УДК 325.1
DOI: 10.24151/2409-1073-2018-3-191-196
Миграция как социально-экономическое явление
В. Д. Самойлов1, А. И. Панов2
1 Военная академия Генерального штаба Вооруженных сил РФ, Москва, Россия
2 Московский государственный областной университет, Москва, Россия
vas.samoylow2016@yandex.ru
Изложены социально-экономические аспекты миграции как явления в многовековом генезисе Российского государства. Обоснована необходимость государственного регулирования миграционных процессов. Выделены организационные основы обеспечения безопасности. Подчеркнута важность законодательного подтверждения позиции руководства страны в управлении социально-экономическими процессами в рамках сферы миграции. Разработаны цели, приоритетные направления и основы государственной миграционной политики России, классифицированы задачи по защите личности, семьи, общества и государства.
Ключевые слова: миграция, миграционные процессы, государственная миграционная политика, социально-экономическое явление.
Migration as a Socio-Economic Phenomenon
V. D. Samoylov1, A. I. Panov2
1 General Staff Academy of the RF Armed Forces, Moscow, Russia
2 Moscow Region State University, Moscow, Russia
vas.samoylow2016@yandex.ru
The authors did expose the socio-economic aspects of migration as a phenomenon in the centuries-old genesis of Russian state, demonstrating the need for state regulation of migration processes. They did accentuate the framework arrangement for safety provision, emphasizing the significance of legislative confirmation of highest-level leaders' position in socio-economic processes management within the frames of migration sphere. The authors did elaborate goals, primary directions and basics of Russian state migration policy, itemizing the tasks of personality, family, society and state protection.
Keywords: migration; migration processes; state migration policy; socio-economic phenomenon.
Активизация государственного регулирования обеспечения безопасности России в сфере миграции обусловлена
© Самойлов В. Д., Панов А. И.
усилением влияния миграционных процессов на динамику демографических и социально-экономических изменений,
что связано с увеличением потребности страны в трудовых ресурсах [1, с. 205—247]. Организационные основы обеспечения безопасности в сфере миграции [2, с. 372—378] предполагают распределение властных полномочий между федеральными органами исполнительной власти (МВД России, Минобороны России, ФСБ России и др.) и их территориальными органами в целях противодействия угрозам безопасности в социальной, экономической и иных сферах общественной жизни.
Под безопасностью следует понимать состояние защищенности личности, семьи, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Большинство особенностей миграции в России соотносятся с необходимостью пересечения рубежа госграницы, поэтому целесообразно говорить об угрозе территориальной целостности государства в пограничной сфере [2, с. 90—95].
В свою очередь, угроза безопасности России в пограничной сфере обусловлена активизацией трансграничной организованной преступной деятельности. В связи с этим задача органов государственного управления — пресечь деятельность зарубежных террористических организаций, транснациональной преступности в сфере нелегальной миграции и тем самым обеспечить на территории России конституционные права и свободы граждан [3; 4; 5, ст. 6, 27, 62].
Вместе с тем нерешенные проблемы в сфере миграции снижают эффективность реализации миграционной политики, влияют на миграционные намерения российских и иностранных граждан. Несмотря на то что внешняя политика России направлена на защиту законных прав и интересов российских граждан за рубежом, в том числе на применение мер социального и экономического характера, миграционные
проблемы тормозят социально-экономическое и демографическое развитие России [1, с. 231—233; 6].
Важно подчеркнуть, что позиция руководства страны в управлении миграционными процессами не отражена в концептуальном документе. В январе 2006 г. завершилась законодательная миссия Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ № 256-р от 1 марта 2003 г. Концепция не удовлетворила требований в управлении социально-экономическими процессами. Сегодня основы обеспечения безопасности в сфере миграции определены в новом проекте Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации, подготовленном в 2017 г. Межведомственной рабочей группой при МВД России. Однако эта концепция находится в стадии разработки, поскольку требует и современной трактовки, и утверждения Президентом РФ.
По нашему мнению, миграционную политику России следует ориентировать на обеспечение такого управления миграционными процессами, при котором возможны устойчивость социально-экономического и демографического положения страны и личная безопасность граждан государства.
Отсюда приоритетными должны стать следующие направления миграционной политики России:
— разработка и реализация мер по привлечению в страну квалифицированных иностранных работников и снижению уровня эмиграции путем повышения социальной и миграционной привлекательности регионов;
— содействие добровольному переселению соотечественников в Россию;
— формирование упорядоченной системы расселения с учетом демографической ситуации, потребностей
в трудовых ресурсах, прогноза социально-экономического развития — при сохранении благоприятных условий жизнедеятельности местных жителей;
— эффективное противодействие нелегальной миграции на международном и внутригосударственном уровнях борьбы с организованной преступностью и терроризмом.
