Научная статья на тему 'О мерах по обеспечению развития фондового рынка, укреплению доверия инвесторов'

О мерах по обеспечению развития фондового рынка, укреплению доверия инвесторов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОНДОВЫЙ / РЫНОК / ДОВЕРИЕ / ИНВЕСТОР / ЗАКОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыкова И. Н.

В Совете Федерации прошло заседание круглого стола на тему «О мерах по законодательному обеспечению развития фондового рынка и укрепления доверия инвесторов» под руководством председателя Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Д.Н. Ананьева. Публикуется развернутый отчет с заседания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О мерах по обеспечению развития фондового рынка, укреплению доверия инвесторов»

9(21) - 2009

Фондовый рынок

О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ ФОНДОВОГО РЫНКА, УКРЕПЛЕНИЮ ДОВЕРИЯ ИНВЕСТОРОВ*

И. Н. РЫКОВА,

доктор экономических наук, профессор кафедры «Банковское дело» Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации

г. Москва

В Совете Федерации прошло заседание круглого стола на тему «О мерах по законодательному обеспечению развития фондового рынка и укрепления доверия инвесторов» под руководством председателя Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Д.Н. Ананьева. Публикуется развернутый отчет с заседания.

Ключевые слова: фондовый, рынок, доверие, инвестор, закон.

Не менее 12 законов, направленных на развитие финансовой системы страны, планирует принять в этом году Федеральное Собрание России. Об этом заявил глава Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Дмитрий Ананьев, открывая заседание круглого стола.

В дискуссии приняли участие руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Владимир Миловидов, начальник департамента операций на финансовых рынках Банка России Сергей Швецов, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития РФ, Центрального банка России, общественных организаций. Участники

* По материалам заседания круглого стола Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению, состоявшегося 31 марта 2009 г.

встречи обсудили Программу антикризисных мер Правительства Российской Федерации в части повышения устойчивости национальной финансовой системы.

Дмитрий Ананьев, глава Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению, отметил, что фондовый рынок демонстрирует в последние полтора года, к сожалению, результаты, которые никого не могут радовать. Более того, фондовый рынок является, может быть, наиболее ярким индикатором состояния экономической политики, отражением тех процессов, которые происходят в экономике, и первый реагирует на возможные негативные явления, как это произошло в начале кризиса.

Дмитрий Ананьев отметил, что именно показатели фондового рынка будут первыми индикаторами положительных явлений, которые неминуемо и неотвратимо должны наступить в экономической жизни. К сожалению, цифры, которые обсуждаются Правительством РФ и формируются в рамках денежно-кредитной политики на ближайший год, пока скорее внушают пессимизм, чем дают какие-то оптимистичные основания.

Положительным моментом является только плюсовая платежная позиция на этотгод. Ожидается, что это будет чуть меньше 10 млрд долл. США. При этом, однако, закладываются достаточно серьезные цифры оттока капитала, которые могут колебаться от 150 до 200 млрддолл.

К сожалению, планируется бюджет с очень непривычным и неприличным дефицитом для бюджета Российской Федерации на уровне 8%. И несмотря на то, что Правительство планирует падение ВВП на 2,2%, большинство аналитиков видят цифры несколько даже худшие, говоря о минус 5 %. Профессиональные участники говорят и о более драматических цифрах (до минус 10 % от валового национального продукта).

В то же время нельзя не отметить положительные аспекты. Правительством Российской Федерации была принята Стратегия развития финансового рынка на период до 2020 года, что явилось плодом труда многочисленных профессиональных участников и вылилось в необходимость принятия порядка 60 федеральных законов.

Дмитрий Ананьев отметил, что в ближайшие два года нас ждет очень качественная, эффективная и плодотворная работа, которая позволит сделать отечественные финансовые рынки конкурентоспособными в сравнении с западными, а также качественно модернизировать инфраструктуру фондового рынка и создать основные предпосылки для того, чтобы наша экономика твердо встала на инновационный путь развития.

Владимир Миловидов, руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам, отметил, что заданный Правительством вектор на необходимость антикризисных мер совместно с профессиональными сообществами, соответствующими тем или иным направлениям, с представителями гражданского общества воплощается и в нынешней встрече.

