УГОЛОВНОЕ ПРАВО И УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА
УДК 343.2/.7
Некоторые вопросы ответственности за незаконный оборот холодного оружия
Коркин Андрей Владимирович, профессор кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел
Уральского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент
e-mail: [email protected]
Харламова Алена Алексеевна, доцент кафедры уголовного права Уральского юридического института МВД России, кандидат юридических наук
e-mail: [email protected]
В статье исследуются вопросы юридической ответственности за незаконный оборот холодного оружия, раскрываются особенности отдельных признаков правонарушений и преступлений, совершаемых в данной сфере. На основе системного анализа определены недостатки в регламентации норм уголовного и административного законодательства, посвященных регулированию оборота оружия, сформулированы предложения по их устранению с учетом практики применения.
Ключевые слова: незаконный оборот оружия; холодное оружие; кастет; незаконное хранение холодного оружия; незаконное ношение холодного оружия.
Some issues of responsibility for illicit trafficking of cold weapons
Korkin Andrey Vladimirovich,
Рrofessor of the Department of Аdministrative
Law and Administrative Activity of the Low Enforcement
Agencies of the Ural Law Institute of the Ministry
of the Interior of the Russian Federation,
Candidate оf Law, Associate professor
Kharlamova Alyona Alekseevna,
Associate professor of the Department of Criminal law of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Candidate of Law
The article explores the issues of legal responsibility for the illegal circulation of cold weapons, reveals the characteristics of individual signs of offenses and crimes committed in this area. On the basis of the system analysis, shortcomings in the regulation of the norms of criminal and administrative legislation on the regulation of the turnover of weapons are identified, proposals are formulated for their elimination taking into account the practice of application.
Key words: arms trafficking; cold weapon; brass knuckles; illegal storage of cold weapon; illegal carrying cold weapon.
Основными регуляторами вопросов, связанных с оборотом холодного оружия, на сегодняшний день выступают: Федеральный закон «Об оружии»1; постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации»2; приказы МВД России «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814»3 и «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия»4. При этом, несмотря на то что уже более года соответствующие полномочия по контролю за оборотом оружия переданы от МВД России подразделениям войск национальной гвардии5, соответствующие подзаконные нормативные правовые акты в этой сфере не приняты и перечисленные подзаконные нормативные правовые акты действуют части, не противоречащей Федеральному закону от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».
Холодным считается оружие, предназначенное для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом
1 Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (далее - Закон об оружии) // ИС «КонсультантПлюс».
2 Постановление Правительства РФ от 21 июля 1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» (вместе с Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, Положением о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему) // ИС «КонсультантПлюс».
3 Приказ МВД России от 12 апреля 1999 г. № 288 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814» (вместе с Инструкцией по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации) // ИС «КонсультантПлюс».
4 Приказ МВД России от 29 июня 2012 г. № 646 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия» // ИС «КонсультантПлюс».
5 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках
национальной гвардии Российской Федерации» // ИС «Кон-
сультантПлюс»._
поражения6. Объект поражения в законе не конкретизирован, следовательно, в качестве него может быть как живая, так и иная цель. Непосредственный контакт с объектом поражения предполагает наличие минимальной дистанции, определяемой длиной рук человека, его ростом, длиной оружия или его частей7.
Условно холодное оружие по конструктивным признакам можно разделить на клинковое (кинжалы, кортики, мечи, стилеты, ножи, рапиры, сабли, шашки, шпаги, штыки и др.) и древковое (пики, копья, рогатины, секиры), а по поражающему действию - на колющее, рубящее, ударное и комбинированного действия (ударно-дробящее, колюще-рубящее, колюще-режущее, ударно-рубящее и др.)8.
В перечне видов гражданского оружия холодное клинковое оружие отнесено к категориям спортивного оружия, охотничьего оружия и оружия, предназначенного для ношения с казачьей формой, а также с национальными костюмами народов Российской Федерации, атрибутика которых определяется Правительством Российской Федерации.
