Научная статья на тему 'О мерах обеспечения безопасности и правопорядка в работе Координационного совета генеральных прокуроров государств - участников СНГ и практика прокурорского надзора в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина'

О мерах обеспечения безопасности и правопорядка в работе Координационного совета генеральных прокуроров государств - участников СНГ и практика прокурорского надзора в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
272
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК / КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ ГЕНЕРАЛЬНЫХ ПРОКУРОРОВ СНГ / ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / SECURITY AND LAW AND ORDER / COORDINATING COUNCIL OF PROSECUTORS GENERAL OF THE CIS MEMBER STATES / PROSECUTORIAL SUPERVISION / PROTECTION OF HUMAN AND CIVIL RIGHTS AND FREEDOMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жиров Александр Владимирович

ВВЕДЕНИЕ. В настоящем исследовании представлено научно-аналитическое осмысление результатов взаимодействия генеральных прокуроров государств участников СНГ по защите прав и свобод человека и гражданина. Анализируются основные направления совершенствования уголовного и уголовно-процессуального права стран СНГ в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В статье использованы материалы отчетов и статистика за последние два года, представленные на ежегодных заседаниях Координационного совета, генеральных прокуроров государств участников СНГ. Использованы материалы деятельности Координационного совета генеральных прокуроров государств участников СНГ о взаимодействии генеральных прокуратур в рамках межгосударственных программ борьбы с преступностью, посредством обмена аналитическими докладами и сводными отчетами о состоянии преступности, следственной работы, прокурорской деятельности, практике исполнения международных договоров в сфере борьбы с преступностью в государствах участниках СНГ.РЕЗУЛЬТАТЫ. По каждой стране СНГ проведен глубокий анализ эффективности норм законодательства и практических действий прокуратуры, связанных с обеспечением безопасности и правопорядка. Соотношение уголовно-правовых и правозащитных мер в практике прокурорского надзора показывает, что правовые меры защиты прав и свобод человека и гражданина широко применяются при рассмотрении уголовных дел.ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Оценивая прогресс, связанный с защитой прав и свобод человека в странах СНГ, сделаны выводы, что прокурорский надзор сконцентрирован на проверке законности и обоснованности судебных постановлений по наиболее важным и социально значимым категориям гражданских дел, среди которых споры, связанные с утратой права на жилое помещение, трудовые споры, жалобы на действия должностных лиц

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Жиров Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On measures to ensure security and law and order in the work of the Coordinating Council of Prosecutors General of the CIS Member States and the practice of prosecutorial supervision in the field of protection of human and civil rights and freedoms

INTRODUCTION This study presents a scientific and analytical understanding of the results of the interaction of the prosecutors general of the CIS member states to protect human and civil rights and freedoms. The main directions of improving the criminal and criminal procedural law of the CIS countries in the field of protection of human and civil rights and freedoms are analyzed.MATERIALS AND METHODS. The article uses the materials of reports and statistics for the last two years, presented at the annual meetings of the Coordination Council, prosecutors general of the CIS member states. The materials used are the activities of the Coordinating Council of Prosecutors General of the CIS member states on the interaction of prosecutor generals in the framework of interstate programs to combat crime, through the exchange of analytical reports and summary reports on the state of crime, investigative work, prosecutorial activities, the practice of implementing international treaties in the field of combating crime in CIS member states.RESULTS. An indepth analysis of the effectiveness of legislative norms and the practical actions of the prosecutor’s office related to ensuring security and law and order was carried out in each CIS country. The correlation of criminal law and human rights measures in the practice of prosecutorial supervision shows that legal measures to protect human and civil rights and freedoms are widely used in criminal cases.DISCUSSION AND CONCLUSIONS. Assessing the progress related to the protection of human rights and freedoms in the CIS countries, it is concluded that prosecutorial supervision is focused on verifying the legality and validity of court decisions on the most important and socially significant categories of civil cases, including disputes related to the loss of the right to premises, labor disputes, complaints about the actions of oficials.