В марте 2009 г. Федеральная служба по финансовым рынкам подписала меморандум о сотрудничестве и обмене информацией с комиссией по ценным бумагам и товарам Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), которая является одним из молодых регуляторов мировых финансовых рынков. Это обусловлено тем, что Дубай претендует на роль мирового финансового центра и с 2000 г. в ОАЭ целенаправленно проводится линия на регулирование, на развитие финансового рынка и формирование его как международного финансового центра.

Подписание такого меморандума само по себе значимо, поскольку в настоящих условиях двустороннее сотрудничество между регуляторами стран, претендующих на определенную и заметную роль на финансовых рынках, очень важно. События такого рода позволяют лишний раз посмотреть на причины кризиса, на то, как он протекает, и на то, как мы видим выход из этого кризиса.

Ряд руководителей регуляторов других стран относятся к кризису как к извне привнесенному явлению, зачастую разводят руками и признаются в том, что стали заложниками сложившейся ситуации. Такую реакцию испытывали и мы в конце прошлого года, и ее подтверждают коллеги из индийской комиссии по ценным бумагам, с которой Россия также подписала меморандум.

Несмотря на противоречивость, на отдельные получившие критическую оценку действия ФСФР во время острого периода кризиса осенью 2008 г., как показывает практика, на сегодня предпринят ряд мер, которые позволили ограничить наиболее разрушительные последствия кризиса.

В программе антикризисных мер предусмотрено два нормативных акта, над которыми работает ФСФР и которые находятся в завершающей стадии рассмотрения и согласования. Первый законопроект — о снятии ограничений при выпуске ценных бумаг акционерными обществами, второй — об урегулировании вопросов, поднятых на собраниях облигационеров.

Правительством одобрен и внесен в Государственную Думу еще один из законов, который не включен в антикризисную программу, но указан в Стратегии развития финансового рынка. Это закон о ликвидационном неттинге, о котором говорилось не один год. Он создает качественно новые условия для урегулирования взаимных встречных обязательств, которые возникают на рынке производных финансовых инструментов.

Важно, что закон не просто определяет порядок гармонизации этих отношений, а закладывает определенные возможности для участников рынка, для саморегулируемых организаций в части подготовки генеральных соглашений, которые могут стать документом, в рамках которого и будет осуществляться урегулирование обязательств.

Ассоциация участников финансового рынка (НАУФОР) совместно с Ассоциацией российских банков и рядом других организаций подготовили проект такого генерального соглашения, который является очень важным документом. Параллельно с процессом принятия закона о неттинге он может действительно качественным образом поменять ситуацию на рынке производных инструментов, которые стали существенным раздражителем на российском финансовом рынке.

Владимир Миловидов отметил, что законы, которые были ранее внесены в Государственную Думу Правительством для развития рынка производных финансовых инструментов (поправки в ст. 21

и в 25 Налогового кодекса, особенно в той части, которая касается налога на добавленную стоимость поставочных, товарных контрактов) также очень важны. Как и два закона, которые неоднозначно воспринимаются: закон о противодействии манипулированию ценами и использованию инсайдерской информации и закон о внесении изменений в Уголовный кодекс, вводящий уголовное наказание за манипулирование ценами на рынке ценных бумаг.

Все это — необходимая нормативная база, но саморегулируемые организации путем формирования кодексов этики, поведения своих участников, каких-то регламентных норм могут сами предусматривать недопущение сделок на основе инсайдерской информации и манипулирования ценами.

На сегодняшний день, несмотря на сложную конъюнктуру российского финансового рынка, по объемам сделок мы по существу возвращаемся к предкризисным отметкам. Финансовый рынок, который первым на себе испытал волну мирового экономического кризиса, по мнению выступившего, станет первым индикатором надежды, выхода из этого кризиса.

Сергей Швецов, начальник департамента операций на финансовых рынках Банка России, отметил, что Центральный банк — скорее пользователь фондового рынка, чем орган, который его активно развивает. Кризис кризисом, а двигаться в сторону наращивания конкурентных преимуществ и сокращения отставаний необходимо, чтобы Россия полноправно входила в глобальный рынок. С отменой валютного регулирования мы, хотим того или не хотим, стали частью этого этого рынка и, по мнению оратора, конкурируем уже на уровне таких центров, как Лондон, Нью-Йорк.

