12.00.00. Юридические науки
С.О. Бевз
старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки,
Краснодарский университет МВД
S.O. Bevz
senior lecturer of the Department tactical and special training Krasnodar University of MVD (SO.BEVZ@yandex.ru)
О МЕРАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ УГРОЗ ПО ОПРЕДЕЛЕННЫМ КАНАЛАМ СВЯЗИ ИЛИ ПРИ ПОХИЩЕНИИ ЧЛЕНОВ СЕМЕЙ
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к совершенствованию концепции собственной безопасности в системе МВД России, представляющей собой стройнуюсистему согласованных правовых, организационно-управленческих, оперативно-розыскных, режимных, социально-психологических, воспитательных, пропагандистских и иных мер, направленных на создание и поддержание условий для выявления, нейтрализации и ликвидации внешних и внутренних угроз собственной безопасности на примере источника угрозы по каналам связи.
Annotation. The article considers approaches to improving the concept of own security in the system of the Ministry of internal Affairs of Russia, which is a coherent system of agreed legal, organizational, managerial, operational-search, regime, socio-psychological, educational, propaganda and other measures aimed at creating and maintaining conditions for the identification, neutralization and elimination of external and internal threats to their own security by the example of the source of the threat through communication channels.
Ключевые слова: собственная безопасность, внешние и внутренние угрозы собственной безопасности, почтовый канал связи, мобильные телесистемы, похищения, захват в заложники.
Keyw ords: own security, external and internal threats to their own security, postal communication channel, mobile TV systems, kidnappings, hostage-taking.
На сегодняшний день решение проблемы обеспечения собственной безопасности в системе Министерства Внутренних Дел Российской Федерации отражает приоритетное направление государственной политики в сфере внутренних дел. Основополагающим документом в данной сфере является Концепция обеспечения собственной безопасности в системе МВД России, утвержденная приказом №1 МВД России от 02.01.2013 [1].
Система МВД РФ рассматривает собственную безопасность как состояние защищенности от угроз деструктивного и дезорганизующего воздействия. В качестве ресурсов для ее обеспечения должны быть созданы эффективные механизмы противодействия коррупционным и иным противоправным проявлениям, технологии и приемы обеспечения инженерно-технической укрепленности и антитеррористической защищенности объектов инфраструктур системы от преступных посягательств, механизмы сохранности информационных ресурсов, государственной защиты сотрудников ОВД, Федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России и их близких, а также принятие оперативных и действенных мер по предотвращению негативных последствий и пресечению факторов угроз.
При разработке данной Концепции в основу были положены такие основополагающие документы, как Конституция Российской Федерации, методологиче-
ской платформой являются общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральные конституционные законы, Федеральные законы, Акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми акты МВД России.
Целью данной Концепции является системное создание такой среды, при которой можно будет развить сферу обеспечения собственной безопасности, создать приемлемые условия для того, чтобы не только стабильно функционировали Органы Внутренних Дел, но и была сохранена целостность всей системы, имеющей все возможности противостоять влиянию не только внутренних, но и внешних угроз.
Для того, чтобы обеспечить собственную безопасности в системе МВД России необходима полифункциональная система, при которой в четком согласовании будут реализовываться правовые, организационно-управленческие, оперативно-розыскные, режимные, социально-психологические, воспитательные, пропагандистские и прочие меры, направленные на создание и поддержание таких условий, при которых возможно не только выявить или нейтрализовать, но и ликвидировать внешние и внутренние угрозы собственной безопасности. Рассмотрим некоторые меры, необходимые для обеспечения собственной безопасности сотрудника МВД.
При получении угроз по каналам связи мобильных телесистем, нужно соблюдать ряд весьма важных рекомендаций. Если есть такая возможность, то в телефонном разговоре необходимо выяснить, какие причины и мотивы лежат в основе той или иной угрозы, целесообразно собрать хотя бы минимальную информацию о том, кто звонит. Это особенно важно, если нет возможности определить номер абонента или сделать звукозапись разговора. Прежде всего, необходимо определить откуда звонок (междугородний, из транспорта и т.д.). Желательно зафиксировать в памяти начало разговора: первые слова звонящего, как он представился, уточнил, с кем говорит, или сразу начал угрожать.
Очень важно сделать акцент и постараться запомнить следующие детали: как произносились слова - быстро или медленно, внятно или нет, имело ли место заикание в речи говорящего, был ли слышен акцент, дефекты речи и прочие особенности; какой была манера речи (она была спокойной, уверенной, невнятной, бессвязной, вежливой, непристойной, озлобленной, равнодушной, эмоциональной, использовались ли в речи какие-либо особенные фразы, выражения и др.); какие были слышны характеристики голоса (тембр, громкость, заикание, акцент, хриплость, дефекты речи и т.д.); имели ли место на фоне разговора какие-то посторонние шумы, (это может быть фоновый уличный шум, шум транспортных средств, поездов, метро, самолетов и др.; возможно, звук другого голоса, подсказывающий, что говорить); и весьма важно обратить внимание, о каких угрозах идет речь, что может служить их причиной, принимаются ли во внимание контраргументы либо идет необоснованное запугивание и выдвижение претензий.
Все детали подмеченного необходимо письменно изложить. Не следует надеяться на свою память, в экстремальной ситуации и при волнении она часто подводит.
