Научная статья на тему 'О концепции преподавания истории в вузе'

О концепции преподавания истории в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1955
647
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — К. А. Ушмаева

В статье раскрываются теоретические основы, принципы, структура и содержание высшего исторического образования. Особое внимание уделено возрождению воспитательной функции исторических знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT HISTORY TEACHING CONCEPTION IN THE HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENTS

Theoretical basis, principles, structure and content of higher historical education are revealed in the article. Special attention is paid to the revival of the history knowledge educational function.

Текст научной работы на тему «О концепции преподавания истории в вузе»

О КОНЦЕПЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ВУЗЕ

К.А. Ушмаева

ABOUT HISTORY TEACHING CONCEPTION IN THE HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENTS

Ushmaeva K.A.

Theoretical basis, principles, structure and content of higher historical education are revealed in the article. Special attention is paid to the revival of the history knowledge educational function.

В статье раскрываются теоретические основы, принципы, структура и содержание высшего исторического образования. Особое внимание уделено возрождению воспитательной функции исторических знаний.

УДК 378.1

Последняя треть ХХ в. характеризовалась кризисом высшего образования. Основные противоречия состояли в различных запросах общества: потребности в специалистах, с одной стороны, и возрастании личностных потребностей в образовании, с другой.

Новая парадигма образования была провозглашена ЮНЕСКО в начале 90-х гг. Она требует от образовательных учреждений учить жить, учить знать, научить изучать современный мир во всех его сложностях и противоречиях. Эти идеи были развиты в Декларации «Образование для инновационных обществ в XXI веке», принятой на Санкт-Петербургском саммите «большой восьмерки» в июле 2006 г. В декларации говориться: «Образование составляет основу прогресса человечества. Социально-экономическое процветание в XXI веке зависит от способности стран обеспечивать образование всех членов общества, с тем, чтобы дать возможность каждому человеку преуспеть в стремительно меняющемся мире. Инновационное общество готовит граждан жить в условиях быстрых перемен. Мы будем способствовать формированию глобального инновационного общества посредством развития и интеграции всех трех элементов «треугольника знаний» (образование, исследования и инновации), крупномасштабного инвестирования в человеческие ресурсы, развития профессиональных навыков и научных исследований, а также путем поддержки модернизации систем образования, с тем

чтобы они в большей степени соответствовали потребностям глобальной экономики, основанной на знаниях» (1).

Под воздействием новых социально-политических и экономических условий России в 90-е годы наметились основные пути модернизации высшей школы:

• интеграция образования, науки и производства;

• гуманизация и диверсификация высшего образования: академия, институт, университет;

• появление новых социогуманитар-ных дисциплин: политология, социология, культурология и др.;

• ведение многоуровневой системы обучения: бакалавриат, магистратура, аспирантура;

• создание оптимальных условий творческой индивидуальности выпускника вузаю

Одновременно стали вырабатываться современные теоретические основы образования, которые обеспечивали бы сочетание новых требований быстро меняющейся жизни с уже достигнутыми преимуществами российской системы получения знаний. В качестве такого принципа все настойчивее выдвигается глобально-цивилизационный подход к образованию, который исследователи обозначают как метаобразование.

Концепция метообразования выражает растущее стремление современной науки оказывать регламентирующее воздействие на процессы глобализации в обществе, устранять их стихийные негативные последствия, особенно для молодежи.

Не секрет, что научная картина мира, изучаемая в школе и вузе, часто отделена от современной жизни. Оторванное от жизни знание не носит функционального характера. Возвращение смысла поучаемой информации на основе синтеза науки и нравственных установок, дополнение картины мира современной картиной жизни - такова фундаментальная задача метообразования (2).

К сожалению, как в средней, так и высшей школе в ходе преподавания истории еще сохраняются подходы изолированного рассмотрения отечественного прошлого вне

контекста общих тенденций развития человеческой цивилизации. Часть учебных курсов и учебников не дают реального представления о значимости вклада нашей страны в решения проблем нового и новейшего времени, включая таких, как: модернизаци-онное развитие, борьба с фашизмом, создание общества, ориентированного на достижение социальной справедливости, решение глобальных проблем человечества и других.

При освещении российской и зарубежной истории ХХ века не учитываются и такие реальности, как жесточайшая конкуренция между ведущими державами за гегемонию на мировых рынках и в Европе, противостояние военно-политических и экономических союзов, борьба за глобальное лидерство в наши дни. Еще не найден сбалансированный подход к освещению тем по российским революциям, НЭПу, образованию СССР, периоду 1930-х годов (3).