В этой связи необходимо растить возможности депозитариев, а именно придать им статус кредитной организации для того, чтобы они могли полноценно выстроить продуктовые линейки, соответствующие тем, которые сегодня делают европейские международные центральные депозитарии, а может быть, в чем-то и опережающие их.

Надо углублять разрыв между профессиональными и непрофессиональными инвесторами на фондовом рынке и выстраивать отдельные инструментарии для тех и для других, преимущественно направляя непрофессиональных инвесторов в коллективные формы инвестиций, где будут приниматься решения в соответствии с предпочтениями учредителя доверительного управления. А для профессиональных инвесторов нужно создавать

комфортную среду и на юридическом уровне, и на уровне судопроизводства. Приняв достаточный объем законов, мы можем столкнуться с большим разрывом между документами и пониманием их судебной системой. Выступивший отметил наличие информации о том, что суды начинают отказывать в исках по обращению взыскания на имущество по неисполненным обязательствам в рамках оферт по облигациям, по самим облигациям, по ипотечным кредитам. Это может привести к коллапсу фондового рынка и к пониманию, что за облигацией ничего не стоит, что обязательства по облигациям можно не исполнять и за это ничего не будет.

Законодательство о противодействии недобросовестным торговым практикам — это необходимое условие того, чтобы к нам шли долгосрочные инвестиции и инвесторы как зарубежные, так и российские, чувствовали себя спокойно.

Тема эта крайне сложна. В тех же Соединенных Штатах Америки именно по этому поводу выносится немного судебных решений, а скорее находятся другие причины, по которым наказываются фирмы и частные лица. И нам тоже важно не переборщить и не создать монстра, чтобы хорошее начинание не превратить в некую дубинку для недобросовестной конкурентной борьбы между профессиональными участниками. И здесь не избежать работы с судами, которые должны выносить свои вердикты. Нельзя допустить отставания в понимания судебной системой норм принимаемых законов от понимания, которое вкладывает в них законодатель.

По инструментариям необходимо сокращать сроки секьюритизации, особенно в связи с ипотечными кредитами. Банки уже жалуются: достаточно легко секьюритизировать ипотечные портфели на европейском рынке, но проблематично на российском включить иностранные ипотечные ценные бумаги в амбарный список. Мы все-таки считаем, что если есть национальное законодательство по секьюритизации, то даже если это не совсем удобно, тем не менее стоит следовать именно ему.

По саморегулированию оратор абсолютно согласен с главой ФСФР: потенциал СРО, потенциал бирж как регуляторов огромен, и здесь государству надо всячески поддерживать хорошие начинания. Что касается отчетности, то нам надо завершать переход на МСФО. Мы затянули этот процесс. Обязываем сегодня эмитентов и банки сдавать две отчетности, нанимать два раза аудиторов, а это, в общем-то, дорого. Из доброго начинания, то есть транспарентной отчетности, мы создали дополнительные издержки для бизнеса. Их государство,

особенно в условиях кризиса, должно всячески минимизировать, но не путем отмены отчетности по международным стандартам, а скорее отмены двух стандартов, которые сегодня используются на нашем рынке.

Есть потенциал по расширению выпуска облигаций без государственной регистрации, так называемых биржевых облигаций. Мы стали включать такие ценные бумаги в амбарный список и благодаря законодателям вышли на фондовую биржу. Уже есть акции в амбарном списке, есть биржевые облигации, заключаются сделки. Оратор выразил надежду, что Государственная Дума и Совет Федерации закончат принятие закона о допуске иностранных ценных бумаг, и мы сможем увидеть уже цивилизованную торговлю иностранными ценными бумагами в России. Сергей Швецов заметил, что если мы действительно хотим стать частью глобального мира, нам надо использовать международные стандарты обмена информацией по всей цепочке от конечного клиента до реестродержателя. В этом случае выработка национальных стандартов должна преследовать определенные цели, которые мы четко понимаем. В остальных случаях желательно делать некий стандарт, который понятен не только российскому, но и западному инвестору. При работе на фондовом рынке это очень важно.

