РАЗДЕЛ 1.
БУХГАЛТЕРСКИМ УЧЕТ: ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЯ
Лабынцев Н. Т.
ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ XXI ВЕКА, ОСНОВАННОЙ НА ЗНАНИИ (ПЕРЕХОД НА УРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ПОДГОТОВКИ БУХГАЛТЕРОВ, АУДИТОРОВ И АНАЛИТИКОВ)
Прошло пять долгих лет по разработке новых государственных образовательных стандартов 3-го поколения в области экономики. Не будем сегодня рассуждать о плюсах и минусах перехода подготовки экономических кадров по двухуровневой системе: бакалавр-магистр. Факт свершившийся. Кроме того, для бухгалтеров и аудиторов возможна и послевузовская подготовка с получением квалификационных аттестатов профессионального бухгалтера или аудитора с последующим ежегодным повышением ими квалификации.
В настоящее время подготовлены проекты стандартов подготовки бакалавров и магистров по направлению «Экономика». По прогнозам Министерства образования и науки Российской Федерации федеральные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) будут подписаны до конца текущего года.
Бухгалтерскому сообществу совместно с учебно-методическим объединением (УМО) при Финансовой академии при Правительстве РФ в трудных условиях среди восьми утвержденных профилей подготовки бакалавров по экономике удалось сохранить и профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», а при подготовке магистров по экономике — профиль «Учет, анализ и аудит».
Федеральный государственный образовательный стандарт по бакалавриату разработан в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с участием Государственного университета — Высшая школа экономики при Правительстве Российской Федерации, Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, Государственного университета управления, Министерства экономического развития Российской Федерации, Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России, Московско-
го государственного университета им. М.В.Ломоносова, Московского государственного университета экономики статистики и информатики (МЭСИ), Новосибирского государственного университета, Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Российского союза промышленников и предпринимателей, Российской экономической академии им. Г.В.Плеханова, Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, Сибирского федерального университета, Уральского государственного университета, Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации.
Приведенный консорциум вузов и организаций страны с января 2005 г. представил 10 вариантов утвержденного стандарта подготовки бакалавров в области экономики. Столько же вариантов своих замечаний и пожеланий представлял и учебно-методический Совет УМО по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», членом которого является и Ростовский государственный экономический университет (РИНХ).
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 080100 «Экономика» всеми образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию или претендующими на ее получение.
В Российской Федерации, в данном направлении подготовки реализуются основные образовательные программы (ООП) высшего профессионального образования, освоение
которых позволяет лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, получить квалификацию (степень) «бакалавр». Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) для очной формы обучения и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
Рассмотрим характеристику профессиональной деятельности бакалавров. Она включает в себя следующие аспекты:
1. Область профессиональной деятельности, которая включает:
- экономические, финансовые, маркетинговые, производственно-экономические и аналитические службы организаций различных отраслей, сфер и форм собственности,
- финансовые, кредитные и страховые учреждения,
- органы государственной и муниципальной власти,
- академические и ведомственные научно-исследовательские организации,
- учреждения системы высшего и среднего профессионального образования, среднего общего образования, системы дополнительного образования.
2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются поведение хозяйствующих агентов, их затраты и результаты, функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные процессы.
3. Виды профессиональной деятельности бакалавров:
- расчетно-экономическая
- аналитическая, научно-исследовательская
- организационно-управленческая
- педагогическая
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным
заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.
4. Задачи профессиональной деятельности бакалавров, состоящие из:
а) расчетно-экономической деятельности
- подготовка исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
- проведение расчетов экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик с учетом действующей нормативно-правовой базы;
- разработка экономических разделов планов предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т. д.;
б) аналитической, научно-исследовательской деятельности
- поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов;
- обработка массивов экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов;
- построение стандартных теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов;
- анализ и интерпретация показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на микро- и макроуровне как в России, так и за рубежом;
- подготовка информационных обзоров, аналитических отчетов;
- проведение статистических обследований, опросов, анкетирования и первичная обработка их результатов;
Таблица 1. Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация выпускников
Наименование ООП Квалификация (степень) Нормативный срок освоения ООП, включая последипломный отпуск Трудоемкость (в зачетных единицах)
Код в соответствии с принятой классификацией ООП Наименование
ООП бакалавриата 62 бакалавр 4 года *) 240 **)
*) иные нормативные сроки освоения бакалаврских программ устанавливаются Правительством Российской Федерации.
**) трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.
- участие в разработке проектных решений в области профессиональной деятельности, подготовке предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ;
в) организационно-управленческой деятельности
- участие в разработке вариантов управленческих решений, обосновании их выбора на основе критериев социально-экономической эффективности с учетом рисков и возможных социально-экономических последствий принимаемых решений;
- организация выполнения порученного этапа работы;
- оперативное управление малыми коллективами и группами, сформированными для реализации конкретного экономического проекта;
- участие в подготовке и принятии решений по вопросам организации управления и совершенствования деятельности экономических служб и подразделений предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. с учетом правовых, административных и других ограничений;
г) педагогической деятельности
- преподавание экономических дисциплин в образовательных учреждениях различного уровня.
ГОС ВПО определяет требования к результатам освоения, структуре и условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата. Например, требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата состоят в том, что выпускник по направлению подготовки 080100 «Экономика» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями:
а) общекультурными (ОК)
- владеет культурой мышления, способен к обобщению. анализу. восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее' достижения (ОК-1);
- способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
- способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК- 3);
- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходя-
щие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
- способен использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
- способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);
- способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-
9);
- способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 11);
- осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-12);
- имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);
- владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);
- владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК- 15);
б) профессиональными компетенциями (ПК):
• расчетно-экономическая деятельность
- способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для рас-чега экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
- способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);
- способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять ре-
зультаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);
• аналитическая, научно-исследовательская деятельность
- способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения по ставленных экономических задач (ПК-4);
- способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);
- способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);
- способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);
- способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);
- способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);
- способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);
• организационно-управленческая деятельность
- способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта
(ПК-11);
- способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);
- способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13);
• педагогическая деятельность
— способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-15);
— способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-16).
Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата по направлению 080100 «Экономика» предусматривают изучение следующих учебных циклов:
— гуманитарный, социальный и экономический цикл;
— математический цикл;
— профессиональный цикл; и разделов:
— физическая культура;
— учебная и производственная практики;
— итоговая государственная аттестация.
Каждый учебный цикл имеет базовую
(обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) продолжения профессионального образования в магистратуре.
Структура ООП бакалавриата включает учебные циклы, разделы и проектруемые результаты их освоения. Например, в результате изучения базовой части первого гуманитарного, социального и экономического цикла обучающийся должен:
знать:
—закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной экономической истории;
— основные философские понятия и категории. закономерности развития природы, общества и мышления;
— основные нормативные правовые документы;
уметь:
— применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;
—ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;
—применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;
- использовать иностранный язык в межличностном общении и профессиональной деятельности;
- ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности;
- использовать правовые нормы в профессиональной и общественной деятельности;
владеть:
—навыками философскою мышления для выработки системною, целостного взгляда на проблемы общества;
—навыками выражения своих мыслей и мнения в межличностном и деловом общении на иностранном языке;
- навыками извлечения необходимой информации из оригинального текста на иностранном языке по проблемам экономики и бизнеса;
—навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии;
- навыками литературной и дедовой письменной и устной речи на русском языке, навыками публичной и научной речи.
Знания, умения, навыки по вариативной части данного цикла определяются ООП вуза.
Второй, математический цикл. В результате изучения его базовой части обучающийся должен:
знать:
- основы математического анализа, линейной алгебры, теории вероятностей и математической статистики, необходимые для решения экономических задач;
уметь:
- применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования для решения экономических задач;
владеть:
- навыками применения современного математического инструментария для решения экономических задач;
- методикой построения, анализа и применения математических моделей для оценки состояния и прогноза развития экономических явлений и процессов.
Вариантная часть, т.е. знания, умения, навыки также определяются ООП вуза.
Третий, профессиональный цикл. Обучающийся в результате изучения базовой (общепрофесиональной) части цикла должен:
знать:
- закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне;
- основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин;
- основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки;
- методы построения эконометриче-ских моделей объектов, явлений и процессов;
- основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне
- основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства;
уметь:
- анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне;
- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;
- рассчитывать па основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели;
- использовать источники экономической, социальной, управленческой информации:
- анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений;
- анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;
- осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных,
необходимых для решения поставленных экономических задач;
— осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы:
— строить на основе описания ситуаций стандартные теоретические и эконометриче-ские модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты;
— прогнозировать на основе стандартных теоретических и эконометрических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлении, на микро- и макроуровне;
— представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи;
— организовать выполнение конкретного порученного этапа работы;
— организовать работу малого коллектива, рабочей группы;
— разрабатывать проекты в сфере экономики и бизнеса с учетом нормативно-правовых, ресурсных, административных и иных ограничений
владеть:
— методологией экономического исследования;
— современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;
— современной методикой построения эконометрических моделей;
— методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометриче-ских моделей;
— современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро- и макроуровне;
— навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений;
— основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.
Вариативная часть этого цикла (знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки).
В приложение № 1 к данной статье приведена примерная Структура основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «Экономика» (профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»), разработанная рабочей группой ученых вузов — членов УМО. Она может служить исходной базой для разработки учебных планов конкретных высших учебных заведений.
Что касается требований к условиям реализации основных образовательных программ, то они состоят из кадрового, учебно-методического и информационного, финансового, материально-технического обеспечения учебного процесса, организации учебной и производственной практик. Рассмотрим более подробно эти требования.
1. Общие требования к условиям реализации основных образовательных программ. Перед началом разработки ООП вуз должен определить главную цель (миссию) программы, цели основной образовательной программы, как в области воспитания, так и в области обучения, учитывающую ее специфику, направление и профиль подготовки, особенности научной школы, потребности рынка труда.
ООП подготовки бакалавра включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
При разработке бакалаврских программ должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду вуза, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности, способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и
творческих клубов, научных студенческих обществ.
Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, го -сударственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30% аудиторных занятий. Занятия лекционного тина для соответствующих групп студентов не могут составлять более 50 % аудиторных занятий.
В учебной программе каждой дисциплины (модуля, курса) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по первым трем циклам. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает Ученый совет вуза.
Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и. являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет не более 27 ака-
демических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-12 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
Раздел «Физическая культура» трудоемкостью 2 зачетные единицы реализуется при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов подготовки, должен составлять не менее 360 часов.
Наряду с установленными законодательными и другими нормативными актами правами и обязанностями обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
• обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей, курсов) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули, курсы);
• при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей, курсов) и их влиянию на будущий профиль подготовки (специализацию);
• обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей, курсов) на основании аттестации;
• обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки нее задания, предусмотренные ООП вуза.
2. Кадровое обеспечение учебного процесса. Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должно быть не менее 60 %, ученую степень доктора наук (в том числе степень PhD, прошедшую установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и/или ученое звание профессора должны иметь не менее 8 % преподавателей.
Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 50 % преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени. Важно отметить, что к образовательному процессу должно быть привлечено не менее 10 % преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.
Важно отметить, что до 10 % от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.
3. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса.
Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (курсов, модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация основных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающие -ся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся по основной образовательной программе должен быть обеспечен не менее чем одним учебным и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла, входящей в образовательную программу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы но дисциплинам базовой части всех
циклов, изданными за последние К) лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла — за последние 5 лег).
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 10 наименований отечественных и не менее 3 наименований зарубежных журналов.
Кроме того, каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к журналам, издаваемым вузом по направлению подготовки.