Текст научной работы на тему «О мерах обеспечения безопасности и правопорядка в работе Координационного совета генеральных прокуроров государств - участников СНГ и практика прокурорского надзора в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина»

О мерах обеспечения безопасности и правопорядка в работе Координационного совета генеральных прокуроров государств — участников СНГ и практика прокурорского надзора в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина

ЖИРОВ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ,

советник Секретариата

(на правах заместителя Исполнительного секретаря)

Координационного Совета Генеральных Прокуроров

государств - участников СНГ,

старший советник юстиции,

Заслуженный юрист Российской Федерации

123001, г. Москва, Благовещенский пер., д. 10. E-mail: sek-ksgp@yandex.ru Тел.: 8 (495) 982-42 99

АННОТАЦИЯ

ВВЕДЕНИЕ. В настоящем исследовании представлено научно-аналитическое осмысление результатов взаимодействия генеральных прокуроров государств - участников СНГ по защите прав и свобод человека и гражданина. Анализируются основные направления совершенствования уголовного и уголовно-процессуального права стран СНГ в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В статье использованы материалы отчетов и статистика за последние два года, представленные на ежегодных заседаниях Координационного совета, генеральных прокуроров государств - участников СНГ. Использованы материалы деятельности Координационного совета генеральных прокуроров государств - участников СНГ о взаимодействии генеральных прокуратур в рамках межгосударственных программ борьбы с преступностью, посредством обмена аналитическими докладами и сводными отчетами о состоянии преступности, следственной работы, прокурорской деятельности, практике исполнения международных договоров в сфере борьбы с преступностью в государствах - участниках СНГ.

РЕЗУЛЬТАТЫ. По каждой стране СНГ проведен глубокий анализ эффективности норм законодательства и практических действий прокуратуры, связанных с обеспечением безопасности и правопорядка. Соотношение уголовно-правовых и правозащитных мер в практике прокурорского надзора показывает, что правовые меры защиты прав и свобод человека и гражданина широко применяются при рассмотрении уголовных дел. ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Оценивая прогресс, связанный с защитой прав и свобод человека в странах СНГ, сделаны выводы, что прокурорский надзор сконцентрирован на проверке законности и обоснованности судебных постановлений по наиболее важным и социально значимым категориям гражданских дел, среди которых споры, связанные с утратой права на жилое помещение, трудовые споры, жалобы на действия должностных лиц.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: безопасность и правопорядок, Координационный совет генеральных прокуроров государств - участников СНГ, прокурорский надзор, защита прав и свобод человека и гражданина

On measures to ensure security and law and order in the work of the Coordinating Council of Prosecutors General of the CIS Member States and the practice of prosecutorial supervision in the field of protection of human and civil rights and freedoms

ZHIROV ALEKSANDR VLADIMIROVICH,

Advisor to the Secretariat (as Deputy Executive Secretary) Coordinating Council of Prosecutors General of the CIS Member States,

Senior Counselor of Justice, Honored Lawyer of the Russian Federation

123001, Moscow, Blagoveshchensky per., 10. E-mail: sek-ksgp@yandex.ru Tel.: +7 (495) 982-42-99

ANNOTATION

INTRODUCTION This study presents a scientific and analytical understanding of the results of the interaction of the prosecutors general of the CIS member states to protect human and civil rights and freedoms. The main directions of improving the criminal and criminal procedural law of the CIS countries in the field of protection of human and civil rights and freedoms are analyzed. MATERIALS AND METHODS. The article uses the materials of reports and statistics for the last two years, presented at the annual meetings of the Coordination Council, prosecutors general of the CIS member states. The materials used are the activities of the Coordinating Council of Prosecutors General of the CIS member states on the interaction of prosecutor generals in the framework of interstate programs to combat crime, through the exchange of analytical reports and summary reports on the state of crime, investigative work, prosecutorial activities, the practice of implementing international treaties in the field of combating crime in CIS member states. RESULTS. An in-depth analysis of the effectiveness of legislative norms and the practical actions of the prosecutor's office related to ensuring security and law and order was carried out in each CIS country. The correlation of criminal law and human rights measures in the practice of prosecutorial supervision shows that legal measures to protect human and civil rights and freedoms are widely used in criminal cases.

DISCUSSION AND CONCLUSIONS. Assessing the progress related to the protection of human rights and freedoms in the CIS countries, it is concluded that prosecutorial supervision is focused on verifying the legality and validity of court decisions on the most important and socially significant categories of civil cases, including disputes related to the loss of the right to premises, labor disputes, complaints about the actions of officials.

KEYWORDS: security and law and order, Coordinating Council of Prosecutors General of the CIS member states, prosecutorial supervision, protection of human and civil rights and freedoms

Введение

Координационный совет генеральных прокуроров государств - участников СНГ был создан совместным решением генеральных прокуроров Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана и Украины на совещании, состоявшемся 7 декабря 1995 г. в г. Москве.

На последнем 29-м заседании Координационного совета, состоявшемся 1 октября 2019 г. в городе Бишкеке Кыргызской Республики, рассмотрен вопрос «О состоянии законности и практики прокурорского надзора по различным направлениям деятельности в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств в 2018 году».

