4, 2001!
/
шт&рмтя
О ЪРсАЗ О ЯсЛЯПеЛЬтМ
про тсс є
МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ
ИНСТИТУ
МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ)
первый проректор Саранского кооперативного института МУПК, профессор
Золотков
Идея многоуровневой (или непрерывной)
Известно, что потребительская коопе-
подготовки специалистов, возникшая относи- рация России имеет многофункциональную
тельно недавно, достаточно успешно внедряется в систему обучения в ряде вузов Рос-
хозяиственную направленность, что предъявляет особые требования к подго-
сии и стран ближнего зарубежья (см. об этом: товке кадров, являющейся одним из на-
Золотков В.Д. Интеграция кооперативного правлений реализации решений множества
образования в республике // Интеграция об- социальных проблем.
Отечественное кооперативное образо-
разования. 1997. №4. С. 17-19: Фомин Н.Е., Гордеев А.Н. Естественно-технический лицей в системе Регионального учебного округа //Там же. 1998. № 1. С. 25 - 27: Бомеш-ко Е.В., Долгов Ю.А. Три ступени професси-
вание, пройдя через все трудности переходного к рыночным отношениям периода, получило дальнейшее развитие по пути расширения образовательных услуг, открытия
онапьного образования//Там же. С. 28-30). новых специальностей и специализации.
С началом перехода экономики страны компьютерного обеспечения учебного про-
на рыночные основы хозяйствования осо- цесса, разработки учебно-методического
бенно остро обозначился ряд проблем, и в
частности:
- резко снизилась занятость выпускни
ков общеобразовательных школ, так ка1 только незначительная их часть получаел постоянную работу
процесса вновь появляющихся специальностей, подготовки кадров высокой квалификации и т.д. В связи с этим необходимо понять, что для потребительской кооперации нужны «свои» специалисты, которые понимают особенности деятельности и про-
появилась нехватка специалистов блемы этой системы, представляют перс-
таких профессий, как бухгалтер-финансист, специалист налоговой службы и др.;
- изменились требования к профессионализму выпускников средних специальных и высших учебных заведений в плане их большего универсализма (преимущество имеют молодые специалисты, владеющие не одной, а несколькими профессиями);
- сократился прием в госбюажетные учебные заведения, прекратили существование многие образовательные \чреждения начатьного и среднего профессионального образования;
пективы ее развития, владеют основами денежного и торгового обращения, налогообложения и страхования, способны решать нестандартные задачи финансовой деятельности потребительской кооперации.
Особую значимость в настоящее время приобретают обучение информационным технологиям, применение их к конкретным условиям деятельности предприятий в части финансового и управленческого учета, бухгалтерской отчетности .Очень важно, чтобы специалисты отрасли хорошо знали зарубежный опыт в области оптимизации управле-
вырос уровень криминализации в боль- ния и коммерческой деятельности предпри-
Г ^ I 1 4# _ _ _ __ _ - - Л »А»
тих городах и районных центрах, что проявляется во втягивании «незанятой» части молоде-
жн
преступную деятельность.
ятий в условиях рыночной экономики
С учетом вышеописанных проблем, а также особого статуса предприятий потре-
© В.Д. Золотков. 2001
93
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
бительской кооперации, занимающей значительное место в экономике региона, в 1993 г. была разработана программа по созданию на базе Саранского филиала Московского кооперативного института (прежнее название Саранского кооперативного инститлта МУПЮ системы непрерывного
5) обеспечение реализации требований
государственных стандартов;
6) обеспечение качественного уровня профессорско-преподавательского состава, включая достижение определенного процента остепененности (не ниже 55 - 60 %), снижение среднего возрастного показате-
образования. Программа ля преподавателей;
следующие положения
7) внедрение современных технологий
создание единого профессионально- в области образования, с применением ком-
го образовательного пространства в под готовке специалистов любого уровня дл* целого региона Среднего Поволжья;
- организацию единой системы науч но-методического обеспечения кооператив ною образования;
- создание и реализацию гибкой систе мы профориентационной работы среди мо лодежи, особенно в сельской местности;
- обеспечение работы системы повы
пьюгерной техники, технических и телекоммуникационных средств.
Все эти соображения были учтены, когда Саранский кооперативный институт перешел на трехступенчатую систему обучения: школа-лицей (в составе вуза)-среднее профессиональное образование - вузовское образование. Причем слушателями лицея являются школьники 10- 11-х классов. Старшеклассники общеобразователь-
квалификации и переподготовки кад- ных школ Республики Мордовия могутобу-
ров (второе высшее образование);
- сокращение сроков обучения по сквоз-ным программам для студентов, имеющих среднее профессиональное образование.
Система непрерывного кооперативного образования давала ряд преимуществ для «продвижения» в профессиональной подго-товке молодых людей от школы до вуза и далее благодаря наличию согласованных и
чаться по следующим схемам:
- школа-лицей - среднее профессиональное образование - вуз;
- школа - среднее профессиональное образование - вуз;
- школа-лицей-вуз;
- школа - вуз.
