Научная статья на тему 'Внедрение государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по истории'

Внедрение государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по истории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
330
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ушмаева Ксения Алексеевна

Рассматривается ход реформ в российской высшей школе на примере исторического образования, отмечаются первые успехи в переходе на многоуровневую систему подготовки высококвалифицированных специалистов, высказывается оптимистический прогноз развития исторического образования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Introduction of state Standard of the education in history to higher school

The article focuses on the reforms in Russian higher school as exemplified by the education in history. The first achievements in the transition to the multi-level system of educating highly qualified experts are underlined. The optimistic scenario of the development of historic education in Russia is formulated.

Текст научной работы на тему «Внедрение государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по истории»

К.А. Ушмаева

ВНЕДРЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ

Рассматривается ход реформ в российской высшей школе на примере исторического образования, отмечаются первые успехи в переходе на многоуровневую систему подготовки высококвалифицированных специалистов, высказывается оптимистический прогноз развития исторического образования в России.

Провозглашенные в ходе реформ 1990-х гг. цели создания демократического государства в России, его возрождения и возвращения в мировую цивилизацию потребовали качественного и структурного изменения системы образования, преодоления технократических подходов и обновления исторического образования. Констатируя стремление государственной власти пересмотреть сложившуюся в советский период концепцию высшего образования,

В.Г. Кинелев, возглавлявший в начале 90-х гг. Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию (сейчас Министерство образования и науки РФ), отмечал, что если в недавнем прошлом говорили о высшей школе как о «...кузнеце кадров, всецело подчиняя ее развития нуждам государственного планового хозяйства, то в изменившихся условиях на первый план вышли ее гуманистская и культурно-творческая миссия... Высшие учебные заведения приобрели реальную самостоятельность, все необходимые возможности для полноценной реализации академических свобод - свобода преподавания, свобода исследования, свободы обучения» [1]. «Закон об образовании» от 31 июля 1992 г. провозгласил новые принципы государственной политики в этой области: гуманистический характер образования, единство федерального культурного и образовательного пространства, защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства; автономность образовательных учреждений, общедоступность, свобода и плюрализм образования и т.п. [2]. Таким образом, законодательно была закреплена новая концепция высшего образования в России, в значительной степени освобожденная от идеологического воздействия государства, перенесшая акцент с узкопрофессионального подхода подготовки кадров на личность обучающегося.

«Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании», принятый 28 августа 1996 г. [3], предусматривал создание стройной системы получения знаний на самых высших ступенях профессионального обучения и определил основные направления развития вузов России на ближайшие годы. Закон регламентировал основные принципы государственной политики в области высшего профессионального образования: суверенность прав субъектов РФ в определении национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов, непрерывность и преемственность процесса образования, интеграцию высшего профессионального образования страны в мировую систему высшего образования и др. Законодательный акт устанавливал ступени высшего профессионального образования, сроки и формы его получения [3].

Что характеризовало обновление высшей школы в 1990-е гг.? Важным направлением реформирования

высшей школы стало обеспечение условий для свободы и плюрализма в образовании, для автономности образовательной деятельности. Это, а также демократические преобразования в стране конца 1980-х гг. способствовали увеличению количества вузов, усложнению их структуры и изменению статуса. В 1990-е гг. одно за другим стали открываться государственные и негосударственные учебные заведения, пединституты -превращаться в классические или педагогические университеты, в существовавших ранее и вновь созданных центрах высшего образования открывались новые факультеты и специальности, в том числе и исторические факультеты. 1990-е гг. ознаменовались значительным расширением сети университетов в стране. Вместо 24 классических университетов их было создано около 90. В это время были образованы Адыгейский, Брянский, Бурятский, Владимирский, Ивановский, Ингушский, Карачаево-Черкесский, Костромской, Кубанский, Марийский, Новгородский, Орловский, Ставропольский, Сургутский, Тамбовский, Череповецкий, Удмуртский, Чувашский государственные университеты. На базе Историко-архивного университета возник Российский государственный гуманитарный университет. При Российской Академии наук был создан Государственный университет гуманитарных наук. В Москве возник также Российско-Американский университет. В Магадане открыт Северный международный университет. В Бишкеке заработал Киргизско-Российский славянский университет, в Душанбе - Российско-Таджикский университет [4].

