Научная статья на тему 'Медиаобразование как педагогический феномен'

Медиаобразование как педагогический феномен Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2162
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / MEDIA EDUCATION / МЕДИА / MEDIA / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ / MASS COMMUNICATION MEDIA / МЕДИАТЕКСТ / MEDIA TEXT / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION-ORIENTED SOCIETY / МЕДИАКУЛЬТУРА / MEDIA CULTURE / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / CRITICAL THINKING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Запевалина О.В.

В статье представлена содержательная характеристика понятия «медиаобразование», широкий анализ и интерпретация высказываний известных медиапедагогов прошлого и настоящего, их рассуждения о смысле медиаобразования, позволяющие представить путь эволюции данного феномена. В заключении статьи автор делает акцент на необходимости развития медиакультуры и критического мышления личности, которые помогут подготовить молодое поколение к жизни в новых информационных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA EDUCATION AS PEDAGOGICAL PHENOMENON

The article presents the content of the notion «media education», the wide analysis and interpretation of the statements famous media teachers of the present and the past, their reasoning on the media education sense, making possible to show evolution of this phenomenon. In conclusion, the author lays emphasis on the necessity of developing media culture and critical thinking of a person that help young generation to live in a new information-oriented society.

Текст научной работы на тему «Медиаобразование как педагогический феномен»

Международный информационно-аналитический журнал «CredeExperto: транспорт, общество, образование, язык». № 3 (06). Сентябрь 2015 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 37.011 ББК 74.58:73 З-31

О. В. Запевалина Ангарск, Россия

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

В статье представлена содержательная характеристика понятия «медиаобра-зование», широкий анализ и интерпретация высказываний известных медиапе-дагогов прошлого и настоящего, их рассуждения о смысле медиаобразования, позволяющие представить путь эволюции данного феномена. В заключении статьи автор делает акцент на необходимости развития медиакультуры и критического мышления личности, которые помогут подготовить молодое поколение к жизни в новых информационных условиях.

Ключевые слова: медиаобразование, медиа, информационные технологии, средства массовой коммуникации, медиатекст, информационное общество, ме-диакультура, критическое мышление

O. V. Zapevalina Angarsk, Russia

MEDIA EDUCATION AS PEDAGOGICAL PHENOMENON

The article presents the content of the notion «media education», the wide analysis and interpretation of the statements famous media teachers of the present and the past, their reasoning on the media education sense, making possible to show evolution of this phenomenon. In conclusion, the author lays emphasis on the necessity of developing media culture and critical thinking of a person that help young generation to live in a new information-oriented society.

© Запевалина О. В., 2015

Key words: media education, media, information technologies, mass communication media, media text, information-oriented society, media culture, critical thinking

Возможности последнего десятилетия ХХ века и начало XXI века в области коммуникации с помощью медиа постоянно расширяются. Сегодня уже никого не удивляют различные информационные технологии: кабельное и спутниковое телевидение, Интернет, мультимедиа, DVD, компьютерные сети. Общение людей с помощью современных информационных технологий дает уникальные потенциальные возможности для повышения общекультурного и образовательного уровня личности, для обмена информацией, «виртуального» знакомства с различными странами, их культурами, библиотеками, музеями. Все это создает реальные условия для самообразования и самовоспитания, повышения квалификации, расширения кругозора, развития самостоятельного, критического мышления, творческих способностей.

Каждое время характеризуется своим типом коммуникации. Средства массовой коммуникации обеспечивают приоритет в создании картины мира, в осмыслении человеческой природы. Работа с новыми технологиями задает особый ритм и динамику повседневной жизни человека. Компьютер из вспомогательного средства превращается в образовательно-информационную систему, включается в структуру свободного времени человека на правах особой досуго-вой формы. Вместо вербального способа постижения мира, играющего большую роль для всего человечества, начинает утверждаться аудиовизуальное познание.

