Научная статья на тему 'Подготовкагорных специалистов в современных условиях'

Подготовкагорных специалистов в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовкагорных специалистов в современных условиях»

шшт

• • • •

.......

»*••••

• • •

• * I I

• • • •

* • • • • •

Л.А.ПУЧКОВ

Б.А.КАРТОЗИЯ

В.М.РАЧЕК

• • • • •

ИНЖЕНЕРНОМУ

на*

....

| I •••» 4 • «

...............

тт

• • • • •

• • • • • • • • • •

• . •

» • • •

АЗОВАНИЮ

• • • •

• • • • •

• •

• •

• • •

• ••••••• ■ • • • * • ' •

. ......................... . • •

• • . • • ........................ • •

•1*•*.'.*■’•••

..............

, • • • .

'• • - - ....

\w.\v.4’. • • • •

• • • «

. • • •

Подготовка горных специалистов в современных условиях

Профессия горняка — одна из самых древних. Горное, геологическое и металлургическое образование когда-то было единым. В первой половине XVIII в. в России организуются первые горнотехнологические школы при крупных казенных рудниках и заводах на Урале. Во второй половине XVIII в. такие школы открываются в других районах, например, на Алтае, а позднее, в 1773 г. был основан Петербургский горный институт.

Во второй половине XIX в. произошло разделение горного образования на три ветви — геологическую, металлургическую и горную. Были организованы независимые специальности по всем разделам горной науки. Открываются новые высшие учебные заведения: Екатеринославское горное училище, Томский горный факультет, Новочеркасский горный факультет.

В начале двадцатых годов нашего столетия открываются Свердловский горный институт, Московская горная академия, которая в 1929 г. разделилась на институты горный, нефтяной, стали, цветных металлов и золота, геологоразведочный и торфяной, которые выросли в крупнейшие специализированные высшие учебные заведения.

Широкое развитие высшего горного образования в середине столетия позволило вывести горнодобывающую и смежные с ней промышленности страны в одну из ведущих отраслей индустрии.

Только в угольной промышленности в настоящее время работают десятки тысяч инженеров. В вузах был накоплен громадный педагогический опыт, получили становление и развитие многочисленные научные школы. Профессия горняка счита-

лась почетной, обучение в вузах горного профиля было престижным. Выпускники получали глубокие и всесторонние знания, обеспечивающие им быструю адаптацию не только на горных предприятиях, но и в смежных отраслях.

К сожалению, начиная с конца 80-х годов ситуация стала существенно изменяться и, надо сказать, не в лучшую сторону. Это стало проявляться в снижении интереса у молодежи к горным специальностям, падении конкурсов в горные вузы. Все это происходило на фоне сокращения объемов горного производства, снижения государственного финансирования образования, включая оплату труда профессорско-преподавательского состава, развития материально-технической базы. С разделением республик бывшего СССР произошло свертывание баз практик. Происходила переориентация в приоритетности специальностей. Молодежь стала проявлять больший интерес к таким специальностям как экономика, менеджмент, экология и др.

Менялась ситуация в сфере отношений вуз — студент. Ушли или частично утратили силу волевые решения. У студентов появилось больше свобод, снизилась роль администрирования. Студенты стали совмещать учебу с работой для поддержания определенного жизненного уровня. Преподавательская работа перестала быть престижной.

Анализ состояния горного образования за рубежом показал, что эти проблемы в большей своей части схожи с российскими. Учащиеся стали проявлять желание наравне с профессиональной иметь достаточно широкую базовую подготовку, гарантиру-

гражданами форм, содержанн! * уровня образования; 1

• гуманизации и фундаментам и за:: «а

учебных программ; 1

• развития гражданского начала, базирующегося на приоритете общечеловеческих ценностей;

• гибкого реагирования на запросы рыночной экономики;

• повышения конкурентоспособности специалистов на внутреннем к зарубежном рынках труда;

• конвертируемости российского' диплома;

В настоящее время подготовка специалистов горного профиля в России ведется в 22 вузах, расположенных в различных регионах страны. Общий контингент учащихся составляет около 31 тысячи человек. Обучение ведется по 10 специальностям горного и смежного направлений.

Подготовка специалистов координируется Учебно-методическим объединением вузов горного профиля, председателем которого является ректор Московского государственного горного университета.