Анализ материалов, представленных генеральными прокуратурами государств - участников СНГ по данному вопросу, свидетельствует о следующем.

Прокурорский надзор в целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина осуществлялся на пространстве Содружества в сфере оплаты труда, в жилищно-коммунальной деятельности, в области соблюдения прав гражданина на охрану здоровья, надзора за миграционным законодательством,исполнения судебных постановлений о взыскании задолженности по заработной плате, алиментам, платежам, ущерба, избирательного права, соблюдения прав несовершеннолетних и молодежи, в кредитно-банковской сфере и в других вопросах различных сфер жизнедеятельности общества.

В данной сфере деятельность генеральных прокуратур стран Содружества акценти-

рована на обеспечении защиты прав, свобод и законных интересов граждан, усилении эффективного надзора как за исполнением национальных законов, так и за соблюдением общепризнанных принципов и норм международного права в этом вопросе. Генеральными прокуратурами стран СНГ принимаются меры по укреплению взаимодействия с государственными ведомствами по оказанию помощи гражданам страны, находящимся за ее пределами, и осуществлению защиты их прав, свобод и законных интересов, в том числе и через дипломатические учреждения.

Активизируется работа генеральных прокуратур, направленная на пресечение пыток, незаконного задержания или ограничения прав и свобод человека и гражданина; в сфере использования иностранной рабочей силы и обеспечения защиты прав трудовых мигрантов, значительное внимание уделяется вопросам пресечения незаконных действий работодателей, использующих труд нелегальных работников, а также обеспечения трудящимся-мигрантам справедливых социальных и трудовых условий, в том числе и по оплате труда.

В странах Содружества на протяжении около 25 лет с участием генеральных прокуратур осуществляется работа по совершенствованию и анализу законодательства и правоприменительной практики в сфере защиты прав граждан. Следует особо подчеркнуть, что прокурорский надзор в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина находится в центре внимания генеральных прокуроров государств - участников Содружества, и тем самым является важной составляющей в обеспечении безопасности на территории стран СНГ.

Общие вопросы укрепления правовой базы взаимодействия между генеральными прокурорами государств — участников СНГ

В настоящее время членами Координационного совета являются девять генеральных прокуроров стран Содружества - Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана и Узбекистана. Решением Совета глав государств СНГ от 25.01.2000 г. Координационному совету был придан статус межгосударственного органа Содружества Независимых Государств и утверждено новое Положение о нем. Одной из основных задач этим Положением определена защита прав и свобод человека и гражданина.

В целях укрепления правовой базы взаимодействия между генеральными прокуратурами государств - участников СНГ в этом направлении за прошедшие годы были заключены и действует ряд соглашений о сотрудничестве, в том числе: в борьбе с терроризмом и иными проявлениями экстремизма, коррупцией, торговлей людьми, органами и тканями человека, в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Важнейшими нормативно-правовыми актами с 2014 по 2019 г., принятыми высшими органами СНГ, направленными на углубление и расширение сотрудничества в борьбе с преступностью, стали следующие документы, представленные:

• Концепцией о сотрудничестве государств -участников СНГ по противодействию легализации (отмыванию) доходов, добытых преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, утвержденной Решением Совета глав государств СНГ от 11.10.2017 г.;

• Концепцией по сотрудничеству государств - участников СНГ по противодействию коррупции, утвержденной Решением Совета глав государств СНГ от 11.10.2017 г.;

• Соглашением об обмене информацией в рамках СНГ по борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, а также их финансированием, подписанным на заседании Совета глав правительств СНГ 03.11.2017 г.;

• Соглашением о порядке создания и деятельности совместных следственно-оперативных групп на территориях государств -участников СНГ, подписанным на заседании Совета глав государств СНГ 16.10.2015 г.;

• Протоколом по порядку передачи наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, являющихся вещественными доказательствами по уголовным делам, подписанным на заседании Совета глав государств СНГ 11.10.2017 г.;

• Регламентом компетентных органов по осуществлению межгосударственного розыска лиц, подписанным на заседании Совета глав правительств СНГ 30.10.2015 г.;

• Протоколом о реализации Соглашения о защите участников уголовного судопроизводства от 28.11.2006 г. по вопросам возмещения расходов, связанных с осуществлением мер защиты, подписанным на заседании Совета глав государств СНГ 16.09.2016 г.;

• Концепцией о сотрудничестве министерств внутренних дел (полиции) государств - участников СНГ на период до 2030 г. от 31.05.2019 г.,

подписанной министрами внутренних дел стран СНГ1.

