Научная статья на тему 'Особенности применения штрафного дисконта при административных правонарушениях в области безопасности дорожного движения при автоматической видеофиксации (на примере республики Мордовия)'

Особенности применения штрафного дисконта при административных правонарушениях в области безопасности дорожного движения при автоматической видеофиксации (на примере республики Мордовия) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
171
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШТРАФ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / НАКАЗАНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / АВТОМАТИЧЕСКАЯ ВИДЕОФИКСАЦИЯ / РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ / FINE / ROAD TRAFFIC SAFETY / PUNISHMENT / ADMINISTRATIVE OFFENSE / PENALTY DISCOUNT / TRAFFIC ENFORCEMENT CAMERA / REPUBLIC OF MORDOVIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Качалов Павел Николаевич, Пальчикова Мария Валерьевна, Федосеев Роман Васильевич

В статье анализируется практика применения штрафного дисконта при административных правонарушениях в области безопасности дорожного движения при автоматической видеофиксации на примере Республики Мордовия. На основании статистических данных УГИБДД по РМ сформулированы выводы о действенности данного механизма. Рассмотрены проблемы существования нормы КоАП РФ в современном виде, предложены пути совершенствования законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Качалов Павел Николаевич, Пальчикова Мария Валерьевна, Федосеев Роман Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyses the practice of application of the discount penalty for traffic offences recorded with the use of the traffic enforcement camera by case study of the Republic of Mordovia. On the basis of the statistical data of the State Road Traffic Safety Inspectorate of the Republic of Mordovia, the authors make conclusions about the effectiveness of this mechanism. The paper discusses the problems of the Administrative Offenses Code of the Russian Federation in its present form and suggests the ways of improvement of legislation on this issue.

Текст научной работы на тему «Особенности применения штрафного дисконта при административных правонарушениях в области безопасности дорожного движения при автоматической видеофиксации (на примере республики Мордовия)»

УДК 343.346.4(470.345)

Качалов Павел Николаевич

кандидат философских наук,

доцент кафедры государственно-правовых

дисциплин

Средне-Волжского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)

Пальчикова Мария Валерьевна

кандидат юридических наук,

доцент кафедры государственно-правовых

дисциплин

Средне-Волжского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)

Федосеев Роман Васильевич

кандидат исторических наук,

доцент кафедры государственно-правовых

дисциплин

Средне-Волжского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ШТРАФНОГО ДИСКОНТА ПРИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ПРИ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ВИДЕОФИКСАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)

Kachalov Pavel Nikolayevich

PhD in Philosophy, Assistant Professor, State and Legal Subjects Department, Middle Volga Institute, branch of Russian State University of Justice (Russian Academy of Law of the Ministry of Justice of

the Russian Federation)

Palchikova Maria Valeryevna

PhD in Law, Assistant Professor, State and Legal Subjects Department, Middle Volga Institute, branch of Russian University of Justice (Russian Academy of Law of the Ministry of Justice of

the Russian Federation)

Fedoseev Roman Vasilyevich

PhD in History, Assistant Professor, State and Legal Subjects Department, Middle Volga Institute, branch of Russian State University of Justice (Russian Academy of Law of the Ministry of Justice of

the Russian Federation)

APPLICATION OF PENALTY DISCOUNT FOR ADMINISTRATIVE ROAD TRAFFIC OFFENCES RECORDED WITH THE USE OF THE TRAFFIC ENFORCEMENT CAMERA (CASE STUDY OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA)

Аннотация:

В статье анализируется практика применения штрафного дисконта при административных правонарушениях в области безопасности дорожного движения при автоматической видеофиксации на примере Республики Мордовия. На основании статистических данных УГИБДД по РМ сформулированы выводы о действенности данного механизма. Рассмотрены проблемы существования нормы КоАП РФ в современном виде, предложены пути совершенствования законодательства.

Ключевые слова:

штраф, безопасность дорожного движения, наказание, административное правонарушение, автоматическая видеофиксация, Республика Мордовия.

