Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» — международный информационно-аналитический журнал №1 (06). Июнь 2014 (http://ce.if-mstuca.ru/)
УДК 37.011 ББК 74.58:73 Х61
Н. Ю. Хлызова Иркутск, Россия
О МЕСТЕ ПОНЯТИЯ «МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ» В КАТЕГОРИАЛЬНОМ АППАРАТЕ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Данная статья посвящена анализу понятия медиаобразования в отечественных и зарубежных педагогических исследованиях. Автор обращается к истокам введения в научный оборот категории «медиаобразование». На основе анализа трудов ведущих российских и зарубежных медиапедагогов сформулировано понятие и раскрыта сущность исследуемой категории.
Ключевые слова: медиа, образование, медиаобразование, средства массовой коммуникации, средства массовой информации, кинообразование
N. Yu. Khlyzova Irkutsk, Russia
PLACE OF "MEDIA EDUCATION" CONCEPT IN CATEGORICAL SYSTEM OF MODERN PEDAGOGICS
This article analyzes the concept of media education in Russian and foreign pedagogical researches. The author studies the period of this concept to appear in the science, formulates the concept and describes its nature based on the analyses of scientific studies of Russian and foreign media teachers.
Keywords: media, education, media education, mass media, movie education.
На современном этапе развития общества человек подвержен информационной атаке. Большой поток информации поступает из различных источников (радио, телевидение, видео, пресса, Интернет и др.) и воздействует на все рецепторы человека (визуальный, слуховой). Информация может быть как позитивной, так и негативной. Второй тип наиболее характерен для современного
© Хлызова Н. Ю., 2014
общества. Средства массовой информации (СМИ) имеют огромное влияние на социум, способны воздействовать на людей и манипулирировать ими. В обществе отмечены случаи зависимости человека от СМИ. И эта зависимость сравнима с наркотической. В связи с этим возникает социальный заказ на личность, которая будет способна отбирать, получать, передавать информацию, адекватно реагировать на полученные сообщения, а также будет способна защититься от зомбирования и ненужной информации. Подрастающее поколение наиболее подвержено атаке медиа. СМИ является одним из основных источников развлечений. Анимационные и художественные фильмы, реалити шоу, компьютерные игры, общение в чатах - основной вид развлекательной деятельности молодежи. Не имея большого жизненного опыта, подросткам трудно оценивать и отбирать информацию, вследствие чего они находятся в полной власти медиа. Информация, которая доносится до тинэйджеров, часто является агрессивной, не прививает человеческих ценностей, учит насилию и злу. Поэтому возникает острая необходимость введения в учебный процесс медиаобразования, начиная с дошкольных заведений и заканчивая высшими учебными заведениями.
Целью нашей статьи является анализ понятия медиаобразования в отечественных и зарубежных педагогических исследованиях.
Российское медиаобразовательное движение берет свое начало в первой половине ХХ века. Основным средством выступает кинематограф. С 1896 г. в России выпускаются не только художественные фильмы, но и научно -публицистические, целью которых, является просвещение. Медиаобразование начинается с кинообразования, а под влиянием прогресса охватывает другие средства массовой информации: прессу, радио, телевидение, Интернет.
Термин «медиаобразование» в отечественную педагогику был введён только в 1986 году. Он был заимствован из зарубежной педагогики и представляет собой дословный перевод «Media Education». «Media»: с латыни, форма множественного числа «medium», в переводе - «способ», «средство», «носитель данных», «среда», «посредник». Проложила путь медиаобразованию на международном уровне - Грюнвальдская Декларация в 1982 году (См. об этом подроб-
нее [Миндеева, 2012]). Нужно отметить, что понятие медиаобразование зародилось в зарубежной педагогике намного раньше и используется гораздо шире, чем в отечественной. ЮНЕСКО в 1973г. раскрывает понятие медиаобразования: «Под медиа-образованием следует понимать обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования СМК как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний, таких, как например, математика, физика или география» [Media education, 2002, p. 93].
Проанализировав ряд работ отечественных и зарубежных ученых в области медиаобразования (Германия, Великобритания, Франция, США, Россия), мы приходим к выводу, что отсутствует единое понятие медиаобразования, следовательно - нет и концептуального подхода к нему. Понятие медиаобразование рассматривается с разных позиций (См. об этом подробнее [Григорьева, 2008; Иванова, 2005, 2012; Вербицкая, 2011]).
