Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 4. С. 116 — 118. Education. Science. Scientific personnel. 2021;(4):116 —118.
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ
Научная статья
УДК 342 NIION: 2007-0062-4/21-024
doi: 10.24411/2073-3305-2021-4-116-118 MOSURED: 77/27-004-2021-04-224
О негативных факторах в сфере миграции
в Российской Федерации: конституционно-правовое противодействие
Василий Дмитриевич Самойлов1, Павел Владимирович Бойцов2
1 Академия военных наук, Москва, Россия, vas.samoylow2016@yandex.ru
2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия
Аннотация. Содержание статьи ориентирует на конституционно-правовые аспекты противодействия негативным и иным факторам в сфере миграции с целью совершенствования конституционно-правового регулирования процесса противодействия нелегальной миграции на территории Российской Федерации при соблюдении конституционных принципов в отношении прав и свобод российских граждан, а также иностранных граждан и лиц без гражданства.
Ключевые слова: конституционные основы, нелегальная миграция, противодействие, факторы миграции Для цитирования: Самойлов В.Д., Бойцов П.В. О негативных факторах в сфере миграции в Российской Федерации: конституционно-правовое противодействие // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 4. С. 116 — 118. doi: 10.24411/2073-3305-2021-4-116-118.
PUBLIC LEGAL (STATE LEGAL) SCIENCES
Original article
On negative factors in the sphere of migration in the Russian Federation: constitutional and legal counteraction
Vasily D. Samoilov1, Pavel V. Boitsov2
1 Academy of Military Sciences, Moscow, Russia, vas.samoylow2016@yandex.ru
2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot, Moscow, Russia
Abstract. The content of the article focuses on the constitutional and legal aspects of countering negative and other factors in the field of migration in order to improve the constitutional and legal regulation of the process of countering illegal migration on the territory of the Russian Federation, while respecting the constitutional principles regarding the rights and freedoms of Russian citizens, as well as foreign citizens and stateless persons. Keywords: constitutional foundations, illegal migration, counteraction, migration factors
For citation: Samoilov V.D., Boitsov P.V. On negative factors in the sphere of migration in the Russian Federation: constitutional and legal counteraction // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2021;(4):116-118. (In Russ.). doi: 10.24411/2073-3305-2021-4-116-118.
Состояние государственно-правового регулирования сферы миграции в Российской Федерации обусловлено комплексом объективных и субъективных факторов, включая конституционно-правовой фундамент незыблемых прав и свобод каждого гражданина РФ. В аспекте проблемно-противоречивого характера регу-
© Самойлов В.Д., Бойцов П.В., 2021.
лирования миграционных процессов отечественные эксперты и аналитики отмечают негативную динамику социально-экономической, политической, демографической и санитарно-эпидемиологической ситуации на российской территории.
Авторами отмечена историческая взаимосвязь сфер миграции и демографии между собой и с другими сферами, на что неоднократно обраща-
Публично-правовые (государственно-правовые) науки
ет внимание Президент РФ в программных документах: а) «... ситуация в сфере демографии чрезвычайная. .Сбережение народа России — наш высший национальный приоритет.» [2]; б) «... не должны забывать целей нашего стратегического развития, ... и совершенствовать механизмы в достижении этих целей» [3]. Актуальность освоения и исследования сферы миграции привлекательна с точки зрения реализации национального проекта «Демография», в котором уделено внимание реализации государственной миграционной политики для противодействия процессу снижения численности граждан РФ за счет повышения рождаемости своих граждан и привлечения граждан зарубежных стран в качестве граждан РФ.
Вместе с тем в совокупности миграционных процессов в РФ наибольшие вызовы и угрозы государственной безопасности исходят от нелегальной миграции, численность лиц в которой, по разным оценкам, составляет от 3 до 5 млн человек, иностранных граждан и лиц без гражданства, незаконно (нелегально) прибывших на территорию РФ и продолжающих пребывать на ней для реализации своих намерений [6, с. 184—187].
С конституционно-правовых позиций соответствующие федеральные органы исполнительной власти предназначены, с одной стороны, для реализации миграционных намерений граждан РФ, с другой — для того, чтобы противодействовать негативным факторам как движущим силам в процессе нелегальной миграции на российской территории [1; 8]. Фактор (лат. factor — делающий, производящий) — движущая сила, причина какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты [4]. При этом следует учитывать складывающуюся ситуацию, например, применяя метод ситуационного моделирования для исследования процесса нелегальной миграции в комплексе противодействующих ему мер.
Основным федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции в РФ является МВД России, в составе которого после упразднения ФМС России основные полномочия возложены на Главное управление по вопросам миграции МВД России (далее — ГУВМ МВД РФ), которое функционирует с целью формирования ведомственных стандартов в административно-правовой, информационно-правовой и обеспечивающей областях миграционной деятельности для реализации международной, федеральной и региональной политики в интересах эффективного функционирования миграционной системы России [5; 7, с. 75—79; 9].