Банк России участвует в развитии законодательства, посвященного центральному контрагенту. Это не панацея, но некий технологический (и с точки зрения управления рисками — тоже) рывок вперед. Америка пришла к осознанию, что рынок кредит-дефолтов должен быть переведен на центрального контрагента, что и происходит в мире. И принятие закона о клиринге, по мнению оратора, для российского рынка — приоритет номер один. В нынешнем году это должно быть обязательно сделано, потому что по технологиям мы отстаем от мира как минимум на несколько лет. Это отставание надо преодолевать, чтобы проблемы, с которыми мы столкнулись, в том числе на рынке РЕПО, не повторились.

Безусловно, налоги не должны использоваться для создания своеобразного офшора в России, но необходимо снимать барьеры, которые необоснованно «исторически» у нас в Налоговом кодексе имеются. И, в частности, отменить специальное налогообложение государственных ценных бумаг, чтобы не искажать аналитику, не искажать кривые доходности.

Надо изменить налогообложение РЕПО и кредитование ценными бумагами, чтобы центральный

контрагент мог полноценно замещать те непоставки, которые будут случаться на рынке, и отказаться от стопроцентного преддепонирования. Для этого необходимы механизмы замещения непоставок, потому что биржи торгуют не на стопроцентном депонировании. Если мы хотим предоставлять привычные услуги для иностранных инвесторов, мы должны расширять эту продуктовую линейку.

Роман Горюнов, председатель правления фондовой биржи РТС, отметил: многое нынче зависит от самой инфраструктуры и ее способности соответствовать вызовам времени и тем потребностям, которые есть у участников рынка. Российская инфраструктура находится на очень высоком уровне и способна отвечать вызовам времени.

Кризис открыл глаза не только биржевикам, но и участникам фондового рынка нате технологические решения, которые есть на российском рынке. Взять, в частности, тему отказа от стопроцентного преддепонирования, которая обсуждалась очень много в вялотекущем режиме. Она для всех стала очень актуальной, и все осознали необходимость скорейшего отказа от технологии торговли на стопроцентном преддепонировании.

Говоря о законодательном обеспечении, выступивший отметил несколько ключевых моментов. Первый — развитие инструментария. Ни для кого не секрет, что российский рынок в этом отношении уступает глобальным рынкам. В этой связи Роман Горюнов обозначил важность готовящегося закона о допуске иностранных ценных бумаг. Важен не столько факт принятия закона, сколько то, что в нем должно быть написано.

На взгляд выступившего, если мы хотим действительно претендовать на статус международного финансового центра, то отношение к иностранным ценным бумагам должно быть более либеральным, чем то, что сейчас прописывается в проекте закона. Потому что допускать иностранные ценные бумаги, но со всех сторон ставить ограничения, чтобы потенциально сузить список эмитентов, которые могут у нас торговаться, и создавать дополнительные барьеры в виде отчетности на русском языке — все это приведет к тому, что слишком мало иностранных ценных бумаг будет у нас торговаться. И сама идея серьезного расширения инструментария просто пропадет.

Вторая крайне важная тема — создание производных финансовых инструментов и возможность описания производных документов не на уровне законодательства; не перечисление инструментов, которые у нас существуют, на уровне законода-

тельства, а возможность конструирования либо на уровне нормативных актов — либо на уровне саморегулируемых организаций, либо на уровне бирж. Оратор считает, что это крайне актуальная задача, потому что уже сейчас очень много запросов идет по продуктам, которые мы физически не можем сконструировать в рамках нынешнего законодательства.

Третий момент, который отметил Роман Горюнов, это стимулирование прихода и работы инвесторов на российском рынке. Есть три ключевых категории инвесторов: частный российский инвестор, институциональные российские инвесторы и глобальные. В каждой из этих категорий существуют свои ограничения, свои проблемы. Для частных инвесторов, на взгляд оратора, ключевая проблема — это налогообложение. Ее необходимо было бы решить, изменив несколько глав Налогового кодекса.

