Научная статья на тему 'О СТАТУСЕ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

О СТАТУСЕ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2091
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
правоохранительный орган / орган внутренних дел / служба участковых уполномоченных полиции / статус / участковый уполномоченный полиции / law enforcement agency / internal affairs agency / service of precinct police commissioners / status / precinct police commissioner

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Владислав Андреевич Струков

В статье на основе анализа юридической литературы и законодательства Российской Федерации о статусе участкового уполномоченного полиции обосновано несколько суждений: статус всякого сотрудника правоохранительного органа представляет собой совокупность трех признаков: права, обязанности и гарантии; участковый уполномоченный полиции является сотрудником органов внутренних дел как правоохранительного органа; нормативным правовым актом, в котором закреплен статус сотрудника органов внутренних дел, является Федеральный закон РФ «О полиции» от 28 января 2011 г.; особенностью статуса участкового уполномоченного полиции является регламентирование его и в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации (в частности, гарантии).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Владислав Андреевич Струков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the status of the district police commissioner in the Russian Federation

the article based on the analysis of the legal literature and the legislation of the Russian Federation on the status of the district police commissioner justifies several judgments: the status of any law enforcement officer is a combination of three characteristics: rights, obligations and guarantees; the district police commissioner is an employee of the internal affairs bodies as a law enforcement agency; the regulatory legal act that establishes the status of an employee of the internal affairs bodies is the Federal Law of the Russian Federation «On police» of January 28, 2011; the special feature of the status of the district police commissioner is its regulation in the regulatory legal acts of the subjects of the Russian Federation (in particular, guarantees).

Текст научной работы на тему «О СТАТУСЕ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 351.741 ББК 67.401

DOI 10.24412/2073-3313-2021-5-223-225

о статусе участкового уполномоченного полиции

V V ___

в российской федерации

Владислав Андреевич СТРУКОВ, старший оперуполномоченный 1-го отдела ОРЧ (КОН) № 1 ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области

bull_dogg2006@mail.ru

Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс

Научный руководитель: Н.А. Игошин, кандидат юридических наук, доцент

Аннотация. В статье на основе анализа юридической литературы и законодательства Российской Федерации о статусе участкового уполномоченного полиции обосновано несколько суждений: статус всякого сотрудника правоохранительного органа представляет собой совокупность трех признаков: права, обязанности и гарантии; участковый уполномоченный полиции является сотрудником органов внутренних дел как правоохранительного органа; нормативным правовым актом, в котором закреплен статус сотрудника органов внутренних дел, является Федеральный закон РФ «О полиции» от 28 января 2011 г.; особенностью статуса участкового уполномоченного полиции является регламентирование его и в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации (в частности, гарантии).

Ключевые слова: правоохранительный орган, орган внутренних дел, служба участковых уполномоченных полиции, статус, участковый уполномоченный полиции.

Annotation. the article based on the analysis of the legal literature and the legislation of the Russian Federation on the status of the district police commissioner justifies several judgments: the status of any law enforcement officer is a combination of three characteristics: rights, obligations and guarantees; the district police commissioner is an employee of the internal affairs bodies as a law enforcement agency; the regulatory legal act that establishes the status of an employee of the internal affairs bodies is the Federal Law of the Russian Federation «On police» of January 28, 2011; the special feature of the status of the district police commissioner is its regulation in the regulatory legal acts of the subjects of the Russian Federation (in particular, guarantees).

Keywords: law enforcement agency, internal affairs agency, service of precinct police commissioners, status, precinct police commissioner.

Предметом данной статьи является статус участкового уполномоченного полиции в Российской Федерации.

Первоначально о состоянии теории.

Так, Т.Б. Макарова сформулировала следующий вывод: «Используя правовой постулат «субъект права — это абстрактный участник абстрактного правоотношения» и учитывая особенности административно-правового регулирования, основанием классификации субъектов административного права правильнее было бы рассматривать их правовое положение в механизме государственного управления. Поэтому в

науке административного права полезнее было бы говорить о субъектах, наделенных государственно-властными полномочиями, и субъектах, таковыми не наделенных, т.е. первая группа субъектов — это властные субъекты, а вторая группа — невластные.

Так как публичная власть может быть и муниципальной ... соответственно, в первую группу следует отнести органы государственной власти и муниципальные органы, осуществляющие властно-распорядительные функции, а во вторую — организации различных форм собственности, общественные объединения (политичес-

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2021

кие партии, религиозные и иные общественные объединения), граждан, лиц без гражданства, иностранных граждан, т.е. всех остальных»1.

С.П. Булавин и В.В. Черников обосновали суждение о том, что «статус сотрудника полиции в рамках общего понимания представляет собой юридически закрепленное его положение в обществе». Далее они отмечают: «Основными элементами правового статуса сотрудника полиции являются: способ замещения должности; требования, предъявляемые к сотруднику; права и обязанности сотрудника; ограничения и запреты, связанные со службой; режим служебного времени и организация службы; порядок прохождения службы; гарантии правовой защиты сотрудника; меры стимулирования служебной деятельности; характер ответственности сотрудника полиции»2.