Реализация этих соглашений, в частности, положительно повлияла и влияет на ход выполнения генеральными прокуратурами государств - участников СНГ следующих программ сотрудничества государств Содружества, участниками которых является КСГП СНГ:

• Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на 20192023 гг., утвержденная Решением Совета Глав государств - участников СНГ 28.09.2018 г.;

• Программы сотрудничества государств -участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и противодействии наркомании на 2014-2018 гг.;

• Программы сотрудничества государств -участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми на 20142018 гг.;

• Программы сотрудничества государств -участников Содружества Независимых Государств в противодействии незаконной миграции на 2015-2019 гг.;

• Программы сотрудничества государств -участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий, на 2016-2020 гг.;

• Программы сотрудничества государств -участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2017-2019 гг.;

• Программы сотрудничества государств -участников Содружества Независимых Государств в укреплении пограничной безопасности на внешних границах на 2016-2020 гг.

Кроме того, генеральные прокуратуры государств - участников СНГ участвуют в реализации Программы обмена опытом, проведения научных исследований и семинаров прокурорских работников в рамках реализации Соглашения о сотрудничестве генеральных прокуратур (прокуратур) государств - участников Содружества Независимых Государств в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних от 25.05.2006 г. на период 2018-2020 гг.

Представляется целесообразным привести некоторые аналитические данные об условиях, в которых приходилось действовать прокурорам государств - участников СНГ, и результатах их работы в 2018 г.2

В 2018 г. установлено свыше 1,9 млн лиц, потерпевших от преступлений. Принято к производству в 2018 г. более 3,5 млн дел, а удельный вес направленных в суд с обвинительным заключением (актом) составил 72% оконченных дел в среднем по государствам - участникам СНГ. В прошлом году было осуждено свыше 980 тыс. лиц. Анализ состояния прокурорского надзора за исполнением законов органами следствия и дознания показал, что в 2018 г. прокурорами всего по СНГ выявлено свыше 5,16 млн нарушений законов, поставлено на учет по инициативе прокуроров почти 150 тыс. преступлений, ранее известных, но по разным причинам неучтенных.

Отменено прокурорами более 15 тыс. постановлений о возбуждении уголовных дел, 40 тыс. постановлений о прекращении уго-

1 Отчет исполнительного комитета СНГ «О деятельности СНГ в сфере борьбы с преступностью». 27.07 2019 г. Официальный портал Координационного совета генеральных прокуроров государств-участников СНГ. http:// www.ksgp-cis.ru/news/news-item/5814

2 В 2018 г. в СНГ было зарегистрировано 2,5 млн преступлений, что примерно столько же в 2017 г. Раскрываемость преступлений в течение последних шести лет находится в пределах 52-55%. Всего по государствам Содружества выявлено 1,2 млн лиц, совершивших преступления, при этом на долю женщин приходится 15%, а несовершеннолетних - 4%, что в процентном отношении практически соответствует показателям 2017 г.

ловных дел, свыше 2,5 млн постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел и более 444 тыс. постановлений о приостановлении уголовных дел.

Обеспечивалось участие прокуроров при рассмотрении уголовных дел в судах. Всего судами первой инстанции государств -участников СНГ в 2018 г. рассмотрено более 1,04 млн уголовных дел, что соответствует количеству таких дел в 2017 г. В общей сложности рассмотрено дел почти на 1,09 млн лиц, что также соответствует показателям прошлого года.

Прокурорами государств - участников СНГ в 2018 г. разрешено более 2,5 млн обращений из числа рассмотренных, или 60%.

Продолжает отмечаться стабильность в использовании возможностей сети Интернет для донесения прокурорами информации населению о состоянии законности. В среднем по государствам - участникам СНГ органы прокуратуры использовали в 2018 г. возможности сеть Интернет в 63% выступлений. Достаточно активно в этих же целях использовалось телевидение - в 15% выступлений (в 2017 г. - 14%).

Защита прав и свобод человека и гражданина в нормах законодательства Российской Федерации

На предпоследнем заседании Координационного совета генеральных прокуроров государств - участников СНГ (КСГП СНГ), которое состоялось 20 сентября 2018 г. в городе Душанбе, Республика Таджикистан, в его решение было отмечено учесть опыт Генеральной прокуратуры РФпри подготовке обобщения о состоянии законности и практики прокурорского надзора по более широкому спектру направлений этой деятельности в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.

Последнее 29-е заседание КСГП СНГ прошло 1 октября 2019 г. в столице Кыргызской Республики г. Бишкеке, где участвовали делегации генеральных прокуратур Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, а также Секретариата КСГП СНГ, Исполнительного комитета СНГ, Антитеррори-

стического центра СНГ и Международной ассоциации прокуроров3.