Для обучающихся должна быть обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями, обеспечен доступ к современным информационным системам
- Росстата — www.gks.ru
- Банка России — www.cbr.ru
- Всемирной торговой организации — www.wto.org
- Международного валютного фонда — www.imf.org
- Всемирного банка—www.worldbank.oig
- Росбизнесконсалтинга—www.rbc.ru
- Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) — www.unctad.org
- Организация экономического сотрудничества и развития — www.oecd.org
- Международная организации труда — www.ilo.org
информационным справочным и поисковым системам КонсультантПлюс, Гарант, а также к одной, как минимум, профессиональной поисковой системе из следующего перечня:
- Science Direct
- JSTOR
- ProQuest -EBSCO -НЭБ
- EconLit
4. Требования к организации учебной и производственной практик. Раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики могут проводиться в сторонних организациях (предприятиях, НИИ, фирмах) или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Аттестация по итогам практики осуществляется на основе оценки решения обучающимся задач практики, отзыва руководителей практики об уровне его знаний и квалификации.
Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
- изучать специальную литературу и другую научную информацию, достижения отечественной и зарубежной науки в области экономики;
- участвовать в проведении научных исследований;
- осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме (заданию);
- составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
- выступить с докладом на конференциях различного уровня.
5. Финансовое обеспечение учебного процесса. Ученый совет высшего учебного заведения при введении основных образовательных программ по направлению подготовки утверждает бюджет реализации соответствующих основных образовательных программ.
Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов подушевого финансирования. Фонд стимулирующих надбавок в рамках общего фонда заработной платы работников вуза не должен быть меньше 30%.
6. Материально-техническое обеспечение учебного процесса. Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы подготовки бакалавров, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской
работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации бакалаврской программы перечень материально-технического обеспечения включает в себя специально оборудованные кабинеты и аудитории: компьютерные классы, лингафонные кабинеты, аудитории, оборудованные мультимедийными средствами обучения.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Вуз обязан обеспечить доступность студентам к сетям типа Интернет из расчета не менее 1 входа на 50 пользователей, при этом вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
Завершающим разделом ГОС ВПО по подготовке бакалавров является оценка качества освоения основных образовательных программ. При этом высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
- разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
- мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
- разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
- обеспечении компетентности преподавательского состава;
- регулярном проведении самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
- информировании общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой
дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельно -сти — для чего кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины и т. п.
Обучающимся, должна быть предо ставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
Итоговая государственная аттестация включает защиту бакалаврской выпускной квалификационной работы. Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы) определяются высшим учебным заведением на основании действующего Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также данного ФГОС ВГЮ в части требований к результатам освоения основной образовательной программы бакалавриата.
Планировалось, что уже летняя вступительная комиссия 2010г будетпроходить по новым стандартам и профилям направлении «Экономикиа»
1. Мировая экономика
2. Экономическое планирование и прогнозирование
3. Экономика труда
4. Финансы и кредит
5. Бухгалтерский учет, анализ и аудит
6. Коммерция
7. Экономика предприятий и организаций
Однако, Министерство науки образования РФ в октябре 2009 года планирует введение уровневой системы подготовки кадров с высшем профессиональным образованием с 2011 года
Таким образом, всем выпускающим кафедрам по профилю «Учет, анализ и аудит» предстоит большая работа с разработкой учебного плана, насыщением его соответствующими дисциплинами, разработкой для них УМК, необходимых учебников и учебно-методических пособий.
Что касается магистров по профилю «Учет, анализ и аудит», то для выпускников бакалавриата набора 2011 г. это перспектива будущего. Но тем не менее уже в настоящее время вузы осуществляют подготовку и выпуск магистрантов по направлению «Экономика». Не рассматривая в данной статье государственный образовательный стандарт по подготовке магистров (в отличие от стандарта по подготовке бакалавров), ограничимся лишь примерным учебным планом подготовки магистров по направлению «Экономика», профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», котрый приведен в приложении № 2.
Большая работа экономическим вузам предстоит по подготовке профессиональных бухгалтеров и аудиторов. Речь идет о послевузовском дополнительном образовании. В настоящее время эту работу в основном проводят УМЦ по подготовке и переподготовке профессиональных бухгалтеров и аудиторов по линии ИПБиА России.
Однако всё больше и больше в практике послевузовского дополнительного образования используются требования международных образовательных стандартов подготовки профессиональных бухгалтеров. Кстати, в приведенном примерном учебном плане по подготовке магистров отмечены дисциплины, рекомендованные Комитетом по образованию Международной федерации бухгалтеров (ШЛС) в качестве обязательных, да и рассматриваемый учебный план по подготовке бакалавров максимально приближен к требованиям образовательных стандартов, рекомендованных Международной федерацией бухгалтеров (ШЛС).
Следует отметить, что ещё на шестнадцатой сессии Межправительственной рабочей группы экспертов по международным
стандартам учета и отчетности (МСУО), проходившей в Женеве в феврале 1999 года, были приняты рекомендации в отношении национальных требований к квалификации профессиональных бухгалтеров. Рекомендации включали типовую программу учебной подготовки профессиональных бухгалтеров. На шестнадцатой сессии МСУО было также решено, что рекомендации будут время от времени пересматриваться, когда Группа сочтет это необходимым, с тем чтобы они отвечали современным требованиям.
Предложения о пересмотре типовой программы учебной подготовки были представлены девятнадцатой сессии МСУО. Типовая учебная программа была пересмотрена с учетом откликов, полученных в ходе девятнадцатой сессии, и дополнительных замечаний, полученных после сессии, а также в ходе двух рабочих .совещаний, проведенных в Женеве в апреле и июне 2003 года. Двадцатая сессия МСОУ обсудила предлагаемые изменения и утвердила новую международную типовую программу учебной подготовки бухгалтеров.
Кроме того, крах ряда крупных корпо -раций на протяжении последних лет и разразившийся экономический кризис продемонстрировали необходимость укрепления бухгалтерских кадров, включая подготовку профессиональных бухгалтеров.
