Научная статья на тему 'Проблемы управления энергосбережением в жилищном фонде'

Проблемы управления энергосбережением в жилищном фонде Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
291
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖКХ / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЖИЛОЙ ФОНД / УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / ENERGY-ECONOMY / ENERGY-EFFICIENCY / MANAGEMENT COMPANY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Найман Софья Михайловна

Рассматриваются проблемы энергосбережения и энергоэффективности в коммунальной инфраструктуре экономики. Анализируется существующее положение в области электроснабжения жилых домов и тарифной политике на примере Республики Татарстан. Предложены направления для улучшения ситуации в сфере учета и контроля энергопотребления населением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper touches upon the problems of energy conservation and efficiency in the municipal infrastructure of economics. The work analyzes the existing situation in supply the households with electricity and in tariff policy. There are determined ways to improve the situation in the field of accounting and control of energy consumption by inhabitants.

Текст научной работы на тему «Проблемы управления энергосбережением в жилищном фонде»

= 28 ^^ Энергобезопасность и энергосбережение

УДК 06.71.63 / 338.465:621.31

Проблемы управления энергосбережением

в жилищном фонде

С. М. Найман,

кандидат биологических наук, доцент,

Казанский государственный технический университет им. А. Н. Туполева

Рассматриваются проблемы энергосбережения и энергоэффективности в коммунальной инфраструктуре экономики. Анализируется существующее положение в области электроснабжения жилых домов и тарифной политике на примере Республики Татарстан. Предложены направления для улучшения ситуации в сфере учета и контроля энергопотребления населением.

Ключевые слова: ЖКХ, энергосбережение, энергоэффективность, жилой фонд, управляющая компания.

В настоящее время взят курс на повышение энергоэффективности экономики страны [1]. При модернизации жилья, возведенного без учета требований энергосбережения и имеющего высокий процент износа, можно достичь экономии значительного количества энергии. Поэтому логично, что серьезный эффект от проводимой государственной политики в сфере повышения энергоэффективности и сохранения природных ресурсов можно получить именно в жилищном секторе.

Сегодня доля населения в общем объеме потребления электроэнергии (кВт-ч) составляет 13-15 % (в Республике Татарстан - около 11 %), а в балансе доходов энергетических компаний в целом по России в связи с существованием перекрестного субсидирования - менее 8 %. Но доля бытового сектора в балансе доходов энергокомпаний постоянно растет.

В жилых домах возможно сэкономить на затратах на электроснабжение до 30 % из общего потенциала энергосбережения [2]. Энерго- и ресурсосбережение, в частности экономия электроэнергии в ЖКХ, может осуществляться тремя способами: экономическим стимулированием сбережения, применением командно-административных методов и воспитанием бережного отношения к ресурсам.

Рыночная экономика диктует рыночные механизмы, в том числе конкуренцию. Командно-административные меры ведут только к нарастанию социальной напряженности. Уважение к природным богатствам среди граждан России, в отличие от населения западных стран, развито чрезвычайно слабо, и сознательность людей может сработать только через некоторое время после внедрения экономических рычагов. Только когда сбережение станет выгодным для собственного кармана, оно войдет в привычку. Следовательно, наиболее эффективными стимулами можно считать материальные.

В современных рыночных условиях целью практически любого вида хозяйственной деятельности является получение прибыли. Поэтому, если рассматривать схему «поставщики ресурсов >> производители и поставщики энергии (энергопроиз-

водящие и энергосбытовые организации) >> исполнители коммунальных услуг >> население»,

то последнее звено в ней - конечный потребитель, то есть население. Используя электроэнергию только для собственных нужд, прибыли оно не извлекает, но оплачивает все расходы и издержки, понесенные предыдущими звеньями схемы.

Поставщики ресурсов (первое звено) не заинтересованы в сокращении расходов этих ресурсов, скорее, даже наоборот, так как сами ресурсы являются производимой ими продукцией. А чем больше они производят, тем больше получают прибыли. Они могут работать только над сокращением собственных издержек производства. Энергопроизводящие и энергосбытовые организации (второе звено) также не имеют прямой экономической заинтересованности в энергосбережении, во-первых, из-за отсутствия конкуренции, а во-вторых, из-за того, что даже потери электрической энергии в сетях считаются технологическими, связанными с физикой передачи электроэнергии. Величина технологических потерь нормируется [3] и включается [4, 5] в себестоимость продукции, тем самым увеличивая конечную цену энергии. В тариф закладывается и сбытовая надбавка поставщиков энергии.

