Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В КОНТЕКСТЕ КВАНТИФИКАЦИИ БЫЛОГО, НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В КОНТЕКСТЕ КВАНТИФИКАЦИИ БЫЛОГО, НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
144
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сфера миграции / государственная миграционная политика / миграционные процессы / migration sphere / state migration policy / migration processes

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Василий Дмитриевич Самойлов, Шамиль Магомедович Нурадинов, Кристина Владимировна Селезнева

Целевые установки статьи отражают аспекты государственно-правового регулирования в Российской Федерации сферы миграции, которые ориентируют заинтересованные целевые аудитории на реализацию государственной миграционной политики посредством управления всеми миграционными процессами, а также на формирование у различных категорий обучающихся в системе высшего образования компетенций при освоении ими учебных дисциплин миграционной направленности профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Василий Дмитриевич Самойлов, Шамиль Магомедович Нурадинов, Кристина Владимировна Селезнева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE MIGRATION POLICY OF RUSSIA IN THE CONTEXT OF QUANTIFICATION OF THE PAST, PRESENT AND FUTURE

Target setting articles reflect aspects of public-legal regulation in the Russian Federation in the sphere of migration are aimed at orienting the interested target audience for implementation of state migration policy through the management of all migration processes, as well as the formation of different categories of students in the higher education system of the competences mastering the academic disciplines of migratory orientation training.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В КОНТЕКСТЕ КВАНТИФИКАЦИИ БЫЛОГО, НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО»

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3305-2021-1-75-79

ГОСУДАРСТВЕННАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В КОНТЕКСТЕ КВАНТИФИКАЦИИ БЫЛОГО, НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО

Василий Дмитриевич САМОЙЛОВ,

доктор педагогических наук, профессор права, корреспондент Академии военных наук

E-mail: vas.samoylow2016@yandex.ru

Шамиль Магомедович НУРАДИНОВ,

доктор юридических наук, профессор,

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

Кристина Владимировна СЕЛЕЗНЕВА,

студент магистратуры,

Орловский филиал РАНХиГС при Президенте РФ

Аннотация. Целевые установки статьи отражают аспекты государственно-правового регулирования в Российской Федерации сферы миграции, которые ориентируют заинтересованные целевые аудитории на реализацию государственной миграционной политики посредством управления всеми миграционными процессами, а также на формирование у различных категорий обучающихся в системе высшего образования компетенций при освоении ими учебных дисциплин миграционной направленности профессиональной подготовки.

Ключевые слова: сфера миграции; государственная миграционная политика; миграционные процессы.

STATE MIGRATION POLICY OF RUSSIA IN THE CONTEXT OF QUANTIFICATION OF THE PAST, PRESENT AND FUTURE

Vasily Dmitriyevich SAMOILOV,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor,

Corresponding of the Academy of Military Sciences

E-mail: vas.samoylow2016@yandex.ru

Shamil Magomedovich NURADINOV,

Doctor of Law, Professor,

Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Kristina Vladimirovna SELEZNEVA,

master's student, Orel branch of the RANEPA

Abstract. Target setting articles reflect aspects of public-legal regulation in the Russian Federation in the sphere of migration are aimed at orienting the interested target audience for implementation of state migration policy through the management of all migration processes, as well as the formation of different categories of students in the higher education system of the competences mastering the academic disciplines of migratory orientation training.

Keywords: migration sphere; state migration policy; migration processes.

Государственная миграционная политика (далее — ГМП) современной России реализуется в аспектах былого (с 14 июня 1992 г., Дня создания ФМС России) и будущего (с 31 октября 2018 г.) с конституционно-правовых аспектов. Авторы ориентируют на п. 35 Указа Президента РФ (далее — Указ) как на возможность «корректировки настоящей Концепции на основании предложений, подготовленных Правительством РФ с учетом результатов мониторинга реализации ...и изменений социальных, экономических, внешнеполитических и иных условий» [1, ст. 6, 27, 62; 2; 8, с. 79—81].

