ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ
УДК 614.8, 64.09
О ТРЕБОВАНИЯХ К АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ И ПАСПОРТИЗАЦИИ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ НА ТЕРРИТОРИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
A.M. Вурмакин
кандидат технических наук, заместитель исполнительного директора Ассоциации Управляющих Организаций «Новое Качество». Адрес: 119435, г. Москва, улица Пироговская М., 13, 1. E-mail: burmakinQneo-q.ru
Д.В. Мясников
кандидат технических наук, доцент кафедры аварийно-спасательных работ Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г. Химки, мкр. Новогорск. E-mail: myasnikovdenisQmail.ru
A.B. Семенов
курсант командно-инженерного факультета Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г. Химки, мкр. Новогорск. E-mail: kaf_22Qamchs.ru
Аннотация. В статье с учетом особенностей жилищного законодательства представлено для обсуждения описание требований к антитеррористической защищенности многоквартирных домов и предложен вариант разработки паспортов антитеррористической защищенности (безопасности) многоквартирных домов путем интеграции с технической и эксплуатационной информацией о таких домах в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Ключевые слова: безопасность, терроризм, защищенность, паспортизация. Цитирование: Вурмакин A.M., Мясников Д.В., Семенов A.B. О требованиях к антитеррористической защищенности и паспортизации многоквартирных домов на территории Российской Федерации // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2018. № 1 (36). С. 97-105.
В последние годы терроризм стал одной из самых острых проблем мирового масштаба. Следствием его проявления являются человеческие жертвы, ущерб духовным, материальным, культурным ценностям, жизни и здоровью населения.
Российская Федерация в целях защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от терроризма осуществляет международное сотрудничество, привлекает военные силы и средства, принимает меры по выявлению и устранению причин и условий возникновения терроризма.
Важной основой такой деятельности является Федеральный закон от 06.03.2006. №35-ФЗ «О противодействию терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-Ф3) [1]. Пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона № 35-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), поря-
док разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).
В связи с этим постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2013. № 1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)» [2] утверждены Правила разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов (территорий) (далее - Правила № 1244). В соответствии с этими Правилами должны быть разработаны и внесены в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, утверждающие требования к антитеррористической защищенности объектов и форму паспорта безопасности.
В настоящее время разработаны требования и формы паспорта безопасности в отношении многих объектов (территорий), правообладателями которых являются федеральные органы исполнительной власти, Государствен-
ная корпорация по атомной энергии «Роса-том» и Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» или которые относятся к сфере их деятельности, предполагающей использование объекта (территории), подлежащего антитеррористической защите, например: постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2016 г. № 1055 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и организаций, находящихся в его ведении, а также формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», постановление Правительства Российской Федерации от 7 октября 2017 г. № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», постановление Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 г. № 252 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) ракетно-космической промышленности и формы паспорта безопасности объекта (территории) ракетно-космической промышленности».
Однако до сих пор не разработаны требования к антитеррористической защищенности и форма паспорта многоквартирного дома.
Обсуждаемые подходы установления требований и паспортизации многоквартирных домов аналогичны утвержденным актам Правительства Российской Федерации. Однако многоквартирные дома по сравнению с объектами министерств и ведомств имеют специфику: отсутствие единого источника финансирования мероприятий по соблюдению требований антитеррористической защищенности и паспортизации, отсутствие, как правило, единого ответственного лица (собственника), отсутствие в ряде случаев технической документации на дом, постоянно изменяющееся число проживающих граждан, особенности регулирования деятельности (жилищное законо-
дательство) и т.п.
С учетом специфики управления многоквартирными домами предлагается подход установления требований к антитеррористической защищенности и паспортизации многоквартирных домов, основанный на использовании современных технологий и систем связи, предполагающий автоматическое изменение сведений паспорта безопасности с момента внесения соответствующих изменений состояния антитеррористической защищенности многоквартирного дома. Такой подход обеспечит своевременное представление актуальной информации о многоквартирном доме в рамках информационно-справочного документа (паспорта безопасности) в целях расчета сил и средств для ликвидации последствий террористического акта.
