Научная статья на тему 'О моделях экономической устойчивости вузов при государственной аккредитации'

О моделях экономической устойчивости вузов при государственной аккредитации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петропавловский Михаил Вячеславович, Матросова Наталья Владимировна

Одним из аспектов обеспечения качества образовательной деятельности вуза в настоящее время является его экономическая устойчивость. В данной работе проводится обзор моделей оценки экономической устойчивости вузов при государственной аккредитации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О моделях экономической устойчивости вузов при государственной аккредитации»

создать городской сайт группы пользователей для обмена информацией и решения возникающих проблем. Подобный сайт имеется в городе Владивостоке и называется «Сайт группы пользователей Linux города Владивостока». VL-LUG - это что-то вроде клуба по интересам, объединившего пользователей ОС Linux. Посредством него можно поделится софтом, документацией, знаниями, опытом. Периодически проводятся линуксовки, семинары, мастер-классы. Интернет-жизнь VL-LUG протекает на форуме http://linuxdv.ru/forum.

На сайте проекта по внедрению ПСПО (http://linux.armd.ru) есть на сегодняшний день большой объем документации, предназначенной именно для преподавателей, которой мы также пользуемся.

Необходимо отметить, что много полезного мы узнаем на портале поддержки пакета свободного программного обеспечения www.spohelp.ru, состоящем из нескольких разделов. В разделе «Новости» публикуется информация о важных событиях, связанных с реализацией проекта, есть возможность подписки на получение новостей по электронной почте. В разделе «Продукты» представлено опи -сание дистрибутивов операционной системы Linux, а также информация о полезных программных продуктах. В разделе «Документация» доступны учебники и статьи по использованию Linux и различного прикладного свободного программного обеспечения. «Учебный центр» - раздел, в котором указан список проводимых Академией АйТи для представителей образовательных учреждений мероприятий, а также выложены учебно-методические материалы по курсам «Применение пакета СПО» и «Администрирование пакета СПО». Помогает также знакомство с материалами ежегодной конференции «Свободное программное обеспечение в высшей школе» (http://www.altlinux.ru/news/item/567/).

Хотелось бы верить в то, что осуществляемый в настоящее время перевод учебных заведений на СПО будет максимально безболезненным для участников образовательного процесса. Действовать нужно максимально обдуманно, проводя постоянные консультации, встречи и «круглые столы» с людьми, которые отвечают за информатизацию в школах. Надо помнить, что важно не разрушить тот опыт, что уже есть и наработан за долгие годы.

О МОДЕЛЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ВУЗОВ ПРИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ

Петропавловский Михаил Вячеславович (misha@nica.ru), Матросова Наталья Владимировна (nataliamatrosova@rambler.ru)

ФГУ «Национальное аккредитационное агентство в сфере образования (Росаккредагентство)», ГОУВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола

Аннотация

Одним из аспектов обеспечения качества образовательной деятельности вуза в настоящее время является его экономическая устойчивость. В данной работе проводится обзор моделей оценки экономической устойчивости вузов при государственной аккредитации.

Система высшего профессионального образования играет очень важную роль в экономическом и социальном аспектах развития общества. Одним из аспектов обеспечения качества образовательной деятельности вуза является его экономическая устойчивость, что в первую очередь актуально для негосударственных вузов. Предлагаются различные подходы и методики к определению и расчету оценки экономической устойчивости образовательных учреждений. Главным образом с ней связывают финансирование образовательных учреждений, рассматривается финансовая устойчивость [1]. Однако следует отметить, что характеристика только финансового положения не отражает состояния экономической устойчивости вуза, и это понятие следует рассматривать как более широкое, отражающее различные стороны функционирования образовательного учреждения, и к его оценке следует применять комплексные характеристики, рассматривая такие элементы, как уровень управления, состояние производства образовательных услуг, состояние кадрового потенциала, взаимодействие образовательного учреждения (системы образования) с внешней средой в части получения (приобретения) ресурсов для своей деятельности, реализации «результата» своей деятельности, а также относительно установленных условий осуществления своей деятельности [1]. Экономическая устойчивость может рассматриваться как сбалансированность финансовых, кадровых, материально-технических, информационных, инновационных ресурсов для выполнения вузом своих функций и в ней можно

Внедрение ИКТ в практику управления

245

выделить следующие элементы: управленческий потенциал, кадровый потенциал, финансовая устойчивость, материально-техническая база [3]. При оценке экономической устойчивости вуза можно применить алгоритм использования метода интегральных балльных оценок [3]. Он заключается в расчете определенного набора показателей, которые являются составляющими экономической устойчивости. Затем полученные значения переводятся в баллы. С этой целью используется система шкал, которая показывает диапазон значений, в который попадает показатель, и балльную оценку, соответствующую ему. При использовании следующего подхода финансовая устойчивость вуза определяется по анало -гии с устойчивостью коммерческой организации. При определении финансовой устойчивости рассчитывается разница между собственными и получаемыми средствами вуза. Тип устойчивости определяется с помощью трехмерного показателя [4]:

S = (S1(x1), S2(x2), Бз(Хз)} ,

(1, x > 0

где S(x) Н„

[0, x < 0

xi = +/- Ес,

x2 +/ Ет,

x3 = +/- Ее Ес, Ет, Ее - значения абсолютных показателей финансовой устойчивости. Их расчет производится на основании формы i и i-i бухгалтерской отчетности.

