Научная статья на тему 'КООПЕРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МОРДОВИИ В 50-х — НАЧАЛЕ 70-х ГОЛОВ'

КООПЕРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МОРДОВИИ В 50-х — НАЧАЛЕ 70-х ГОЛОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
123
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КООПЕРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МОРДОВИИ В 50-х — НАЧАЛЕ 70-х ГОЛОВ»

(будущим супругам) возможность при заключении брачного контракта самим определять его содержание относительно видов имущества, подлежащего регламентации договором, а также их взаимные права и обязанности относительно этого имущества. Разумеется, в брачном контракте супруги смогут регламентировать различные стороны будущей совместной жизни, но рассмотрение. этого вопроса не является задачей данной статьи.

В заключение хотелось бы привлечь внимание к положениям титула V Гражданского кодекса Франции "О брачном договоре и о режимах имущественных отношений между супругами**. В частности, ГКФ регулирует : "супружеский союз в отношении имущества лишь при отсутствии специальных соглашений, которые супруги могут заключить по своему усмотрению, с тем чтобы соглашения не противоречили добрым правам" (ст. 1387);

"соглашения об имущественных отношениях заключаются в присутствии нотариуса" (ст. 1394); "если брачный договор не был заключен, то на имущество супругов распространяются правила, предусмотренные законом. Соглашения об имущественных отношениях между ними должны быть составлены до заключения брака и могут порождать последствия лишь со дня его заключения" Сет. 1395) [2].

Проблема эффективности правового регулирования отношений собственности между супругами на рассмотренных вопросах не замыкается. Не менее актуальны проблемы права собственности супругов на земельные участки и другое недвижимое имущество, на объекты предпринимательской деятельности, на объекты приватизации и т. д., что подтверждает острую необходимость дальнейшей кодификации норм семейного законодательства.

I

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

!, Архив Ленинского рай нарсуда г. Саранска. 1993, д. 62/93.

2.. Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран // Гражданские и торговые кодексы. М., 1986. С. 324.

3. Мисник« Н. Н. Правовая природа общей

собственности // Правоведение. 1993. № 3. С. 11 — 24.

4. Семья в рамках закона (обсуждение за-конопроекта РФ "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства") // Сов. юстиция. 1992. № 5. С. 3 — 9.

############## История

КООПЕРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МОРДОВИИ В 50-х — НАЧАЛЕ 70-х ГОДОВ

/

П. И, КУЛЬКОВ, кандидат философских наук

В конце 40-х — начале 50-х годов проблема подготовки и переподготовки кооперативных кадров в Мордовии стала одной из важнейших. Низкий профессиональный, культурный уровень руководителей и специалистов не только сельских потребительских обществ, но и районного и республиканского зве-

на становился тормозом как развертывания культурной, цивилизованной торговли на селе, организации производства и заготовок, так и расширения социальных функций потребительской кооперации. Предметом особой заботы являлась подготовка специалистов со средним и высшим образованием. Кро-

ме Мордовского техникума советской торговля в организации потребительской кооперации Мордовии направляли своих выпускников Московски», Пензенский» Рязанский, Ростовский техникумы, Московский кооперативный

институт. Так, если в 1948 году в республику прибыли 23 специалиста, то в 1950 — уже 50 выпускников вузов и техникумов. Резко увеличилось число тех, кто получал образование без отрыва от производства. В 1947 году было всего 15 заочников, в следующем — уже 47, в том числе 4 учились в »узе.

Активизации работы по подготовке кооперативных кадров вела к изменению качественного состава работников. В 1950 году в системе потребительской кооперации работали 5 573 человека, в том «еле 7 человек с высшим образовавшем, 106 — со средним специальным [1, д. 400, л. 48, 93].

В первой половине 50-х годов в республике получили дальнейшее развитие все прежние формы подготовки и переподготовки кадров. Только в 1955 году 3 человека заочно закончили кооперативный институт, 24 человека -кооперативный техникум, 5 — курсы Центросоюза. В том же году 23 человека были заочниками торгово-коопе-ративных вузов, 48 — кооперативного техникума Центросоюза, 5 человек очно учились в Высшей трехгодичной кооперативной школе Центросоюза, в том числе будущие руководители Мордпотребсоюза А. Я. Саморуков, Д. Т. Пивкии, П. Г. Шмелев, и 8 — на двухгодичных курсах.