1. Квантификация былого. Основы ГМП определяет Президент РФ, который утверждал следующее: «Драматические события 1930 и 1940-х гг. служат всем нам предостережением против повторения ошибок прошлого, против

2. Квантификация настоящего. Основными механизмами реализации ГМП в Российском государстве являются:

(а) плановый;

(б) отчетный, в части представления Президенту РФ ежегодного доклада Правительства РФ о ходе реализации ГМП;

(в) компетентностный, обеспечивающий качество профессиональной подготовки должностных лиц государственных органов для сферы миграции;

(г) экспертно-аналитический, обеспечивающий информационно объективную оценку состояния сферы миграции и реализации в стране ГМП [1—3; 5, с. 185; 6, с. 19—23; 10, с. 73—78; 11, с. 88].

10 декабря 2019 г. в Московском университете МВД России им. В.Я. Кикотя состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Миграционные процессы в современном мире», на которой с докладом «Концептуально-правовые основы реализации основных направлений миграционной политики Российской Федерации» выступил начальник профильной кафедры Университета, кандидат юридических

иллюзий относительного того, что можно откупиться от зла «за счет соседа». . главный урок заключается в следующем — националистические лозунги всегда оборачиваются погромами. ...Новые поколения, не знавшие ужасов войны с нацизмом, должны иметь внутренний иммунитет к тоталитаризму, к пропаганде национальной и религиозной розни. . учебники истории призваны быть объективными. . создавать атмосферу понимания вокруг того, что и малые, и большие народы имеют равные права» [7 с. 8—11].

Для реализации ГМП в РФ предназначены федеральный орган исполнительной власти (далее — ФОИВ) и его структурное подразделение, полномочиями которого в реализации ГМП в РФ с 5 апреля 2016 г. обладает Главное управление МВД России по вопросам миграции (табл. 1).

наук, доцент, полковник полиции С.О. Харламов [8, с. 79—81; 9; 10, с. 73—78].

3. Квантификация будущего. В связи с актуальностью целей, задач и основных направлений деятельности РФ в сфере миграции Президент РФ 31 октября 2018 г. обязал Правительство РФ выполнить задачи:

■ в 2019—2025 гг. реализовать Концепцию на основе плана мероприятий (первый период — 2019—2021 гг.);

■ взять на контроль реализацию Концепции и ее своевременную корректировку;

■ ежегодно докладывать ему о реализации Концепции [2; 10].

Концепцией определены цель, принципы, задачи и основные направления ГМП РФ на 2019—2025 гг. исходя из анализа практики регулирования миграционных процессов и современного понимания национальных и глобальных проблем миграции.

Концепция разработана на основе 11 документов: Стратегии национальной безопасности РФ, Стратегии противодействия экстремизму в РФ до 2025 г., Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 г.,

Таблица 1. Генезис органов власти в сфере миграции

Дата Событие Квантификация

14 июня 1992 г. Создание ФМС России в качестве ФОИВ 10 лет 2 месяца 1 неделя

23 февраля 2003 г. ФМС России включена в систему МВД России

19 августа 2004 г. ФМС России стала самостоятельным ФОИВ 11 лет 7 месяцев 2 недели 2 дня

5 апреля 2016 г. ФМС России возвращена в систему МВД России

Стратегии научно-технологического развития РФ, Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 г., Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г., Концепции общественной безопасности в РФ, Концепции демографической политики РФ на период до 2025 г., Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., Концепции демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 г., Прогноза долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 г.

4. Квантификация условий формирования и реализации ГМП. В 2012—2017 гг. в РФ на 10% увеличилась интенсивность внутренней миграции, почти весь потенциал которой приходится на Москву, Санкт-Петербург и Краснодарский край. Зададимся вопросами: что представляют собой сущность, содержание и структура внутренней миграции? если это люди, участники миграционных правоотношений, то каким статусом они обладают? если это граждане РФ, то разве они не могут свободно передвигаться по территориям зарубежных стран и, наоборот, если это иностранные граждане, то вправе ли они свободно мигрировать по всей территории РФ? [12, с. 191].

В аспекте процесса внешней трудовой миграции: на консульском учете в зарубежных странах состоят более 2 млн граждан РФ, около 60 тыс. граждан РФ ежегодно выезжают на работу за границу.

