О ПОЛНОМОЧИЯХ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В СФЕРЕ КОНТРОЛЯ ЗА ОБОРОТОМ ОРУЖИЯ
THE QUESTION OF THE POWERS OF THE POLICE COMMISSIONERS IN THE SPHERE OF CONTROL OF CIRCULATION OF WEAPONS
Аннотация: в статье проводится исследование полномочий сотрудников полиции в сфере контроля за оборотом оружия, а также обосновывается необходимость расширения полномочий участковых уполномоченных полиции в сфере производства по делам об административных правонарушениях в области оборота оружия. Приводится нормативная правовая основа деятельности органов внутренних дел и Федеральной службы войск национальной гвардии по выполнению функций по контролю за обеспечением условий хранения (сохранностью) гражданского, служебного, боевого и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, находящихся в собственности или во временном пользовании граждан. Рассматриваются возможные формы взаимодействия указанных федеральных органов исполнительной власти по реализации данной функции. Описываются процедурные и административно-юрисдикционные полномочия органов внутренних дел по контролю за обеспечением условий хранения (сохранностью) гражданского, служебного, боевого и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, находящихся в собственности или во временном пользовании граждан. Предлагаются возможные пути решения имеющихся проблем по предупреждению и пресечению административных правонарушений в указанной сфере, а также по расширению полномочий участковых уполномоченных полиции по данному направлению деятельности.
Ключевые слова: оружие, лицензионно-разрешительная работа, контроль за оборотом оружия, участковые уполномоченные полиции.
Для цитирования: Данилов М.Л. О полномочиях сотрудников полиции в сфере контроля за оборотом оружия // Проблемы правоохранительной деятельности. 2019. № 4. С. 68-71.
Abstract: the article investigates the powers of police officers in the sphere of control over the circulation of weapons, as well as justifies the need to expand the powers of police precinct commissioners in the field of proceedings on administrative offenses in the field of arms trafficking. The normative legal basis of activity of law-enforcement bodies and Federal service of troops of national guard on performance of functions on control over maintenance of conditions of storage (safety) of the civil, office, fighting and award weapon, ammunition, cartridges to the weapon which are in property or in temporary use of citizens is resulted. Possible forms of interaction of the specified Federal Executive authorities on realization of this function are considered. The
УДК 343.344
М.Л. ДАНИЛОВ
(Академия управления МВД России, Россия, Москва) [email protected]
M.L. DANILOV
(Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Moscow, Russia)
article describes the procedural and administrative-jurisdictional powers of the internal Affairs bodies to control the provision of storage conditions (safety) of civil, service, combat and award weapons, ammunition, cartridges for weapons owned or temporarily used by citizens. Possible ways of the solution of existing problems on the prevention and suppression of administrative offenses in the specified sphere, and also on expansion of powers of district police commissioners in this direction of activity are offered.
Keywords: weaponslicensing and licensing work, control over the circulation of weapons, proceedings on an administrative offense, the owner of the weapon.
For citation: Danilov M.L. The question of the powers of the police commissioners in the sphere of control of circulation of weapons // Problems of Law Enforcement Activity. 2019. № 4. P. 68--71.
Совершение преступлений и административных правонарушений с применением оружия зачастую сопряжено с нарушением правил его хранения, перевозки, постановки на регистрационный учет и т.д. Поэтому деятельность правоохранительных органов по пресечению противоправных действий в этой сфере относится к числу приоритетных направлений деятельности всех субъектов профилактики преступлений и правонарушений в сфере оборота оружия.
Особую роль в этой деятельности занимает полиция. В то же время в последние годы система профилактики правонарушений в области оборота оружия претерпела существенные изменения в подходах к организации деятельности полиции в рассматриваемой сфере.
В 2016 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федера-ции»1 правоохранительная система нашей страны претерпела существенные изменения, обусловленные образованием Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и преобразованием внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации в войска национальной гвардии Российской Федерации [1].