В связи с гетерогенным усложнением общества XXI века, качественно меняющим картину мира, возникает необходимость научного переосмысления особенностей и возможностей формирования личности посредством массовой информации и коммуникации.

Новые информационные технологии чрезвычайно разнообразны: они изменяют характер работы человека, его социальные связи, организационные фор-

мы и содержание социальных взаимодействий. Возникает проблема, связанная с влиянием информационных технологий на психику человека, опосредованное компьютерами общение и особенности деятельности человека в Интернете.

С помощью новых информационных технологий создается возможность контакта между людьми вне физического присутствия. Такого рода контакты были возможны благодаря почте, телефону и телеграфу и другим техническим посредникам коммуникации. Однако новые информационные технологии создают новое качество такого общения. Пространство, созданное с помощью цифровых технологий, стремительно внедряется не только в жизнь современного общества, но и в структуру жизненного пространства личности. Современное средство коммуникации - Интернет имеет доступ к неограниченно большому объему информации. Получение информации в Интернете идет, главным образом, визуально.

Вместе с тем в современном информационном обществе возникает целый комплекс проблем и процессов, связанных с радикальной сменой медийных приоритетов. В 60-70-х гг. XX века основным источником информации были в большинстве случаев печатные издания (газеты, журналы, книги). Сегодня происходит смена модели традиционного чтения. Подрастающее поколение (школьники и студенты) предпочитают медиатексты в электронном варианте (телевидение, компьютер, Интернет). Этот процесс общения молодежи с меди-атекстами будет, по нашему мнению, развиваться и углубляться дальше. Этого требует и современное состояние информатизированного общества.

Повсеместное распространение медиа, появление новых информационных технологий, растущий интерес молодежи к медиа, содержательная специфика современных медиатекстов способствуют применению и творческому развитию отечественных концепций медиаобразования, их интеграции и синтезу. Обострившиеся противоречия между поступательным характером развития общества и статичностью методов организации педагогического процесса требуют разработки научно-обоснованной технологии медиаобразования молодежи с помощью современных средств массовой коммуникации - телевидения, прессы, ра-

дио, Интернета [Иванова, 1999, 2012; Журин, 2004; Спичкин, 1999; Федоров, 2004].

Проведенный анализ научной литературы показывает, что в исследовании проблем медиаобразования сделано достаточно много, однако до сих пор не определена сущность понятия медиаобразования, его содержание и структура [Иванова, 2005, 2012]. Интерпретация содержания медиаобразования и его структура объясняются полифункциональностью средств массовой коммуникации, выбором той или иной организационной формы, целей и задач, которые ставит перед собой и обучающимся педагог. Как считает А. В. Шариков, существование единой теории медиаобразования смогло бы интегрировать все богатство накопленного педагогического опыта разных научных школ, разных культур и разных цивилизаций [Шариков, 2005].

Попытаемся проанализировать некоторые работы отечественных и зарубежных специалистов в области медиаобразования с целью выявления позиции, с которой тот или иной учёный определяет содержание и структуру медиаобра-зования.

1. Термин медиаобразование впервые был введен зарубежными педагогами в документах ЮНЕСКО. В 1973 году медиаобразование определялось как обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, которые рассматриваются как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике. В документе было указано, что медиаобразование следует отличать от использования средств массовой коммуникации в качестве вспомогательного средства в преподавании других областей знаний [UNESCO, 1984, p. 93]. В 60-70-х гг. кино и телевидение были самым массовым средством коммуникации и, по мнению французских медиапедагогов, являлись не только развлечением и средством обучения, но и новой формой мышления и самовыражения [Федоров, 2004]. Французские медиапедагоги являются активными сторонниками развития процесса медиаобразования молодежи. Одной из самых крупных и влиятельных организаций, пропагандирующей идеи медиаобразования, является

Центр связи образования и средств информации (CLEMI). По мнению организатора CLEMI Ж. Гонне, основным содержанием медиаобразования должно стать, прежде всего, гражданское воспитание, обучение демократии. Ж. Гонне считает, что медиаобразование выполняет важную функцию «становления личности», способствует воспитанию ответственности за порученное дело, экспериментальному поиску, свободному самовыражению, раскрывает творческие способности, инициативу, критическое мышление [Гонне, 2000, с. 141-152]. Исполнительный директор CLEMI Э. Бевор считает, что социализация личности в современном информатизированном обществе происходит через средства массовой информации, для этого обучаемому необходимо объяснить, что такое средства коммуникации, как они функционируют, как создаются и распространяются медиасообщения, как они влияют на личность [Бевор, 1994, с. 33].

