Научная статья на тему 'К вопросу о полномочиях участковых уполномоченных полиции в сфере контроля за оборотом гражданского оружия'

К вопросу о полномочиях участковых уполномоченных полиции в сфере контроля за оборотом гражданского оружия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2134
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
участковые уполномоченные полиции / контроль за соблюдением законодательства в области оборота оружия / производство по делу об административном правонарушении. / precinct police / control over observance of legislation in the area of arms trafficking / the proceedings of an administrative offense.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Евгений Сергеевич Кученин

Обосновывается необходимость расширения полномочий участковых уполномоченных полиции в сфере производства по делам об административных правонарушениях в области оборота оружия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUESTION OF THE POWERS OF THE POLICE COMMISSIONERS IN THE SPHERE OF CONTROL OF CIRCULATION OF CIVILIAN WEAPONS

Substantiates the necessity of expanding the powers of police officers in the field of production on Affairs about administrative offences in the field of arms trafficking.

Текст научной работы на тему «К вопросу о полномочиях участковых уполномоченных полиции в сфере контроля за оборотом гражданского оружия»

© Е.С. Кученин, 2018 УДК 342.9 ББК 67.401

К ВОПРОСУ О ПОЛНОМОЧИЯХ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ В СФЕРЕ КОНТРОЛЯ ЗА ОБОРОТОМ ГРАЖДАНСКОГО ОРУЖИЯ

Евгений Сергеевич Кученин,

доцент кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук

E-mail: [email protected]

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Обосновывается необходимость расширения полномочий участковых уполномоченных полиции в сфере производства по делам об административных правонарушениях в области оборота оружия.

Ключевые слова: участковые уполномоченные полиции, контроль за соблюдением законодательства в области оборота оружия, производство по делу об административном правонарушении.

Для цитирования: Кученин Е.С. К вопросу о полномочиях участковых уполномоченных полиции в сфере контроля за оборотом гражданского оружия. Вестник экономической безопасности. 2018;(1):153-6.

THE QUESTION OF THE POWERS OF THE POLICE COMMISSIONERS IN THE SPHERE OF CONTROL OF CIRCULATION OF CIVILIAN WEAPONS

Evgeniy S. Kuchenin,

Associate Professor of the Department of Administrative Activity of ATS Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V.Ya. Kikot, Candidate of Legal Sciences

Abstract. Substantiates the necessity of expanding the powers of police officers in the field of production on Affairs about administrative offences in the field of arms trafficking.

Keywords: precinct police, control over observance of legislation in the area of arms trafficking, the proceedings of an administrative offense.

В 2016 г. с вступлением в силу Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» правоохранительная система нашей страны претерпела существенные изменения, обусловленные образованием Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и преобразованием внутренних воск Министерства внутренних дел Российской Федерации в войска национальной гвардии Российской Федерации [1].

Эти изменения сопровождались передачей Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации (далее — ВНГ России) ряда функций в сфере обеспечения общественной безопасности до этого момента выполнявшихся органами внутренних

дел Российской Федерации. В частности, на образованный Федеральный орган исполнительной власти были возложены функции осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия, что позже нашло отражение и в федеральном законе от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», и в федеральном законе от 7 февраля 2011 г. «О полиции», в который были внесены изменения, предусматривающие исключение из числа основных направлений деятельности полиции контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия.

Вместе с тем, МВД России не было полностью освобождено от выполнения соответствующих

функций и продолжает выполнять их во взаимодействии с ВНГ России. Это связанно с местом и ролью МВД России и ВНГ России в системе государственного управления в сфере внутренних дел. В частности, как следует из законодательных актов, определяющих правовое положение ВНГ России и полиции, оба этих элемента правоохранительной системы призваны защищать права и свободы человека и гражданина [2]. Эту цель безусловно невозможно достигнуть в т.ч. без эффективного контроля за соблюдением законодательства в области оборота оружия, одной из целей которого является недопущение использования оружия в преступных целях.

Реализация органами внутренних дел Российской Федерации функций контроля за соблюдением законодательства в области оборота оружия предусмотрена и другими нормативными правовыми актами. Так, в соответствии с пп. 21 п. 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации [3] к числу полномочий МВД России отнесено участие в мероприятиях по контролю за оборотом оружия.