Важно иметь в виду, что некоторые изделия хотя и могут быть конструктивно схожи с оружием и применены в качестве оружия (например, топор, хозяйственный нож и прочие), но в рамках Закона об оружии таковыми не являются, поскольку они предназначены для использования в качестве предметов хозяйственно-бытового и производственного назначения.
Под метательным оружием понимается оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение при помощи мускульной силы человека или механического устройства9. К видам, требующим мускульную силу, относят метательные ножи, топоры, гири, дротики, бумеранги, а к видам, основанным на механических устройствах, - луки, арбалеты, самострелы.
По источнику приведения в действие (мускульная сила человека) метательное оружие во многом является аналогом холодного оружия, но при этом имеет свойство дистанционности, что сближает его с огнестрельным оружием. В качестве снаряда может быть использована стрела, стрела-болт, пуля, ядро, нож, дротик, иное специальное орудие (предмет).
Следует отметить, что метательное оружие прежде именовалось холодным метательным и включалось в качестве разновидности в перечень охотничьего оружия. В действующем законодательстве метательное оружие выделено в отдельный подвид и отнесено исключительно к спортивному со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями (условия приобретения, хранения, использования и т. д.). В настоящее время к охотничьему оружию относится только холодное клинковое.
За незаконный оборот холодного оружия предусмотрена уголовная и административная ответствен-
6 См.: Закон об оружии.
7 См.: Гонтарь С. Гражданское холодное оружие: миф и реальность // Закон и право. 2003. № 6-7.
8 Комментарий к Федеральному закону от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» // ИС «КонсультантПлюс».
9 См.: Закон об оружии._
ность. При этом согласно правовым позициям Верховного Суда Российской Федерации, «необходимо иметь в виду, что неправомерные действия лица могут содержать одновременно признаки состава как административного правонарушения, так и преступления, в связи с чем необходимо отграничивать виды ответственности владельцев оружия. В случаях, когда допущенное лицом административное правонарушение (например, нарушение правил хранения или ношения оружия и боеприпасов, их продажи, несвоевременная регистрация и перерегистрация оружия и т. п.) содержит также признаки уголовно наказуемого деяния, указанное лицо может быть привлечено лишь к административной ответственности»1.
Применительно к огнестрельному оружию, под оборотом понимается производство оружия, торговля оружием, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия в Российскую Федерацию и вывоз его из Российской Федерации2. Полагаем, что оборот холодного оружия складывается из таких же элементов (действий).
Незаконный оборот оружия может быть двух видов: нарушение запрета и невыполнение обязанностей3. В первом случае законодатель использует термин «незаконный» (незаконный оборот, незаконное приобретение, незаконное хранение), во втором - нарушение правил обращения, ненадлежащее исполнение обязанностей (небрежное хранение)4.
До вступления в силу Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ5 уголовная ответственность за незаконные приобретение, сбыт или ношение холодного оружия, в том числе метательного оружия, за исключением тех местностей, где ношение холодного оружия является принадлежностью национального костюма или связано с охотничьим промыслом, была предусмотрена ч. 4 ст. 222 Уголовного кодекса Российской Федерации6. Ныне действующая редакция указанной уголовно-правовой нормы устанавливает ответственность только за сбыт холодного оружия.
Под сбытом понимается безвозвратное отчуждение в собственность иных лиц в результате совершения какой-либо противоправной возмездной или безвоз-
1 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2002 г. № 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» // ИС «КонсультантПлюс».
2 Статья 1 Закона об оружии.
3 См.: Шелковникова Е. Правовой режим оружия и особенности его законодательного регулирования // Закон и право. 2003. № 7. С. 14.
4 См.: Багрова О. Л. Уголовная ответственность за хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств: учеб. пособие. М., 2007. С. 20-21.
5 Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // ИС «КонсультантПлюс».
6 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г.
№ 63-ФЗ (далее - УК РФ) // ИС «КонсультантПлюс».
мездной сделки7. Причем сбыт образуют как продажа и обмен, так и дарение. Не образует состава уголовно наказуемого деяния передача холодного оружия, под которой понимается незаконное предоставление посторонним лицам для временного использования или хранения.