Большинство педагогических институтов получили статус педагогических университетов. Исторические факультеты начали функционировать в Адыгейском, Волгоградском, Армавирском госуниверситетах, Бий-ском, Карачаево-Черкесском, Воронежском, Дагестанском и Калужском педагогических институтах [4]. Образовательную программу по специальности «История» в 2004 г. реализовали 86 классических и более 50 педагогических и других высших учебных заведениях.

Обновление содержания исторического образования было важнейшей проблемой организации учебного процесса в 1990-е гг. В Московском университете им. Ломоносова, Санкт-Петербургском, Саратовском, Ростовском, Казанском, Нижегородском, Омском, Ставропольском, Томском и других университетах, а также в педагогических вузах началась целенаправленная работа по обновлению содержания не только социально-политических дисциплин, но и всего комплекса учебных курсов исторических факультетов. Используя положительный опыт прошлых лет, опираясь на разработки учебно-методических объединений, созданных при ведущих вузах страны, общаясь с коллегами зару-

бежных стран, в указанных выше вузах вырабатывались концептуальные модели образовательно-профессиональных программ различного уровня высшего исторического образования. Такие материалы были разработаны в 1993/94 уч. г. в Санкт-Петербургском, Ростовском, Краснодарском, Саратовском, Ставропольском, Казанском и Томском госуниверситетах, а также в Адыгейском, Калмыцком и Ростовском госпедуни-верситетах [5-7]. Но это были разрозненные усилия, разные подходы и модели. Требовались нормативные акты, которые закрепили системный характер реформы высшей школы, ее опору на традиции своего народа, морально-этические ценности мировой цивилизации и современный опыт организации учебно-воспитательного процесса.

Большое значение для развития высшего образования в стране имело принятие в 1994 г. системы Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОСВПО), которые устанавливали два взаимосвязанных компонента содержания образования: федеральный, содержащий минимальный набор обязательных для изучения дисциплин, и национально-региональный, включающий вариативный набор предметов, выбранных данным регионом. Региональный компонент, прежде всего, характеризует особенности и возможности вуза, потенциал его научно-педагогических и научных кадров, использование опыта и результатов исследования научных школ и направлений.

Следовательно, введение Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по истории должно было помочь устранить серьезные деформации в историческом образовании в предшествующий период. Речь шла, во-первых, о преодолении в преподавании былой оторванности Российской истории от всемирной, что создавало ее искаженное обособленно-национальное видение. Во-вторых, вузы получили право самостоятельно определять наиболее приемлемые формы организации учебного процесса. В-третьих, регионы имели возможность в большей степени учитывать свои социально-экономические, политические и культурные особенности в подготовке кадров. В целом Госстандарты обеспечили демократизацию системы высшей школы и значительно расширили возможности для углубленной исторической подготовки [8.

С. 174-175]. В соответствии с требованием Госстандарта в учебных планах, разрабатывавшихся факультетами, были выделены основные циклы: общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, общих общепрофессиональных дисциплин, специальных дисциплин, дисциплин специализации и спецкурсов или спецсеминаров, дополнительные виды подготовки, факультативы, практики и государственная итоговая квалификационная аттестация.

Исходя из государственных требований и минимума профессиональной образовательной программы по направлению 520800 «История», второй уровень высшего исторического образования - «бакалавр», ГОСВПО содержал следующую характеристику сферы и профессиональной деятельности: «Практическая и исследовательская деятельность бакалавра направлена на изучение истории Отечества и мировых цивилиза-

ций, отечественной и зарубежной историографии, источниковедения, теории и методологии исследования с целью профессионального понимания социокультурных и политических условий развития современного мира, выявления устойчивых тенденций исторической динамики, прогнозирования будущего» [9. С. 143]. Нормативная деятельность обучения по данному направлению при очной форме обучения - 4 года. Квалификационная академическая степень - бакалавр. Госстандарт содержал «Общие требования к образованности бакалавра» и «Требования к знаниям и умениям по циклам дисциплин». Определив требования к уровню подготовленности выпускников, Госстандарт конкретизировал «Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программ». Цикл «Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин» объемом 1 700 ч включал следующие дисциплины: «Философия», «Иностранный язык» (не менее 500 ч), «Культурология», «Психология и педагогика», «Право», «Социология», «Политология», «Экономика», «Физическая культура» (408 ч). Завершается блок курсами по выбору студента, устанавливаемыми вузом (факультетом) объемом 324 ч [9. С. 143].