Выполнение требований Указа Президента Российской Федерации сопровождалось реформой организационной структуры МВД России и включало в себя перераспределение полномочий от МВД России в пользу вновь созданной правоохранительной структуры. Содержание нововведений было направлено преимущественно на закрепление ряда уникальных функций в сфере охраны правопорядка в пользу Росгвар-дии. Это касалось тех из них, которые на протяжении длительного периода времени составляли компетенцию органов внутренних дел. Речь
1 Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL:http://www.consultant.ru/
идет о контроле за оборотом оружия. Здесь МВД России обладает огромным опытом, который в рамках организационно-структурных изменений не должен быть утрачен, должен быть востребован и успешно реализован в современных реалиях.
Так, на подразделения Росгвардии была возложена функция осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области оборота оружия, что позже нашло официальное закрепление в Федеральном законе от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»2. Одновременно Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»3 утратил норму, закрепляющую данное направление деятельности за этим правоохранительным органом.
В то же самое время МВД России полностью не устранено от контроля за оборотом оружия, а продолжает на основе подзаконных нормативных актов принимать участие в мероприятиях, направленных на повышение уровня безопасности при обороте оружия. Примером этого служит Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации4, где к числу полномочий ведомства отнесено участие в мероприятиях по контролю за оборотом оружия.
Одним из субъектов административной деятельности, имеющим прямое отношение к рассматриваемой проблематике, является участковый уполномоченный полиции. В соответствии
2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL:http://www. consultant.ru/
3 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL:http:// www.consultant.ru/
4 Указ Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699 (ред. от 06.11.2018) «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL:http:// www.consultant.ru/
с Инструкцией «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» участковый уполномоченный полиции в пределах компетенции участвует в мероприятиях по контролю за обеспечением условий хранения (сохранностью) гражданского, служебного, боевого и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, находящихся в собственности или во временном пользовании граждан5.
Зачастую этот вид деятельности осуществляется в тесном взаимодействии с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации на основе межведомственных соглашений. Разграничение полномочий двух ведомств определяется межведомственным приказом МВД России и Росгвардии от 18 августа 2017 г. № 652/360 «О некоторых вопросах участия полиции в мероприятиях по контролю за обеспечением условий хранения (сохранностью) гражданского, служебного, боевого и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, находящихся в собственности или во временном пользовании граждан»6.
Указанный правовой акт закрепляет механизм межведомственного взаимодействия при выполнении действий уполномоченными должностными лицами в сфере контрольных мероприятий по проверке соблюдения законодательства об обороте оружия. Прежде всего, это соблюдение собственниками оружия лицензионных требований к условиям хранения и сохранности оружия, а также патронов к нему.
Проверочные мероприятия - а именно они являются ключевой формой взаимодействия, проводятся при наличии повода - официального письменного запроса уполномоченных должностных лиц подразделений лицензион-но-разрешительной работы Росгвардии, представленного в территориальный орган МВД России районного уровня.
Приказ определяет и правила привлечения территориального органа МВД России к проверочным мероприятиям, если местом жительства
5 Приказ МВД России от 29 марта 2019 № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» [Электронный ресурс]. - Режим доступа -URL:http://www.consultant.ru/
6 Приказ МВД России и Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 18 августа 2017 г. № 652/360 «О некоторых вопросах участия полиции в мероприятиях по контролю за обеспечением условий хранения (сохранностью) гражданского, служебного, боевого и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, находящихся в собственности или во временном пользовании граждан» [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL:http://www.consultant.ru/
гражданина является сельское поселение либо отдаленная, труднодоступная местность, где отсутствует орган Росгвардии.
Вопросы, разрешаемые при проверке, следующие:
- продление срока действия или переоформление разрешений (лицензий) на хранение, хранение и ношение оружия;
- приобретение (получение во временное пользование) оружия и патронов;
- нарушение условий хранения (сохранности) оружия и патронов, находящихся в собственности или во временном пользовании граждан.
При проведении проверки в обязательном порядке сотрудником полиции (в подавляющем большинстве случаев этим сотрудником является участковый уполномоченный полиции) устанавливается соответствие условий хранения оружия и патронов предъявляемым сегодня требованиям. Результаты данной проверки оформляются актом обследования условий хранения оружия и патронов. Акт обследования составляется в двух экземплярах, один из которых вручается владельцу оружия под роспись.
Сам порядок проверки условий хранения оружия его владельцами не претерпел никаких изменений. Нововведением же сегодня стало то, что условия хранения могут, с одной стороны, проверять уполномоченные сотрудники Росгвардии, а с другой - сотрудники полиции при наличии официального запроса из подразделений Росгвардии.