С помощью такого подхода можно оценить экономическую и финансовую устойчивость негосу -дарственного вуза [1]. Оценивать экономическую устойчивость государственного вуза с помощью такого подхода можно лишь с измененным нормативно-правовым статусом, так как их статус при данном подходе приближается к статусу коммерческого предприятия [1]. А это затруднительно. К тому же он требует отчетной информации вузов, а доступ к ней существенно ограничен. Следующий подход основывается на определении по аналогии с предприятием точки безубыточности работы вуза. Точка безубыточности показывает тот объем внебюджетных поступлений, при котором окупаются все расходы вуза, которые не покрывает бюджетное финансирование [4]:

ЦвЫв + Б = Snep(Ne + N6) + Snocm, где Цв - цена обучения одного студента, обучающегося на платной основе (базовая, сложившаяся);

Ne - число студентов, обучающихся на платной основе;

N6 - число студентов, обучающихся на бюджетной основе;

Б - бюджетные средства, выделенные на обучение студентов;

Snep - переменные затраты в расчете на одного студента;

Snocm - общий объем постоянных затрат на обучение студентов.

Рассматривается определение точки безубыточности по всем каналам внебюджетных поступлений. Однако и он требует учета некоторых особенностей вуза как учебного заведения [1]. Его можно использовать для оценки экономической устойчивости негосударственных вузов, так как он сформирован по аналогии с оценкой экономической устойчивости предприятия. Несколько иной подход предлагает определять экономическое положение как разницу между потребностью в средствах для обучения известного (наличного) контингента учащихся и фактическим его финансированием из всех имеющихся источников [1]. Оптимальным с точки зрения некоммерческого статуса предполагается считать нулевое значение. Однако имеется еще и коммерческий контингент и внебюджетные доходы. Эта ситуация рассматривается с точки зрения определения цены коммерческого обучения, и выводится соотношение ее минимальной величины:

Ф - Фд

jj потр б

min

Nmax - N6

По приведенному соотношению делается вывод, что чем меньше минимальная цена коммерческого обучения, тем экономическое и финансовое положение лучше. Однако и этот подход имеет некоторые ограничения на применение [1]: необходимость определения не решенной до конца проблемы потребности вуза в финансовых ресурсах, необходимость разработки подхода к оценке получаемых при использовании результатов, ограничение доступа к информации о финансировании учебных заведений. При разработке модели финансовой устойчивости вуза учитываются особенности организации финансирования образовательного учреждения. Эта модель включает в себя описание

объекта исследования, его расчетную схему, математическую модель, методы и алгоритмы анализа и оценку адекватности результатов. Вуз как объект исследования представляет собой систему, обладающую определенными свойствами. Затем выполняется переход к его расчетной схеме, которая представляет собой условное описание объекта исследования, учитывающее особенности и количественные характеристики. Для описания вуза как системы можно применить методику ГОББ 0 [1]. Таким образом, можно сказать, что в настоящее время проблема оценки экономической устойчивости вузов является широко изучаемой проблемой. Авторы предлагают различные подходы к ее оценке, но многие из них не учитывают полностью специфику работы вуза и, следовательно, не могут дать точных результатов оценки экономической устойчивости. Кроме того, многие подходы основаны в большей степени на анализе только финансовой устойчивости, тогда как экономическая устойчивость представляет собой комплексное понятие, характеризующее различные стороны работы вуза. Поэтому проблема оценки экономической устойчивости и подходы к ее определению еще должны дорабатываться в направлении как учета особенностей функционирования вуза, так и учета не только финансовой составляющей экономической устойчивости образовательного учреждения. Для определения экономической устойчивости при государственной аккредитации можно использовать подход, который основывается на построении модели вуза и расчетов финансовой устойчивости. При использовании этого подхода также учитывается расчет только финансовой устойчивости вуза. Это связывается с тем, что экономическое положение образовательного учреждения можно охарактеризовать по финансовым результатам по аналогии с предприятием [1]. Однако этот подход позволяет довольно точно с помощью методики ГОББ 0 описать вуз как систему, учитывая особенности функционирования как образовательного учреждения и особенности его финансирования. Это описание можно рассматривать как расчетную схему, с помощью которой можно построить математическую модель, а затем и иерархическую структуру. К тому же этот алгоритм может быть применен как к государственным, так и к негосударственным образовательным учреждениям.

=10- Литература

1. Беляков С.А., Беляков Н.С., Клячко Т.Л. Анализ и оценка экономической устойчивости вузов. М.: Макс пресс, 2008. Сер. «Управление. Финансы. Образование».

2. Беляков С.А. Оценка экономического положения образовательных учреждений // Университетское управление. 2004. № 5-6 (33). С. 112-120.

3. Жукова Т.В. Экономическая устойчивость российских вузов // Университетское управление. 2008. № 6. С. 62-68.

4. Кельчевская Н.Р. Оценка экономической устойчивости государственного вуза // Университетское управление. 2002. № 4 (23). С. 5-23.

Применение методов экспертного оценивания

ПРИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Петропавловский Михаил Вячеславович (misha@nica.ru), Коняшкина Валентина Вениаминовна (kvalentina7@gmail.com)

ГОУВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола

Аннотация

На современном этапе развития общества, к образованию на всех его ступенях предъявляются различные требования. Создаются государственные системы по контролю качества образования, как на уровне субъектов Российской Федерации, так и в масштабах страны и на международном уровнях. Разрабатываются методы и критерии оценок качества образования, совершенствуется нормативно-правовая база.

Государственная аккредитация образовательного учреждения - это процедура установления, подтверждения или изменения статуса учреждения, т. е. его типа и вида [2].

Целями государственной аккредитации являются:

• Защита прав граждан на получение образования в объеме и в сроки, предусмотренные государственными образовательными стандартами.

• Установление государственного статуса образовательного учреждения.

• Управление образовательными учреждениями, включая контроль за эффективностью образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.