Если события, из-за которого начали поступать угрозы, не было, не нужно спешить сообщать об этом своему собеседнику, иначе можно потерять информационное преимущество. Целесообразно выяснить причины, узнать их под предлогом необходимости убедиться в осведомленности собеседника, требовать все новых и новых доказательств. В ходе разговора нужно стремиться показать, что сообщаемые звонящим сведения воспринимаются как недоразумение, и поэтому не волнуют. Тем самым можно подтолкнуть собеседника к раскрытию дополнитель-
ных деталей информации и источников ее получения.
Не прерывая беседы, через родственников или сослуживцев, присутствующих при разговоре, необходимо оперативно связаться с дежурным по Органу Внутренних Дел или с руководством с целью установления номера телефона и местонахождения звонившего. Если абонент прервал разговор, не следует отключать связь, нужно положить свою трубку рядом с телефонным аппаратом - канал связи будет сохраняться еще больше часа. О поступивших угрозах необходимо доложить рапортом (заявлением) своему руководителю.
Что касается действий сотрудников ОВД при поступлении угроз по почтовому каналу связи, то существуют определенные рекомендации, позволяющие решить данную профессиональную задачу.
При получении угроз в письменном виде необходимо принять меры по сохранению возможных следов на бумаге (конверте), вложив полученное сообщение в плотно закрываемый полиэтиленовый пакет для последующего проведения почерковедческой, дактилоскопической, биологической и др. экспертиз.
Особую осторожность следует проявлять при получении посылок и бандеролей. Необходимо тщательно осмотреть их, обратив внимание на наличие адреса отправителя, стандартность упаковки.
Учитывая возможность получения в посылке или почтовом конверте сильнодействующих и отравляющих веществ, следует проявлять максимальную осторожность при обращении с полученным. О возможном наличии вышеуказанных веществ могут свидетельствовать: необычная запечатка конверта (обилие клея, отсутствие почтовых штампов и марок); наличие внутри конверта пакета или иной емкости, заполненной неизвестным содержимым; незнакомый адрес отправителя либо его отсутствие.
Признаками возможного нахождения в полученном предмете взрывного устройства могут быть: необычно толстое письмо с отдельными утолщениями; наличие в конверте порошка или перемещающихся предметов; вложенные в конверт металлические или пластмассовые пластины; наличие необычного запаха; прослушивание хода часового механизма.
При возникновении подозрений о нахождении в полученном предмете взрывного устройства или других опасных вложений необходимо незамедлительно обратиться к дежурному по органу внутренних дел.
О произошедшем доложить рапортом своему руководителю.
Действия в случае похищения членов семьи или их захвата в качестве заложников также прописаны в перечне профилактических мер.
В случае похищения или захвата в качестве заложника кого-либо из членов семьи необходимо незамедлительно доложить об этом своему непосредственному руководителю.
Если злоумышленники в телефонном разговоре или при личной встрече потребуют каких-либо действий, прежде всего, необходимо убедиться, что родственник жив и невредим. Для этого следует твердо заявить, что никаких переговоров вести не будете, пока не поговорите с заложником [2].
В случае телефонного разговора с похищенным или захваченным в качестве заложника нужно убедиться, что этот человек действительно является родственником.
Ввиду несовершенства телефонной связи не всегда можно опознать по голосу даже очень близкого человека, поэтому в разговоре необходимо постараться получить информацию, которая убедит в том, что это действительно он. Целесообразно успокоить родственника, сказав, что предпринимается всё, чтобы освободить его как можно быстрее. Стоит поинтересоваться, всё ли у него в порядке, как с ним обращаются, не причинили ли какого-либо вреда. Нужно попробовать убе-
дить его в том, что лучше будет, если он не станет предпринимать каких-либо активных действий, чтобы не обострять ситуацию и не навредить себе. Ни в коем случае не стоит пытаться даже косвенно выяснить, кто его похитил или захватил, где он находится, так как это может привести к непоправимым последствиям. Если переговоры со злоумышленниками ведутся при личной встрече, нужно попросить повторного контакта, если по телефону - повторного звонка, постараться выиграть время, необходимое для разработки плана действий и подготовки группы, специализирующейся на освобождении заложников.
Необходимо учитывать, что злоумышленники могут прослушивать телефон или вести наблюдение за перемещениями с момента контакта с ними. Нужно быть психологически готовым к тому, что при повторном звонке либо при личной встрече могут заявить, что им известно о факте обращения за помощью в правоохранительные органы.
Нередко бывает, что похитители требуют любой ценой ускорить обмен. В таком случае нужно постараться, не теряя самообладания, убедить их в том, что предпринимается всё возможное, но по не зависящим обстоятельствам пока нет реальной возможности выполнить предъявленные требования. Главное, не стоит забывать напомнить похитителям, что в благополучном исходе дела есть заинтересованность гораздо большая, чем у них. Временная пауза позволит более качественно подготовить операцию по освобождению заложника, повысит гарантию его безопасности. Все последующие действия необходимо согласовывать с руководителем операции по освобождению заложника. Источники:
1. Приказ МВД России от 02.01.2013 N 1 "Об утверждении Концепции обеспечения собственной безопасности в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации" http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=562917#0914 3935449804783
2. Гричанов А.С. Обеспечение безопасности сотрудников ОВД в профессиональной деятельности // Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2014. — 80 с. — ISBN 978-5-94552-101-8
Sources:
1. The order of the Ministry of Internal Affairs of Russia from 02.01.2013 N 1 "About
the statement of the Concept of maintenance of own safety in system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation" http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n= 562917 # 09143935449804783
2. Grichanov A.S. Ensuring the safety of ATS employees in professional activity // Bar-
naul: Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2014. - 80 p. - ISBN 978-5-94552-101-8