Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ'

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
111
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
государственная информационная система / размещение информации / поставщик информации / оператор системы / правовое регулирование.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шобей Л.Г., Чернова П.А.

В статье поднимаются проблемы использования государственных информационных систем. Приводится статистика. Анализируется законодательство, акцентируется необходимость его совершенствования. Приводится судебная практика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-7-170-172 ШОБЕЙ Лариса Геннадьевна,

2018-0076-7/22-834 старший преподаватель

M0SURED: 77/27-023-2022-7-1032 кафедры финансов, финансового права,

экономики и бухгалтерского учета ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный

университет», е-mail: l_shobey@mail.ru

ЧЕРНОВА Полина Андреевна,

студент 1 курса магистратуры направления подготовки 40.04.01 ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»,

е-mail: mail@law-books.ru

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Аннотация. В статье поднимаются проблемы использования государственных информационных систем. Приводится статистика. Анализируется законодательство, акцентируется необходимость его совершенствования. Приводится судебная практика.

Ключевые слова: государственная информационная система, размещение информации, поставщик информации, оператор системы, правовое регулирование.

SHOBEY Larisa G.,

the Senior Lecturer of the Department of Finance, Financial Law, Economics and Accounting of the Petrozavodsk State University

CHERNOVA Polina Andreevna,

the 1st year student of the Master's degree in the direction of training 40.04.01 of the Petrozavodsk State University

ON SOME PROBLEMS OF THE USE OF STATE INFORMATION SYSTEMS

Annotation. The article raises the problems of using state information systems. Statistics are given. The legislation is analyzed, the need for its improvement is emphasized. Judicial practice is given.

Key words: state information system, information placement, information provider, system operator, legal regulation.

В настоящее время государственные информационные системы играют важную роль в государственном и муниципальном управлении. Они создаются для обеспечения обмена информацией между государственными органами и оптимизации управленческого процесса. Согласно Стратегии развития информационного общества на 2017-2030 годы одной из основных задач применения информационных и коммуникационных технологий для развития социальной сферы, системы государственного управления, взаимодействия граждан и государства является развитие технологий электронного взаимодействия граждан, организаций, государственных органов, органов местного самоуправления наряду с сохранением возможности взаимодействия граждан с указанными организа-

циями и органами без применения информационных технологий [2]. Для решения указанной задачи, в т.ч. создано и электронное правительство.

На 2020 г. Счетная палата РФ привела статистику, согласно которой в России 876 федеральных государственных информационных систем (ГИС), но вместе с тем подчеркнула, что сосчитать точное количество ГИС невозможно в связи с отсутствием четкого определения ГИС в российском законодательстве.

Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет информационную систему как совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и техни-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

ПРАВО И ЭКОНОМИКА

ческих средств [1]. Статья 13 данного нормативно-правового акта установила, что государственными информационными системами являются федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании, соответственно, федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, правовых актов государственных органов.

Исходя из совокупного толкования ст. 13, 14 ФЗ № 49, можно выделить следующие особенности государственных информационных систем. Так, правовой основой функционирования ГИС является нормативно-правовой акт. Каждая система существует на основании федерального закона, актов Правительства РФ и ведомственных актов. Например, государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства создана на основе Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства». Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, также регламентируют обязанность размещения информации в ГИС ЖКХ. Приказ Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 г. «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» установил порядок и сроки размещения информации в ГИС ЖКХ.

ГИС создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях. Так, например, в целях обеспечения единства требований к осуществлению государственного надзора в сфере образования и учета его результатов создана государственная информационная система государственного надзора в сфере образования. В целях предоставления физическим лицам, организациям, органам государственной власти, органам местного самоуправления актуальной информации о зарегистрированных средствах массовой информации, о лицах, осуществляющих деятельность в области средств массовой информации (учредителях, редакциях, главных редакторах, издателях, вещателях, распространителях, информационных агентствах), обеспечения получения от заинтересованных лиц и направления им документов, создана и функционирует государственная информационная система в области средств массовой информации.

Вместе с тем, функционирование каждой системы обеспечивается силой государственного

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

принуждения. Ведение государственными органами и иными субъектами системы является их обязанностью, за ее неисполнение или ненадлежащее исполнение установлена ответственность. Кроме этого, каждая система порождает для субъектов новые специальные права и обязанности, зафиксированные в инструкциях пользования.

Действительно, определить границы ГИС в настоящее время не представляется возможным в связи с размытым определением ГИС в законодательстве. Статусом «государственной» информационная система определяется с помощью относительных критериев: создание на основании нормативно-правового акта и с определенной целью. Необходимо четко отделить понятие ГИС от ИС специальной деятельности, сайтов органов государственной власти и т.д. [5].

