информацией с учеными России, ближнего и дальнего зарубежья, формируются программы, темы совместных исследований, проверяются новые научные идеи, решения. В последние годы через участие в конкурсах международных фондов, программах наши ученые делают попытки интеграции на международном уровне.
Опыт работы университета показывает, что при решении научно-исследова-тельских задач только за счет интеграции усилий на уровне вуза, региона, республики можно получить результаты, представляющие интерес для развития науки, производства, экономики регионов.
Н. Д. ГУСЬ КО В Л, декан экономического факультета МГУ им. Н. II. Огарева, профессор
Е. А. НЕРЕТИНА, доцент кафедры менеджмента МГУ им. Н. Г1. Огарева
Н. А. ФИЛИППОВА, доцент кафедр!*1 экономики
и организации производства МГУ им. II. II. Огарева
V
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ экономики
Важной составной частью формируемого в стране рынка труда в настоящее время становится рынок специалистов, диктующий свои, принципиально новые критерии их оценки, включающие профессионализм, компетентность, творческий потенциал. Эти критерии предопределяют конкурентоспособность специалистов с позиций как внутреннего, так и внешнего рынка.
Рынок немыслим без конкуренции, которая осуществляется: между вузами; между вузами и другими видами учебных и научных заведений (прежде всего средними специальными учебными заведениями); между выпускниками различных общеобразовательных учреждений и вузов, вузов и средних специальных учебных заведений. Неизбежна такая конкуренция .и при замещении вакантных мест на профессорско-преподавательские должности.
Сохранить свой статус в условиях конкуренции смогут лишь те учебные за-
ведения, которые обеспечат подготовку специалистов в соответствии с требованиями рынка. Для этого прежде всего необходимо добиться, чтобы учебные заведения обеспечивали высокое качество своей „продукции"
Конкуренция не терпит инерции, застоя. Она требует гибкости, то есть умения быстро реагировать на конъюнктуру рынка. Это в свою очередь вызывает необходимость определения стратегических направлений и приоритетов в деятельности учебных заведений; быстрой переориентации в подготовке специалистов одних профессий на другие; изменений в соотношении подготовки и переподготовки специалистов по различным формам и срокам обучения;, мобильности профессорско-преподавательского состава, форм и методов преподавания, а также умелого формирования финансовых ресурсов и маневрирования ими.
Для обеспечения гибкости образовательных структур в условиях неустойчи-
вости рыночной среды, ее вероятностного характера обязательно должны быть определенные резервы (особенно финансовых ресурсов). А поскольку специалист становится объектом купли-продажи, необходимо пересмотреть и систему взаимоотношений учебных учреждений с „покупателями44 Предприятиям, фирмам требуется переориентация на заказную форму подготовки специалистов, предполагающую индивидуализацию учебных планов и программ, форм и сроков подготовки специалистов.
Такой подход диктует необходимость усиления интеграции и непрерывности образования, а также расширения сферы дополнительных образовательных услуг.
Система непрерывного образования — реальная потребность сегодняшнего дня, обусловленная множеством факторов как экономического, так и социального характера, среди которых следует отметить: многообразие форм и типов организаций, уровней и систем управления; деформацию структуры народного хозяйства; необходимость учета интересов и потребностей различных социальных групп населения и категорий обучающихся (школьников, студентов, аспирантов), практических и научных работников. Важнейшей проблемой при этом является поиск рациональной структуры образования, интеграция уже существующих типов учебных заведений (школ, гимназий, профессионально-технических училищ, техникумов, вузов) и создание новых, отвечающих потребностям современного, а главное — будущего развития экономики.
Становление рынка и нового экономического мышления, развитие инициативы и предпринимательства, складывающаяся инфраструктура рыночной экономики выдвигают принципиально иные задачи в области экономического образования и культуры; подготовки высококвалифицированных специалистов в средних и высших профессиональных учебных заведениях; переподготовки и повышения квалификации специалистов различных отраслей народного хозяйства в системе послевузовского экономического образования.
