М.М. Акчурин
О мордовских князьях Алатырского края
В данной статье пойдет рассказ о мордовских князьях, но не о татарских князьях, которых также в русских документах принято называть мордовскими [Татарские, 2008], а о князьях, являющихся этнической мордвой. Сохранились тексты великокняжеских грамот на пожалование татарским князьям княжений над мордвой, самые ранние известные грамоты датированы началом XVI века. Эти князья жили на территориях будущих Темниковского, Шацкого, Кадомского, Арзамасского уездов. Мордовские князья образовали несколько иную группу и о наличии у них аналогичных жалованных грамот никаких упоминаний нет.
Согласно документам конца XVI - начала XVII веков, мордовские мурзы - потомки князей -проживали только в Алатырском уезде и в восточной части Арзамасского уезда. Примечательно, что в русских документах за ними сохранился золотоордынский титул мурзы. В писцовой книге татарским поместным землям Алатырского уезда 1624-1626 гг. Д.Пушечникова и А.Костяева записано мордовских мурз 74 человека и один мордовский князь. Они отмечены в следующих деревнях: Старое Тургаково, Новое Тургаково, Еделево, Рындино, Княжая (Княжая Гора), Лунга, Ичалы, Мокшазарово, Новое Мокшазарово, Иванково [Писцовая, 2012].
О принадлежности мурз к этнической мордве сообщается, например, в деле о восстановлении дворянства бывших мордовских мурз села Старые Турдаки в 1796 г.: «О разделе по душам жалованной предкам их мурзам земли вышеописанного села Турдак из мордвы» [Документы, 1953, с.400]. Они себя отличали от татар, о чем сообщили в наказе от некрещеных мордовских мурз дер. Оскиной Пензенского уезда 1767 г.: «Ту определенную работу несем, так, как мурзы и татары, и в той работе состоим с немалою обидою, как в представлении от мурз и татар значит...» [Документы, 1939, с.160] и там же сообщается о новокрещенах дер. Оскиной: «все бывшие из мурз, мордвы».
В связи с начавшимся строительством засечной черты в середине XVII века мордовские мурзы массово переводятся на службу по новым городам в Атемар, Саранск, Пензу, Верхний Ломов, Керенск, Карсун, Симбирск, и др. Благодаря сохранившимся десятням второй половины XVII века, мы можем увидеть их списки и важно отметить, что у многих мурз указаны их старинные княжеские фамилии.
В десятнях есть представители следующих мордовских княжеских фамилий:
князь Идеберские (Деберские) [Десятни, 1898, с.64],
князь Еделевы [Там же, 1898, с.68, 435],
князь Ичаловы [Там же, 1898, с.67],
князь Кулунзины [Там же, 1898, с.63, 68],
князь Лапины [Там же, с.68],
князь Мокшадеевы [Там же, 1898, с.67],
князь Мокшазаровы [Там же, 1898, с.64, 69, 212],
князь Мушкубеевы [Там же, 1898, с.64],
князь Нагаевы [Там же, 1898, с.67],
князь Неверовы [Там же, 1898, с.435],
князь Разгилдеевы [Там же, 1898, с.67],
князь Сабановы [Там же, 1898, с.436],
князь Тяпины [Там же, 1898, с.28],
князь Андреевы и князь Павловы [Там же, 1898, с.209, 211].
Князь Еделевы - самая многочисленная фамилия. Немало среди новокрещенов князь Еделе-вых и князь Тяпиных, есть также новокрещен князь Казуров [Там же, 1898, с.434]. Мордовские мурзы имели отличительные от татар особенности, хотя не всегда уловимые. Татары в этих десят-нях указаны и как мурзы, и как служилые татары, а вот в мордовских списках указаны только мурзы. Если, согласно десятням, татары несли полковую или рейтарскую службу, то все мордовские мурзы, за редким исключением, - станичную.
Встречаются и другие княжеские фамилии: в 1603 г. в деревне Лунги Типай - мурза Тинюшев сын князь Кержедеев [Смирнов, 1895, с.78], в 1692 г. - Девлейка Балаев сын князь Писчасов [Гераклитов, 1931, с.32], в 1684 г. - Сабан мурза князь Енгильдеев [Документы, 1953, с.345].
