Научная статья на тему 'О МЕЖДУНАРОДНОМ ОПЫТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СЛУЖАЩИХ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ СИСТЕМ'

О МЕЖДУНАРОДНОМ ОПЫТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СЛУЖАЩИХ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ СИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
пенитенциарная система / профессиональное образование сотрудников уголовно-исполнительной системы / зарубежный опыт отбора кандидатов на службу в пенитенциарную систему / penitentiary system / professional education of employees of the penitentiary system / foreign experience in selecting candidates for service in the penitentiary system

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багреева Е.Г., Шамсунов С.Х.

В статье авторы рассматривают международный опыт профессиональной подготовки служащих пенитенциарных систем передовых европейских стран. Акцентируется внимание на подборе кандидатов на службу в пенитенциарные учреждения: на требованиях, предъявляемых к ним по уровню первоначального образования, возрасту, физической подготовки и состоянию здоровья. Рассматриваются этапы и длительность профессиональной подготовки отобранных кандидатов в ведомственных учреждениях образования, исходя из специфики выбранных профессий. На основании анализа зарубежного опыта даны рекомендации по совершенствованию профессиональной подготовки персонала исправительных учреждений с учетом особенностей отечественной пенитенциарной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE INTERNATIONAL EXPERIENCE OF PROFESSIONAL TRAINING OF PENITENTIARY SYSTEMS EMPLOYEES

In the article, the authors consider the international experience of professional training of penitentiary systems employees of advanced European countries. Attention is focused on the selection of candidates for service in penitentiary institutions: based on the requirements imposed on them by the level of primary education, age, physical fitness and health status. The stages and duration of professional training of selected candidates in departmental educational institutions are considered, based on the specifics of the selected professions. Based on the analysis of foreign experience, recommendations are made to improve the professional training of correctional personnel, taking into account the peculiarities of the domestic penitentiary system.

Текст научной работы на тему «О МЕЖДУНАРОДНОМ ОПЫТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СЛУЖАЩИХ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ СИСТЕМ»

DOI 10.24411/2076-1503-2020-11236 БАГРЕЕВА Е.Г.,

доктор юридических наук, профессор, Финансовый университет при Правительстве РФ (Россия),

e-mail: bagreg@yandex.ru

ШАМСУНОВ С.Х.,

доктор юридических наук, профессор, Научно-исследовательский институт ФСИН России (Россия),

e-mail: shamsunov46@mail.ru

О МЕЖДУНАРОДНОМ ОПЫТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СЛУЖАЩИХ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ СИСТЕМ

Аннотация. В статье авторы рассматривают международный опыт профессиональной подготовки служащих пенитенциарных систем передовых европейских стран. Акцентируется внимание на подборе кандидатов на службу в пенитенциарные учреждения: на требованиях, предъявляемых к ним по уровню первоначального образования, возрасту, физической подготовки и состоянию здоровья. Рассматриваются этапы и длительность профессиональной подготовки отобранных кандидатов в ведомственных учреждениях образования, исходя из специфики выбранных профессий. На основании анализа зарубежного опыта даны рекомендации по совершенствованию профессиональной подготовки персонала исправительных учреждений с учетом особенностей отечественной пенитенциарной системы.

Ключевые слова: пенитенциарная система, профессиональное образование сотрудников уголовно-исполнительной системы, зарубежный опыт отбора кандидатов на службу в пенитенциарную систему.

BAGREEVA E.G.,

Doctor of Law, prof., Financial University under the Government of the Russian Federation (Russia)

SHAMSUNOV S. KH,

Doctor of Law,

prof. Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia (Russia).

Orchid. 0rg/0000-0002-1194-6905

ABOUT THE INTERNATIONAL EXPERIENCE OF PROFESSIONAL TRAINING OF PENITENTIARY SYSTEMS EMPLOYEES

Annotation. In the article, the authors consider the international experience of professional training of penitentiary systems employees of advanced European countries. Attention is focused on the selection of candidates for service in penitentiary institutions: based on the requirements imposed on them by the level of primary education, age, physical fitness and health status. The stages and duration of professional training of selected candidates in departmental educational institutions are considered, based on the specifics of the selected professions. Based on the analysis of foreign experience, recommendations are made to improve the professional training of correctional personnel, taking into account the peculiarities of the domestic penitentiary system.