Кроме того, на взгляд Романа Горюнова, очень серьезная проблема — невозможность сальдирования операций с различными инструментами для инвесторов. Надо понимать, что развитый финансовый рынок предполагает большое количество инструментов, что инвесторы работают с разными продуктами, используют комплексные стратегии. И невозможность сальдирования операций, скажем, акций с фьючерсами, опционами или другими продуктами приводит к тому, что ликвидность рынка резко снижается, потому что просто такие операции не проводятся. И привлекательность российского рынка по сравнению с глобальными сильно снижается. Безусловно, для международных инвесторов ключевыми являются вопросы регулирования и капитализации, конкурентоспособности инфраструктуры и доверия к ней.

Алексей Тимофеев, председатель правления СРО «НАУФОР», сказал, что профессиональные участники рынка ценных бумаг и основные инвестиционные институты в значительной степени самостоятельно адаптируются к новым условиям, выживая в очередной раз и становясь сильнее, потому что ровно то же самое происходило в 1998 г. И это, наверное, связано с тем, что переоценка роли финансового рынка и фондового рынка как его части происходит только сейчас.

Если коснуться программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 г., то должен сказать, что оценка этой программы затруднена существованием сразу нескольких программных документов, которые посвящены фондовому рынку. И поэтому нельзя сказать о том,

что видение мер по развитию и стабилизации финансового рынка не отличается комплексностью, какой-то системностью.

Алексей Тимофеев напомнил, что стратегия развития финансового рынка — наиболее комплексный в этом смысле документ. Есть и концепция создания международного финансового центра, которая была разработана Министерством экономического развития, которая превращается сейчас в меры по созданию международного финансового центра. В свое время был принят план действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и в отдельных отраслях экономики. Все эти документы так или иначе дают картину тех мер, которые видит важными Правительство, государство в интересах стабилизации и развития российского фондового рынка.

В чем же заключается основная проблема российского фондового рынка? Что на самом деле могло бы помочь его стабилизации и компенсировало бы турбулентность зарубежных рынков? Это внутренний долгосрочный инвестор. Если мы серьезно не отнесемся к решению этого вопроса, мы останемся по-прежнему заложниками поведения зарубежных рынков. Алексей Тимофеев думает, что нам нужно быть гораздо более решительными при решении этой задачи.

Что такое внутренний долгосрочный инвестор? Это в первую очередь население. Несмотря на то, что нам кажется страшным пускать население на фондовый рынок, нужно принимать комплекс мер, который в итоге сделает положение граждан, инвестирующих на российском фондовом рынке, по возможности комфортным.

Если говорить о развитии институтов коллективного инвестирования, надо не забывать и о пенсионной реформе. Коллективных инвестиций, если брать только открытые интервальные фонды, к началу кризиса у нас было около половины процента от капитализации вместо 10—15 желаемых, у негосударственных пенсионных фондов — 1,5 % капитализации вместо 10—15% желаемых. Это, конечно, совершенно неприемлемая роль этих важнейших для стабилизации финансового рынка институтов.

Коллективные инвестиции требуют своего развития, негосударственные пенсионные фонды требуют переконструирования, концептуального переосмысления, чтобы они стали в большей степени институтами инвестиционными, чтобы они стали более устойчивыми. Поэтому требуется решение проблемы выкупных сумм. Из них

(это требует решения относительно портфелей) должна быть исключена возможность перекладывания ответственности за сохранность вкладов на управляющие компании, что является наиболее неудачным из возможных решений обеспечения их устойчивости.

Что касается посредников, то тут Алексей Тимофеев призвал исходить из следующего. Население должно рассчитывать на инвестиции не только через институт коллективного инвестирования, оно должно иметь возможность прийти на фондовый рынок и через брокеров, индивидуальных управляющих и (что особенно важно) независимых инвестиционных советников. Это важно, потому что население делится на разные группы, многие предпочитают доверить инвестиционные решения профессионалам, многие хотят оставить за собой значительную свободу в инвестиционных решениях. Они никогда не придут в институты коллективного инвестирования, и мы просто лишимся этой группы населения на рынке. Поэтому недооценивать роль различных посредников также нельзя.

