Педагогические науки
Pedagogical sciences
УДК 37.048.45 : 378 Грушевский Сергей Павлович
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информационных образовательных технологий, декан факультета математики и компьютерных наук
Кубанского государственного университета spg@math.kubsu.ru
О ФОРМИРОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МАТЕМАТИКОВ
Grushevskiy Sergey Pavlovich
D.Phil. in Education Science, Professor, Head of the Informational Education Technologies Department, Dean of the Mathematics and Computer Science Faculty, Kuban State University spg@math.kubsu.ru
ABOUT FORMING THE TEACHING COMPETENCIES IN THE CONTEMPORARY EDUCATIONAL PROGRAMS FOR MATHEMATICIANS PROFESSIONAL TRAINING
Аннотация:
Рассматриваются особенности формирования профессионально-педагогических компетенций в процессе профессиональной подготовки математиков в условиях многоуровневой системы высшего образования.
Ключевые слова:
педагогическая подготовка математиков, образовательные программы профессиональной подготовки математиков, многоуровневая система высшего образования, образовательные программы дополнительной квалификации.
The summary:
The article considers the peculiarities of forming the professional and teaching competencies of mathematicians in the context of multilevel system of higher education.
Keywords:
mathematicians educational training, educational programs for mathematicians professional training, multilevel system of higher education, educational programs for supplementary qualification.
Актуальной задачей модернизации современной высшей школы является переход на многоуровневую систему высшего профессионального образования, в том числе по направлениям подготовки математиков. Эта задача обуславливает новые подходы к разработке структуры и содержания высшего математического образования.
В последние годы высшее математическое образование претерпело ряд важных преобразований. В настоящее время в процессе этих преобразований сложилась двухкомпонентная структура профессиональной подготовки математиков.
Первый компонент - четырех и шестилетние основные образовательные программы подготовки бакалавров и магистров соответственно, а также включаемые в настоящее время в систему многоуровневой подготовки в качестве третьей ступени аспирантура и докторантура, которые пока относятся к послевузовскому образованию. В рамках этого компонента разработаны и утверждены федеральные государственные образовательные стандарты бакалавриата и магистратуры по таким механико-математическим направлениям подготовки, как 010100 «Математика», 010200 «Математика и компьютерные науки» и 010800 «Механика и математическое моделирование».
Второй структурный компонент подготовки математиков - образовательная программа в системе подготовки дипломированных специалистов по специальности 010701 «Фундаментальная математика и механика», в рамках которой предполагается две специализации: математика и механика. Появление этой наукоемкой математической специальности обусловлено высокой потребностью современной науки и промышленно-хозяйственного комплекса в высококвалифицированных специалистах, способных использовать современные математические ме-толы и компьютерные технологии для решения широкого спектра научных, организационноуправленческих и производственных задач.
Отметим, что федеральные государственные образовательные стандарты подготовки математики основаны на новых подходах к организации учебного процесса, в частности, в проектах учебных планов меняется соотношение между обязательной и вариативной составляющими, при этом описание области профессиональной деятельности и бакалавров, и магистров, и специалистов математиков включает преподавание цикла математических дисциплин (в том числе информатики). В связи с этим проблема профессионально-педагогической подготовки студентов математических направлений и специальностей приобретает особую актуальность.
Необходимо подчеркнуть, что выпускники математических факультетов классических университетов составляют основу корпуса преподавателей математики и информатики как высших, так и средних учебных заведениях. Поэтому педагогическая подготовка всегда являлась одним из стержневых компонентов в их профессиональной подготовке. В структура такой подготовки можно выделить следующие блоки: психолого-педагогический, методический, историко-методологический, практикумы и практики. В последние годы большое значение приобрел еще один блок, определяющий подготовку в области применения информационных технологий в образовании [1].