Определенный опыт в этом направлении накоплен в рамках Регионального учебного округа, сформированного на ба-
зе Мордовского университета. Так, созданная в составе РУО секция экономического образования и деканат экономического факультета заключили серию долгосрочных договоров о сотрудничестве со средними школами г. Саранска (N9 9, 16, 23, 36, 38) и сельскохозяйственным колледжем (г. Темников) в области организационно-методической, научной и издательской деятельности. Имеется также опыт заключения трехсторонних договоров в системе школа — университет — страховая компания „Уверенность44, Такое сотрудничество позволяет вести подготовку специалистов по заказу компании, которая, в свою очередь, обеспечивает финансирование программ бизнес-классов, издание учебнометодической литературы и др.
Преподавателями факультета разработаны календарные планы и учебные программы для бизнес-классов, рассчитанные на два года обучения, и программа „Менеджер44 — для годичного срока обучения. Учебный план сельскохозяйственного колледжа по специальности „Экономика, бухучет и контроль44 содержит дисциплины, которые изучаются студентами 1 — 2-х курсов экономического факультета специальности „Экономика и управление аграрным производством44, с тем же объемом часов и с одинаковой отчетностью. Это позволяет выпускникам колледжа на основе тестирования поступить на 3-й курс заочной формы обучения экономического факультета Мордовского университета на специальность „Экономика и управление аграрным производством44 Большинство выпускников бизнес-классов также становятся студентами экономического факультета. В 1994 г. около 90 % из них успешно выдержали вступительные экзамены и стали студентами. Следует подчеркнуть, что это лучшая часть студенчества.
Прогнозируя стратегию развития экономического образования в Республике Мордовия, надо исходить из разнообразия его организационно-методических форм: факультативы, бизнес-классы, специальные курсы в школе и др. В настоящее время в университете открыта Республиканская многопрофильная академическая гимназия, для которой разработаны учебные планы по таким важным направлениям, как экономико-
правовое, медико-биологическое и национально-культурное.
В условиях перехода к рыночным отношениям нужна такая система образования, которая способна быстро адаптироваться к изменениям общественных и личных потребностей людей. Этим требованиям отвечает система многоуровневой подготовки специалистов, концепция которой основывается на дифференциации обучения по уровням образования.
Первый уровень — это образование, осуществляемое по программам, обеспечивающим подготовку бакалавров.
Учебный план подготовки бакалавра включает, в соответствии с Государственным образовательным стандартом, фундаментальную гуманитарную, естественно-научную и общепрофессиональную подготовку. Согласно этой концепции около 50 % аудиторного времени отводится на гуманитарные и естественно-научные дисциплины, более 25 % приходится на дисциплины общепрофессионального цикла, которые закладывают основы профессиональной подготовки будущих специалистов. Оставшиеся 25 % аудиторного времени отводятся на специальную подготовку. После завершения четырехлетнего обучения, выполнения выпускной работы и сдачи государственного экзамена по специальности выпускнику выдается диплом бакалавра.
Второй уровень — это образование, обеспечивающее подготовку дипломированных специалистов и магистров.
Учебный план подготовки дипломированного специалиста сформирован из расчета пяти лет обучения. Он состоит из двух частей. Первая включает в себя учебный план подготовки бакалавра, вторая (пятый год обучения) предусматривает изучение двух циклов дисциплин — общепрофессиональных и специальных, причем более 80 % аудиторного времени приходится на последние. Завершается подготовка дипломированных специалистов с высшим образованием сдачей государственного экзамена и защитой дипломной работы с выдачей диплома, в котором указаны квалификация — „специалист с высшим образованием" и специальность подготовки.