Summary:

The article analyses the practice of application of the discount penalty for traffic offences recorded with the use of the traffic enforcement camera by case study of the Republic of Mordovia. On the basis of the statistical data of the State Road Traffic Safety Inspectorate of the Republic of Mordovia, the authors make conclusions about the effectiveness of this mechanism. The paper discusses the problems of the Administrative Offenses Code of the Russian Federation in its present form and suggests the ways of improvement of legislation on this issue.

Keywords:

fine, road traffic safety, punishment, administrative offense, penalty discount, traffic enforcement camera, Republic of Mordovia.

Количество административных правонарушений в области дорожного движения хотя и имеет тенденцию к снижению, все равно остается весьма значительным. По данным ГИБДД с января по ноябрь 2015 г. на дорогах России произошли 133 203 ДТП, в которых погибли 16 638 человек, 168 146 получили ранения, из них 15 860 детей ранено, 582 ребенка погибли. За аналогичный период 2014 г. зарегистрированы 181 540 ДТП, в которых 228 855 человек ранены, 24 423 погибли. Можно сделать вывод, что ситуация с аварийностью на дорогах нашей страны улучшилась, но несущественно.

В рамках продолжающейся административной реформы, информатизации и оптимизации труда государственных служащих, повышения эффективности привлечения к административной

ответственности была введена система автоматической видеофиксации автомобильных правонарушений. Она достаточно много лет используется за рубежом. В РФ подобные методы стали применяться в рамках федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг.» [1].

На практике возникает много организационных и правовых проблем применения данных средств и дальнейшего использования их показаний. К сожалению, измерительные приборы далеко не совершенны, как показывает практика, их измерения могут быть неточными. Именно поэтому величина при измерении обладает погрешностями, данная информация необходима для верной оценки и надежности полученных результатов. Это особенно важно для параметров, замеряемых при выявлении административных правонарушений, фиксации и анализе доказательств.

Однако превышение скорости в пределах погрешности измерительного прибора является основанием для отмены постановления должностного лица. Если скорость превышена на 1 км/ч, то при погрешности прибора в 1-2 км/ч состав правонарушения отсутствует.

Если человек уклоняется от явки в суд для рассмотрения протокола, при сокращении сроков привлечения к административной ответственности у мировых судей, к сожалению, отсутствует возможность назначения обязательных работ. Из-за этого наблюдаются повторы наказания в виде штрафа и увеличивается количество лиц, которые не уплатили в назначенный срок административный штраф. Аналогичные нюансы в законе вполне могут использовать недобросовестные граждане.

По мнению судьи Е.В. Мудровой, решением данной проблемы является новый институт оплаты штрафов, который дает возможность водителям уплачивать штраф с 50 %-й скидкой [2]. Кроме того, до 2015 г. был актуален вопрос низкой оплачиваемости штрафов по причине коротких сроков давности, после истечения которых органам ГИБДД довольно сложно было найти возможность применения тех или иных мер по взысканию штрафов [3].

В частности, для улучшения положения депутат Государственной думы и беспартийный лидер политической партии «Автомобильная Россия» В.И. Лысаков предложил следующую инициативу. Законодатель попытался установить предположительный действенный механизм добровольной уплаты штрафов за нарушение ПДД. В 2014 г. был принят федеральный закон № 437-Ф3, который дополняет ст. 32.2 ч. 1.3 [4].

Автор идеи данной нормы считает, что после начала ее действия снизится коррупция среди сотрудников ДПС. Однако при принятии указанных изменений юристы Государственной думы РФ заметили противоречие нововведений принципу равенства перед законом и судом, закрепленному в Конституции России [5]. Тем не менее законопроект был принят большинством голосов.

После истечения 20 дней заплатить штраф со скидкой невозможно до 60-го дня с момента нарушения ПДД, поскольку данный срок отсчитывается от следующего дня после принятия постановления. Далее, с 61-го дня, если штраф не был погашен, соответствующее должностное лицо составляет второй экземпляр постановления и направляет его судебным приставам.