С.В. Тарабрин относительно «становления и развития службы участковых уполномоченных милиции» сумел определить «разноаспектную биографию»: «Обобщая изложенное, можно сказать, что служба участковых уполномоченных милиции представляет собой отраслевую подсистему органов внутренних дел, имеющую соответствующую компетенцию и организационную структуру, функционирующую в целях охраны общественного порядка на закрепленных административных участках, обеспечения общественной безопасности, надежной защиты прав и свобод граждан, собственности от преступных и иных противоправных посягательств»3.

A.A. Зайцев сформулировал следующий вывод: «... служба участковых уполномоченных милиции представляет собой отраслевую подсистему органов внутренних дел, имеющую соответствующую компетенцию и организационную структуру, функционирующую в целях охраны общественного порядка на закрепленных административных участках, обеспечения общественной безопасности, надежной защиты прав и свобод граждан, собственности от преступных и иных противоправных посягательств»4.

Не столь совершенные результаты научных изысканий предопределяют и несовершенство законодательства о статусе участкового уполномоченного полиции в Российской Федерации.

В первую очередь обратимся к Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.5, в которой противопоставляются термины «правоохранительные органы» и «судебные органы», что затрудняет определение понятия «статус сотрудника правоохранительного органа» (ст. 72).

Положения Конституции РФ детализированы в нормативных правовых актах с меньшей юридической силой.

Нормативным правовым актом, специально предназначенным для регулирования статуса сотрудника полиции в Российской Федерации является Федеральный закон РФ «О полиции» от 28 января 2011 г.6.

В частности, в Федеральном законе РФ от 28 января 2011 г. определены права и обязанности сотрудников полиции:

«1. На полицию возлагаются следующие обязанности:

1) принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, но не реже одного раза в месяц; передавать (направлять) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 часов заявителя; информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования...» — ст. 12;

«1. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следую -щие права:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий,

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2021

комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений.» — ст. 13.

Относительно гарантий как элемента статуса уполномоченного участкового полиции необходимо принимать во внимание нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации7.

Так, в городе федерального значения Москва приняты соответствующие подзаконные нормативные правовые акты:

■ распоряжение Правительства Москвы «О мерах по оказанию социальной поддержки участковым уполномоченным полиции» № 698-РП от 13 ноября 2012 г.8;

■ распоряжение префектуры ТиНАО г. Москвы «Об осуществлении заказа на право заключения государственного контракта на оказание услуг по предоставлению подвижной радиотелефонной связи участковым уполномоченным полиции и сотрудникам подразделений по делам несовершеннолетних УВД по ТиНАО ГУ МВД России по г. Москве» № 1186-РП от 10 октября 2014 г.9.

Аналогичные подзаконные нормативные правовые акты приняты и в другом субъекте Российской Федерации — в Московской области:

■ постановление Правительства МО «Об оказании дополнительных мер социальной поддержки участковым уполномоченным полиции территориальных подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне, подчиненных Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московской области» № 795/35 от 27 октября 2020 г.10;

■ постановление Правительства МО «Об оказании дополнительных мер социальной поддержки участковым уполномоченным полиции территориальных подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне, подчиненных Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московской области» № 786/38 от 29 октября 2019 г.11.

Таким образом, статус участкового уполномоченного полиции предопределен статусом сотрудника правоохранительного органа.

Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.

Во-первых, статус всякого сотрудника правоохранительного органа представляет собой совокупность трех признаков: права, обязанности и гарантии.

Во-вторых, участковый уполномоченный полиции является сотрудником органов внутренних дел как правоохранительного органа.

В-третьих, нормативным правовым актом, в котором закреплен статус сотрудника органов внутренних дел, является Федеральный закон РФ «О полиции» от 28 января 2011 г.

В-четвертых, особенностью статуса участкового уполномоченного полиции является регламентирование его и в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации (в частности, гарантии).

1 Макарова Т.Б. О статусе субъекта административного права // Административное право и процесс. 2007. № 4.

2 Булавин С.П., Черников В.В. Правовой статус сотрудника полиции // Административное право и процесс. 2011. № 9. С. 2—10.

3 Тарабрин С.В. Правовой статус участкового уполномоченного милиции // Административное право и процесс. 2010. № 5. С. 55—57.

4 Зайцев A.A. Содержание административно-правового статуса участкового уполномоченного милиции // Административное право и процесс. 2011. № 3. С. 44—47.

5 См.: Рос. газ. 2020. 4 июля.

О проблеме неоднократности опубликования Конституции РФ в официальных источниках опубликования подроб. см.:

Галузо В.Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Гос-во и право. 2014. № 11. С. 98—102.

6 СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900; Рос. газ. 2021. 26 февр.

7 О федеративном устройстве РФ подроб. см.: Сухондяева Т.Ю., Галузо В.Н. О проблемах федеративного устройства, административно-территориального и военно-административного деления Российской Федерации // Сетевой электр. науч.-популярный журнал частного и публичного права. 2018. № 1. С. 83—89.

8 В офиц. источниках не публиковалось.

9 В офиц. источниках не публиковалось.

10 Ежедневные новости. Подмосковье. 2020. 30 ноября.

11 Там же. 2019. 18 ноября.

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.