Итак, содержание медиаобразования включает в себя не только содержание средств массовой коммуникации, но, главным образом, содержание воспитания и развития сознательного и ответственного гражданина демократического общества.

В 1999 году в рамках конференции ЮНЕСКО было предложено следующее определение медиаобразования: «медиаобразование связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и другими формами) и различными технологиями. Оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми, обеспечивает человеку знание того, как:

- анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты;

- определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и /или культурные интересы, их контекст;

- интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа;

- отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории;

- получить возможность свободного доступа к медиа, как для восприятия, так и для продукции.

Медиаобразование является частью основного права каждого гражданина любой страны на свободу самовыражения и получение информации, оно является инструментом поддержки демократии. Признавая различия в подходах и развитии медиаобразования в разных странах, рекомендуется, чтобы оно было введено везде, где возможно в пределах национальных учебных планов, в рамках дополнительного, неформального образования и саморазвития в течение всей жизни человека» [UNESCO, 1999, p. 273-274].

В изложенном выше документе медиаобразование рассматривается, прежде всего, как использование новых информационных технологий в условиях глобального информационного общества, в первую очередь в деятельности электронных средств массовой коммуникации. Кроме того, медиаобразование рассматривается как один из самых эффективных способов формирования социальной интеграции, становления гражданского общества, развития медиакуль-туры и критического мышления личности.

Мысль о том, что медиаобразование - это социальный процесс, разделяет А. В. Шариков. По его мнению, медиаобразование - это процесс формирования у человека культуры медиатизированной социальной коммуникации. Для формирования культуры медиатизированной социальной коммуникации необходимо сформировать навыки работы со средствами массовой информации как в качестве грамотного реципиента, так и грамотного коммуникатора, что поможет понять социальные действия других и интересы тех социальных сил, к которым относится человек [Шариков, 2005, с. 60].

К. Е. Разлогов считает, что получение информации, доступ к ней связаны с социальными вопросами, а не с системой образования [Разлогов, 2005]. Позволим себе не согласиться с высказыванием К. Е. Разлогова по данному вопросу, поскольку система образования это часть социальной сферы, ее составляющая. Отсутствие в доме компьютера не является сегодня препятствием для получения информации. Огромное количество Интернет-клубов дает возможность

подрастающему поколению активно внедряться во «всемирную паутину», поэтому все большее внимание необходимо уделять медиаобразовательным возможностям мировой компьютерной сети. Сегодня требуется разработка программы по развитию критического, самостоятельного мышления в отношении информации, идущей через Интернет, так как эту информацию невозможно проконтролировать.

Взгляды А. В. Федорова, А. В. Шарикова разделяет Н. Б. Кириллова. Она рассматривает медиаобразование как сложное социальное явление, включающее многие дисциплины: педагогику, психологию, журналистику, культурологию и др. По мнению Н. Б. Кирилловой, медиаобразование следует считать не определенным компонентом школьной и вузовской программы, а долговременной общественно-просветительской деятельностью, которая связана с непрерывным развитием личности, с воспитанием активных, свободно мыслящих граждан с развитым критическим мышлением [Кириллова, 2005].

Проанализировав в своей докторской диссертации положительные стороны и недостатки дефиниций медиаобразования, А. А. Журин предлагает свое понимание медиаобразования. В содержание медиаобразования он включает изучение влияния средств массовой информации на детей и подростков, разработку теоретических вопросов подготовки учащихся к встрече с миром СМИ: использование средств массовой информации подростками, роль средств массовой информации в культуре и восприятии мира, умения эффективно работать с информацией СМИ [Журин, 2004].

