Научная статья на тему 'К вопросу об эффективности исполнения административных штрафов за правонарушения в области дорожного движения (на примере деятельности ГИБДД по республике Мордовия)'

К вопросу об эффективности исполнения административных штрафов за правонарушения в области дорожного движения (на примере деятельности ГИБДД по республике Мордовия) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
910
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ШТРАФ / НАКАЗАНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВА НА УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЕМ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ / РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ / PENALTY / PUNISHMENT / ADMINISTRATIVE LAW / OFFENSE / RESTRICTION OF THE RIGHT TO DRIVE / STATE ROAD TRAFFIC SAFETY INSPECTORATE / FEDERAL BAILIFF SERVICE / REPUBLIC OF MORDOVIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пальчикова Мария Валерьевна, Огрина Галина Вячеславовна

В статье рассмотрены вопросы взыскания и исполнения административных штрафов за правонарушения в области дорожного движения на примере ситуации в Республике Мордовия. Анализируются особенности исполнительного производства с участием сотрудников Госавтоинспекции России и судебных приставов-исполнителей. Перечислены изменения, внесенные в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, направленные на повышение эффективности работы означенных выше структур и увеличение уровня взыскиваемости административных штрафов за нарушение ПДД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пальчикова Мария Валерьевна, Огрина Галина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concerning the efficiency of execution of civil penalty for road traffic offences (case study of the activities of State Road Traffic Safety Inspectorate of the Republic of Mordovia)

The article discusses the problems of collection and enforcement of civil penalties for road traffic offences by case study of the Republic of Mordovia. The authors analyse the features of enforcement activities with participation of the officers of State Road Traffic Safety Inspectorate of Russia and the court bailiffs. The paper lists the changes incorporated in the Code of Administrative Offences of the Russian Federation aimed at improvement of the efficiency of the aforesaid organizations and increase of collection of administrative fines for traffic violations.

Текст научной работы на тему «К вопросу об эффективности исполнения административных штрафов за правонарушения в области дорожного движения (на примере деятельности ГИБДД по республике Мордовия)»

УДК 343.346.4(470.345)

Пальчикова Мария Валерьевна

кандидат юридических наук,

доцент кафедры государственно-правовых

дисциплин

Средне-Волжского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)

Огрина Галина Вячеславовна

кандидат исторических наук,

доцент кафедры государственно-правовых

дисциплин

Средне-Волжского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ

АДМИНИСТРАТИВНЫХ ШТРАФОВ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИБДД ПО РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ)

Palchikova Maria Valeryevna

PhD in Law, Assistant Professor, State and Legal Disciplines Department, Middle Volga Institute, branch of Russian University of Justice (Russian Academy of Law of the Ministry of Justice of the Russian Federation)

Ogrina Galina Vyacheslavovna

PhD in History, Assistant Professor, State and Legal Disciplines Department, Middle Volga Institute, branch of Russian State University of Justice (Russian Academy of Law of the Ministry of Justice of the Russian Federation)

CONCERNING THE EFFICIENCY OF EXECUTION OF CIVIL PENALTY FOR ROAD TRAFFIC OFFENCES (CASE STUDY OF THE ACTIVITIES OF STATE ROAD TRAFFIC SAFETY INSPECTORATE OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA)

Аннотация:

В статье рассмотрены вопросы взыскания и исполнения административных штрафов за правонарушения в области дорожного движения на примере ситуации в Республике Мордовия. Анализируются особенности исполнительного производства с участием сотрудников Госавтоинспекции России и судебных приставов-исполнителей. Перечислены изменения, внесенные в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, направленные на повышение эффективности работы означенных выше структур и увеличение уровня взыскиваемости административных штрафов за нарушение ПДД.

Ключевые слова:

штраф, наказание, административное право, правонарушение, ограничение права на управление автомобилем, Государственная инспекция безопасности дорожного движения, Федеральная служба судебных приставов, Республика Мордовия.

Summary:

The article discusses the problems of collection and enforcement of civil penalties for road traffic offences by case study of the Republic of Mordovia. The authors analyse the features of enforcement activities with participation of the officers of State Road Traffic Safety Inspectorate of Russia and the court bailiffs. The paper lists the changes incorporated in the Code of Administrative Offences of the Russian Federation aimed at improvement of the efficiency of the aforesaid organizations and increase of collection of administrative fines for traffic violations.

