Научная статья на тему 'Государственная политика республики Мордовия в сфере образования и место в ней регионального учебного округа'

Государственная политика республики Мордовия в сфере образования и место в ней регионального учебного округа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная политика республики Мордовия в сфере образования и место в ней регионального учебного округа»

печительского совета, дирекции и науч-

но-методического совета РУО с целью ка-

их интег-

чественного

улучшения

рационнои практики.

Для успешного решения названных задач необходимо добиться финансирования РУО на основе консолидации бюджетных и внебюджетных источников, согласованных руководством округа с Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и Правительства РМ. Средства будут направлены:

— на издание учебно-методической литературы;

— разработку, техническое обеспечение межвузовской научно-исследовательской программы „Интеграция региональных систем образования“ и финансирование ее исполнителей;

— издание федерального научно-ме-тодического журнала „Интеграция образования“ объемом 7 печатных листов ежеквартально.

Особое внимание на проблему финансирования деятельности Регионального

учебного округа, научной разработки указанной выше программы интеграции образования, науки и культуры, издания журнала „Интеграция образования“ как важнейших компонентов реализации теперь уже президентской программы нами обращено прежде всего потому, что вся предшествующая деятельность округа, руководителей блоков и секций, равно как и работа над журналом, осуществлялась на добровольных началах, без какого-либо материального стимулирован ия.

Можно, конечно, приветствовать бескорыстие энтузиастов, щедро тратящих свою энергию, опыт и знания на нелегкий и весьма ценный творческий труд во благо науки и образования, но, вероятно, в наше нелегкое в финансовом отношении время стоило бы и не менее щедро морально и материально оценить этот труд, хотя бы в свете требований той же президентской программы интеграции образования и науки, — он этого заслуживает.

М. И. УЧЕВАТКИН, зав. отделом социальной политики Аппарата Правительства Республики Мордовия

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МЕСТО В НЕЙ РЕГИОНАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ОКРУГА

В соответствии с основными направлениями политики Республики Мордовия, определенными в ежегодном Послании Главы Республики Мордовия Государственному Собранию, приоритетными целями в сфере образования являются: создание необходимых условий для

осуществления конституционного права граждан на получение образования, переход к различным формам образования

и самообразования, повышение качества обучения и воспитания.

Достижению этих целей способствует реализация государственной политики

© М. И. Учеваткин, 1998

1998. №1

представительными и исполнительными органами власти республики, основы которой сформулированы в новой Конституции Республики Мордовия и получили свое развитие во многих законах, указах Главы республики, в постановлениях Государственного Собрания и Правительства Мордовии. Принятие ряда нормативных и правовых актов явилось гарантом стабильного законодательного обеспечения функционирования и развития образования в республике. Так, в

1995 г. Правительством Российской Федерации была принята Федеральная программа экономического и социального развития Республики Мордовия на

1996 — 2000 гг., в которой предусмотрены меры по укреплению материально-технической базы учреждений образования, развитию книгоиздания, интеграции региональных систем образования. В 1996 г. приняты два закона: „О государственной молодежной политике в Республике Мордовия44 и „О государственных гарантиях и защите детей-сирот, детей,

оставшихся без попечения родителей Правительством были также утверждены республиканские целевые программы „Национальное развитие и межнациональное сотрудничество народов Республики Мордовия44, „Дети Мордовии44, „О мерах по обеспечению стабильного функционирования дошкольных образовательных учреждений44 и другие нормативные документы, главной целью которых является обеспечение приоритетного развития системы образования, национальной школы, сохранения самобытной культуры, духовного и физического развития личности школьника, а также защита семьи, материнства и детства, забота о подрастающем поколении.

Названные приоритеты закреплены и развиты в республиканской программе „Развитие образования до 2000 года44, которая утверждена Правительством Республики Мордовия в августе 1997 г. В отличие от предыдущих программ она определяет единую государственную образовательную политику в республике. В ней намечены первоочередные направления развития образования, концептуальные и практические задачи в контексте обновления содержания обучения и воспитания. Эта программа не сводится только к деятельности органов управления образованием и местного самоуправ-

ления, она затрагивает все без исключения социальные сферы деятельности, особенно науку, экономику, право, культуру, здравоохранение, и представляет механизм их взаимодействия на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Теперь „всем миром44 необходимо добиваться безусловного выполнения указанных законов, программ, постановлений и решений.

Принятые меры нормативно-законодательного характера оказали серьезное влияние на деятельность министерств и ведомств, администраций районов и городов, хозяйственных органов, повернули их к проблемам образования. Несмотря на всю сложность нынешней социально-экономической ситуации, в республике сохранена сеть образовательных учреждений, продолжается строительство новых школ, происходит их газификация. В 1997 г. построено и введено в строй действующих 7 школ на 1 614 ученических мест, что в полтора раза больше, чем в предыдущем году. За три года газифицированы 132 школы. На капитальный ремонт, подготовку образовательных учреждений к новому 1997/98 учебному году по всем источникам финансирования было израсходовано около 22 млрд руб.