А.В.Шариков предлагает такое определение медиаобразования: «Ме-диаобразование это процесс формирования у человека культуры медиатизиро-ванной социальной коммуникации. Обучение искусству понимания социального, политического и экономического контекста сообщений, идущих по медийным каналам. Речь идет не только и не столько о восприятии художественных медиатекстов, но также и об адекватном восприятии социально обостренных и, прежде всего, новостных материалов. Важно развить и симметричное действие - умение выразить свои мысли языком медиа, языком не только в строго лингвистическом, но и в более общем смысле - языком телевидения, радио, прессы, Интернета. Умение выступить в СМИ - одно из фундаментальных умений, обеспечивающих качество демократии. И если средства массовой информации являются неотъемлемой частью демократического общества, то навыки работы со СМИ, как в качестве грамотного реципиента, так и грамотного коммуникатора, чрезвычайно важны для понимания социальных действий других и выра-
жения интересов тех социальных сил, к которым относится человек» [Шариков, 2005, с.58].
Данное определение медиаобразования точно раскрывает сущность понятия: характеризует взаимодействие человека и информации с активной и пассивной стороны. Т.е. в соответствии с данной трактовкой, медиаобразование направлено на обучение индивида к воспроизводству сообщения, умению использовать средства массовой информации для передачи сообщения, а также призвано научить правильно реагировать на полученную информацию и фильтровать ее.
Ю.Н. Усов определяет медиаобразование как «процесс развития личности средствами и на материале средств массовой коммуникации» [Усов, 1995, с.
17].
В соответствии с данным определением медиаобразование выступает как средство обучения и воспитания, используемое для повышения качества учебного процесса и формирования разносторонне развитой личности средствами и на материале средств массовой коммуникации. Целостность педагогического процесса, целенаправленные действия преподавателя и специально подобранный медиаматериал способствуют развитию, образованию и формированию личности.
Н.А. Леготина разграничивает понятия медиаобразование и медиаобразование школьников. Медиаобразование определяется, как: «область педагогической теории и практики, изучающая закономерности создания, восприятия и потребления текстов СМК, роль средств массовой коммуникации в формировании коммуникативной, информационной, социальной, эстетической культуры человека, а также принципы взаимодействия школы и средств массовой коммуникации.
Медиаобразование школьников - целенаправленный процесс изучения школьниками закономерностей массовой коммуникации и формирования на этой основе умений самостоятельного отбора и критического анализа информации, поступающей по различным каналам, а также самостоятельного созда-
ния ими сообщений с использованием различных знаковых систем и информационных технологий» [Леготина, 2004, с. 25].
Такое определение понятия медиаобразования исходит из актуальности проблемы медиаобразования в современном обществе. Медиаобразование школьников конкретизирует аудиторию медиаобразования. Подобным образом можно выделить медиаобразование студентов вузов, которое будет звучать, как: медиаобразование студентов вуза - целенаправленный процесс изучения студентами закономерностей массовой коммуникации и формирования на этой основе умений самостоятельного отбора и критического анализа информации, поступающей по различным каналам, а также самостоятельного создания ими сообщений с использованием различных знаковых систем и информационных технологий.
А.А. Журин предлагает понимание медиаобразования как:
1) педагогической науки, изучающей влияние средств массовой информации на детей и подростков и разрабатывающей теоретические вопросы подготовки учащихся к встрече с миром СМИ;
2) практической совместной деятельности учителя и учащихся по подготовке детей и подростков к использованию средств массовой информации и к пониманию роли медиа в культуре и восприятии мира;
3) образовательной области, содержанием которой являются знания о роли СМИ в культуре и восприятии мира и умения эффективной работы с медийной информацией [Журин, 2005, с. 21].
А.А. Журин использует восходящую градацию при определении понятия медиаобразования, исходит от узкого определения и следует к широкому. Рассматривает медиаобразование с разных позиций: дети, подростки и СМИ; учитель и учащиеся и СМИ; образовательная область: СМИ; Такой комплексный подход эффективно обеспечивает реализацию медиаобразования в учебном процессе.