Следовательно, ГОСВПО представлял широкий набор гуманитарных и экономических дисциплин, которые играют важную роль не только в формировании личности выпускника, его морально-политических качеств, но и в профессиональной подготовке. Как подсчитал польский ученый Ежи Топольски, «внеисточни-ковые знания» составляют до 40% от текста исторических сочинений. Вышеназванные дисциплины дают теоретическую базу любому историческому исследованию. Важна была и вторая новация Госстандарта - выделение курсов по выбору студентов, через которые они могли реализовать свои познавательные интересы, а вуз (факультет) - профессиональные возможности своих преподавателей.

Впервые за всю историю социогуманитарного образования ГОСВПО вводил на исторических факультетах цикл математических и естественнонаучных дисциплин. Это, бесспорно, дань интеграционным веяниям в современной науке и образовании. Стандарт включал следующие дисциплины: «Математика и информатика», «Концепции современного естествознания» [объем - 456 ч и курсы по выбору (90 ч)]. Все эти предметы обладают мощными междисциплинарными связями как с естественными науками (математика, физика), так и с гуманитарными (философия, история, лингвистика). Поэтому вышеназванный цикл выступает в качестве системообразующего фактора исторического образования [9. С. 143].

Цикл общепрофессиональных дисциплин объемом 3350 ч предусматривает изучение таких дисциплин, как «История России», «История мировых цивилизаций (Всеобщая история), «История мировой культуры», «Источниковедение», «История исторической науки. Историография», «Сравнительная история мировых религий», а также курсы по выбору (500 ч) [9. С. 143]. От постановки дисциплин данного цикла зависит уровень подготовки выпускников. Поэтому обновление их содержания, подбор научно-педагогических кадров, применение новых технологий в преподавании - все это первоочередные задачи кафедр, деканатов, ректоратов. Организация самостоятельной работы студентов, уро-

вень лекций и семинарских занятий, результаты экзаменационных сессий, тестирование студентов, аттестация вузов, как правило, дают много пищи для размышления о качестве подготовки выпускников.

Чтобы наше исследование не было одномерным, приведем результаты социологического опроса РОМИР об отношении студентов-историков к фундаментальным курсам: наиболее интересной студенты считают историю России (16,71%), новейшую историю (16,71%), историю стран Азии и Африки (22,2%), а преподаватели -историю России (22,4%), новейшую историю (10,3%), историю Средних веков (15,5%). К разряду наименее интересных курсов по истории студенты относят краеведение (10%), источниковедение (7,8%), историографию России (6,71%), указывая главным образом на низкое качество преподавания [10. С. 181-185]. Полагаю, что диагноз поставлен верно.

Таковы дисциплины федерального компонента, принятые к выполнению всеми вузами, но, как известно, ГОСВПО содержит и региональный компонент. Кроме уже названных курсов по выбору в цикле, вуз (факультет) имеет право комплектовать цикл специальных дисциплин в зависимости от национально-региональных потребностей или углубления подготовки студентов в отдельных областях. Например, в 1990-е гг. на Северном Кавказе очень остро стал вопрос о межнациональных отношениях, об истории тех или иных народов. Опираясь на факты из истории, средства массовой информации развернули широкую кампанию за «возрождение» своих народов, понимая под этим поиски различных концепций, которые «удревняли» их предков, выводили их корни от древних шумеров, греков, римлян. Всё это способствовало дестабилизации обстановки в регионе. Поэтому университеты Северного Кавказа (Дагестанский, Кабардино-Балкарский, Северо-Осетинский, Карачаево-Черкесский, Адыгейский) дополнили Госстандарт дисциплинами по истории своих народов, культуре межконфессионального общения, воспитания толерантного сознания [11].

Государственным стандартом по подготовке бакалавров предусмотрено 4 вида практик: 1) археологическая или этнологическая (3 недели); 2) музейная или музейноэкскурсионная (3 недели); 3) архивная (3 недели) и 4) специальная, определяется советом факультета (4 недели). Первые три вида не вызывают сомнений. Что же касается четвертой, специальной, то здесь явное желание составителей стандартов оградить бакалавров от школы. Учитывая, что основная часть выпускников исторических факультетов после получения диплома специалиста или магистра идет в школу, здесь было бы полезно поставить педагогическую практику.