В основу государственной миграционной политики России необходимо заложить научно обоснованные [1; 2] принципы:
— учет интересов личности, семьи, общества и государства при решении проблем мигрантов различного правового статуса, индивидуальный подход и учет конституционных прав человека на свободу передвижения, на выбор места пребывания [5, ст. 27];
— обеспечение безопасности России и защита ее интересов;
— установление приоритета в использовании национальных трудовых ресурсов;
— привлечение трудящихся-мигрантов в малозаселенные регионы на постоянное место жительства на основе квалификационных критериев их отбора;
— законодательное обеспечение прав и свобод мигрантов, регламентация защиты от дискриминации, ксенофобии, вовлечения в преступную деятельность, на основе политического (перед законом и судом) и экономического (распределение благ) аспектов социального равенства;
— взаимоуважение и добрососедство местных жителей и мигрантов;
— взаимодействие органов государственного управления и органов местного самоуправления с общественными организациями и учреждениями, деятельность которых ориентирована на поддержку мигрантов.
Следуя приоритетным направлениям и основам миграционной политики России, целесообразно классифицировать основные задачи обеспечения защищенности личности, семьи, общества и государства [1, с. 224—226].
Задачи миграционной политики России.
В сфере законодательства:
— обеспечение защиты интересов России при заключении договоров в сфере миграции и их исполнении, включая обеспечение защиты прав и свобод россиян за рубежом;
— законодательное регулирование въезда, выезда, транзитного проезда иностранцев и пребывания их на территории России, включая правовое регулирование трудовых отношений;
— внедрение системы раннего предупреждения и предотвращения чрезвычайных ситуаций, следствием которых является экстренная массовая миграция, посредством развития международного сотрудничества;
— совершенствование нормативно-правовой базы медицинского, социального и пенсионного страхования мигрантов и членов их семей.
В социально-экономической сфере:
— содействие добровольному переселению в страну соотечественников из-за рубежа и оказание им государственной поддержки;
— социальное и экономическое регулирование расселения людей на территории страны;
— разработка региональных прогнозов динамики демографических и миграционных процессов, распределения трудовых ресурсов;
— формирование механизмов предотвращения этноконфессиональных конфликтов, воспитание толерантности в социальных группах;
— создание системы миграционного учета.
В сфере информатизации:
— совершенствование государственной информационной системы миграционного учета, хранение паспортно-визовых документов на электронных носителях информации;
— обеспечение оперативного информирования российских и иностранных граждан о возможностях переезда, трудоустройства, получения образования, обеспечения жильем и социальными гарантиями в регионах.
В сфере внешней трудовой миграции:
— создание благоприятных условий для возвращения на родину высококвалифицированных российских специалистов;
— реализация государственной программы переселения «Соотечественники» в интересах развития российских регионов;
— упрощение процедуры выдачи разрешений на привлечение к работе иностранцев;
— легализация или урегулирование правового статуса иностранцев и апатридов, пребывающих на территории России продолжительное время.
Помимо реализации в перечисленных сферах жизнедеятельности общества задач миграционной политики, большое значение имеет разработка мер социально-экономического и административно-правового характера, совместно с органами государственной власти субъектов РФ. Это необходимо для предупреждения нелегальной миграции, незаконного использования иностранных трудовых ресурсов и для выявления нарушения правил въезда и пребывания иностранцев на территории России [7, с. 147—154].
Несомненно, должны быть обеспечены: высокий уровень безопасности государства, включая экономическую и продовольственную безопасность,
защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обороноспособность [2, с. 353—354].
Согласно статистике, основные показатели реализации государственных задач в сфере миграции в 2008—2018 гг. таковы:
а) снижение уровня нелегальной занятости с 35 до 5—10 %;
б) повышение уровня легальной занятости мигрантов с 26 до 70—85 %;
в) снижение уровня безработицы с 6 до 2—3 %.
Основные мероприятия связаны с выполнением Концепции демографической политики РФ на период до 2025 г. [1, с. 246—248].
В заключение предстоит уточнить, что миграция как социально-экономическое явление представляет собой законное передвижение различных категорий лиц, а также их приживаемость как приобретение нового гражданско-правового и социально-экономического статуса. В связи с этим система государственной безопасности в сфере миграции распространяется на социально-экономические и организационно-правовые аспекты, которые определяют сущность, содержание, виды миграции и особенности ее государственно-правового регулирования. Устойчивость и надежность защиты личности, семьи, общества и государства от внешних и внутренних угроз достигается благодаря разработке и реализации базовых нормативных правовых актов. Это Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г., Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г. и др. Однако для защиты интересов России в сфере миграции требуется
обоснованный, адаптированный к актуальным социально-экономическим проблемам, экспертно-аналитический подход.
Литература
1. Самойлов В. Д. Государственно-правовое регулирование социально-экономических и политических процессов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 271 с.
2. Самойлов В. Д. Миграциология. Конституционно-правовые основы: монография. М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2013. 487 с.
3. Краснов А. Ю. Государственная политика противодействия незаконной миграции: авто-реф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2010. 26 с.
4. Лянной В. А. Правовые и организационные основы деятельности правоохранительных органов государств — членов Европейского союза по противодействию нелегальной миграции: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. 26 с.