Укреплялась материальная база, улучшалась учебно-воспитательная работа, увеличивалась число выпускников торгово-кооперативной школы

Мордпотребсоюза. В 1955 году ее окончили 150 человек. «Кроме того, обучено на курсах при школе 166 человек, в том числе: председателей сельпо — 25, продавцов — 34, председателей и зав-торгов райпотребсоюзов — 13, бухгалтеров сельпо — 23.

Учебные заведения потребкооперации тех лёт давали достаточно прочные профессиональные знания, навыки ра-

боты с людьми. Многие выпускники были выдвинуты на руководящие должности в кооперативной сети, на комсомольскую, паршйную, преподавательскую работу. В 1951/52 учебном году ш торгово- кооперативной школе учился Г. А. Юрлов, впоследствии выдвинутый на комсомольскую и партийную работу, работавший секретарем Мордовского (Ж КПСС. Интересна судьба П. Н. Букина. После Отечественной войны он окончил краткосрочные курсы при Морд потребсоюзе, затем одногодичные курсы повышения квалификации при Высшей кооперативной школе Центросоюза, с 1958 по 1973 год работал в Мордовском ОК КПСС, в 1957 году заочно закончил Московский .институт советской торговли, в 197© году защитил кандидатскую диссертацию, стал первым директором Саранского филиала Московского. кооперативного института.

Во второй половине 50-х годов в кооперативной школе республики произошли не только количественные, но ж качественные изменения. Эти положительные перемены во многом связаны с именем председателя Мордпотребсоюза И. И. Косенкова. 6 1956 году

при некоторых раймагах были организованы магазины-школы; в 1957 году в Саранске открылся кооперативный техникум; в 1959 году одногодичная торгово-кооперативная школа была преобразована в двухгодичное торгово-кооператнвное училище; при торгово-кооперативной школе с 1956 года начал функционировать учебно-консульта-ционный пункт по заочному обучению.

Первая школа-магазин была организована при Ардатовском районном универмаге со сроком обучения б месяцев. Здесь получили специальность продавца 21 человек, 14 из них — из других районов. Такие же школы стали функционировать при Ковылкинском, Краснослободском и Чамзинском универмагах.

Правление Мордпотребсоюза 15 апреля 1957 года приняло решение просить правление Роснотребсоюза: а) разрешить открытие торгово-кооиератив-ного техникума в г. Саранске Мордов-

ской АССР с набором учащихся на 1957/58 учебный год в количестве 4 групп — одной заготовительной, двух товароведческих и одной планово-бухгалтерской — по 30 человек в каждой (2, д. 814, л. 1121. Первым директором техникума был утвержден К. П. Па-хомов. х

Обосновывая необходимость открытия в Саранске «ооперативкого техникума, собрание Совета Мордпотребсо-юза 6 апреля 1957 года отметило, что на 1 апреля 1957 года из 120 председателей сельпо Мордовии среднее образование имели только 13 человек (в том числе специальное торговое — 2), незаконченное среднее — 78 и начальное — 29 человек. В 30 райпотребсо-юзах и 2 райпо не было ни одного руководителя с высшим образованием; среднее имели 17 человек, в том числе специальное — 8 человек; незаконченное среднее образование было у 12 человек и начальное у 3 12, д. 814, л. 1101.

Мордовия принимала молодых специалистов из учебных заведений соседних областей. Только в 1953 году приехало 8 специалистов с высшим образованием, из техникумов и 2-годичной школы — 46 человек. В этом же году 25 человек заочно закончили Московский кооперативный техникум« Заочно обучались в вузах 13 человек. В Московский кооперативный техникум поступили 80 человек, а в кооперативный техникум в Саранске (на тс: дологическое отделение) — 22 человека |2, д. 809, л. 301.

Новнй этап в развитии кооперативной школы республики начинается с

60-х годов. В 1960 году Саранский кооперативный техникум впервые выпустил 116 специалистов. За первую половину 60-х годов км было подготовлено 1 583 специалиста, из них 806 человек окончили очное и 777 — заочное отделение. Подготовка велась по специальностям техников-технологов общественного питания, товароведов промышленных и продовольственных товаров, бухгалтеров кооперативного учета, а с 1965/66 учебного 'года — плановиков-жонсмистов торговли.