Цель подготовки этой подробной учебной программы заключается в том, чтобы обратить внимание международного сообщества на те дисциплины, которыми должен овладеть слушатель, для того чтобы стать профессиональным бухгалтером. Подготовка этой подробной учебной программы явилась лишь одним из направлений более широких усилий по установлению квалификационных критериев для профессиональных бухгалтеров, выполнение которых позволит им более эффективно и качественно обслуживать глобальную экономику XXI века. Эта система состоит из следующих компонентов
• общих знаний и навыков;
• профессионального (технического) образования;
• квалификационных экзаменов;
• практического опыта;
• непрерывного профессионального образования;
• программы сертификации.
В целях международной унификации требований к профессиональной квалификации для международного сообщества были
подготовлены соответствующие критерии. Такая унификация позволит восполнить пробелы в национальных системах подготовки кадров, снизить расходы на взаимное признание и расширить международную торговлю
Этот выбор предопределило, и то, что по просьбе развивающихся стран, подготовлены четкие рекомендации по учебной программе, для чего легче использовать выбранный подход, чем систему, основанную на критериях компетентности. Следует упомянуть, что подробная учебная программа была подготовлена по итогам анализа семи национальных учебных программ. Таким образом, в ее основу легли существующие международные ' руководящие принципы и учебные программы отдельных профессиональных организаций, которые хорошо известны высоким качеством их работы.
Международные образовательные стандарты вступили в действие в течение 2005-2007 гг. и в их состав входят такие разделы как:
- профессиональная программа;
- профессиональные навыки;
- профессиональные ценности, этика и отношения;
- профессиональные способности и компентентности;
- профессиональное развитие.
Что касается учебной программы, то следует иметь в виду четыре оговорки, кото -рые рекомендует ЮНКТАД ООН.
Во-первых, типовая учебная программа предназначена для формального обучения профессиональных бухгалтеров на самом высоком уровне в любой стране мира, а не только в развивающихся странах. Вместе с тем многие учебные заведения/учреждения профессиональной подготовки не могут или не готовы принять/использовать ее. Поэтому, прежде чем приступать к осуществлению типовой учебной программы, необходимо обеспечить соблюдение определенных предварительных условий.
Во-вторых, подробная учебная программа касается технической стороны учебной подготовки профессиональных бухгалтеров. Ее необходимо отличать от общих знаний и навыков, которые также необходимы для работы в условиях взаимозависимой экономики. Для того чтобы стать профессиональным бухгалтером, недостаточно лишь теоретических знаний. Бухгалтеры должны уметь применять теоретические знания на практике, в реальной жизни, получая, анали-
зируя, толкуя, обобщая, оценивая и представляя информацию. Многие считают, что эти навыки лучше всего приобретаются на этапе общего образования до начала профессиональной подготовки. Следует признать также, что общие знания и навыки часто приобретаются и в рамках программы теоретического обучения, и в процессе накопления практического опыта. Поэтому эксперты сочли, что в учебную программу должны быть включены три дисциплины, помогающие приобретению общих знаний или основных навыков: информационная технология, этика и навыки общения.
В-третьих, существует целый ряд подходов к обучению международному бухгалтерскому делу. Один из подходов предписывает те знания, которые требуются для приобретения необходимых профессиональному бухгалтеру навыков. Лучше всего описать этот процесс как процесс накопления знании, и другом подходе основным компонентом является компетенция, под которой понимается способность выполнять функции, присущие той или иной профессии, в соответствии с существующими профессиональными требованиями. Этот подход описывает, в каких основных областях профессиональный бухгалтер должен обладать необходимой компетенцией. Такая компетенция рассматривается в качестве «отдачи», для получения которой необходимо конкретное образование.
В-четвертых, следует, наконец, упомянуть, что приведенная ниже подробная учебная программа является лишь исходной базой для страны, желающей привести свою систему образования в соответствие с международными требованиями. Каждая страна должна на основе такой программы подготовить свои соответствующие учебные программы, определить продолжительность каждого курса и адаптировать их содержание к национальным потребностям.
Международная типовая программа учебной подготовки бухгалтеров имеет следующую структуру:
1. Организации и хозяйственная деятельность
1.1.Курс экономики
1.2.Курс количественных методов и статистики для хозяйственной деятельности
1.3.Курс общей стратегии предприятия и основных принципов его организации и деятельности
1.4.Курс управленческих функций и методов и управления операциями
1.5.Курс маркетинга
1.6.Курс международной коммерческой деятельности
2. Информационная технология
2.1 Курс информационной технологии
(ИТ)
3. Основы бухгалтерского учета, аудиторской деятельности, налогообложения и знания, связанные с бухгалтерским учетом
3.1 Курс основ бухгалтерского учета
3.2 Курс финансового учета
3.3 Курс углубленного изучения финансового учета
3.4 Курс управленческого учета: основные концепции
3.5. Курс налогообложения
3.6 Курс бухгалтерских информационных систем (БИС)
3.7 Курс делового и коммерческого
права
3.8 Курс основ ревизии и аудиторской деятельности
3.9 Курс финансирования хозяйственной деятельности и финансового управления
3.10 Сводный обобщающий курс
4. Факультативные курсы углубленного изучения бухгалтерского учета, финансов и связанных с ними знаний
4.1 Курс углубленного изучения финансовой отчетности и бухгалтерского учета в отдельных отраслях
4.2 Курс углубленного изучения управленческого учета
4.3 Курс углубленного изучения налогообложения
4.4 Курс углубленного изучения делового права
4.5 Курс углубленного изучения аудиторской деятельности
4.6 Курс углубленного изучения финансирования хозяйственной деятельности и финансового управления
4.7 Курс практической стажировки бухгалтеров
Как видно из приведенного перечня курсов Международная типовая Программа учебной подготовки бухгалтеров отличается большей компактностью и отсутствием излишних дисциплин.
Автором, ранее в статье «Проблема подготовки специалистов в области бухгалтерского учета и аудита в соответствии с требованиями Международных образовательных стандартов» (ж. «Фундаментальные исследо-
вания»№6, 2007г.), подробно рассмотрены цели и задачи всех курсов каждого модуля международной программы учебной подготовки бухгалтеров.