Уголовная ответственность за незаконное изготовление холодного оружия предусмотрена ч. 4 ст. 223 УК РФ.
Под незаконным изготовлением холодного оружия понимается его создание, в том числе путем переделки каких-либо иных предметов (например, предметов бытового назначения или спортивного инвентаря), без полученной в установленном порядке лицензии, в результате чего они приобретают свойства холодного оружия.
Ответственность за переделку холодного оружия в ч. 4 ст. 223 УК РФ не установлена, однако применительно к огнестрельному оружию Верховный Суд Российской Федерации указывает, что под ней как разновидностью изготовления следует понимать изменение в нарушение установленного порядка характеристик и свойств, при котором независимо от результатов такого изменения их поражающие свойства сохраняются (например, изменение их формы для имитации других предметов)8.
Не предусмотрен специальный вид уголовной ответственности за хищение холодного оружия (применяются общие нормы, предусмотренные гл. 21 УК РФ), а также уголовная ответственность за незаконное его перемещение через таможенную границу Таможенного союза либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза.
Часть 4 ст. 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях9 устанавливает ответственность за нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия гражданами.
Под нарушением правил понимается несоблюдение требований и порядка осуществления определенных действий.
Вместе с тем специальных правил хранения или ношения холодного оружия гражданами не установлено, предусмотрены лишь отдельные ограничения. Так, например, запрещено ношение гражданами в целях самообороны холодного оружия, за исключением случаев перевозки или транспортирования указанного оружия10. Следовательно, гражданин, осуществляющий ношение холодного оружия в целях самообороны, может быть привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.8 КоАП РФ.
7 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2002 г. № 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» // ИС «КонсультантПлюс».
8 Там же.
9 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (далее - КоАП РФ) // ИС «КонсультантПлюс».
10 См.: Пункт 6 ст. 6 Закона об оружии // ИС «КонсультантПлюс».
Используемая в ч. 4 ст. 20.8 КоАП РФ формулировка «нарушение правил» подталкивает к выводу, что указанная норма распространяется только на те случаи, когда гражданин владеет оружием законно, однако допускает нарушение порядка его хранения, ношения или уничтожения. Если же легитимных оснований на обладание оружием нет, то должно иметь место не нарушение правил, а осуществление незаконных действий, в частности, незаконного хранения или незаконного ношения.
Такой вывод подтверждает и высшая судебная инстанция нашей страны. Так, в одном из решений по конкретному делу применительно к вопросу о переквалификации с ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ на ч. 4 ст. 20.8 КоАП РФ указывалось, что «по истечении срока действия разрешения при несоблюдении предусмотренных федеральным законом об оружии условий его продления хранение оружия является незаконным, т. к. отсутствует подтверждение соблюдения владельцем оружия необходимых безопасных условий его хранения и использования. Хранение гражданского огнестрельного оружия по истечении срока действия разрешения является незаконным и образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ»1.
Вместе с тем запрет на незаконное хранение и ношение холодного оружия в действующем административном и уголовном законодательстве не установлен. В этой связи возникает проблема привлечения к ответственности лиц, осуществляющих эти действия в отношении холодного оружия, запрещенного к обороту.
Так, на территории Российской Федерации запрещается оборот холодного клинкового оружия и ножей, клинки и лезвия которых либо автоматически извлекаются из рукоятки при нажатии на кнопку или рычаг и фиксируются ими, либо выдвигаются за счет силы тяжести или ускоренного движения и автоматически фиксируются, при длине клинка и лезвия более 90 мм. Кроме того, не разрешается оборот холодного оружия, имеющего технические характеристики, не соответствующие криминалистическим требованиям2.
Полагаем, что если для предмета не установлены какие-либо правила хранения или ношения и он попросту не может находиться в свободном обороте, то, соответственно, такие действия не являются «нарушением правил», а, так же, как и в описанных выше случаях, образуют «незаконное хранение» или «незаконное ношение».