Надзор за соблюдением прав и свобод человека является одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры Российской Федерации.

В указанной сфере в 2018 году выявлено более 2,6 млн нарушений закона; на незаконные правовые акты принесено 221 тыс. протестов; внесено свыше 454 тыс. представлений об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечены 385 тыс. виновных лиц; предостережены более 54 тыс. должностных лиц о недопустимости нарушения закона; направлено в суды общей юрисдикции и в арбитражные суды 427 тыс. исков (заявлений), из которых 391 тыс. удовлетворены на сумму более 9 млрд руб. По инициативе прокуроров к административной ответственности привлечены свыше 164 тыс. лиц, возбуждено 9 200 уголовных дел.

3 29-е заседание Координационного совета генеральных прокуроров государств-участников СНГ прошло 1 октября 2019 г. в столице Кыргызской Республики г. Бишкеке. Официальный сайт Генеральной Прокуратуры Кыргызской Республики https://www.prokuror.kg/news/4050-segodnya-1-oktyabrya-2019-goda-v-gosudarstvennoj-rezidentsii-1-sostoyalos-29-e-zasedanie-koordinatsionnog

Принятые меры способствовали восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан, в том числе социально незащищенных.

Прокуроры Российской Федерации осуществляли надзор за исполнением:

• законодательства, нарушения которого составляют около 24% всех правонарушений, выявленных в сфере надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (основная масса выявленных нарушений относится к сфере оплаты труда). Генеральным прокурором Российской Федерации издан Приказ от 15.05.2019 г. № 196 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан», в котором прокурорам указано на необходимость принятия мер к защите прав лиц предпенсионного возраста в сфере занятости, касающихся содействия в поиске подходящей работы, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования,содействия их самозанятости;

• жилищного законодательства в деятельности региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления и управляющих многоквартирными домами организаций, которые связаны с несвоевременным предоставлением коммунальных услуг, а также ненадлежащим осуществлением работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов;установлением и взиманием с граждан платы за жилищно-коммунальные услуги;

• законности в сфере соблюдения гарантированного ст. 41 Конституции РФ права каждого гражданина на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в ходе которого выявлялись нарушения в части ненадлежащего оказания гражданам медицинской помощи, подмены оказания им

бесплатной медицинской помощи услугами на платной основе;

• пенсионного законодательства, соблюдением прав престарелых и инвалидов на своевременное бесплатное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение и предоставление технических средств реабилитации;

• законодательства, направленного на обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе по безопасности образовательных организаций, исключающих проникновение на их территорию посторонних лиц; предупреждению возможных чрезвычайных ситуаций; профилактике наркомании; исключению фактов применения учащимися насилия в школах; защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию;

• законодательства в кредитно-банковской сфере, направленного на защиту прав вкладчиков и заемщиков, пресечению незаконной деятельности по предоставлению кредитов и займов населению предпринимателями и организациями без соответствующей государственной регистрации;

• законодательства в сфере земельных отношений, регламентирующего, в частности, предоставление земельных участков многодетным семьям;

• законодательства, направленного на обеспечение безопасности учреждений и организаций с круглосуточным пребыванием и массовым скоплением граждан;

• законодательства об исполнительном производстве в целях восстановления нарушенных прав граждан, как судебными приставами-исполнителями, так и лицами, не исполняющими их законные требования, и препятствующими реализации судебных решений;

• других законов, обеспечивающих права граждан на обращение в органы государствен-

ной власти и местного самоуправления; защиту их персональных данных; избирательных прав; регулирующих в судебных стадиях уголовного судопроизводства защиту прав лиц, потерпевших от преступных посягательств,

и не способных (в ряде случаев) самостоятельно отстаивать свои права; направленных на соблюдение прав и законных интересов граждан в пенитенциарных учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Защита прав и свобод человека и гражданина в нормах законодательства Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан

В Уголовно-процессуальном кодексе Азербайджанской Республики государственный обвинитель определен не только как лицо, которое, представляя сторону обвинения, поддерживает государственное обвинение, изобличает обвиняемого перед судом и требует назначения ему достойного наказания, но также как процессуальное лицо, обеспечивающее защиту прав и свобод человека и гражданина, соблюдающее равноправие каждого перед законом, основывающееся на объективности, беспристрастности и фактах. Так, в соответствии со ст. 41.3 Уголовно-процессуального кодекса государственный обвинитель, выявивший в суде обстоятельства, исключающие уголовное преследование, должен заявить об отказе от уголовного преследования в отношении обвиняемого.