5. Конституция Российской Федерации (с поправками), «О Государственном флаге Российской Федерации» (с изображением Государственного флага РФ), «О Государственном гербе Российской Федерации» (с изображением Государственного герба РФ), «О Государственном гимне Российской Федерации» (с текстом Государственного гимна РФ). М.: Мартин, 2016. 63 с.
6. Прудникова Т. А. Административно-правовое регулирование миграционных процессов: современность и перспективы: автореф. дис. . д-ра юрид. наук. М., 2016. 52 с.
7. Миграционная безопасность России (административные процедуры) / К. Д. Шевченко, Ю. В. Земсков, В. А. Коробеев, Д. П. Демиден-ко; под общ. ред. В. Я. Кикотя, А. В. Земсковой. М.: АЭБ МВД России, 2008. 228 с.
8. Герасимов С. А. Реадмиссия: конституционно-правовые основы возвращения незаконных иммигрантов в государства их происхождения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. 23 с.
Поступила 22.06.2018
Самойлов Василий Дмитриевич — доктор педагогических наук, профессор, профессор права СНС ВИ (УНО) Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил РФ (Россия, 119571, Москва, пр. Вернадского, 100), vas.samoylow2016@yandex.ru
Панов Анатолий Иванович — доктор политических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального
образования РФ, профессор кафедры политологии и права Московского государственного областного университета (Россия, 105005, Москва, ул. Радио, д. 10а), ai.panov@mgou.ru
References
1. Samoilov V. D. Gosudarstvenno-pravovoe regulirovanie sotsialno-ekonomicheskikh i poli-ticheskikh protsessov (State Legal Regulation of Socio-Economic and Political Processes), M., YuNITI-DANA, 2015, 271 p.
2. Samoilov V. D. Migratsiologiya. Konstitutsi-onno-pravovye osnovy (Migratiology. Constitutional and Legal Basics), monografiya, M., YuNITI, Zakon i pravo, 2013, 487 p.
3. Krasnov A. Yu. Gosudarstvennaya politika protivodeistviya nezakonnoi migratsii, avtoref. dis. ... kand. polit. nauk (State Policy of Suppression of Illegal Migration, Extended Abstract of Cand. Sci. (Polit.) Dissertation), M., 2010, 26 p.
4. Lyannoi V. A. Pravovye i organizatsion-nye osnovy deyatel'nosti pravookhranitel'nykh or-ganov gosudarstv — chlenov Evropeiskogo soyuza po protivodeistviyu nelegal'noi migratsii, avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk (Legal and Organizational Framework of Law Enforcement of States Members of European Union of Combating Illegal Migration, Extended Abstract of Cand. Sci. (Law) Dissertation), M., 2011, 26 p.
5. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii (s po-pravkami), "O Gosudarstvennom flage Rossiiskoi Federatsii" (s izobrazheniem Gosudarstvennogo flaga RF), "O Gosudarstvennom gerbe Rossiiskoi Federatsii" (s izobrazheniem Gosudarstvennogo gerba RF), "O Gosudarstvennom gimne Rossiiskoi Federatsii" (s tekstom Gosudarstvennogo gimna RF) (Constitution of the Russian Federation (with Amendments), "On State Flag of the Russian Federation" (with image of State Flag of the Russian Federation), "On State Emblem of the Russian Federation" (with image of State Emblem of the Russian Federation), "On National Anthem of the Russian Federation" (with text of RF National Anthem)), M., Martin, 2016, 63 p.
6. Prudnikova T. A. Administrativno-pravovoe regulirovanie migratsionnykh protsessov: sovremen-nost' i perspektivy, avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk (Administrative and Legal Regulation of Migration Processes: the Present Rime and Prospects, Extended Abstract of Dissertation of Habilitation Degree in Law), M., 2016, 52 p.
7. Migratsionnaya bezopasnost' Rossii (admini-strativnye protsedury) (Migration Security of Russia (Administrative Procedures)), by K. D. Shevchenko,
Yu. V. Zemskov, V. A. Korobeev, D. P. Demidenko, pod obshch. red. V. Ya. Kikotya, A. V. Zemskovoi, M., AEB MVD Rossii, 2008, 228 p.
8. Gerasimov S. A. Readmissiya: konstitutsion-no-pravovye osnovy vozvrashcheniya nezakonnykh immigrantov v gosudarstva ikh proiskhozhdeniya, avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk (Readmission: Constitutional and Legal Basics for Illegal Migrants' Return to Their States of Origin, Extended Abstract of Cand. Sci. (Law) Dissertation), M., 2005, 23 p.
Submitted 22.06.2018
Samoylov Vasily D., Doctor of Pedagogical Sciences, the professor oflaw, SN AVI (UNO), General Staff Academy of the RF Armed Forces (Russia, 119571, Moscow, Vernadsko-go Ave., 100), vas.samoylow2016@yandex.ru
Panov Anatoly I., Doctor of Political Sciences, Professor, Honorary Worker of RF Higher Vocational Education, professor of Political Science and Law Department, Moscow Regional State University (105005 Russia, Moscow, Radio str., 10A), ai.panov@mgou.ru