УДК 342 ББК 67
DOI 10.24411/2414-3995-2019-10212 © В.Д. Самойлов, Ш.М. Нурадинов, 2019
Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
О МНОГООБРАЗИИ ИДЕЙ В СФЕРЕ МИГРАЦИИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
Василий Дмитриевич Самойлов,
доктор педагогических наук, профессор, кандидат военных наук,
эксперт в сфере миграции (123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1, издательство «Юнити-Дана»);
Шамиль Магомедович Нурадинов, профессор кафедры конституционного права, доктор юридических наук, профессор Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Отражены политико-концептуальные, социально-экономические и профессиональные аспекты государственно-правового регулирования сферы миграции. Они ориентированы на внедрение ряда идей в управление миграционными процессами в Российской Федерации, а также на формирование у обучающихся компетенций при освоении ими учебных дисциплин миграционной направленности.
Ключевые слова: идея, сфера миграции, государственная миграционная политика, миграционный процесс.
THE DIVERSITY OF IDEAS IN THE FIELD OF MIGRATION: THEORETICAL AND LEGAL ASPECTS
Vasily D. Samoilov,
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Candidate of Military Sciences,
Expert in the field of migration (123298, Moscow, ul. Irina Levchenko, d. 1, Unity-Dana publishing house);
Shamil' M. Nuradinov, Professor of the Department of Constitutional Law, Doctor of Law, Professor
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
Abstract. The article reflects the political-conceptual, socio-economic and professional aspects of the state-legal regulation of the sphere of migration. They are focused on the implementation of a number of ideas in the management of migration processes in the Russian Federation, as well as the formation of students' competencies in the development of migration-oriented disciplines. Keywords: idea, the field of migration, state migration policy, migration process.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Самойлов В.Д., Нурадинов Ш.М. О многообразии идей в сфере миграции: теоретико-правовые аспекты. Вестник экономической безопасности. 2019;(4):50-4.
Актуальность российских (национальных) идей в различных сферах жизни и деятельности личности, семьи, социальных групп и должностных лиц органов государственной власти проблематична и многомерна [5, с. 339—342]. По нашему мнению, это обусловлено их отсутствием, хотя в Основном законе страны [2, ст. 13] граждане страны законодательно ориентированы на некое идейное многообразие. При дискуссионности преамбулы данной статьи обоснуем данное утверждение на примере государственно-правового регулирования сферы миграции России по политико-концептуальным,
социально-экономическим и профессиональным аспектам (соображениям).
1. Политико-концептуальный аспект.
С конституционных правовых позиций следует, что глава государства определяет основные направления внешней и внутренней политики, в том числе, и в сфере миграции. При этом в полномочиях Правительства РФ — детализация основных направлений формирования и реализации политики.
Явных политических целей (идей) в сфере миграции невозможно обнаружить с 25 января 2006 г.,
когда в Правительство РФ был представлен Отчет МВД России и ФМС России о завершении Плана реализации Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 1 марта 2003 г. № 256-р).
Кроме того, поручение Президента РФ от 17 марта 2005 г. о разработке проекта Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации (далее — Концепции) выполнено Межведомственной рабочей группой при МВД России (в составе 47 соисполнителей) к установленному сроку и 28 октября 2005 г. через Правительство РФ было представлено в Администрацию Президента РФ. С тех пор, по мнению автора, Концепция все еще представляет собой проектную основу государственной политики в сфере миграции, хотя дважды она была одобрена Президентом РФ [3; 8; 9, с. 82—88; 10].
Насколько серьезны последствия из-за отсутствия программного (концептуального, доктриналь-ного) документа в той или иной сфере? По существу, это обстоятельство дезориентирует должностных лиц органов государственной (исполнительной) власти, общество, российских и иностранных граж-
дан, законодателей и правоприменителей, субъекты и объекты управления миграционными процессами и т.п. (табл. 1).
2. Социально-экономический аспект.