А. П. Короченский говорит о кризисе системы образования, о ее неспособности соответствовать в полной мере стремительным переменам и быстро меняющимся потребностям жизни. Однако он видит выход из этого кризиса в ме-диаобразовании, которое связано с развитием познавательных способностей личности, обогащением ее коммуникационных навыков и осмысленного общения с массмедиа [Короченский, 2005].

Один из основателей медиапедагогики России Ю. Н. Усов включил в содержание медиаобразования не только умение ориентироваться в информаци-

онном потоке и практические навыки работы с медиа, но и обладать развитым художественным восприятием, творческим мышлением и аудиовизуальной грамотностью [Усов, 1988]. Ю. Н. Усов в содержании медиаобразования считал главным ориентацию на эстетическое восприятие (воспитание).

Л. А. Иванова определяет медиаобразование как управляемый процесс развития, образования и формирования личности на базе использования средств массовой коммуникации [Иванова, 1999, 2005, 2012].

Таким образом, рассмотрев ряд определений медиаобразования, можно сказать, что все они представляют медиаобразование как процесс подготовки молодого поколения к жизни в новых информационных условиях, воспитания активной, творческой критически мыслящей личности.

Библиографический список

2. Бевор Э. Юные, медиа и медиаобразование / ред. А. В. Шариков // Средства коммуникации и проблемы развития личности ребенка. М.: ЮНПРЕСС, 1994. С. 29-35.

3. Гонне Ж. Школьные и лицейские газеты / ред. и вст. ст. А. В. Шарикова. М.: ЮНПРЕСС, 2000. 200 с.

4. Журин А. А. Интеграция медиаобразования с курсом химии средней общеобразовательной школы: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / А. А. Журин. М., 2004. 41 с.

5. Иванова Л. А. Формирование медиа-коммуникативной образованности школьников-подростков средствами видео (на материале уроков французского языка): дис. ... канд. пед. наук. Иркутск, 1999. 203 с.

6. Иванова Л. А. Медиа-образование как педагогический феномен / Л. А. Иванова // Сибирский педагогический журнал. 2005. № 1. С. 70-79.

7. Иванова Л. А. Эволюция взглядов на медиаобразование в психолого-педагогической литературе второй половины XX века [Текст] / Л. А. Иванова // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. № 5 (64). С. 299-306.

8. Иванова Л. А. Медиаобразование: поиск исследовательских векторов / Л. А. Иванова // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. № 8 (67). С. 277-284.

9. Кириллова Н. Б. От медиаобразования - к медиакультуре / Н. Б. Кириллова // Медиаобразование. 2005. № 4. С. 52-55.

10. Короченский А. П. Медиаобразование: миф или реальность? / А. П. Короченский // Медиаобразование. 2005. № 2. С. 63-66.

11. Разлогов К. Э. Что такое медиаобразование / К. Э. Разлогов // Медиаобразование. 2005. № 2. С. 52-58.

12. Спичкин А. В. Что такое медиаобразование. Курган: Изд-во Ин-та пов. квалификации и переподготовки работников образования, 1999. 114 с.

13. Усов Ю. Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников: дис. ... д-ра пед. наук / Ю. Н. Усов. М., 1988. 362 с.

14. Фёдоров А. В. Медиаобразование и медиаграмотность. Тагапнрог: Изд-во Кучма,

2004. 340 с.

15. Шариков А. В. Так что же такое медиаобразование? / А. В. Шариков // Медиаобразование.

2005. № 2. С. 58-63.

16. Media education. Paris: UNESCO, 1984. 93 p.

17. Recommendations Addressed to the United Nations Educational Scientific and Cultural Organization UNESCO. In: Education for Media and the Digital Age.Vienna: UNESCO, 1999, pp. 273-274.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.