Key words: penitentiary system, professional education of employees of the penitentiary system, foreign experience in selecting candidates for service in the penitentiary system.

Концептуальные преобразования пенитенциарной системы России, предпринятые в начале 90-х гг. прошлого столетия, определили вектор ее развития как системы социальной реабилитации, соответствующей

положениям международных стандартов обращения с заключенными. Тенденцией последних лет является существенное сокращение тюремного населения: общее количество заключенных в России, по словам директора ФСИН Александра

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

Калашникова, составило за прошедший год около 483 тыс. человек, тогда как в 2019 году их насчитывалось 524 тыс. (в колониях сократилось на 11,1%, в СИЗО выросло на 6,5%) [1].

Сравнивая эти цифры с показателями других стран, отмечаем, что почти год назад в лидеры по количеству осужденных вышли США (2,1 млн. заключенных), Китай (1,7 млн.) и Бразилия (760 тыс.) [2].

Изменение численности «тюремного населения» в России убедительно подтверждает отход от прежних стереотипов репрессивной уголовно-исполнительной политики в сторону демократизации, которая ставит новые задачи для органов и учреждений, исполняющих наказания, прежде всего - подготовку кадров новой формации. На первый план выходит совершенствование профессиональных навыков персонала, которые определяются не только базовыми (научными) знаниями и умениями специалиста, но и его ценностными ориентациями, стилем взаимоотношения с другими людьми, общей культурой, способностью развития своего творческого потенциала

[3].

Исследования, проведенные учеными Научно-исследовательского института ФСИН России в период 2015-2019 гг., показали, что из молодых сотрудников - выпускников ведомственной образовательной системы лишь 2.85 процента не испытывали никаких трудностей в период адаптации к новому месту службы после завершения учебы. Каждый второй столкнулся с проблемами, связанными с выполнением профессиональных обязанностей и нуждался в наставничестве со стороны опытных сотрудников в течение от 3-х до 6-ти месяцев. У каждого десятого молодого специалиста возникали сложности с вхождением в трудовой коллектив пенитенциарного учреждения. Свыше 12 процентов респондентов на вопрос «Удовлетворены ли Вы выбором Вашей специальности?» ответили, что не удовлетворены или затруднились ответить на поставленный вопрос

[4].

Современная ситуация объясняется недостаточностью информированности и неподготовленностью выпускников образовательных организаций ФСИН России к дальнейшему несению службы. Одной из основных причин такого положения дел, по нашему мнению, является система отбора абитуриентов в ведомственные образовательные организации без первоначальных испытаний кандидатов в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы России. Они не представляют специфику работы в учреждениях, исполняющих наказания, не знакомы с режимом изоляции и безопасности лиц, отбывающих наказания и содержащихся в местах предваритель-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

ного заключения. Некоторые из них не представляли характер и условия службы после окончания учебы, что свидетельствует о формальности преддипломной практики, а также несоответствиями между ожиданиями в отношении предстоящей службы и реалиями жизни.

Каждый третий руководитель и наставник молодых сотрудников УИС отметили слабую практическую подготовленность выпускников ведомственных образовательных учреждений. Все это свидетельствует о наличии системных недостатков в отборе абитуриентов на учебу в ведомственные образовательные организации из числа выпускников школ, не имеющих представлений о специфике и особенностях службы в уголовно-исполнительной системе.

Сегодня ведомственная система подготовки кадров для российской уголовно-исполнительной системы представляет разветвленную сеть образовательных организаций, обеспечивающих реализацию соответствующих форм процесса профессиональной подготовки. В тоже время представляется целесообразным обсудить возможные пути повышения эффективности в подготовке специалистов в высшей школе для работы в исправительных учреждениях [5].

Понятно, что сам персонал можно разделить на две категории: тех, кто обеспечивает безопасность содержания (общества от преступников и преступников от общества) и тех, кто наполняет содержательным компонентом время исполнения наказания осужденных. В отношении первой категории в России, в соответствии нормативно-правовыми актами уголовно-исполнительной системы, для кандидатов установлен ряд требований по уровню образования: не ниже общего среднего образования для младшего начальствующего состава и не ниже среднего профессионального образования для среднего и старшего начальствующего состава.