Особо следует остановиться на деятельности лицея в составе вуза. На момент
їх образовательных программ его открытия в 1993 г. практика функцио-профессионального уровня до
поспевчзовской подготовки
систе
нирования такой образовательной структуры отсутствовала. Фактически создание Факторы, влияющие на качественную лицея начиналось с нуля, а именно на базе
одного из 10-х классов Саранской городской школы № 23. Основная цель обучения в лицее - профессиональная ориентация будущих специалистов, получение начального профессионального образования, а также довузовская подготовка, т.е. изучение тех дисциплин, по которым проводятся вступительные испытания в вуз. Выпускники по окончании лицея кроме аттестата
юуровневои подготовки, можно разделить на следующие группы:
1) проведение мониторинга по изучению потребности специалистов для системы потребительской кооперации;
2) расширение прямых и обратных связей высших учебных заведений и потребсоюзов;
:твление подготовки по уров- получают сертификат о присвоении квали-
профессионального образова- фикации бухгалтера малого предприятия,
классов общеоб- экономиста-менеджера, правоведа. При
разовательных школ, используя их матери альную базу;
4) профориентационная работа, обеспе чивающая поиск лучших абитуриентов пу тем конкурсного отбора, и в первую оче редь из системы потребительской коопе рации;
поступлении в институт для продолжения обучения по вузовским программам лицеисты пользуются преимуществом.
По образовательным программам начального, среднего профессионального, а также высшего образования существуют две формы обучения: дневная и заочная. В
Ш.Ш
ЛАПАЛ
4, 2001
настоящее время в лицее по всем формам проходит обучение свыше 500 чел. Среднее профессиональное образование получают 1 ООО, высшее - около 4 ООО чел.
Кроме выделенных трех уровней имеется дополнительное профессиональное образование в виде переподготовки кадров
последующим направлениям:
- получение второго высшего образования;
- повышение квалификации специалистов системы потребительской кооперации как Республики Мордовия, так и других областей: Ульяновской, Пензенской. Нижегородской, Пермской, Свердловской;
зованного органа. координир%тошегоразработку и реализацию ччебников и учебных пособий, трудно ожидать появления • хкой-либо учебной литературы для обеспечения
концепции непрерывного образования Это
относится не только к \чебникам ка* тако-
Ф
вым, но и к учебным компьютерным программам, видеофильмам и др.
Решение указанных и многих др\ги\ задач находится в компетенции Министерства образования РФ, межвузовского ученого совета Центросоюза РФ, чченого совета Московского университета потребительской кооперации Достаточно большое количество правовых проблем было бы
повышение квалификации препода- снято, если бы вузы потребительски
вательского состава через очную и заочную формы обучения в аспирантуре
гос
ными отраслевыми образовательными \ч-
Несмотря на безусловную полезность реждениями, так как они имеют
и перспективность развития непрерывного, или многоуровнего, образования, в рамках подготовки специалистов для потребительской кооперации существует ряд проблем
ственную аккредитацию, а не «негосударственными», как их имсн\ют сейчас В
Ф
этом случае открываются широкие возможности для создания совместно с Ми-
на федеральном, государственном, уровне. нистерством образования РФ обраюва-
В первую очередь это связано с неразра- тельных стандартов непрерывной, миого-
ботанностью необходимой законодательной базы, что частично компенсир\ется каждым из образовательных учреждений п\-тем включения в свой устав (или положение) соответствующих пунктов. Отсюда, как следствие, отсутствие сквозных образовательных стандартов, а значит, соответствующих учебных планов, ччебных программ. При нынешнем положении с обеспечением вузов учебно-методической литературой, когда не существует централи-
>ровневои системы ПОДГОТОВКИ СГЧ .;>'АЛИ-
стов на базе высших учебных заведений
*
В рамках деятельности Регионального учебного округа при Мордовском гос>дар-ственном университете нм Н П Огарева необходимо проведение научно-практических и научно-методических конференций по вопросам многоуровневой подготовки в системе непрерывного образования, а также применения рез\лыаюв исследований для различных отраслей экономики
РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Н.В. Ивашкина, научный сотрудник сектора регииначьных систем образования НИИ регионо.югии при МГУ им. Н.П Огарева
Система образования неразрывно связана с той социально-экономической фор-
но. возникли немалые трудности при вхождении одной из кр> пнейших в мире систем
мацией, в рамках которой она сложилась и образования
с>шествует. Поскольку чтверждающнеся сейчас социально-экономические отношения и государственно-политическое устрой-
государственно-подитические
ззрела необходимость в опреде и соелств. обеспечивающих >:
ство страны коренным образом отличают- ществление достаточно радикальных пре-ся от предшествующих им, то, естествен- образовании в стр\ кт> ре, содержании, эко-
©Н.В. Ивашкина. 2<Х'!