отопление в жилом помещении дома, оборудованного общедомовыми приборами учета при отсутствии индивидуальных и общих счетчиков, рассчитывается по формуле (11)

Ротопл/ _ Q предх Тт х 5/, (11)

где Qпpeд - среднемесячный объем потребления тепловой энергии за предыдущий год, Гкал/кв. м;

Тт - тариф на тепловую энергию, руб/Г кал,

- общая площадь жилого помещения в жилом доме.

Также один раз в год начисления по отоплению корректируются исполнителем с использованием формулы (12)

Ротопл кор / = РD х §/§с1 - Ротопл пред / , (12)

где Ро - размер платы за отопление по показаниям общедомовых приборов учета, руб.,

- общая площадь всех помещений жилого дома,

Ротопл пред / - размер оплаты за отопление в /-м жилом помещении дома за прошедший год, руб.

При наличии в многоквартирном доме коллективного прибора учета и индивидуальных и квартирных счетчиков в отдельных или всех помещениях жилого дома размер платы за услуги водоснабжения, водоотведения и электроснабжения в жилом помещении с установленными счетчиками определяется согласно формуле (13)

Рк.у/О _QD/(Qп.п.у +QБ.П.У) х Q/D х Tк.у, (13)

где Qп.п.y - суммарный объем коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета;

QБ.П.У - суммарный объем коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам (2) и (3);

Qю - объем коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в /-м помещении дома, оборудованном прибором учета, измеренный индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета.

При тех же условиях размер платы за отопление рассчитывается по формуле (11) и один раз в год корректируется по формуле (14)

Р отопл кор = (Р Опред - Р п.п.у - РБ.П.У) х S/Sd, (14)

где РОпред - размер платы за тепловую энергию, потребленную за истекший год во всех жилых помещениях, определенный по показаниям общедомового прибора учета и тарифа на отопление, руб., Рп.п.у - размер платы за тепловую энергию, потребленную за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета, определенных исходя из показаний индивидуальных и общих приборов учета и тарифа за тепловую энергию, руб.,

РБПУ - размер платы за тепловую энергию, потребленную за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из норматива и тарифа на тепловую энергию, руб.,

§■ - общая площадь /-го жилого помещения, оборудованного приборами учета, кв. м;

- общая площадь всех жилых помещений, оборудованных индивидуальными или общими приборами учета, кв. м.

Для выполнения расчетов по показаниям индивидуального или общего счетчиков первичным учетным документом является справка о расходе коммунальных услуг по показаниям приборов учета.

На основании формул (2, 3) исчислим сумму к оплате по жилому помещению площадью 53,80 кв. м при зарегистрированных 3 чел., но при отсутствии приборов учета:

Ротопл = 0,0166 Гкал/кв. мх1596,59 руб./Гкалх53,80 кв. м = 1425,70 руб.

Ргв = 3,65 куб. м/чел. х 89,23 руб./куб. м х 3 чел. = 977,07 руб.

Рхв = 5,47 куб. м/чел. х 29,77 руб./куб. м х 3 чел. = 488,53 руб.

Р стоки = (3,65+5,47) куб. м/чел. х 23,84 руб./куб. м х 3 чел. = 652,26 руб. Рк.у=1425,70+977,07+488,53+652,26=3543,56 руб.

Общая сумма к оплате составляет 3543,56 руб.

Если квартира будет оборудована приборами горячего и холодного водоснабжения, но не установлен прибор учета тепловой энергии, сумма расчета будет осуществляться формулах 2 и 6:

Ротопл = 0,0166 Гкал/кв. мх1596,59 руб./Гкалх53,80 кв. м = 1425,70 руб.

Ргв = 4 куб.м/чел. х 89,23 руб./куб. м = 356,92 руб.

Рхв = 5 куб.м/чел. х 29,77 руб./куб. м = 148,85 руб.

Р стоки = (4+5) куб. м/чел. х 23,84 руб./куб. м = 214,56 руб.

Р к.у = 1425,70+356,92+148,85+214,56 = 2146,03 руб.

Общая сумма к оплате составляет 2146,03 руб.

При сравнении вариантов начисленной оплаты наблюдается разница в общем итоге 1397,53 руб. Экономия составляет около 40 % при установке в квартире индивидуальных приборов учета воды при прочих равных условиях.

Аналогичная картина наблюдается и по коммунальным квартирам, если они оборудованы только общедомовыми приборами учета холодного водоснабжения. Например, в квартире зарегистрировано 3 чел., общее количество зарегистрированных граждан по дому 180 чел., объем потребления по коллективному счетчику составил 650 кубометров холодной воды. Для расчета используется формула

10, согласно которой распределение общедомового расхода производится пропорционально количеству зарегистрированных граждан:

Рхв=650 х 29,77 х3 чел./180 чел. = 322,51 руб.

При начислении платы за холодное водоснабжение по нормативу потребления (5,47 куб. м/чел.) потребителю будет представлен счет на сумму 488,53 руб. (5,47 х 29,77 х 3). Разница составляет 166,02 руб.

В современных условиях покупатели сначала получают товар или принимают работу, а потом расплачиваются. Если факт поставки не совпадает по времени с получением за них денежных средств, то у поставщика возникает дебиторская задолженность, которая бывает срочная, просроченная, сомнительная и безнадежная.

Например, СПб ГУ «Жилищное агентство Пушкинского района» в 2010 г. начислило населению 214 614,4 тыс. руб. (за жилищные услуги 85 768,2 тыс. руб., за коммунальные услуги 128 846,2 тыс. руб.), а на 01.01.2012 г. поступило 211 918,8 тыс. руб., т. е. недополучено 1,3 % от начисленного.

При неоплате платежных документов соответствующим организациям необходимо проводить телефонные и личные переговоры, формировать списки должников для взыскания задолженности через суд, подготавливать и передавать в суд дела о выселении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Снижение задолженности требует анализа технической возможности применения мероприятий по ограничению (отключению) объектов договора отдельно по водоснабжению и водоотведению. Формирование и направление извещений о предстоящем ограничении отпуска питьевой воды и приема сточных вод производится жильцам, местному Управлению, Госсанэпиднадзору, территориальному подразделению Государственной противопожарной МЧС Российской Федерации и органам исполнительной власти. Организация процедуры ограничения осуществляется во взаимодействии с подразделением по оперативной работе и требует контроля исполнения команд в соответствии со списком.

Для правильного расчета за потребленные услуги необходимо все дома оборудовать общедомовыми приборами учета расходования услуг, а отдельные квартиры индивидуальными приборами учета, что позволит самим гражданам исчислить сумму платежа по перечисленным формулам и сэкономить их денежные средства. Установление счетчиков заставит граждан более бережно относиться к ресурсам, которые через несколько десятилетий могут стать дефицитом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.