Научная статья на тему 'Единый государственный экзамен и качество образования'

Единый государственный экзамен и качество образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Единый государственный экзамен и качество образования»

№ 1,2004 ШШШШШШШ

РЕЦЕНЗИИ, ОТЗЫВЫ, ИНФОРМАЦИЯ

ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

26 ноября 2003 г. на факультете довузовской подготовки и среднего профессионального образования МГУ им. Н.П. Огарева была проведена республиканская научно-практическая конференция «Деятельность структур довузовского образования в период проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена». В ней приняли участие представители Министерства образования Республики Мордовия, преподаватели и сотрудники Мордовского госуниверситета и педагогического института, а также Саранского кооперативного института Московского университета потребительской кооперации, начальники районных отделов образования, директора и завучи средних школ и средних специальных учебных заведений.

С докладами и сообщениями выступили ученые вузов и учителя школ. Их выступления касались вопросов нормативного и организационно-технического обеспечения эксперимента по введению единого государственного экзамена; организации учебно-методической работы со старшеклассниками и абитуриентами в условиях проведения эксперимента по ЕГЭ. Особое внимание было уделено проблеме участия структур довузовского образования в подготовке старшеклассников к успешной сдаче ЕГЭ.

Конференцию открыл и вел проректор МГУ им. Н.П. Огарева Н.Д. Куликов. В своем вступительном слове он отметил актуальность обозначенной проблемы. Дело в том, что современный этап развития общества ставит перед системой высшего образования задачу формирования и подготовки специалистов высокой квалификации, которые обладали бы не только навыками практической деятельности, но и широким мировоззрением. В связи с нарастающим объемом информации, усложнением социально-экономических, политических и других условий жизни в целом и, как следствие, возрас-

танием требований к специалисту эту задачу следует решать как можно раньше, начиная с довузовской подготовки абитуриентов. Однако довузовская подготовка — это не только ступень к получению высшего образования, но и важнейший этап в жизни молодого человека на пути к приобретению профессии. Неудовлетворенность выбранной специальностью, неудача на вступительных испытаниях, отчисление из вуза приводят к материальным затратам и моральным издержкам, сопровождаются потерей у молодежи интереса к образованию и дальнейшему совершенствованию себя как личности, что связано с низкой социально-экономической отдачей всей системы высшего образования. Поэтому в современных условиях, когда требования к специалистам возросли, цели довузовской подготовки изменились, а ее формы существенно расширились, задачи последней заключаются не только в подготовке школьников к поступлению, но и в их адаптации к обучению в вузе и профессиональной ориентации.

С основным докладом на конференции выступил декан факультета довузовской подготовки и среднего профессионального образования университета М.И. Ломшин. В частности, он отметил, что с введением эксперимента по ЕГЭ и модернизацией высшего профессионального образования проблема подготовки к вступительным испытаниям стала не столь актуальной, но резко возросла потребность в выявлении у абитуриентов способностей и качеств, необходимых для успешной учебы в вузе, а в дальнейшем — для профессиональной деятельности. Поэтому в современных концепциях реформирования системы образования особое значение придается довузовской подготовке, которая должна обеспечивать преемственность общего среднего и высшего образования, способствовать фундаментальности и целостности

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

образования учащихся, решать задачи профессионально-ориентированной подготовки будущего специалиста в соответствии с профилем вуза и избранной специальностью. Система довузовской подготовки в современных социально-экономических условиях должна стать органической частью всей системы образования, нулевым курсом подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием.

Докладчик подчеркнул, что в последние годы в университете значительно расширились организационные формы довузовского образования. К ним относятся подготовительные курсы, школы углубленного изучения общеобразовательных предметов, специализированные профильные классы. Организован факультет довузовской подготовки. При университете начали функционировать республиканская многопрофильная академическая гимназия и городской естественно-технический лицей. Все это способствовало формированию позитивной тенденции в плане увеличения контингента довузовского образования. В последние годы на факультете ежегодно проходят подготовку свыше полутора тысяч человек. Более 70 % из них по итогам вступительных испытаний становятся студентами университета. Несмотря на разнообразие существующих форм довузовской подготовки абитуриентов в университете, по мнению выступающего, в настоящее время возникла объективная необходимость их дополнения и совершенствования в рамках единой системы. Эти процессы в предстоящие годы должны быть неразрывно связаны с созданием гибких образовательных структур, формирующихся вокруг университета, включающих в себя систему местных общеобразовательных и профессиональных учебных заведений с различными уровнями и ступенями обучения.