Таким образом, обучение студентов-историков (бакалавров) в середине 90-х гг. ХХ в. претерпевает значительные трансформации. Появляется много дисциплин, призванных интегрировать учащихся в мир национальной и мировой культуры. Меняется сама цель образования -вузы теперь не призваны «вооружить учащихся прочными знаниями и формировать коммунистическое мировоззрение», как прежде, а обязаны «обеспечить самоопределение личности, создать условия для ее самореализации» [12. С. 10]. Следовательно, меняется и содержание образования, которое теперь направлено на формирование у выпускника уровня культуры, адекватного мировому.

Согласно исследованию, проведенному РОМИР, отвечая на вопрос, какие дополнительные предметы следует ввести в учебный план, студенты-историки поставили на первое место информатику и вычислительную технику (10%), психологию (5%), иностранные языки (5%), культурологию (4%), филологию (4%), право (3%), дополнительные курсы по истории (2%), краеведение (2%), в то время как преподаватели указали на значение дополнительных курсов по истории (22,9%), иностранные языки (8,6%), краеведение (8,6%), филологию (5,7%), культурологию (4,3%), религиоведение (2,9%), этику (2,9%). При этом 21% студентов и 8,6% преподавателей высказались против введения в учебный план каких-либо дополнительных предметов.

Для студентов, получивших степень бакалавра, согласно стандарту, предусматривается дополнительная квалификация «Преподаватель», т.е. одногодичное обучение для подготовки к профессиональной деятельности специалиста. Для получения этой квалификации в вузах введено изучение дополнительных глав по таким дисциплинам, как «Педагогика и психология», «Основы предметных технологий», «Методика преподавания истории в школе», «Научные основы школьных курсов истории», «Компьютерные технологий в науке и образовании». Специальная подготовка на историческом факультете составляла общим объемом 844 ч, включая обязательное прохождение педагогической практики. Обучение специалиста завершается защитой дипломной работы по истории и выпускной работы по методике преподавания истории, педагогики и психологии [13].

Таким образом, многими вузами была проведена разносторонняя работа к переходу в соответствии с «Законами об образовании» на многоуровневую систему подготовки кадров. Однако приказа Министерства образования о переходе на многоуровневую подготовку не последовало. Право выбора систем образования было предоставлено вузам. В результате к 2000 г. лишь 147 государственных высших учебных заведений получили право на ведение многоуровневой подготовки, из которых 114 находились в подчинении Минобразования России. В числе этих вузов 30 классических университетов, 71 технический университет, 10 педагогических университетов и более 30 специализированных центров [14].

Магистратура по истории была создана в Адыгейском, Нижегородском, Ростовском, Ставропольском, Уральском и некоторых других университетах. Магистерская программа представляет собой третий уровень образования в структуре высшего образования, которая ориентирована, прежде всего, на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность. Госстандарт магистерской подготовки (2 года) предусматривает обучение по следующим специализациям: «Отечественная история», «Новая и новейшая история», «История древнего мира и Средних веков», «Этнология, включая антропологию» и «Археология» [15].

Магистратура призвана готовить выпускников с полным высшим историческим образованием для педагогической, научно-методической и организационноуправленческой деятельности в новых типах средних школ (гимназиях, лицеях, профильных школах), средних специальных заведениях (училищах, колледжах) и в высших учебных заведениях (институтах, академиях,

университетах). Образовательно-профессиональная программа магистра истории предъявляет к нему требования: знание предмета, структуры и методов исторической науки, теоретических основ разнообразных общественных явлений и процессов; исторические и социально-политические факторы: понятия, исторические и географические термины, необходимые для научного объяснения общественных процессов [16]. Магистр истории должен владеть навыками учебно-педагогической и научно-исследовательской работы: уметь использовать методы исторических и социальнополитических наук, решать учебные и научные проблемы с помощью компьютерных технологий. Для реализации вышеуказанных целей учебный план магистерской подготовки содержит следующие дисциплины: «Современные проблемы истории», «История и методология исторической науки», «История и философия истории», «История России в контексте мировых цивилизаций», «Сравнительная история мировых цивилизаций» и др. [17. С. 4-5].