Россия интегрировалась в международное экономическое пространство. И при переходе на многоуровневую систему подготовки бухгалтеров и аудиторов очень важно использовать на практике весь позитивный международный опыт
Библиографический список
1. Гетьман В.Г. Проблемы реформирования вузовской подготовки бухгалтеров и аудиторов // Всё для бухгалтера. — 2009. — №6(234). — С. 2-18.
2. Гетьман В.Г. Переход вузов России на многоуровневую систему подготовки бухгалтеров и аудиторов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2009. — №1(217). — С. 35-37.
3. Лабынцев Н.Т. Проблемы подготовки специалистов в области бухгалтерского учета и аудита в соответствии с требованиями международных образовательных стандартов // Фундаментальные исследования. -
2007. — №6. — С. 25-29.
4. Лабынцев Н.Т. Бухгалтер в экономике XXI века основанной на знании // Бухгалтерский учет и статистка. - 2008. — №11. — С. 15-20.
5. Международная типовая программа учебной подготовки бухгалтеров. — Женева, комиссия по торговле и развитию (ЮНКТАД) ООН, октябрь 2003. — С. 1-87.
6. Проект ФГОС ВПО по направлению 080100 «Экономика» (квалификация «Бакалавр»). — М., Минобрнауки РФ, 2009.
4.8 Примерные учебные планы по подготовке бакалавров и магистров, разработанные рабочей группой УМО. — М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, декабрь
2008.
Структура основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «Экономика»
(профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»)
Примерное распределение по семестрам
т п\п Наименование дисциплины (в том числе практик) Зачетные единицы Часы 1-ый семестр Э-ый семестр 3-ый семестр 4-ыи семестр 5-ый семестр 6-ый семестр 7-ыйсеместр 8-ыйсеместр Форма промежуточной аттестации
Трудоемкость по Трудоемкость Ксяичество недель
9Ж 20 ш 2t) 20 20 20 20! 2"0
1 I 3 4 I S 7 8 9 ш 11 12 13
Б-1 Гуманитарный, социальный
й экономический цикл Базовая часть Обязательные дисциплины 38. ,24 20 1368 $64 720
Б. 1.1. Философия 3 108 3 ::Э'взамен
Б. 1.2. Иностранный Зййк 10 360 °83 ' В 2,5 Экзамен
Б.1.3. История/Экономическая история 4 144 4 Экзамен
Б.1.4. Право 3 108 3 Экзамен
Обязательные дисциплины
но выбору ВУЗа (выбор двух дисциплин из предложенных
1яти1 4 144
Б.1.5. ЭйаномиЯе екая сощюлогш | 72 1 Зачет
Б.1.6. Психология 1 72 2 •Зачет
Б.1.7 Логика I Зачет
Б.1.8 Дещшая: этика I Зачет
Б.1.9 Культура речи и деловое общение 2 Зачет
1 ш 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
в Вариативная часть 14 504
в.1.: Вариативная часть вуза 8 288
в.1.: и Этика и психология профессиональной деятельности 2 72 ш. Зачет
В. 1.1.2. Правовое регулирование хозяйственной деятельности 3 108 3 Экзамен
В. 1.1.3, Иностранный язык ■(профес-с юна it.ii-.iii! 3 108 3 Экзамен
В.1.2. Дисциплины по выбору студента б 216 б
В.1.2.1. Политология 1 72 Зачет
В. 1.2.2. Культурология 2 72 .Зачет
В. 1,2.3. Культура речи и Деловое общение I 108 Зачет
В. 1.2 4. Логика 3 108 Зачет
В. 1.2.5. История и теория мировой культуры 1 72 '1а чет
В. 1.2.6. История развития бухгалтерского учета, :шп пна и аудита 3 10:8 ■Зачет
Цикл Б-2: Б. 2.1 Математический Базовая частРо Обязательные дисциплины 40 24 ш 1440 864 720;
Б. 2.1.1. Линейная алгебра 6 216 6 Экзамен
ЕЕ Теория вероятностей и математическая статистика б 216 3 I 1 Экзамен
Б:2.2. Обязательные длен нпшчы по. выбору вуза (выбор одной из двух) 4 144 4
Г>. 2.2.1. \кч оды ыи.1>; решений 4 144 Экзамен
В-2 Вариативная часть 16 576
112. Вариативная часть вуза 10 360
ШО 1. Бухгалтерские информационные системы 4 144 4 Экзамен
112.1 2. Информационные технологии 3 108 I Экзамен
1 ш 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
в.2.: I Компьютерные технолоши в анализе и аудите 3 108: 3 Зачет
В.2:2. Лиспе.имны ш выбору студента 6 216 2 2 2
Ш& 1, Поиск и обработка экономической информации средствами Интернета и офисных прилиг-Жений 3 108 Зачет
112.2 2. Пакеты прикладных программ дяя экономистов 1 72 Зачет
В.2.23 К'.чиро. п, и зашита информации в компвйзтериЗированных с . 1С с мах '1 72 Зачет
112.2 4. Информационные системы в Государственном управлении 2 72 Зачет
В-2:.2.5. Информационные .еисте;\1Ц в управлении фирмой I 72 Зачет
В.2:.2.6. Экономическая информатика 3 108 Зачет
Цикл Б-3 Профессиональный Базовая (общепрофессио- 140 5040
нальная) часть Обязательные общепрофес- 2196
Б.3.1. сиональные дисциплины 11 1044
Б.З.] Микроэкономика 1 .288 4 4 •)к",амсн
Б.3.1:25 \1.:К|М 'КОГГ'.'МИКЯ I 4 4 Эшйамец
Б, 3.1.3, Эконометрика 6 216: 3 Д Экзамен:
Б.3.1 Статистика I шк 6 Экзамен
Б.3.1.5. Безопасность жизнедеятельности 1 36 1 Зачет
Б. 3.2. Обязательные ¡дисциплины но выбору вуза (выбор восьми нз, 1 ркнид! |<11 и) ЭЙ 1152
1 ш 3 4 5 6 1 8 9 10 11 12 13