Таким образом, целью работы является описание требований к антитеррористической защищенности многоквартирного дома, необходимость соблюдения которых обеспечивается за счет выбора и обоснования показателей, позволяющих оценить текущее состояние защищенности (безопасности) многоквартирного дома (соответствие требованиям).
В Российской Федерации по данным Рос-стата по состоянию на 1 января 2017 года насчитывается более 1 млн многоквартирных домов и порядка 1,8 млн домов блокированной застройки (таунхаусов), поэтому вопрос разработки паспортов безопасности и требований к антитеррористической защищенности многоквартирных домов является актуальным.
В соответствии с Правилами № 1244 в целях установления дифференцированных требований по обеспечению антитеррористической защищенности многоквартирных домов необходимо осуществить их категорирование.
Категорирование многоквартирных домов целесообразно осуществлять в зависимости от масштабов возможных последствий совершения террористических актов.
Возможные последствия совершения террористического акта на территории многоквартирного дома определяются исходя из количества людей, которые могут погибнуть, здоровью которых может быть нанесен вред или условия жизнедеятельности которых могут быть нарушены в результате совершения
террористического акта.
Прогнозный показатель численности людей, которые могут погибнуть, здоровью которых может быть нанесен вред или условия жизнедеятельности которых могут быть нарушены в результате совершения террористического акта на территории многоквартирного дома, предлагается принять равным количеству зарегистрированных в многоквартирном доме граждан при наиболее опасном сценарии и расчетной величине в зависимости от характера террористического акта при наиболее вероятном сценарии.
Регистрация граждан в многоквартирном доме должна осуществляться в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713 [3].
В зависимости от масштабов возможных последствий совершения террористических актов предлагается устанавливать следующие категории многоквартирных домов:
а) многоквартирные дома первой категории - многоквартирные дома, в которых зарегистрировано более 1000 человек;
б) многоквартирные дома второй категории - многоквартирные дома, в которых зарегистрировано от 201 доЮОО человек;
в) многоквартирные дома третьей категории - многоквартирные дома, в которых зарегистрировано от51 до200 человек;
г) многоквартирные дома четвертой категории - многоквартирные дома, в которых зарегистрировано менее 50 человек.
Многоквартирные дома являются объектами с массовым пребыванием людей непрерывного нахождения. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 № 188-ФЗ «Жилищный кодекс Российской Федерации» [4] (далее - Жилищный кодекс) собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования. Кроме того, в общем случае собственники помещений
в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В целях управления многоквартирным домом и обеспечения содержания общего имущества собственники помещений на общем собрании обязаны выбрать способ управления: непосредственное управление (для домов, количество квартир в которых не превышает 30); управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Ответственными за антитеррористическую защищенность многоквартирного дома являются собственники помещений, как собственники защищаемого объекта долевой собственности. В зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом по решению общего собрания собственников помещений ответственность за антитеррористическую защищенность может быть возложена на лицо, осуществляющее управление этим многоквартирным домом.
Организацию и осуществление контроля выполнения требований к антитеррористической защищенности, представляется целесообразным возложить на лиц, ответственных за антитеррористическую защищенность многоквартирного дома.
В случае если управление многоквартирным домом осуществляет управляющая организация, она определяет лицо, ответственное за антитеррористическую защищенность многоквартирного дома, из числа своих штатных сотрудников либо, при принятии соответствующего решения собственниками помещений, из числа членов совета многоквартирного дома. В случаях если собственниками помещений в многоквартирном доме выбран способ управления товариществом собственников жилья, жилищно-строительным кооперативом, иным специализированным потребительским кооперативом или непосредственное управление, лицом, ответственным за антитеррористическую защищенность многоквартирного дома, определяется соответственно член товарищества собственников жилья, член жилищно-строительного или иного
потребительского кооператива, один из собственников помещений в многоквартирном доме.