Запись фамилий с приставкой «князь» означает, что родоначальники этих фамилий были князьями. Однако сами князья редко встречаются в документах. В 1613 г. показан крестьянин из
д. Княж-Еделевы помещика князя Невера мурзы Тенишева [Арзамасские, 1916, с.491]. Но, скорее всего, сам князь Невер жил намного раньше, т.к. в 1598 г. деревня Неверово Залесного стана Арзамасского уезда, основанная, видимо, князем Невером, стала пустошью, а её прежний владелец новокрещен Андрей Неверов к этому времени уже не был жив, и пустошью завладел новый помещик Ярофей Бахметев со своими крестьянами [Там же, с.151-152]. Кроме Неверово в Аразамасском и Алатырском уездах существовал ещё ряд населенных пунктов, чьи названия совпадали с именами князей родоначальников, например: Княж-Еделево упоминается в 1595 г. [Там же, с.107], Княж-Павлово - в 1595 г. [Там же, с.103], Тяпино - в 1591 г. [Там же, с.46], Писчасово - в 1606 г. [Там же, с.283], Нагаево, Сабаново, Мокшазарово [Писцовая, 2012], Разгильдеево - упоминаются в 1606 г. [Там же, 1916, с.289].
Имеющиеся на сегодняшний день данные не фиксируют мордовских князей уже в последней четверти XVI века. Исключением здесь является князь Баюш Разгильдеев - это единственный мордовский князь, отмеченный в писцовой книге по татарским поместным землям Алатырского уезда 1624-1626 годов Д.Пушечникова и А.Костяева. Княжеский титул он получил в 1613 г. от лидеров Ополчения князей Д.Трубецкого и Д.Пожарского [Материалы, 1882, с.53-54] за свой ратный подвиг 1612 г. (наголову разгромил крупный отряд ногайцев). Напомним, что среди мордовских мурз во 2-й половине XVII века упоминаются князья Разгильдеевы (см. выше), а в жалованной грамоте сказано, что «родство де его были изстари деды и прадеды в княжестве». На этом основании можно предположить, что Разгильдеев - это не отчество, а фамилия (дедичество), и этот род представлял собой княжескую династию. О принадлежности князя Баюша к роду князь Разгильдеевых свидетельствует и тот факт, что его дети Андрей и Богдан в Алатырской десятне 1672/73 г. писались как Андрей мурза Баюшев сын князь Розгильдеев и Богдан мурза Баюшев сын князь Розгильдеев [Там же, 1892, с.166-167], т.е. носили фамилию князь Разгильдеевы.
Грамота Баюшу Разгильдееву кроме пожалования княжеского титула не содержит каких-либо дополнительных сведений о прилагающихся к титулу правах. В то время как в жалованных грамотах татарским князьям (Темниковский, Кадомский, Шацкий уезды), как правило, дополняются записями о наделении правом судебной власти над подданной мордвой, а также правами на сбор судебных пошлин и княжеского ясака [Татарские, 2012]. Все это свидетельствует о том, что институт власти мордовских князей в конце XVI века полностью отсутствовал. Функции судебной власти над мордвой и сбора ясака перешли к специальным русским должностным лицам - мордовским головам. В 1580/81 г. мордовским головой был И.Л.Любовников [Кочетков, 2012, с.90]. Но следы старой системы власти обнаруживаются в писцовой книге Алатырского уезда «татарским и бур-тасским и мордовским вотчинам бортным ухожаям» Д.Пушечникова и А.Костяева 1624-1626 гг. [РГАДА, ф.396, оп.2, д.3534]. Среди ясаков, выплачиваемых мордвой, сохранились названия ясаков, предназначенных мордовским князьям: «князь Кулунзина ясак», «князь Кержедеевский ясак» [Смирнов, 1895, с.78], «князь Мучкомасов ясак», «князь Питаев ясак». Возможно, как и аналогичные татарские княжения в Алаторском уезде и в восточной части Арзамасского уезда, когда-то существовали княжения мордовских князей над отдельными группами мордовского населения. Возможно также, что каждому княжению соответствовал свой беляк, поскольку деление многих мордовских деревень на беляки прослеживается и в XVII веке (Идеберский беляк, Сулеменский беляк, Лунгинский беляк и т.д.) [РГАДА, ф.396, оп.2, д.3535].
Существуют косвенные свидетельства того, что территория, на которой некогда проживали мордовские князья, окончательно вошла в состав Московского государства уже после захвата Иваном Грозным Казани в 1552 г., а до этого времени она принадлежала Казанскому ханству. Наш тезис основан на следующих аргументах:
1) Главным таким свидетельством являются указания на вотчины, купленные до «Казанского взятия» [Смирнов, 1895, с.82]. В западной части мордовских земель таких сообщений мы не найдем.
