Научная статья на тему 'Коммерческий лицей в составе вуза'

Коммерческий лицей в составе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммерческий лицей в составе вуза»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

В. Д. золотков,

проректор по учебной и научной работе Саранского кооперативного института Московского университета потребительской кооперации, профессор

КОММЕРЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ В СОСТАВЕ ВУЗА

Решение всех проблем в условиях пе- тельную довузовскую, подготовку. Учебные планы и программы лицея направлены на то, чтобы воспитать специалиста-предпринимателя, личность с новой экономической ориентацией. Работник окажется неконкурентоспособным, если он не овладеет умением критически оценивать собственную деятельность, свои слабые и сильные стороны, удачи и неудачи. Но дело не только в чисто профессиональных аспектах подготовленности работника. Не менее важное значение в формировании спе-

реходного состояния экономики начинается с подготовки кадров, способных творчески мыслить, критически оценивать ситуацию и находить нестандартные решения. Речь в данном случае идет о тех, кто будет непосредственно работать на производстве, в области экономики, финансов, в торговле и сфере обслуживания.

Проблема подготовки специалистов, соответствующих требованиям времени, находится в центре внимания Саранского кооперативного института, при котором в 1994 г. образован коммерческий лицей.

До организации лицея в филиале института уже функционировала двухгодичная школа юного коммерсанта, созданная в 1993 г. на базе одного из 10-х классов школы № 23 г. Саранска. В нее вошли 25 учащихся. Связь с этой школой постоянно осуществляется и совершенствуется, основанием для этого служит договор о научно-методическом сотрудничестве.

Цель деятельности лицея — подготовка работников квалифицированного труда, т. е. имеющих рабочие профессии на уровне начального профессионального образования согласно перечню профессий и специальностей, установленному Правительством Российской Федерации.

Основная уставная деятельность лицея заключается в реализации программ начального профессионального образования и оказании образовательных услуг различным категориям населения. Кроме того, лицей осуществляет общеобразова-

циалиста занимает нравственное воспитание, что предполагает его общекультурное развитие. Поэтому в перечень обязательных специальных дисциплин, изучаемых в лицее, входят следующие: теория государства и права, гражданское и семейное право, уголовное и трудовое право, экЪлогическое и административное право, организация делопроизводства, коммерческое товароведение, основы предпринимательского дела, основы менеджмента и маркетинга, технология торговых процессов и торговое оборудование, статистика и др. Вместе с тем выпускники лицея должны иметь хорошую общеобразовательную подготовку. В этих целях предусмотрено изучение таких дисциплин, как русский язык и литература, география, иностранный язык, т. е. дисциплин, по которым абитуриенты сдают вступительные экзамены в вуз.

Лицеисты после окончания учебы (в мае) сдают выпускные квалификационные экзамены по специальным профессиональным и общеобразовательным

дисциплинам. Успешно сдавшие экзамены в лицее пользуются преимущественным правом при зачислении в вуз или участвуют в конкурсе с оценками по результатам выпускных экзаменов.

В структуру коммерческого лицея при вузе входят следующие подготовительные формы:

— вечерняя довузовская подготовка в бизнес-классах по профилям „экономист-менеджер", „бухгалтер малого предприятия" „коммерсант44 со сроком обучения 7 — 10 месяцев;

— дневное 2-годичное довузовское обучение учащихся школы № 23 в бизнес-классах по профилям „правовед44, „бухгалтер-коммерса нт‘4;

— дневная форма довузовской подготовки в течение месяца перед вступительными экзаменами в вуз.

Региональный учебный округ при Мордовском университете, в состав которого входит Саранский кооперативный институт Московского университета потребительской кооперации, придает большое значение трехступенчатой системе

подготовки кадров. Такая система („лицей — техникум — вуз44) начала успешно действовать в нашем вузе и нашла большую поддержку со стороны профессорско-преподавательского состава и правления Мордовского потребсоюза, который передал в ведение вуза и кооперативный техникум. В 1995 г. лицей закончили 53 учащихся, 32 % из них стали студентами института. В 1996 г. сделан второй выпуск лицеистов. Всего за 2 года выпущено 104 человека.

Впервые в качестве эксперимента и па согласованию с Министерством образования Республики Мордовия, о чем свидетельствует договор о научно-мето-дическом сотрудничестве между институтом и профучилищем № 22, была осуществлена подготовка специалистов по профессии „Менеджмент в торговле44 со сроком обучения 1 год 10 месяцев на

базе полной общеобразовательной школы. С целью создания условий для продолжения обучения выпускников лицея в нем со 2-го года обучения был внедрен экспериментальный учебный план, в который были введены дисциплины первого курса специальностей вуза „Бухгалтерский учет и аудит44 и „Финансы и кре-дит4\ Из 26 выпускников этого училища

14 человек изъявили желание продолжить обучение в вузе.