Вторая категория персонала исправительных учреждений - педагоги, психологи, социальные работники, юристы требует более разносторонней подготовки и специализированных знаний. Удовлетворяют ли сегодняшние сотрудники новым вызовам времени и современным задачам пенитенциарной системы? В этой связи целесообразно проанализировать международный опыт с его проблемами и достижениями [6]. В международной практике существуют разные подходы к траектории профессиональной подготовки тюремных служащих [7].

В ряде стран желающие работать в исправительном учреждении, прежде, чем получить специальные знания и документ о требуемом образовании, сначала получают образование по различным направлениям подготовки в общеграж-

данских вузах. Это может быть - юридическое, педагогическое, психологическое или образование в области социальной работы. В других странах совершеннолетних кандидатов сначала знакомят с условиями и практикой работы, читают теоретико-ознакомительные курсы введения в специальность, проверяют их психологические, медицинские и физические данные, а затем, прошедших строгий профессиональный отбор, продолжают обучать по специально разработанным программам.

Например, в Финляндии в 1976 году в Тикку-риле, Вантаа был образован Учебный институт пенитенциарной службы и службы пробации (РСКК) при Министерстве юстиции для обеспечения профессионального образования сотрудников [8]. Он предлагает базовую подготовку служащих тюремных и пробационных служб всей Финляндии, а также их непрерывное и дальнейшее образование. Кроме того, Учебный институт сотрудничает с Университетом прикладных наук «Лаура» в организации программы бакалавриата в пенитенциарных учреждениях и службах проба-ции.

На протяжении целого месяца представители работодателей (тюрем) и сотрудники учебного заведения отбирают кандидатов к продолжению обучения для работы в пенитенциарных учреждениях по разработанным требованиям. Прежде всего, это лица старше 18 лет, пригодные психологически и физически, имеющие общее или профессиональное высшее среднее образование. Отобранные кандидаты проходят Программу профессионального образования и профессиональной подготовки пенитенциарных служб и служб пробации, которая направлена на обеспечение будущих сотрудников специальными компетенциями для функционирования в сложной сфере пенитенциарной системы [9].

Во Франции создана Национальная академия тюремной администрации (ENAP), которая является единственным органом, ответственным за все программы начальной подготовки для всех категорий сотрудников. Но эта академия для тех, кто уже является государственными служащими.

Если у кандидата есть мечта стать во Франции Директором департамента тюремной реабилитации и пробации (DPIP) или директором тюремной службы (DSP) [10], ему необходимо иметь высшее образование, включающее три года обучения после бакалавриата и сдать экзамен. Это так называемый «внешний экзамен». Но, чтобы продвинуться по службе должностным лицам государственной службы и служащим, имеющим не менее четырех лет выслуги, предлагается «внутренний экзамен» [9].

Итальянская пенитенциарная система при приеме на обучение и последующим приемом на работу делает акцент на скрупулезном соблюдении действующих нормативных актов, устраивая перекрестную проверку с точки зрения действующего в настоящее время антикоррупционного законодательства.

В Италии набор сотрудников пенитенциарной полиции всех уровней (обучение шесть месяцев) осуществляется на основе открытых конкурсов для лиц, имеющих диплом об окончании средней школы [11]. Для получения должности "инспектора" также оцениваются общие знания в области права и Закона о пенитенциарных учреждениях (курс от четырех до шести месяцев). А для претендентов на должность "главного констебля" (комиссара) требуется высшее юридическое образование и прохождение публичного конкурса: далее обучение длится 1 год.

Главное управление подготовки кадров пенитенциарной администрации Италии обеспечивает единообразие процессов подготовки кадров не только для тюремного персонала, но и для сотрудников службы пробации. Это Главное управление отвечает за базовое/начальное обучение принимаемых на службу лиц, а также за специализированную и непрерывную подготовку действующих сотрудников: от директора, начальника тюрьмы до рядовых должностей [9].

Испанская пенитенциарная служба принимает на должность сотрудников высшего звена только кандидатов со степенью бакалавра психологии или права. Медицинский персонал (подгруппа А1) должен иметь степень бакалавра медицины или хирургии или диплом семейного/ общего врача. Специальный корпус пенитенциарной службы (подгруппа А2) должен иметь диплом по техническому проектированию, архитектуре или близкий по профилю. Медицинские сестры (подгруппа А2) должны иметь университетский диплом медицинской сестры. Корпус помощников (подгруппа С1) должен иметь общее или техническое высшее образование.