Педагоги — наше главное богатство, они во все времена, игнорируя любые трудности, несли и несут детям не только знания, но и добро, радость. Поэтому, при всей сложности ситуации, по мере возможности в республике проявляется забота об улучшении их социально-бытовых условий. Несмотря на острый дефицит средств в бюджете, завершается строительство двух домов для учителей в г. Саранске. Планируется строительство в городе еще одного дома для педагогов. За три года в республике для работников образования выделено 150 квартир. В результате принятых мер задолженность образовательным учреждениям по заработной плате ликвидирована в декабре 1997 г. и в этом году она выплачивается своевременно.

В основном решена проблема обеспечения образовательных учреждений учебниками. В текущем учебном году данный вопрос Глава Республики Мордовия Н. И. Меркушкин взял под личный контроль. На эти цели из республиканского бюджета было выделено 4,3 млрд руб. В результате к началу

учебного года школы книгами на 93 %. Все это вполне отве-

феде-

рях, дениях,

чает задачам создания единого рального образовательного пространства и введения национально-регионального компонента образовательных стандартов. Беспокоит другое: содержание ряда учебников, особенно по национально-региональной тематике, не соответствует требованиям усовершенствованных программ; не хватает эффективной учебнометодической литературы, разработанной талантливыми педагогами и учеными.

К очевидным успехам следует отнести и организованное проведение летнего отдыха, оздоровления детей и подростков. В 1997 г. всеми формами отдыха было охвачено свыше 98 тыс. детей, или 70,8 % от общего количества учащихся республики. В 29 оздоровительных лаге-

7 лечебно-оздоровительных учреж-лагерях с дневным пребыванием на базе образовательных школ, профильных лагерях провели каникулы свыше 34 тыс. детей. При этом в условиях особой государственной поддержки и в приоритетном порядке был обеспечен отдых 8,5 тыс. детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из многодетных и малообеспеченных семей. По всем источникам финансирования на эти цели израсходовано более 9 млрд руб.

Следует отметить, что государственная забота и поддержка системы образования наиболее ярко проявляются в

городах Саранск, Рузаевка, Ковылкино,

в Лямбирском, Атяшевском, Инсарском, Кадошкинском, Ичалковском, Теньгу-шевском районах. Здесь благодаря вниманию администраций, хозяйственных руководителей, педагогических коллективов, всей общественности из года в год укрепляется учебно-материальная база образовательных учреждений, активно ведется работа по их лицензированию и аттестации, ощутимы продвижения к новому качеству обучения и воспитания, отлажена система подготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических кадров.

Принятие и реализация правительственных документов последнего времени, соответствующая финансовая поддержка позволили не только сохранить сеть учреждений образования, но и создать для них необходимые материаль-

были обеспечены ные условия, обеспечить современное

содержание образования, перейти от колы унифицированной к школе подлинно демократической. Примета време-— дифференциация образователь-

ни —

ной сети, предполагающая получение образования по выбору в соответствии с наклонностями и способностями учащихся.

В настоящее время в системе образования республики функционируют 85 гимназий, лицеев, школ-комплексов, школ с классами углубленного изучения предметов, других учебных заведений развивающего типа. При этом следует отметить, что в последние годы заметно возросло число подобных образовательных учреждений в сельской местности.

В условиях реформирования общества жизнь рождает новые средства развития и жизнеустройства каждого субъекта, новые формы самоуправляемых объединений для введения новаторских идей в содержание и организацию регионального образования. В этом плане важным явлением в сфере образования Мордовии стало активное внедрение в практику региональной интеграции образовательного процесса. Ведущую роль здесь играет созданный при МГУ им. Н. П. Огарева Региональный учебный округ (РУО), возглавляемый попечительским советом (председатель — ректор университета, академик, профессор Н. П. Макаркин) и дирекцией (директор — академик,

профессор И. Л. Наумченко),

РУО объединяет около 90 субъектов: это вузы, инновационные средние учебные заведения, другие образовательные учреждения и иные, в том числе коммерческие, структуры. Являясь важным академическим интеграционным центром образовательных учреждений, РУО успешно решает проблемы по разработке предложений к стратегии развития образования в республике, созданию новых учебных планов и программ, от-

их требованиям национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов, подготовке к изданию учебно-методических материалов, пособий и учебников, изучению, обобщению и распространению передового опыта учебно-методической работы субъектов округа и т. д. Положительный опыт работы РУО нашел признание не

только в нашей республике, но и за ее пределами.