Если рассматривать в целом, произведенная (транспортируемая) энергия (Э ) расходуется на потребление (Эпотр) и потери (Эпотер):

Э =Э +Э

пр потр потер

(1)

Потери электроэнергии, отпущенной потребителям, но не выставленной к оплате, появляются вследствие несовершенной работы систем учета, их отсутствия, а также распространенных хищений электроэнергии. Сюда относятся и воровство, и бездоговорное потребление, и неоплата потребленных энергоресурсов (Эхищ). Доля коммерческих потерь сопоставима с технологическими или даже может превышать их. Поэтому формула (1) приобретает следующий вид:

идииииии

Энергоресурсосбережение и энергоэффективность

29 =

Э =Э +Э +Э

пр потр потер хищ*

(2)

Статистика показывает, что вместе с ростом отпуска электроэнергии растут и её потери. Наибольшие потери наблюдаются в конце технологической цепочки, а именно в распределительных компаниях, где процент потерь в 8-10 раз выше, чем доля потерь для системообразующих сетей. Обязанность компенсации этих потерь лежит сейчас на сетевых организациях, но ведь они не конечное звено цепи (не могут работать в ущерб себе), а поэтому закладывают эту компенсацию в продажную цену электроэнергии.

В энергосбережении мало заинтересованы и управляющие компании. На управляющей компании как осуществляющей обслуживание внутридомовых инженерных систем лежит лишь ответственность за надежность энергоснабжения и качество электрической энергии в пределах границ балансовой принадлежности внутридомовых электрических сетей [5]. Хотя, согласно закону [6], собственники помещений в многоквартирном доме теперь вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.

Итак, последнее звено схемы - гражданин-потребитель. В процессе выработки и транспортировки электроэнергии он не участвует, поэтому снижать издержки не может. Он также не может купить энергию у другого продавца за меньшую цену, так как тарифы на электроэнергию для населения регулируются государством и цена едина по региону. Для того чтобы уменьшить свои расходы, он может лишь уменьшить потребление. Сэкономив свои средства, он опосредованно экономит и природные ресурсы.

Ранее, до выхода Постановления [7], убытки, связанные с потерями энергии в домовых сетях, несли сетевые компании, так как квартиросъемщики расплачивались за электроэнергию по показаниям своих индивидуальных счетчиков либо по нормативу, и все, что происходило с энергией в доме в целом, жильцов не касалось (хотя здесь, конечно, тоже трудно говорить о непосредственных убытках сетевых компаний, так как эти убытки закладывались в тариф за электроэнергию). Свыше 90 % квартир было оборудовано электросчетчиками. На сегодняшний день согласно данным ОАО «Татэнерго» доля квартир со счетчиками сократилась до 40 %. Это произошло не из-за их отсутствия или неисправности, а из-за того, что согласно Постановлению Правительства РФ [5, п. 141], установленные во многих квартирах еще в советскую эпоху счетчики имеют класс точности ниже 2,0 или истекший срок поверки.

Согласно современному законодательству оплата потерь электроэнергии лежит на собственниках и нанимателях жилых помещений либо на управляющих компаниях [7, 8]. И это частично верно, потому что любую услугу, так же как и любой товар, в том числе и всю электроэнергию, пришедшую к дому, необходимо оплатить. Статья 290 ГК РФ [9] и часть 1 статьи 36 ЖК РФ [10] определяют, что собственни-

кам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Правилами розничного рынка предусмотрено, что сетевые компании должны установить прибор учета электроэнергии на границе балансовой принадлежности. Но в связи с этим возникает вопрос: если раньше планируемые убытки (технологические потери в домовых сетях) этих компаний закладывались в тариф, то сейчас, когда жильцы платят согласно показаниям общедомового счетчика, то есть потери учитываются в киловаттах, «убыточная» составляющая должна быть исключена из тарифа, и он должен быть снижен. Но этого не произошло. Следовательно, получается, что жильцы за потери во внутридомо-вых сетях платят дважды: и в составе тарифа, и при учете общедомовым счетчиком всех киловатт, в том числе и «теряемых».