Обучение проводится на основе годового учебного плана/учебных программ.

Для тех, кто сдал письменный экзамен по окончании начальной подготовки, организуется практическая стажировка, осуществляемая децентрализованно и только в тех пенитенциарных центрах, которые были созданы для этой цели с заранее отобранными наставниками.

После прохождения стажером как теоретического, так и практического этапов обучения, он может быть назначен государственным служащим [12].

В дальнейшем служащих направляют на повышение квалификации без отрыва от работы,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

когда, по мнению пенитенциарной администрации (как центральной, так и периферийной), выявляется необходимость в новых компетенциях персонала и их реализации [9].

В Швейцарии во Фрибурге находится Национальный институт подготовки тюремного персонала. Но сначала тюрьмы нанимают неспециализированный персонал и обучают его практически в течение первого года. Затем - направление на специальное обучение во Фрибург для повышения квалификации.

Базовая подготовка длится 15 недель, в течение 2 лет и завершается национальным сертификатом о сдаче экзаменов:

• 1-ый год: введение в пенитенциарную работу, практическая работа по найму (ученичество) в местной тюрьме. Кроме того, в конце года, после обучения на 9-ти недельных курсах, посвященных психологии, праву, медицине и психиатрии, другим специальным тюремным дисциплинам, обучающиеся сдают экзамены.

• 2-ой год: 6 недель курсов с целью изучения теоретических вопросов по различным тюремным предметам, посещение различных учреждений и индивидуальный письменный отчет по курсу второго года.

• На завершающем этапе обучения необходимо сдать письменные и устные экзамены и предоставить отчет по всему курсу [13].

В Германии, например, в Нижней Саксонии тюремный персонал выбирается на основе централизованной процедуры набора для всех кандидатов, хотя они уже были выбраны для конкретной тюрьмы.

Процесс привлечения организован учреждением, ответственным за обучение и подготовку всего тюремного персонала в Нижней Саксонии, которое называется "BildungsinstitutdesNiedersach sischenJustizvollzugs" (Профессиональная академия).

Заявители должны быть не моложе 20 лет и, за некоторыми исключениями, не старше 40 лет. У них должен быть аттестат о среднем образовании. Если они имеют только неполное среднее образование, то претенденты должны иметь законченное профессиональное образование. Они должны физически и умственно соответствовать требованиям работы. Предпочтение отдается кандидатам с «полезным» профессиональным образованием, таким как медсестра, плотник и т. д.

Затем, после заключительного собеседования в пенитенциарном учреждении, с ними подписывается контракт. С этого момента начинается обучение, которое длится два года. Таким обра-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

зом, принятые на работу начинают работать (1 месяц в исправительном учреждении по найму) и учиться. Им читают лекции об истории, целях пенитенциарной системы, о человечности, управлении конфликтами и средствах самообороны, обращении с оружием и т.д. Последующие 3,5 месяца они обучаются в Профессиональной академии, изучая такие предметы, как отрасли права, акцентируя внимание на правах человека и т. д.

Следующие 14 месяцев они проходят специальное профессиональное обучение и трудятся в исправительном учреждении по найму, знакомятся с работой тюрьмы. Последние 3,5 месяца в Профессиональной академии посвящены специальной теоретической подготовке, чтобы закрепить полученные практические знания. А для исправительной системы Гессена (Германия) была разработана концепция развития персонала, ключевой задачей которой является привлечение и удержание квалифицированных кадров, а также их качественное развитие. Персонал гессенских тюрем, включая руководителей, проходит учебные курсы в своих исправительных учреждениях, а далее повышает квалификацию в центре "Семинар Х. Б. Вагница" [9].

Таким образом, профессиональная подготовка важна для того, чтобы тюремный персонал обладал знаниями, компетенциями и отношением к работе, позволяющим выполнять свои обязанности на требуемом уровне с уважением прав заключенных. Многие новобранцы заранее ничего не знают о тюремной работе, требующей разнообразных навыков, а также психологически и физически подготовленных. В связи с этим, обучение является частью развития и поддержания квалифицированных, мотивированных и преданных своему делу сотрудников исправительных учреждений.