Кроме того, если судья, орган или должностное лицо вынесло постановление о назначении штрафа и его исполнение было данными лицами отсрочено, то указанный штраф должен оплачиваться в полном размере. Важно то, что при оформлении протокола о привлечении лица к ответственности непосредственно на месте нарушения сотрудниками ГИБДД решение о наложении штрафа вступает в силу в течение 10 дней. Однако, если водителя привлекли за нарушение правил, зафиксированное камерами фото- и видеофиксации, то соответствующее постановление вступает в силу с момента его составления.

Очень важно, что период 50 %-й льготы для уплаты штрафов за нарушения, зафиксированные камерами, отсчитывается с момента вынесения соответствующего решения о привлечении гражданина к ответственности. Иными словами, когда лицо получило уведомление по почте, срок, отведенный для оплаты, уже идет. Здесь наблюдается зависимость от скорости пересылки документов, а, насколько нам известно, по почте отправления идут небыстро. В связи с этим все водители должны сами проверять информацию о своих штрафах. Иначе возможна ситуация, когда человек при получении документа уже не сможет воспользоваться предоставленной льготой. Рекомендуем иногда обращаться к современным базам данных для поиска указанных сведений, например к онлайн-сервисам ГИБДД, «ЯндексШтрафы», официальному сайту «Госуслуги» и т. д. Кроме того, гражданам не нужно самостоятельно рассчитывать сумму скидки, так как в центральной системе ГИС ГМП данные о размере штрафа в течение 20 суток указываются с учетом скидки.

По сведениям ГИБДД на конец 2015 г. собираемость штрафов составляет приблизительно 67 % [6]. Данные изменения были направлены на увеличение взыскиваемости штрафов и уменьшение коррупциогенных факторов [7]. Это дало результаты. Согласно помесячной статистике сервиса «ЯндексДеньги» только за январь 2016 г. автолюбители заплатили в три с лишним раза

больше штрафов, чем за аналогичный период годом ранее, и почти на 30 % больше, чем в декабре 2015 г. Это идет вразрез со всей предыдущей статистикой, так как после новогодних праздников люди платят штрафы менее охотно, чем до них, по понятным причинам [8].

В соответствии с докладом исполнения административного законодательства по Республике Мордовия за 2015 г. сотрудниками Госавтоинспекции выявлено более 441 тыс. нарушений ПДД (441 990), что на 147,8 % больше, чем в 2014 г., - 178 377. При помощи приборов фото- и видеофиксации установлено 332 тыс. нарушений ПДД (332 609 в 2015 г., 75 876 в 2014 г., т. е. +338,4 %). Задержано более 3,9 тыс. водителей в нетрезвом состоянии (по ст. 12.8 и 12.26 КоАП РФ) (3 959, 4 320, -8,4 % соответственно). За превышение установленной скорости движения привлечено к ответственности 320 685 водителей (83 557, т. е. +283,8 %), на 60 км/ч и более (по ч. 4, 5 ст. 12.9 КоАП РФ) - 3 009 человек (1 334, +125,6 %), за выезд на полосу дороги, предназначенную для встречного движения, - 553 водителя (591, -6,4 %). За непредоставление преимущества в движении пешеходам привлечено более 7 тыс. водителей (7 098, 6 528, +8,7 %). Привлечено к ответственности свыше 6 тыс. пешеходов (6 143, 5 382, +14,1 %).

За 2015 г. сотрудниками Госавтоинспекции Республики Мордовия вынесено более 425 тыс. постановлений о наложении административного штрафа (146 298 в 2015 г., 425 897 в 2014 г., т. е. +191,1 %) на общую сумму свыше 235 млн р. (221 941 500, 235 612 500). Исполнено 115 520 (99 009 в 2014 г.) постановлений на сумму более 276 млн р. (161 189 500 в 2015 г., 276 117 830 в 2014 г.).

