УДК 342.951 ББК 67.301
КОНТРОЛЬ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ ЗА СУБЪЕКТАМИ ЧАСТНОЙ ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРАВОВАЯ ОСНОВА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ ИШМУРА ТОВ,
старший преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
кандидат юридических наук
Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс
E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. На основе анализа статистических данных и нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность полиции по контролю за частной охранной деятельностью, обосновывается необходимость принятия мер и выработки предложений, направленных на повышение эффективности осуществляемого участковыми уполномоченными полиции контроля за субъектами частной охранной деятельности.
Ключевые слова: частная охранная деятельность, частные охранные организации, служебное оружие, участковые уполномоченные полиции.
Annotation. based on the analysis of statistical data and normative legal acts, regulating the activities of the police to monitor private security activity, the article proves the necessity of taking measures and proposals aimed at improving the efficiency of implemented precinct commissioners of police control over the subjects of private security activities.
Keywords: private security activities private security organization, service weapons, district commissioners of police.
Решая задачи по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, полиция особое внимание уделяет различным объектам повышенной опасности, функционирование которых возможно только при неукоснительном соблюдении установленных законодательством Российской Федерации условий и требований. К числу таких объектов следует отнести и организации, в которых осуществляется оборот оружия и боеприпасов, в том числе, частные охранные организации.
Согласно статистическим данным МВД России1 количество субъектов, осуществляющих частную охранную деятельность, на 1 января 2014 г. составляло 23 676, из них, использующих служебное оружие — 4 557 частных охранных организаций. При этом количество служебного оружия у указанных субъектов, находящегося в собственности и (или) во временном пользовании, составляло 82 899 единиц. Под охраной частных охранных организаций нахо-
дилось 745 937 объектов. Количество работников частных охранных организаций, имеющих удостоверения частного охранника, составляло 688 729 человек, из них использующих оружие — 144 962.
В ходе проведенных в 2013 г. сотрудниками полиции 20 600 проверок субъектов частной охранной деятельности выявлено 6 126 нарушений, из которых 96 — грубых. При этом привлечено к административной ответственности за указанный период 7 506 частных охранных организаций, из них 625 юридических и 2 137 должностных лиц. Привлечено к уголовной ответственности 14 сотрудников частных охранных организаций.
Вместе с тем, за указанный отчетный период приостановлена деятельность в административном порядке только 1 частной охранной организации и прекращена деятельность всего лишь 8 субъектов рассматриваемой деятельности в связи с аннулированием лицензий по решению суда.
Приведенные статистические данные, полученные в ходе контроля сотрудниками полиции за соблюдением законодательства о частной охранной деятельности, свидетельствуют не только о большой численности субъектов частной охранной деятельности и работающих в них частных охранников, а такжео значительномколичестве выявленных в исследуемой сфере нарушений, содержащих признаки составов административных правонарушений и преступлений, но и о недостаточных мерах со стороны должностных лиц полиции, направленных на недопущение и пресечение подобных фактов.
Сказанное не может не вызывать обеспокоенность государства и предполагает, прежде всего, усиление и повышение эффективности контроля с его стороны за субъектами частной охранной деятельности.
Контроль за частной охранной деятельностью на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел, иные федеральные органы исполнительной власти и подчиненные им органы и подразделения в пределах, установленных Федеральным законом «Законом Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»», другими законами и иными правовыми актами Российской Федерации2.
В соответствии с Федеральным законом «О полиции»3 одним из основных направлений деятельности полиции является контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности.
Учитывая важность данного направления деятельности полиции, в органах внутренних дел сформирована самостоятельная система подразделений ее осуществляющих (подразделения лицензионно-разрешительной работы МВД России).
Кроме того, вопросы контроля за частной охранной деятельностью входят в компетенцию иных служб полиции, к которым, в первую очередь, следует отнести службу участковых уполномоченных полиции, как одну из самых многочисленных в полиции, и одновременно с этим, обладающую значительными полномочиями по контролю в данной сфере.
Раскрывая указанные полномочия участковых уполномоченных полиции, необходимо выделить полномочия, определяемые как Федеральным законом «О полиции», так и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность данных должностных лиц полиции в рассматриваемой сфере.
На полицию возлагается обязанность по осуществлению контроля за деятельностью частных охранных организаций. Также к обязанностям полиции относятся контроль за оборотом служебного оружия и патронов к нему, сохранностью и техническим состоянием оружия, находящегося во временном пользовании у частных охранных организаций, а также соблюдением организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия.
Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей в рассматриваемой сфере предоставляются такие права, как:
ф проводить проверки мест хранения оружия, по результатам которых выдавать должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений правил оборота оружия и патронов к нему; изымать в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, оружие и патроны к нему, основные части к ним; ограничивать в установленном законодательством Российской Федерации порядке деятельность соответствующих объектов и применять иные меры, предусмотренные Федеральным законом «Об оружии»4; входить беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения в помещения, занимаемые частными охранными организациями, в целях выполнения возложенных на полицию обязанностей по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности; осматривать места хранения служебного оружия;
■Ф проверять организацию охраны, осуществляемой частными охранными организациями, на соответствие установленным правилам; получать письменную и устную информацию о частных охранных организациях, частных охранниках.
В соответствии с «Наставлением по организации деятельности участковых уполномоченных полиции»5 участковые уполномоченные полиции при несении службы на административном участке принимают участие в контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия, в том числе, субъектами частной охранной деятельности.
Указанное должностное лицо полиции, в целях успешного выполнения поставленных перед ним задач, обязано владеть информацией о задействованных на административном участке в охране общественного порядка работниках организаций, осуществляющих частную охранную деятельность.
Кроме того, участковые уполномоченные полиции в ходе проведения профилактического обхода административного участка при ознакомлении с объектами, расположенными на нем, обязаны:
1) устанавливать вид охраны объектов, наличие у частных охранников оружия, необходимых разрешительных документов на осуществление частной охранной деятельности;
2) проводить разъяснительную работу с частными охранниками, работающими на объектах, о принятии мер по сохранности имущества (в том числе о целесообразности установки охранной сигнализации), о действиях в чрезвычайной ситуации, при угрозе совершения террористического акта;
3) обо всех случаях обнаружения нарушений требований законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности, в том числе, выражающихся в оказании охранных услуг частными охранными организациями на объектах, подлежащих государственной охране6, докладывать начальнику территориального органа МВД России.
С учетом полномочий подразделений полиции участковые уполномоченные полиции взаимодействуют с сотрудниками подразделений лицензион-но-разрешительной работы в процессе реализации прав полиции, предоставленных законодательством Российской Федерации, осуществляя при этом следующие функции.
1. Участвуют в осуществлении контроля за условиями хранения служебного оружия и патронов к нему. При выявлении нарушений порядка его хранения, регистрации (перерегистрации) или сро-
ков постановки на учет составляют протоколы об административном правонарушении и докладывают рапортом на имя начальника территориального органа МВД России.
2. Принимают участие в пределах административного участка в решении вопросов выдачи лицензии на приобретение служебного оружия организациям при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом«Об оружии»; разрешения на хранение или хранение и ношение служебного оружия.
3. Участвуют по поручению руководства территориального органа МВД России в организации работы частных охранных организаций, расположенных на административном участке, по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, в том числе в период проведения культурно-массовых, спортивных и иных мероприятий, организуемых государственными и иными органами и проходящих на административном участке.
Кроме того, в соответствии с «Наставлением по организации контроля органами внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью» основными обязанностями участковых уполномоченных полиции по предупреждению противоправных действий в сфере частной охранной деятельности являются' следующие.
1. Ведение учета частных охранных организаций и охраняемых ими объектов, негосударственных образовательных учреждений по подготовке частных охранников, расположенных на обслуживаемой территории.
2. Осуществление ежеквартальных проверок частных охранных организаций, охраняемых их персоналом объектов на предмет соблюдения порядка учета, хранения и использования служебного оружия, соответствия их деятельности требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
3. Привлечение частных охранников к сотрудничеству в качестве внештатных сотрудников полиции.
4. Выявление учреждений и организаций, а также физических лиц, оказывающих охранные услуги без лицензии и удостоверения частного охранника.
5. По запросам соответствующих подразделений органов внутренних дел сообщают сведения, характеризующие по месту жительства лиц, оформляющих документы на получение удостоверения частного охранника.
6. Выявление среди работников частных охранных организаций лиц, допускающих нарушения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, регламентирующих их деятельность и правила оборота оружия.
7. Взаимодействие с сотрудниками подразделений уголовного розыска, подразделениями полиции по охране общественного порядка по вопросам контроля за деятельностью частных охранных организаций, своевременное информирование их о выявленных нарушениях в этой сфере. Участие в совместных проверках и осуществление контроля за устранением выявленных недостатков.
8. Ежеквартальный отчет перед руководством органа внутренних дел о состоянии правопорядка и соблюдении законности в деятельности частных охранных организаций и на охраняемых ими объектах, а также внесение предложений по использованию их потенциала в обеспечении общественного порядка на административном участке.
Отметим также, что участковые уполномоченные полиции принимают участие в обследовании помещений юридических лиц, предназначенных для хранения и размещения служебного оружия и патронов к нему в составе формируемой комиссии, в которую входят также должностные лица подразделений лицензионно-разрешительной работы и сотрудники иных служб органов внутренних дел8.
