Научная статья на тему 'Интеграция кооперативного образования в Республике'

Интеграция кооперативного образования в Республике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция кооперативного образования в Республике»

В. Д. ЗОЛОТКОВ, первый проректор Саранского кооперативного института МУ ПК, руководитель филиала РУО, профессор

ИНТЕГРАЦИЯ КООПЕРАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ

Решение многих важных проблем со- ской структуры любого уровня. В связи

временной экономики возможно только при наличии высококвалифицированных кадров. Саранский кооперативный институт в составе Московского университета потребительской кооперации уже

свыше 20 лет готовит специалистов в области экономики предпринимательства, финансов, бухгалтерского учета, юриспруденции, товароведческой экспертизы для многих отраслей современного хозяйства. Он является одним из трех вузов Республики Мордовия, центром подготовки и переподготовки кооперативных кадров высшей квалификации ряда республик и областей Волго-Вятского, Уральского, Поволжского регионов и Центра России. Выпускники института успешно работают в различных структурах скла-

дывающеися рыночной экономики, многие из них возглавляют кооперативные организации, предприятия и магазины, финансово-учетные центры, маркетинговые службы, налоговые инспекции и банки.

Потребительская кооперация является весьма специфической отраслью народного хозяйства. Она имеет в своем составе не только торгово-коммерческие структуры, но и промышленные и заготовительные предприятия. Поэтому студенту нашего вуза наряду с экономическими преподаются дисциплины инженерно-технического профиля (например, товароведение).

Высокая образованность, профессионализм, гибкость „экономического“ мышления — вот необходимые атрибуты современного руководителя коммерче-

с этим в ряд важнейших задач выдвигается повышение эффективности образовательного процесса. Среди способов достижения этой цели — создание многоуровневой структуры образования в вузе, возрастание требований к качеству обучения, укрепление материальной базы вуза — оснащение современными компьютерами не только учебного процесса, но и деятельности ведущих подразделений: деканатов, административно-правового и учебного отделов, бухгалтерии, экономической службы, оборудование лингафонных и специальных кабинетов всем необходимым.

Концепция многоуровневой подготовки кооперативных кадров, или непрерывного образования, охватывает начальное профессионально-техническое образование, среднее специальное, высшее, переподготовку кадров (ФПК). К сожалению, начиная с 1993 г. из-за отсутствия бюджетного отраслевого финансирования прекратило существование Саранское кооперативное профессионально-техническое училище при Мордовском республиканском потребсоюзе. Предприятия отрасли лишились на неопределенное время

молодых специалистов таких рабочих профессий, как контролер-кассир, продавец широкого профиля, специалист по хлебопечению, заготовитель. И если в условиях Саранска, а также других городов и крупных райцентров республики проблему дефицита этих кадров можно ре-ить за счет выпускников соответствующего профиля ПУ других ведомств (например, Министерства торговли), то

© В. Д. Золотков, 1997

в „глубинке“, куда не хотят ехать по известным причинам ни коммерсанты, ни частные предприниматели любого профиля, отсутствие таких специалистов выросло в большую проблему. Сейчас в рамках интеграции кооперативного образования мы можем предложить на базе ФПК вуза программу подготовки и переподготовки специалистов названных профессий.

Следующее звено — среднее специальное кооперативное образование (кооперативный техникум) за последние годы существенно видоизменилось, к сожалению, не в лучшую сторону. Отсутствие финансирования сказалось на резком сокращении приема (а значит, и выпуска специалистов), снижении качества подготовки. По некоторым специальностям (например, заготовители, технологи приготовления пищи) прием вообще прекращен.

Таким образом, на примере двух учебных заведений (ПУ. техникум) видно, что обособленное их существование в пределах одного города, региона в современных экономических условиях крайне неэффективно. В связи с этим нами еще в 1994 г. для повышения эффективности системы подготовки кадров для потребительской кооперации было предложено создание учебных комплексов „училище — техникум — вуз“ на базе однопрофильных профессиональных училищ, средних специальных и высших учебных заведений Центросоюза РФ.

Считаем, что данная мера обеспечит достаточно высокую эффективность подготовки кадров, исходя из следующих соображений. Во-первых, организуется единый орган руководства, оптимизируется процесс управления со стороны Центросоюза РФ. Во-вторых, происходит концентрация финансовых средств, создается централизованная бухгалтерия, более эффективно используется материально-техническая база (аудиторный фонд, библиотеки, компьютерные классы, служебный транспорт, социальная инфраструктура). В-третьих, обеспечивается преемственность в преподавании на различных ступенях образования, что исключает дублирование учебных планов и программ. В-четвертых, сокращаются сроки обучения (на 2,5 — 3 года для выпускников техникума, поступающих в вуз).

