Научная статья на тему 'Проблемы подготовки бухгалтеров и аудиторов в условиях реформирования российского высшего образования'

Проблемы подготовки бухгалтеров и аудиторов в условиях реформирования российского высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
486
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВУХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ БУХГАЛТЕРА И АУДИТОРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аверина О.И., Горбунова Н.А., Меркулова И.Ф.

Переход на двухуровневую систему образования и присоединение к Болонскому процессу стали основой реформ в сфере российского высшего образования. С одной стороны, подготовка бакалавров и магистров имеет ряд положительных особенностей. Это возможность получения образования разного уровня, индивидуальный подход к оценке знаний каждого студента и др. С другой стороны, процесс реформирование российского образования в результате внедрения двухуровневой системы привел к возникновению очень многих проблем. Прежде всего это обусловлено необходимостью сохранения фундаментальности российского образования, его разумной консервативности, интеграции с наукой, наличием оригинальных научно-педагогических школ. В данной статье рассматриваются особенности подготовки бакалавров и магистров экономических специальностей; приводится ряд аргументов, подтверждающих необходимость самостоятельного обучения бакалавров по профильной направленности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», так как учебный план и требования стандартов бакалавриата «Экономика» не позволяют подготовить квалифицированных бухгалтеров и аудиторов. Выводы и предложения авторов обосновываются результатами дискуссий и анкетирования преподавателей экономического факультета и студентов бакалавриата «Экономика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аверина О.И., Горбунова Н.А., Меркулова И.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы подготовки бухгалтеров и аудиторов в условиях реформирования российского высшего образования»

ПРОБЛЕМЫ. МНЕНИЯ. РЕШЕНИЯ

УДК 37.014:378:657-051

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУХГАЛТЕРОВ И АУДИТОРОВ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

О. И. АВЕРИНА,

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита E-mail:oiaverina@mail. ru Н. А. ГОРБУНОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита E-mail: n_a_gorbunowa@mail. ru И. Ф. МЕРКУЛОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита E-mail: mer_if@mail. ru Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, г. Саранск

Переход на двухуровневую систему образования и присоединение к Болонскому процессу стали основой реформ в сфере российского высшего образования. С одной стороны, подготовка бакалавров и магистров имеет ряд положительных особенностей. Это возможность получения образования разного уровня, индивидуальный подход к оценке знаний каждого студента и др. С другой стороны, процесс реформирование российского образования в результате внедрения двухуровневой системы привел к возникновению очень многих проблем. Прежде всего это обусловлено необходи-

мостью сохранения фундаментальности российского образования, его разумной консервативности, интеграции с наукой, наличием оригинальных научно-педагогических школ.

В данной статье рассматриваются особенности подготовки бакалавров и магистров экономических специальностей; приводится ряд аргументов, подтверждающих необходимость самостоятельного обучения бакалавров по профильной направленности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», так как учебный план и требования стандартов бакалавриата «Экономика» не позволяют

подготовить квалифицированных бухгалтеров и аудиторов. Выводы и предложения авторов обосновываются результатами дискуссий и анкетирования преподавателей экономического факультета и студентов бакалавриата «Экономика».

Ключевые слова: двухуровневая система образования, высшая школа, образовательные стандарты, профессионализм бухгалтера и аудитора.

Характерной тенденцией реформирования российского высшего образования в настоящее время является реализация новых образовательных стандартов подготовки кадров высшей квалификации. Проводимые реформы оказали существенное влияние на изменение учебной, методической, научной и кадровой деятельности высших учебных заведений страны.

Рассмотрим те изменения, которые произошли в подготовке кадров по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» как одной из наиболее многочисленных среди других вузовских специальностей экономических факультетов высших учебных заведений.

Российская практика показывает, что бухгалтер и аудитор — одна из наиболее массовых профессий в нашей стране. Сегодня она занимает первое место не только в рейтингах наиболее популярных профессий, но и является достаточно распространенной среди прочих специальностей экономической направленности. Престиж этой профессии определяется не только конъюнктурными соображениями. Потребности современного российского общества в высококвалифицированных специалистах данного направления подготовки существенны. Кроме того, нельзя не подчеркнуть и общественную значимость данной профессии. От уровня квалификации и соблюдения высоких этических принципов бухгалтеров и аудиторов во многом зависит соблюдение экономических интересов хозяйствующих субъектов, органов государственной власти, акционеров, инвесторов и других участников рыночных отношений. Качественный учет и аудит - основы информационной и экономической безопасности страны.