В целях повышения эффективности работы по взысканию и обеспечению исполнения постановлений о наложении административных штрафов управление Госавтоинспекции проводит ряд практических мероприятий. В частности, еще одним действенным инструментом в вопросах своевременной оплаты является возбуждение дел об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ (неуплата административного штрафа). В 2016 г. по данной статье возбуждено 2 472 дела об административных правонарушениях (в 2015 г. 1 148, т. е. +115,3 %), в том числе при надзоре за дорожным движением - 2 252, при обращении граждан в регистраци-онно-экзаменационные подразделения и подразделения по исполнению административного законодательства - 220.

По результатам направления должникам извещений с информацией о неоплаченных штрафах, способах и необходимости их оплаты в районные подразделения Госавтоинспекции поступил ряд квитанций об оплате административных штрафов как в полном объеме (26 чел.), так и в частичном (2 чел.).

Повысить уровень взыскания и должным образом обеспечить реализацию постановлений о наложении административных штрафов невозможно без эффективного взаимодействия с судебными приставами. В 2015 г. для принудительного исполнения в подразделения ССП направлено свыше 75 тыс. постановлений по делам об административных правонарушениях (84 743 в 2015 г., 78 543 в 2014 г., т. е. -7,3 %). В целях контроля за направлением и поступлением постановлений в ССП из ГИБДД ежеквартально осуществляются сверки, по результатам которых расхождений не обнаружено. Сотрудники Госавтоинспекции совместно с судебными приставами-исполнителями провели 11 совместных рейдовых мероприятий для выявления должников по уплате административных штрафов за нарушение ПДД.

За 2015 г. в средствах массовой информации и на официальном сайте Госавтоинспекции размещено более 700 материалов (751). Районными прокурорами республики в 2015 г. оформлено 311 протестов на постановления по делам об административных правонарушениях, что на 116,0 % выше показателя предыдущего года (АППГ - 144). Увеличение количества протестов отмечается в следующих подразделениях: отделении ГИБДД ОМВД России по Зубово-Полян-скому муниципальному району - на 1 000,0 % (22 в 2015 г., 2 в 2014 г.); отделениях ГИБДД межмуниципальных отделов МВД России: Ардатовском - на 280,0 % (42, 12 соответственно), Ковыл-кинском - на 153,7 %, Торбеевском - на 94,7 % (59, 30), Рузаевском - на 47,9 % (20, 14).

Необходимо указать, что с 01.01.2016 по 01.10.2016 г. вынесено 393 532 постановления, причем 385 789 из них могли быть уплачены с дисконтом в 50 %. Больше всех подобных актов, а именно 319 660, вынесено в отношении личных автотранспортных средств, менее всего - 116 -в отношении юридических лиц. Исполнимость постановлений Госавтоинспекции - 252 996, судейских - 1 836.

Организованы ежемесячные занятия по изучению норм КоАП РФ личным составом. В том числе сотрудниками отдела ДПС, ИАЗ и ВПО УГИБДД МВД по Республике Мордовия проведены 4 зональных семинара-совещания, а также оказана практическая помощь в ходе 10 выездов в служебные командировки в территориальные органы внутренних дел региона.

Не будет преувеличением вывод, что сотрудники ГИБДД и ФСПП РФ сильно загружены взысканием штрафов за административные правонарушения, поэтому назрела необходимость разрешить отдельные вопросы рассматриваемой проблемы. В частности, значимыми стали изменения

ст. 3.8 КоАП РФ, а именно введение возможности лишения правонарушителя специального права за уклонение от исполнения административного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования этим правом. Кроме того, с середины января 2016 г. начали действовать законодательные изменения, в соответствии с которыми должников по исполнительным документам ограничивают в специальных правах, в первую очередь - в праве управления автомобилем [9].