Keywords:

penalty, punishment, administrative law, offense, restriction of the right to drive, State Road Traffic Safety Inspectorate, Federal Bailiff Service, Republic of Mordovia.

В связи с постоянными изменениями административного, гражданского, налогового и уголовного законодательства особую актуальность приобретает вопрос совершенствования исполнительного законодательства. Наблюдается неослабевающий интерес правоприменителей к проблеме взыскания и исполнения административных штрафов за административные правонарушения в области соблюдения безопасности дорожного движения.

Под административным штрафом следует понимать денежное взыскание, выражающееся в российских рублях [1]. Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) Российской Федерации с 1 января 2016 г. установил новые правила взимания штрафов. И хотя при введении нормы в действие не удалось избежать дискуссий и споров, все же серьезные положительные результаты видны уже сейчас. Во-первых, штраф должен уплачиваться в полном размере в течение шестидесяти, а не тридцати дней с момента вступления постановления в законную силу. Во-вторых, появилась возможность уплаты штрафа с так называемой скидкой, иначе - дисконтом в размере 50 % от первоначальной суммы, но только в течение двадцати дней с момента вынесения штрафа и в случае, когда эта возможность не ограничена КоАП РФ. В-третьих, изменения коснулись сроков обжалования: если постановление остается необжалованным в течение десяти

суток со дня вручения или получения копии постановления нарушителем правил дорожного движения, то оно вступает в законную силу с этого самого дня [2].

Естественно, законодатель сохранил ответственность за неуплату штрафа. Если в установленный срок нарушитель не уплатил штраф, то начиная со следующего дня после истечения срока уплаты штрафа и в течение последующих трех месяцев его могут привлечь к ответственности. Однако есть один важный нюанс: если правонарушение было зафиксировано камерами дорожного движения, то водитель, не уплативший штраф, не может быть арестован на пятнадцать суток.

Информация об уплате штрафа отражается в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах. В том случае, если в ней отсутствуют необходимые данные, то судья или иное должностное лицо, вынесшее постановление, обязан изготовить второй экземпляр этого же постановления и направить его судебному приставу-исполнителю в течение десяти суток. Судебный пристав-исполнитель в свою очередь приступает к выполнению своих непосредственных обязанностей, а именно выносит соответствующее постановление (как правило, о возбуждении исполнительного производства) о принудительном взыскании штрафа в отношении должника за его счет либо за счет имущества, находящегося в его собственности, и направляет копию постановления должнику по почте.

Согласно статистическим данным отдела по исполнению административного законодательства ГИБДД по Республике Мордовия, в 2015 г. сотрудниками Госавтоинспекции при осуществлении функций по надзору за дорожным движением выявлено свыше 441 тыс. нарушений ПДД (441 990), что на 147,8 % больше, чем в 2014 г. (178 377).

При помощи приборов фотовидеофиксации выявлено 332 тыс. нарушений ПДД (332 609 в 2015 г., 75 876 в 2014 г., +338,4 %), Задержано более 3,9 тыс. водителей в нетрезвом состоянии (по ст. 12.8 и 12.26 КоАП РФ) (3 959 в 2015 г., 4 320 в 2014 г., -8,4 %). За превышение установленной скорости движения привлечено к ответственности 320 685 водителей (83 557 в 2014 г., +283,8 %), на величину 60 и более км/ч (по ч. 4, 5 ст. 12.9 КоАП РФ) - 3 009 (1 334 в 2014 г., +125,6 %), за выезд на полосу дороги, предназначенную для встречного движения, - 553 водителя (591 в 2014 г., -6,4 %). За непредоставление преимущества в движении пешеходам привлечено более 7,0 тыс. водителей (7 098 в 2015 г., 6 528 в 2014 г., +8,7 %). Привлечено к ответственности более 6,0 тыс. пешеходов (6 143 в 2015 г., 5 382 в 2014 г., +14,1 %).

За истекший период 2015 г. сотрудниками Госавтоинспекции республики вынесено более 425 тыс. постановлений (425 897 в 2015 г., 146 298 в 2014 г., +191,1 %) о наложении административного штрафа на общую сумму свыше 235 млн р. (235 612 500 в 2015 г., 221 941 500 в 2014 г.). Исполнено 115 520 постановлений (99 009 в 2014 г.) на сумму свыше 276 млн р. (276 117 830 в 2015 г., 161 189 500 в 2014 г.). Дебиторская задолженность сократилась с 65 до 24 млн р.