Выпала из вузовских программ история стран СНГ - ближайших соседей и стратегических партнеров России, ослаблено внимание к изучению стран Африки и Латинской Америки.

Подходы, цели и задачи изучения истории в высшей школе должны исходить из понимания университетского значения исторических дисциплин для реализации основной цели гуманитарного образования -содействия становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся личности, ее социализации.

Исходя из этой общей цели, современную концепцию исторического образования представляется целесообразным строить на следующих идеях:

• культурологический подход к отбору содержания высшего исторического образования, позволяющий обеспечить развитие и самоопределение выпускника вуза в контексте мировой и отечественной культуры;

• фундаментализация содержания высшего исторического образования во взаимосвязи с практической направленностью профессиональной, подготовки;

• целостность и преемственность образовательно-профессиональных про-

грамм разных уровней, их открытость и вариативность, предполагающие как динамичность изменений в содержании образования, так и профессиональной подготовки в соответствии с государственным стандартом и региональным компонентом;

• ориентация при отборе содержания высшего исторического образования на творчество, самобытность, индивидуальность каждого студента, его неповторимую личность;

• информатизация содержания высшего исторического образования, предполагающая широкое внедрение и использование новых информационных технологий (4).

Организация учебно-воспитательного процесса на основе вышеназванных идей позволяет полнее реализовать не только учебно-образовательные, но и научные возможности истории как учебной дисциплины.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

• обеспечение студентов возможно более достоверной совокупностью знаний о главных событиях и тенденциях общественно-политического, социально-экономического и культурного развития России и других стран на различных исторических этапах, особенно в ХХ - начале XXI вв.;

• формирование представлений о месте истории России и зарубежных стран в общем контексте отечественной и всемирной истории;

• раскрытие природы исторического развития и движущих исторических процессов;

• способствование реальному пониманию многогранности, сложности и противоречивости исторических событий, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой;

• выработка умения самостоятельной работы с историческими документами, умение сравнивать факты, а также - преимущественно на исторических факультетах - навыков источниковедческого и историографического анализа;

• воспитание чувств патриотизма, гражданской ответственности, восприятия

идей гуманизма и толерантности, уважительного отношения к культуре и историческому прошлому своего и других народов (5).

Содержание и структура исторических дисциплин определяется Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО). На исторических факультетах предусматривалось изучение дисциплин федерального и национально-регионального блока.

«Законом о высшем и послевузовском профессионалтьном образовании» 1996 г. была введена многоуровневая система подготовки выпускников, которая предусматривала три формы окончания вуза - бакалавриат (4 г.), специалитет (5 лет) и магистратура (6 лет). Бакалавриат и магистратура были внедрены в Российском гуманитарном, Ростовском, Нижегородском, Уральском, Ставропольском и других университетах страны. Многие вузы продолжили работать по моноуровневой структуре исторического образования.

Преподавание истории в вузах строиться на основе развивающего обучения путем изучения научных проблем, альтернативных точек зрения и подходов, формирования научной картины мира.

Различие между уровнями и ступенями образования должно носить не количественный, а качественный характер, что подразумевает не только увеличение суммы фактов, изучаемых на каждом уровне, сколько качественное изменение вектора образования - от усвоения элементарных знаний (в школе) до ознакомления с ролью истории в системе современных наук и культур (бакалавриат), и формирования профессиональных качеств и навыков историка (в магистратуре и аспирантуре). Таковы основные этапы «постижения» исторических знаний.

Необходимо отметить, что применение новых организационных форм обучения историков (бакалавриат, магистратура) не означает отказа от традиций в историческом образовании России, а возвращает к существовавшей системе образования в стране до 1917 г., с одной стороны, и сближает с современными мировыми тенденциями разви-

тия образования, в частности Болонским процессом, - с другой.

В систему исторического образования входит также преподавание исторических дисциплин на неисторических факультетах и вузах. Курсы по истории в этих учебных заведениях играют важную роль в формировании личности специалистов, в воспитании гражданских качеств. Вместе с тем, преподавание истории в этих вузах за последние 15 лет претерпело такие изменения, каких не знала ни одна дисциплина в системе социо-гуманитарного образования. Неоднократно менялось название курса, его программы, цели, задачи и место истории в гуманитарном цикле, которые подчас диктовались не научной целесообразностью, а политической конъюнктурой. Госстандарт предусматривает изучение этой дисциплины в объеме 78 часов, однако на практике эта цифра часто колеблется от 54 до 92 часов (6).

