Научная статья на тему 'К вопросу о проблемах использования ПСПО в образовательном учреждении'

К вопросу о проблемах использования ПСПО в образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матюхина Оксана Анатольевна, Федорова Галина Николаевна

Данная статья посвящена проблемам внедрения и использования пакета свободного программного обеспечения (ПСПО) в учебном заведении. В соответствии с опытом работы показаны основные трудности, возникающие при работе с ПСПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матюхина Оксана Анатольевна, Федорова Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о проблемах использования ПСПО в образовательном учреждении»

Внедрение ИКТ в практику управления

243

2. Отработать механизм синхронизации данных из 1С: ХроноГраф Тарификация в 1С: Зарплата и Кадры, т. к. на сегодняшний день этот механизм работает не корректно.

3. Провести обзорные семинары по программе 1С: Предприятие 8 для работников бюджетных учреждений.

4. Приступить к внедрению программы 1С: Бухгалтерии для бюджетных учреждений в образовательные учреждения города Иркутска.

5. Использовать данную схему внедрения программ в других районах Иркутской области.

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПСПО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Матюхина Оксана Анатольевна, Федорова Галина Николаевна (omatuyhina@mail.ru)

ФГОУ СПО «Старооскольский геологоразведочный техникум имени И.И. Малышева» (СОГРТ)

г. Старый Оскол Белгородской области

Аннотация

Данная статья посвящена проблемам внедрения и использования пакета свободного программного обеспечения (ПСПО) в учебном заведении. В соответствии с опытом работы показаны основные трудности, возникающие при работе с ПСПО.

Президент РФ Д.А. Медведев неоднократно заявлял, что «разработка пакета свободного отечественного программного обеспечения - одна из центральных задач, которую необходимо решить для информационной безопасности России». Он отмечал, что до 2010 г. в России должна быть создана собственная операционная система с открытым кодом и полный комплект приложений для обеспечения эффективной работы государственных органов и бюджетных организаций. В 2007 году был проведен открытый конкурс на разработку и поставку пакета свободного программного обеспечения в России. Победила группа «Армада», соисполнителем стала компания ALT Linux, сотрудниками которой был разработан и протестирован пакет свободного программного обеспечения. Он был внедрен в более чем 1000 школ Республики Татарстан, Пермского края и Томской области. Отзывы по использованию пакета СПО положительные.

В настоящее время осуществляется плановый перевод учебных заведений на СПО, а многие учебные заведения России по собственной инициативе уже перешли на него, не дожидаясь указания «сверху». Переход этот, на наш взгляд, достаточно сложен и труден как для студентов, так и для преподавателей. Мы столкнулись со многими проблемами перевода учебного заведения на ПСПО.

Самой главной из них является отсутствие квалифицированных специалистов по установке и обслуживанию ПО на базе Linux. Кроме того, на первый план выдвигается вопрос о том, кто сможет обучить персонал в таком огромном количестве работе на новых операционных системах, а необходимо будет обучать всех преподавателей, использующих ИКТ на своих занятиях. Необходимо отметить также «сырость» самих операционных систем. Нам приходится постоянно скачивать дистрибутивы на базе Linux, устанавливать их и пытаться заставить работать на компьютерах различной мощности и конфигурации. Результаты достигнуты только на достаточно быстрых компьютерах, в основном же они плачевны.

Очень волнует нас практически полное отсутствие драйверов под периферийные устройства, а их, как известно, в некоторых ОУ достаточно много и эти устройства обычно разноплановы по модель -ному ряду и принадлежности к какой-либо марке производителя.

Хотелось бы отметить, что при переводе образовательного учреждения на ПСПО достигнуть та -кого же уровня подготовки кадров, которые работают с компьютерной техникой, удастся в лучшем случае через 2-3 года. И эти годы будут годами очень напряженной работы.

Много разговоров ведется по поводу того, что за годы внедрения ПСПО достаточно сильно мо -жет пострадать уровень образования. Мы же считаем, что переход от рабочего стола MS Windows к рабочему столу Linux вообще не несет никаких сложностей.

