Научная статья на тему 'ОЦЕНКА УРОВНЯ УГРОЗ КАДРОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ НА ОСНОВЕ ИНДИКАТИВНОГО ПОДХОДА'

ОЦЕНКА УРОВНЯ УГРОЗ КАДРОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ НА ОСНОВЕ ИНДИКАТИВНОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
755
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КАДРОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РИСКИ / УГРОЗЫ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ECONOMIC SECURITY / PERSONNEL SECURITY / RISKS / THREATS / RUSSIAN MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Глущенко А.В., Кучерова Е.П., Варламова М.В.

Кадровая безопасность является основополагающим элементом в системе экономической безопасности, так как деятельность любого хозяйствующего субъекта экономики невозможна без человеческого капитала. Обеспечение кадровой безопасности требует особого внимания на всех этапах развития предприятия, что, прежде всего, представляет собой изучение ее сущности, основных элементов, отдельных задач, места и роли в общей системе экономической безопасности предприятия. В структуре органов внутренних дел кадровая безопасность занимает особое место, обусловленное спецификой деятельностью бюджетного учреждения, тщательной системой отбора персонала на должности, регулярным контролем за деятельностью сотрудников, своевременным обнаружением и нейтрализацией угроз со стороны кадровой составляющей, не нарушая общего состояния функционирования учреждения. Для создания механизма эффективного обеспечения кадровой безопасности органов внутренних дел авторами разработана четырёхуровневая система классификации угроз кадровой безопасности ОМВД, позволяющаявыявить взаимозависимость допустимых угроз между собой и их причинно-следственную связь, оценить степень и характеристику опасности этих угроз кадровой безопасности для деятельности ОМВД и определить мероприятия по их устранению. На основе классификации угроз нами определены индикаторы для оценки уровня кадровой безопасности ОМВД России, позволяющие проанализировать состояние персонала ОМВД, степени его развития, профессиональности и надежности, а также дать экспертную оценку вероятности появления угроз кадровой безопасности учреждения ОМВД России со стороны сотрудников.The human security is a fundamental element in the system of economic security, because the activity of any economic entity is impossible without human capital. Ensuring personnel security requires special attention at all stages of enterprise's development, which, first of all, is the study of its essence, the main elements, individual tasks, place and role in the overall system of economic enterprise's security. In the structure of the Russian Ministry of Internal Affairs personnel security take a special place due to the specifics of the budget institution, a thorough system of staff selection for positions, regular monitoring of the activities of employees, timely detection and neutralization of threats from the personnel component, without breaching of general system of the institution's functioning. Authors have developed a four-level system of classification of threats to the personnel security of Russian Ministry of Internal Affairs, allowing to show the interdependence of acceptable threats to each other and their cause-and-effect relationship, to assess the degree and characteristics of the danger of these threats to human security for the Russian Ministry of Internal Affairs and to identify measures to address them to create a mechanism of effective personnel security. On the basis of the classification of threats we have identified indicators to assess the level of personnel security Russian Ministry of Internal Affairs of Russia, allowing to analyze the state of Russian Ministry of Internal Affairs personnel, the degree of its development, professionalism and reliability, as well as to give an expert assessment of the likelihood of threats to the personnel security of Russian Ministry of Internal Affairs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА УРОВНЯ УГРОЗ КАДРОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ НА ОСНОВЕ ИНДИКАТИВНОГО ПОДХОДА»

14. Government Partnership Initiative (GPI) URL: https://www.povertyactionlab.org/GPI (дата обращения: 14.04.2018).

15. Increasing the use of data and evidence in real-world policy: Stories from J-PAL's Government Partnership Initiative URL: https:// https://www.povertyactionlab.org/blog/1-12-18/increasing-use-data-and-evidence-real-world-policy (дата обращения: 14.04.2018).

16. Алимов А.А. Интересы США в современных африканских государствах / А.А. Алимов, И.Е. Нестерова // Общество. Среда. Развитие. - 2017. - № 2 (43). - С. 29-33.

А.В. Глущенко

д.э.н, профессор, заведующий кафедрой бухгалтерского учета и экономической безопасности,

Волгоградский Государственный Университет

A.V. Glushchenko

Doctor of Economics, Professor, Head of the Department ofAccounting and Economic Security

Volgograd State University Е.П. Кучерова

к,э.н, доценткафедры бухгалтерского учета и экономической безопасности

Волгоградский Государственный Университет

Е.Р. Kucherova

к, э.н, associate professor of the Department of Accounting and Economic Security

Volgograd State University М.В. Варламова

студентка 4 курса специальности «Экономическая безопасность» Волгоградский Государственный Университет