Большую роль при этой системе образования играет чисто психологический фактор: школьник старших классов получает начальное профессиональное или среднее специальное образование (на базе 9 классов) , а затем продолжает обучение в вузе по „той же специальности“.

Именно по такой схеме в 1994/95 учебном году наш вуз и действовал при создании трехступенчатой системы обучения. Причем в качестве первой ступени обучения выступает лицей в составе вуза, в качестве второй — техникум и, наконец, в качестве третьей — собственно вуз. Формирование такой интеграционной системы, в свое время, пожалуй, единственной в городе, прошло несколько

этапов.

Основой для создания лицея послужила двухгодичная школа юного коммерсанта, которая функционировала на базе одного из 10-х классов школы № 23 и

где занималось всего лишь 25 учащихся. Цель деятельности лицея — подготовка работников квалифицированного труда, т. е. имеющих рабочие профессии на уровне начального профтехобразования. Кроме того, лицеисты проходят довузовскую подготовку по тем дисциплинам, по которым проводятся вступительные экзамены в вуз. Таким образом, выпускники лицея получают свидетельство о присвоении квалификации („бухгалтер малого предприятия“, „экономист-менеджер“, „правовед“) и по результатам выпускных экзаменов могут участвовать в конкурсе при поступлении в наш вуз. В этом учеб-

р

ном году лицей осуществляет подготовку по двум формам обучения: дневной — на базе четырех 10-х и 11-х классов школ № 22, 23 и вечерней — с привлечением учащихся всех школ города и даже иногородних (г. Рузаевка, п. Чамзин-ка и др.). И если первый выпуск лицея составил 22 человека, то теперь здесь по обеим формам обучается 250 человек. Опыт показывает, что 50 — 60 % лицеистов поступают в вуз.

После включения в 1995 г. распоряжением правления Мордовпотребсоюза кооперативного техникума в состав вуза возродились „потерянные“ ранее из-за отсутствия соответствующей материальной базы специальности. В этом году после нескольких лет перерыва вновь был проведен прием выпускников школ на базе 9 классов, что привлекло сюда доста-

1997. №4

точно много желающих, и сейчас план приема в техникум по дневной и заочной формам обучения составляет 400 человек. Существенно улучшились условия учебы, поскольку учащиеся теперь имеют возможность пользоваться вузовскими лабораториями, компьютерными классами, библиотекой и т. д.

И наконец, еще один образовательный уровень нашего вуза — факультет повышения квалификации. Он действует неполных два года, а число его выпускников уже составило свыше 250 человек. Чем же обусловлено функционирование такой структуры в нашем вузе? В первую очередь коммерциализацией деятельности в системе потребительской кооперации. Ранее несамостоятельные торговые предприятия приобретают статус юридического лица, при этом им приходится самостоятельно вести учет, анализ, планирование, заниматься ценообразованием, спросом и предложением, разбираться в системе налогообложения, овладевать правовыми знаниями. Для того чтобы успешно ориентироваться в быстро-изменяющейся экономической обстановке, специалисту необходимо постоянно пополнять свои знания, совершенствовать профессиональную подготовку.

Работа факультета повышения квалификации строится, как и все виды обу-

чения в вузе, на компенсационной основе. Слушателями являются преимущественно работники отрасли потребительской кооперации, но не только нашей республики. В связи с тем что вуз имеет региональный статус, здесь проходят переподготовку и специалисты соседних областей и республик. Заключены соответствующие договоры с Нижегородским и Ульяновским потребсоюзами, ведутся переговоры с Самарским и Пензенским.

В рамках факультета повышения квалификации намечается переподготовка специалистов торговли, причем не только для работников отрасли, но и для государственных структур (в городах и крупных районных центрах).

Таким образом, приведенная модель интеграции кооперативного образования обеспечивает предприятия и организации отрасли высококвалифицированными кадрами всех уровней: от рабочих профессий до руководителей самых высоких рангов. При этом многоуровневая система обучения позволяет иметь единую материальную базу, более оптимальное распределение финансов, оперативное реа-

гирование на „спрос или иного профиля и,

специалистов того наконец, почти

стопроцентную гарантию занятости преподавателей вуза.

Е. в. ВОСКРЕСЕНСКИЙ, зав. кафедрой прикладной математики МГУ им. Н. П. Огарева, профессор

МАТЕМАТИКА: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И НАУЧНЫЕ ЦЕНТРЫ

В научных и общественных кругах хорошо известны все центры науки и образования страны. Они играют главенствующую роль в науке России в целом:

определяют новые задачи, политику, жестко монополизируют все, касающееся новых идей, методов и технологий. Обычно говорят только о положительных сто-

© Е. В. Воскресенский, 1997

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.