Как уже сказано было выше, одним из основных участников контроля за оборотом оружия со стороны полиции является участковый уполномоченный полиции. Статус этого представителя полиции имеет ярко выраженный профилактический характер, о чем свидетельствуют положения нового приказа МВД России 2019 года, закрепляющего правовые и организационные основы функционирования подразделений участковых уполномоченных полиции.
Реализуя профилактическую направленность профессиональной деятельности, участковые уполномоченные полиции прежде всего уделяют внимание общественно опасным проявлениям в жилом секторе, лицам, злоупотребляющим алкоголем и наркотиками, семейно-бытовому насилию, работе с ранее судимыми и состоящими под административным надзором. Одновременно из поля зрения участкового уполномоченного полиции не выходят нарушения, связанные с оборотом оружия, которые порой являются причиной совершения преступлений и административных правонарушений. Граждане здесь выступают объектами
административного надзора, осуществляемого участковым уполномоченным полиции.
Если сопоставить полномочия в сфере контроля за оборотом оружия полиции в целом и участкового уполномоченного полиции в частности, то следует сказать о более широком круге полномочий полиции в этой деятельности до реформирования ведомства и передачи ключевых полномочий Росгвардии. Сегодня можно сказать, что арсенал средств участкового уполномоченного полиции в сфере регулирования отношений по контролю за оборотом оружия выглядит несколько усеченным.
В соответствии с приказом МВД России от 29 марта 2019 № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» участковый уполномоченный полиции осуществляет контроль за обеспечением условий хранения (сохранностью) гражданского, служебного, боевого и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, находящихся в собственности или во временном пользовании граждан (п. 10.3), ведет список граждан - владельцев оружия (п. 37).
Среди административно-правовых средств контроля за соблюдением законодательства в области оборота оружия особое место занимают меры административной ответственности за нарушения порядка в этой сфере [2]. Участковые уполномоченные полиции чаще всего выявляют нарушения гражданами - владельцами оружия правила хранения, ношения оружия и патронов к нему, ответственность за которые предусмотрена статьей 20.8 КоАП РФ.
Сотрудники полиции не уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.8 КоАП РФ, а при составлении соответствующих материалов в рамках закрепленной в законе процедуры направляют материалы в подразделения Росгвардии для принятия процессуального решения.
Существующее положение несколько замедляет оперативность превентивного воздействия со стороны правоохранительных органов на действия (бездействие) правонарушителя. Особо остро обстоит дело в ситуации, когда речь идет о нарушении гражданином установленных сроков регистрации приобретенного оружия, а равно установленных сроков продления (перерегистрации) разрешений на его хранение и ношение или сроков постановки оружия на учет при изменении гражданином постоянного места жительства. Сотрудники полиции не вправе рассматривать материалы о таких правонарушениях, не вправе составлять по ним протокол об административном правонарушении.
По нашему мнению, сегодня назрела необходимость пересмотра ряда положений законодательства, касающихся определения полномочий органов внутренних дел в сфере оборота оружия. Необходимо наделить полицию полномочиями по принятию по ним решений. И, несомненно, этими полномочиями необходимо наделить участковых уполномоченных полиции, что должно существенно повысить эффективность государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия.
- Литература -
1. Кученин Е.С. К вопросу о полномочиях участковых уполномоченных полиции в сфере контроля за оборотом гражданского оружия // Вестник экономической безопасности». 2018. № 1. С. 153-156.
2. Организация охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. - Москва: Академия управления МВД России. 2017. Ч. 2. - 228 с.
= References =
1. Kuchenin E.S. K voprosu o polnomochiyah uchastkovyh upolnomochennyh policii v sfere kontrolya za oborotom grazhdanskogo oruzhiya // Vestnik ekonomicheskoj bezopasnosti». 2018. № 1. S. 153-156.
2. Organizaciya ohrany obshchestvennogo poryadka i obespecheniya obshchestvennoj bezopasnosti. - Moskva: Akademiya upravleniya MVD Rossii. 2017. Ch. 2. - 228 s.
(статья сдана в редакцию 22.11.2019)