Вне зависимости от установленной категории ответственное за антитеррористическую защищенность многоквартирного дома лицо должно обеспечивать выполнение следующих общих требований к антитеррористической защищенности многоквартирного дома.
1. Реализация организационных мероприятий.
1.1. Организация ограничения доступа к потенциально опасным участкам и критическим элементам многоквартирного дома (подвалы, чердаки, крыши, входы в здание и иные помещения в многоквартирном доме, в которых размещаются распределительные узлы и агрегаты управления систем жизнеобеспечения граждан). Выбор способа ограничения доступа к таким потенциально опасным участкам и критическим элементам многоквартирного дома осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в соответствии с положениями жилищного законодательства.
1.2. Определение лиц, ответственных за антитеррористическую защищенность многоквартирного дома, в соответствии с решениями общего собрания собственников.
1.3. Организация подготовки лиц, осуществляющих управление многоквартирным домом, к действиям при угрозе совершения и при совершении террористического акта на территории многоквартирного дома и на земельном участке, на котором многоквартирный дом расположен.
1.4. Организация взаимодействия лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, с территориальным органом безопасности, территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения многоквартирного дома при установлении или изменении уровня террористической опасности
в соответствии с порядком, предусматривающим принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. № 851 [51;
2. Обеспечение поддержания в рабочем состоянии установленных в многоквартирном доме и на земельном участке, на котором многоквартирный дом расположен, инженерно-технических средств охраны, включенных в установленном порядке в состав общего имущества многоквартирного дома.
3. Принятие мер по соблюдению лицами, находящимися на территории многоквартирного дома, требований к антитеррористической защищенности многоквартирного дома.
4. Осуществление мероприятий по защите информации.
5. Осуществление мероприятий по минимизации угрозы совершения и возможных последствий террористического акта на территории многоквартирного дома.
6. Соблюдение требований миграционного законодательства.
7. Своевременное информирование территориального органа безопасности, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения многоквартирного дома об угрозе совершения или о совершении террористического акта на территории многоквартирного дома.
Выбор и оснащение многоквартирных домов средствами антитеррористической защищенности определяются в техническом задании на создание (совершенствование) системы инженерно-технической укрепленности многоквартирного дома.
Инженерная защита многоквартирных домов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЭ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [6] на всех эта-
пах их функционирования: проектирование (включая изыскания), строительство, монтаж, наладка, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт и утилизация (снос).
В целях поддержания правопорядка и предотвращения террористических угроз на территории многоквартирного дома по решению собственников помещений может быть организована физическая охрана дома. Также на территории многоквартирного дома и на земельном участке, на котором многоквартирный дом расположен, могут устанавливаться система видеонаблюдения, система экстренного оповещения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций и иные системы защиты.
Информирование экстренных служб об угрозе совершения или о совершении террористического акта на территории многоквартирного дома производится лицом, получившим такую информацию (в том числе анонимного характера), незамедлительно, по любым доступным средствам связи.
Информирование лиц, находящихся на территории многоквартирного дома, должно осуществляться в кратчайшие сроки, в том числе посредством системы экстренного оповещения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, если такая система установлена.
Лица, осуществляющие управление многоквартирным домом, при получении информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта на территории многоквартирного дома обязаны:
а) обеспечить до прибытия подразделений реагирования беспрепятственную и безопасную эвакуацию граждан с территории многоквартирного дома;
б) прекратить доступ людей и транспорта на территорию многоквартирного дома и на земельный участок, на котором многоквартирный дом расположен;
в) организовать взаимодействие с территориальным органом безопасности, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальным органом Министерства Россий-
ской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения многоквартирного дома и оказывать им содействие при осуществлении мероприятий по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов и минимизации последствий террористического акта.
Контроль выполнения требований осуществляется в виде проведения общих и внеплановых проверок лицом, ответственным за антитеррористическую защищенность многоквартирного дома, путем сопоставления оценочных или расчетных показателей, позволяющих оценить текущее состояние защищенности (безопасности) многоквартирного дома, с нормативными (установленными) количественными или качественными значениями.