В состав потребленной энергии входит учтенная энергия, израсходованная жильцами согласно показаниям индивидуальных счетчиков либо нормативам (Эучт), и энергия, израсходованная на общедомовые нужды (ОДН).

Потери энергии во внутридомовых сетях также включены в расходы на общедомовые нужды:

одн=эмо+эп

(3)

где Эмоп - количество энергии, потраченной в местах общего пользования и на работу общедомового оборудования.

Тогда

^олуч^учт+ОД

Э =Э +Э +Э .

получ учт моп потер

(4)

(5)

Формула (2) справедлива для каждого звена рассматриваемой нами схемы, в том числе и для населения. Согласно формуле (2) формула (5) трансформируется:

Э =Э +Э +Э +Э .

получ учт моп потер хищ

То есть Эхищ входит составной частью в ОДН.

(6)

Но если производители и поставщики энергии достаточно успешно борются с хищениями благодаря наличию приборов учета на входе и выходе энергии и благодаря бухгалтерскому учету, который выявит несоответствие между количеством полученной и отпущенной энергии, а также возможности установить место утечки и нарушителя, то гражданин-потребитель не обладает ни одной из этих возможностей.

Формула (6) применима как к многоквартирному дому в целом, так и для отдельной квартиры.

или

ДМИЭИИИИ!

= 30

Энергобезопасность и энергосбережение

Но гражданин-потребитель в своем счете за жилищно-коммунальные услуги видит лишь данные согласно формуле (4). На чем же он может сэкономить?

1. На сегодняшний день гражданин может платить как по показаниям индивидуального (своего) прибора учета Эучт, так и по нормативам потребления [7, 11]. Но одним из приоритетных направлений экономии энергоресурсов признается налаживание точного учета потребления электроэнергии и, соответственно, повышение уровня оснащенности приборами учета. Конечно, сама по себе установка приборов учета не является энергосбережением, однако она позволяет задуматься о реальной картине энергопотребления. Поэтому с 1 января 2012 года собственники жилья обязаны обеспечить оснащение своих помещений приборами учета электрической энергии. Причем, применяемые в случае отсутствия либо неисправности приборов учета расчетные способы должны определять, согласно данному закону, количество потребленной электроэнергии таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов по показаниям приборов учета.

2. По статье расхода электроэнергии Эмоп. экономия для отдельного жителя многоквартирного дома очень проблематична, потому что здесь удовлетворяются не единоличные, а общие потребности: мощность осветительных приборов в местах общего пользования, их количество, время работы и т. п. Кто-то готов переплатить, лишь бы было удобно, а кто-то готов ходить в полумраке, лишь бы платить меньше. Хотя в законе [6] прописано, что в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о единовременном либо регулярном проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Причем собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.

3. Потери электроэнергии Эпотер. во внутридо-мовых электрических сетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разность между объемом электрической энергии, приобретенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения [5], то есть исходя из формулы (5):

Э =Э -Э -Э .

потер получ учт мои*

(7)

Жильцы не могут лично контролировать и регулировать потери в общедомовых сетях. Это может делать только управляющая компания, например за счет смены износившегося кабеля. Но она в этом, опять-таки, не заинтересована, во-первых, из-за дополнительных затрат на материалы, оборудование и проведение работ и, во-вторых, из-за отсутствия материальной выгоды непосредственно компании.

4. С расходом электроэнергии по статье Эхищ. жильцы самостоятельно справиться не могут вовсе, так как не располагают никакой информацией о незаконно расходуемой энергии. Судить о ней они могут только косвенно - по возросшим счетам за электроэнергию. Кроме того, жильцы не имеют никаких рычагов воздействия на расхитителей.