М.V. Varlamova

4th year student of the specialty «Economic security» VolgogradStateUniversity

ОЦЕНКА УРОВНЯ УГРОЗ КАДРОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ НА ОСНОВЕ ИНДИКАТИВНОГО ПОДХОДА

Аннотация. Кадровая безопасность является основополагающим элементом в системе экономической безопасности, так как деятельность любого хозяйствующего субъекта экономики невозможна без человеческого капитала. Обеспечение кадровой безопасности требует особого внимания на всех этапах развития предприятия, что, прежде всего, представляет собой изучение ее сущности, основных элементов, отдельных задач, места и роли в общей системе экономической безопасности предприятия. В структуре органов внутренних дел кадровая безопасность занимает особое место, обусловленное спецификой деятельностью бюджетного учреждения, тщательной системой отбора персонала на должности, регулярным контролем за деятельностью сотрудников, своевременным обнаружением и нейтрализацией угроз со стороны кадровой составляющей, не нарушая общего состояния функционирования учреждения. Для создания механизма эффективного обеспечения кадровой безопасности органов внутренних дел авторами разработана четырёхуровневая система классификации угроз кадровой безопасности ОМВД, позво-ляющаявыявить взаимозависимость допустимых угроз между собой и их причинно-следственную связь, оценить степень и характеристику опасности этих угроз кадровой безопасности для деятельности ОМВД и определить мероприятия по их устранению. На основе классификации угроз нами определены индикаторы для оценки уровня кадровой безопасности ОМВД России, позволяющие проанализировать состояние персонала ОМВД, степени его развития, профессиональности и надежности, а также дать экспертную оценку вероятности появления угроз кадровой безопасности учреждения ОМВД России со стороны сотрудников.

Annotation. The human security is a fundamental element in the system of economic security, because the activity of any economic entity is impossible without human capital. Ensuring personnel security requires special attention at all stages of enterprise's development, which, first of all, is the study of its essence, the main elements, individual tasks, place and role in the overall system of economic enterprise's security. In the structure of the Russian Ministry of Internal Affairs personnel security take a special place due to the specifics of the budget institution, a thorough system of staff selection for positions, regular monitoring of the activities of employees, timely detection and neutralization of threats from the personnel component, without breaching of general system of the institution's functioning. Authors have developed a four-level system of classification of threats to the personnel security of Russian Ministry of Internal Affairs, allowing to show the interdependence of acceptable threats to each other and their cause-and-effect relationship, to assess the degree and characteristics of the danger of these threats to human security for the Russian Ministry of Internal Affairs and to identify measures to address them to create a mechanism of effective personnel security. On the basis of the classification of threats we have identified indicators to assess the level of personnel security Russian Ministry of Internal Affairs of Russia, allowing to analyze the state of Russian Ministry of Internal Affairs personnel, the degree of its development, professionalism and reliability, as well as to give an expert assessment of the likelihood of threats to the personnel

security of Russian Ministry of Internal Affairs.

Ключевые слова: экономическая безопасность, кадровая безопасность, риски, угрозы, органы внутренних дел.

Key words: economic security, personnel security, risks, threats, Russian Ministry of Internal Affairs.

В условиях реформирования современного российского общества особое значение приобретают вопросы, связанные с укреплением всей системы национальной безопасности, и в первую очередь, экономической безопасности, ориентированной на обеспечение стабильного экономического развития общества и государства, их защищенности от внешних и внутренних угроз. [5] В этих условиях особое место в системе обеспечения экономической безопасности принадлежит органам внутренних дел.Изучение проблем организации деятельности органов внутренних дел, связанных с обеспечением кадровой безопасности в системе экономической безопасности, обусловило необходимость разработки методики выявления и оценки уровня угроз кадровой безопасности с целью их своевременного выявления и нейтрализации, разработки эффективных мероприятий, направленных на анализ и прогнозирование данных угроз, а также обеспечение стабильного, безопасного и непрерывного функционирования органов внутренних дел.

Рассматривая экономическую безопасность на уровне различных организаций, исследователи выделяют ее составляющие - финансовая, кадровая и интеллектуальная, технико-технологическая, информационная, политико-правовая, экологическая, силовая безопасность и др. [4] Данные элементы экономической безопасности присущи не только коммерческим предприятиям, но и бюджетным учреждениям. Так, органы внутренних дел имеют аналогичные составляющие экономической безопасности, отраженные на рисунке 1.

Так, кадровая безопасность является одним из важнейших составляющих элементов экономической безопасности органов внутренних дел, которая направлена на процесс формирования отношений руководства организации с сотрудниками, установления общих трудовых и этических норм, защищающих интересы учреждения.

Понятие кадровой безопасности охватывает широкую сферу хозяйственной деятельности организации и в соответствии с этим множество авторов по-разному ее трактуют. Так, по мнению Фатеевой С.В. кадровая безопасность предприятия - это такое состояние надежности персонала, а также осуществляемых мер по отбору, расстановке, перемещению, подготовке и переподготовке (повышению квалификации), увольнению сотрудников, которое обеспечивает защищенность экономических интересов предприятия от внутренних угроз и рисков и характеризует высокий уровень надежности работников. [12, с.53]

Крохичева Г.Е. раскрывает понятие кадровой безопасности как некое состояние человеческого капитала, оптимально взаимодействующее друг с другом, направленное на формирование качественных и количественных профессиональных характеристик с особым акцентом на потенциал, обеспечение сохранности целостности и стабильного развития общества в целом и индивида в частности, при условии нивелирования угроз потери самодостаточности в различных отраслях науки, техники, образования, и иных сферах деятельности, а так же оптимизации кадровой политики организации и государства.[7]

Наиболее обобщенное понятие сущности кадровой безопасности представляет Алавердов А.Р.,

описывающий кадровую безопасность - как обеспечение экономической безопасности организации за счет снижения рисков и угроз, связанных с недоброкачественной работой персонала. [1, с. 9]

Итак, рассматривая определение категории кадровой безопасности с точки зрения различных авторов, можно сделать вывод, что кадровая безопасность органов внутренних дел непосредственно и напрямую связана с надежностью и профессиональностью отобранного персонала учреждения, их трудовой дисциплиной. Так, деятельность органов внутренних дел, прежде всего, должна быть направлена на минимизацию либо полное устранение возможных внешних и внутренних угроз, связанных с отбором, распределением функциональных обязанностей, оценкой личных характеристик кадров.