Выбор, обоснование и разработка методик расчета таких показателей являются актуальными научными задачами.
Общие проверки выполнения требований антитеррористической защищенности многоквартирных домов предлагается осуществлять одновременно с плановыми осмотрами общего имущества многоквартирного дома, необходимость проведения которых предусмотрена Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491
[7].
Внеплановую проверку предлагается проводить в следующих случаях:
а) установление уровня террористической опасности, вводимого в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства» [5];
б) проведение внепланового осмотра общего имущества многоквартирного дома;
в) обеспечение контроля устранения недостатков, выявленных в ходе общей проверки;
г) возникновение угрозы совершения или совершение террористического акта в районе расположения многоквартирного дома;
д) возникновение чрезвычайной ситуации
в районе расположения многоквартирного дома;
е) поступление информации о несоблюдении требований к антитеррористической защищенности многоквартирного дома и бездействии должностных лиц, органов и организаций в отношении обеспечения антитеррористической защищенности многоквартирного дома.
В целях аккумулирования необходимых для планирования деятельности сил реагирования при угрозе возникновения или возникновении террористического акта сведений разрабатывается паспорт безопасности многоквартирного дома, который является информационно-справочным документом, содержащим сведения о состоянии антитеррористической защищенности многоквартирного дома (соблюдении требований к антитеррористической защищенности).
С учетом необходимости обработки большого объема данных представляется целесообразным реализовать процессы категорирова-ния и паспортизации многоквартирных домов на базе единой федеральной централизованной информационной системы, функционирующей на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о многоквартирных домах, в том числе об их антитеррористической защищенности.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» [8] в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» функционирует государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ), которая удовлетворяет условиям реализации процессов категорирования и паспортизации многоквартирных домов и автоматизирует их.
Предлагается в отдельном разделе ГИС ЖКХ на основе уже содержащейся в ней информации автоматически (путем выбора необходимой информации из других разделов ГИС ЖКХ) формировать паспорт безопасно-
сти, который составляется для каждого многоквартирного дома по утвержденной Правительством Российской Федерации форме.
Требования к достоверности сведений, содержащихся в ГИС ЖКХ, определяются нормативными правовыми актами о ГИС ЖКХ.
Лицо, ответственное за антитеррористическую защищенность многоквартирного дома, при проведении общих и внеплановых проверок проверяет достоверность содержащейся в паспорте безопасности многоквартирного дома информации.
В случае выявления в ходе проверки недостоверности или неполноты содержащейся в паспорте безопасности информации лицо, ответственное за антитеррористическую защищенность многоквартирного дома, должно принимать меры для обеспечения содержания в паспорте безопасности многоквартирного дома достоверной и полной информации.
Актуализация паспорта безопасности многоквартирного дома осуществляется по мере внесения изменений в сведения о многоквартирном доме, размещенные в ГИС ЖКХ, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами о ГИС ЖКХ.
Доступ к разделу, содержащему паспорт безопасности, предлагается ограничить.
Антитеррористическая комиссия любого уровня, территориальные органы безопасности, территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и иные уполномоченные органы могут использовать информацию, содержащуюся в паспорте безопасности многоквартирного дома, в целях расчета сил и средств для ликвидации возможных последствий совершения террористических актов.
Степень потенциальной опасности и угрозы совершения террористического акта определяется на основании данных о совершенных и (или) предотвращенных террористических актах и складывающейся террористической обстановки в субъекте Российской Феде-
рации (муниципальном образовании), на территории которого располагается многоквартирный дом, а также от вида и характера террористического акта.
Выбор и обоснование показателей, необходимых для расчета возможных последствий террористического акта по соответствующим утвержденным методикам, является отдельной научной задачей.
Перечень таких показателей, уже содержащихся в ГИС ЖКХ, необходимо дополнить путем внесения изменений в совмест-
ный приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.09.2015. №368/691/пр «Об утверждении состава сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежащих размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» [9].