Как представляется, одним из основных субъектов контроля за оборотом оружия, помимо сотрудников подразделений лицензионно-разрешитель-ной работы, до образования Федеральной службы войск национальной гвардии, являлись участковые уполномоченные полиции, важной отличительной особенностью служебной деятельности которых являлась ярко выраженная профилактическая направленность этой деятельности. Естественно, что приоритет в своей профилактической работе участковые уполномоченные полиции отдают прежде всего потенциально опасным проявлениям в жилом секторе, таким как злоупотребления алкоголем, се-мейно-бытовое насилие, рецидивная преступность, а также связанным с оборотом объектов разрешительной системы, главным образом — оружия, находящегося во владении у граждан. Отметим также, что участковые уполномоченные полиции - субъекты как общего, так и специального административного надзора, в частности — надзора, объектами которого являются граждане — владельцы гражданского оружия.

В данной сфере деятельности участковые уполномоченные полиции были наделены обширными полномочиями, позволяющими реализовывать ши-

рокий спектр административно-правовых средств контроля за оборотом гражданского оружия, таких как проверки условий хранения оружия по месту жительства его владельцев, порядка хранения, ношения, использования наградного и гражданского оружия разных видов (охотничьего, спортивного, самообороны, наградного).

Образование Федеральной службы войск национальной гвардии не повлекло существенных изменений в содержании деятельности участковых уполномоченных полиции и они все также участвуют в контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия, что прямо предусмотрено п. 5.4 Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции [4]. Эти обязанности конкретизированы в п. 80.2 Наставления, согласно которого:

• участковый уполномоченный полиции принимает участие в мероприятиях по контролю за обеспечением условий хранения (сохранностью) гражданского, служебного, боевого и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, находящихся в собственности или во временном пользовании граждан. При выявлении правонарушений в области оборота оружия в пределах компетенции принимает меры по привлечению лица к предусмотренной законодательством ответственности, изъятию оружия и патронов к нему и докладывает рапортом на имя начальника территориального органа МВД России;

• ведет в установленном порядке в служебной документации учет лиц, имеющих гражданское и наградное оружие.

Выполняя эти обязанности, участковые уполномоченные полиции, как и прежде, осуществляют проверки условий хранения оружия по месту жительства его владельцев, порядка хранения, ношения, использования гражданского оружия. Однако арсенал административно-правовых средств контроля законодательства в области оборота оружия, доступных участковым уполномоченным полиции оказался несколько урезан. Речь идет о следующем.

В числе административно-правовых средств контроля соблюдения законодательства в области оборота оружия традиционно значимое место занимают меры административной ответственности за

нарушения порядка оборота оружия, предусмотренные рядом статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В этой связи, применительно к владельцам гражданского оружия, стоит упомянуть правонарушения, чаще всего выявляемые участковыми уполномоченными полиции по месту их проживания предусмотренные КоАП РФ (ред. от 27.11.2017, с изм. от 04.12.2017) [5].

В частности, частью 4 статьи 20.8 предусмотрена ответственность за нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами, за исключением случая, предусмотренного частью 4.1 этой статьи. Часть 5 статьи 20.8 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему. Это те административные правонарушения, которые чаще всего выявляются участковыми уполномоченными полиции в жилом секторе во время проводимых ими мероприятий по контролю за соблюдением законодательства в области оборота оружия.

Ни по одному из указанных составов административных правонарушений полиция, в соответствии со ст. 23.3 и 28.3 КоАП РФ не вправе принимать решения о наказании, уполномочена только составлять протоколы об административных правонарушениях, а затем в установленном порядке направлять материалы об административных правонарушениях в соответствии с подведомственностью. Во-первых, это создает определенные препятствия для своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, что особенно актуально для малонаселенной и сельской местности, а во-вторых, не позволяет полностью реализовать правоохранительный потенциал службы участковых уполномоченных полиции.