Практические мероприятия Управления Госавтоинспекции направлены на повышение эффективности взыскания наложенных административных штрафов и достижение безукоризненного исполнения данных постановлений.

Ежемесячно анализируется состояние правоприменительной деятельности в подразделениях Госавтоинспекции территориальных органов МВД на районном уровне. На основе данного анализа производится корректировка правоприменительной деятельности конкретного подразделения с направлением соответствующих указаний (в подразделения ГИБДД направлено 9 указаний).

Еще одним действенным инструментом в вопросах своевременной оплаты административного штрафа является возбуждение дел об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ (неуплата административного штрафа). В 2015 г. по данной статье возбуждено 2 472 дела (1 148 в 2014 г., +115,3 %) об административных правонарушениях (в том числе при надзоре за дорожным движением - 2 252, при обращении граждан в соответствующие регистрационно-экзаменационные подразделения и отделы по исполнению административного законодательства - 220). В результате в 71 случае судами назначен административный арест, в 1 326 - наложен административный штраф и в 26 - назначены обязательные работы.

Также в целях повышения эффективности работы по взысканию штрафов и обеспечения исполнения постановлений о наложении административных штрафов ежемесячно производится мониторинг базы данных ФИС «ГИБДД-М» на предмет наличия (отсутствия) лиц, имеющих неоплаченные штрафы на сумму свыше 10 тыс. р. и (или) имеющих более 10 неоплаченных штрафов за последние два года. Всего в республике за истекший период 2015 г. выявлено 152 гражданина и юридических лица, имеющих задолженность по административным штрафам на сумму более 10 тыс. р. В результате проведенной работы 3 лица привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, 28 лиц оплатили имеющиеся административные штрафы.

По результатам направления должникам извещений с информацией о неоплаченных штрафах, способах и необходимости их уплаты в районные подразделения Госавтоинспекции поступил ряд квитанций об оплате административных штрафов как в полном (26 чел.), так и в частичном (2 чел.) объеме.

Повысить уровень взыскания и должным образом обеспечить исполнение постановлений о наложении административных штрафов невозможно без эффективного взаимодействия с судебными приставами-исполнителями.

В 2015 г. для принудительного исполнения в подразделения Федеральной службы судебных приставов (ФССП) направлено свыше 78 тыс. постановлений (78 543 в 2015 г., 84 743 в 2014 г., -7,3 %) по делам об административных правонарушениях.

С целью контроля за направлением и поступлением постановлений в подразделения ФССП из подразделений ГИБДД ежеквартально проводятся сверки, по результатам которых расхождений не выявлено.

Проведено 11 совместных рейдовых мероприятий судебных приставов-исполнителей с сотрудниками Госавтоинспекции по выявлению лиц, имеющих задолженность по оплате административных штрафов. Данная работа проводилась во всех подразделениях ГИБДД [3].

На постоянной основе осуществляется информирование граждан по вопросам своевременного исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, общим вопросам соблюдения административного законодательства и внесенных в него изменений, разъяснения норм действующего законодательства. За истекший 2015 г. Госавтоинспекция в средствах массовой информации и на официальном сайте разместила 751 материал соответствующего содержания [4].

В целях выработки единого понимания положений административного законодательства, приведения правоприменительной практики в соответствие с предъявляемыми требованиями, повышения качества и законности составления административных материалов в текущем году проведено 4 встречи с представителями органов прокуратуры.

Ежемесячно проводятся занятия с личным составом по изучению норм КоАП РФ. В частности, сотрудниками отдела дорожно-патрульной службы, исполнения административного законодательства и взаимодействия с правоохранительными органами УГИБДД МВД по Республике Мордовия проведено 4 кустовых семинара-совещания, оказана практическая помощь в ходе 10 выездов в служебные командировки в территориальные органы внутренних дел республики.

Таким образом, можно сказать, что сотрудники ГИБДД и ФССП РФ сильно нагружены взысканием штрафов за административные правонарушения. В связи с этим необходимо разрешить отдельные проблемы в рассматриваемом вопросе.

