Научная статья на тему 'Современные подходы преподавания истории в высшей школе'

Современные подходы преподавания истории в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1650
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ / HISTORY TEACHING / СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / STANDARDIZATION OF EDUCATION / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ / METHODOLOGICAL APPROACHES IN EDUCATION / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENT APPROACH / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ACTIVE APPROACH / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INTERACTIVE TECHNOLOGIES / ИСТОРИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / HISTORICAL THINKING / ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / THEORETICAL THINKING / ЭМПИРИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / EMPIRIC THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челнокова Татьяна Александровна, Иванова Алевтина Павловна

Актуальность статьи связана с изменениями преподавания истории в высшей школе. В качестве основной цели ее авторы определили описание современных подходов к организации исторического образования в условиях стандартизации. Каковы современные требования к преподаванию истории в вузе? В чем результативность исторического образования? Исследование этой проблемы включало анализ методологических основ преподавания, рассмотрение отдельных изменений, имеющих место в историческом образовании. В статье приведены примеры преподавания истории на основе технологий интерактивного обучения, применение которых обусловлено требованиями федеральных государственных стандартов. В ней приводятся примеры рабочих программ по историческим дисциплинам. Особое внимание в содержании статьи уделено вопросам развития мыслительных способностей студентов как условия успешности постижения ими исторических фактов, событий и явлений. В полученных по результатам исследования выводах отмечается, что образующие методологическую основу преподавания истории в вузе компетентностный, деятельностный подходы есть результат перемен в системе общественных отношений, в них отражены современные потребности общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Челнокова Татьяна Александровна, Иванова Алевтина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN CONCEPTS OF HISTORY TEACHING AT HIGHER SCHOOL

The relevance of the article is connected with the changes in the teaching of history in higher education. As the main goal, its authors have defined the description of modern approaches to the organization of historical education in the context of standardization. What are the current requirements for teaching history at the university? What is the impact of historical education? The study of this problem included an analysis of the methodological foundations of teaching, consideration of individual changes taking place in historical education. The article gives examples of teaching history on the basis of interactive learning technologies, the implementation of which is conditioned by the requirements of federal state standards. It presents examples of working programs on historical disciplines. Particular attention is drawn to the development of the thinking abilities of students, as a condition for the success of comprehending historical facts, events and phenomena. The findings of the study show that the competence, activity approach is the result of changes in the system of social relations that form the methodological basis for teaching history at the university, reflecting the contemporary needs of society.

Текст научной работы на тему «Современные подходы преподавания истории в высшей школе»

УДК 378 ББК 74.48

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

I Т.А. Челнокова, А.П. Иванова

Аннотация. Актуальность статьи связана с изменениями преподавания истории в высшей школе. В качестве основной цели ее авторы определили описание современных подходов к организации исторического образования в условиях стандартизации. Каковы современные требования к преподаванию истории в вузе? В чем результативность исторического образования? Исследование этой проблемы включало анализ методологических основ преподавания, рассмотрение отдельных изменений, имеющих место в историческом образовании. В статье приведены примеры преподавания истории на основе технологий интерактивного обучения, применение которых обусловлено требованиями федеральных государственных стандартов. В ней приводятся примеры рабочих программ по историческим дисциплинам. Особое внимание в содержании статьи уделено вопросам развития мыслительных способностей студентов как условия успешности постижения ими исторических фактов, событий и явлений. В полученных по результатам исследования выводах отмечается, что образующие методологическую основу преподавания истории в вузе компетентностный, деятельностный подходы есть результат перемен в системе общественных отношений, в них отражены современные потребности общества. 131

Ключевые слова: преподавание истории, стандартизация образования, методологические подходы в преподавании, компетентностный подход, деятельностный подход, интерактивные технологии, историческое мышление, теоретическое мышление, эмпирическое мышление.

MODERN CONCEPTS OF HISTORY TEACHING AT HIGHER SCHOOL

| Т.А. Chelnokova, А.P. Ivanova

Abstract. The relevance of the article is connected with the changes in the teaching of history in higher education. As the main goal, its authors have defined the description of modern approaches to the organization of historical education in the context of standardization. What are the current requirements for teaching history at the university? What is the impact of historical education? The study of this problem included an analysis of the methodological founda-

tions of teaching, consideration of individual changes taking place in historical education. The article gives examples of teaching history on the basis of interactive learning technologies, the implementation of which is conditioned by the requirements of federal state standards. It presents examples of working programs on historical disciplines. Particular attention is drawn to the development of the thinking abilities of students, as a condition for the success of comprehending historical facts, events and phenomena. The findings of the study show that the competence, activity approach is the result of changes in the system of social relations that form the methodological basis for teaching history at the university, reflecting the contemporary needs of society.

