УДК 349.3 ББК 67.4
Жирнов В.Н., магистрант, БГАУ, г. Уфа
Ханнанова Т.Р., к.юн.,
профессор, БГАУ, г. Уфа, Республика Башкортостан, Россия
О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
В современной России одной из наиболее острых проблем, связанных с защитой прав несовершеннолетних, является проблема своевременного выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей.
Недостатки в данной деятельности неоднократно отмечались различными государственными органами [6].
Вместе с тем, стоит признать, что во многом проблемы, связанные с ненадлежащим осуществлением деятельности по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей, обусловлены недостатками нормативно-правового регулирования данной деятельности.
В настоящее время вопросы выявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются статьей 122 Семейного кодекса РФ [1], устанавливающей, что орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения от должностных лиц учреждений и иных граждан сведений о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.
Аналогичная норма с небольшими дополнениями содержится и в подзаконном акте, регулирующем вопросы
формирования и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей: «Орган опеки и попечительства в 3-дневный срок со дня получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, обязан провести обследование условий жизни этого ребенка и, установив факт отсутствия попечения родителей, зарегистрировать данные о нем в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, а также обеспечить временное устройство ребенка до решения вопроса о передаче его на воспитание в семью или в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.»
[5].
Таким образом, законодателем установлена определенная последовательность действий органа опеки и попечительства, получившего сведения о ребенке, не имеющем родительского попечения, результатом которой является приобретение ребенком статуса оставшегося без попечения родителей: проверка сведений об отсутствии у ребенка родительского попечения в ходе проведения обследования условий жизни несовершеннолетнего, установление факта отсутствия попечения родителей, регистрация сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей.
Однако на практике возникают вопросы, связанные с отсутствием в законодательстве указания на конкретный документ, подтверждающий факт выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей. Как уже указывалось ранее, орган опеки и попечительства обязан обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве. На практике это означает принятие мер по временному устройству ребенка и взаимодействие с различными органами власти и учреждениями по вопросу оформления и восстановления документов ребенка, оставшегося без попечения родителей.
К сожалению, на сегодняшний день законодательство не указывает, каким документом орган опеки и попечительства мог бы подтвердить факт отсутствия у ребенка родительского попечения при представлении его интересов перед третьими лицами. В некоторых случаях, например, при лишении родителей родительских прав, ограничении в родительских правах, признании их безвестно отсутствующими, недееспособными и т.д. орган опеки и попечительства может представить в качестве документа, подтверждающего факт отсутствия у ребенка родительского попечения, соответствующее решение суда.
Однако, имеют место и другие причины отсутствия у ребенка родительского попечения, например, длительное отсутствие родителей, уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов. В этих случаях какие-либо установленные законом документы, подтверждающие данные факты, органы опеки и попечительства предъявить не могут. Не могут представить органы опеки и попечительства такие документы также и в случаях, когда родители не исполняют свои обязанности по отношению к ребенку и имеются основания для лишения их родительских прав, но дело о лишении родителей ребенка родительских прав судом еще не рассмотрено, либо решение суда не вступило в законную силу.
Кроме того, перечень оснований, при которых ребенок может быть признан оставшимся без попечения родителей, установленный статьей 121 Семейного кодекса РФ и статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,не является закрытым, поэтому возможны и другие случаи, при которых у детей может отсутствовать родительское попечение.
Наличие документов, подтверждающих отсутствие у несовершеннолетних родительского попечения, предусмотрено и рядом нормативных актов.
Так, например, действующим законодательством предусмотрено, что в случае оформления опеки (попечительства) опекун (попечитель), приобретает право на получение единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью [3].
Вместе с тем, в соответствии с установленным порядком назначения и выплат данных пособий для назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, в случае установления опеки (попечительства) или передачи в приемную семью, помимо документов, перечисленных в ст. 34 Приказа Минсоцздрав развития РФ от 23.12.2009 г. № 1012н (в ред. от 21.10.2013) «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» [7] должны быть представлены копии соответствующих документов, подтверждающих отсутствие родителей (единственного родителя) или невозможность воспитания ими (им) детей и приведен их закрытый перечень.
Таким образом, опекун (попечитель), принявший в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в отношении которого отсутствуют документы, предусмотренные данным перечнем, не может воспользоваться своим правом на получение единовременного пособия, что нарушает его права. Причина возникновения данных ситуаций в отсутствии единого предусмотренного законом документа, подтверждающего наличие у ребенка статуса, оставшегося без попечения родителей. Документы, подтверждающие отсутствие у ребенка родительского попечения, требуются и при его устройстве.
В соответствии с п. 3 ст. 122 Семейного кодекса РФ орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, обеспечивает устройство ребенка.