Магистратура - научная школа, призванная подготовить выпускников к научным исследованиям, вооружить их современной методологией и методикой научного познания. Подготовке к научно-исследовательской работе способствует система следующих практикумов и спецсеминаров: «Методика и организация исторических исследований», «Язык современной исторической науки», «Компьютерные технологии в исторической науке и образовании», «Современные технологии информационного поиска

в исторической науке» и др. За 10 лет существования магистратуры в Ставропольском госуниверситете были подготовлены 218 человек, многие из которых впоследствии защитили кандидатские, и 3 человека -докторские диссертации. Магистрами опубликовано более 10 монографий и 500 статей, они принимают активное участие в региональных и международных конференциях [18-21].

Впоследствии было принято решение: бакалаврам, закончившим одногодичный специалитет, дополнительно в диплом вписывалось «Преподаватель». Магистрам, выполнившим учебный план по дополнительной специальности «Преподаватель высшей школы», выдавался дополнительно соответствующий диплом. Таким образом, внедрение Государственных стандартов и многоуровневой системы подготовки выпускников способствовало значительной перестройке высшего исторического образования и его содержания. Историческая наука и историческое образование в вузах России были приближены к мировым моделям. Наша страна в 2003 г. подписала договор о вступлении в Болонский процесс. Опыт университетов, где внедрена многоуровневая подготовка историков, показывает, что при сохранении национальных школ и традиций эта система обучения историков позволила значительно углубить уровень и качество их профессиональной подготовки. А магистратура стала важным каналом подготовки научно-педагогических кадров по истории, включая докторов наук, значительно повысив их научно-теоретический уровень и сократив сроки обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. КинелевВ.Г. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций. М., 2005.

2. Закон об образовании. М., 1993.

3. Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании. М., 1998.

4. Вузы России: Справочник. М., 1999.

5. Концепция многоуровневой подготовки и образовательно-профессиональной программы для бакалавров, магистров образования и учителей

в предметной области «История». Ставрополь, 1993.

6. Концептуальная модель третьего уровня высшего педагогического образования. Ростов-на-Дону, 1993.

7. Материалы по магистратуре. Калуга, 1993.

8. Преподавание истории в университетах России. Москва; Уфа, 1999.

9. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Официальное издание. М., 1995.

10. Репина Л.П., Зверева Г.И. История как учебная дисциплина // Преподавание гуманитарных дисциплин в вузах России: состояние, проблемы, перспективы. М., 2001.

11. Кузнецов В.А., Чеченов И.М. История и национальное самосознание. Пятигорск, 1998.

12. Федеральный закон «О внесении изменения и дополнений в Закон Российской Федерации об образовании // Сборник Федеральных конституционных законов и федеральных законов. М., 1996. Вып. 4 (22). С. 10.

13. Пояснительная записка к учебному плану по специальности «История» с дополнительной квалификацией «Преподаватель». Ставрополь,

1996.

14. Поиск. 1999. 29-30 ноября.

15. Положение о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования Российской Федерации от 10 августа 1992 г. // Текущий архив магистратуры по истории Ставропольского государственного университета.

16. Государственный образовательный стандарт магистратуры по направлению «История». М., 2000.

17. Аникеев А.А. Магистерская подготовка в Ставропольском государственном университете: опыт и проблемы // Учебно-образовательные и научно-исследовательские практики в условиях модернизации высшего образования в России: Матер. Второго Всерос. совещ. деканов и зав. кафедрами исторических факультетов классических университетов РФ. М., 2005.

18. Magister Ыв1;опа: Сб. магистерских работ. Ставрополь, 2003.

19. Интеллигенция России в истории Северного Кавказа: Матер. межрегион. науч. конф. Ставрополь, 2000.

20. Актуальные проблемы исторической науки: Матер. 44-й науч.-методич. конф. «Университетская наука - региону». Ставрополь, 2001.

21. Западно-европейская цивилизация и Россия: общее и особенное: Матер. Всерос. науч.-практич. конф. Ставрополь; Москва, 2003.

Статья представлена научной редакцией «История» 1 февраля 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.