В 2012—2017 гг. миграционный приток в РФ компенсировал естественную убыль населения, став источником трудовых ресурсов. Гражданами РФ стали более 1 млн человек, из них 525 тыс. человек по Госпрограмме по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее — ГПС). Суммарный миграционный прирост составил 1,6 млн человек (новые граждане РФ? Если нет, к чему этот прирост, ведь среднегодовая численность трудящихся-мигрантов (это какие мигранты? РГ — граждане РФ, ИГ — иностранные граждане, ЛБГ — апатриды, ДГ — лица с двойным гражданством, ЛМГ — лица с множественным гражданством?) составила около 3 млн человек (3— 4% среднегодовой численности всех трудовых ресурсов) [6, с. 19; 12; 11, с. 82—88]. На территории РФ ежегодно пребывает около 10 млн человек (ИГ, ЛБГ), постоянно или временно проживает в РФ более 1 млн ИГ (их к каким мигрантам отнести?). Миграционный поток — это

общее число мигрантов (миграций), имеющих общие районы прибытия и выбытия в течение данного отрезка времени; один из показателей направления миграции [2; 8; 10, с. 73—78].

Среди ИГ, которых привлекают российские работодатели, большую часть составляют низкоквалифицированные работники, востребованность в которых определяется часто меньшими по сравнению с использованием труда РГ издержками, недостаточно высоким в ряде отраслей экономики уровнем развития технологий и организации труда, сокращением рабочих мест, требующих средней и высокой квалификации труда.

Безусловно, миграция в РФ подвержена воздействию фактора — вектора внутренней миграции, для ИГ центры миграционной привлекательности — это крупные города Европейской части РФ и приграничные территории Сибири и Дальнего Востока. Активизация реализации миграционных намерений людьми вблизи Государственной границы РФ связана с интенсивностью их передвижений из стран Ближнего Востока и Северной Африки для приживаемости в странах Европы (в 2014—2015 гг.) из-за негативных социально-экономических процессов во Франции, в ФРГ, в Бельгии и других странах. Это способствует проникновению в Европу криминальных, террористических и экстремистских структур, составляет угрозу безопасности РФ [4].

В 2012—2017 гг. совершенствованию инструмента правового регулирования сферы миграции в РФ способствовали меры ответственности за нарушение миграционного законодательства и противодействия нелегальной миграции, включая: сокращение количества лиц, незаконно находящихся в РФ; оптимизацию правил пребывания в РФ обучающихся (ИГ), что обеспечило рост их числа (291 тыс. человек на начало 2017/18 учебного года по сравнению с 153,8 тыс. человек на начало 2010/11 учебного года); создание условий для добровольного переселения в РФ своих соотечественников, проживающих за рубежом, упрощения правил приема в российское гражданство ИГ и ЛБГ; уголовную ответственность за пересечение госграницы РФ ИГ, въезд которым в страну не разрешен, за фиктивную постановку ИГ и ЛБГ на миграционный учет, за организацию в РФ нелегальной миграции; административную ответственность за неисполнение обязанностей приглашающей стороны по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению ИГ, предоставление заведомо ложных сведений о цели их въезда в РФ при оформлении документов на въезд [9—12].

Вместе с тем эффективность ГМП зависит от качества правового регулирования и практики применения миграционного законодательства РФ, результативности мер противодействия коррупции при осуществлении государственного контроля (надзора) и предоставлении госуслуг в сфере миграции, степени информированности ИГ, ЛБГ и РГ о законодательстве РФ и мерах ответственности за нарушение действующих его норм. В связи с этим для повышения эффективности административных процедур в сфере миграции профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений миграционного законодательства РФ, применения мер административного воздействия значимо использование информационно-технических средств и цифровых технологий, в том числе внедрением метода кван-тификации в ситуационное моделирование процессов миграции [8; 10].

Цель ГМП означает создание миграционной ситуации, способствующей решению задач в сфере социально-экономического, пространственного и демографического развития страны, повышения качества жизни ее граждан, обеспечения безопасности государства, защиты его рынка труда, поддержания межнационального и межрелигиозного мира и согласия в российском обществе, а также в сфере защиты и сохранения русской культуры, русского языка и историко-культурного наследия народов России, составляющих основу ее культурного (цивилизацион-ного) кода. Исходя из целевой установки ГМП предназначена, по существу, для реализации ряда нацпроектов, включая проекты «Демография», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Образование», «Наука», «Культура» и др. [3; 8].