Keywords: History teaching, standardization of education, methodological approaches in education, competent approach, active approach, interactive technologies, historical thinking, theoretical thinking, empiric thinking.

132

Среди новых явлений в системе российского образования — стандартизация. Она должна упорядочить деятельность в сфере образования, повысить его качество. В федеральных стандартах всех уровней образования объектами стандартизации выступают образовательная программа, результат ее усвоения обучающимися, условия реализации. Комплексный подход к формированию стандартов, в которых устанавливаются не только единые для всех обучающихся показатели результативности, но и технологические требования к организации образовательного взаимодействия, должен повысить конкурентоспособность российского образования.

Для превращения образовательного стандарта в средство повышения качества высшего образования необходимо глубинное осмысление новых подходов в методологии, технологии преподавания всех учебных дисциплин. Это и определило проблему данного исследования: каковы современные требования к преподаванию истории в вузе и особенности их реализации в достиже-

нии результативности исторического образования.

Объектом анализа стали зафиксированные в федеральных государственных стандартах методологические требования к организации высшего образования, в качестве предметной сферы исследования авторы статьи определили их реализацию в преподавании исторических дисциплин в вузе. Среди нормативно закрепленных федеральными стандартами требований к преподаванию в высшей школе — следование концептуальным идеям компетентностного, деятельностно-го, личностно-ориентированного подходов; организация педагогического взаимодействия в соответствии с принципом субъектности образования. Реализация принципа субъектности предопределила обязательность внедрения интерактивных технологий в преподавании всех учебных дисциплин.

С учетом общих для всех учебных дисциплин требований к методологической и технологической основам образовательного взаимодействия, выстраивается и историческое образование в вузе. Новые подходы в препода-

ЕК

вании истории реализуются с учетом специфики дисциплины, а ее роль в исполнении требований стандартов становится темой исследования. Так, в статье Д.К. Сабировой поднимается проблема формирования общекультурных компетенций в процессе изучения истории студентами [1]. Построение преподавания истории в вузе на основе компетентностного подхода — одно из актуальных направлений педагогической инноватики, призванной преобразовать изучение истории в вузе. Сущность компетентностного подхода в образовании заключается в формировании у студентов умений и навыков решать с опорой на имеющиеся знания разные по сложности профессиональные и социокультурные задачи. В ком-петентностном подходе акцент делается на результатах освоения образовательной программы. Такой результат, обозначенный в федеральных стандартах относительно каждого направления образования, определяет и целевые ориентиры деятельности преподавателей высшей школы. Обязательным элементом рабочих программ учебных дисциплин является карта компетенций, в которой фиксируются требования к знаниям, умениям и навыкам относительно каждой закрепленной за дисциплиной компетенции. С учетом этих требований осуществляется и преподавание истории.

В ориентации на универсальные компетенции высшего образования выстраиваются инновации в историческом образовании. Создание педагогических ситуаций, которые будут стимулировать развитие у студентов критического мышления, аналитических способностей, навыков групповой работы, самостоятельности, культуры дискуссий — одно из на-

правлений инновационного поиска в преподавании истории в вузе.

Понимание и исполнение требований стандартов в преподавании истории в вузе не станут реальностью без уяснения эволюции исторического образования в высшей школе в предшествующие периоды истории. Вопросы изменений в содержании исторического образования не остались без внимания исследователей (А.Б. Каменский, К.А Ушмаева, А.В. Хорошенкова, и др.) [2; 3; 4]. Обращение к их работам позволяет увидеть эволюцию курса, выделить основные требования к преподаванию истории сегодня.

К.А. Ушмаева, обозначая основные этапы и характеризуя особенности развития исторического образования в вузах в прошлом столетии, указывает на необходимость исследования изменений «в структуре, формах и содержании исторического образования в вузах под воздействием социально-экономических процессов... показать основные проблемы функционирования вузовского исторического образования. исследовать основные пути и способы модернизации высшего исторического об- '33 разования» [3, с. 10]. Поставленные и решенные в исследовании К.А. Ушма-евой научные задачи применительно к историческому образованию ХХ-го века могут стать основой осмысления особенностей его развития в условиях стандартизации. При этом объектом осмысления становятся требования образовательных стандартов к результатам освоения программ обучающимися. Например, среди универсальных компетенций (УК) в образовательных стандартах по направлению подготовки 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство» — «Системное и критическое мышление» [4]. Понимая

историческую предопределенность обозначенной универсальной компетенции в требованиях к результатам освоения истории, преподаватель должен использовать такие технологии обучения, которые создают условия для развития критического мышления.

