УДК 351.741 ББК 67.401
DOI 10.24411 /2312-0444-2021-2-197-199
0 МЕСТЕ СЛУЖБЫ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ В СИСТЕМЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Владислав Андреевич СТРУКОВ,
старший оперуполномоченный 1-го отдела ОРЧ (КОН) № 1 ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области [email protected]
Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс Научный руководитель: Н.А. Игошин, кандидат юридических наук, доцент
Аннотация. В статье на основе анализа юридической литературы и законодательства Российской Федерации о службе участковых уполномоченных полиции и ее месте в системе правоохранительных органов обосновано несколько суждений: существенным признаком, позволяющим отнести тот или иной орган к системе правоохранительных органов, является принадлежность к государственным органам; органы внутренних дел, представляющие систему государственных органов, могут быть определены в качестве одного правоохранительного органа; служба участковых уполномоченных полиции входит в систему органов внутренних дел.
Ключевые слова: Федеральный закон Российской Федерации «О полиции» от 28 января 2011 г., теория правоохраны, правоохранительный орган, орган внутренних дел, служба участковых уполномоченных полиции, участковый уполномоченный полиции.
Предметом данной статьи является служба участковых уполномоченных полиции и ее место в системе правоохранительных органов Российской Федерации.
Первоначально о состоянии теории.
Так, С.Ю. Волков и И.А. Зайцев свое исследование посвятили «этапам совершенствования служебной деятельности участковых уполномоченных полиции в рамках реформирования органов внутренних дел Российской Федерации». Они пишут: «Конечно, работа по совершенствованию служебной деятельности участковых уполномоченных полиции не останавливается на этих этапах и требует постоянного движения вперед. Вместе с тем полагаем, что после-
Annotation: Based on the analysis of the legal literature and the legislation of the Russian Federation on the service of district police commissioners and its place in the system of law enforcement agencies, the article substantiates several judgments: an essential feature that allows you to attribute a particular body to the system of law enforcement agencies is belonging to state bodies; internal affairs bodies that represent the system of state bodies can be defined as a single law enforcement agency; the service of district police commissioners is part of the system of internal affairs bodies.
Keywords: Federal Law of the Russian Federation «On the Police» of January 28, 2011, theory of law enforcement, law enforcement agency, internal affairs agency, service of precinct police commissioners, precinct police commissioner.
довательная их реализация позволит повысить качество выполнения участковыми уполномоченными полиции функций по защите личности, прав и свобод человека и гражданина, установленного общественного порядка и общественной безопасности, а это, безусловно, отразится и на повышении степени доверия граждан к работе полиции»1.
Р.Ю. Анисимов и В.В. Иванов высказали суждение о том, что сотрудникам полиции «в процессе проведения профилактических и иных правоприменительных действий следует обращать внимание на (делинквентов) закононепос-лушных субъектов — участников правоотношения»2.
№ 2/2021
А.Н. Кокорев рассмотрел «вопросы взаимодействия службы участковых уполномоченных полиции и сотрудников подразделений по вопросам миграции в процессе подготовки и проведения различного рода оперативно-профилактических мероприятий по противодействию незаконной миграции». Данный автор указывает: «Подводя итог, следует констатировать, что противодействие незаконной миграции является одним из основных направлений профилактики правонарушений в Российской Федерации, в котором участвуют различные органы государства, в том числе и органы внутренних дел, и такие его структурные элементы, как служба участковых уполномоченных полиции и подразделения по вопросам миграции. При этом наиболее эффективной формой их взаимодействия выступает проведение оперативно-профилактического мероприятия «Нелегальный мигрант», направленного на выявление и пресечение нарушений миграционного законодательства, пресечение незаконной миграции»3.