Конечно, нужно создавать условия для защиты интересов инвесторов, обращающихся к их услугам. Компенсационный фонд — это правильно, и Федеральная служба по финансовым рынкам добивается в этом направлении невероятного, сдвигая решение этой проблемы с мертвой точки.

Саморегулируемые организации могут выполнить свою роль при контроле за финансовой устойчивостью посредников, оказывающих розничным инвесторам услуги. Но очень важным является следующая мысль. Чтобы граждане могли бы совершать операции на рынке ценных бумаг, их издержки должны быть по возможности низкими. Это означает высокую степень конкуренции на рынке посреднических услуг и выгодное налогообложение.

Конечно же, нужно подумать и о налоговом стимулировании долгосрочного инвестирования граждан. Конечно, эти доходы не должны облагаться налогом. По мнению оратора, если мы всерьез думаем привлекать граждан в негосударственный пенсионный фонд, в индивидуальные пенсионные схемы негосударственных пенсионных фондов, нужно подумать о вычетах, на особые счета, которые бы администрировались посредниками при условии, что средства оттуда будут извлекаться только по достижении пенсионного возраста. Нам, если мы думаем о том, чтобы стимулировать граждан к долгосрочному владению ценными бумагами, нужно подумать о нулевой ставке налога на диви-

денды, чтобы люди предпочитали зарабатывать дивиденды, а не продавать ценные бумаги, если им понадобится понести какие-нибудь бытовые или другие расходы, в том числе связанные с налогообложением посредников. И лишь в комплексе эти меры позволят нам решить основную проблему присутствия на российском рынке внутреннего долгосрочного инвестора — населения.

Петр Лансков, заместитель председателя совета директоров Профессиональной ассоциации регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД), отметил, что все меры, которые предлагаются, главным образом сводятся к поддержке устойчивости банковской системы. И такое представление о финансовом рынке как исключительно банковском в целом не ново. Хотя, на взгляд оратора, для замены спекулятивного инвестора на долгосрочного ключевым фактором помимо институционального развития является наличие гарантий и прав собственности на финансовые инструменты, в первую очередь на ценные бумаги, т. е. в первую очередь законодательная защита этих прав.

К сожалению, мы видим, что на протяжении нескольких лет обсуждается, например, пакет ан-тирейдерских законов, но по неясным причинам он не принимается. Может быть, преодоление кризиса и его последствий станет хорошим поводом вернуться к этой теме и принять этот пакет, который сам по себе содержит минимальный перечень мер по защите прав собственности.

С другой стороны, давно назрели системные изменения в законе о рынке ценных бумаг. Статьи 7, 8, описывающие деятельность учетных институтов, основываются на представлениях середины 90-хгг. прошлого века и по сути оторвались, отстали в этом смысле от практики деятельности учетной системы и от тех проблем, которые в реальности перед ней стоят.

К сожалению, если мы отвлечемся от программы антикризисных мер, обратимся, казалось бы, к более специализированным документам, таким как концепция создания мирового финансового центра, то мы увидим, что в них если и говорится об учете прав собственности на ценные бумаги, то лишь в контексте создания, скажем, централизованной расчетной системы, совершенствования деятельности наших расчетных депозитариев, которые сами по себе достаточно хорошо работают и в гораздо меньшей степени, чем другие учетные институты, нуждаются в поддержке государства.

На взгляд выступившего, имело бы смысл насытить, упоминающееся и в концепции НФЦ, и в

Стратегии развития финансового центра понятие централизованной учетной системы несколько иным, технологическим содержанием. Такая система не должна сводиться только к расчетным депозитариям, она должна создавать предпосылки для сквозной обработки информации и создавать уверенность инвестора в том, что если он приходит в Россию, то может приходить надолго и с его правами собственности при любых кризисах ничего не случится.

Акцент на централизацию через единые стандарты, через развитие электронного документооборота недостаточен и в тех документах, которые приняты в отношении мирового финансового центра. В программе антикризисных мер такие частности попросту отсутствуют. На взгляд Петра Ланскова, можно было найти для них место с учетом того, что в условиях финансового кризиса одним из направлений преодоления кризиса мог бы стать технологический скачок в деятельности учетных институтов, преодоление разрыва, который существует между технологией работы расчетных депозитариев и технологией, скажем, организации корпоративных событий, т. е. на связке между акционером, эмитентом и учетным институтом, который эмитента обслуживает.