Начальник отдела аттестации и лицензирования государственной аккредитации Министерства образования Республики Мордовия Р.П. Вакорина выступила с докладом о влиянии результатов федерального эксперимента по введению ЕГЭ на процессы развития инновацион-

ной деятельности общеобразовательных учреждений. Она отметила, что эксперимент по введению ЕГЭ для выпускников школ и поступающих в высшие учебные заведения открывает новую страницу в развитии отечественной системы образования и педагогической науки. Его особое место и значение обусловлены тем, что он представляет собой первую в истории нашей страны масштабную попытку не директивным, а экспериментальным путем определить целесообразность осуществления комплекса нововведений в деятельности образовательных учреждений и органов управления ими. Разумеется, что коль скоро это эксперимент, то его успех отнюдь не гарантирован. Но даже неудача локального эксперимента позволяет предотвратить куда более значительные глобальные общественные издержки, которые влечет за собой пусть даже и вполне успешная, но осуществляемая привычным путем реформа.

Чтобы эксперимент по введению единого государственного экзамена в республике соответствовал этим и другим, принятым в современной науке критериям и требованиям, отметила Р.П. Вакори-на, понадобилось провести значительную подготовительную работу — исследовательскую, организационную и педагогическую. В конечном счете всех тех, кто сегодня спорит о ЕГЭ, объединяет огромная заинтересованность в улучшении качества обучения, воспитания и профессиональной подготовки подрастающего поколения на благо общества, государства и каждого гражданина России.

Е.В. Громов, начальник отдела образования Большеигнатовского района, в своем выступлении остановился на особенностях организации довузовской подготовки школьников в сельской местности. Выступающий констатировал тот факт, что выпускники сельских и городских школ резко дифференцируются по объему знаний, сформированности необходимых навыков и умений, уровню общего развития. В сельской местности школа, как правило, является единственным образовательным учреждением по месту жительства учащихся. В отличие от города на селе существует привязан-

№ 1, 2004

ность ученика к конкретной школе, в связи с тем что других образовательных учреждений просто нет. Отсутствие в социальной инфраструктуре сельских районов учреждений дополнительного образования, имеющих цель либо компенсировать недостатки школьного образования, либо расширить образовательные возможности среды, лишает сельского ученика возможностей дополнительного развития. Все это свидетельствует о профессиональных трудностях и ограниченных возможностях учителя и ставит учащихся в позицию зависимого социокультурного развития.

Директор республиканской многопрофильной академической гимназии при университете А.П. Галанов, заместитель директора по учебно-воспитательной работе естественно-технического лицея № 43 Т.Н. Назаркина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе гимназии № 12 А.И. Никишани-на и методист факультета довузовской подготовки и среднего профессионального образования университета Е.Л. Жукова в своих выступлениях подчеркнули важность и необходимость довузовской подготовки школьников в условиях проведения эксперимента по ЕГЭ. Дело в том, что система образования в настоящее время обогатилась новыми образовательными учреждениями — гимназиями, лицеями, колледжами, в которых обучение ведется по отличающимся программам. Существенные различия в уровне знаний выпускников лицеев и колледжей, сельских и городских школ, вечерников и производственников ставят их в неравные условия при поступлении в вуз. Особенно заметно это стало теперь, когда вместо вступительных испытаний стали использоваться результаты центра-

лизованного тестирования и единого государственного экзамена. Выступающие отметили, что контроль остаточных знаний у выпускников различных общеобразовательных учреждений, их коррекцию и обновление, обобщение и систематизацию лучше всего осуществлять в довузовских формах подготовки школьников. Новая тенденция развития системы непрерывного образования состоит в том, чтобы готовить абитуриентов не только к поступлению в вуз, но и к вузовским условиям обучения на всех предшествующих ступенях образования: в средних школах, лицеях, колледжах и особенно на подготовительных курсах и отделениях.

С заключительным словом выступил профессор М.И. Ломшин. Он проанализировал те предложения, которые были высказаны на конференции, и подвел итог дискуссии. По мнению участников конференции в целях более эффективной работы вузов со школьниками необходимо создание республиканского центра диагностики и тестирования школьников, подготовительного отделения для рабочей молодежи, региональных научно-образовательных центров в районах республики, профильных и специализированных классов на базе городских и сельских школ, академии юных менеджеров, развертывание других форм и программ подготовки школьников, учитывающих особенности приема на соответствующие факультеты и специальности. Только при тесном сотрудничестве школы и вуза можно решить основную задачу качественной подготовки школьников к поступлению и обучению в вузе, а в конечном счете подготовить высококлассного специалиста, который найдет свое место на рынке труда.

М.И. ломшин,

доктор педагогических наук, профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.