Миграция людей, а не миграция населения (чаще встречаемое понятие) — это социально-экономическое явление, формирующееся в процессе реализации людьми своих намерений, связанных с передвижением и приобретением ими нового гражданско-правового статуса в местах вселения, а также с интересами их семей, общества и государства [7]. Но миграция представляет собой и инструмент воздействия на эффективность формирования и реализации российской, не национальной или народной идеи в сфере социально-экономической политики. В Российской Федерации государственно-правовому регулированию подлежат восемь миграционных процессов, название которых ассоциируется с аспектами идей и российской идентичностью: иммиграция, расселение, трудовая миграция, нелегальная миграция, вынужденная миграция, эмиграция, реадмиссия и переселение соотечественников [9. с. 82—88].
Авторский проект концептуальных конституционно-правовых основ содержит приоритетные
Таблица 1
Пространственно-временные последствия реализации государственной политики в сфере миграции
(в Москве, с 2018 г.) [9—11]
2018 г. Событие или место правонарушения
01 Февраля, 15:00 На севере Москвы задержан подозреваемый в фиктивной постановке на учет иностранных граждан. В квартире на Бескудниковском бульваре 34-летний москвич незаконно зарегистрировал приезжих из ближнего зарубежья, не предоставив им фактического места проживания...
31 Января, 16:00 Полицейские ЗАО выявили факт нарушения миграционного законодательства. Москвич за денежное вознаграждение осуществил постановку на миграционный учет приезжих из ближнего зарубежья в квартире дома на Ленинском проспекте...
20 Января, 09:50 В ЮВАО участковые уполномоченные полиции провели профилактический рейд с целью — выявить нарушения миграционного законодательства, а также профилактики противоправных деяний...
16 Января, 16:00 Полицейские Зеленограда задержали подозреваемую в фиктивной регистрации иностранных граждан. Местная жительница незаконно зарегистрировала в своей квартире уроженцев ближнего зарубежья, заведомо зная, что проживать они там не будут...
14 Января, 16:00 Полицейские ВАО выявили факт нарушения миграционного законодательства: 29-летняя москвичка за денежное вознаграждение осуществила постановку на миграционный учет иностранных граждан, заведомо зная, что проживать они там не будут...
направления в сфере миграционной политики, которые органически связаны с данным октетом миграционных процессов:
а) Привлечение квалифицированных иностранных работников и снижение эмиграции из страны интеллектуальной элиты.
Идеи: да, высококвалифицированным и высокообразованным иммигрантам; нет — «утечке собственных невтонов» или эмиграции. Советская Россия к 1925 г. обескровила себя на 2,5 млн эмигрантов — элиты своего Отечества, которые здорово помогли в развитии многих зарубежных стран. С 2005 г. Россию ежегодно оставляют 40—70 тыс. сограждан, в том числе выпускники престижных вузов.
13—19 декабря 2018 г. проведен опрос по репрезентативной всероссийской выборке городских и сельских жителей (1 600 человек в возрасте от 18 лет в 136 населенных пунктах 52 субъектов РФ). Из граждан РФ, желающих выехать за рубеж на постоянное место жительства, 41% (наивысший) составляет молодежь (от 18 до 24 лет), 5% (наименьший) — в возрасте старше 55 лет. Вместе с тем количество тех, кто «определенно не хотели бы переезжать за границу», стало максимальным с 2012 г. (61%; в 2018 г. 56%). Стать эмигрантами пожелали 17% респондентов, но молодежь лучше воспринимает эмигрировавших из страны граждан (96% относятся к эмигрантам «позитивно» и «нейтрально»). Напротив, граждане РФ в возрасте от 55 лет наиболее негативны по отношению к эмигрировавшим [12; 13].
б) Содействие переселению в страну соотечественников, проживающих за рубежом.
Идея — компенсировать естественную убыль населения в Российской Федерации с 1991 г. за счет миграционного прироста лиц, связанных со страной языковыми, духовными, культурными и этническими узами. Подчеркнем, что естественная убыль населения страны представляет собой сальдо (разность) между умершими и родившимися людьми за определенный срок (как правило, за год). С 1999 г. ежегодная естественная убыль населения страны составляет около 800 тыс. человек (в 2001 г. — 941 тыс.) [7]. В 2018 г. — официально — 87 тыс., но за январь—май 2018 г. на 77,8 тыс. человек (все-
го на 1 июня 146,8 млн человек были гражданами РФ) [13].