Однако уже в квалификационных характеристиках государственных стандартов второго поколения подготовки специалистов-математиков психолого-педагогический блок фактически не завершался получением квалификации преподавателя. Математические факультеты классических университетов находили решение этой проблемы в интеграции основной программы высшего профессионального образования подготовки математиков и программы дополнительной квалификации «Преподаватель». Это позволяло расширить содержание профессионально-педагогической подготовки студентов: ряд дисциплин регионального и вузовского компонентов, а также курсов по выбору и факультативных дисциплин, были представлены методическими и дидактическими курсами. Такой подход позволял готовить студентов математиков к педагогической деятельности как в профессиональной сфере, так и в общеобразовательных учебных заведениях.
Ныне действующие ФГОС и разработанные примерные образовательные программы подготовки бакалавров, магистров и специалистов методологически допускают возможность указанной интеграции, однако, к сожалению, пока не утверждены государственные требования для допквалификации «Преподаватель», соответствующие ФГОС. Однако, в связи с большой потребностью в преподавателях математики и информатики, особенно в средних общеобразовательных учебных заведениях, на математических факультетах для бакалавров разрабатываются университетские образовательные программы допквалификации «Преподаватель».
Если говорить о специальности «Фундаментальная математика и механика», то ФГОС изначально предусматривают формирование профессионально-педагогических компетенций, достаточных для возможности преподавания будущими выпускниками математики и информатики как в средних, так и в высших учебных заведениях. В связи с этим в примерной образовательной программе необходимо предусмотреть весь цикл психолого-педагогической подготовки, выделяя для этого необходимое количество дидактических единиц как в социальногуманитарном, так и в профессиональном блоках.
Остановимся еще на одной особенности современных ФГОС бакалавров математиков, с точки зрения профессионально-педагогической подготовки. Речь идет о наличии в них методи-ко-математическим профилей, таких как «Преподавание математики и информатики» или «Информационные технологии в образовании» [2].
Особо необходимо остановиться на проблеме подготовки преподавателей математики и информатики для профессионального образования, в частности и высшего.
Исторически сложилось так, что основным поставщиком научно-педагогических кадров для высшей школы была аспирантура. Подготовка аспирантами диссертации и получение соответствующей степени позволяло вести преподавательскую деятельность. В вузах периодически организовывали курсы по педагогике и психологии высшей школы для аспирантов и молодых преподавателей, они проходили научно-педагогическую доцентскую практику. Однако системная работа по формированию навыков профессионально-педагогической деятельности в об-щем-то выносилась за скобки научной подготовки аспирантов, поскольку специализированные математические кафедры изначально ориентированы на глубокую математическую подготовку, а педагогические навыки, как считалось, будут сформированы с опытом.
В последние годы под влиянием социальных процессов в подготовке преподавателей математики для вузов и системы среднего профессионального образования произошли значительные изменения, которые привели к определенным кадровым проблемам на математических кафедрах вузов. Снижаются наборы на физико-математические аспирантские специальности. Сокращается приток молодых кандидатов наук на университетские кафедры, а также на общематематические кафедры в инженерно-технических, сельскохозяйственных, экономических вузах.
С другой стороны, наряду с известными социальными вопросами, в связи с переходом на многоуровневую систему подготовки возникли и нормативные проблемы, связанных с тем, что бакалавры, в отличие от специалистов, не обладают достаточными компетенциями для работы в профессиональном образовании.
В связи с этим особое значение приобретают проблемы расширения спектра программ профессиональной подготовки магистров по математическим направлениям, обеспечивающих формирование корпуса научных и научно-педагогических кадров. Целевая функция математических магистерских программ - подготовка профессионалов, способных осуществлять продук-
тивную профессиональную научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность, способных в дальнейшем эффективно обучаться в аспирантуре.
При этом одна из важнейших задач, которую должна решать магистратура, - формирование действенной системы подготовки преподавателей высшей школы, а следовательно, актуализируется важная проблема профессионально-педагогической подготовки магистров как основного кадрового резерва преподавателей математики высшей школы.