Нами разработаны два варианта учебных планов магистерского уровня образования. Первый предусматривает подго-
товку магистров на базе имеющегося высшего образования и содержит дисциплины гуманитарного (28 % аудиторного времени), общепрофессионального цикла (42 %), специальные дисциплины (30 %). Блок специальных дисциплин включает широкий спектр курсов по выбору, что позволяет учитывать индивидуальные интересы обучающихся и заказы предприятий и организаций по углубленной подготовке специалистов в той или иной области знаний. Второй вариант учебных планов предполагает осуществление подготовки магистров на базе ранее полученной степени бакалавра. До 70 % аудиторного времени в них отводится на дисциплины, обеспечивающие глубокую профессиональную подготовку, и дисциплины по выбору, отражающие самые актуальные проблемы развития науки и практики, а также зарубежный опыт. Дисциплины гуманитарного цикла, на которые приходится 30 % аудиторного времени, призваны обеспечить высокий уровень подготовки по иностранному языку, философии и праву.
Учебные планы подготовки магистров предусматривают сдачу кандидатских экзаменов по философии, иностранному языку и специальности, а также выполнение дипломной работы. Прием в магистратуру осуществляется на договорной основе с предприятиями с полной компенсацией затрат на обучение. Степень магистра удостоверяется дипломом с указанием отрасли науки и специализации подготовки. Магистерское образование ориентировано на последующую научно-исследовательскую и научно-педа-гогическую работу. Таким образом, многоуровневая система подготовки специалистов с высшим образованием дает возможность выбора формы и сроков обучения с учетом как интересов обучающихся, так и заказов предприятий и организаций.
Непрерывность образования в рыночных условиях немыслима без системы переподготовки кадров. В Мордовском университете она осуществляется в рамках Института повышения квалификации и переподготовки кадров, в состав которого входят четыре факультета, в том числе факультет экономики и права, где проходят переподготовку и получают второе высшее образование по следующим специальностям: „Организация уп-
равления производством „Бухучет и аудит44, „Менеджмент44, „Финансы и кредит44 „Юриспруденция44 С 1995 г. на факультете управления начата подготовка специалистов в рамках второго высшего образования по специальностям „Экономика и управление аграрным производством44 и „Государственное и муниципальное управление44 Все образовательные услуги предоставляются на условиях самофинансирования.
Таким образом, переход к рыночным отношениям породил многообразие типов и форм общеобразовательной и профессиональной подготовки, обеспечил возможность выбора того или иного вида образовательных услуг. Вместе с тем он привел к ряду негативных тенденций в развитии системы образования, каковыми являются:
открытие учебных заведений, не
имеющих соответствующих материально-технических условий, кадрового потенциала, учебно-методического обеспечения;
— подготовка специалистов по специальностям, не соответствующим профилю учебного заведения;
— произвольное установление сроков обучения, форм контроля за качеством знаний;
— несоответствие учебных планов требованиям квалификационных характеристик по соответствующим специальностям.
Все это настоятельно требует усиления контроля со стороны Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, а на республиканском уровне — кбординации Региональным учебным округом деятельности всех типов учебных заведений.
Б. Ф. КЕВБРИН, ректор Саранского кооперативного института Московского университета потребительской кооперации, член-корреспондент Российской академии естествознания, профессор
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ КООПЕРАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Главная задача образования — формирование такого специалиста, который мог бы представить объект исследования данной специальности как целостный. Многообразие отношений, тенденций, строений, связей порождает иерархию образовательных процессов, которые начинаются с рождения ребенка в семейно-бытовом кругу, затем продолжаются
л
I дошкольных, школьных, профессиональных и прочих учреждениях и заведениях. Если учесть, что отношения между различными отраслями деятель-1 ности — политическими, экономическими, религиозными и многими другими — находятся в состоянии разностороннего
развития, то становится очевидно, что и для образовательных учреждений, в частности кооперативных, характерен процесс диверсификации.
Достижения в области исследования космоса, земной природы, социальной действительности и мыслительной деятельности обусловили появление большого количества новых наук и научных направлений. Это и многое другое существенно детерминирует значимость образования в условиях современного состояния цивилизации. Аксиомой стало то, что уровень развития того или иного государства имеет закономерную зависимость от степени развития науки и,
і