Раздел 9. Совершенствование правоохранительной практики
КОСТЫЛЕВ А.К., кандидат юридических наук, доцент, [email protected] кафедра административного и финансового права; Тюменский государственный университет, 625000, г. Тюмень, ул. ленина, 38
KoSTYLEv A.K., candidate of legal Sciences, associate professor, [email protected]
chair of administrative and financial law; Tyumen State university,
Leninа St. 38, Tyumen, 625000,
Russian Federation
ТЕРРИТОРИАЛЬНО-РАСПРЕДЕЛЕННАЯ ИНфОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ ГИБДД МВД РОССИИ И ЕЕ РОЛЬ
в обеспечении безопасности дорожного движения
Аннотация. В статье обозначены основные подходы к пониманию информационной составляющей как неотъемлемой части обеспечения безопасности дорожного движения. В качестве одного из важных элементов этой составляющей автор рассматривает используемую в настоящее время Территориально-распределенную информационную систему реального времени государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России. Информационная система определяется как интегрированный банк данных с возможностями распределенного хранения и обработки информации обо всех объектах учета ГИБДД МВД России, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Эксплуатация данной системы позволяет оптимизировать работу личного состава по организации дорожного движения, повысить эффективность административных наказаний, положительно влияет на профилактику правонарушений в сфере дорожного движения и, следовательно, вносит вклад в обеспечение безопасности системы дорожного движения в целом.
Ключевые слова: дорожное движение; безопасность; информационная составляющая; средства фиксации правонарушений.
GEOGRAPHICALLY DISTRIBUTED INFORMATION REAL-TIME SYSTEM OF THE STATE INSPECTION FOR ROAD TRAFFIC SAFETY OF THE MIA OF RUSSIA AND ITS ROLE IN ENSURING ROAD TRAFFIC SAFETY
Annotation. The article outlines the main approaches to understanding the information component as an integral part of ensuring road traffic safety. The author of the article examines the currently used geographically distributed information real-time system of the State Inspection for Road Traffic Safety of the Ministry of Internal Affairs of Russia as one of the important elements of this component. The information system is defined as an integrated database with the capabilities of distributed storage and processing the information about all objects of registration of the State Inspection for Road Traffic Safety of the MIA of Russia, registered on the territory of the Russian Federation. using this system allows to optimize the work of the personnel connected with the organization of road traffic, improve the effectiveness of administrative penalties. Besides, it has a positive effect on the prevention of crimes in the field of road traffic and, therefore, contributes to ensuring the safety of the road traffic system as a whole.
Keywords: road traffic; safety; information component; means of fixing the offences.
Дорожное движение и вопросы его безопасности достаточно широко исследованы представителями различных наук. Результаты этих исследований вносят значительный вклад в обеспечение безопасности участников дорожного движения. как отмечает профессор В.И. Майоров, анализу содержания понятий «дорожное движение» и «безопасность дорожного движения» посвящено значительное число работ, монографий, статей, однако все
они в некоторой степени обладают недостаточной полнотой и дискуссионностью заложенных в них идей [1, с. 85].
очевидно, что дорожное движение - достаточно сложная социотехническая система, включающая человека (водителей, пешеходов, пассажиров и иных участников движения), транспортные средства, дорогу и прилегающие к ней различные дорожные комплексы, окружающую среду. Такая сложная система может дать сбой
130
в любое время, при этом причины могут быть разные: отказ техники, неблагоприятная среда, сложные дорожные условия, а чаще всего - человеческий фактор.
По данным Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России (далее - ГИБДД), в 2015 году на дорогах России произошло 184 000 ДТП, в которых погибли 23 114 человек и 231 197 получили ранения*.
Несмотря на то, что некоторые показатели аварийности периодически снижаются, последствия дорожно-транспортных происшествий остаются трагическими. Гибель людей - всегда горе для их родных и близких, а для государства и общества - потеря, как правило, трудоспособного населения. Трагичность гибели детей вообще сложно оценить.