В специальностях горного профиля существует одна общая особенность, вытекающая из специфики горного производства. Громадные объемы производимых горных работ требуют специфической подготовки специалистов, обусловленной требованиями безопасности для обслуживающего персонала, сохранения оборудования, поддержания экологического равновесия. Подобное положение определяет наличие в образовательных программах определенного перечня дисциплин, таких как: горное право, горное дело и окружающая среда, технология и безопасность взрывных работ, безопасность горных работ и горноспасательное дело, аэрология.

Основные центры подготовки специалистов сосредоточены в Санкт-Петербурге, Свердловске, Кемерово, Новочеркасске, Туле, Магнитогорске, Перми, Красноярске, Иркутске, Дальнем Востоке и др. городах.

Развернутая четыре года назад в стране работа по реорганизации системы высшего образования, основанная на переходе на многоуровневую структуру была проанализирована и одобрена Московским государственным горным университетом.

Предпосылками этой перестройки являлись: объявленный переход на рыночную экономику, отсутствие государственного заказа на подготовку специалистов, появление рынка труда, возрастание требований к качеству и содержанию подготовки в условиях конкуренции.

Перестройка преследовала цели:

• индивидуализации обучения, расширения возможностей выбора

• возможности получения элитарн : -го образования.

Пересмотр системы подготовки в вузах решал ряд частных задач, имеющих существенное значение. Прежде всего это послужило поводом определенного обновления всего учебного процесса, позволило «расчистить* от эклектики учебные планы и программы, образовавшейся за многие годы, явилось стимулом для обновления учебно-методиче-ского обеспечения учебного процесса, развития лабораторной и научной баз вуза, которое рассматривалось как общая государственная программа.

Наиболее трудным и неопределенным в этом процессе представлялась задача изменения общественного сознания не только в высшей школе, но и у потребителей выпускников, т.е. в организациях, предприятиях, в государственных и коммерческих структурах.

Московский государственный горный университет на заседании Ученого Совета в 1991 году принял концепцию многоуровневой подготовки, предусматривающую подготовку бакалавров наук с продолжительностью обучения 4 года, дипломированных — инженеров с продолжительностью обучения 5 лет и магистров наук с общей продолжительностью подготовки 6 лет.

Для студентов дневной формы обучения исходной ступенью для продолжения образования с целью получения квалификации инженера или магистра — является бакалавр по соответствующему направлению.

С 1992 года университет приступил к подготовке бакалавров по 8 направлениям. Университетом был разработан и утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, определивший требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению 550600 — Горное дело. При подготовке таких документов, определяющих основу учебного процесса, как: структура учебного плана, государственный стандарт, учебные планы, программы дисциплин — в университете была проведена значительная работа, связанная с анализом подготовки бакалавров по направлению горное дело за рубежом. Тщательному анализу и обобщению были подвергнуты учебные планы более 20 зарубежных вузов США, Великобритании, Германии, Болгарии, Финляндии, Японии, Польши, Норвегии, Турции и

др-

В процессе анализа был установлен оптимальный перечень дисциплин учебного плана бакалавра и их объемы. Эта работа была положена в основу составления собственных учебных планов. Подобный подход создал реальную основу для конвертируемости дипломов, обеспечил необходимую, если так можно выразиться, достаточность подготовки горных бакалавров. Разработанные учебные планы и программы, по нашему мнению, дают возможность продолжения образования.

Планы предусматривают необходимую гуманитарную, социально-экономическую, естественнонаучную и общетехническую подготовку. Около 20% учебной нагрузки отводится специальной подготовке.

Планы бакалавров содержат от 30 до 35 дисциплин, еженедельная аудиторная нагрузка не превышала 26 часов.

В 1994 году была завершена работа по разработке учебных планов и программ дисциплин подготовки дипломированных специалистов — инженеров. Учебные планы инженеров явились как бы продолжением планов подготовки бакалавров. Их концепция базировалась на углублении специальной подготовки, получении практических навыков. Кроме того, планы включали циклы социально-экономических и об-

щетехнических дисциплин. В многоступенчатых планах четко выделились циклы, формирующие фундаментальную подготовку.

Простейший анализ планов бакалавров и дипломированных специалистов по общему объему нагрузки, совокупному перечню дисциплин обучения показал, что они ни в коей мере не уступают традиционным планам инженерной подготовки, а по своей четкости, логике построения выглядят лучше.