По мнению авторов данной статьи, особые преимущества в развитии критического мышления при работе с историческими документами или текстами имеет технология РКМСЧиП (Развитие критического мышления средствами чтения и письма). Технология возникла в США в 80-ые годы прошлого столетия, в 90-ые годы она стала внедряться в практику российского образования. Ценен тот факт, что в основе технологии лежат не только идеи иностранных исследователей Ж. Пиаже, К. Поппера, Р. Пола, но и выдающего отечественного ученого Л.С. Выготского.

Стратегии технологии РКМСЧиП способствуют формированию у студентов умений задавать вопросы (прием «Толстые и тонкие вопросы»); вести ЮЛ «диалог» с текстом (техника рефлексивного чтения); исследовать текст (стратегия Инсерт) и т.д. Эффективность технологии в решении задач исторического образования будет зависеть и от текстов, представленных для самостоятельной работы студентов. Проблемность, противоречивость, многозначность текстов, работая с которыми, студент должен самостоятельно прийти к выводам и уметь обосновать их с опорой на исторические факты и явления — важнейшее условие развития исторического мышления.

Трактовка понятия «историческое мышление» в определенной степени зависит от области знаний, в которой работает ученый. В ракурсе исследова-

ния, обращенного к вопросам педагогической практики, наиболее приемлемо, вероятно, историческое мышление рассматривать как способность обучающегося анализировать факты, события, явления настоящего, прошлого и даже возможного будущего с точки зрения их исторической обусловленности. Историческое мышление — это способность аналитического сопоставления версий и оценок исторических фактов, поведенческих действий отдельных личностей и целостных групп, это готовность к аргументированной защите своих представлений и позиций.

В развитии исторического мышления у студентов огромное значение имеет исторический факт. Накопление первичных знаний исторических фактов начинается еще в дошкольном детстве. Системное обогащение этих знаний происходит с поступлением ребенка в пятый класс. Концентрический подход в преподавании школьного курса истории с конца 80-ых гг. прошлого столетия стал причиной того, что многие исторические факты изучаются школьниками дважды (в основной и старшей школе). Третья встреча с ними происходит в процессе освоения программ среднего профессионального или высшего образования. Обязательность включения курса «История» в блок «Дисциплины (модули)» любого направления высшего образования является своеобразным наследием нашего советского прошлого, в котором «История КПСС» входила в программы вузов. Благодаря троекратному изучению исторических событий происходит накопление в памяти обучающегося исторических фактов, а их количество образует объем представлений об историческом процессе. Следование требованиями дея-

тельностного подхода в преподавании истории призвано перевести знание исторических фактов на уровень действий, которые приведут к их пониманию. Такими действиями являются: групповое обсуждение тех или иных утверждений, касающихся исторических событий; диалог преподавателя со студентами; решение интеллектуальных задач (ТРИЗ-технология), то есть любые мыслительные, речевые, поисковые действия.

Выстраивая содержание курса «История» в соответствии с методологическими требованиями образовательных стандартов, необходимо помочь студентам осмыслить своеобразие трактовок тех или иных событий прошлого как в свете политических, социально-экономических, духовных процессов, происходящих в обществе, так и в свете современных научных исследований. Сформировать у студента понимание того, что наше настоящее есть продолжение нашего прошлого, в нем заключены перспективы нашего будущего, — значит, пробудить у них интерес к историческому знанию. Ориентир на развитие познавательного интереса у всех категорий обучающихся (даже у дошкольников) — одно из требований к деятельности образовательных организаций.

Важнейшей задачей в преподавании истории в вузе остается последовательное приобщение студентов к общечеловеческим морально-нравственным и духовным ценностям. Имеющая место деидеологизация преподавания истории не снимает с педагога задач в патриотическом воспитании студентов. Ориентиры на усиление патриотического воспитания детей и молодежи задаются государственной политикой страны. В.С. Шилова, раскрывая сущ-

ность патриотического воспитания в вузе, отмечает целостность этого процесса, ориентированного «на формирование и развитие патриотических качеств личности каждого гражданина России, приобщение его к деятельности.....» [6, с. 75]. Целостность в реализации задач патриотического воспитания студента как будущего специалиста обеспечивают и дисциплины, обращенные к истории развития той или иной области науки и практики. Свидетельством осознанного использования членами педагогического сообщества исторических фактов, событий и явлений для патриотического воспитания будущих работников культуры, педагогов, юристов и т.п. являются публикации в научных журналах, материалах конференций. Приведем некоторые из них: «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание студентов в курсе "История русской музыки"» (И.И. Топилина), «Патриотическое воспитание студентов в процессе изучения курса "История образования и педагогической мысли"» (Н.П. Щетинина) и др. [7; 8].