Необходимость информационной составляющей обеспечения безопасности дорожного движения здесь очевидна, а ее влияние на человека позволяет обеспечить более сознательное поведение участников дорожного движения. Обычно к информационной составляющей авторы относят грамотное и правильное информирование участников дорожного движения. Это и расстановка дорожных знаков, и иные способы и средства информирования участников дорожного движения об условиях и порядке перемещения транспортных средств по определенным участкам автомобильных дорог [2, с. 214].
однако в условиях современного мира, информационной революции и компьютеризации, успехов математического моделирования сложных социотехнических процессов и вычислительного эксперимента неправомерно пользоваться только старыми методами и моделями. Здесь мы должны рассматривать иные средства и методы информационного обеспечения безопасности дорожного движения. Одним из таких средств является Федеральная информационная система ГИБДД (ФИС ГИБДД), действовавшая до февраля 2014 г. Сейчас это Территориально-распределенная информационная система реального времени (ТРИС РВ) ГИБДД МВД России.
Информационная система - это интегрированный банк данных с возможностями распределенного хранения и об-
* URL: http://www.gibdd.ru/stat/
работки информации обо всех объектах учета ГИБДД, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Система обеспечивает оперативный доступ к необходимым данным любого пользователя из любой точки Российской Федерации в режиме реального времени и в соответствии с его уровнем и правами доступа.
Она представляет собой сложную многоуровневую корпоративную систему, включающую разнородные территориально-распределенные региональные и межрегиональные информационные подсистемы ГИБДД, каждая из которых реализует определенный набор функций, в том числе обеспечивает функционирование следующих задач учета: разыскиваемых транспортных средств; транспортных средств, имеющих ограничения; распределения специальной продукции; похищенных (утраченных) документов и специальной продукции; разыскиваемых физических лиц; похищенного (утраченного) оружия; транспортных средств; паспортов транспортных средств; административных правонарушений; водительских удостоверений; дорожно-транспортных происшествий.
Существующие в настоящее время информационные учеты федеральных баз данных формируются на основе данных, поступающих из соответствующих государственных органов. Информационный обмен в интересах обеспечения сбора данных и организации доступа реализован в соответствии с внутриведомственными требованиями (стандартами) ГИБДД МВД России.
Доступ к информационным ресурсам ТРИС РВ централизованного хранения (федеральный, межрегиональный уровни) и копиям учетов централизованного хранения на региональном уровне осуществляется в регламентном режиме, в том числе удаленном, с использованием терминалов, функционирующих по каналам GPRS/EDGE/3G-связи и каналам Единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел Российской Федерации (ЕИТКС ОВД России).
В общий объем информационных учетов ИС ГИБДД МВД РФ, размещенных на серверах баз данных, интегрированных в единую сеть территориально-распределенных по федеральным округам
Российской Федерации межрегиональных центров, составляет более 300 млн единиц хранения. Все серверы баз данных федерального, межрегионального и большинства региональных центров объединены в Ис гИБДД и ЕИТкс оВД России. Поисковая система И с гИБДД получает поисковые реквизиты от терминала удаленного доступа, по определенным правилам формирует запрос и может адресовать его любому серверу (группе серверов) этой сети. Время обработки информации и реакции системы доступа при обработке комплексного запроса составляет 3-8 секунд. Необходимо отметить, что обработка запроса собственно поисковой системой составляет миллисекунды, все остальное время тратится на передачу информации по каналам связи.
Территориально-распределенная информационная система реального времени ГИБДД МВД России - это комплексная система, которая предназначена для автоматизации регистрационной, экзаменационной, учетной, информационно-поисковой и отчетно-аналитической деятельности подразделений Госавтоинспекции федерального, регионального и территориального (абонентского) уровней.
Система предназначена для автоматизации деятельности госавтоинспекции, в том числе административных регламентов и организации в установленном порядке санкционированного доступа сотрудников ОВД и других правоохранительных органов, министерств, ведомств и организаций к информации, хранящейся в банках данных Госавтоинспекции по объектам учета, а также оказания государственных услуг с поддержкой режима работы в реальном времени при соблюдении требований по защите информации.
ТРИС РВ создана в развитие опыта эксплуатации ФИс, использует все ее функции в полном объеме.
Состав ТРИС РВ:
- система управления базами данных;
- специализированная информационная система реального времени;
- автоматизированные рабочие места.