В связи с многоотраслевой деятельностью системы потребительской кооперации возникает необходимость в организации подготовки и переподготовки кадров массовых профессий: продавцов, контрол еров-кассиров, заготовителей, кондитеров, пекарей, поваров и других категорий работников. Одна из предстоящих задач лицея — внедрить эту форму обучения. Подготовка специалистов будет направлена на то, чтобы оказать действенную помощь потребительской кооперации в укреплении кооперативных

организаций и предприятий.

Занятия в лицее во всех структурных подразделениях проводятся в аудиториях, лабораториях, учебных кабинетах вуза, которые оснащены современным оборудованием, учебно-наглядными пособиями, техническими средствами обучения. Профессиональное обучение учащихся проводится в форме теоретических, лабораторных и практических занятий. Педагогический коллектив лицея состоит из высококвалифицированных преподавателей вуза, которые на занятиях в лицее широко используют дидактические и методические аспекты, выявляют дополнительные резервы в повышении качества учебно-воспитательного процесса, участвуют в создании поурочных учебно-методических комплексов и методических пособий. Так, доцент О. Н. Ридин разработал учебное пособие по деловой корреспонденции и основам менеджмента, доцент Л. И. Игольникова составила методические разработки на темы: „Пищевые добавки и посторонние примеси в продовольственных товарах44, „Анализ факторов, влияющих на формирование розничных цен на продтовары44

ассистент С. Б. Баурина опубликовала учебное пособие по основам менеджмента, старший преподаватель А. Г. Кузнецов — учебное пособие по английскому

языку по учебнику „Кембридж44.

В течение года лицей осуществляет профориентационную работу среди молодежи города и республики: публикует объявления в печати, готовит передачи на радио, посещает школы города, проводит встречи и беседы с учащимися старших классов, администрацией и педагогическими коллективами школ, ро-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

дителями учащихся, принимает участие в ярмарках вакансий рабочих и учебных мест по линии центра занятости города

и т. п. Эти мероприятия обеспечивают набор в лицей и помогают молодежи определиться в выборе будущей профессии.

Ю. В. КАРПУНИН, директор Ковылкин-ского строительного колледжа Республики Мордовия

В. Н. КИЯЙКИН, заместитель директора по учебной работе Ковылкинского строительного колледжа Республики Мордовия

КОЛЛЕДЖ КАК ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС

В 1966 г. приказом по Министерству строительства РСФСР в г. Ковылкино Мордовской АССР открылся филиал Пензенского строительного техникума, в 1968 г. он был реорганизован в самостоятельный строительный техникум Ми-

сел ьского

работают в колледже

свыше

10

нистерства

РСФСР.

строительства

За 30 лет своего существования учеб-

и

ное заведение превратилось в мощный комплекс, отвечающий всем требованиям учебно-воспитательного процесса. Колледж располагает учебным корпусом на 600 мест, учебно-производственными

мастерскими площадью 1500 м~, где сосредоточены цехи по деревообработке, каменным, штукатурным и облицовочным работам; малярный, слесарно-механический, сварочный, сборочный цехи. Вводится в действие лесопильный цех с аэродинамической сушилкой. Выстроен прекрасный спортивно-оздоровительный комплекс, включающий спортивный корпус (798 м2) и хорошо оборудованный зал гимнастики и атлетизма; оборудована открытая спортивная площадка. Построены пищеблок, два здания общежития для учащихся на 720 койко-мест. Педагогический коллектив коллед-

42 преподавателя, 6

2

жа включает 4/ преподавателя, которых имеют высшую, а 12 вую категорию. Более 50 %

из пер-из них

лет.

Имея такую учебно-производственную базу и интеллектуальный потенциал, ориентируясь на требования рыночной экономики, педагогический коллектив колледжа постоянно совершенствует учебный процесс на основе динамично развивающейся системы непрерывного профессионального образования.

После успешной аттестации техникума в 1991 г. Управление ССУЗ Минсельхозпрода Российской Федерации, исходя из специфики учебного заведения и его достижений, разрешило коллективу колледжа участвовать в эксперименте по созданию учебного заведения повышенного уровня подготовки специалистов по многоступенчатой системе. Разумеется, на начальном этапе работы были серьезные трудности, вызванные разночтением в требованиях к содержанию подготовки, отсутствием правовой базы средней профессиональной школы, новизной задач, к восприятию которых педагогический коллектив не был подготовлен. Были также недостатки в создании учебно-методической базы, обеспечении соответствующего бюджетного финансирования.

По мере устранения названных негативных сторон и стабилизации учебно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.