Свой потенциал в патриотическом воспитании у студентов у дисциплин, обращенных к истории родного края. Так, в ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры» для студентов подготовки по направлению 51.03.01 «Культурология» ведется курс «История культуры народов Поволжья». Изучение курса ориентировано на формирование ценностного отношения к культурному наследию всех народов Поволжья, развитие у студентов чувства ответственности за сохранение и популяризацию культурного наследия края среди населения.

К вопросам организации исторического образования относится и проб-

135

лема методологии истории. Г.Д. Здере-ва связывает начало ее возникновения с отказом от формационной теории [9]. Авторы данной статьи полностью согласны с утверждением Г.Д. Здеревой в том, что не зависимо от профиля вуза, необходимо знакомить студентов с различными методологическими подходами в толковании исторических фактов и событий. Вряд ли оправдан отказ от формационной теории в пользу теории цивилизаций или теории циклов. Свой потенциал в понимание студентами динамики развития исторических процессов обеспечат диалектический и синер-гетический методологические подходы. Опора педагога при освещении исторических событий, в трактовке исторического процесса на оба подхода будет способствовать развитию теоретического сознания, формированию у студентов понимания ценности каждого мнения в глубинном постижении прошлого.

Утверждение о необходимости знакомства студентов с теорией формаций, цивилизаций и циклов, не отрицает актуальности разработки отдельных кур-,„„ сов, построенных на основе одного из 1и0 методологических подходов. В ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры» для студентов подготовки по направлению 50.03.01 «Искусства и гуманитарные науки», профиль подготовки «Реклама и связи с общественностью» введена дисциплина «Мировые цивилизации». Ее содержание предполагает не только постижение фрагментов истории древнейших и средневековых цивилизаций, цивилизаций Нового и Новейшего времени, но и развитие у студентов аналитического мышления. Этому способствует выполнение учебных заданий типа:

• выделить общее и особенное в системе ценностей цивилизаций

Древнего Востока, обозначить их отражение в устройстве общества;

• показать, как проявляются в современном общественном устройстве возникшие в Древнем мире разные социальные структуры (европейская и неевропейская);

• обосновать причины, по которым Российскую цивилизацию не относят ни к Западным, ни к Восточным и т.п.

Оформление данных задач в форме учебных кейсов обеспечивает выполнение еще одного требования стандартов, которым зафиксировано обязательное количество аудиторной работы, построенной на основе интерактивных технологий обучения. К ним относится и кейс-технология. Учебный кейс содержит специально структурированный учебный материал, в котором дается описание некоторой ситуации. Это может быть описание неких событий (явлений, фактов) прошлого и настоящего, между которыми необходимо выявить связь и наметить перспективы решения.

Образовательная ценность учебных кейсов не только в том, что они помогают выделить корни или следствия некоторых явлений (например, исторические корни современного явления «коррупция»). Учебный кейс должен содержать задачу, совместное решение которой студентами и преподавателем отвечает требованию стандартов — построение образовательного взаимодействия на основе партнерства равных участников образовательных отношений. Идея партнерских отношений в образование соответствует принципу демократизации образования.

В требованиях ФГОС 3++ структуру образовательной программы фор-

мируют три блока. Количество часов, отведенных первому блоку «Дисциплины (модули)», позволяет вузу вводить курсы по выбору, благодаря которым расширяется историческая тематика. Это способствует повышению качества исторического образования. В ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры» для студентов подготовки по направлению 51.03.01 «Культурология», профиль «Прикладная культурология» введена дисциплина «История мировой культуры: XVIII—XXI вв.». Преподавание дисциплины построено таким образом, чтобы студенты могли видеть динамику развития мировой культуры, осознать взаимодетерминированность процессов в духовной подсистеме общества с процессами в других его подсистемах (политической, экономической, социальной). Такой подход к подаче материала, когда содержательный блок лекции включает проблемные задания, способствует развитию исторического мышления у студентов.