Кроме того, в Азербайджане действует утвержденная Указом Президента Азербайджанской Республики от 27.10.2011 г. Национальная программа деятельности по повышению эффективности защиты прав и свобод человека, которая определяет защиту прав человека в качестве приоритета политики Президента страны.

В соответствии с Законом Республики Армения «О Прокуратуре» одним из направлений деятельности органов прокуратуры республики является защита прав и свобод человека и гражданина. Указанным законом органы прокуратуры наделяются полномочиями по возбуждению уголовного преследования; надзо-

ру за законностью дознания и предварительного следствия; поддержанию обвинения в суде; опротестованию решений, приговоров и постановлений судов; возбуждению в суде иска о защите государственных интересов; надзору за законностью применения наказаний и иных мер принуждения.

Что касается обеспечения прав граждан, то в ходе предварительного расследования по уголовным делам, то ст. 63 (Права и обязанности подозреваемого) и 65 (Права и обязанности обвиняемого) УПК Республики Армения предусмотрено, что лица, находящиеся в указанном правовом статусе, вправе «немедленно по взятии под стражу, но не позднее, чем в течение 12 часов, поставить в известность через орган, осуществляющий уголовное производство, близких родственников. При взятии под стражу гражданина иностранного государства или лица без гражданства орган, осуществляющий уголовное производство, по дипломатическим каналам в течение 24 часов уведомляет государство его/ее гражданства или постоянного проживания, а при отсутствии гражданства - государство его/ ее постоянного проживания, а при необходимости - также и иное заинтересованное государство о месте его/ее содержания и об основаниях взятия под стражу».

Во исполнение поручения Президента Республики Беларусь органы прокуратуры проводят работу по оптимизации избрания меры пресечения в виде заключения под стражу.

В итоге количество лиц, к которым применили такую меру пресечения, снизилось в 2018 г.: санкционировано свыше 11 тыс. таких постановлений, что на 8,5 % меньше, чем в 2017 г. При этом прокуроры в прошлом году 554 раза отказали следователям в даче санкции на применение меры пресечения в виде заключения под стражу.

В связи с введением в гражданский процесс стадии апелляционного производства в 2018 г. прокуроры Республики Беларусь сконцентрировали усилия на проверке законности и обоснованности судебных постановлений по наиболее важным и социально значимым категориям гражданских дел, среди которых споры, связанные с утратой права на жилое помещение, трудовые споры, жалобы на действия должностных лиц.

В Республике Казахстан реализуется программа «Цифровой Казахстан», утвержденная Постановлением Правительства Республики Казахстан от 12.12.2017 г. № 827, которая направлена на обеспечение надежной правовой среды по защите прав и свобод человека и гражданина.

В рамках этой Программы органы прокуратуры реализует пять проектов:

• Электронное уголовное дело;

• Единый реестр административных производств (ЕРАП);

• Единый реестр субъектов и объектов проверок (ЕРСОП);

• Электронные обращения и Аналитический центр.

Все они направлены на обеспечение надежной правовой среды и неукоснительной защиты прав и свобод человека и гражданина.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С 1 января 2018 г. в Казахстане началось расследование уголовных преступлений небольшой тяжести в электронном формате. Для этого был разработан модуль «Электронное уголовное дело». По информации Генераль-

ной прокуратуры Республики Казахстан, этот модуль значительно облегчает работу следователя, упрощает и ускоряет процесс ведения уголовного производства. Для прокурора -это возможность в режиме реального времени осуществлять надзор за следствием и оперативно реагировать на нарушения закона.

Разработанная Генеральной прокуратурой Республики Казахстан система ЕРАП позволяет вести административные дела в электронном формате, что экономит время и ресурсы сотрудников государственных органов, исключает волокиту для граждан, а прокурорам дает возможность осуществлять надзор в онлайн-режиме.

Для оперативности надзора и защиты бизнеса от незаконных проверок Генеральной прокуратурой создана система Единый реестр субъектов и объектов проверок (ЕРСОП), которая обеспечивает прозрачность государственного контроля и надзора.

Также планируется структурирование обращений граждан в рамках проекта «Е-обраще-ния» и исключить случаи поступления жалоб не по компетенции государственного органа. Это позволит оптимизировать работу государственных органов, сократить время и ресурсы граждан, затрачиваемые на получение ответов на обращения, а также обеспечит контроль за рассмотрением государственными органами обращений граждан и осуществлять качественную оценку их деятельности.