В соответствии с программой, содержание дисциплин должно отражать основные вехи отечественной истории с IX в. до конца ХХ в. Такого подхода придерживаются большинство кафедр, однако есть попытки преподавать усеченные курсы с XVI в. до 90-х гг. ХХ в., ограничить изучение прошлого нашей страны только политической конвой событий, оставляя за бортом социальные, культурные и другие аспекты истории. Слабо прослеживается связь отечественной и всемирной истории. Преодолеть эти недостатки можно, лишь опираясь на современные научно-концептуальные основы исторической науки.

Кроме того, создание многочисленных негосударственных вузов, а также филиалов, не обеспеченных в достаточной степени учебной базой и кадрами, открытие экстерната и других сокращенных форм подготовки - все это породило хаотичность в системе высшего образования страны. Далеко не во всех вузах нашла прописку «педагогика сотрудничества» преподавателей со студентами.

Современные научно-теоретические основы исторического образования строятся на смене эклектики различных методологических подходов - формационного и циви-

лизационного, - на более цельной и определенной концепции междисциплинарного подхода к изучению исторического прошлого. Самой природе истории как науке имманентно присуще обращение к методам других дисциплин. Но лишь в конце ХХ в. меж-дисциплинарность истории была сформулирована как важнейшая методологическая проблема, ставшая основой для дальнейшего развития исторической мысли.

В 1990-е гг. в результате «культурологического» поворота складывается социокультурный подход к изучению исторического прошлого с новой масштабной задачей - раскрыть культурный механизм социального взаимодействия. Большие надежды возлагаются на новую парадигму анализа, способную учесть творческую роль личности и механизм принятия решений индивидом и призванную таким образом обеспечить синтез индивидуального и социального в истории (7).

Суть новой парадигмы исторического образования, обновленного потребностями современного общества и достижениями гуманитарного знания, - выдвижение на первый план «человеческого измерения» истории, т.е. представления о человеке как высшей ценности, стержне, вокруг которого разворачиваются исторические события.

В свою очередь, социокультурно-ориентированая история предполагает кардинальное обновление содержания исторических курсов в вузе, существенное повышение их методологического уровня. Для объективного освещения исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями, необходимо показывать базовые социально-культурные представления людей изучаемой эпохи, их менталитет, ценностные ориентации и картины мира (8).

В этой связи важной задачей курсов истории является формирование у студентов сознания самоценности культуры каждого народа или эпохи.

В преподавании истории особое значение занимает изучение отечественной истории, в которой должны быть выводы об основных тенденциях и общественно-историческом опыте народов России. Важ-

но, чтобы изучение отечественной истории использовалось для раскрытия вклада России в мировое развитие, для более глубокого рассмотрения значимости и своеобразия российского опыта в решении глобальных проблем современности.

История России, особенно ХХ века, настолько драматична и противоречива, а оценки ее важнейших событий до такой степени неоднозначны как в общественном сознании, так и в исторической науке, что преподавание ее превращается в сложную и ответственную задачу. Тем более, что наметившаяся в последнее время общественная консолидация создает предпосылки для сглаживания наиболее острых политических и идеологических противоречий внутри общества, а значит, и формирование объективной и взвешенной позиции современного российского общества по отношению к своему прошлому и настоящему, прогнозу на будущее (5).

Однако это не означает отрицания необходимости изучать историю других стран. Недооценка истории и культуры зарубежных народов ведет к культурной изоляции, ослаблению международного содружества, загниванию и гибели цивилизации.

При изучении истории мировых цивилизаций (всеобщей истории) в вузе важно первостепенное внимание уделять типологии и историко-сравнительному анализу цивилизаций, вопросам реформ и революций в истории, роли государства, власти и личности, значению геополитических, географических и национально-освободительных факторов, места Советского Союза и России в мировой истории и т.д.

Учебные курсы по отечественной истории на неисторических факультетах и вузах призваны уделять внимание основным проблемам становления российской государственности, способам взаимодействия государства, политической власти и общества, русской культуре XIX в. и ее вкладу в мировую культуру, истории политических партий России, их классификации и тактике, модернизации советского общества, событиям 80-90-х гг. и их последствиям, внешнеполитической деятельности России в условиях

новой геополитической ситуации конца ХХ - начала XXI вв. (10).

Повышение научно-образовательных и воспитательных функций истории является важнейшей предпосылкой формирования у студентов и молодежи в целом исторической грамотности, исторического сознания и мышления, способствующих осознанному социальному действию, и является непременным условием достижения социального мира и стабильности в российском обществе.

В этой связи следует решительно отказаться от ошибочного мнения некоторых историков и методистов, выступающих против воспитательной роли истории (11).