В ТРИС РВ особое место занимает Автоматизированное рабочее место (АРМ) «Фотофиксация», которое предназначено для автоматизации деятельности подразделений Госавтоинспекции,
131
осуществляющих обработку информации о нарушениях правил дорожного движения, зафиксированных с использованием технических средств фотовидеофиксации, работающих в автоматическом режиме.
Средства видеофиксации используются во многих странах мира как мера предупреждения административных нарушений в области дорожного движения. опыт этих стран показывает их достаточно высокую эффективность. За рубежом уже длительное время используются технические средства автоматической фото- и видеофиксации административных правонарушений, выражающихся в превышении установленного ограничения скорости движения, проезде на запрещающий сигнал светофора, несоблюдении дистанции до движущегося впереди транспортного средства
Комплексы фото- и видеофиксации нарушений Правил дорожного движения, сравнительно недавно появившиеся на вооружении ГИБДД МВД России, становятся одним из действенных средств надзора полиции за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения его безопасности. ГИБДД в подавляющем большинстве регионов нашей страны уже использует специальную технику, позволяющую фиксировать нарушения, а результаты такой работы хорошо знакомы водителям, пренебрегающим требованиями Правил дорожного движения. Данный вопрос после сокращения штатной численности сотрудников полиции приобрел особую актуальность [3, с. 86].
однако необходимо обратить внимание на существенные расходы на бумагу, конверты и почтовую пересылку в связи с назначением наказания в виде штрафа. Предлагаем один из вариантов решения данной проблемы. каждый собственник, регистрирующий транспортное средство, представляет в регистрационное подразделение адрес своей электронной почты и номер мобильного телефона. В случае фиксации правонарушения в автоматическом режиме после обработки материалов владельцу транспортного средства на адрес электронной почты направляется постановление о применении административного наказания, а на мобильный телефон - СМС. При этом СМС направ-
132
ляется для того, чтобы адресат своевременно проверил электронную почту. Если владелец транспортного средства согласен с вынесенным постановлением, то он, используя сеть Интернет, может оплатить административный штраф, получив 50-процентную скидку. Если же он не согласен с вынесенным постановлением, то может подать жалобу в электронном виде. При этом не обязательно использовать Портал государственных услуг Российской Федерации, это может быть обратная связь с органом, должностное лицо которого вынесло постановление.
Важно учитывать то, что своевременное получение достоверной информации о зафиксированных правонарушениях в сфере дорожного движения позволяет оперативно реагировать на эти правонарушения. Вынесенные постановления быстрее направляются привлеченным к административной ответственности субъектам, что, соответственно, повышает эф-
фективность применения административных наказаний и положительно влияет на профилактику правонарушений в сфере дорожного движения, тем самым повышая его безопасность. При этом происходит экономия средств государства.
Итак, информационная составляющая обеспечения безопасности дорожного движения включает в себя не только составляющую по организации дорожного движения: управление светофорами, установку знаков дорожного движения и другие формы информирования участников дорожного движения. она включает в себя и ТРИс РВ, которая состоит из различных систем, способствующих осуществлению деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Такие системы не только упрощают работу личного состава по организации дорожного движения, но и оказывают влияние на саму систему дорожного движения, обеспечивая ее безопасность.
Список литературы
1. Майоров В.И. Правовой режим в сфере безопасности дорожного движения // Вестник Челябинского государственного университета». 2008. N 22. Сер.: Право. С. 85-89.
2. Костылев А.К. К вопросу информационной составляющей обеспечения безопасности дорожного движения // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: материалы ежегодной всерос. науч.-практ. конф. (Сорокинские чтения), 25 марта 2016 года: в 3 ч. Ч. III / под ред. Ю.Е. Аврутина, А.И. Каплунова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та МВД России, 2016. С. 214-218.
3. Кузнецов А.В. Организационные и правовые аспекты использования комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения (на примере УГИБДД полиции УМВД России по Омской области) // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: материалы ежегодной всерос. науч.-практ. конф., посвященной памяти доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации В.Д. Сорокина (22 марта 2012 г.): в 2 ч. Ч. 2. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та МВД России, 2012. С. 102-105.