2) В писцовой книге Алатырского уезда «татарским и буртасским и мордовским вотчинам бортным ухожаям» Д.Пушечникова и А.Костяева 1624-1626 гг. имеются любопытные свидетельства. Среди ясаков, который выплачивала мордва, несколько раз попадается название «Казанский ясак». Встречаются вотчины, которыми владеют казанские татары [РГАДА, ф.396, оп.2, д.3534]. Ухожей темниковского мурзы Тляша Кутыева на реке Кададе также граничил с вотчиной казанских татар [Челобитная, 2011, с.176-196].
3) В летописном описание казанского похода 1552 г., говорится, что царь Иван Грозный 1 августа остановился на реке Мене. В этот день начинается православный Успенский пост. Степенная
10
Средневековые тюрко-татарские государства. Выпуск 4
книга дополняет, что когда наступил пост: «живущии же в тамошних странах Черемиса и Мордва и прочии, иже прежде враждебни, тогда же покоряхуся» [ПСРЛ, т.21, 42, 1913, с.643]. Это сообщение также свидетельствует о нахождении части мордовского населения в подчинении Казанского ханства.
4) В духовном завещании царя Ивана Грозного, окончательно составленной в 1572 г., в отличие от духовного завещания Ивана III 1504 г. [Духовные, 1950, с.356], появляется ещё одна группа мордовских князей на Алатыре: «даю город Курмыш, да город Алатор на Алаторе, с волостми и со всеми пошлинами, и князи мордовския с их вотчинами» [Там же, с.437], в завещании появляется добавление о мурзах, владельцах сел в Нижегородском уезде: «которые села в Нижнем Новегороде и на Балахне, и за мурзами, и за князьми, и за кем ни буди, то все сыну моему Ивану» [Там же, с.437]. Вероятно, речь идет о наделении мордовских мурз поместьями в Нижегородском уезде в качестве окладов за службу.
Таким образом, в XVI веке мордовские земли были разделены на две большие части. Мордовское население западной части находилось под властью татарских князей, на рубеже XV-XVI веков эти территории уже входили в состав Московского государства. Мордовские князья восточной части до взятия Казани в 1552 г. подчинялись Казанскому ханству, затем присягнув русскому царю, перешли к нему на службу.
Теперь, если принять версию о нахождении восточных мордовских территорий в составе Казанского ханства, вполне объяснимым становится появление на Алатыре в 1489 г. казанских князей Алказы, Бегиша и его сына Утеша, Чета и сеита Касима, оказавших сопротивление князю Ивану III во время осады Казани в 1487 г. Казанцы сопровождали ногайское посольство - в грамоте муромского наместника говорится: «а провожал их, сказывают, Алказый, да Бегиш, да сын его Утеш, да Чет, да и Кайсым Сегит; а провожали их, государь, полем до Суры, да Папулы, до мордвина». Ныне существует село Папулево на реке Алатырь, в Ичалковском районе в Мордовии.
Средневековый историк Утемиш Хаджи в своем сочинении показывает Алатырь наряду с Мукши и городом Болгар в числе земель, находившихся под властью шибанида хана Хаджи Му-хаммада, правившего в 20-е годы XV века [Вэлиди, 1984, б.24-26].
В летописных сообщениях, относящиеся к более раннему периоду ещё до возникновения Казанского ханства обнаруживаются связи мордовских князей с Булгарским вилаятом Золотой Орды. Так в 1411 г. под Лысковым нижегородский князь Данил Борисович выступил с союзниками «з Болгарьскыми князми, и с Жукотынскими и Мордовскыми» [ПСРЛ, т.15, с.484].
Во время похода князя Едигея в 1408 г. на Москву, сказано, что «иний царевич прииде к Но-вугороду к Нижнему, и с ним мнози Татарове, и Болгарская сила и Мордва» [Там же, 1863, с.484].
Во 2-й половине XIV веке мы также наблюдаем разделение мордовских земель на западную и восточную часть. Западная часть представляла собой улус Мукши, в 1361 г. эта территория оказался в руках князя Тогая [ПСРЛ, т.15, ч.1, с.70]. В этом же году другой ордынский князь обосновался в восточной части: «Секиз-бии Запиание всё пограбил, и обрывся рвом, ту седе» [Там же, с.71]. Видимо, восточные земли также представляли собой некий улус Золотой Орды, и Секиз бей обосновался не на пустом месте.
В летописях мордовские князья ещё упоминаются в 1377 г.: «А в то время погании князи мор-довстии подведоша рать татарскую втаю из Мамаевой Орды на князей руских» [ПСРЛ, т.34, с.121]. И в 1339 г. хан Узбек послал войско к Смоленску в составе которого находились «мордовскиа князи с мордвичи» [ПСРЛ, т.10, с.211].