Немаловажным является также тот факт, что бухгалтерская профессия имеет международное признание и международную координацию.

Известно, что еще в феврале 1999 г. 16-й сессией Межправительственной рабочей группы экспертов по международным стандартам учета и отчетности, проходившей в Женеве, были приняты рекомендации в отношении национальных требований к квалификации профессиональных бухгалтеров. Рекомендации включали типовую программу учебной подготовки профессиональных бухгалтеров. Было также решено, что рекомендации будут время от времени пересматриваться, с тем чтобы их содержание соответствовало современным требованиям.

По истечении 4 лет Советом по торговле и развитию Организации Объединенных Наций (ЮНКТАД) в октябре 2003 г. была принята новая, пересмотренная Типовая программа учебной подготовки бухгалтеров, в разработке которой принимали участие эксперты Ассоциации дипломированных присяжных бухгалтеров, Организации дипломированных главных бухгалтеров Канады, Европейской Комиссии, Института дипломированных бухгалтеров Шотландии, Польского совета по стандартам бухгалтерского учета, Международной федерации бухгалтеров и представителей научных кругов и международных бухгалтерских фирм, выступавших в своем личном качестве [6].

Цель подготовки этой подробной учебной программы заключалась в том, чтобы обратить внимание международного сообщества на дисциплины, которыми должен овладеть слушатель, для того чтобы стать профессиональным бухгалтером.

В России в условиях перехода на рыночную модель хозяйствования также был разработан государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», соответствующий международным образовательным учебным программам в данной области получения знаний и являющийся одним из приоритетных проектов развития образования в России. Подготовка данного образовательного стандарта стала лишь одним из направлений более широких усилий по установлению квалификационных критериев для профессиональных бухгалтеров, выполнение которых позволит им более эффективно и качественно обслуживать глобальную экономику.

К сожалению, сложившаяся тенденция упразднения специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и отсутствие специального направления бакалавриата в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом 3-го поколения (далее — ФГОС-3) не способствуют реализации поставленных ранее задач по подготовке квалифицированных специалистов в данной области (обращение в 2009 г. к Президенту Российской Федерации 247 видных ученых в области бухгалтерского учета, анализа и аудита с просьбой о выделении в составе бакалавриата и магистратуры специального направления «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» осталось без должного внимания) [2].

Учитывая сложившуюся в высшем образовании ситуацию по подготовке бухгалтеров и аудиторов, можно констатировать тот факт, что качественная их подготовка в рамках образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Экономика» (приказ Минобрнауки России от 21.12.2009 № 747) [5] практически невозможна и «перепроизводство» бухгалтеров (как это неоднократно подчеркивалось в средствах массовой информации) российскому обществу не грозит.

Сравнительный анализ учебных планов подготовки специалистов по специализации «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и бакалавров по направлению «Экономика» профильной направленности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» показал, что продолжительность обучения бакалавров по сравнению со специалистами сократилась на 20 % (на 1 календарный год). Объем академических часов по основной образовательной программе бакалавров сократился на 15 %. На первый взгляд, кажется, что не так уж много и теряет бакалавр, так как на 1-м, 2-м курсах специалисты изучали значительный объем гуманитарных (далеко не экономических) дисциплин и за счет них можно было бы сократить продолжительность обучения студентов. Однако при детальном рассмотрении учебных планов бакалавров оказывается, что сократился перечень дисциплин профессионального цикла, в том числе объем академических часов по ним — на треть. Напротив, объем дисциплин гуманитарного и математического циклов существенно вырос. Так,

студенты-специалисты должны были освоить математику в объеме 600 академических часов, а бакалавры должны изучать целый математический цикл с базовыми дисциплинами (математический анализ, линейная алгебра, теория вероятностей и математическая статистика, методы оптимальных решений) в объеме 720 академических часов, или 20 зачетных единиц, что на 20 % превышает ранее изучаемый специалистами объем данной дисциплины.