В зарубежной педагогике понятие медиаобразование занимает одно из главных мест, хотя замечено, что четкого определения понятия не существует.
Медиаобразование интегрировано во многие дисциплины, такие как: английский язык, химия, обществознание, история, искусство и многие др.
А.В. Федоров [Федоров, 2005] отмечает, что медиаобразование в Германии (в немецкой литературе используется термин Mediaenpadagogik - медиапедаго-гика), понимается как широкий спектр всевозможных учебных занятий, связанных с медиа. Внутри общего направления медиапедагогики существуют различные разделы:
- медиавоспитание: «определение целей, которые должны ставиться в соответствии с проблемами медиа, и педагогически обоснованных мер, необходимых для достижения этих целей»;
- медиадидактика: «область дидактики, где идет речь о том, какие медиа могут или должны использоваться для достижения педагогически обоснованных целей»;
- медиаисследование: «охватывает все научные действия, чтобы найти и/или проверить цели, средства, свидетельства, гипотезы, имеющие отношение к медиа, и также их систематизировать [Tulodziecki, 1989, p.21];
При этом главный предмет медиаобразования - не различные виды медиа, а различные формы общения, контакта с ними [Baake & Kubler, 1989, p.35], [Федоров, 2005, с. 74].
Как видно из вышепредставленного, медиаобразование в Германии рассматривается гораздо шире. Сам термин медиапедагогика подразумевает не только обучение, но и воспитание через СМИ. Медиапедагогика приравнивается к отдельной науке, состоящей из различных разделов, предметом которой, являются формы общения, различные формы контакта с разными видами медиа, а не сами виды медиа, что характерно для отечественной педагогики.
В США информационный бум обрушился на общество в середине ХХ века, гораздо раньше, чем в нашей стране, тогда же и медиаобразование начало свое интенсивное развитие. Департамент образования США уделяет большое внимание медиаобразованию.
Американская исследовательница К.Тайнер (K.Tyner) определяет ме-диаобразование как «способность иметь доступ, анализировать и осуществлять коммуникацию в широком диапазоне форм» [Tyner, 1998, p. 8].
Данное определение опирается на активную деятельность человека и не рассматривает его как реципиента информации, не предусматривает его защиту. Современный человек и без специального образования сможет осуществить коммуникацию и иметь доступ к ней. Медиаобразование направлено на обучение человека отторгать ненужную информацию и противостоять стрессам от ее негативного характера и большого потока.
В Австралии изучение медиа входит в обязательный минимум школьной учебной программы. П. Гринэвей (Peter Greenaway), австралийский медиапеда-гог трактует медиа как «средство распространения культуры и источник новых знаний» [Greenaway, 1997, p. 187]. Австралийские педагоги очень широко подходят к медиаобразованию. Они для него выделяют не только школьную аудиторию, но также взрослых и пожилых людей. На практике медиаобразование действительно используется как «средство распространения культуры» во всех областях человеческой деятельности: образовательной, развлекательной, политической, культурной, эстетической.
На международной конференции в 2002 г. UNESCO определяет медиаобра-зование следующим образом:
«Медиаобразование - часть основного права каждого гражданина любой страны на свободу самовыражения и получение информации, оно способствует поддержке демократии. Признавая различия в подходах и развитии медиаобра-зования в различных странах, рекомендуется, чтобы оно было введено везде, где возможно в пределах национальных учебных планов, так же как в рамках дополнительного, неформального образования и самообразования в течение всей жизни человека» [Media education, 2002, p. 93].
Разные страны по-разному реализуют медиаобразование как часть национального проекта. Например, Канада, США, Австралия, Швеция, Австрия, Германия наиболее активно внедряют медиаобразование в национальные учеб-
ные планы. Великобритания, Норвегии, Дания, Россия частично интегрируют медиаобразование в учебные планы, в Швейцарии вообще нет четких стандартов изучения медиакультуры в школах.