Основным источником восполнения населения РФ и обеспечения экономики трудовыми ресурсами должно быть естественное воспроизводство. Если восполнение означает фактическую утрату людей в стране вследствие боевых, санитарно-эпидемиологических и иных факторов для возвращения общей численности своих граждан к предыдущему их количеству, то каким образом к этим факторам отнесена национальная экономика с точки зрения ее обеспечения трудовыми ресурсами? Причем тогда процесс естественного воспроизводства своих граждан, а также каким ему при этом оставаться, национальным, народным или многонациональным согласно преамбуле по Основному закону РФ [1; 3; 9]?

Вместе с тем ГМП является вспомогательным средством для решения демографических проблем и связанных с ними экономических проблем. Каким образом указанная роль сферы миграции будет взаимодействовать со сферой демографии? Это две сестры, способные к естественному воспроизводству граждан гражданским (законным) браком или потребуется внедрение инновационных методов, например, экстракорпорального оплодотворения, использование много-родящих женщин для реализации, с одной стороны, их детородных функций, с другой — для бизнес-проектов или рождения детей для продажи в своей стране и за ее рубежом [2—3; 8, с. 79—81].

Вслед за целевой установкой обнаруживаются характер и направление миграционных потоков, без пояснения сущности хотя бы одного из них (может это ориентировка на передвижение людей разными видами транспорта или пешком?), с акцентом на их влияние на российское общество (это участники миграционного процесса?). Заявлены и проблемы, с которыми сталкиваются мигранты. Однако процессы разрешения проблем некими миграционными потоками и мигрантами во многом определяются качеством жизни в РФ [1—3; 9; 11].

Вывод. Совершенствование миграционного законодательства РФ изначально предполагает установление простых, доступных и понятных для исполнения правил, соответствующих целям государственной миграционной политики, свободных от административных барьеров и обусловленных ими субъективных и объективных условий (факторов, обстоятельств и издержек).

Список литературы

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Концепция государственной миграционной политики РФ на период 2019—2025 гг.: Указ Президента РФ от 31 октября 2018 г. № 662.

3. Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г.: Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351.

4. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Миграция (сущность и явление). М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004.

5. Нурадинов Ш.М., Самойлов В.Д., Селезнёва К.В. Профессиональная подготовка кадров для сферы миграции: конституционно-правовые аспекты реализации государственной миграционной политики // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 1. С. 184—187.

6. Нурадинов, Ш.М., Самойлов, В.Д. О многообразии идей в сфере миграции. Теоретико-правовые аспекты // Государственная служба и кадры. 2019. № 2. С. 19—23.

7. Путин В.В. Через осмысление прошлого — к совместному строительству безопасного гуманного будущего (уроки победы над нацизмом) // Право и безопасность. 2005. № 3. С. 8—11.

8. Самойлов В.Д. Перспективные научно-практические разработки для развития образования в сфере миграции // Актуальные проблемы административного права и процесса. 2020. № 3. С. 79—81.

9. Самойлов В.Д. Методология преподавания юриспруденции в системе высшего образования

России: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2016.

10. Самойлов В.Д. Генезис отечественной миграциологии / / Актуальные проблемы административного права и процесса. 2020. № 3. С. 73—78.

11. Самойлов В.Д. О совершенствовании государственной миграционной политики Российской Федерации // Право и безопасность. 2005. № 3. С. 82—88.

12. Самойлов В.Д., Панов А.И. Миграция как социально-экономическое явление / / Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2018. № 3 (19). С. 191—196.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

\ Московская академия | Следственного комитета V Российской Федерации

Международное право

Схемы и определения

Ю.А. Цветков

Цветков Ю.А. Международное право. Схемы и определения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Юриспруденция», «Правовое обеспечение национальной безопасности», Правоохранительная деятельность» / Ю.А. Цветков. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. - 167 с.

ISBN 978-5-238-03325-9

В учебном пособии в схематическом виде представлены все основные разделы учебной дисциплины «Международное (публичное) право», даны определения основных институтов и понятий.

Для студентов юридических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.