Участковые уполномоченные полиции, осуществляя ведение служебной документации, в рамках контроля за субъектами частной охранной деятельности вносят необходимые сведения в паспорт на административный участок.
1. В раздел IV «Сведения, характеризующие административный участок» заносится информация о количестве частных охранных организаций, расположенных на территории на начало отчетного периода.
2. В разделе VI «Объекты, организации, расположенные на административном участке» в п. 3 «Частные охранные и детективные предприятия»
указывается следующая информация о частных охранных организациях: наименование, ведомственная принадлежность, род деятельности; фактический и юридический адреса; Ф.И.О., служебный, контактный телефоны, адрес места жительства руководителя, начальника отдела кадров, начальника охраны; наличие, вид охраны, охранной и тревожной сигнализаций; другие сведения, относящиеся к деятельности частных охранных организаций.
Отметим что контроль, осуществляемый участковыми уполномоченными полиции за оборотом служебного оружия и патронов к нему, находящихся у субъектов частной охранной деятельности, призван, в первую очередь, предупредить возможные нарушения установленного порядка приобретения, хранения, ношения, транспортирования и применения оружия как источника повышенной опасности.
Суммируя сказанное и подводя черту, приходим к аргументации вывода о необходимости выработки предложений, направленных на повышение эффективности осуществляемого участковыми уполномоченными полиции контроля за субъектами частной охранной деятельности.
1. Принятие необходимых и достаточных мер правового и организационного характера в целях исключения привлечения участковых уполномоченных полиции к выполнению функций, связанных с исполнением своих должностных обязанностей вне закрепленного за ним административного участка.
2. Систематическое проведение сотрудниками лицензионно-разрешительных подразделений полиции занятий с участковыми уполномоченными полиции в системе профессиональной служебной подготовки, направленных на повышение уровня их теоретических знаний и практических навыков по контролю за частной охранной деятельностью.
3. Разработка и включение в «Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции»:
■Ф раздела «Особенности организации работы участковых уполномоченных полиции по контролю за частной охранной деятельностью», определяющего порядок проведения профилактических и контрольных мероприятий указанными сотрудниками полиции, направленных на
предупреждение и пресечение нарушений в рассматриваемой сфере; ф приложения «Рапорт о проверке частных охранных организаций и объектов, находящихся под их охраной».
Как представляется, реализация предложенных мер будет способствовать не только повышению эффективности контроля в сфере частной охранной деятельности со стороны участковых уполномоченных полиции, но и будет направлена на достижение должного уровня охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности полицией.
1 Сведения о контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о частной детективной (сыскной) и охранной деятельности // Сводный отчет о лицензионно-разреши-тельной работе МВД России за 2013 г.
2 Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // Российская газета, № 100, 30 апреля 1992 г. По информации СПС «КонсультантПлюс», 2014.
3 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О поли-
ции» // Российская газета, № 28, 10 февраля 2011 г. По информации СПС «КонсультантПлюс», 2014.
4 Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» // Российская газета, № 241, 18 декабря 1996 г.
5 Приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» // Российская газета, № 65, 27 марта 2013 г.
6 Перечень объектов, подлежащих государственной охране, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 24 августа 1992 г., № 8, ст. 506.
7 Приказ МВД России от 31 декабря 1999 г. № 1105 «О мерах по усилению контроля органами внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью» (вместе с «Наставлением по организации контроля органами внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью») // По информации СПС «КонсультантПлюс», 2014.
8 Приказ МВД России от 29 июня 2012 г. № 646 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия» // Российская газета, № 236, 12 октября 2012 г.
Наследственное право
Наследственное право: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. О.Ю. Ильиной, Н.Д. Эриашвили, М.В. Самойловой. 7-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 311 с. (Серия «Dura lex, sed lex»).
В новом издании пособия учтены последние нормативные правовые акты по наследственному праву. Раскрываются понятие и значение наследственного права, дается характеристика оснований наследования (по завещанию и по закону), обозначена роль нотариата в оформлении наследственных прав. Анализируются положения, связанные с выделением супружеской доли из состава наследственного имущества, а также с особенностями наследования отдельных видов имущества (предприятий, жилых помещений, земельных участков и других объектов). Рассматриваются вопросы наследования интеллектуальных прав, регулируемых частью IV ГК РФ, а также изменения законодательства по наследованию выморочного имущества.
Приведены образцы документов, составляемых в процессе наследственного правопреемства, размеры государственной пошлины, уплачиваемой за совершение нотариальных действий (за удостоверение завещаний, принятие мер по охране наследства, выдачу свидетельства о праве на наследство). Отдельная глава посвящена судебному рассмотрению дел по наследственным правоотношениям.
Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов, курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России, практикующих юристов и всех тех, кто интересуется вопросами наследственного права.