Программы обучения тюремного персонала должны включать начальную подготовку при назначении и возможности непрерывного профессионального развития на протяжении всей карьеры [14]. Они должны основываться на четком понимании цели тюремной работы и лежащих в ее основе принципов прав человека [15]: достоинство и гуманность каждого, а также стандарты прав человека и принципы равенства в отсутствии дискриминации [16].

Важно также сформировать у граждан понимание в обществе роли тюрем как особо режимных мест, закрытых учреждений со специфическими целями и задачами, решающими и безопасность общества в целом. Именно поэтому следует уделять особое внимание техническим навыкам, необходимым для работы в тюрьме (например, технологии безопасности, проверка заключенных,

надзор, ведение учета и отчетность, применение силы, физическое сдерживание и обыски и т. д.). Чрезвычайно важны и навыки межличностного общения, в том числе, как построить позитивные отношения с осужденными, снизить напряженность и разрядить обстановку без применения силы. Тюремному персоналу должны предоставляться возможности дальнейшего профессионального развития через регулярные промежутки времени на протяжении всей их карьеры, чтобы гарантировать их высокий профессионализм. Это также важно для поддержания мотивации трудовой деятельности персонала. Весь тюремный персонал должен проходить подготовку по вопросам культурного разнообразия, что позволит лучше понять различные представления и опыт групп коренных народов и этнических меньшинств в тюрьмах [17]. Руководство тюрьмы (директор и его заместители) должно обладать специальными навыками и оказывать существенное влияние на культуру в тюрьме в целом. Технические сотрудники (например, врачи, учителя и т. д., которые иногда подчиняются другим министерствам) должны быть обучены специфике выполнения своих профессиональных задач в условиях тюрьмы, включая их этические обязательства.

По нашему мнению, отдельные положения зарубежного опыта подбора кандидатов на службу в пенитенциарную систему, этапы и формы их профессиональной подготовки могли бы быть использованы в России с учетом российских национальных особенностей, целей, задач и специфики деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания.

Список литературы:

[1] Газета «Коммерсантъ». № 33 от 26.02.2021, стр. 4

[2] https://www.kommersant.ru/doc/ 4347452?from=doc_vrez. Россия в тюремном тренде «Коммерсантъ» от 16.05.2020, 11:00

[3] Шамсунов С.Х. Профессиональная подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы современной России \\ Тезисы докладов Международной научно-практической конференции «Проблемы борьбы с преступностью и подготовка кадров для правоохранительных органов» Минск. 20 февраля 2020 г. - 312 с.

[4] Павлова Л.В. Адаптация выпускников образовательных организаций ФСИН России в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (Аналитический материал). М. 2020. - 12 с.

[5] Koryagina N., Bagreeva E., Makhova L. Higher Education Restructuration: Entrepreneurship Goalsand Motivational Strategies // Journal of Entrepreneurship Education, 2018. Issue 25.

[6] Shamsunov S.K., Bagreeva E.V. Ecoprison: Sociocultural Dreamsor Legal Reality? // Ekoloji 28(107): 4985-4989 (2019

[7] EPTA - Европейская сеть Академий пенитенциарной подготовки, связанных с различными европейскими пенитенциарными администрация-миhttps://www.epta.info

[8] CriminalSanctionsAgencyhttp://www. rikosseuraamus.fi(link is external)

[9] https://www.apt.ch/en/knowledge-hub/ detention-focus-database/personnel/training-prison-staff

[10] DirectionderAdministrationPenitentiaire, http://www.justice.gouv.fr/prison-et-reinsertion-10036/

[11] Department of Prison Administration, http:// www.giustizia.it

[12] General Directorate of Prison Administration (in Catalonia: General Directorate of Prison Regime and Resources), http://www.institucionpenitenciaria. es(link is external)

http://www20.gencat.cat/portal/site/Justicia

[13] Немецкий:https://www.prison.ch/de/ justizvollzug-schweiz/who-is-who/stellenangebote; Французский:https://www.prison.ch/fr/privation-de-liberte-en-suisse/who-is-who/offres-d-emploi; Ита-льянский:https://www.prison.ch/it/privazione-di-liberta-in-svizzera/who-is-who/offerte-d-impiego

[14] Багреева Е.Г. О соотношении профессиональных и социокультурных компетенций в системе образования полицейских Норвегии, Юридическое образование и наука. - М.: 2018. -№ 3. - С. 17-22.