Необходимо также отметить, что согласно абз. 4 п. 1 ст. 6 Закона об оружии запрещено использование кистеней, кастетов, сурикенов, бумерангов и других специально приспособленных для использования в качестве оружия предметов ударно-дробящего и ме-
1 Постановление Верховного Суда РФ от 1 декабря 2016 г. № 41-АД16-17 // ИС «КонсультантПлюс».
2 Приказ МВД России от 20 сентября 2011 г. № 1020 «Об утверждении Криминалистических требований Министерства внутренних дел Российской Федерации к техническим характеристикам гражданского и служебного оружия, а также патронов к нему» // ИС «КонсультантПлюс».
тательного действия, за исключением спортивных снарядов.
По справедливому утверждению исследователей, прямой запрет на оборот изделий, не относящихся к холодному оружию, однако способных в соответствии со своими конструктивными характеристиками использоваться (наносить повреждения) в качестве такового, вызывает сложности в правоприменительной практике при квалификации незаконного оборота предметов ударно-дробящего действия3. Так как перечисленные в абз. 4 п. 1 ст. 6 Закона об оружии предметы нельзя признать ни одним видом оружия, то для регулирования оборота этих предметов представляется необходимым расширить перечень предметов, включенных в ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ.
В целях преодоления указанных пробелов правоприменитель вынужден толковать норму ч. 4 ст. 20.8 КоАП РФ расширительно и применять ее и в случаях незаконного хранения и ношения запрещенных к обороту видов холодного оружия, а также предметов, таковым не являющихся.
Так, судьей Раздольненского районного суда Республики Крым был признан виновным в нарушении правил хранения и ношения оружия гражданин Ф., у которого в пяти метрах от входа в здание железнодорожного вокзала был обнаружен кастет, изготовленный самодельным способом4.
Аналогичная ситуация складывается с приобретением холодного оружия.
В соответствии с Законом об оружии право на приобретение холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Приобретение осуществляется на основании лицензии с последующей регистрацией оружия в двухнедельный срок. Охотничье холодное клинковое оружие имеют право приобретать граждане Российской Федерации, имеющие лицензию на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия.
Если лицо становится владельцем холодного оружия, нарушив указанные выше условия, или получит в собственность оружие и иные предметы, запрещенные к свободному обороту, то такие действия необходимо считать «незаконным приобретением». Вместе с тем ответственность за незаконное приобретение холодного оружия нормами КоАП РФ и УК РФ не предусмотрена, и единственным выходом, по мнению сотрудников правоохранительных органов, является привлечение лица к ответственности за последующее незаконное хранение, но опять же только по ч. 4 ст. 20.8 КоАП РФ.
По данным судебной статистики, в 2016 г. судами общей юрисдикции рассмотрено 23 097 дел об административных правонарушениях, предусмотренных
3 Комментарий к Федеральному закону «Об оружии» (постатейный) / под ред. А. Г. Авдейко, В. В. Черникова. М., 2017. С. 38.
4 Постановление судьей Раздольненского районного суда Республики Крым от 8 ноября 2016 г. по делу 5-698/2016 // Государственная автоматизированная система «Правосудие» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bsr.sudrf.ru (дата обращения: 2 октября 2017 г.).
ст. 20.8 КоАП РФ1, рост по сравнению с 2015 г., в котором было рассмотрено 7 656 дел по данной статье2, составляет 301.7 %. При этом отдельно данные по холодному оружию (по ч. 4 ст. 20.8 КоАП РФ) не выделяются. Имеющиеся в распоряжении отчетные документы головного подразделения центрального аппарата МВД России сведений о привлечении к административной ответственности граждан по ч. 4 ст. 20.8 КоАП РФ также не содержат3. Однако анализ судебных решений, содержащихся в Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Правосудие», показывает, что случаи привлечения к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.8 КоАП РФ, когда предметом административного правонарушения является холодное оружие ударно-раздробляющего действия, носят единичный характер. Хотя это может объясняться отчасти и тем, что данная категория дел рассматривается судьями только тогда, когда должностное лицо Росгвардии принимает решение о передаче такого дела судье.