В процессе организации исторического образования студентов в центре внимания преподавателя должно быть и теоретическое мышление учащихся, к педагогическим методам развития которого относится организуемая педагогом работа студентов с понятийно-категориальным аппаратом курса. Словарь дисциплины «История мировой культуры: XVIII—XXI вв.» достаточно богат терминами (сенсуализм и рационализм, механизм и детерминизм, классический историзм и др.). Работа над смыслом и значением терминов на основе приемов и операций формальной логики помогает уйти от механического заучивания их определений студентами. Включе-

ние методов формальной логики в образовательный процесс позволит студентам осознано оперировать понятиями, отражающими ту или иную историческую реальность.

Теоретическое мышление становится основой выделения глубинных связей между событиями и явлениями, выстраивание собственных рассуждений студента. Рассматривая проблему формирования теоретического мышления в процессе преподавания истории, нельзя не затронуть эмпирическое мышление. Его развитие в восприятии студентами исторических фактов, биографий исторических личностей в системе внешних связей и свойств. Результатом эмпирического мышления могут быть знания отдельных фрагментов того или иного события; оно позволяет выявить сходства и различия в биографии исторических деятелей или истории стран.

Ориентация на развитие мышления (теоретического, эмпирического, исторического) — актуальная задача преподавания истории в вузе. Таким образом, в преподавании реализуется еще один методологический принцип стандартов высшего образования — принцип личностно-ориенти-рованного образования. Сущность настоящего принципа заключается в развивающей направленности высшего исторического образования, когда при изучении той или иной темы создаются условия для управляемого педагогом развития мыслительных способностей студента.

Эффективность процесса развития мыслительных способностей студентов обеспечивается благодаря широкому включению в образовательный процесс компьютерных технологий, которые позволяют работать с определениями

137

ключевых понятий лекции. Найти родовое (обобщающее) понятие к данному, выделить признаки, образующие его содержание — вот небольшой ряд заданий, работа над которыми активизирует участие студентов. Компьютер -ные технологии способствуют развитию и эмпирического мышления. Видеоряды с изображением жителей средневековой Европы или Московского царства, вооружения времен Первой мировой войны и т.п. позволяют организовать «непосредственный контакт» с объектами лекции, что способствует лучшему восприятию информации и накоплению знаний.

Благодаря компьютерным средствам, информационным технологиям рождаются новые формы самостоятельной работы студентов (СМР). Организация СМР является обязательной частью преподавания. Содержание самостоятельной работы студента в рамках изучения истории может включать задания по созданию видеороликов, посвященных изучаемой теме. Следуя заданному алгоритму, студент формиру-100 ет его содержание. Преподаватель раз-138 рабатывает алгоритм с учетом особенностей исторических дисциплин. В видеороликах могут присутствовать фрагменты исторических документов, исторические портреты, изображения предметов труда и быта, отрывки документальных или художественных фильмов. Активное использование компьютерных технологий — еще одно современное требование к преподаванию истории, исполнение которого повышает результативность образования.

Проведенное исследование позволяет сделать ряд теоретических выводов:

• стандартизация образования обусловила изменения в преподава-

нии истории, эти изменения есть результат диалектических перемен в системе общественных отношений, в них отражены современные потребности общества;

• следование современным методологическим подходам (компетент-ностному, деятельностному, лич-ностно-ориентированному), принципу субъектности в преподавании исторических дисциплин повышают их потенциал в решении актуальных задач высшего образования;

• целенаправленность развития теоретического и эмпирического мышления студентов будет способствовать формированию у обучающихся культуры исторического мышления при оценивании событий прошлого, настоящего и будущего.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сабирова, Д.К. История формирования общекультурных компетенций у будущих специалистов технического профиля в процессе преподавания истории в вузе [Текст] / Д.К. Сабирова // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. — 2012. — № 1. — С. 169-173.

2. Каменский, А.Б. Историческое образование в России: состояние и перспективы [Текст] / А.Б. Каменский [Электронный ресурс]. — URL: http://auditorium.ru/aud/v/index.php?a= vconf&c=getForm&r=thesisDesc&id_ thesis=2513 (дата обращения: 11.11.2017).

3. Ушмаева, К.А. Основные этапы и особенности развития исторического образования в вузах России (20-90-ые годы ХХ века): Автореф. дис. ... д-ра ист. наук [Текст] / К.А. Ушмаева. — Пятигорск, 2011. — 52 с.