Продолжительность профессионального цикла составляет 130—140 зачетных единиц и превышает математический и гуманитарный циклы в 2,8 раза (по стандарту продолжительность математического цикла составляет 40—50 зачетных единиц, а гуманитарного — 38—48 зачетных единиц). Тем не менее, если сравнить содержание профессионального цикла, то обязательными дисциплинами данного блока являются «Макроэкономика», «Микроэкономика», «Статистика», «Эконометрика» и «Безопасность жизнедеятельности». Остальные восемь дисциплин базовой части профессионального цикла должны быть определены вузом самостоятельно в соответствии с перечнем, рекомендуемым ФГОС-3. Рассматривая данный перечень дисциплин, рекомендуемый ФГОС-3, можно увидеть, что такие базовые экономические курсы, как «Бухгалтерский учет» и «Экономический анализ», изучаются в рамках одной дисциплины, хотя имеют совершенно различные теоретические и методологические основы. Кроме того, такие дисциплины, как «Аудит», «Ревизия и контроль», вообще отсутствуют в данном перечне и могут изучаться бакалаврами только в соответствии с содержанием вариативной части учебного плана, который формируется вузом самостоятельно.

Поэтому приходится констатировать, что переход на систему балакавриата по профильной направленности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» приведет к тому, что по окончании обучения бакалавр будет считаться «недоученным специалистом» не только по причине сокращенных (по сути, механически урезанных) сроков получения образования, но и по причине исключения из учебного плана специальных профессионально направленных дисциплин.

В средствах массовой информации, в экономической литературе высказываются мнения, что обучение бакалавров в первую очередь направлено на то, чтобы поставлять на рынок труда грамотных сотрудников начального и среднего звена. Но таких специалистов готовят колледжи, причем за более короткие сроки обучения, со значительно меньшим объемом академических часов и, что немаловажно для абитуриентов, с меньшей стоимостью обучения.

В качестве еще одного плюса бакалавриата часто называют возможность раньше начать заниматься научной деятельностью. Однако занятие научной деятельностью для бакалавра также является проблематичным, так как после окончания вуза он не будет иметь права поступать в аспирантуру и защищать диссертацию на получение ученой степени кандидата экономических наук. К тому же к научной деятельности стремится малая часть студентов, а большинство хотят получить полноценное образование и реализовать себя в практической работе, имея возможности самореализации и профессионального роста.

Вышеизложенное создает сложности и для российских студентов, обучающихся по обмену в западных вузах. Поэтому мобильность студентов с дипломом бакалавра, на что в первую очередь и направлено введение в России западной системы образования, скорее миф, чем реальность.

Недостаточно продуманным является возможность обучения в магистратуре студентов, получивших непрофильное образование. Как одновременно обучать продвинутым курсам студентов, поступивших в магистратуру с разными базовыми знаниями? Как за 2 года можно углубленно изучить профессию, если магистрант не знает основ экономики и у него пока отсутствует мышление экономиста, а тем более бухгалтера? Будет ли он вообще иметь представление об основах финансового учета? Акцент на финансовом учете сделан нами потому, что в зарубежной практике (в частности в США) генеральный директор и финансовый директор публичной компании, подписав финансовую отчетность, содержащую недостоверную информацию, могут нести уголовную ответственность.

Неоднозначное отношение к будущей профессии прослеживается и в результатах анке-

тирования студентов-бакалавров направления подготовки «Экономика» экономического факультета Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева и Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Мордовский гуманитарный институт». Было опрошено 112 респондентов, которым были заданы следующие вопросы:

1. Как вы понимаете роль бакалавра в системе образования?

2. В каких областях профессиональной деятельности может работать бакалавр направления «Экономика»?

3. Хотели бы вы учиться в магистратуре?

4. Кто, по вашему мнению, должен проходить обучение в магистратуре?

5. Чем отличается бакалавр от специалиста?

6. Имеете ли вы представление о своей будущей профессии?

7. Должен ли руководитель организации владеть основами бухгалтерского учета, налогообложения, аудита и анализа?