Коллектив авторов Крохичева Г.Е., Архипов Э.Л., Виноградова М.А., Деточка Д.Е. выделяют следующие угрозы кадровой безопасности предприятий:

1. Угроза истощения человеческих ресурсов. Данная угроза занимает центральное место, так как она является наиболее актуальной для России и проявляется, прежде всего, в низкой продолжительности жизни населения и сокращением его трудоспособности, высоким уровнем вредности производства и ухудшением состояния окружающей среды, и, как следствие, рост числа профессиональных заболеваний.

2. Угроза искаженных мотиваций работников организации. Данная угроза возникает при низком доверии сотрудников к управленческому персоналу предприятия, отсутствии действенных социальных гарантий, «утечки» высококвалифицированных кадров заграницу, неразвитости системы корпоративного управления.

3. Угроза снижения качества человеческих ресурсов. Явным проявлением данной угрозы на предприятии авторы выделяют снижение общего уровня образования населения, фактическую исклю-ченность российской науки и образования из мирового пространства, утрату возможности регулярной переквалификации кадров. [2, с. 54]

Соломандина Т.С. и Соломандин В.Г. к возможным видам угроз со стороны действующих сотрудников организации относят шантаж полномочиями и компетенцией, хищение имущества компании, использование ресурсов предприятия в личных целях, дисциплинарные нарушения, в т.ч. нарушение коммерческой тайны, создание в коллективе неблагоприятного климата, умышленную порчу либо уничтожение основных средств организации, мошенничество, коррупция. Перечень выделяемых угроз кадровой безопасности рассмотренными авторами представлен нами на рисунке (Рис.2) [11, с. 162]

Рисунок 2 - Угрозы кадровой безопасности со стороны сотрудников Составлено на основании работы Соломандиной Т.С. и Соломандина В. Г. «Кадровая безопасность компании» - 2011г. - 688 стр.

Различные авторы классифицируют допустимые угрозы по отдельным признакам, позволяющим дать оценку возможной угрозе в общей системе управления кадровой безопасности и определить потенциальные варианты их устранения. Рассмотрим более подробно данные классификации угроз кадровой безопасности предприятия.

Кынтиков М.В. разделяет угрозы по следующим направлениям: [8] 1. По видам допустимых потерь либо приобретений: - финансовые - угрозы, связанные непосредственно с возможной потерей денежных средств в результате мошенничества, коррупционных деяний сотрудников персонала и др.;

- материально-технические - угрозы потери оборудования, зданий, сооружений и других объектов основных средств посредством умышленных действий персонала по поломке и нанесения ущерба имуществу организации, а также неквалифицированной эксплуатацией объектов сотрудниками предприятия;

- информационные - представляют собой угрозы, приводящие к утечке информации к конкурентам организации, нарушению персоналом коммерческой тайны в результате нелояльности, ненадежности и шпионажа работников компании;

- квалификационные угрозы -связаны с низким уровнем квалификации сотрудников, утратой либо отсутствием определенных знаний и умений, незаинтересованностью персонала в эффективной деятельности организации;

- моральные - угрозы нанесения ущерба имиджу компании либо иного морального ущерба в результате распространения недостоверной информации.

2. По периоду действия:

- краткосрочные - временные угрозы, для ликвидации которых достаточно использовать классические методы по их устранению, приносящие минимальный ущерб деятельности экономическому субъекту;

- долгосрочные - наиболее опасный вид угроз, требующий капитализации средств для их возмещения.

3. По возможности диверсификации:

- систематические - угрозы, связанные непосредственно с поведением сотрудников предприятия и проявляемые в сезонных колебаниях внимания и активности сотрудников, их эмоционального состояния, настроения, а также с динамикой рынка труда;

- специфические - угрозы, проявляющиеся при принятии и реализации определенных кадровых задач, связанных с обучением, наймом, переквалификации персонала и.т.д.

4. По степени предсказуемости:

- плановые угрозы - представляют собой ожидаемые негативные последствия, например, риски потери работников в результате достижения пенсионного возраста;

- прогнозируемые угрозы - определяются на основе анализа взаимозависимых объективных факторов, благоприятствующих возникновению рисков. К таким кадровым рискам можно отнести снижение либо рост случаев различных заболеваний, уровень смертности, рождаемости и др.;

- непредвиденные угрозы - непредвиденные социальные риски зачастую связаны с катастрофическими внешними событиями и требуют создания специальных групповых систем защиты в течение определенного периода времени.

5. По степени допустимости:

• минимальные угрозы, характеризующиеся степенью допустимых потерь расчетной прибыли в размере от 0 % до 25%;

• повышенные угрозы - угрозы, не превышающие возможные потери от 25 %до 50%;

• критические угрозы-угрозы, представляющие собой потерю расчетной прибыли в размере от 50% до 70%;

• недопустимые угрозы - угрозы, приводящие к банкротству компании, в результате чего потеря прибыли составляет от 75% до 100%.