Еще сложнее ситуация с административно-юрисдикционными полномочиями полиции, вообще, и участковых уполномоченных полиции, в частности, по отношению к выявленным сотрудниками полиции правонарушениями, предусмотренными частью 1 статьи 20.11 — нарушение гражданином установленных сроки регистрации приобретенного по лицензиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Рос-

сийской Федерации, или его территориального органа оружия, а равно установленных сроков продления (перерегистрации) разрешений (открытых лицензий) на его хранение и ношение или сроков постановки оружия на учет в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, или его территориальном органе при изменении гражданином постоянного места жительства. Сотрудники полиции не вправе не только рассматривать материалы о таких правонарушениях, но и не вправе составлять по ним протокол об административном правонарушении. Замечу, что в практической деятельности это едва ли не самое часто встречающееся административное правонарушение в области оборота оружия, выявляемое участковыми уполномоченными полиции при проверке владельцев гражданского оружия.

Эта ситуация, например, вынуждает участковых уполномоченных полиции ряда Отделов МВД России по районам г. Москвы, при фактическом выявлении владельцев гражданского оружия нарушения сроков его перерегистрации, составлять в их отношении протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.8 КоАП РФ, что формально соответствует фактическим обстоятельствам правонарушения, т.к. нарушение сроков перерегистрации оружия — это то же нарушения правил его хранения, однако искажает смысл законодательства об административных правонарушениях, имеющего «целевую» норму, предусматривающую ответственность именно за это административное правонарушение.

Таким образом, требуется определенная гармонизация законодательства регламентирующего деятельность полиции по контролю соблюдения законодательства в области оборота оружия, в т.ч. регламентирующего административно-юрисдикцион-ные полномочия полиции в рассматриваемой сфере обеспечения общественной безопасности. Наделение полиции полномочиями составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.11 КоАП РФ, а также наделение участковых уполномоченных полиции правом рассматривать в пределах своей компетенции материалы об административных правонарушениях, пред-

усмотренных указанной статьей КоАП РФ, а также предусмотренных частями 4 и 5 ст. 20.8 КоАП РФ позволит в полной мере использовать правоохранительный потенциал службы участковых уполномоченных полиции и будет способствовать повышению эффективности государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия, а значит — способствовать более эффективной защите прав и свобод граждан, обеспечению общественной безопасности.

Литература

1. Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» // СПС КонсультанПлюс. http://www. consultant.ru, дата обращения 07.12.2017 г.

2. См.: ст. 1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» и ст. 1 федерального закона от 7 февраля 2011 г. «О полиции» // СПС Консуль-

танПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru. Дата обращения: 07.12.2017 г.

3. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699 ««Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» // СПС КонсультанПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru. Дата обращения: 07.12.2017 г.

4. Утв. Приказом МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» // СПС Кон-сультанПлюс. Режим доступа: http://www.consultant. т. Дата обращения: 07.12.2017 г. Далее — Наставление.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 27.11.2017, с изм. от 04.12.2017) // СПС КонсультанПлюс. Режим доступа: http://www. consultant.ru. Дата обращения: 07.12.2017 г.

Научные издания для юристов

ДА Бурыка Е.В. Егорова

Актуальные вопросы

теории и практики предъявления лиц для опознания

Актуальные вопросы теории и практики предъявления лиц для опознания: монография / Д.А. Бурыка, Е.В. Егорова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2016. 159 с. (Серия «Научные издания для юристов»).

На основе анализа специальной литературы, действующего уголовно процессуального законодательства и практики его применения рассматриваются проблемные, дискуссионные вопросы, связанные с подготовкой и проведением предъявления для опознания живых лиц как по признакам внешности, так и по функционально-динамическому комплексу навыков. Предлагается комплекс рекомендаций по дальнейшему совершенствованию правовых и криминалистических основ данного следственного действия. Значительное внимание уделяется особенностям процессуальной оценки его результатов с учетом обобщения наиболее распространенных ошибок, допускаемых при предъявлении лиц для опознания.

Для сотрудников правоохранительных органов, занимающихся раскрытием и расследованием преступлений, прокуроров, судей, адвокатов, преподавателей, аспирантов, научных работников, студентов, курсантов и слушателей юридических вузов, а также для широкого круга читателей, интересующихся вопросами производства следственных действий и проблемами доказывания в российском уголовном судопроизводстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.