Литература
1. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/ (дата обращения: 15.02.2018).
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)». [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rg.ru/2013/12/27/antiterror-site-dok.html (дата обращения: 15.02.2018).
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7271/ (дата обращения: 15.02.2018).
4. Федеральный закон от 29.12.2004 № 188-ФЗ «Жилищный кодекс Российской Федерации». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/ (дата обращения: 15.02.2018).
5. Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.garant.ru/70189916/ (дата обращения: 15.02.2018).
6. Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЭ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95720/ (дата обращения: 15.02.2018).
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_62293/ (дата обращения: 15.02.2018).
8. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://base.garant.ru/70700450/ (дата обращения: 15.02.2018).
9. Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. № 368/691/пр «Об утверждении состава сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежащих размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства». [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rg.ru/2015/12/31/prikaz-dok.html (дата обращения: 15.02.2018).
ABOUT REQUIREMENTS ТО ANTI-TERRORIST SECURITY AND CERTIFICATION OF APARTMENT HOUSES IN THE TERRITORY OF THE
RUSSIAN FEDERATION
Aleksandr BURMAKIN
Candidate of Technical Sciences, Deputy Executive Director Association of Managing Organizations «New Quality». Address: 119435, Moscow Region, Pirogovskaya street M., 13, 1. E-mail: burmakinQneo-q.ru
Denis MYASNIKOV
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Emergency Rescue Academy of Civil Defence EMERCOM of Russia Address: 141435, Moscow Region, Khimki, md. Novogorsk. E-mail: myasnikovdenisQmail.ru
Audrey SEMYONOV
Cadet of the command-engineering faculty Academy of Civil Defence EMERCOM of Russia Address: 141435, Moscow Region, Khimki, md. Novogorsk. E-mail: kaf_22Qamchs.ru
Abstract. The description of requirements to anti-terrorist security of apartment houses is presented in article taking into account features of the housing legislation for discussion and the option of development of passports of anti-terrorist security (safety) of apartment houses by integration into technical and operational information on such houses in the state information system of housing and communal services is offered. Keywords: safety, terrorism, security, certification.
Citation: Burmakin A.M., Myasnikov D.V., Semyonov A.V. (2018) O trebovaniyah k antiterroristicheskoj zashchishchennosti i pasportizacii mnogokvartirnyh domov na territorii Rossijskoj Federacii [About requirements to anti-terrorist security and certification of apartment houses in the territory of the Russian Federation]. Scientific and educational problems of civil protection, no. 1 (36), pp. 97-105 (in Russian).
References
1. Federal'nyj zakon ot 6 marta 2006 g. № 35-FZ «0 protivodejstvii terrorizmu» [Federal Law of March 6, 2006, No. 35-FZ «On Counteracting Terrorism»]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/ (accessed 15 February 2018) (in Russian).
2. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 25 dekabrya 2013 g. № 1244 «Ob antiterroristicheskoj zashchishchennosti ob'ektov (territory)» [Decree of the Government of the Russian Federation of December 25, 2013 No. 1244 «On antiterrorist protection of objects (territories)»]. Available at: https://rg.ru/2013/12/27/antiterror-site-dok.html (accessed 15 February 2018) (in Russian).
3. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 17 iyulya 1995 g. № 713 «Ob utverzhdenii Pravil registracii i snyatiya grazhdan Rossijskoj Federacii s registracionnogo ucheta po mestu prebyvaniya i po mestu zhitel'stva v predelah Rossijskoj Federacii i perechnya lie, otvetstvennyh za priem i peredachu v organy registracionnogo ucheta dokumentov dlya registracii i snyatiya s registracionnogo ucheta grazhdan Rossijskoj Federacii po mestu prebyvaniya i po mestu zhitel'stva v predelah Rossijskoj Federacii» [Decree of the Government of the Russian Federation of July 17, 1995 No. 713 «On Approval of the Rules for
Registration and Withdrawal of Citizens of the Russian Federation from the Registration Record at the Place of Stay and at the Place of Residence within the Russian Federation and the List of Persons Responsible for Reception and Transfer to the Registry of Documents for registration and removal from the registration of citizens of the Russian Federation at the place of stay and at the place of residence within the Russian Federation»]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7271/ (accessed 15 February 2018) (in Russian).
