УДК 37 ББК 74
DOI 10.24411/2073-3305-2020-10048
Профессиональная подготовка кадров для сферы миграции: конституционно-правовые аспекты реализации государственной миграционной политики
Professional Training for Migration: Constitutional and Legal Aspects of Implementing the State Migration Policy
Василий Дмитриевич САМОЙЛОВ,
доктор педагогических наук, профессор, эксперт в сфере миграции
Шамиль Магомедович НУРАДИНОВ,
доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры конституционного права Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя
Кристина Владимировна СЕЛЕЗНЕВА,
студент магистратуры 21 ЮЗВ (м), Орловский филиал Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Аннотация. В статье представлены конституционно-правовые аспекты государственно-правового регулирования сферы миграции на основе реализации Концепции государственной миграционной политики на 2019 — 2025 гг. С целью профессиональной подготовки кадров для органов, организаций и учреждений, профессиональная деятельность которых включает управление миграционными процессами, авторы ориентируют на компетентностный подход к подготовке обучающихся в процессе освоения ими учебных дисциплин миграционной направленности.
Ключевые слова: профессиональная подготовка; государственная миграционная политика; сфера миграции; миграционный процесс
Abstract. The article presents the constitutional and legal aspects of state legal regulation of the sphere of migration based on the implementation of the Concept of state migration policy for 2019 — 2025. For the purpose of professional training of personnel for bodies, organizations and institutions whose professional activities include management of migration processes, the authors focus on a competence-based approach to training students in the process of mastering educational disciplines of migration orientation.
Keywords: professional training; state migration policy; migration sphere; migration process
В соответствии с решением Совета Безопасности РФ (от 17 марта 2005 г.), а затем согласно указам Президента РФ (2012 и 2018 гг.) с целью реализации государственной миграционной политики сфера миграции в Российской Федерации приобрела теоретико-практическую значимость и ценность для обеспечения безопасности государства с учетом прав и свобод в жизни и деятельности личности, социальных групп, семьи и общества [1, ст. 6, 27; 2].
В системе федеральных органов исполнительной власти (далее — ФОИВ) с 5 апреля 2016 г. (дата упразднения Федеральной миграционной службы или ФМС России1) сфера миграции перешла под юрисдикцию МВД России, конкретно Главного управления МВД России по вопросам миграции (далее — ГУВМ МВД), которое обеспечивает и осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики, а также нормативно-правовому регулированию в сфере миграции [7, с. 19—23; 8, с. 76—78].
Вместе с тем среди актуальных проблем, решаемых в сфере миграции со времени начала функционирования ГУВМ МВД и его территориальных органов, взгляды должностных лиц органов государственной власти (далее — ОГВ), а также органов государственного управления (далее — ОГУ) на условия организации и осуществления профессиональной подготовки кадров для сферы миграции существенно изменились [3, с. 31—34; 5; 6; 10].
В генезисе с 2005/06 учебного года профессиональная подготовка кадров для ФМС России была организована в Московском университете МВД России им. В.Я. Кикотя (далее — Университет), а также во Всероссийском институте повышения квалификации кадров МВД России. Несомненно, что именно организация эффективной подготовки кадров для сферы миграции составляет объективное условие успешной реализации государственной миграционной политики в современной России. В течение десяти лет такая подготовка кадров для сферы миграции, преимущественно для системы ФМС России и МВД России, была вполне результативной [4—6; 9, с. 82— 88]. Десятки выпускников Университета «на земле» в профессионально-практическом аспекте претворяли в повседневной жизнедеятельности освоенные учебные дисциплины («Деятельность Федеральной миграционной службы», «Основы миграционного права» и др.), внедряли свои знания, умения и навыки в повышение эффективности функционирования органов внутренних дел [5, с. 305—320; 6, с. 143—156].
К сожалению, после этого в Университете последовал трехлетний период упразднения специализации — миграционная и профессиональной подготовки кадров. Однако с 2016/17 учебного года подготовка кадров в Университете была восстановлена, а профильная кафедра конституционного и муниципального права организовала образовательную деятельность на основе внедрения трио учебных дисциплин миграционной направленности, упомянутых выше.