Кооперативная школа республики готовила кадры не только для кооперативной сети Мордовии. Отделение

техников-технологов общественного питания стало межобластным. Правление Морд потребсоюза, дирекция техникума стремились создавать необходимую учебно-материальную базу* В 1964 году техникум имел учебные кабинеты товароведения промышленных

и продовольственных товаров, оргтехники с учебно-тренировочным магазином, учета и планирования, технического оборудования и общественного питания, общественно-политических . дисциплин, физики и математики, физкультуры и гражданской обороны, учебные лаборатории — химическую и технологии приготовления пищи.

Библиотека насчитывала 54 тыс. книг.

С 1963 года при техникуме работал народный университет торговли, в котором занимались около 50 человек. На его учебно-материальной базе функционировало кооперативное профессиональное училище, готовившее продавцов» счетоводов, заготовителей. В 1965 году здесь занимались 203 слушателя.

В 1965 году по сравнению с 1958

почти утроилось число предприятий-школ. Их стало 11: 8 магазинов-школ, по одной школе-столовой, пекарне, ателье. Предприятия-школы, как и училище, не имели собственных классных комнат ш ученических общежитий. Занятия проводились в приспособленных помещениях: красных уголках и конторах. В 60-е годы стали готовить продавцов и в общеобразовательных школах республики. В 1963 году там обучалось 53 человека.

В первой половине 60-х годов руководство Мордпотребсоюза настойчиво ставило перед правлением Роспот-ребсоюза вопрос об открытии при Саранском кооперативном техникуме 1

учебно-консультационного пункта Московского кооперативного института.

Это было связано с тем, что в системе потребкооперации республики еще оставались должности, не замещенные специалистами с высшим образованием. В 1965 году таких должностей было

240. Но открытие учебно-консультационного пункта сдерживалось тем, что трудно было набрать необходимое число слушателей. В 1963 году заочно учились в Московском кооперативном институте всего 65 человек, в других институтах — 22,

В конце 60-х — начале 70-х годов важной задачей Саранского кооперативного

техникума

[ателей

стала подготовка слушателей для поступления в вуз и повышение квалификации работающих специалистов. Увеличивалось число предприятий-школ. В 1970 году работали 15 таких учебных заведений, где подготовлено 433 работника, в том числе в 12 магазинах-школах — 319, столовой-школе — 41, пекарне-школе — 44, заготпункте-школе — 29 человек. Хорошо была организована учеба продавцов с 6-месячным сроком обучения при Березниковском райпотребсоюзе. За восемь выпусков школой было подготовлено 169 продавцов. Большой опыт подготовки работников имели предприятия-школы при Ардатовском, Темниковском и Ковылкинском

райпотребсоюзах [3, д. 253, л. 1].

На VIII съезде работников потребительской кооперации Мордовии, который состоялся в мае 1970 года, с удовлетворением отмечалось, что в руководстве и на должностях главных специалистов в центральном аппарате Мордпотребсоюза 85 % составляли работники с высшим и средним специальным образованием, в звене РПС 70 %, в потребительских обществах —

50 % [3, д. 259, л. 36 J.

На начало 70-х годов профессио-

нальная кооперативная школа имела реальную возможность дать среднее специальное образование всем руководящим работникам й специалистам как районного звена, так и потребитель-ских обществ. Имелась стройная сеть

ре

предприятии-школ по подготовке работников массовых профессий. Труднее алась проблема подготовки кадров специалистов с высшим образованием. В 1970 году были 185 номенклатурных должностей областного и 192 районного уровня, подлежащих замещению специалистами с высшим образованием. На этих должностях работали лишь 44 специалиста с высшим образование в областном и 50 — в районном з&ене. Задача, которую еще в 1962 году поставил председатель Мордпотребсоюза И. И. Косенков, — открыть консульт-пункт Московского кооперативного института — была трудновыполнимой. Руководство потребсистемы республики все больше убеждалось, что заочная форма подготовки кадров с высшим образованием проблему не решит. Необходимо было открытие в Саранске филиала Московского кооперативного института. За практическую реализацию данной идеи энергично взялся Д. Т. Пивкин, который в 1967 году возглавил республиканскую организацию потребительской кооперации. Он не только доказал настоятельную потребность этого шага, но и создал учебно-материальную базу, В юго-запад-ном районе Саранска выросли учебный корпус и общежитие для студентов будущего вуза. Открытие' филиала состоялось в 1976 году.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. ЦДНИ PM, ф. 269, оп. 5

2. ЦГА PM, ф 11, оп. 1.

3. ЦГА PM, ф. 11, оп. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.