Согласно ч. 9 ст. 14 ФЗ № 49 информация, размещаемая в ГИС, имеет статус официальной. При этом не всегда у поставщиков информации имеется возможность разместить достоверную информацию из-за отсутствия технической возможности ее размещения. Так, например, разработчики ИС ФНС не учли существования организаций-работодателей, полное название которых превышает 220 символов, что породило проблему при электронной подаче документов для получения налогового вычета. Так же в ГИС ЖКХ невозможно разместить информацию, к примеру, в полях «Размер фонда на начало отчетного периода» и «Размер фонда на конец отчетного периода» в случае, если реальные значения для данных полей превышают 8 знаков до разделителя.

Кроме этого, в ряде случаев ГИС требуют предоставления избыточной информации, предоставления определенного формата файла, что накладывает дополнительные ограничения для поставщиков информации. Пользователи вынуждены поддаваться новым требованиям. Так, например, в ГИС ЖКХ присутствуют обязательные для заполнения поля, однако в нормативно-правовых актах, регулирующих размещение информации в ГИС, обязанность для заполнения данных полей отсутствует.

Следует учесть, что за неисполнение обязанности по размещению информации в ГИС установлена административная ответственность. Так, в связи с использованием ЕАИС ТО у операторов технического осмотра возникает обязанность передавать в эту систему сведения, указанные в ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также ответственность за непредоставление таких сведений наступает в соответствии с ч. 2 ст. 14.4.1 КоАП РФ [4]. Положения ст. 13.19.2 КоАП РФ уста-

навливают ответственность за неразмещение информации, размещение информации не в полном объеме или размещение недостоверной информации в ГИС ЖКХ.

При этом неправильное применение норм должностными лицами контрольных органов, несоответствие законодательства и самих платформ ГИС может повлечь необоснованные административные штрафы.

В 2020 г. Арбитражный суд Северо-Западного округа рассматривал дело по заявлению муниципального предприятия «Калининградте-плосеть» о признании недействительным и отмене предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области [3]. Суть спора сводилась к тому, что контрольный орган неправильно применил положения законодательства, перепутав субъект, на который возложена ответственность за неразмещение информации в ГИС ЖКХ. Нормы, применяемые министерством, регулировали размещение информации лицами, осуществляющими деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которым муниципальное предприятие не являлось. Суд кассационной инстанции отменил решения судов нижестоящих инстанций и признал предписание недействительным.

Зачастую контрольные органы требуют размещение информации, для которой поля для ее заполнения в ГИС не предусмотрены. Оператор системы не реализовал техническую возможность разместить данную информацию. При этом, поставщики информации не могут исполнить требования законодательства, и вынуждены представлять в надзорный орган доказательства отсутствия возможности размещения информации.

Таким образом, учитывая, что информация, размещенная в государственных информационных системах, является официальной, необходимо провести работу по совершенствованию законодательства. Без надлежащего правового регулирования невозможно добиться достоверности, актуальности и полноты информации, размещаемой в ГИС.

Список литературы:

[1] Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ // СЗ РФ. -31.07.2006. - № 31 (ч. I). - Ст. 3448.

[2] О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы: Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 // СЗ РФ. - 15.05.2017. - № 20. - Ст. 2901.

[3] Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.11.2020 № Ф07-12823/2020 по делу № А21 -13019/2019.

[4] Амелин Р.В. Правовой режим государственных информационных систем: монография / под ред. С.Е. Чаннова. - М.: ГроссМедиа, 2016. -338 с.

[5] Оценка открытости государственных информационных систем: аналитический доклад / И. Бегтин, А. Бертяков, М. Комин и др. URL: https:// ach.gov.ru/upload/pdf/%D0%9E%D1%86%D0%B5 %D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%BE%D1%8 2%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%BE% D1 %81%D1%82%D0%B8%20 %D0%93%D0%98%D0%A1%202020.pdf

Spisok literatury:

[1] Ob informacii, informacionnyh tekhnologi-yah i o zashchite informacii: Federal'nyj zakon ot 27.07.2006 № 149-FZ // SZ RF. - 31.07.2006. - № 31 (ch. I). - St. 3448.

[2] O Strategii razvitiya informacionnogo obsh-chestva v Rossijskoj Federacii na 2017 - 2030 gody: Ukaz Prezidenta RF ot 09.05.2017 № 203 // SZ RF. - 15.05.2017. - № 20. - St. 2901.

[3] Postanovlenie Arbitrazhnogo suda Seve-ro-Zapadnogo okruga ot 06.11.2020 № F07-12823/2020 po delu № A21-13019/2019.

[4] Amelin R.V. Pravovoj rezhim gosudarstven-nyh informacionnyh sistem: monografiya / pod red. S.E. Channova. - M.: GrossMedia, 2016. - 338 s.

[5] Ocenka otkrytosti gosudarstvennyh informacionnyh sistem: analiticheskij doklad / I. Begtin, A. Bertyakov, M. Komin i dr. URL: https://ach.gov.ru/ upload/pdf/%D0%9E%D1%86%D0%B5%D0%B-D%D0%BA%D0%B0%20%D0%BE%D 1%82%D0% BA%D1 %80%D1%8B%D1%82%D0%BE%D1%81 %D1 %82%D0%B8%20 %D0%93%D0%98%D0%A1%202020.pdf

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.