В 1317 г. к Твери прибыл отряд Кавгадыя «и мнство Татар и Бесермен и Мордвы» [ПСРЛ, т.21, ч.1, с.334]. Как известно, бесермяне в русских летописях - это жители Булгарского вилаята.
Пока неясным остается вопрос о вероисповедании мордовских мурз. Кроме собственных мордовских имен у них распространены как христианские так и нехристианские русские имена (Кормила, Несмеян, Незван, Алексей, Андрей), а также тюркские (Ногай, Бигилдей, Чапкун). Наличие христианских имен не означает, что они были крещенными, яркий пример «из мордовских служилых мурз новокрещен» Александр Петров сын князь Мокшубеев, до крещения у него было «ино-земческое» имя Яков Алексеев сын [Документы, 1953, с.344-345]. Однако про Ибряна мурзу Баю-шева написано, что до принятия крещения он «был в басурманской вере» [Материалы, 1892, с.167], обычно так в русских документах обозначали принадлежность к исламу. А также наказ 1767 г. от мордовских мурз д. Оскиной «подписан муллой» [Документы, 1939, с.160]. Справедливости ради, надо сказать, что мусульманские имена встречаются не так часто, поэтому, скорее всего, они оставались язычниками, были последователями традиционных верований.
Отметим, что в Алаторском уезде кроме многочисленных мордовских княжеских родов выделяются три татарских: князь Мангушевы, князь Салтагазины и князь Еналеевы [Писцовая, 2012].
Список источников и литературы
Арзамасские, 1916 - Арзамасские поместные акты (1578-1618 гг.) // Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских / Ред. С.Б.Веселовский. Кн. 1 (256). М., 1915.
Вэлиди, 1984 - Вэлиди Туган Э.-З. Башкорттарзьщ тарихы. Терк Иэм татар тарихы. 9фе, 1984.
Гераклитов, 1931 - Гераклитов А. А. Материалы по истории мордвы. М.: Соцэкгиз, 1931.
Десятни, 1898 - Десятни Пензенского края (1669-1696) / Под ред. А.Барсукова // Русская историческая библиотека. Т.17. СПб., 1898.
Документы, 1939 - Документы и материалы по истории Мордовской АССР. Т.Ш. Ч1. Саранск, 1939.
Документы, 1953 - Документы и материалы по истории Мордовской АССР. Т.Ш. Ч.П. Саранск, 1953.
Духовные, 1950 - Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв. Подготовил к печати Л.В.Черепнин. М.; Л., 1950.
Татарские, 2008 - Татарские князья и их княжества: Сб. статей и материалов / Под ред. М. Ишеева. Н.Новгород: Медина, 2008.
Материалы, 1882 - Материалы исторические и юридические района бывшего приказа Казанского дворца. Т.! Архив князя В.И.Баюшева / Н.П. Загоскин. Казань, 1882.
Писцовая, 2012 - Писцовая книга татарским поместным землям Алатырского уезда 1624-1626 годов: публ. текста / сост. В. Кочетков, М.Акчурин. 2012.
ПСРЛ, т.21, ч.1 - ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. Книга степенная царского родословия. СПб., 1908.
ПСРЛ, т.10 - ПСРЛ. Т. 10. Патриаршая или Никоновская летопись. СПб., 1885.
ПСРЛ, т.15 - ПСРЛ. Т.15. Летописный сборник, именуемый Тверской летописью. СПб., 1863.
ПСРЛ, т.15, ч.1 - ПСРЛ. Т.15. Ч.1. Рогожский летописец. СПб., 1922.
ПСРЛ, т.21, ч.2 - ПСРЛ. Т.21. Ч.2 Книга степенная царского родословия. СПб., 1913.
ПСРЛ, т.34 - ПСРЛ. Т. 34. Пискаревский летописец. М., 1979.
РГАДА. Ф.396 (Оружейная палата). Оп.2. Д.3534.
Сборник, 1884 - Сборник Русского исторического общества. Т.41. СПб., 1884.
Смирнов, 1895 - Смирнов И.Н.Мордва. Историко-этнографический очерк. Казань, 1895.
Кочетков, 2012 - Кочетков В. Д. Город-крепость на Суре. Очерки истории г. Алатыря и уезда в XVI-XVII веках. Чебоксары, 2012.
Челобитная, 2011 - Челобитная вдовы мурзы Тляша Кутыева / М.Акчурин, Т.Абдурахманов // Национальная история татар: теоретико-методологические проблемы. Вып. II. Казань, 2011.