Одним из направлений снижения издержек могло бы стать расширение допускаемых совмещений видов инфраструктурной деятельности на рынке ценных бумаг с учетом того, что в России ценные бумаги существуют и развиваются как бездокументарные, а также того, что различия в организации учета этих двух институтов практически нивелированы. Можно делать шаг к их постепенному объединению по пути, скажем, не абсолютного слияния в один вид учетных институтов, но разрешения совмещения этих двух видов профессиональной деятельности с учетом некоторых очевидных ограничений, которые позволили бы избежать возможных конфликтов интересов или концентрации рисков.

В отношении налоговой нагрузки оратор обратил внимание на парадокс, который существует с точки зрения наличия налога на добавленную стоимость на услуги профессиональных участников рынка. Само название этого налога говорит об обращении реальной стоимости, обращении реального капитала. Мы же имеем дело с обращением фиктивного капитала. Никакого приращения стоимости в результате, скажем, учета прав собственности у регистратора или депозитария или перехода этих прав, или организации торговли ценными бу-

магами в бездокументарном виде не происходит. В связи с этим и правовой, и экономической природы для наличия налога на добавленную стоимость на услуги персональных участников рынка, на взгляд выступившего, нет изначально. И нет такового уже 15 лет, а налог существует столько же времени, сколько и рынок ценных бумаг в России. И было бы вполне уместно вернуться к этой теме с учетом антикризисного подхода.

Дмитрий Ананьев, глава Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению, согласен с выступившими по поводу того, что нужно начинать думать о том, как создавать условия для того, чтобы фондовый рынок, являющийся наиболее чувствительным индикатором состояния дел в экономике, начал показывать всей экономике позитивные знаки, признаки жизни. Текущая же ситуация говорит о том, что наша законодательная база, как и наша экономика, серьезным образом нездоровы.

Говорить о стабильно работающей финансовой системе или наличии здоровой финансовой системы — это скорее выдавать желаемое за действительное. Нынешние признаки стабильности не являются, на наш взгляд, судя по выступлениям, признаками долгосрочной стабильности и устойчивости, а скорее являются пограничным моментом, который пока позволяет нашей финансовой системе балансировать, но абсолютно не очевиден исход нынешних событий.

Он может быть и негативным. И в первую очередь причина в слабой законодательной базе, в том, что, к сожалению, наша финансовая система не является конкурентоспособной. Столько всего нужно сделать, причем должны это сделать люди профессиональные, решающие компетентно узко профессиональные вопросы. Но в то же время нужно подготовить системный документ в отличие отразного рода антикризисных мероприятий, которые очень часто являются далеко не системными решениями, а в ряде случаев просто противоречат друг другу. Фондовый рынок таких противоречий не прощает.

Глобальная цель озвучена правильно и способствует созданию национально-ориентированной, здоровой, серьезной финансовой системы, основанной на отечественных долгосрочных инвесторах. Эта система дожна быть интересной и привлекательной для внешних инвесторов. Наши нынешние законодательство и финансовая система не защищают ни инвесторов, ни финансовые институты.

Дмитрий Ананьев отметил, что за короткий срок работы комитета в новом составе накоплен

практический опыт принятия и законов, и отдельных поправок. И если год тому назад не было очевидно, что в рамках комитета Совета Федерации это возможно, то сейчас можно сказать, что по количеству уже принятых поправок к законопроектам комитет очень преуспел.

Оратор отметил очень эффективную и конструктивную работу с коллегами из профильного комитета Государственной Думы. Принятие поправок и отдельных законов требует как минимум от трехдо шести месяцев, но это возможно. Атеорию малых дел никто не отменял.

Что касается итогов заседания круглого стола, то, несмотря на то, что высказывания порой противоречили друг другу, в общем и целом тональность разговора была конструктивной. Оратор выразил надежду, что прозвучавшие рекомендации не лягут под сукно, а будут являться определенным позитивным сигналом, и ряд идей может оказаться небесполезным и будет услышан министерствами и ведомствами.