При определении роли бакалавра в системе образования 45 % от общего числа опрошенных студентов ответили, что бакалавр — это специалист с незаконченным высшим образованием, 30 % назвали бакалавра специалистом с высшим образованием и 25 % — со специальным средним образованием. Это означает, что около 70 % студентов бакалавриата уже заранее считают, что уровень их образования для профессиональной практической деятельности будет недостаточно высоким.

Следует отметить, что 62,5 % студентов заявили, что хотели бы обучаться в магистратуре для углубления своих знаний. Интересно, что 25 % из числа опрошенных признали, что обучение в магистратуре интересно только тем студентам, которые хотели бы заниматься научной деятельностью, а 12,5 % считают, что поступить в магистратуру может только бакалавр, получивший диплом отличника. Желание получить образование в магистратуре, возможно, обусловлено стремлением бакалавров углубить свои профессиональные знания и быть конкурентоспособными специалистами на рынке труда. Данное предположение подтверждают ответы студентов на вопрос: «Чем отличается бакалавр от специалиста?».

В результате анкетирования были получены следующие ответы: 45 % студентов высказали мнение, что бакалавр отличается от специалиста уровнем профессиональной подготовки; 40 % -продолжительностью обучения в вузе; 37 % -наличием возможности обучаться в магистратуре и 33 % - отношением работодателей.

Что касается будущей профессии, которую получат бакалавры, обучающиеся по направлению подготовки «Экономика», то 70 % опрошенных студентов ответили, что имеют смутное представление о будущей профессии. При этом при выборе работы после окончания вуза 42 % будут ориентироваться на наличие возможности профессионального роста и реализации своего потенциала, 37 %—на уровень заработной платы, а 27 % считают, что работа прежде всего должна быть интересной.

Интересно, что на вопрос о проблемах трудоустройства 42 % высказали точку зрения, что по некоторым профессиональным вопросам им потребуется дополнительная подготовка, 37 % посчитали, что, возможно, им придется пройти дополнительное обучение по требованию работодателя, и 16 % придерживаются точки зрения, что бакалавры в отношении трудоустройства ничем не отличаются от специалистов.

Таким образом, можно сделать вывод, что переход на двухуровневую систему образования в целом может привести к снижению компетентности выпускников бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Экономика» по профильной направленности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», что не соответствует требованиям бухгалтерского учета на качественно новом витке его развития.

К сожалению, снижение уровня профессиональной подготовки бакалавров выражается и в довольно актуальной на сегодняшний день проблеме академической честности студентов. Студентами, допустившими академическую нечестность, считаются лица, которые:

- предоставляют работу других людей как собственную;

- используют или получают несанкционированную помощь в любой академической работе;

- предоставляют несанкционированную помощь другим студентам;

- используют в своих работах недостоверную информацию.

Поскольку личная добросовестность студентов, и особенно бухгалтеров и аудиторов, является основой собственного успеха и удовлетворенности в бизнесе и в жизни, академическую честность следует рассматривать как самый ценный актив будущего профессионала и за выявленные преподавателем случаи академической нечестности необходимо, на наш взгляд, ужесточать административное воздействие на студента.

К сожалению, в настоящее время у студентов явление академической нечестности получило достаточно широкое распространение. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного в 2011—2013 гг. среди студентов 3-х и 4-х курсов Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева (см. таблицу).

Результаты проведенного исследования показывают, что кардинальным образом надо менять менталитет наших студентов. Единственный показатель, который имеет тенденцию к снижению, — это «оплата другим лицам за выполнение курсовых работ, рефератов, дипломных работ, приобретение готовых работ», и он наталкивает на мысль, что осуществляется недостаточно качественная подготовка работ, поэтому студенты стали отказываться от подобной услуги, хотя не все.

Важнейшей проблемой, связанной с переходом на двухуровневую систему образования, является также изменение концепции традиционного образования и роли преподавателя высшей школы.

В настоящее время характерными особенностями развития российского высшего образования являются, с одной стороны, сохранение и преумножение накопленного опыта высшей школы, а с другой — стремление к образу педагога университета нового поколения, сочетающего в себе личностную готовность к педагогической деятельности и высокий профессионализм [3].