Рассмотрим особенности профессиональной подготовки кадров и образовательной деятельности в Университете профильной выпускающей кафедрой под руководством полковника полиции С.О. Харламова, кандидата юридических наук, доцента.
Будем исходить из того, что преподавание вообще сопряжено с искусством обучения, которое представляет собой дидактику [5, с. 47]. Следовательно, обоснованно вести речь об особенностях деятельности педагогов-дидактов в качестве специалистов, способных осуществлять препода-
вание с заранее установленным (определенным) качеством. Вместе с тем деятельность конкретного педагога-дидакта должна соответствовать реализуемой в России концепции современного стандартизированного профессионального образования [5, с. 87—120; 6, с. 423—429].
Концепция преподавания профильной кафедрой учебных дисциплин представляет собой с одной стороны, комплексное отражение нового целеполагающего естественнонаучного представления, целостное исследование явления «миграция»; с другой — педагогическую систему мер управляющего воздействия на цели, содержание, организацию и технологии высшего образования специалистов для МВД России [5, с. 94—170].
К этапам развития системы профессионального миграционного образования (далее — ПМО) мы относим:
■ преобразование (2005—2008) для оптимизации моделей теоретической и практической профессиональной подготовки;
■ комплексирование (2008—2010) для профессиональной подготовки специалистов ФМС России и государственных гражданских служащих;
■ автоматизация основных процессов ПМО (с 2010 г.) на основе создания системы дистанционного обучения, государственной информационной системы миграционного учета и единой информационной телекоммуникационной системы;
■ возобновление профессиональной подготовки кадров для МВД России (с 2016 г.).
Такой концептуальный подход обусловлен результатами проведения анализа детерминирующих факторов, оказывающих существенное влияние на систему ПМО в России [7, с. 19—23] и выявленных трендах ее развития:
■ межведомственная (МВД России, ФСБ России, МИД России и др.) и межвузовская (в системе МВД России) интеграция [5, с. 248—276];
■ переход к непрерывному профессиональному образованию;
■ стандартизация, демократизация образования (через всю жизнь);
■ формирование управленцев будущего или опережающее развитие профессиональной подготовки кадров для системы МВД России [10];
■ интеграция управления подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров для системы МВД России [5, с. 276—304];
■ информатизация профессиональной подготовки кадров на основе достигнутого МВД России уровня развития технологий и средств информатизации, а также интенсификация обучения на базе компьютерно-информационных технологий [5; 6; 8, с. 76—78; 10];
■ снижение качества профессионального отбора научно-педагогических работников и различных групп обучающихся.
С 2019/20 учебного года подготовка специалистов для ГУВМ МВД осуществляется в системе ПМО на следующих основных принципах:
■ системного подхода [9, с. 82—88];
■ взаимосвязи и взаимозависимости с концептуальными установками ОГУ российским образованием, МВД России и другими ФОИВ;
■ адаптивности — определяет возможность и способность элементов системы ПМО под воздействием внешних и внутренних детерминирующих факторов управления миграционными процессами преобразовываться в эффективно функционирующую систему образования МВД России;
■ адекватности — определяется необходимым и достаточным набором элементов системы ПМО, соответствующей социально-образовательной среде России, потребностям системы МВД России (на вертикальном и горизонтальном уровнях управления) [5, с. 221—247; 6, с. 219—225; 8; 10];
■ интеграции — моделирование эффективность функционирования системы ПМО на основе компетентности и квалификации всех участников образовательного процесса, создания современной учебно-методической базы и применения перспективных моделей и технологий образования на базе факультетского образовательного модуля (международно-правового факультета Университета) [4; 5; 8];
■ целостности — определяется наличием в системе ПМО достаточного набора функций для образовательного процесса, ориентированного на гармоничное и всестороннее развитие личности сотрудника МВД России;
■ экономичности — распределение в системе ПМО задач управления и ее обеспечение заказчиком (МВД России, другим ФОИВ), целевое расходование вузами бюджетных средств и контроль их использования.