Митрофанова А.Е. выделяет семь оснований для классификации угроз кадровой безопасности, представленные нами на рисунке (Рисунок 3). [9, с.7]_

По сфере локализации

Внешние | Внутренние

По источникам угроз

Угрозы персонала | Угрозы системы управления персоналом

По объекту угроз

Угрозы работника | Угрозы организации | Угрозы государства

По систематичности их проявления

Системные | Несистемные

По результатам деятельности организации

Чистые | Спекулятивные

По степени правомерности

Оправданные (правомерные) Неоправданные (неправомерные)

По степени чувствительности

Допустимые угрозы | Приемлемые угрозы | Недопустимые угрозы

Рисунок 3 - Классификация кадровых угроз (ККУ) Сформировано на основе работы Митрофановой А.Е. «Управление кадровыми рисками в работе с персоналом организации» - 2013 г.

Заслуженный деятель экономических наук Слободская А.Л. дополняет рассмотренные выше основания для классификации угроз кадровой безопасности следующими признаками: по характеру потерь - информационные и имущественные, по источникам угроз - конкуренты, угрозы со стороны государ-

ственных надзорных и правоохранительных органов, со стороны сотрудников предприятия, по экономическому характеру - материальные и нематериальные.

Изучивразные основания для классификации угроз кадровой безопасности предприятия, а также специфику деятельности органов министерства внутренних дел нами определены особенности их функционирования, которые следует принимать во внимание при разработке многоуровневой системы классификации угроз кадровой безопасности ОМВД: особый способ защиты конфиденциальной информации в связи с наличием государственных, военных и служебных тайн; силовая защита сотрудников; тщательный отбор персонала по соответствующим критериям, включая возрастные ограничения, отсутствие судимости, наличие хорошей физической подготовки и др. Так, детализация требований к подбору персонала в министерство внутренних дел, регламентируется нормами нормативно-правовых актов о государственной службе либо соответствующими федеральными законами. При подборе кандидата на должность в ОМВД России осуществляется проверка его семьи и близких родственников в соответствии с Приказом МВД от 19.05.2009 г. № 386 «О порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации», Инструкцией о порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации, Федеральным Законом «О полиции» от 07.02.2011 г., Федеральным законом от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и др. [10,13,14]

Таким образом, комплексный анализ организационных, правовых и отраслевых особенностей ОМВД позволил установить, что рассмотренные основания для классификации угроз кадровой безопасности, выделенные в экономической литературе, в недостаточной мере учитывают данные особенности. В результате нами предложена четырёхуровневая система классификации угроз кадровой безопасности ОМВД, включающая четыре основания: умышленное и неумышленное уничтожение информации; угроза безопасности техническим средствам и технологиям; умышленное и неумышленное уничтожение материальных ценностей; безопасность персонала (Таблица 1).

Таблица 1 - Четырёху ровневая система классификации угроз кадровой безопасности ОМВД

Содержание угроз Условия, факторы, способствующие реализации угрозы Формы реализации угрозы

1 2 3

Умышленное и неумышленное уничтожение информации - Неэффективная система отбора кадровых ресурсов, несоблюдение регламента работы с конфиденциальной информацией; - Нарушение правил работы с конфиденциальной информацией, позволяющее заинтересованным лицам получать к ней несанкционированный доступ; - Запись паролей, кодов, шифров доступа в легкодо- ступных местах; - Использование личных флеш-карт, дискет или СDдисков при работе на служебных компьютерах (угроза занесения вируса); - Разрешение третьим лицам воспользоваться компьютером, с которого осуществляется доступ к конфиденциальной информации. - Несанкционированное проникновение в защищенные базы данных с использованием специальных хакерских программ; - Умышленное повреждение или уничтожение информации, содержащейся на бумажных носителях или в электронных базах данных; - Хищение документов; - Уничтожение документов.

Угроза безопасности техническим средствам и технологиям - Неэффективная система отбора кадровых ресурсов, неэффективная нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность в информационной сфере; - Несоблюдение регламента работы с информацией, нарушение правил работы с информационными технологиями, позволяющее заинтересованным лицам получать несанкционированный доступ к техническим средствам и технологиям; - Вынос конфиденциальных документов из здания организации для работы с ними в домашних условиях. - Порча аппаратных и технических средств, обеспечивающих хранение и доступ к информации; - Хищение программных или аппаратных ключей и средств криптографической защиты информации; - Перехват информации по техническим каналам во время передачи информации, внедрение электронных устройств перехвата информации в служебные помещения органов государственной власти.

Умышленное и неумышленное уничтожение материальных ценностей - Нарушение правил пожарной безопасности; - Нарушение установленного порядка использования технических средств, создающее условия для несанкционированного доступа к их использованию; - Нарушение установленного порядка хранения материальных ценностей, создающее условия свободного доступа к ним; - Низкий профессиональный уровень сотрудников. Несоответствие профессиональных компетенций сотрудников требованиям, предъявляемым к должностям - Пожар, подтопления, затопления, аварийные ситуации; - Неумышленное уничтожение имущества в результате нарушения технических и технологических условий его эксплуатации или применения; - Умышленное разрушение, уничтожение имущества

Безопасность персонала - Низкая квалификация сотрудников службы управления персоналом, бухгалтерской службы, руководителей структурных подразделений; - Неблагоприятные условия труда; - Низкая культура безопасности труда; - Низкий уровень обеспечения безопасности труда, создающий возможность аварийных ситуаций. Неблагоприятный социально-психологический климат в трудовом коллективе. - Отсутствие или ненадлежащее качество средств индивидуальной и коллективной защиты при выполнении работ, предусматривающих их применение; - Повышенная интенсивность труда сотрудника, превышающая установленный уровень, дискриминация в сфере труда (национальная, гендерная, возрастная и т.д.), сексуальные домогательства и т.п.; - Похищение сотрудников и членов их семей, психологический террор.