В 1994-1995 г.г. университет проводил активный поиск форм и содержания реализации магистерской подготовки. Ограниченность нормативных документов по этой форме дала определенную свободу в действиях вуза. Подготовленные в университете к реализации магистерские программы состоят из бакалаврских программ по направлению Горное дело и программы третьего уровня, причем последняя имеет две примерно равные по объему составляющие — образовательную и научно-исследовательскую.

Образовательная часть программы включает естественнонаучные и гуманитарные дисциплины: философские проблемы естествознания, историю и социологию горной промышленности. Общая продолжительность обучения четыре семестра по 17 недель, что составляет 2856 часов. Из них: аудиторных занятий — 850 ч., НИРС, включая учебно-исследовательскую практику — 884 ч., работа над рефератами — 922 ч., подготовка диссертации — 200 ч.

Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом студента под руководством научного руководителя.

Наряду с дипломированными специалистами магистры получают знания по комплексу дисциплин, дающих им право руководства ведением горных и взрывных работ. В программу магистерской подготовки включены дисциплины, формирующие магистра как научного работника: иностранный язык, основы научных исследований, проблемы горной науки и производства, а также комплекс специальных дисциплин с общей аудиторной нагрузкой 238 часов.

За время обучения в магистратуре студент подготавливает 8 рефератов, содержательная направленность которых оговаривается.

Таким образом, из сказанного выше можно сделать вывод, что в университете идет плановая перестройка высшего горного образования, ориентированная на многоуровневую структуру. В стадии завершения находится разработка учебно-методического обеспечения магистерской подготовки. Ведется работа по получению лицензии на право ее ведения.

Коллектив, в целом, одобряет переход на новую структуру образования.

Одна из основных задач, которая стоит перед коллективом — это формирование полноценного контингента первокурсников. Предвидя ситуацию снижения конкурса среди абитуриентов, вызванную многими причинами, среди которых снижение престижности горных профессий, университет развивал традиционную и создавал новые формы привлечения молодежи. Важнейшим звеном в этой работе является создание на базе университета комплекса довузовской подготовки (лицея), где школьники с 10 - 11 классов завершают образование по математике, физике, информатике. Ведется их профессиональная ориентация. Всего в лицее и его девяти филиалах в горных регионах страны обучается около 400 школьников, которые по результатам выпускных экзаменов зачисляются в университет.

В заключение хотелось бы обратить внимание на ряд вопросов, в решении которых вузам необходима государственная поддержка:

1. Опыт работы вузов по переходу на новую многоуровневую структуру высшего образования в стране не получил достаточного освещения в средствах массовой информации, что задерживает вопрос формирования нового общественного созна-

ния. Не трудно предположить, что большинство молодежи и их родители пока не делают больших различий между бакалавром, инженером и магистром. Открытым остается вопрос об отношении к новым квалификациям в организациях и на предприятиях, куда пойдут работать выпускники.

2. Вузы не ощущают необходимой юридической, плановой, финансовой и материальной поддержки при переходе на многоуровневую структуру. Пока многие шаги, предпринимаемые вузами, не имеют соответствующего подкрепления.

3. Требует решения вопрос соотношения квалификаций по линии магистратура — аспирантура — докторантура. Будут ли изменения в этой области? Будет ли учтен зарубежный опыт?

4. Переход на новую структуру образования неизбежно влечет за собой разработку нового учебно-методического обеспечения, развитие и совершенствование лабораторной и исследовательской баз вузов. Если первое может быть успешно решено в рамках вуза, то вопросы материального обеспечения учебного процесса без соответствующей поддержки вузам окажутся непосильными.

Например, университет многое теряет из-за отсутствия современной компьютерной сети баз знаний и данных. Материальная реализация подобного проекта в рамках вуза требует десятков тысяч долларов, которые вуз самостоятельно выделить не может.

5. Назрела необходимость создания системы государственной поддержки горного образования. Сокращение его может привести к непредсказуемым последствиям, включая снижение объемов горного производства, ухудшению экологической обстановки, потери профессиональных кадров и утраты научного потенциала.

© Л.А.Пучков, БЛ.КартозиЯу В.М.Рачек

^ Ретродлнджест

Группа студентов Горного института экскурсировала на ст. Сиверская Варшавской ж.д. для практических работ в местных береговых разрезах рек.

"Новости и биржевая газета", 19 июня 1985 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.