Благодаря активной и целенаправленной работе РУО, его секций и блоков в образовательных учреждениях все шире используется научный потенциал вузов. Распространяется практика совмещения выпускных экзаменов в школах и вступительных испытаний в вузах. Активизировалась совместная научно-методическая работа профессорско-преподавательского состава вузов и ведущих педагогов средних образовательных учреждений. Положительным примером тому может служить сотрудничество математического факультета университета с физико-математическим лицеем № 4, гуманитарной гимназией № 12, школа-ми-комплексами № 18, 36, 39 г. Саранска, экономического .факультета университета со школами № 9, 23, 26, 36, 38, Ялгинской и Луховской школами, а также с Темниковским сельскохозяйственным колледжем.

Интеграционные связи между субъектами округа благотворно сказываются и на других направлениях их работы. Например, многие учебные заведения начального и среднего профессионального образования, и в первую очередь профессиональные училища № 20, 21, 22, 32, на практике реализуют идею непрерывного образования по схеме „школа — ПУ — вуз“, согласно которой лучшие выпускники училищ без вступительных экзаменов зачисляются на соответствующие факультеты университета, а выпускники ПУ № 22 — в

Саранский кооперативный институт МУПК. По такой же трехступенчатой схеме „школа — техникум — вуз“ сотрудничают университет и Саранский колледж электроники.

Следует добавить, что интеграционные процессы охватили и педагогическое образование. Так, кроме секции педагогического образования Регионального учебного округа при госуниверситете в республике с 1975 г. функционирует учебно-научно-педагогический комплекс, который осуществляет непрерывное педагогическое образование. Он объединяет на добровольной основе МГПИ им. М. Е. Евсевьева, Мордовский республиканский институт повышения квалификации работников образования, Зу-бово-Полянское педучилище (колледж),

Ичалковское педучилище (колледж), школу-лицей (педагогический) № 26

г. Саранска и ряд других базовых образовательных учреждений республики. Их совместная работа позволяет уже в условиях школы тестировать учащихся на предмет наличия у них склонности к учительской профессии. Практика показывает, что выпускники таких школ, особенно школы-лицея № 26, успешно

обучаются в педагогических колледжах и вузах.

С учетом реформирования системы образования госуниверситет, госпедин-ститут и педагогические колледжи своей задачей считают готовить только высококвалифицированных учителей для обычной школы, для лицеев и гимназий, для национальных и малокомплектных школ.

В целях наиболее полного удовлетворения познавательных и профессиональных способностей одаренных учащихся школ республики через углубление содержания образования с ориентацией на определенную область современной науки постановлением Правительства Республики Мордовия на базе университета создана многопрофильная академическая гимназия, которая является субъектом РУО. Концепция, Устав и другие документы гимназии были разработаны ее директором А. П. Галановым вместе с другими учеными университета под руководством профессора М. К. Рун-ковой. В это инновационное образовательное учреждение принимаются на конкурсной основе лица, имеющие основное общее образование. Использование психологических тестов для отбора гимназистов позволяет избежать приема случайных абитуриентов.

В последние два года в республике усилилась забота о талантливых студентах и учащихся. С целью сохранения и развития интеллектуально-творческого потенциала молодого поколения в соответствии с указом Главы Республики Мордовия 10 человек в прошедшем учебном году получали дополнительное материальное обеспечение. Для учащихся и студентов государственных образовательных учреждений высшего и среднего образования, проявивших выдающиеся способности в учебе, были утверждены стипендии в размере трех установленных федеральным законом

минимальных размеров оплаты труда. В текущем учебном году стипендии Главы Республики Мордовия получают четыре студента Мордовского госуниверситета, два студента Мордовского госпединститу-та, четыре студента, обучающихся в образовательных учреждениях Министерства культуры Российской Федерации.

Отмечая позитивные шаги на пути развития образования, нельзя не обратить внимание на ряд неотложных проблем, требующих своего решения. Выше говорилось об образовательных учреждениях повышенного типа, которые предназначены для способных детей, с высокой мотивацией к учебе. Думаю, что их функционирование становится реальностью нашей школы, и сама жизнь подтверждает это. Следует только держать их под действенным контролем, чтобы открытие таких учебных заведений не было самоцелью, а соответствовало бы содержанию образовательного процесса. Вместе с тем для сохранения целостной образовательной системы в республике объектом пристального внимания должны стать дети, не настроенные хорошо учиться, плохо адаптирующиеся к общественным устоям, с отклонениями в развитии. Для этой категории детей в колах республики открыты 145 коррекционно-развивающих классов. Но предпринятые нами до сих пор в данном направлении шаги явно недостаточны. Вот почему Министерство образования республики этот вопрос рассмотрело на заседании коллегии, вде был намечен комплекс мер, осуществление которых позволит добиться ощутимых сдвигов в решении проблемы.