Объемы энергии похищенной, но отраженной в счетах за коммунальные услуги, значительно превосходят объемы сэкономленной гражданами энергии. Даже если жилец сэкономит за месяц 100 кВт-ч (это очень значительная и малодостижимая величина экономии в квартире), или 1200 кВт-ч за год, то в денежном выражении это составит при тарифе за электроэнергию для населения 2,23 руб./кВт-ч (в Республике Татарстан в 2010 г. [12]) 2 676 руб. В счетах за коммунальные услуги доначисления за электроснабжение могут составлять от 100 до 5 000 руб. и выше. Причем такие доначисления могут появляться каждые три месяца, так как перерасчет, согласно п. 1 Приложения 2 [7] производится один раз в квартал. В отношении жильцов многоквартирного дома вступает в действие своего рода круговая порука или, выражаясь современным юридическим языком, солидарная ответственность. Причем из сферы действия этой ответственности сознательно исключаются владельцы нежилых помещений. Понятие ОДН на них не распространяется. С одной стороны, их действительно не интересует освещение в подъездах, пользование лифтом и т. п., и они не должны платить за неоказываемые услуги. Но с другой стороны, в понятие ОДН входит и энергия, потраченная на работу общедомового оборудования, и потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. Поэтому собственники нежилых помещений должны нести, наравне с жильцами, расходы на компенсацию общедомовых затрат.

Таким образом, чтобы создать условия для реализации политики энергоэффективности, провозглашенной в России, активного участия собственников квартир в управлении жилым фондом, эффективного энергосбережения в жилищно-коммунальном комплексе, необходимо улучшать ситуацию в сфере учета и контроля энергопотребления. Выходом могут послужить такие мероприятия, как введение автоматизированного учета потребленной электроэнергии, исключение из тарифа за электроэнергию, устанавливаемого органами государственной власти субъектов РФ, планируемых потерь во внутридомо-

идииииии

Энергоресурсосбережение и энергоэффективность ^^ 31 =

вых сетях, определение величины потерь во внутри-домовых электросетях каждого дома и замена изношенных сетей с целью довести технологические потери до нормативных 10 %. Брать плату за ОДН многоквартирных домов необходимо не только с граждан-потребителей, но и с владельцев нежилых

помещений пропорционально показаниям их счетчиков. А организации, управляющей многоквартирным домом, один раз в установленный период следует отчитываться перед потребителями о расходовании ими электроэнергии.

Литература

1. Республика Татарстан, статистический ежегодник 2008. Татарстанстат. - Казань, 2009. - 522 с.

2. Energy efficiency in Russia: untapped reserves. The report of The World Bank and International Finance Corporation (IFC), 2008. - 138 с. [Электронный ресурс]. Код доступа: http://www.worldbank.org.ru.

3. Постановление Правления Комитета Республики Татарстан по тарифам от 16.10.2009 г. № 3-8/э «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население по Республике Татарстан».

4. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» (с изменениями от 31 декабря 2004 г., 17 октября, 11 ноября, 7 декабря 2005 г., 29 мая, 31 августа, 29 декабря 2006 г., 21 марта, 7 апреля, 29 декабря 2007 г., 18, 28 июня 2008 г., 14 февраля, 10 марта, 15, 22 июня, 30 июля, 14 сентября, 21 декабря 2009 г.).

5. Постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530 «Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» (с изменениями от 16 июля, 29 декабря 2007 г., 28 июня 2008 г., 17 марта, 10 мая, 15 июня, 2, 17 октября 2009 г.).

6. Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

7. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (с изменениями от 21 июля 2008 г.).

8. Письмо Министерства регионального развития РФ от 18 июня 2007 г. № 11356-ЮТ/07 «Об отнесении снабжения электрической энергией помещений общего пользования в многоквартирном доме к составу платы за коммунальные услуги».

9. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, Ч. II от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ, Ч. III от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ и Ч. IV от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (с изменениями и дополнениями на 8 мая 2010 г.).

10. Жилищный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 23 ноября 2009 года) (редакция, действующая с 1 января 2010 года).

11. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».

12. Статистический бюллетень № 9 (160) - М.: Росстат, 2009. - 169 с.

Problems of energy-economy in housing stock

S. M. Nayman

The paper touches upon the problems of energy conservation and efficiency in the municipal infrastructure of economics. The work analyzes the existing situation in supply the households with electricity and in tariff policy. There are determined ways to improve the situation in the field of accounting and control of energy consumption by inhabitants.

Keywords: housing and communal services, energy-economy, energy-efficiency, management company.

ДМИЭИИИ1И

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.