Источник: составлено авторами

Предложенная классификация угроз кадровой безопасности позволит ОМВД своевременно обнаружить возможные риски и угрозы кадровой безопасности, вовремя их ликвидировать и нейтрализовать, не нарушая состояния общего функционирования учреждения, а также выявить взаимозависимость допустимых угроз между собой, их структурную характеристику, причинно-следственную связь, оценить степень опасности отдельных угроз кадровой безопасности для деятельности ОМВД и определить мероприятия по их устранению.

С целью обеспечения кадровой безопасности ОМВДРоссии основополагающим этапом является оценка уровня кадровой безопасности. В настоящее время исследователи выделяют множество методов, позволяющих анализировать трудовые ресурсы и их состояние: стохастический, индикативный, метод нечетных множеств, факторный анализ и.т.д.В рамках нашего исследования для оценки уровня кадровой безопасности учреждений ОМВД России, предлагаем использовать индикативный подход, определенный Государственной стратегией экономической безопасности (Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года") в качестве основного метода ее оценки и представляющий собой определение допустимого уровня безопасности с помощью определенных показателей (индикаторов). Использование данного подхода позволит получить частные характеристики состояния отдельных элементов оценки кадровой безопасности, что обуславливает его наглядность и практическое значение. Анализ частных показателей предоставляет возможность выявить наиболее неустойчивые элементы системы кадровой безопасности, представляющие собой потенциальные угрозы для учреждения, и направить основные силы на нейтрализацию данных угроз.

Так, оценка уровня состояния кадровой безопасности представляет собой формирование совокупности индикаторов и показателей, характеризующих состояние кадровой безопасности, обеспечивающих количественную и качественную оценку, а также позволяющих проанализировать влияние каждого отдельного показателя на общее состояние кадровой безопасности учреждения.

Индикаторы (показатели) представляют собой предельные (пороговые) значения различных показателей социально-экономической деятельности учреждения. За пределами данных значений субъект утрачивает способность к эффективной деятельности, возрастает текучесть кадров в учреждении, что влечет за собой низкую лояльность персонала, потерю ценных кадров, а также повышение уровня напряженности внутри учреждения и снижение качества работы сотрудников в целом. Все данные проблемы ведут к общей нестабильности и ухудшению хозяйственной деятельности данной организации. [6]

В основу определения уровня кадровой безопасности ОМВД России, нами положена совокупность индикаторов, отличительной особенностью которых является их взаимоувязка с разработанной четырехуровневой системой классификации угроз кадровой безопасности. Использование данной системы позволит учесть организационные, правовые и отраслевые особенности деятельности ОМВД России при определении уровня кадровой безопасности, идентифицировать степень опасности каждой угрозы, что сделает возможным разработку конкретных мероприятий по их своевременной ликвидации.

Предложенная система индикаторов для оценки уровня кадровой безопасности ОМВД включает четыре уровня показателей:

I УРОВЕНЬ - индикаторы уровня кадровой безопасности при угрозе уничтожения информации;

II УРОВЕНЬ - индикаторы уровня кадровой безопасности при угрозе безопасности техническим

средствам и технологиям;

III УРОВЕНЬ - индикаторы уровня кадровой безопасности при угрозе уничтожения материальных ценностей;

VI УРОВЕНЬ - общие индикаторы уровня кадровой безопасности при угрозах, исходящих от персонала.

Перечень вышеперечисленных индикаторов и порядок их расчета для учреждений ОМВД России представлен в таблице 2.

Таблица 2 - Система индикаторов для оценки уровня кадровой безопасности ОМВД России_

№ | Наименование индикатора | Порядок расчета

I УРОВЕНЬ: Индикаторы уровня кадровой безопасности при угрозе уничтожения информации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Доля персонала, создающая угрозу посредством нарушения коммерческой тайны отношение количества сотрудников, относительно которых установлен факт нарушения коммерческой тайны, к среднесписочной численности сотрудников за определенный период

2 Коэффициент по выбытию кадров в результате умышленного уничтожения конфиденциальной информации отношение количества сотрудников, относительно которых установлен факт умышленного уничтожения документации учреждения, к среднесписочной численности сотрудников за отдельный период

3 Вероятность сохранения коммерческой тайны экспертная оценка

ПУРОВЕНЬ: Индикаторы уровня кадровой безопасности при угрозе безопасности техническим средствам и технологиям

4 Уровень автоматизации деятельности отношение количества сотрудников, непосредственно работающих на технических средствах и устройствах учреждения, к среднесписочной численности сотрудников за отдельный период

5 Доля персонала, который прошел программное обучение по эксплуатации технических средств отношение количества сотрудников, прошедших программное обучение на технических средствах и устройствах учреждения, к среднесписочной численности сотрудников за отдельный период

6 Удельный вес расходов на программное обучение сотрудников отношение расходов на программное обучение сотрудников ко всем расходам по обеспечению кадровой безопасности

III УРОВЕНЬ: Индикаторы уровня кадровой безопасности при угрозе уничтожения материальных ценностей