Рождение, расцвет и гибель великих цивилизаций прошлого, социальные потрясения и политические катаклизмы нашего времени, высокие достижения человеческого разума и мрачные низины порока, яркие и сильные характеры исторических личностей, причудливое смешение трагедии и жалкого фарса - все это и многое другое образует в своей совокупности живую ткань истории. Непридуманный драматизм истории обуславливает ее огромную воспитательную роль.

История как учебная дисциплина является не только важным средством для развития способностей личности, ее самоидентификации в национальной и мировой культуре, но и незаменимый инструмент для эмоционально-нравственного и духовного воспитания, формирования ответственности, патриотизма и других качеств.

Формирование этих черт личности выпускника вуза идет более успешно, если преподаватели опираются на межкурсовые и междисциплинарные связи. Полноценное изучение истории России невозможно без тесной связи и взаимодействия с курсом всеобщей истории. Лишь на основе сравнительного анализа важнейших проблем исторического развития - модернизации, реформ, революций, изменений политической системы, международных отношений, глобализации и др. - можно составить взвешенное и диалектическое представление об истории своей страны.

Раскрытие вышеназванных проблем и формирование гражданских качеств студента невозможно без опоры на информацию и методы политологии, социологии, философии, культурологи, литературы и других социогуманитарных наук. История своеобразно аккумулирует многие понятия о современном мире не только из вышеназванных дисциплин, но и из информатики, генетики, синергетики и других наук.

Поэтому важнейшим направлением в модернизации исторического образования Всероссийское научно-методическое совещание 2003 г., посвященное инновационным подходам и координации научно - образовательной деятельности в преподавании истории в высшей школе, выделило повышение научно-теоретического уровня исторических курсов, повышение методологической культуры профессорско-преподавательского состава, преодоление методического нигилизма среди педагогических работников вузов (12).

Преподаватель истории - ключевая фигура в гражданском воспитании молодежи, в достижении образовательных и воспитательных задач социогуманитарных дисциплин. Он выступает как педагог и гражданин, свидетель и участник многих социальных событий.

Дополняя учебный материал личным знанием современной истории страны и мира и опытом ее осмысления, преподаватель вводит молодежь в диалог времен и поколений, помогает осознать свое место в истории страны.

В заключение необходимо подчеркнуть, что успешная социализация новых поколений россиян в гражданское общество, усвоение ее истории и культуры невозможны без непрерывного самообразования и самосовершенствования педагога, раскрытия его творческого потенциала, усиления практической направленности в его подготовке и восстановления системы переподготовки преподавателей вузов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Образование для инновационных обществ в XXI. - С.Пб., 2006. - С. 1.

2. Шаповалов В.А. От философской теории к педагогической практике // Метаобразова-ние как философская и педагогическая проблема. - Ставрополь, 2001. - С. 4.

3. Концепция преподавания отечественной истории ХХ века // Преподавание истории в школе. - 2002. - № 1. - С. 3.

4. См. подробно: Ушмаева К.А. Проблемы современной философии образования // Высшее образование XXI века: Всероссийская научно-практическая конференция. - СПб., 2005. - С. 94-97.

5. Концепция преподавания отечественной истории ХХ века. - С. 3-4.

6. Состояние исторического образования в технических вузах Российской Федерации // Текущий архив межвузовского центра по историческому образованию в технических вузах Российской Федерации. - С. 1-6.

7. Репина Л. П. От междисциплинарности к трансдисциплинарности: уроки истории // Междисциплинарные подходы к изучению прошлого до и после «постмодерна». - М., 2005. - С. 5.

8. Матвеев Г.А. Отечественная история: к построению концепции вузовского учебного курса // Гуманитарный ежегодник. - Ростов-на-Дону, 2000. - №1. - С. 278.

9. Примерная программа дисциплины «Отечественная история / Сост. А.А. Данилов, Е.И. Пивовар. Издание официальное. - М. 2000.

10. См.: например: Обсуждение концепции исторического образования в Московской ассоциации преподавателей истории. ГПИБ, 15 марта 2000 г. // Преподавание истории в школе. - 2000. - № 4. - С. 42.

11. Рекомендации Всероссийского научно - методического совещания «Проблемы методологии исследований, инновационные и координация научно-образовательной деятельности в преподавании истории в высшей школе // Новая и новейшая история. - 2003. - № 3. - С. 26-27.

Об авторе

Ушмаева Ксения Алексеевна, кандидат исторических наук, научный сотрудник кафедры истории России Ставропольского государственного университета, автор 2 монографий и 20 научных статей о системе высшего исторического образования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.