4. Federal'nyj zakon ot 29.12.2004 № 188-FZ «ZHilishchnyj kodeks Rossijskoj Federacii» [Federal Law No. 188-FZ of 29.12.2004 «Housing Code of the Russian Federation»]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/ (accessed 15 February 2018) (in Russian).
5. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 14 iyunya 2012 № 851 «0 poryadke ustanovleniya urovnej terroristicheskoj opasnosti, predusmatrivayushchih prinyatie dopolnitel'nyh mer po obespecheniyu bezopasnosti lichnosti, obshchestva i gosudarstva» [Decree No. 851 of the President of the Russian Federation of June 14, 2012 «On the procedure for establishing levels of terrorist danger that require additional measures to ensure the security of the individual, society and the state»]. Available at: http://base.garant.ru/70189916/ (accessed 15 February 2018) (in Russian).
6. Federal'nyj zakon ot 30 dekabrya 2009 g. № 384-FZ «Tekhnicheskij reglament o bezopasnosti zdanij i sooruzhenij» [Federal Law No. 384-FZ of December 30, 2009 «Technical Regulations on the Safety of Buildings and Structures»]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95720/ (accessed 15 February 2018) (in Russian).
7. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 13 avgusta 2006 g. № 491 «Ob utverzhdenii Pravil soderzhaniya obshchego imushchestva v mnogokvartirnom dome i pravil izmeneniya razmera platy za soderzhanie zhilogo pomeshcheniya v sluchae okazaniya uslug i vypolneniya rabot po upravleniyu, soderzhaniyu i remontu obshchego imushchestva v mnogokvartirnom dome nenadlezhashchego kachestva i (ili) s pereryvami, prevyshayushchimi ustanovlennuyu prodolzhitePnost'» [Decree of the Government of the Russian Federation of August 13, 2006 No. 491 «On approval of the Rules for the maintenance of common property in an apartment building and the rules for changing the amount of payment for the maintenance of a dwelling in the case of providing services and performing management, maintenance and repair of common property in an apartment building of inadequate quality and (or) with interruptions exceeding the established duration»]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_62293/ (accessed 15 February 2018) (in Russian).
8. Federal'nyj zakon ot 21 iyulya 2014 g. № 209-FZ «O gosudarstvennoj informacionnoj sisteme zhilishchno-kommunal'nogo hozyajstva» [Federal Law of July 21, 2014 No. 209-FZ «On the state information system of housing and communal services»]. Available at: http://base.garant.ru/70700450/ (accessed 15 February 2018) (in Russian).
9. Prikaz Ministerstva svyazi i massovyh kommunikacij Rossijskoj Federacii i Ministerstva stroitel'stva i zhilishchno-kommunal'nogo hozyajstva Rossijskoj Federacii ot 29 sentyabrya 2015 g. № 368/691/pr «Ob utverzhdenii sostava svedenij o mnogokvartirnyh domah, deyatel'nost' po upravleniyu kotorymi osushchestvlyayut upravlyayushchie organizacii, podlezhashchih razmeshcheniyu v gosudarstvennoj informacionnoj sisteme zhilishchno-kommunal'nogo hozyajstva» [Order of the Ministry of Communications and Mass Communications of the Russian Federation and the Ministry of Construction and Housing and Communal Services of the Russian Federation of September 29, 2015 No. 368/691 / pr «On approval of the composition of information on multi-apartment buildings, the management activities of which are carried out by management organizations to be placed in state information system of housing and communal services»]. Available at: http://base.garant.ru/70700450/ (accessed 15 February 2018) (in Russian).