7 Доля персонала, который создал угрозу посредством уничтожения материальных ценностей отношение количества сотрудников, относительно которых установлен факт уничтожения материальных ценностей учреждения, к среднесписочной численности сотрудников за отдельный период

8 Удельный вес материальных ценностей, уничтоженных по вине сотрудников отношение количества материальных ценностей, умышленно или неумышленно уничтоженных сотрудниками предприятия к общему количеству материальных ценностей, находящихся в распоряжении учреждения

VI УРОВЕНЬ: Общие индикаторы уровня кадровой безопасности при угрозах, исходящих от персонала

9 Образовательный состав персонала экспертная оценка

10 Доля персонала, не имеющего нарушения по трудовой дисциплине отношение количества сотрудников, не имеющих нарушения по трудовой дисциплине, к среднесписочной численности сотрудников за отдельный период

11 Доля персонала, который не прошел аттестацию отношение количества сотрудников, которые не прошли аттестацию, к общему количеству сотрудников, проходивших аттестацию

12 Уровень удовлетворенности персонала разница между долей сотрудников, которые поставили «наивысшую» и «очень высокую» оценку условиям труда, и долей сотрудников, которые поставили оценку условиям труда от «минимальной» к «выше средней» за период

Источник: составлено авторами

На основе предложенной совокупности индикаторов нами проведен анализ состояния имеющегося персонала, степени его развития, профессиональности и надежности, а также экспертная оценка возможности создания угроз кадровой безопасности учреждения ОМВД России по *** району. (С целью неразглашения конфиденциальной информации о данном учреждении его наименование не указывается.) (Таблица 3)

Таблица 3 - Индикаторы для оценки уровня кадровой безопасности ОМВД России по *** району

№ п/п Наименование показателя 2015 2016 2017

1УРОВЕНЬ:Индикаторы уровня кадровой безопасности при уг розе уничтожения ин юрмации

1 Доля персонала, который создал угрозу посредством нарушения коммерческой тайны 0,2 0,05 0,05

2 Коэффициент по выбытию кадров в результате умышленного уничтожения конфиденциальной информации 0,05 0 0

3 Вероятность сохранения коммерческой тайны высокий высокий высокий

II УРОВЕНЬ : Индикаторы уровня кадровой безопасности при угрозе безопасности техническим средствам и технологиям

4 Уровень автоматизации деятельности 56% 63% 70%

5 Доля персонала, который прошел программное обучение по эксплуатации технических средств 0,7 0,86 1

6 Удельный вес расходов на программное обучение сотрудников 0,012% 0,013% 0,012%

III УРОВЕНЬ: Индикаторы уровня кадровой безопасности при угрозе уничтожения материальных ценностей

7 Доля персонала, который создал угрозу посредством уничтожения материальных ценностей 0,02 0,04 0,03

8 Удельный вес материальных ценностей, уничтоженных по вине сотрудников 0,00031 0,00042 0,00042

VI УРОВЕНЬ: Общие индикаторы уровня кадровой безопасности при угрозах, исходящих от персонала

9 Образовательный состав персонала высокий высокий высокий

10 Доля персонала, не имеющего нарушения по трудовой дисциплине 0,78 0,86 0,95

11 Доля персонала, который не прошел аттестацию 0,02 0,02 0,04

12 Уровень удовлетворенности персонала 75,2% 62,2% 62,1%

* Таблица сформирована автором на основе данных штатного расписания, табеля учета использования рабочего времени и расчета заработной платы, правил внутреннего трудового распорядка ОМВД

Динамика индикаторов уровня кадровой безопасности при угрозе уничтожения информации в учреждении ОМВД России за 2015-2017 гг. представлена на рис. 1.

0,6

0,5

0,4

0,3

0,2

0,1

м Доля персонала, который создал угрозу посредством нарушения коммерческой

Коэффициент по выбытию кадров в результате умышленного уничтожения конфиденциальной информации

и Вероятность сохранения коммерческой тайны

2015

2016

2017

Рисунок 1 - Динамика индикаторов уровня кадровой безопасности при угрозе уничтожения информации

в учреждении ОМВД России за 2015-2017 гг.

Источник: составлено авторами

На основании проанализированной динамики индикаторов уровня кадровой безопасности при угрозе уничтожения информации ОМВД России за 2015-2017 гг. наглядно заметно, что вероятность сохранения коммерческой тайны сохраняет высокие значения на протяжении всего рассматриваемого периода. Это, прежде всего, связано со спецификой деятельности ОМВД России, содержащей широкий перечень военных, государственных и служебных тайн, находящихся под особой охраной учреждения и законодательства, разглашение которых влечет за собой не только административную, но и в отдельных случаях уголовную ответственность. Вследствие вышесказанного, доля персонала, который создал угрозу посредством нарушения коммерческой тайны, значительно сократилась к 2016 году и остается на низком уровне, а, следовательно, уровень появления угроз по данным индикаторам сведен к минимуму.

Динамику индикаторов уровня кадровой безопасности при угрозе безопасности техническим средствам и технологиям ОМВД России за 2015-2017 гг. наглядно представим на рис. 2в процентах.