4. Хорошенкова, А.В. Реорганизация советского высшего исторического образования в послевоенный период: тенденции и противоречия [Текст] / А.В. Хорошенкова // Наука и школа. — 2014. — № 3. — С. 89-92.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по

направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриат) [Электронный ресурс]. — URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/133/132/12/103 (дата обращения: 11.11.2017).

6. Шилова, В.С. Патриотическое воспитание студентов: сущность, цели и задачи [Текст] / В.С. Шилова // Научный результат. Серия «Педагогика и психология образования». — 2015. — № 1. — С. 75-78.

7. Топилина, И.И. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание студентов в курсе "История русской музыки" [Текст] / И.И. Топилина // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. — 2015. — № 2. — С. 198-200.

8. Щетинина, Н.П. Патриотическое воспитание студентов в процессе изучения курса "История образования и педагогической мысли"» [Текст] / Н.П. Щетинина // Отечественная педагогическая культура в национально-региональном компоненте образования. Вторые Покровские чтения. — М.: Изд-во РГПИ им. С.А. Есенина, 2004. — С. 280-284.

9. Здерева, Г.В. Современные проблемы методологии исторической науки и преподавания истории в вузе [Текст] / Г.В. Здерева // Вестник Гуманитарного института. — 2007. — № 1. — С. 7-15.

REFERENCE

1. Federalnyj gosudarstvennyj obrazovatelnyj standart vysshego obrazovanija po naprav-leniju podgotovki 53.03.02 Muzykalno-in-strumentalnoe iskusstvo (uroven bakalavri-at), available at: http://fgosvo.ru/fgos-vo/133/132/12/103 (accessed: 11.11.2017). (in Russian)

2. Horoshenkova A.V., Reorganizacija sovetsk-ogo vysshego istoricheskogo obrazovanija

v poslevoennyj period: tendencii i proti-vorechija, Nauka i shkola, 2014, No. 3, pp. 89-92. (in Russian)

3. Kamenskij A.B., Istoricheskoe obrazovanie v Rossii: sostojanie i perspektivy, available athttp://auditorium.ru/aud/v/index.ph p?a=vco nf&c=getForm&r=thesisDesc&id_the-sis=2513 (accessed: 11.11.2017). (in Russian)

4. Sabirova D.K., Istorija formirovanija obsh-hekulturnyh kompetencij u budushhih spe-cialistov tehnicheskogo profilja v processe prepodavanija istorii v vuze, Vestnik Kazan-skogo gosudarstvennogo tehnicheskogo uni-versiteta imeni A.N. Tupoleva, 2012, No. 1, pp. 169-173. (in Russian)

5. Shhetinina N.P., "Patrioticheskoe vospitanie studentov v processe izuchenija kursa "Istorija obrazovanija i pedagogicheskoj mysli", in: Otechestvennaja pedagogicheskaja kul-tura v nacionalno-regionalnom komponente obrazovanija. Vtorye Pokrovskie chtenija, Moscow, 2004, pp. 280-284. (in Russian)

6. Shilova VS., Patrioticheskoe vospitanie studentov: sushhnost, celi i zadachi, Nauchnyj re-zultat. Serija "Pedagogika i psihologija obrazovanija", 2015, No. 1, pp. 75-78. (in Russian)

7. Topilina I.I., Duhovno-nravstvennoe i patrioticheskoe vospitanie studentov v kurse "Istorija russkoj muzyki", Vestnik Taganrogskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo institu-ta, 2015, No. 2, pp. 198-200. (in Russian)

8. Ushmaeva K.A., Osnovnye jetapy i osoben-nosti razvitija istoricheskogo obrazovanija v vuzah Rossii (20-90-ye gody XX veka), Extended abstract of ScD dissertation (History), Pjatigorsk, 2011, 52 p. (in Russian)

9. Zdereva G.V., Sovremennye problemy metodologii istoricheskoj nauki i prepoda-vanija istorii v vuze, Vestnik Gumanitarnogo instituta, 2007, No. 1, pp. 7-15. (in Russian)

139

Челнокова Татьяна Александровна, доктор педагогических наук, доцент, профессор, кафедра теоретической и инклюзивной педагогик, Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП), chelntat@gmail.com ^elnokova T.A., ScD in Education, Associate Professor, Professor, Theoretical and Inclusive Pedagogy Department, V.G. Timiryasov Kazan Innovation University, chelntat@gmail.com

Иванова Алевтина Павловна, кандидат исторических наук, доцент, Казанский государственный институт культуры, nauka@zel.ieml.ru Ivanova A.P., PhD in History, Associate Professor, Kazan State Institute of Culture, nauka@zel.ieml.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.