Между тем в сети Интернет существуют десятки сайтов, в том числе и на русском языке, предлагающих приобрести кистени, кастеты, сурикены, бумеранги и другие специально приспособленные для использования в качестве оружия предметы ударно-дробящего и метательного действия.
Все это позволяет обоснованно предположить, что ситуация с выявлением фактов хранения и ношения гражданами холодного оружия и предметов ударно-дробящего и метательного действия далека от идеальной.
Статья 20.12 КоАП РФ предусматривает ответственность за пересылку оружия, а также за нарушение правил перевозки оружия. Под пересылкой следует понимать действия лица, направленные на перемещение адресату (например, в почтовых отправлениях, посылках, багаже с использованием средств почтовой связи, воздушного или другого вида транспорта, а также с нарочным при отсутствии осведомленности последнего о реально перемещаемом объекте или его сговора с отправителем), когда эти действия по перемещению осуществляются без непосредственного участия отправителя4.
1 Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2016 год № 1-АП «Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cdep.ru/index. php?id=79&item=3832 (дата обращения: 2 октября 2017 г.).
2 Там же.
3 Письмо Главного управления МВД России по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации от 3 марта 2017 г. № 12/1012 «О направлении обзора о результатах административной практики».
4 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. № 14 «О судебной практике по делам
о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» // ИС «КонсультантПлюс».
Под перевозкой холодного оружия понимается его перемещение на любом виде транспорта, но не непосредственно при лице5.
Надо сказать, что холодное оружие входит в Перечень товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза. В случаях незаконного его перемещения через таможенную границу Таможенного союза либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза применяется ст. 16.3 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации.
Таким образом, применительно к холодному оружию установлены следующие виды ответственности: уголовная ответственность - за сбыт, изготовление и переделку как разновидность изготовления; административная ответственность - за пересылку, за несоблюдение запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, а также за нарушение правил хранения, ношения, уничтожения, перевозки. Формально не урегулированными являются вопросы ответственности за незаконное приобретение, передачу, хранение, перевозку, ношение холодного оружия и кистеней, кастетов, сурикенов, бумерангов и других специально приспособленных для использования в качестве оружия предметов ударно-дробящего и метательного действия, за исключением спортивных снарядов. Таким образом, для устранения имеющихся пробелов предлагается дополнить перечень, прописанный в ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ, указанными выше предметами.
Библиографический список
1. Багрова О. Л. Уголовная ответственность за хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывных взрывчатых веществ и взрывных устройств: учеб. пособие / О. Л. Багрова. - М.: ЦОКР МВД, 2007.
2. Комментарий к Федеральному закону «Об оружии» (постатейный) / под ред. А. Г. Авдейко, В. В. Черникова. - М.: Проспект, 2017.
3. Комментарий к Федеральному закону от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» // ИС «Консультант-плюс».
4. Шелковникова Е. Правовой режим оружия и особенности его законодательного регулирования / Е. Шелковникова // Закон и право. - 2003. - № 7.
5 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2002 г. № 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» // ИС «КонсультантПлюс».
Bibliograficheskij spisok
1. Bagrova O. L. Ugolovnaya otvetstvennost' za hishchenie libo vymogatel'stvo oruzhiya, boepripasov, vzryvnyh ustrojstv i vzryvchatyh: uchebnoe posobie / O. L. Bagrova. - M.: COKR MVD, 2007.
2. Kommentarij k Federal'nomu zakonu «Ob oruzhii» (postatejnyj) / pod red. A. G. Avdejko, V. V. CHernikova. -M.: Prospekt, 2017.
3. Kommentarij k Federal'nomu zakonu ot 13 dekabrya 1996 g. № 150-Zakon ob oruzhii // SPS «Konsul'tant Plyus».
4. SHelkovnikova E. Pravovoj rezhim oruzhiya i osobennosti ego zakonodatel'nogo regulirovaniya / E. SHelkovnikova. // Zakon i pravo. - 2003. - № 7.