В 2007/08 учебном году Университет впервые осуществил выпуск сотрудников для ФМС России — дипломированных специалистов в сфере миграции. В связи с этим рассмотрим особенности преподавания в Университете учебных дисциплин в сфере миграции с использованием новых технологий и активных форм обучения. Участниками образовательного процесса являются: (а) научно-педагогические работники профильной кафедры (по состоянию на 1 марта 2020 г. семь профессоров!); (б) обучающиеся — курсанты 4-х — 5-х курсов международно-правового факультета. В педагогической системе половина седьмого семестра отведена обучению умениям и навыкам работы с источниками, выполнению самостоятельных работ (практикумов, летучек) на семинарах и практических занятиях, мотивации продолжения обучения и др. При этом приращение у обучающихся их знаний, умений, навыков и компетенций основано на системности и рейтинговой оценке результатов.
Среди объективных условий выделяются следующие: оборудование аудитории, выделенной для преподавания миграционной тематики, требует обновления; трио миграционных дисциплин разработаны в мультимедиа-вариантах, поэтому все курсанты имеют возможности для создания своих вариантов систематизации учебного материала. К сожалению, не все из них по объективным и субъективным причинам используют такие возможности. В этом компоненте мы ожидаем наибольшего приращения знаний, умений и навыков как компетенций будущих специалистов МВД России.
Кроме того, основные резервы в интересах активизации подготовки кадров для сферы миграции в Университете выявлены:
(1) в реализации разработанной деловой игры, своеобразного командно-штабного учения, сценарий которого вобрал основное содержание учебных дисциплин и отражает, по сути, комплексно-педагогический подход к овладению обучающимися основ будущей миграционной деятельности;
(2) упорядочении отбора потенциальных кандидатов (профессионально-психологический аспект) для их подготовки в системе ПМО МВД России.
Выводы. К объективным условиям успешного осуществления государственной миграционной политики Российской Федерации и Плана мероприятий по реализации в 2019—2021 гг. Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019—2025 гг.
(распоряжение Правительства РФ от 22 февраля 2019 г. № 265-р) авторами отнесены конституционно-правовые аспекты организации профессиональной подготовки кадров для сферы миграции в рамках совершенствования достигнутого уровня профессионального миграционного образования.
Список литературы
1. Конституция РФ от 25 декабря 1993 г. // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Самойлов В.Д. Высшее образование офицеров: проблемы и пути их решения // Военная мысль. 2003. № 5. С. 60—63.
3. Самойлов В.Д. Государственно-правовые аспекты миграционной безопасности России // Вестник экономической безопасности. 2018. № 2. С. 31—34.
4. Самойлов В.Д. Государственно-правовое регулирования социально-экономических и политических процессов: учебник. М., 2013.
5. Самойлов В.Д. Методология преподавания юриспруденции в системе высшего образования России: монография. М., 2016.
6. Самойлов В.Д. Миграциология. Конституционно-правовые основы: монография. М., 2013.
7. Самойлов, В.Д., Нурадинов, Ш.М. О многообразии идей в сфере миграции. Теоретико-правовые аспекты // Государственная служба и кадры. 2019. № 2. С. 19—23.
8. Самойлов В.Д. О концепции высшего образования офицеров // Высшее образование в России. 2002. № 6. С. 76—78.
9. Самойлов В.Д. О совершенствовании государственной миграционной политики Российской Федерации // Право и безопасность. 2005. № 3. С. 82—88.
10. Указ Президента РФ от 31 октября 2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019—2025 годы».
Московская академия Следственного комитета Российской Федерации
Международное право
Схемы и определения
Ю.А. Цветков
Цветков, Юрий Анатольевич. Международное право. Схемы и определения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Юриспруденция», «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность» / Ю.А. Цветков. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. - 167 с.
ISBN 978-5-238-03325-9
В учебном пособии в схематическом виде представлены все основные разделы учебной дисциплины «Международное (публичное) право», даны определения основных институтов и понятий.
Для студентов юридических вузов.