Е.В. Киричек исследовал основные формы взаимодействия участковых уполномоченных полиции и институтов гражданского общества, рассмотрел проблемы и перспективы такого сотрудничества, проанализировал состояние правового регулирования в данной сфере. Данный автор отмечает: «Таким образом, представляются необходимыми такие комплексные меры, направленные на совершенствование взаимодействия полиции в целом и участковых уполномоченных полиции, в частности, и институтов гражданского общества, как:
1) совершенствование правовой базы и эффективной правоприменительной практики в данной сфере;
2) создание эффективных механизмов взаимодействия с институтами гражданского общества;
3) проведение согласованной политики МВД России в области формирования у населения объективной оценки деятельности полиции (участкового уполномоченного) и создание положительного образа ее сотрудников;
4) профилактическая работа среди молодежи, ее социализация, организация занятости и досуга; повышение правосознания граждан, воспитание их активной жизненной позиции;
5) социальная адаптация граждан, освободившихся из мест лишения свободы;
6) привлечение к охране правопорядка граждан и общественных организаций;
7) широкая информационная кампания по пропаганде идей гуманизма, общечеловеческих ценностей, толерантности; своевременное и объективное информирование граждан о государственной политике в сфере внутренних дел;
8) повышение статуса участкового уполномоченного полиции, работающего непосредственно с населением, знающего проживающий контингент и неблагополучные семьи на территории своего муниципального образования, как одного из ключевых инструментов государственной системы профилактики правонарушений»)4.
Представляют несомненный интерес результаты научных изысканий в виде «теории пра-воохраны»5.
На наш взгляд, законодательство Российской Федерации о системе правоохранительных органов на данном этапе развития нуждается в совершенствовании.
В первую очередь обратимся к Конституции РФ, в которой противопоставляются термины «правоохранительные органы» и «судебные органы», что затрудняет определение понятия «система правоохранительных органов:
«1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон...
к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат» — ст. 72.
Положения Конституции РФ детализированы в нормативных правовых актах с меньшей юридической силой.
Нормативным правовым актом, специально предназначенным для регулирования организации и деятельности полиции в Российской Федерации, является Федеральный закон РФ «О полиции» от 28 января 2011 г.6, в котором отмечается:
№ 2/2021
«1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.
3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам... органам местного самоуправления, иным муниципальным органам... общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности... должностным лицам этих органов и организаций. в защите их прав» — ст. 1.
Во исполнение Федерального закона РФ от 28 января 2011 г. принимаются подзаконные нормативные правовые акты.
Так, приказом Министра внутренних дел «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» № 205 от 29 марта 2019 г.7 утверждены:
■ Инструкция по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке;
■ Наставление по организации службы участковых уполномоченных полиции.
В Инструкции по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке определены «порядок исполнения служебных обязанностей (несения службы) участковым уполномоченным (старшим участковым уполномоченным) полиции, помощником участкового уполномоченного полиции на обслуживаемом административном участке» (п. 1).
В Наставлении по организации службы участковых уполномоченных полиции установлены «порядок организации службы участковых
уполномоченных (старших участковых уполномоченных) полиции.» В нем определены полномочия должностных лиц территориальных органов МВД России, ответственных за ее осуществление.
Таким образом, система правоохранительных органов в Российской Федерации продолжает видоизменяться.
Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.
Во-первых, существенным признаком, позволяющим отнести тот или иной орган к системе правоохранительных органов, является принадлежность к государственным органам.
Во-вторых, органы внутренних дел, представляющие систему государственных органов, могут быть определены в качестве одного правоохранительного органа.
В-третьих, служба участковых уполномоченных полиции входит в систему органов внутренних дел.
1 Волков С.Ю., Зайцев ИА. Совершенствование служебной деятельности участковых уполномоченных полиции в условиях реформирования органов внутренних дел Российской Федерации / / Административное право и процесс. 2013. № 12. С. 57—60.
2 Анисимов Р.Ю., Иванов В.В. Административно-правовая деятельность участкового уполномоченного полиции по противодействию экстремизму / / Административное право и процесс. 2013. № 11. С. 83—85.
3 Кокорев А.Н. Особенности совместной деятельности участкового уполномоченного полиции и сотрудников подразделений по вопросам миграции при осуществлении оперативно-профилактических мероприятий // Миграционное право. 2019. № 4. С. 33—35.
4 Киричек Е.В. Правовое регулирование, основные формы, проблемы и перспективы взаимодействия участковых уполномоченных полиции и институтов гражданского общества в Российской Федерации // Гражданское общество в России и за рубежом. 2013. № 3. С. 16—20.
5 См. об этом: Галузо В.Н. Теория правоохраны — новое направление в юридической науке? / / Закон и право. 2009. № 12. С. 15—16;
Галузо В.Н. Теория правоохраны в Российской Федерации: pro et contra // Гос-во и право. 2012. № 11. С. 110—113.
6 СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900; Рос. газ. 2021. 26 февр.
7 http://www.pravo.gov.ru 04.07.2019.
№ 2/2021