Трудности в работе преподавателя с ПСПО связаны и с отсутствием методических рекоменда -ций, учебных пособий, учебников, планирования. На начальном этапе использования Linux в учебном процессе возникает, как правило, множество вопросов и трудностей. В связи с этим хорошо бы было

244

ИТО Марий Эл -2010

создать городской сайт группы пользователей для обмена информацией и решения возникающих проблем. Подобный сайт имеется в городе Владивостоке и называется «Сайт группы пользователей Linux города Владивостока». VL-LUG - это что-то вроде клуба по интересам, объединившего пользователей ОС Linux. Посредством него можно поделится софтом, документацией, знаниями, опытом. Периодически проводятся линуксовки, семинары, мастер-классы. Интернет-жизнь VL-LUG протекает на форуме http://linuxdv.ru/forum.

На сайте проекта по внедрению ПСПО (http://linux.armd.ru) есть на сегодняшний день большой объем документации, предназначенной именно для преподавателей, которой мы также пользуемся.

Необходимо отметить, что много полезного мы узнаем на портале поддержки пакета свободного программного обеспечения www.spohelp.ru, состоящем из нескольких разделов. В разделе «Новости» публикуется информация о важных событиях, связанных с реализацией проекта, есть возможность подписки на получение новостей по электронной почте. В разделе «Продукты» представлено опи -сание дистрибутивов операционной системы Linux, а также информация о полезных программных продуктах. В разделе «Документация» доступны учебники и статьи по использованию Linux и различного прикладного свободного программного обеспечения. «Учебный центр» - раздел, в котором указан список проводимых Академией АйТи для представителей образовательных учреждений мероприятий, а также выложены учебно-методические материалы по курсам «Применение пакета СПО» и «Администрирование пакета СПО». Помогает также знакомство с материалами ежегодной конференции «Свободное программное обеспечение в высшей школе» (http://www.altlinux.ru/news/item/567/).

Хотелось бы верить в то, что осуществляемый в настоящее время перевод учебных заведений на СПО будет максимально безболезненным для участников образовательного процесса. Действовать нужно максимально обдуманно, проводя постоянные консультации, встречи и «круглые столы» с людьми, которые отвечают за информатизацию в школах. Надо помнить, что важно не разрушить тот опыт, что уже есть и наработан за долгие годы.

О МОДЕЛЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ВУЗОВ ПРИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ

Петропавловский Михаил Вячеславович (misha@nica.ru), Матросова Наталья Владимировна (nataliamatrosova@rambler.ru)

ФГУ «Национальное аккредитационное агентство в сфере образования (Росаккредагентство)», ГОУВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола

Аннотация

Одним из аспектов обеспечения качества образовательной деятельности вуза в настоящее время является его экономическая устойчивость. В данной работе проводится обзор моделей оценки экономической устойчивости вузов при государственной аккредитации.

Система высшего профессионального образования играет очень важную роль в экономическом и социальном аспектах развития общества. Одним из аспектов обеспечения качества образовательной деятельности вуза является его экономическая устойчивость, что в первую очередь актуально для негосударственных вузов. Предлагаются различные подходы и методики к определению и расчету оценки экономической устойчивости образовательных учреждений. Главным образом с ней связывают финансирование образовательных учреждений, рассматривается финансовая устойчивость [1]. Однако следует отметить, что характеристика только финансового положения не отражает состояния экономической устойчивости вуза, и это понятие следует рассматривать как более широкое, отражающее различные стороны функционирования образовательного учреждения, и к его оценке следует применять комплексные характеристики, рассматривая такие элементы, как уровень управления, состояние производства образовательных услуг, состояние кадрового потенциала, взаимодействие образовательного учреждения (системы образования) с внешней средой в части получения (приобретения) ресурсов для своей деятельности, реализации «результата» своей деятельности, а также относительно установленных условий осуществления своей деятельности [1]. Экономическая устойчивость может рассматриваться как сбалансированность финансовых, кадровых, материально-технических, информационных, инновационных ресурсов для выполнения вузом своих функций и в ней можно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.