Созданный Аналитический центр стал интеллектуальным помощником для прокуроров. В настоящее время развивается восемь «умных» систем, которые позволяют не просто наблюдать за работой правоохранительных и местных государственных органов, но и предлагать готовые эффективные решения, а также указывать на слабые места в законодательных актах страны. Все эти проекты реализуются поэтапно.

Защита прав и свобод человека и гражданина в нормах законодательства Кыргызской Республики, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан

В структуре Генеральной прокуратуры Кыргызской Республики создан специальный отдел по надзору за соблюдением прав граждан в досудебной стадии уголовного процесса, занимающийся, в первую очередь, вопросами противодействия пыткам. С 1 января 2019 г. в республике вводится новое уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, которое содержит нормы, ужесточающие ответственность за пытки.

В частности, в новом УПК предусмотрено, что к лицам, осужденным за совершение пыток, не могут быть применены положения об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания и амнистии, а также о сроке давности привлечения к уголовной ответственности. В новом Уголовном кодексе ответственность за пытки предусмотрена в разделе «Преступления против личности» главы «Преступления против здоровья», тогда как в ранее действовавшем кодексе это был раздел «Преступления против государственной власти» в главе «Должностные преступления». Эти изменения продиктованы тем, что первостепенной задачей государства является защита конституционных прав и свобод человека и гражданина, являющихся высшей ценностью.

Деятельность прокуратуры Республики Молдова в сфере защиты прав человека сосредоточена в основном на реализации целей поставленных Национальным планом действий в области прав человека на 20182022 гг., утвержденным решением Парламента от 24.05.2018 г., и в соответствии с Планом действий прокуратуры Республики Молдова по его реализации, утвержденным Приказом Генерального прокурора от 06.09.2018 г.

Одной из проблем, с которыми сталкивается общество, является насилие в отношении женщин и насилие в семье, нарушающие права и человеческое достоинство людей. При расследовании случаев насилия в семье прокуроры Молдовы информируют жертв преступлений об их процессуальных правах в качестве участника уголовного процесса, о доступных службах поддержки и защиты, к которым они могут обратиться за помощью для преодоления последствий насилия, о получении помощи согласно специфическим потребностям жертвы.

Согласно статистике в Республике Молдова в 2018 г. было зарегистрировано свыше 11 тыс. жалоб по факту насилия в семье.

Основными жертвами бытового насилия становятся женщины. Так, в 2018 г. в результате актов домашнего насилия пострадали 778 человек, 72% из которых - женщины.

В результате рассмотрения обращений по поводу насилия в семье органы уголовного преследования и прокуратура возбудили около 1000 уголовных дел по факту насилия в семье в 2018 г. (в 2017 г. - более 950 дел, в 2016 г. - почти 1800).

Снижение количества уголовных дел по фактам насилия в семье в 2017-2018 гг. по сравнению с 2016 г. обусловлено Законом от 28.07.2016 г. № 196 о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты, а также дополнением Кодекса о правонарушениях ст. 78-1 (Насилие в семье), которая предусматривает ответственность за жестокое обращение или другие насильственные действия, совершенные одним из членов семьи в отношении другого члена семьи, причинившие незначительные телесные повреждения.

Одно из важных направлений прокурорского надзора в Республике Таджикистан - это общий надзор. За 11 месяцев 2017 г. в целях обеспечения соблюдения и исполнения законов было проведено свыше 3000 проверок, в результате которых обнаружено более 35 тыс. правонарушений, для устранения которых руководителям государственных органов, предприятий и организаций, предпринимателям и гражданам было выдано 6000 предписаний, 3000 представлений и свыше 4200 прошений. В результате деятельности прокуроров более 8000 человек были привлечены к дисциплинарной и материальной ответственности, открыто свыше 13 800 дел по административным правонарушениям и возбуждено более 1800 уголовных дел.

В области защиты прав и свобод человека и гражданина проведено почти 1200 проверок о соблюдении закона о здоровье, труде, жилище, пенсиях, потребителях, об обращениях граждан и юридических лиц и др. В ходе проверок внесено более 1800 предписаний, 1500 протестов, 1200 представлений, 2200 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, более 460 - материальной, почти 3150 - административной, возбуждено свыше 300 уголовных дел, восстановлены нарушенные права граждан в отношении более 147 тыс. лиц.

В ходе проверки соблюдения Закона Республики Таджикистан «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей» 1962 человека привлечено к дисциплинарной ответственности, возбужденно 124 уголовных дела, проведено среди населения 540 встреч и разъяснительных мероприятий.