Б.3.2.1. Финансы (Финансовые рынки и финансовые институты) 4 144 4 Экзамен
1.1.3.2.2. Бухгалтерский уяет:,и анализ 4 144 2 ;2 Экзамен
Б.3.2.2.1 Основы бухгалтерского учета 2 72 1 Экзамен
Б. 3.2.2.2 Основы экономического анализа | 72 §, Экзамен
Б.3.2.3. Дош.ги крсцгг панки 4 144 | -.2 ^Цзамен;
1.;.3.2.4. Мене.ькмет 4 144 4 Эвй&мен:
Б. 3.2.5. Маркетинг 4 144 4 Зачет
Б. 3.2.6. Мировая- экономик» иМЗО 4 144 4 Экзамен
Б. 3.2.7. Корпоративные финансы 4 144 2 а Экзамен
Б. 3:2.8. Иштуцио'нальная экономика 4 144 4 Зачет
Б.3.2.9. История экономисеских учений 4 144 4 Зачет
Б. 3.2.10. Теория отраслевые рынков 4 144 Й X Зачет
Б.3.2.11. Экономика труда 4 144 4 Экзамен
Б.3.2.12. Экономика общенного сектора 4 144 4 Экзамен
Б.3.2.13. Макроэкономическое: планирование и прогнозирован® 4 144 4 Экзамен
В-3 Вариативная часть 79 2844
в.з.: Дисциплины профиля 48 1728
в.з.: 1. Сума, перс ним финансовые учйт: 14 504 8 6 Экзамен
В.З.1.2. Бухгалтерский управленческий' учет 1 ш 5 Экзамен
113.1 3. Бухгалтерская финансовая отчетность 2 72 2 Экзамен
в.з.: 1. Комплексный анализ хозяйственной деятельности 7 252: 3 4 Экзамен
В.З.1.5. Аудит 1 .288 4 4 Экзамен
В. 3.1.?: Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету 4 144 4 Экзамен
в.з,: 1. Международные стандарты финансовой отчётности 5 180- ,5 Экзамен
В.3.1 V Бухгалтерское дело 3 108 3 Экзамен
1 2 3 4 5 6: 7 8 9 .10 11 12 13
В.3.2. Вариативная часть вуза 31 1116
15.3.2.1. Обязательные дисциплины 7 252
по выбору вуза, связанные с
профилем
113.2.1 Налйговыйучет г отчей-от. 4 144 4 Экзамен
15.3.2.1.2. Учет на предприятиях малого бизнеса 3 108 3 ©рамен
В.3.2.2. Дисциплины по выбору сту- 24 864 3 2 5 14
дента
В.3.2.2.1. Налоги и налогообложение. 3 108 3 Зачет
15.3.2.2.: Страхование 3 108 3 Экзамен
1 3.2.2.3. Внутрифирменные стандарты аудита 3 108 3 Зачет
В.3.2.2:4. Бухгалтерский учет и анализ,: в условиях банкротства организации 4 144 4 Экзамен
В. 3:2.2.б. Управление персоналом; .2 72 I Зачет
В 3.2.2:6. Финансовый ашлиЗ ' 3 108: 3: Зачет
В.3.2.2.7. Основы научных исследование :2 72 'I Зачет:
Б,3.2.2.8. Производственная практика 12 432 Зачет
ЖЗ-.ШФ. Учетно-аналишческие дисциплины специализации 10 360 Экзамен
ил:.:, "о. Кентролиш 3 108 4 Занет
В, 3:2.2.11. Бухгалтерская мысль, и баЛан-соведение I 108 4 Зачет
В.3.2.2.12. Инвестиционный анализ "1 72 3 Зачет
В.3.2.2.13. Таможенное дело 3 108 3 Зачет
15.3.2.:.: 4. Ревизия и контроль 3 108 4
Б-4 Физическая культура а 400 0,5 0,5 0,5: 0,5 Зачет
Б-5 Учебная и производственная практика 8 8
115.] Учебная практика ■2 Зачет
Б. 1.2. Производственная практика 6 Зачет
Б-6 Итоговая: Государственная :аТь те стация 12 ш
1 1 3 4 5 1 7 8 9 м 11 12 13
Б. 6.1. Подготовка и защита выпускной квалификационной работы 12
Все® 240 30; 30 30 ЗЙ 30 30 щ щ
Примечания: При рассмотрении данного проекта учебного плана ио подготовке бакалавров надо иметь следующее:
1. Одна зачетная единица равняется 36 академическим.чаеам; одна учебная неделя равняется 1,5 зачетным единицам или 54. академическим часам.
2. В вариативной части следует строго соблюдать зачетные единицы и часы.
Примерный учебный план подготовки магистров по направлению «Экономика» по профилю «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
№ п/п Наименование дисцигшин (в том числе практик) Зачетные единицы Часы Пример!ное распределение по семестрам
Трудоейкость {¡Ц О! Х..С Трудоемкость :1 семестр Е семестр Ж семестр 1¥ семестр Форма промежуточной аттестации
Количество недель
2Р 20 2р 2&
1 2 3 4 5 6 7 8 9
М.1 Общенаучный цикл ш Ш
Вариативная часть 7 252- 7 - - -
М.1.1 Современные проблемы глобализации экономики1' 4 144 4 - - - экзамен
М.1.2 Бизнес-среда11 3 108 3 - - экзамен
Дисциплины по выбору студента 3 108
М.1.3 Иностранный язык (продвинутый уровень): 3 108 3 экзамен
М.1.4 Социология и: психология:поведения персонала организа- ш 1.08 3: экзамен
М.1.5 ции?: 3 1.08 3. зачет
М.1.6 Логика и теория аргументации 3 108 3 Зачет
М. 7 Конфликтология 3 108 3 Зачет
М. 1 Менеджмент инноваций 3 108 3 Зачет
М.2 Антикризисное управление 11 1800
Профессиональный цикл 15 540 15
М.2,1 Базовая (общеобразовательная) часть 5 180 5 экзамен
М.2,2 Микроэкономика (продвинутый уровень) 5 180 5 экзамен
иэ Макроэкономика (продвинутый уровень) 5 180 5 экзамен
Эконометрика (продвинутый уровень) 35 1260 - 12 :23 -
М.2.4.1 Вариативная часть 27 972 12 15 -
Программа 1
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих
организациях» (кроме банков и других кредитных орга-
низаций)
1 2 3 4 я 6 7 8 9
м;2.4.1.1 'Система, международных стандартов финансовой отчетно- I 180 .5 экзамен
сти1'1 (продвинутый уровень) 4
М,2.4.1.2 Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдель- 4 144 экзамен
ных, отра.сяях производств енний сферы з.
