246
ИТО Марий Эл -2010
объекта исследования, его расчетную схему, математическую модель, методы и алгоритмы анализа и оценку адекватности результатов. Вуз как объект исследования представляет собой систему, обладающую определенными свойствами. Затем выполняется переход к его расчетной схеме, которая представляет собой условное описание объекта исследования, учитывающее особенности и количественные характеристики. Для описания вуза как системы можно применить методику ГОББ 0 [1]. Таким образом, можно сказать, что в настоящее время проблема оценки экономической устойчивости вузов является широко изучаемой проблемой. Авторы предлагают различные подходы к ее оценке, но многие из них не учитывают полностью специфику работы вуза и, следовательно, не могут дать точных результатов оценки экономической устойчивости. Кроме того, многие подходы основаны в большей степени на анализе только финансовой устойчивости, тогда как экономическая устойчивость представляет собой комплексное понятие, характеризующее различные стороны работы вуза. Поэтому проблема оценки экономической устойчивости и подходы к ее определению еще должны дорабатываться в направлении как учета особенностей функционирования вуза, так и учета не только финансовой составляющей экономической устойчивости образовательного учреждения. Для определения экономической устойчивости при государственной аккредитации можно использовать подход, который основывается на построении модели вуза и расчетов финансовой устойчивости. При использовании этого подхода также учитывается расчет только финансовой устойчивости вуза. Это связывается с тем, что экономическое положение образовательного учреждения можно охарактеризовать по финансовым результатам по аналогии с предприятием [1]. Однако этот подход позволяет довольно точно с помощью методики ГОББ 0 описать вуз как систему, учитывая особенности функционирования как образовательного учреждения и особенности его финансирования. Это описание можно рассматривать как расчетную схему, с помощью которой можно построить математическую модель, а затем и иерархическую структуру. К тому же этот алгоритм может быть применен как к государственным, так и к негосударственным образовательным учреждениям.
=10- Литература
1. Беляков С.А., Беляков Н.С., Клячко Т.Л. Анализ и оценка экономической устойчивости вузов. М.: Макс пресс, 2008. Сер. «Управление. Финансы. Образование».
2. Беляков С.А. Оценка экономического положения образовательных учреждений // Университетское управление. 2004. № 5-6 (33). С. 112-120.
3. Жукова Т.В. Экономическая устойчивость российских вузов // Университетское управление. 2008. № 6. С. 62-68.
4. Кельчевская Н.Р. Оценка экономической устойчивости государственного вуза // Университетское управление. 2002. № 4 (23). С. 5-23.
Применение методов экспертного оценивания
ПРИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Петропавловский Михаил Вячеславович ([email protected]), Коняшкина Валентина Вениаминовна ([email protected])
ГОУВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола
Аннотация
На современном этапе развития общества, к образованию на всех его ступенях предъявляются различные требования. Создаются государственные системы по контролю качества образования, как на уровне субъектов Российской Федерации, так и в масштабах страны и на международном уровнях. Разрабатываются методы и критерии оценок качества образования, совершенствуется нормативно-правовая база.
Государственная аккредитация образовательного учреждения - это процедура установления, подтверждения или изменения статуса учреждения, т. е. его типа и вида [2].
Целями государственной аккредитации являются:
• Защита прав граждан на получение образования в объеме и в сроки, предусмотренные государственными образовательными стандартами.
• Установление государственного статуса образовательного учреждения.
• Управление образовательными учреждениями, включая контроль за эффективностью образовательного процесса.
Внедрение ИКТ в практику управления
247
Государство выступает гарантом соответствия уровня предоставляемых образовательным учреждением услуг. В связи с этим перед агентствами по аккредитации возникает проблема качественного оценивания и контроля образовательного процесса. Существуют различные способы, методы и критерии оценки показателей деятельности образовательного учреждения. Одним из таких методов является экспертный подход. Методы, используемые в настоящее время для получения экспертных оценок, достаточно многочисленны и разнообразны. Целесообразность применения того или иного метода во многом определяется характером анализируемой информации.
Существуют методы как качественных, так и количественных оценок. К методам получения качественных оценок относятся: парные сравнения, множественные сравнения, ранжирование, гиперупорядочение, классификация, векторы предпочтений. При ранжировании эксперту предлагается весь набор альтернатив, но не более 20-30, и предлагается упорядочить их по предпочтениям. При гиперупорядочении эксперт сообщает информацию не только о ранжировании альтернатив, но и дополнительную информацию о соотношении их численных оценок. При классификации эксперту предлагается разбить на классы либо все множество альтернатив, либо, как в методе ранжирования, подмножества рассматриваемых альтернатив [1].
К методам получения количественных оценок относятся: непосредственная численная оценка альтернатив, метод Черчмена-Акофа, метод Терстоуна, метод фон Неймана-Моргенштерна. В методе Черчмена-Акофа предполагается последовательная корректировка оценок, указанных экспертами. Метод Терстоуна предполагает парные сравнения предпочтительных альтернатив экспертом. Все предложенные измерения можно классифицировать по типу шкал. Выделяют следующие типы: абсолютная шкала, шкала отношений, шкала интервалов, порядковая шкала, шкала гиперпорядка, номинальная шкала [1]. В процессе измерения каждой альтернативе необходимо поставить в соответствие число, ее характеризующее. Но необходимо обратить внимание на то, что при экспертном оценивании часто встречается несравнимость альтернатив. Поэтому и целесообразно применять различные шкалы при оценивании. Таким образом, корректность любой операции, проведенной экспертом, зависит от шкалы, в которой получены численные оценки альтернатив.
Строго говоря, любые методы экспертных оценок при малом количестве альтернатив являются эффективными, но наибольший интерес представляет оценка большого количества альтернатив, так как чем больше альтернатив будет рассмотрено, тем выше оценка качества образовательных услуг предоставляемым образовательным учреждением.
— - Литература
1. Литвак Б.Г. Экспертная информация. Методы получения и анализа. М.: Радио и связь, 1982. 183 с.
2. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. М.: Русский язык, 2000 URL: http://www.classes.ru/all-russian/ russian-dictionary-Efremova.htm (дата обращения: 21.04.2010).
Информационные технологии и проблема сохранения здоровья школьников
Сафаргалиева (Васинкина) Гульнара Адыгамовна ([email protected]), Васинкин Алексей Николаевич ([email protected])
МОУ «Средняя школа № 3 п. Советский», МОУ «Средняя школа № 1 п. Советский», РМЭ
Аннотация
Здоровье человека - тема, достаточно актуальная для всех времен и народов. Повсеместное проникновение средств ИКТ в среднее образование делает актуальной задачу, разрешение которой должно иметь наивысший приоритет. Речь идет о задаче сохранения здоровья учащихся в процессе обучения с использованием информационных технологий, которые могут отрицательно сказываться на здоровье школьников.
В век высоких коммуникационных технологий, стремительной информации, глобальной информатизации некорректно говорить о нехватке времени, зато модно стало говорить о том, что все нововведения губительно влияют на здоровье нации.
Здоровье человека - тема, актуальная для всех времен и народов, в XXI веке становится первостепенной. Повсеместное проникновение средств ИКТ в общее среднее образование делает важ -ной задачу, разрешение которой должно иметь, очевидно, наивысший приоритет. Речь идет о задаче