Личностная готовность предполагает широкую и профессиональную системную компетентность, стойкую убежденность человека, социально значимую направленность личности, а также наличие коммуникативной и дидактической потребности, потребности в общении и передаче опыта. Устойчивое побуждение к деятельности по

Результаты анкетирования студентов о наличии случаев академической нечестности, %

Показатель 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Использование опубликованных в печати ответов на экзаменационные вопросы, билетов, шпаргалок 28 54 75

Скачивание в Интернете рефератов, курсовых работ, эссе 60 72 83

Использование рефератов, эссе, домашних заданий, выполненных студентами, ранее обучавшимися в данном учебном заведении 35 41 50

Ксерокопирование лекций и конспектов других студентов 25 33 63

Использование на экзаменах шпаргалок других студентов 15 29 42

Использование на экзамене материалов по предмету, скачанных на мобильный телефон 28 31 35

Использование на экзамене специальной гарнитуры, наушников 18 22 25

Оплата другим лицам за выполнение курсовых работ, рефератов, дипломных работ, приобретение готовых работ 43 53 25

избранной профессии, стремление реализовать в ней себя, применить свои знания и способности отражают сформированность профессиональной направленности личности [4].

Возрастание роли профессионализма в современных условиях с особой остротой ставит проблему профессиональной компетентности преподавателя вуза. Специфика деятельности преподавателя высшей школы состоит в необходимости совмещения педагогической и научно-исследовательской работы, и только их сочетание определяет его эффективность как работника. Однако большинство преподавателей не согласны с существующей системой оценки деятельности профессорско-преподавательского состава, при которой лидирующее положение занимает научно-исследовательская деятельность и недооценивается учебная работа. Ведь именно педагогическая деятельность должна играть ведущую роль в работе преподавателя вуза. При этом все другие виды наполняют и косвенно проявляются в ней. Так, одновременно с процессом реализации функций педагогической деятельности решаются обучающие, воспитывающие, проектные, конс-труктивно-диагностиче ские, организаторские, социально-психологические задачи [3].

Отмечая ведущую роль педагогической деятельности, нельзя не признать, что научно-исследовательская работа развивает творческий потенциал и повышает научный уровень знаний преподавателя, усиливая его профессиональное педагогическое мастерство.

Среди требований, которым должен соответствовать современный преподаватель вуза, отметим следующие:

— быть профессионально компетентным, что подразумевает наличие высокой научной, практической и психолого-педагогической подготовки и стремление к самосовершенствованию;

— уметь гибко адаптироваться к изменениям содержания и условий профессиональной деятельности;

— иметь нестандартное (а лучше креативное), инновационное мышление, уметь коммерциализировать инновационные идеи;

— обладать коммуникативной компетентностью, выдвигающей на первый план почти профессиональное владение современными средствами связи и персональным компьютером, в частности умение создавать презентации, электронные учебно-методические комплексы и пособия, проводить администрирование web-сайта, работать со студентами дистанционно в системе онлайн, организовывать чат-форумы и виртуальные консультации и пр. [1].

Аналогичное стремление к совершенствованию процесса обучения прослеживается у студентов бакалавриата направления подготовки «Экономика» экономического факультета Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева и Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Мордовский гуманитарный институт. Им были заданы следующие вопросы:

1. Какие занятия вам нравится посещать и почему?

2. Какими профессиональными качествами должен обладать преподаватель вуза?

3. В какой форме вам больше нравится воспринимать лекционный материал?

4. В какой форме должны проходить практические занятия?

5. Хотели бы вы заниматься научной работой?

6. Как вы понимаете роль бакалавра в системе образования?

7. В каких областях профессиональной деятельности может работать бакалавр направления «Экономика»?

8. Хотели бы вы учиться в магистратуре?

9. Кто, по вашему мнению, должен проходить обучение в магистратуре?

10. Чем отличается бакалавр от специалиста?

11. Имеете ли вы представление о своей будущей профессии?

12. Должен ли руководитель организации владеть основами бухгалтерского учета, налогообложения, аудита и анализа?