М/2.4.1,3 Бухшгтерский1 учет и анализ в условиях банкротства орга- 3 108 экзамен
низация (продвинутый уровень) 3
М.:.4.'.4 Iaxiuiюрским v'iei. анад® й ¡'¡улш нне. шсконом^ческии 3 108 Зачет
,ie>ne. ibiiccTi:
М.2А1..5 АншинИ оценка рисков 3 108 3 зачёт
М.2.' 1.6 Стратегический анаЛиз I 12 X Зачет
М. 2.4.1.7 Профессиональные ценности и этика бухгалтеров и аудито- 2 72 2 Зачет
ров1
М. 2.4.1.8 Контроль и ревизия 2 72 Ж Зачет
М. 2,4.1.9 Практический ауяйт 3 108 3 Зачет
М.2.4.2 Программа 2 27 972. - 12 15 -
«Учет, анализ и аудит в коммерческих банках и других
финансово-кредитных учреждениях»
М. 2.4.2.1 Бухгалтерский учет в коммерческих банках 3 108 3 экзамен
М.2.4.2,2 Анализ деятельности коммерческих банков 3 108 3 экзамен
M.2.4:2L3 Дудйт коммерческих, банкйв 3 108 3 зчйамен
М.2.4.2,4 Система - yiiapo.uux стандартов финансовой отчетно- 5 180 5 эшамен
сти i iipovii-.iiny 1 ын л pel
М.2,4,2-5 Бух1Штерскии учет в страховых врЩнизацнях 2 72 Ж зачет:
\ 1.2.4.2.6 Дналиэ й аушйг.в страховых оргайвациях 2 72 Зачет
М.2.4.2.7 Бухгл.порскни уют и анализ деятельности профессиршльг 2 72 Зачет
Hbix участков рынка ценньк бугййГ-
М:2.42.8 Контроль иревизия 2 72 Зачет
М.2.4.2.У Профессиональные ценности и этика бухгалтеров и аудито- 2 72 Z Зачет
М.2.4.2. Н' ров 3 108 3 зачет
Диализ и оценка рисков
М.2,4.3 27 972 - 12 15 -
Программа 3
«Учет, анализ и аудит в бюджетных организациях»
1 2 3 4 я 6 7 8 9
м;2.4.3.1 Ш. 4.2,2 М,2.4.3.3 \ 1.2.4.3.4 М.2.4.3.5 М.2,4.3.6 М.2,4.3.7 М.2.4 3.8 Экономика бюджетных организаций Бухгалтерский учет в бюджетных организациях Анализ деятельности бюджетных организаций Система международных стандартов финансовой отч-етно-ои в государственном; секторе Контроль, и ревизия в бюджетных оргащ-вацида У^е1 п контрол. дох1.'До;; ирасходов (но,. адаон Аудиторская проверка эффеКгвдцойтц пс.кхи.зопания бюджетных средств НрофесйЙзнальные ¡ценностии этйка 6\Х1Япч-ров и аудиторов1. Анализ и оценка рисков в бюджетных организациях 2 4 4 Й 2 2 3 2; 72 144 144 180 72 72 108 72: 11 4 4 ж .5 Ж .3 1« зачет экзамен экзамен экзамен зачет Зачет экзамен Йачет
М. 2.4.3.9 3 108 3 Зачет
М.2.4.4 Программа 4 «Учет, анализ и аудит внешнеэкономической; Деятельности)» Международное право Международные Щ^шанш Международная валютная система Международныеэкономические отношения Межцународные валютно-кредитные отношения Система-Международных, стандартов финансовой отчетности (проЩ1адтздй курс) Бухт. перапш учет в 1 ю н и ю- ко• »мдаееко 11 деяте. 1ък>сп 1 -\иа.шч пнемте жч^ючическон .Сергеи,пост Дудит внешнеэкономической Деятельности Профессиональный иностранный язык (второЩ ПрофессйональщЁ ценности И эт!1Ка бухгалтеров и аудиторов1, 27 972 - 12 15
\ 1.2.4.4.1 М.2.-' 4.2 М. 2.4.4.3 М.2.4.4.4 М.2.4.4.5 М.2,4.4.6 М.2,4.4.7 М.2,4.4.8 М.2.4.4.У \ 1.2.4.4.1 < • м.2.-; . 11 2 1 2 2 2 5 2 2 3 3 I 72: 72: 72 72 72 180 72: 72 108 108 72 - ;1 ;1 Ж Ж :Ж 5 2: '3 3 1, Зачёт $йчет Зачет зачет зачет зчйамен шёзаШн ¥кза-мён экзамен зачет зйтЩв
М.2.4.5 М.2.4.5.1 Программа 5 «Бухгалтерский учет, контроль налогообложения и су-|ебно-б> м а. перская экспертизам На. ои-;ьн: уме! И отчетность в организациях (гфадВцнуТыц курс) 27 I 972 72 — 12 Ж 15 зачет
1 2 3 4 я 6 7 8 9
М.2.4.5.2 Налоговые системы зарубежных стран 2 72 2, зачет
XI.2.4.5.3 Налоговое администрирование 2 72 2 зачет
М,2.4.5.4 Анализ и оптимизация налогооблагаемой базы 3 108 3 экзамен
\ 1.2.4.5.5 Система мещзунарадвых стандартов финансовой отчетно- i 180 .5 шнеб
сти (продвинутый курс)
М.2.4.5.6 Ia'.niu п'ерскии у■ го г и контроль налогообложения нерези- 2 72 2: зачет
дейтОй
N1.2.4.5.7 >pr:i шпация и методика Налоговых.проверок 2 71 "3, Зачет
М.2А5.8 Аудиторская проверка налогообложения 1 72 - - :2„ ШёзаЩн
М.2.4.5.9 Налоговое конеудьтир ованйе I 72 Ж Зачёт