С целью совершенствования государственно-правового регулирования миграционных правоотношений ГУВМ МВД РФ предпринимает меры для оперативного решения ряда проблем, в том числе формами и методами их конституционно-правового регулирования. В частности, была разработана и утверждена Указом Президента РФ от 31 октября 2018 г. № 662 «Концепция государственной миграционной политики РФ на период 2019—2025 гг.», а затем План ее реализации; в миграционном законодательстве России предпринимаются меры по уточнению правового содержания определений (терминов) из-за наличия коллизионных норм для приведения их в соответствии с нормами Конституции РФ, особенно в части имплементации конституционного принципа защиты прав и свобод человека и гражданина РФ, обеспечения прав и свобод иностранцев, апатридов и других мигрантов [7; 9].
В связи с этим государственно-правовое регулирование общественных отношений в сфере миграции претерпевает совершенствование для правового закрепления ряда инноваций посредством разработки и внедрения механизма конституционно-правового регулирования профессиональной деятельности должностных лиц ГУВМ МВД РФ [7, с. 75—79]. Для этого при реализации актуальных миграционных задач, устранения правовых пробелов и коллизий в действующем миграционном законодательстве важен учет отечественной историко-правовой и зарубежной практики для выработки предложений и рекомендаций по оптимизации путей совершенствования деятельности в части противодействия негативным факторам в сфере миграции [8; 9].
В своей совокупности изложенные факты и обстоятельства служат основанием для определения актуальности проблемных вопросов, часть которых представлена в связи с выявленными негативными факторами в сфере миграции в Российской Федерации с целью конституционно-правового противодействия им в процессе государственно-правового регулирования нелегальной миграции на пространстве страны.
Список источников
1. Конституция РФ от 25 декабря 1993 г. // URL: https: // rg.ru/2020/07/04/konstituciya-site-dok.html (date of access: 16.06.2021).
2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 21 апреля 2021 г. // URL: http:// www.consultant.ru/ document/cons _doc_LAW_ 382666/ (дата обращения: 17.06.2021).
2021 / № 4 Education. Science. Scientific personnel
117
3. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
4. Большая советская энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1969—1978.
5. Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» (ред. от 15 мая 2018 г.) // URL: URL: http: // www.consultant.ru / document / cons_doc_LAW_196285 / (дата обращения: 18.6.2021).
6. Нурадинов Ш.М., Самойлов В.Д., Селезнева К.В. Профессиональная подготовка кадров для сферы миграции: конституционно-правовые аспекты реализации государственной миграционной политики // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 1. С. 184—187.
7. Нурадинов Ш.М., Самойлов В.Д., Селезнева К.В. Государственная миграционная политика в контексте квантификации былого, настоящего и будущего // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 1. С. 75—79.
8. Прудников А.С., Самойлов В.Д. Деятельность Федеральной миграционной службы: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
9. Самойлов В.Д. Основы миграционного права: учебник. М.: АЭБ МВД России, 2009.
References
1. The Constitution of the Russian Fédération of December 25, 1993 // URL: https: // rg.ru/ 2020/07/04/konstituciya-site-dok.html (date of access: 16.6.2021).
2. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation dated April 21, 2021 // URL: http:// www.consultant.ru/ document / cons _doc_LAW_ 382666 / (date of access: 17.06.2021).
3. Decree of the President of the Russian Federation of July 21, 2020 No. 474 "On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030".
4. Great Soviet Encyclopedia: in 30 volumes / ch. ed. A.M. Prokhorov. 3rd ed. M.: Soviet encyclopedia, 1969—1978.
5. Decree of the President of the Russian Federation of April 5, 2016 No. 156 "On improving public administration in the field of control over the circulation of narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors and in the field of migration" (as amended on May 15, 2018) // URL: http: // www.consultant.ru / document / cons_ doc_LAW_196285 / (date accessed: 18.6.2021).
6. Nuradinov Sh.M., Samoilov V.D., Selezneva K.V. Professional training of personnel for the sphere of migration: constitutional and legal aspects of the implementation of state migration policy // Education. The science. Scientific personnel. 2020. No. 1. P. 184—187.
7. Nuradinov Sh.M., Samoilov V.D., Selezneva K.V. State migration policy in the context of quantification of the past, present and future // Education. The science. Scientific personnel. 2021. No. 1. P. 75—79.
8. Prudnikov A.S., Samoilov V.D. The activities of the Federal Migration Service: textbook. allowance. M.: UNITY-DANA, 2007.
9. Samoilov V.D. Fundamentals of Migration Law: a textbook. M.: AEB Ministry of Internal Affairs of Russia, 2009.
Информация об авторах В.Д. Самойлов — доктор педагогических наук, профессор; П.В. Бойцов — адъюнкт.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about the authors V.D. Samoilov — doctor of pedagogical sciences, professor; P.V. Boitsov — adjunct.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 01.08.2021; одобрена после рецензирования 01.09.2021; принята к публикации 30.09.2021.
The article was submitted 01.08.2021; approved after reviewing 01.09.2021; accepted for publication 30.09.2021.