Здесь можно рассматривать несколько подходов. Прежде всего, необходимо обеспечить реализацию в основных образовательных программах магистратуры основных блоков психоло-го-педагогического цикла, включая и дисциплины, формирующие профессиональнопедагогические компетенции преподавателя высшей школы.
С другой стороны, представляется эффективным для магистерских и аспирантских программ интеграция с программой дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы». Эта образовательно-профессиональная программа предназначена для комплексной пси-холого-педагогической, социально-экономической и информационно-технологической подготовки к педагогической деятельности в высшем учебном заведении на основе основной программы высшего профессионального образования. Программа рассчитана на подготовку к педагогической деятельности в высшем учебном заведении магистрантов, аспирантов (адъюнктов), а также специалистов, имеющих высшее профессиональное образование и стаж научнопедагогической работы не менее двух лет.
Основой для интеграции этой программы дополнительной квалификации в специализированные магистерские программы по математике становится наличие психологопедагогического блока, а также дисциплин, раскрывающих дидактические возможности современных информационных технологий. При этом ряд дисциплин государственных требований программы «Преподаватель высшей школы» может реализоваться за счет курсов по выбору и факультативов. Дальнейшее расширение модулей, обеспечивающих формирование профессионально-педагогических компетенций, может осуществляться уже непосредственно в рамках учебного процесса по программе дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы», по учебному плану, сопряженному с учебным планом, основной магистерской программы.
Необходимо отметить возможность организации по математическим направлениям мето-дико-математических магистерских программ. Так, в Кубанском государственном университет в течение ряда лет осуществляется обучение магистров по направлению «Математика и компьютерные науки» по программе «Информационные технологии в образовании». Ее основными разделами являются дополнительные разделы компьютерных наук, методики преподавания математики и информатики, методы и технологии создания обучающих программ, методология и технология дистанционного обучения математики и информатики.
К таким программам необходимо отнести и магистерскую программу «Преподавание математики и информатики», которая была аннотирована в государственных стандартах второго поколения по направлениям «Математика», «Математика. Прикладная математика». Основными разделами программы могут быть дополнительные разделы алгебры, геометрии, теории чисел и математического анализа, элементарная математика, методика преподавания математики и информатики, дополнительные разделы педагогики и психологии, история математики.
Представляется эффективным создание сквозных траекторий профессиональнопедагогической подготовки математиков по схеме бакалавр+магистр. Точнее говоря, в бакалаврских программах предполагается закладывать теоретические основы, а завершать профессионально-педагогическую подготовку в магистратуре в соответствии с требованиями программ дополнительной квалификации «Преподаватель» и «Преподаватель высшей школы».
В заключение отметим, что опыт интеграции профессионально-педагогической подготовки и основной образовательной программы подготовки специалистов математиков на факультете математики и компьютерных наук Кубанского государственного университета позволяет сделать вывод об эффективности такой работы и в работе по магистерским программам.
Ссылки:
References (transliterated):
1. Грушевский С.П. О профессиональнопедагогической подготовке студентов математических специальностей // Проблемы теории и практики обучения математике: сб. научн. работ, представленных на международную конференцию «62 Герценовские чтения». СПб., 2009.
2. Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы. Реестр профилей бакалавриата. Профили, предусмотренные ПООП. URL: http://fgosvpo.ru/index.php?menu_id=14&menu_type =10&parent=12&direction_id=28
1. Grushevskiy S.P. O professional'no-pedagogicheskoy podgotovke studentov matematicheskikh spetsi-al'nostey // Problemy teorii i praktiki obucheniya ma-tematike: sb. nauchn. rabot, predstavlennykh na mezhdunarodnuyu konferentsiyu “62 Gertsenovskie chteniya”. SPb., 2009.
2. Koordinatsionniy sovet uchebno-metodicheskikh ob"edineniy i nauchno-metodicheskikh sovetov vysshey shkoly. Reestr profiley bakalavriata. Profili, predusmotrennye POOP. URL: http://fgosvpo.ru/ in-dex.php?menu_id=14&menu_type=10&parent=12&di rection id=28