Свыше 5% соотечественников отказываются от реализации миграционных намерений после получения удостоверения участника реализуемой с 2006 г. Государственной программы «Содействие привлечению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» (Указ Президента РФ от 22 июня 2006 г. № 637). На учете в ФМС России на 1 ноября 2010 г. состояли: участников Госпрограммы — 11 337 чел.; членов их семей — 12 689 чел. Итого: 24 026 чел. При этом эффективность реализации данной Государственной программы согласно ее цели (500 тыс. человек переселить к концу 2008 г.) к концу 2010 г. составляла всего 4, 8% (24 026 : 500 000 = 0, 048) [12]. Тем не менее некоторые позитивные сведения о миграционной ситуации в стране в 2017—2018 г. отмечены в Интернет-ресурсе (табл. 2) [14].
Резюмируем: случайно или по иным соображениям, но в число 12 нацпроектов в 2018 г. была включена демография (не миграция), в том числе, вследствие демографической экспансии сопредельных государств, торговли людьми (детьми, женщинами, заложниками).
С 1993 г. в США вывезено официально более 60 тыс. российских детей, с учетом «визитов гостей», что часто заканчиваются невозвращением детей — вдвое больше. Кандидаты за «визит» платят по 15 тыс. долл., в случае усыновления — плюс минимум 50 тыс. долл. Активно усыновляют наших детей: в 2010 г. Испания (792), Италия — (686, единственная страна, с которой РФ подписано соглашение), Франция, Израиль, Великобритания. В РФ 700 тыс. детей без попечения родителей (больше, чем после Великой Отечественной войны в СССР), а 72 % проживает в приемных семьях [1].
в) Формирование гармоничной системы расселения людей.
Идея — обеспечить благосостояние российских граждан на своей земле путем формирования миграционной привлекательности субъектов РФ (ее регионов). В 2007—2018 гг. ежегодно место постоянного жительства на территории Российской Федерации сменили примерно 5 млн человек.
Таблица 2
Сведения о миграционной ситуации в Российской Федерации
(по состоянию на 14 декабря 2018 г.)
Основные показатели деятельности Январь—ноябрь
2017 г. 2018 г.
1. Оформлено паспортов гражданина РФ, всего 10 411 336 11 185 828
в том числе, внутренних 6 452 014 6 399 644
заграничных 3 959 322 4786 184
2. Приобрели гражданство РФ 229 593 239 252
3. Прибыло в РФ и поставлено на учет соотечественников и членов их семей 109 197 101 657
4. Оформлено приглашений ИГ и ЛБГ 448 707 466 678
5. Оформлено виз ИГ и ЛБГ 273 777 281 855
6. Поставлены на миграционный учет ИГ и ЛБГ 14 590 229 16 488 916
7. Оформлено разрешений на работу ИГ и ЛБГ, всего 134 390 116 538
в том числе, высококвалифицированным специалистам 24 262 25 460
квалифицированным специалистам 16 163 18 382
8. Оформлено патентов ИГ и ЛБГ 1 556 178 1 544313
9. Разрешено временно пребывать в РФ ИГ и ЛБГ 269 634 241 713
10. Оформлено видов на жительство ИГ и ЛБГ 168 410 170 247
11. Не разрешен въезда в РФ ИГ и ЛБГ 185 576 236 441
г) Противодействие нелегальной миграции.
Идея 1 — добиться урегулирования гражданско-правового статуса лиц, относимых к так называемым «незаконным мигрантам» (по разным оценкам, 2; 3—5 млн иностранных граждан и бипатридов) и обеспечить развитие реадмиссионных отношений с зарубежными странами.
Идея 2 — создать благоприятные условия для возвращения/реадмиссии в страну своих сограждан, не совершивших правонарушений в зарубежных странах. С 2005 г. заключены и вступили в силу несколько десятков реадмиссионных соглашений с зарубежными странами.
3. Профессиональный аспект.