В частности, значимыми стали изменения ст. 3.8 КоАП РФ, выразившиеся в введении возможности лишения правонарушителя соответствующего специального права за уклонение от исполнения административного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования этим правом. С середины января 2016 г. начали действовать новые законодательные изменения, в соответствии с которыми должников по исполнительным документам будут ограничивать в специальных правах, и в первую очередь в праве на управление автомобилем [5].

Следует отметить, что когда исполнительный лист выдан на основании судебного акта или же сам таковым является, то специальное право ограничивается по постановлению судебного пристава-исполнителя [6]. Вместе с тем соответствующее постановление обязательно утверждается судебным приставом или его заместителем, а его копии получают взыскатель и подразделение соответствующего органа власти. Например, при ограничении права на управление стандартными легковыми автомобилями таким органом является ГИБДД [7].

По мнению директора ФССП РФ А.О. Парфенчикова, данные изменения в законодательстве могут не только мотивировать должников на добровольное исполнение своих обязательств и устранить лишнее администрирование, но и обеспечить выполнение принципа неотвратимости административного наказания. Более того, он считает, что если указанный механизм будет соответствующим образом функционировать, то само принудительное исполнение будет носить исключительный характер [8].

Деятельность органов ГИБДД в рассматриваемой области не ограничивается нормами КоАП РФ. Ими принимаются и дополнительные меры по исполнению постановлений о наложении административных штрафов в области дорожного движения и повышению уровня их взыскивае-мости. Например, к таким мерам можно отнести:

1) специальное размещение данных на сайте ГИБДД о наступлении административной ответственности за неуплаченные административные штрафы. Вместе с ними указываются статистические данные о возбужденных делах, соответствующих мероприятиях, которые будут проводиться органами ГИБДД;

2) получение гражданами посредством почтового отправления информации о имеющихся у них задолженностях;

3) доступность для ознакомления информации о наложенных административных штрафах, в том числе на сайте ГИБДД, возможность уплаты штрафов через сайты государственных услуг, терминалы соответствующих банков и т. п. [9].

Подводя итоги, следует отметить, что устранить проблемы взыскания и исполнения штрафов за нарушение правил дорожного движения можно с помощью следующих мероприятий:

1) обязать судебных приставов составлять протоколы по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ в отношении тех лиц, которые не оплатили штраф, вне зависимости от того, кем данное дело было рассмотрено;

2) лицам, которые не оплатили штраф, на законодательном уровне запретить управлять транспортным средством;

3) наделить сотрудников ФССП РФ полномочиями останавливать транспортные средства в рамках возбужденного исполнительного производства на стационарных постах дорожно-посто-вой службы.

Ссылки:

1. Антонов С.Н. Дорожное движение: правонарушения и ответственность. М., 2015. С. 69.

2. О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 28 нояб. 2015 г. № 340-Ф3 : принят Гос. думой 17 нояб. 2015 г. : с послед. изм. и доп. // СЗ РФ. 2015. № 48 (ч. I). Ст. 6706.

3. Пальчикова М.В., Качалов П.Н., Борисова К.В. Особенности применения штрафного дисконта в административном наказании при нарушении правил дорожного движения: первые результаты (на примере Республики Мордовия) // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 11. С. 143-146.

4. Каковы сроки уплаты и сроки давности взыскания штрафов ГИБДД? [Электронный ресурс] // Азбука права : электрон. журн. 2016. 1^1.: http://azbuka.consultant.ru/cons_doc_PBI_203336/ (дата обращения: 22.01.2017).

5. Гвоздева Е.В. Проблемы исполнения административных штрафов за правонарушения в области дорожного движения // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2015. № 2. С. 68.

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : федер. закон от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ : принят Гос. думой 20 дек. 2001 г. : с послед. изм. и доп. // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

7. Об исполнительном производстве : федер. закон от 2 окт. 2007 г. № 229-ФЗ : принят Гос. думой 14 сент. 2007 г. : с послед. изм. и доп. // Там же. 2007. № 41. Ст. 4849.

8. Парфенчиков А.О. Актуальные вопросы совершенствования законодательства в сфере исполнения судебных и иных юрисдикционных актов: новеллы и перспективы развития // Практика исполнительного производства. 2013. № 2. С. 18.

9. Котова Ю. Как у должников права отбирают? // Арсенал предпринимателя. 2016. № 1. С. 75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.