Заключение

В заключение следует подчеркнуть, что Координационный совет генеральных прокуроров государств - участников Содружества Независимых Государств координирует де-

Для предотвращения нарушений и соблюдения законов в сфере землепользования подготовлено 1500 значимых документов, более 2300 человек привлечено к дисциплинарной и административной ответственности, возбужденно свыше 700 уголовных дел и в первоначальное состояние возвращено почти 7000 гектаров земли.

В Республике Узбекистан принята Стратегия развития Узбекистана на период 20172021 гг., которая определила либерализацию экономической системы и создание благоприятного инвестиционного климата в качестве важнейшего вектора реформ.

В связи с реализацией указанной Стратегии в структуре Генеральной прокуратуры образовано Управление по надзору за исполнением экономического законодательства и подразделение правовой защиты субъектов предпринимательства.

В Департаменте по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре создано подразделение по защите прав субъектов предпринимательства и борьбе с коррупцией. Деятельность Департамента нацелена на: защиту прав, свобод и интересов предпринимателей путем борьбы с коррупцией, злоупотреблениями служебным положением на этапах организации и в период осуществления предпринимательской деятельности, а также ориентирована на поддержание здоровой конкурентной среды посредством своевременного выявления и пресечения нелегальных производств, каналов ввоза и реализации незаконно импортированных товаров.

ятельность прокуроров государств - участников СНГ в сфере борьбы с преступностью, укреплении законности и правопорядка. При этом органы прокуратуры в государствах Со-

дружества традиционно стоят на страже защиты прав и свобод человека и гражданина.

Прокуроры в своей деятельности делают акцент на соблюдении законов, закрепляющих правовой статус личности, способствуя тем самым реальному обеспече-

нию предоставленных Конституциями государств - участников СНГ прав и свобод человеку и гражданину, что в конечном итоге способствует укреплению безопасности государств - участников Содружества Независимых Государств.

Нормативно-правовые акты и литература

1. Соглашение о сотрудничестве генеральных прокуратур государств - участников СНГ в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека от 25.11.2005 г. http://docs.cntd.ru/ document/902294280

2. Соглашение о сотрудничестве генеральных прокуратур государств - участников СНГ в борьбе с коррупцией от 25.04.2007 г. http://docs.cntd.ru/ document/902294280

3. Соглашение о сотрудничестве генеральных прокуратур(прокуратур) государств - участников СНГ в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних от 25.05.2006 г. https:// genproc.gov.ru/ms/ms_documents/betw/mnogo/

4. Отчет исполнительного комитета СНГ «О деятельности СНГ в сфере борьбы с преступностью».

Normative legal acts and literature

1. Agreement on cooperation of the prosecutor general's offices of the CIS member states in the fight against trafficking in persons, organs and human tissues of November 25, 2005 http://docs.cntd.ru/ document/902294280

2. Agreement on cooperation of the prosecutor general's offices of the CIS member states in the fight against corruption of April 25, 2007 http://docs.cntd. ru/document/902294280

3. Agreement on cooperation of the prosecutor general's (prosecutor's) of the CIS member states in the field of protection of the rights and legitimate interests of minors dated May 25, 2006 https://genproc.gov.ru/ ms/ms_documents/betw/mnogo/

4. Report of the CIS Executive Committee "On the activities of the CIS in the fight against crime." 07/27/2019 The official portal of the Coordinating

27.07.2019 г. Официальный портал Координационного совета генеральных прокуроров государств -участников СНГ. http://www.ksgp-cis.ru/news/news-item/5814

5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 27.12.2019 г.) http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/

6. Уголовный кодекс Республики Армения от 29.04.2003 г. № ЗР-528 (ред. от 13.11.2019 г.). https:// base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=7472

7. Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 (ред. от 27.12.2019 г.) «О прокуратуре Российской Федерации».

8. Закон Республики Беларусь от 08.05.2007 г. №220-З (ред. от 12.07.2019 г.) «О прокуратуре». https://kodeksy-by.com/zakon_rb_o_prokurature.htm

Council of Prosecutors General of the CIS member states. http://www.ksgp-cis.ru/news/news-item/5814

5. The Criminal Code of the Russian Federation of June 13, 1996 No. 63-FZ (as amended on December 27, 2019) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_10699/

6. The Criminal Code of the Republic of Armenia dated April 29, 2003 No. 3P-528 (as last edited on November 13, 2019 https://base.spinform.ru/show_ doc.fwx?rgn=7472

7. Federal Law "On the Prosecutor's Office of the Russian Federation" dated 01/17/1992 N 2202-1 (as amended on 12/27/2019)

8. The Law of the Republic of Belarus "On the Prosecutor's Office" 220-3 dated 8.05.2007 (as amended on 12. 07. 2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.