[15] https://www.europris.org/projects/ european-penitentiary-training-academies-network-epta/

[16] Бланков А.С., Багреева Е.Г. О соотношении общекультурных и профессиональных компетенций в подготовке юриста уголовно-правовой сферы Образование и право. - М.: - 2019. - № 9. - С. 216-221

[17] Культура наказания или социокультурные аспекты пенитенциарной практики // Под общ. ред. Е.Г. Багреевой. -М.: Издательство «Риор» серия Научная мысль, 2012. - 204 с.

Spisok literatury:

[1] Gazeta "Kommersant". № 33 ot 26.02.2021,

str. 4

[2] https://www.kommersant.ru/doc/4347452?-from=doc_vrez. Rossiya v tyuremnom trende "Kommersant"" ot 16.05.2020, 11:00

[3] Shamsunov S.H. Professional'naya podgot-ovka sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy sovremennoj Rossii \\ Tezisy dokladov Mezhdunarod-noj nauchno-prakticheskoj konferencii «Problemy bor'by s prestupnost'yu i podgotovka kadrov dlya pra-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

voohranitel'nyh organov» Minsk. 20 fevralya 2020 g. - 312 s.

[4] Pavlova L.V. Adaptaciya vypusknikov obra-zovatel'nyh organizacij FSIN Rossii v uchrezhdeni-yah i organah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy (Analit-icheskij material). M. 2020. - 12 s.

[5] Koryagina N., Bagreeva E., Makhova L. Higher Education Restructuration: Entrepreneurship Goals and Motivational Strategies, Journal of Entrepreneurship Education, 2018. Issue 25

[6] Shamsunov S.K., Bagreeva E.V. Ecoprison: Sociocultural Dreams or Legal Reality? Ekoloji 28(107): 4985-4989 (2019

[7] EPTA - Evropejskaya set' Akademij peniten-ciarnoj podgotovki, svyazannyh s razlichnymi evrope-jskimi penitenciarnymi administraciyami https://www. epta.info

[8] Criminal Sanctions Agency http://www.nkos-seuraamus.fi(link is external)

[9] https://www.apt.ch/en/knowledge-hub/ detention-focus-database/personnel/training-prison-staff

[10] Directiondel' Administration Pénitentiaire, http://www.justice.gouv.fr/prison-et-reinser-tion-10036/

[11] Departmentof Prison Administration, http:// www.giustizia.it (link is external)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[12] General Directorate of Prison Administration (in Catalonia: General Directorate of Prison Regime and Resources), http://www.institucionpeni-tenciaria.es(link is external)

http://www20.gencat.cat/portal/site/Justicia

[13] Nemeckij: https://www.prison.ch/de/justiz-vollzug-schweiz/who-is-who/stellenangebote; Fran-cuzskij: https://www.prison.ch/fr/privation-de-lib-erte-en-suisse/who-is-who/offres-d-emploi; Ital'yan-skij: https://www.prison.ch/it/privazione-di-liberta-in-svizzera/who-is-who/offerte-d-impiego

[14] Bagreeva E.G. O sootnoshenii profession-al'nyh i sociokul'turnyh kompetencij v sisteme obrazovaniya policejskih Norvegii, Yuridicheskoe obrazovanie i nauka. - M.: 2018. - № 3. - S. 17-22.

[15] https://www.europris.org/projects/europe-an-penitentiary-training-academies-network-epta/

[16] Blankov A.S., Bagreeva E.G. O sootnoshenii obshchekul'turnyh i professional'nyh kompetencij v podgotovke yurista ugolovno-pravovoj sfery Obrazovanie i pravo. - M.: - 2019. - № 9. - S. 216221

[17] Kul'tura nakazaniya ili sociokul'turnye aspekty penitenciarnoj praktiki // Pod obshch. red. E.G. Bagreevoj. -M.: Izdatel'stvo «Rior» seriya Nauchnaya mysl', 2012. - 204 s.

ЮРКОМПАНИ

www. law-books, ru

л_

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.