Следует отметить, что когда исполнительный лист выдан на основании судебного акта или сам является таковым, то специальное право ограничивается постановлением судебного пристава-исполнителя. Вместе с тем данный акт обязательно утверждается судебным приставом или его заместителем, а его копии должны получать взыскатель и подразделение соответствующего органа власти. Например, при ограничении права управления стандартными легковыми автомобилями этим органом является ГИБДД [10].

По мнению директора ФССП РФ А.О. Парфенчикова, данные изменения в законодательстве могут не только мотивировать должников на добровольное исполнение своих обязательств и устранить лишнее администрирование, но и обеспечить выполнение принципа неотвратимости административного наказания. Более того, он считает, что если указанный механизм будет соответствующе функционировать, то само принудительное исполнение станет носить исключительный характер [11].

Кроме того, деятельность органов ГИБДД в рассматриваемой области не ограничивается нормами КоАП РФ. Принимаются и дополнительные меры по исполнению постановлений о наложении административных штрафов в области дорожного движения и повышению уровня их взыс-киваемости. Например, к таким мерам можно отнести следующие:

1) размещение данных на сайте ГИБДД об ответственности за неуплату административных штрафов с указанием статистических данных о возбужденных делах, а также о соответствующих мероприятиях органов ГИБДД;

2) получение гражданами почтовым отправлением информации о задолженностях, обнаружение ее на сайте ГИБДД и т. д. [12].

На наш взгляд, устранить проблемы взыскания и исполнения штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения можно с помощью следующих мероприятий:

1) обязать судебных приставов составлять протоколы по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ в отношении тех лиц, которые не уплатили штраф, независимо от того, кем данное дело было рассмотрено;

2) гражданам, не оплатившим штраф, законодательно запретить управлять транспортным средством;

3) судебных приставов наделить полномочиями по остановке транспортных средств в рамках возбужденного исполнительного производства на стационарных постах ДПС.

Ссылки:

1. О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг.» : постановление Правительства РФ от 20 февр. 2006 г. № 100 ; с послед. изм. и доп. // СЗ РФ. 2006. № 9. Ст. 1020.

2. Мудрова Е.В. Привлечение к административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения на основании фото-, видеофиксации // Судья. 2015. № 11. С. 34-38.

3. За нарушение ПДД можно будет платить со скидкой в 50 % [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.ru/court_re-port/view/106083/ (дата обращения: 10.12.2016).

4. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования взыскания штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения : федер. закон от 22 дек. 2014 г. № 437-Ф3 ; принят Госдумой 12 дек. 2014 г. ; с послед. изм. и доп. // СЗ РФ. 2014. № 52, ч. I. Ст. 7548.

5. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. : с послед. изм. и доп. // Там же. № 31. Ст. 4398.

6. Баршев В. Быстрей заплатишь - меньше штраф [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2014/12/24/avto.html (дата обращения: 30.12.2016).

7. Королева Я.Ю. Новый год - новые правила // Руководитель бюджетной организации. 2015. № 12. С. 12-18.

8. ГАИ представила статистику о выплате штрафов с 50 %-й скидкой [Электронный ресурс]. URL: https://www.ve-domosti.ru/auto/news/2016/01/29/626038-gai-shtrafov-skidkoi (дата обращения: 29.12.2016).

9. О внесении изменений в федеральный закон «Об исполнительном производстве» и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 28 нояб. 2015 г. № 340-ФЗ // СЗ РФ. 2015. № 48, ч. I. Ст. 6706.

10. Об исполнительном производстве : федер. закон от 2 окт. 2007 г. № 229-ФЗ : с послед. изм. и доп. // Там же. 2007. № 41. Ст. 4849.

11. Парфенчиков А.О. Актуальные вопросы совершенствования законодательства в сфере исполнения судебных и иных юрисдикционных актов: новеллы и перспективы развития // Практика исполнительного производства. 2013. № 2. С. 18.

12. Гвоздева Е.В. Проблемы исполнения административных штрафов за правонарушения в области дорожного движения // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2015. № 2. С. 68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.