Для формирования и реализации эффективной государственной миграционной политики требуется
создание системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации (далее — ПППК) персонала для обеспечения потребностей сферы миграции. Существующая система ПППК не обеспечивает потребности системы МВД России (до 5 апреля 2016 г. — ФМС России), хотя на поприще миграции осуществляют деятельность десятки других органов, организаций и учреждений (например, Минздрав России, МИД России, Минэкономразвития России, МЧС России, Минобрнауки России, Минтранс России, ФСБ России и др.) [10].
Требуется обоснование и размещение государственного заказа на профессиональную подготовку специалистов-миграционщиков (например, от МВД России). В связи с этим, в качестве положительного решения авторы отмечают возобновление подготов-
ки кадров для сферы миграции на базе Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя с 2018—2019 учебного года на международно-правовом факультете по миграционной специализации. Определенные надежды связаны также с активизацией деятельности кафедры миграционной безопасности РАНХиГС, для чего требуется организация и реализация государственного заказа на подготовку таких специалистов, в том числе для зарубежных стран [9, с. 82—88; 10]. Выводы:
1. Государственно-правовое регулирование сферы миграции по политико-концептуальным, социально-экономическим и профессиональным аспектам в России лишено организованности по каждому из восьми миграционных процессов, из чего следует, что:
• реализация гражданами РФ своих 42 свобод и прав, а также семи обязанностей происходит вне социально-правового поля государственной политики вообще и государственной миграционной политики, в частности, за пределами ясной российской идеи;
• фактическое государственно-правовое регулирование миграционных процессов направлено на: а) беспрецедентное стимулирование «утечки мозгов» высококвалифицированной российской элиты, в том числе молодых специалистов (выпускников престижных вузов); б) не «содействие добровольному переселению на территорию Российской Федерации соотечественников, проживающих за рубежом».
2. Соотечественники это также иностранных граждане, лица без гражданства трудоспособного возраста (внешние трудовые мигранты). В большем количестве таких людей можно привлечь для законной внешней трудовой миграции: а) граждан постсоветских государств, которые в своих страданиях этого желают; б) лиц, пребывающих (законно/незаконно) на территории страны с неоформленным гражданско-правовым статусом (иногда годами, причем не менее 3 млн граждан Украины).
Литература
1. Астахов П. Недалек тот день, когда и мы будем активно брать на усыновление американ-
ских детей // URL: http://www.tatar-inform. ru/news /2011/07/15.
2. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // СЗ РФ. № 31.4.8.2014. Ст. 4398.
3. Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 г. Утверждена Президентом РФ 8 июня 2012 г. № Пр-1490.
4. Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г. Указ Президента от 9 октября 2007 г. № 1351.
5. Самойлов В.Д. Воплощение национальной идеи России в сфере миграции: актуальная проблематика. // Национальная идея России: материалы Всеросс. науч. конф., 12 ноября. 2010 г., [текс + электронный ресурс] / Центр пробл. анализа и гос.-упр. проект. М.: Научный эксперт, 2010.
6. Самойлов В.Д. Государственно-правовое регулирования социально-экономических и политических процессов: учебник / В.Д. Самойлов. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2018.
7. Самойлов В.Д. Миграциология. Конституционно-правовые основы: монография / В.Д. Самойлов. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2018.
8. Указ Президента РФ от 31 октября 2018 г. «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019— 2025 годы».
9. Самойлов В.Д. О совершенствовании государственной миграционной политики Российской Федерации // Право и безопасность. 2005. № 3.
10. Самойлов В.Д. Методология преподавания юриспруденции в системе высшего образования России: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.
11. URL: https://77.мвд.рф/news/rubric/2035/ (дата обращения: 3.02.2019).
12. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/3873489? utm_source=yxnews&utm_ medium= desktop (дата обращения: 4.02.2019).
13. URL: http://www.interfax.ru/russia/621581 (дата обращения: 18.7.2018).
14. URL: https://xn-b1aew.xn-p1ai/Deljatelnost/ statistics/migracionnaya/item/ 5252649 (дата обращения 3.02.2019).