Результаты анкетирования студентов показали, что более 50 % студентов нравится посещать как лекционные, так и практические занятия, так как это позволяет им получать профессиональные знания. На практических занятиях 37,5 % студентов хотели решать больше практических заданий, разбирать различные ситуации, 43 % высказали мнение, что неплохо было бы более активно общаться с преподавателем, участвуя в круглых столах, деловых играх и дискуссиях, и около 20 % хотели бы принимать участие в научной работе. Свою точку зрения высказали студенты в отношении профессиональных качеств, которыми должен обладать преподаватель высшего учебного заведения. В результате 75 % из числа участвующих в анкетировании студентов считают, что преподаватель должен ответственно относиться к работе, 80 % отмечают, что необходимым показателем профессиональной деятельности преподавателя является его доброжелательное отношение к студентам, а 83 % признаком профессионализма называли умение понятно и доступно изложить материал.

Учитывая высокие требования к педагогической деятельности, учебно-методическому обеспечению дисциплин, повышению публикационной активности, освоению современных информационных технологий, проработке и реализации инновационных идей, на научную деятельность остается не очень много времени.

Предполагается, что заниматься научной деятельностью преподаватель должен, заключая хозяйственные договоры с организациями и выигрывая гранты на научные исследования. Однако в социально-гуманитарной сфере гранты — дело ненадежное и эпизодическое, так как научные исследования ведутся, как правило, по узким темам, и именно такие исследования наиболее «грантособирающие». При этом, учитывая невысокие заработные платы в вузе, многие преподаватели стараются найти другие источники получения доходов. Таким образом, работники высшей школы превращаются в «многостаночников», а значит, волей-неволей экономят усилия на каком-нибудь направлении: или на поиске и выполнении грантов, или на педагогической деятельности. Скорее на втором, так как педагогическая деятельность почти совсем не учитывается в рейтинге преподавателя и критериях оценки вуза. В связи с такой загруженностью преподавателя студенты воспринимаются как безликая сплошная масса. Ни на какой контроль за знаниями студентов ни у кого нет ни времени, ни сил, а сейчас уже и желания. Поэтому при ожидаемых сокращениях увольняться будут в первую очередь преподаватели, добросовестно занимающиеся именно этой деятельностью, но при этом являющиеся «неэффективными» для вуза.

По каждому из обозначенных в данной статье проблем можно было бы провести широкие дискуссии. Однако, без всякого сомнения, модернизация системы высшего образования в России сопряжена с большими моральными и материальными издержками. Нововведения, нередко разумные по замыслу, на практике часто превращаются в свою противоположность, еще более запутывая и без того огромный клубок проблем и противоречий, и ведут к эмоциональному выгоранию преподавателей.

Список литературы

1. Аверина О. И., Горбунова Н. А. Меркулова И. Ф. Профессиональная компетенция преподавателя высшей школы в условиях модернизации российского образования // Экономика и управление: проблемы и решения. 2013. № 7 (19). С. 56—62.

2. Гетьман В. Г. Современные проблемы подготовки в вузах бухгалтеров и аудиторов // Все для бухгалтера. 2010. № 6.

3. Гурье Л. И. Моделирование системы педагогических компетенций научно-педагогических кадров высшей профессиональной школы /Л. И. Гурье. Казань: Школа, 2009.

4. Игнатьева Е. Концептуальные основы менеджмента знаний в высшей школе // Высшее образование в России. 2008. № 4. С. 131—138.

5. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) бакалавр): приказ Минобрнауки России от 21.12.2009 N° 747 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www. garant. ru/products/ipo/prime/doc/97653/.

6. Шеремет А. Д. Подготовка профессиональных бухгалтеров и аудиторов в соответствии с международными стандартами // Бухгалтерский учет. 2004. № 4. С. 3—8.

Вниманию руководителей, финансовых директоров, бухгалтеров, аудиторов, преподавателей, аспирантов и студентов вузов!

Журнал «Международный бухгалтерский учет»

ISSN 2073-5081

Выпускается с 1999 года. Включен в перечень ВАК.

Журнал реферируется ВИНИТИ РАН. Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формат A4, объем 60 - 68 с. Периодичность - 4раза в месяц.

ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»

34136 48997 83847

За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 989-96-10, E-mail:podpiska@fin-izdat.ru

Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей:

Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru

www.fln-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.