Необходимо позаботиться и о качестве работы массовой общеобразовательной школы, где учатся обычные дети, которых также нужно уберечь от безликости, усредненности. Для их дифференцированного обучения, там, где есть условия, надо создавать гимназические и лицейские классы, факультативные группы.

По-прежнему беспокоит состояние сельской школы, где обучается около 57 тыс. детей, или 40,4 % всего контингента учащихся. Сельская школа в силу ряда причин всегда будет требовать к себе особого внимания. Выявлена закономерность: деревня перестает существовать, если в йей закрывается школа.

К сожалению, за семь последних лет в республике было закрыто 15 школ. Основная черта сельской школы — малочисленность, малокомплектность. Так, школ с контингентом 10 учащихся и менее в республике 144. *В них обучаются около 740 учащихся и трудятся свыше 200 педагогов. Затраты на одного уча-егося в этих школах в год в 8 раз боль-е,. чем в среднем по республике.

И тем не менее даже в условиях острого дефицита финансирования нельзя идти на закрытие школ, следует искать и находить в каждом конкретном случае другие пути, например: объединение

классов начальной школы в классы-ком-плекты, рациональное использование школьных площадей, где можно разместить детские сады, сельские библиотеки, медпункты, другие учреждения социальной сферы. Это даст возможность сократить расходы на содержание малочисленных школ.

Необходимо постоянно держать работу общеобразовательной школы в поле зрения, всеми мерами закреплять ее признание нашей политикой, обеспечивать учебниками, эффективными методиками обучения, кадрами — это сейчас важнейшая задача.

Серьезные проблемы имеются в системе начального профессионального об-

В

разования.

связи с низкими темпа-

ми роста промышленного производства, кризисной ситуацией на рынке труда в последние годы все больше обостряется проблема трудоустройства выпускников училищ. Так, в прошлом году около 30 % из них оказались невостребованными. В этой обстановке Министерству образования совместно с Министерством экономики и Министерством труда и занятости населения республики следует с учетом реальной потребности составить действенные прогнозы ситуации в подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов как на ближайший период, так и на перспективу.

Перечисленные проблемы усугубляются еще и тем, что Министерство об-;его и профессионального образования Российской Федерации неоднократно поднимает вопрос о передаче системы профтехобразования на финансирование из местного бюджета. При всех позитивных моментах концепции реформирования начального профессионального

1998. N° І

образования ее принятие а реализация, очевидно, приведут к большим трудностям, связанным с укреплением материальной базы и содержанием всего комплекса профессионального образования республики.

В числе самых острых и больных проблем остается проблема воспитания. На сегодня, к сожалению, нет ожидаемых результатов в решении задачи максимальной реализации воспитательного потенциала системы образования, практического соединения воспитания и обучения подрастающего поколения в единый непрерывный процесс. Не может не волновать и положение дел с преступностью несовершеннолетних. Огорчает то. что проблемы воспитательной работы с молодежью, радикального обновления образования как бы „померкли“ на фоне других явлений жизни.

Надо признать, что для решения рассматриваемых проблем в образовательных учреждениях республики принимаются далеко не достаточные меры. В частности, во многих школах пока нет устойчивых детских формирований. Между тем у нас есть все для достойного воспитания подрастающего поколения.

чрезвычайных

Разработана концепция воспитании учащейся молодежи Республики Мордовия, одобренная решением коллегии Министерства образования республики 12 февраля 1997 г. В соответствии с ней неоценимая роль на первоначальной ступени становления лично-сти отводится школе, педагогическим коллективам, которые призваны заложить основы мировоззрения и правовой культуры, сформировать у учащихся бережное отношение к нравственным и общекультурным ценностям, чувства гражданственности и патриотизма.

Перед нашим обществом стоит множество неотложных задач. Есть они и в области образования — от финансирования до разработки новых технологий обучения и содержания образования. Но как бы жгучи и болезненны ни были некоторые проблемы, важно смотреть вперед, видеть перспективу, выдвигать стратегические приоритеты, одним из которых является образование. Вот почему политика органов государственной власти республики направлена на то, чтобы сделать сферу образования надежной основой экономического и социального развития Мордовии.

Н. Е. ФОМИН, первый проректор МГУ им. Н. П. Огарева, член-корреспондент АГТСН, доцент

А. Н. ГОРДЕЕВ, директор Саранского города ского естественно-технического лицея

ЕСТЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ОКРУГА

В 1989 г. в Российской Федерации началось движение по созданию учебных заведений нового (а точнее „дав-

но забытого14) типа: лицеев, гимназий, колледжей и т. д. Этим учебным учреждениям было предоставлено право

© Н. Е. Фомин, А. Н. Гордеев, 1998

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.