Статья 123 Семейного кодекса РФ предусматривает, что при отсутствии возможности устроить детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание, они
передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги).
Вместе с тем, в соответствии с п. 2] Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [4], предусмотрено, что на каждого ребенка, определяемого в учреждение, направляющие органы (учреждения) представляют в том числе сведения о родителях (законных представителях) (копии свидетельства о смерти родителей, приговора или решения суда, справка о болезни или розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей).
Аналогичные требования предусмотрены и при помещении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей под надзор в соответствующие медицинские организации. Так, например, Инструкцией о порядке приема детей в дом ребенка и выписки из него [8] предусмотрено, что при оформлении детей в дом ребенка требуются в том числе документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей: свидетельство о смерти, решение суда о лишении родительских прав или отобрании ребенка, приговор суда, акт о подкидывании, согласие родителей на усыновление (отказ от родительных прав), справка об отъезде, болезни родителей и другие.
Таким образом, в повседневной работе по защите прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, органы опеки и попечительства сталкиваются с необходимостью доказывания факта отсутствия у детей родительского попечения при отсутствии указания в законе на единый установленный документ, подтверждающий данные обстоятельства.
В целях упрощения осуществления данной деятельности, а также во избежание нарушения прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, целе-
сообразно на законодательном уровне предусмотреть документ, который бы подтверждал факт выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Действующим законодательством предусмотрено, что по вопросам, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства, органы опеки и попечительства издают акты. Указанные акты могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке [2].
На сегодняшний день целесообразно расширить круг вопросов, по которым органы опеки и попечительства вправе издавать акты, предоставив им право выносить соответствующие акты, в том числе и при выявлении детей, оставшихся без попечения родителей.
В этом случае при установлении факта отсутствия у ребенка родительского попечения, органом опеки и попечительства, осуществлялось бы издание акта о выявлении ребенка, оставшегося без попечения родителей, который подтверждал бы данный факт и являлся основанием для устройства такого ребенка.
Подводя итог, приходится констатировать, что в действующем российском законодательстве сохраняется пробел в части отсутствия единого установленного законом документа, подтверждающего выявление ребенка, оставшегося без попечения родителей. Данная ситуация, а также, в целом, недостаточное нормативное урегулирование процесса выявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей порождает различия в подходах органов опеки и попечительства различных регионов к осуществлению данной деятельности, создает трудности в разграничении детей, оставшихся без попечения родителей и детей иных категорий, например, находящихся в социально опасном положении, в трудной жизненной ситуации.
На сегодняшний день субъекты Российской Федерации самостоятельно организовывают деятельность по выявлению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди-
телей, в то время как основные нормы, регулирующие данный процесс, содержатся в федеральном законодательстве.
В связи с изложенным, необходимо на федеральном уровне утвердить типовой административный регламент осуществления органами опеки и попечительства деятельности по выявлению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данный документ стал бы основой региональных административных регламентов, что обеспечило бы внедрение единого подхода к осуществлению деятельности по выявлению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории всей страны.
Таким образом, существующую в России систему норм, регулирующую процесс выявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нельзя назвать эффективной.
Вместе с тем, поскольку сегодня в законодательство, регулирующее сферу опеки и попечительства, вопросы устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и защиты их прав, вносится значительное количество положительных изменений, можно предположить, что проблемы деятельности по выявлению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также получат свое решение.
Библиографический указатель:
1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от 25.11.2013, с изм. от 31.01.2014) // Собрание законодательства РФ, 1996. № 1. Ст. 16.
2. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства РФ, 2008. № 17. Ст. 1755.
3. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства РФ, 1995. № 21. Ст. 1929.
4. Постановление Правительства РФ от 01.07.1995 г. № 676 (в ред. от 10.03.2009) «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ, 1995. № 28. Ст. 2693.
5. Постановление Правительства РФ от 04.04.2002 г. № 217 (в ред. от 11.04.2006) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием (пункт 3)»/ Собрание законодательства РФ, 2002. № 15. Ст. 1434.
6. Приказ Минобрнауки РФ от 25.04.2006 г. № 98 «О мерах по совершенствованию деятельности региональных операторов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, органов опеки и попечительства, учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, по выявлению, учету и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Вестник образования, 2006. № 16.
7. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 г. № 1012н (в ред. от 21.10.2013) «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей»/ Российская газета, 2010. № 15 от 27 января.
8. Приказ Минздрава СССР от 19.11.1986 г. № 1525
«Об утверждении «Положения о доме ребенка» и «Инструкции о порядке приема детей в дом ребенка и выписке из него» [Электронный ресурс] // Информационно-
справочная система «КонсультантПлюс». Версия Проф. 2014 г. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online .cgi?req=doc;base=LAW ;n= 129694.