Дмитрий Ананьев поблагодарил собравшихся за интересное обсуждение затронутой темы и пожелал руководителям, представляющим регуляторы, успешной работы и поддержки конструктивных инициатив. А профучастникам — постараться в наше непростое время как минимум решить эти задачи и постараться быть еще более эффективными и жизнеспособными.

Участники круглого стола в итоге отметили, что международный финансовый кризис выявил слабые стороны российского фондового рынка, к которым, в первую очередь, относится отсутствие конкурентоспособной и эффективной законодательной базы.

В этой связи особое значение приобретает своевременность и масштабность мер по совершенствованию фондового рынка России, обозначенных в Стратегии развития финансового рынка России на период до 2020 года, а также в Концепции создания международного финансового центра в Российской Федерации.

Крайне важными и актуальными признаны законодательные инициативы Федеральной службы по финансовому рынку, направленные на:

• регулирование проведения организованных торгов биржами и торговыми системами;

• снятие ограничений при выпуске ценных бумаг акционерными обществами;

• создание института общего собрания облигационеров;

• урегулирование взаимных встречных обязательств на срочном рынке (ликвидационный неттинг);

• противодействие манипулированию ценами и использованию инсайдерской информации;

• введение уголовного наказания за манипулирование ценами на рынке ценных бумаг;

• допуск иностранных ценных бумаг на российский фондовый рынок;

• оптимизацию налогообложения финансовых инструментов срочного рынка. Участники заседания круглого стола констатировали, что острой проблемой для российского финансового рынка остается недостаточно справедливая и несовременная судебная система.

Однако главной проблемой фондового рынка России остается отсутствие на нем внутреннего долгосрочного инвестора. Решение данной задачи должно включать в себя комплекс мер по стимулированию внутреннихдолгосрочных инвестиций:

• введение налогового стимулирования долгосрочного инвестирования граждан на срок от года и более;

• снижение ставки налога на доходы физических лиц от операций с ценными бумагами;

• сальдирование финансовых результатов по операциям с различными инструментами фондового рынка;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• освобождение от налога на доходы средств граждан, направляемых на индивидуальные сберегательные счета, которые могут быть использованы по достижении пенсионного возраста;

• создание на базе Агентства по страхованию вкладов Компенсационного фонда;

• совершенствование законодательной защиты прав собственности;

• введение института инвестиционных консультантов;

• реализация программы повышения уровня финансовой грамотности населения.

В то же время участники круглого стола считают, что необходимо более глубокое разделение в регулировании квалифицированных и неквалифицированных инвесторов. Неквалифицированные инвесторы должны преимущественно привлекаться в коллективные формы инвестирования. При этом для создания условий развития коллективных форм инвестирования необходимо:

• расширить перечень инструментов инвестирования средств пенсионных накоплений;

• исключить уплату НДС при операциях с имуществом внутри ЗПИФ недвижимости;

• распространить на обмен паев ПИФов действующий льготный порядок налогообложения при конвертации паев в ОФБУ;

7х"

15

• стандартизировать требования к управляющим компаниям и специализированным депозитариям при проведении конкурсов на управление государственными средствами и средствами государственных корпораций. Участники заседания сошлись во мнении, что

инфраструктура российского рынка ценных бумаг должна развиваться по пути снижения издержек и рисков. Для этих целей предложено:

• освободить от налогообложения прибыль, направляемую на формирование уставного капитала профессиональных участников рынка ценных бумаг;

• отменить налог на добавленную стоимость на услуги профессиональных участников рынка ценных бумаг;

• усовершенствовать порядок налогообложения по операциям РЕПО и операциям займа ценными бумагами;

• упростить процедуру эмиссии ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов;

• снизить ограничения на выпуск биржевых облигаций;

• создать эффективную систему клиринга — возможность использования частичного предде-понирования;

• создать условия для секьюритизации активов и выпуска структурированных продуктов;

• расширить допускаемые совмещения видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Участники круглого стола констатировали, что создание в Российской Федерации международного финансового центра представляется на текущем этапе хотя и амбициозной, но вполне достижимой задачей. Для ее решения потребуется объединить усилия профессионального сообщества, исполнительной и законодательной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.