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

2015

и Уровень автоматизации деятельности

Доля персонала, который прошел программное обучение по эксплуатации технических средств

Удельный вес расходов на программное обучение сотрудников Удельный вес расходов на программное... Доля персонала, который прошел программное. Уровень автоматизации деятельности

2016

2017

0

Рисунок 2 - Динамика индикаторов уровня кадровой безопасности при угрозе безопасности техническим средствам и технологиям ОМВД России за 2015-2017 гг. (%) Источник: составлено авторами

На основании динамики, отраженной на рисунке 2, можно сделать вывод, что доля персонала, который прошел программное обучение по эксплуатации технических средств значительно увеличивается, что влечет за собой рост показателя уровня автоматизации деятельности ОМВД России. Рост данных показателей ведет к повышению уровня эффективности деятельности учреждения, созданию устойчивой системы управления не только отделом кадров, посредством онлайн-анкетирования, тестирования и опросов, прохождения детекторов лжи сотрудниками ОМВД России, но и управления финансовыми бюджетными средствами учреждениями. На основании анализа данной динамики следует отметить, что возможность проявления угроз кадровой безопасности ОМВД России по данному направлению остается на относительно невысоком уровне, также учитывая при этом преимущество низкой доли расходов на программное обучение сотрудников в общей совокупности выделенных бюджетных средств.

Далее на рисунке 3 представлена динамика уровня кадровой безопасности при угрозе уничтожения материальных ценностей ОМВД России за 2015-2017 гг. (Рис.3)

0,045 0,04 0,035 0,03 0,025 0,02 0,015 0,01 0,005 0

I Доля персонала, который создал угрозу посредством уничтожения материальных ценностей

| Удельный вес материальных ценностей, уничтоженных по вине сотрудников

2015

2016

2017

Рисунок 3 - Динамика индикаторов уровня кадровой безопасности при угрозе уничтожения материальных ценностей ОМВД России за 2015-2017 гг.

Источник: составлено авторами

В соответствии с анализом динамики индикаторов уровня кадровой безопасности при угрозе уничтожения материальных ценностей ОМВД России за 2015-2017 гг. можно сделать вывод, что степень появления угроз по данному направлению в сравнении с вышеизложенными индикаторами также остается низким. Так, доля персонала, который создал угрозу посредством уничтожения материальных ценностей, варьируется на уровне от 0,2 до 0,4. Это связано, прежде всего, с высокой степенью охраны имущества ОМВД России со стороны высшего руководства, а также с высокой профессиональной квалификацией сотрудников данного государственного учреждения. Следовательно, показатели удельного веса материальных ценностей, уничтоженных по вине сотрудников, в общем объеме имущества ОМВД России находится на минимальном уровне.

Динамика общих индикаторов уровня кадровой безопасности ОМВД России за 2015-2017 гг. в процентах представлена на рис.4.

70 60 50 40 30 20 10 0

□ Образовательный состав персонала

□ Доля персонала, не имеющего нарушения по трудовой дисциплине

□ Доля персонала, который не прошел аттестацию

□ Уровень удовлетворенности персонала

2015

2016

2017

Рисунок 4 - Динамика общих индикаторов уровня кадровой безопасности ОМВД России

за 2015-2017 гг. (%) Источник: составлено авторами

На основании анализа динамики общих индикаторов уровня кадровой безопасности ОМВД России за 2015-2017 гг. можно сделать вывод, что образовательный состав персонала данного учреждения остается на стабильно высоком уровня в течение всего рассматриваемого периода. Это связано с высокими требованиями к уровню образования сотрудников ОМВД России, прописанных в соответствующих нормативных документах и инструкциях учреждения, включая оценку личных характеристик работника, его физическую и умственную подготовку, способность к развитию и обучению. В соответствии с этим и объясняется рост доли персонала, который не прошел аттестацию. Доля персонала, не имеющего нарушений по трудовой дисциплине, к 2017 году возросла до 95%, что характеризует кадровую безопасность ОМВД России с позиции высокой эффективности и надежности, относительно низкую возможность проявления внутренних и внешних угроз со стороны персонала. Однако, стоит отметить, что уровень удовлетворенности персонала ОМВД России за рассматриваемый период возрастает, что обусловлено снижением уровня заработной платы сотрудников, степенью напряженности на рабочем месте, необходимости работы в ночную смену и другими факторами, определяющими специфику деятельности органов министерства внутренних дел России. Если в следующих периодах данный показатель будет стремительно идти к увеличению, то возможность проявления рисков и угроз кадровой безопасности ОМВД России по данному направлению значительно возрастет.

С помощью анализа и обработки данных ОМВД России по *** району можно сделать вывод, что направленность экономических показателей указывает на тенденцию осуществления эффективной кадровой политики учреждением. Вероятность проявления внутренних и внешних угроз по вышеуказанным направлениям остается довольно низкой: сотрудники организации обладают высокой квалификацией и регулярно ее повышают, уровень краж материальных ценностей и процент уничтожения документов остается минимальным, наблюдается высокий уровень автоматизации деятельности и.т.д. Обязанности по оценке и контролю кадровой составляющей ОМВД России по ** району возложены на специальное отделение ОМВД группы направления экономической безопасности и противодействия коррупции, деятельность которого на основании вышесказанного можно охарактеризовать как высокоэффективную и результативную.