С развитием общества меняется, уточняется и расширяется понятие ме-диаобразования. Педагоги рассматривают медиаобразование с разных позиций и точек зрения, выделяют разные доминанты (См об этом подробнее [Григорьева, 2008; Иванова, 2005, 2012]). Вследствие этого наблюдается большое количество определений и трактовок данного понятия. Технический прогресс появился и распространился за рубежом быстрее, чем в России. Соответственно с этим и медиаобразование в России не так интегрировано в учебный процесс как в зарубежных странах. Пик информационного прогресса в России пришелся на конец XX, начало XI века, средства массовой коммуникации расширились, а главное - стали доступными. В связи, с чем медиаобразование набирает обороты и развивается быстрыми темпами в отечественной педагогике. Как и в зарубежной педагогике медиаобразование в России существует в форме интеграции в учебные предметы и в форме автономных уроков. Если первая форма подходит для специализированных и технических вузов [Миндеева, 2014], то вторая форма наиболее актуальна для педагогических вузов, при подготовке будущих «медиаграмотных» педагогов. Медиаобразование должно исходить из медиа-предпочтения аудитории, быть интересным и полезным.
Библиографический список
1. Григорьева И.В. Медиаобразовательное пространство как условие развития современного специалиста в области образования: постановка проблемы Медиаобразование: от теории-к практике // Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и СМК: мат. II Всероссийской научно-практической конференции / состав. И. В. Жилавская. Томск: НОУ ВПО ТИИТ, 2008. Т.2. С.76-85.
2. Григорьева И.В. Интерпретация понятия «медиаобразовательное пространство»: к проблеме систематизации научной терминологии / И.В. Григорьева // Вестник ТГУ РФ. Томск: ТГУ. 2008. № 315. С. 198-201.
3. Журин, А.А. Интеграция медиаобразования с курсом химии средней общеобразовательной школы. Медиаобразование. 2005, №2, с. 21-40.
4. Иванова Л.А. Медиа-образование как педагогический феномен // Сибирский педагогический журнал. 2005. №1. С.70-79.
5. Verbitskaya O. M. , Ivanova L. A. Media Competence as an Integral Quality of a New Teacher for a New School [Электронный ресурс] / O. M. Verbitskaya, L.A. Ivanova // European researcher. 2011. № 12 (15). - Р. 1652 - 1655.
6. Иванова Л.А. Эволюция взглядов на медиаобразование в психолого-педагогической литературе второй половины XX века // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. Т. 64. №5. С. 299306.
7. Иванова Л.А. Медиаобразование: поиск исследовательских векторов // Вестник Иркутского технического университета. 2012. Т. 67. №8. С. 277284.
8. Иванова Л.А. Эволюция сущности и многообразие понятия «медиаобразо-вание» // Медиа. Информация. Коммуникация. 2012. №2. URL: http://mic.org.ru/2-nomer-2012/93-evolyutsiya-sushchnosti-i-mnogoobrazie-ponyatiya-mediaobrazovanie (Дата обращения 27.11.2014 г.).
9. Леготина, Н.А. Педагогические условия подготовки студентов университета к реализации медиаобразования в общеобразовательных учреждениях [Текст]: автореф. дис. ... канд.пед. наук. Курган, 2004, 25 с.
10. Миндеева С.В. Медиаобразование как одно из перспективных направлений в техническом вузе / Сборник научных трудов SWorld. 2014. Т.15. №1. URL: http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/conference/the-content-of-conferences/imprint-collections (Дата обращения 17.11.2014 г.).
11. Миндеева С.В. Взгляд на феномен «Медиаобразование» через призму понятийного аппарата педагогики / С.В.Миндеева // Вестник ИрГТУ. 2012. №6. С.181-186.
12. Усов, Ю.Н. Медиаобразование в России (на материале экранных искусств). Материалы Российско-Британского семинара по медиаобразованию (2-8 октября 1995 г.), М., 1995. с.17.
13.Федоров, А.В. Медиаобразование в Германии, Австрии и Швейцарии. Медиаобразование. 2005, №2, с. 74-82.
14.Шариков, А.В. Так что же такое медиаобразование? Медиаобразование. 2005, №2, с. 58-63.
15.Tyner, K. Literacy in a Digital World. Mahwah, New Jersey and London: Lawrence Erlbaum Associates Publishers, 1998, p.8.
16.Greenaway, P. Media and Arts Education: A Global View from Australia. In: Ku-bey, R. (Ed.). Media Literacy in the Information Age. New Brunswick and London: Transaction Publishers. 1997, p. 187-198.
17.Media education. Paris: UNESCO, 2002, p.93.