М.2.4.5.Ш; Судебно-бухгалтерская экспертиза 3 1,08 3 Шзамен
М.2.4.5.11 Профессиональные ценности и этика бухгалтеров и аудито- 2 72 X Зачет
ров1
M.2.4.CÍ Программа 6 27 972 — 3 15 —
«Финансовый аналитик»
м.:.4.(.'.1 Инстгтуц|к>н:.п.-1ыП ana Щ; 2 72: ж зачёт
М.2.4.6.2 S 1,08 3 шшш
М.2.4.6..3 Анализ финансового рынка 3 108 3 экзамен
М.2.4.6.4 Инновационно-инвестиционный анализ 2 72 Ж зачет
М. 2.4.6.5 Финансовый анализ эффективности и устойчивости бизнес- 2 72 Ж зачет
процессов
М.2.4.6.6 Ащлиз tí оценка стоимости цреддонтий в дкцгщ: 2 72: X эшарёН
М.2,4.6.7 Оперативный анализ и тактические решения 2 72 X зачет
М.2,4.6.8 Анализ дене.ыыч пок>м>п и финансовое пройадирование 2 72 X зачет
М.2,4.6.9 * > 1С ■; • • i v :• г п ■ е с к", i.¡ t ;:на.ш:;. 2 72 X Зачёт
М.2.4 6. ГО Професеййнальще Ценности й эТ11Ка бухгалтеров и аудито- 2 72 X §|!!8
ров1-
М.2.4.6.11 Система международных стандартов финансовой отчетно- 5 180 5 экзамен
сти (продвинутый курс)
М.2,4.7 Программа 7 27 972 - 12 15 -
«Профессионально-педагогическая подготовка и научно-
мсс. К'дона re. ibck'a» деятельность»
1 2 1 4 5 I 7 1 щ
М-2.4 1 Педагогика 2 72 2 зачет
м;2.4.7.2 Методика преподавания профилирующих дисциплин 2 72 2 зачет
М/2.4.7.3 Культура речи и ораторское искусство 2 72 2 зачет
Ш.4 74 Науковедение 2 72 2 зачет
М,2.4.7.5 Куре углубленного изучения бухгалтерской финансовой 1 72 2 экзамен
отчетносда и бухгалтерского; учета в етдеадных, отраслях
М.2.4.7.6 Система международных стандартов финансовой отчет- 5 180 5 экзамен
ности (продвинутый курс)
М.2.4.7.7 Курс углубленного Изучения бухгалтерского управленче- 2 72 2 экзамен
ского учета
М.2,4.7.8 Курс углубленного изучении на. югосгпожешы Щ 72 3 #;ачет
М.2,4.7.9 Курс уг.рдЗ 1с-1ноч: изучения правового обеспечения Хо- 1 72 1 Йчет
ЩЬггвеннбй деятедшосМ
М.2.-' Щ КурсупхуЩМйш Й^-Чёний аудМЬрскойдеятельнйстй 8 72 1 экзаМён
М.2. 11 Курс углубленного изучения финансирования хозяйствен- 8 72 I зачет
ной деятельности и финансового управления
М. 2.4.7.12 Профессиональные ценности и этика бухгалтеров и ауди- 2 72 2 зачет
торов1
М.2,4.8 Программа 8 27 ш& ш 15
«Лудит»
М.2,4.8.1 Профессиональные: ценНостиЦэтм.а буШвлт.еров и ау.\и- ш 72 ш #чёт
торов1-1
М.2,4.8.2 Система международных стандартов финансовой' отчет- 5;. 180 5 ЙКЗамен
М.2.4.8.3 ности1-1 7 252 7 -.жчамен
М.2.4.8.4 АуйщЁ (продвинутый. курс)
Особенности аудита орТаййзацрЙ раз и спи-. ••; отраслей Я Г80 Э' МИ
деятельности (кроме кредитных организаций)
>.1.2.4.8.5 Особенности аудита банков и других кредитных учрежде- 2- 72 Ж ■зачет
М.2.4.8.6 НИИ Налоговый аудит I 72 1 зачет
М.2.4.8.7 Куре бухгалтерского, аутсорсинга. ® 72 ш зачет
М.2.4.8.8 Куре налоговой консультирования 1 72 2- зачет
знчеЛ'12.5 Дисциплины по выбору студента 8 288 - - 8 - -
М.2.5.1 Система национальных счетов 3 108 Щ «зачет
Корпоративная отчетность 3 108 ш экзамен
1 2 3 4 5 а 7 8 9
ШЖ2 "Учет, анализ и аудит объектов интеллектуальной собст- 2 72 Я зачет
М,2.5.3 венности
М,2.5.4 Теории и модели бухгалтерского учета 3 108 3 экзамен
М 2.5.5 1;п. 10ИЖ::1И менеджмент 1 72 I зачет
М.2.5.6 Проблемы и- направления развития налоговой сиетедар 1 72 1 зачет
М,2.5.7 России 2 72 2 зачет
М.2.5.8 Учет и авдл;й|;В: управлёнги качесТвсЖ 2 72 2 зшет
М 2.5." Современные проблемы бума.ггорского учета и РоссиС а 72 2 зшет
ЭконоШчесйЩЙналщ права
М.З 45 1620 8 11 7 15
М.3.1 Практика и научно-исследовательская работа 21 756 8 7 -
М.3.2 Научно-исследовательский семинар 9 324 9 -
М.3.3 Научно-исследовательская практика 15 540 15
Преддйшгомная практика
М.4 15 540 15
Итоговая государственная аттестация, включая под-
готовку и защиту выпускной квалификационной ра-
боты
Всего | 120 | 4320 ш 30 зо: 30
^Дисциплина рекомендована Комитетом по образованию Международной федерации бухгалтеров (ТРАС) в качестве обязательной