В результате анализа уровня кадровой безопасности ОМВД России установлено отсутствие серьезных угроз и рисков со стороны сотрудников учреждения. ОМВД России проводит стабильную и эффективную политику по найму, обучению и повышению квалификации своих сотрудников, осуществляет качественный контроль за соблюдением трудовой дисциплины и нормативного законодательства работниками ОМВД России, что подтверждается значениями рассчитанных выше индикаторов. Однако для своевременного устранения потенциальных угроз, качественной их ликвидации и нейтрализации целесообразно уделять особое внимание специфике найма сотрудников и управлению персоналом путем использования разработанной нами системы угроз и индикаторов для оценки уровня кадровой безопасности ОМВД России. Источники:

1. Алавердов А.Р. Управление кадровой безопасностью организации: учебник. - М.: Маркет ДС, 2011. (Университетская серия). - 279 с.

2. Архипов Э.Л., Крохичева Г.Е., Ронис А.А. Контроль в сфере экономической безопасности. Интернет-журнал

Института Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ) «НАУКОВЕДЕНИЕ» №6 2015 http://naukovedenie.ru/PDF/114EVN615.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз.рус.

3. Бакирова Г.Х. Управление человеческими ресурсами. - СПб.: Речь, 2012. - 152 с.

4. Варламова В.В. Информационно - учетное обеспечение экономической безопасности хозяйствующих субъектов. Интернет-журнал Института Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ) «НАУКОВЕДЕНИЕ» №4 2012 http://naukovedenie.ru/PDF/4ergsu412.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз.рус.

5. Глущенко А.В., Кучерова Е.П, Яхтин В.А, Система индикаторов для анализа и мониторинга экономической безопасности деятельности интегрированных агроформирований, Волгоградский государственный университет, 2017 г.

6. Корнева Г.В. Организация внутреннего контроля: цели, задачи и принципы построения. Интернет-журнал Института Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ) «НАУКОВЕДЕНИЕ» №4 2011 http://naukovedenie.ru/sbornik9/9-9.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз.рус.

7. Крохичева Г.Е., Архипов Э.Л., Виноградова М.А., Деточка Д.Е. Кадровая безопасность в системе экономической безопасности // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №3 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/94EVN316.pdf

8. Кынтиков М. В. Управление рисками в работе с персоналом в системе обеспечения кадровой безопасности организации :автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2011.

9. Митрофанова А.Е. «Управление кадровыми рисками в работе с персоналом организации» - М.: ЮРАЙТ, 2013 г. - 30 с.

10. Приказ МВД от 19.05.2009 г. № 386 «О порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации», Инструкцией о порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации»;

11. Соломандина Т.О., Соломанидин В.Г. Кадровая безопасность компании. - М.: Альфа-Пресс, 2011. - 688 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Фатеева С.В. Основы кадровой безопасности на предприятии. Учебное пособие. — Ростов н/Д.: Ростовский государственный университет путей сообщения, 2011. — 104 с.

13. Федеральный закон от 07.02.2011г. №3-ФЗ "О полиции";

14. Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Sources:

1. Alaverdov A.R. Human resource management organization: a textbook. - Moscow: Market DS, 2011. (University series). -

279 with.

2. Arkhipov EL, Krokicheva GE, Ronis AA Control in the sphere of economic security. Internet-journal of the Institute of

Public Administration, Law and Innovative Technologies (IGUPIT) "SCIENCE" №6 2015 http://naukovedenie.ru/PDF/114EVN615.pdf (access is free). Ver. from the screen. Yaz.rus.

3. Bakirov G.H. Human Resource Management. - SPb .: Speech, 2012. - 152 p.

4. Varlamova V.V. Information and accounting support of economic security of economic entities. Internet-journal of the

Institute of Public Administration, Law and Innovative Technologies (IGUPIT) "SCIENCE" №4 2012 http://naukovedenie.ru/PDF/4ergsu412.pdf (access is free). Ver. from the screen. Yaz.rus.

5. Glushchenko A.V., Kucherova E.P., Yakhtin V.A., System of indicators for analysis and monitoring of economic security

of the activities of integrated agro-formations, Volgograd State University, 2017.

6. Korneva G.V. Organization of internal control: goals, objectives and principles of construction. Internet-journal of the

Institute of Public Administration, Law and Innovative Technologies (IGUPIT) "SCIENCE" №4 2011 http://naukovedenie.ru/sbornik9/9-9.pdf (access is free). Ver. from the screen. Yaz.rus.

7. Krokhicheva GE, Arkhipov E.L., Vinogradova MA, Detochka D.E. Personnel security in the system of economic security

// Internet-journal "Naukovedenie" Volume 8, №3 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/94EVN316.pdf

8. Kuntikov M. V. Risk management in the work with personnel in the system of ensuring the personnel security of the or-

ganization: the author's abstract. dis. ... cand. econ. sciences. M., 2011.

9. Mitrofanova A.E. "Managing staff risks in working with the organization's staff' - M .: YURAYT, 2013 - 30 p.

10. Order of the Ministry of Internal Affairs No. 386 of May 19, 2009 "On the procedure for selecting citizens for service

(work) in the internal affairs bodies of the Russian Federation", Instruction on the procedure for selecting citizens for service (work) in the internal affairs bodies of the Russian Federation ";

11. Solomandina TO, Solomanidin V.G. Personnel safety of the company. - Moscow: Alfa-Press, 2011. - 688 p.

12. Fateeva S.V. Fundamentals of personnel security at the enterprise. Tutorial. - Rostov-on-Don: Rostov State Transport

University, 2011. - 104 p.

13. Federal Law of 07.02.2011. №3-FZ "On the Police";

14. Federal Law No. 247-FZ of 19.07.2011 "On Social Guarantees for Employees of Internal Affairs Bodies of the Russian

Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.