Научная статья на тему 'О контингенте будущих юристов'

О контингенте будущих юристов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
17
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О контингенте будущих юристов»

РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА

)

Е. СОКОЛОВА, доцент Сибирский юридический институт МВД РФ

За последние годы в связи с экономическими трудностями, военными конфликтами, ростом преступности возрастает потребность общества в юридически подготовленных кадрах. Задача расширения подготовки сотрудников органов внутренних дел с юридическим образованием решается в Красноярском крае за счет открытия дополнительных факультетов и учебных пунктов при Сибирском юридическом институте МВД России.

Решение этой задачи зависит от контингента обучаемых. Практика показывает, что в основном при приеме в вуз акцент делается на физическое и психическое здоровье абитуриентов, а морально значимый компонент учитывается во вторую очередь. Между тем высшая школа все чаще сталкивается с проблемой незавершенности развития личностных качеств, которые должны быть уже в достаточной мере сформированы предшествующими субъектами воспитательного процесса (семьей, школой, различными коллективами). Сегодня остро ощущается необходимость серьезной коррекции результатов прежнего воспитания вчерашнего абитуриента. Несколько лет назад основной набор юридического вуза нашего профиля составляли люди, отслужившие в армии, проработавшие в практических органах внутренних дел или в гражданских трудовых коллективах, и у большинства из них были сформированы нравственные убеждения, специфические профессиональные установки. Сейчас большинство обучаемых юридических вузов - вчерашние школьники. Процесс их нравственного созревания не завершен, не говоря уже об отсутствии профессионализма [1].

Социальная и интеллектуальная зре-

О контингенте будущих юристов

лость предполагают не только выработку системы взглядов на мир, но и на свое место в нем, осознание себя носителем определенных общественных ценностей, а следовательно, и граждански полезной личностью. Именно поэтому в период обучения в вузе заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах, - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива.

Процесс целесообразного формирования обучаемого контингента юридического вуза решает ряд социальных проблем, оказывающих влияние на стабильность в обществе: повышение образовательного и правового ценза, интеллектуального, культурного развития, реальной защиты молодежи.

В ходе профориентации большая роль отводится школам и системе специализированных юридических классов, которые регулируют поток абитуриентов. Их значимость выражается в следующем:

1) определяется профессиональная пригодность к работе юриста (правоведа) при помощи психологического тестирования, которая в специализированных классах может подкрепляться длительным наблюдением, общением с будущими студентами;

2) появляется возможность формировать морально-психологическую готовность к учебе в юридическом вузе, морально-психологические умения и навыки, которые будут востребованы с первых дней обучения в вузе;

3) повышается авторитет школы, рекомендация которой становится реальным важным документом;

152

Высшее образование в России • № 2, 2003

4) отбор в школе, несмотря на его предварительность, значительно уменьшает попадание случайных претендентов в число обучаемых юридического вуза.

В настоящее время проводятся отдельные профессиональные консультации, есть юридические классы, но в подавляющем большинстве общеобразовательных школ профориентационная работа носит в лучшем случае просветительский характер. Недооценивается значение углубленного психолого-педагогического изучения личности учащегося. Целесообразно комплектование классов с углубленной юридической подготовкой осуществлять с учетом профессиональных склонностей и интересов подростков. Отличительными особенностями учебно-воспитательного процесса в этих учебных группах является не только юридическая направленность обучения, но и морально-психологическая подготовка к деятельности юриста (правоведа).

Тесная корреляция между заинтересованным, адекватным выбором профессии и морально-психологической устойчивостью специалиста, качеством его работы установлена многими исследователями. Учитывая это, необходимо проводить специальную профессионально-психологическую подготовку по двум направлениям. Первое предполагает проведение занятий, которые по-

священы непосредственно вопросам соблюдения законности с детальным анализом конкретных ситуаций нарушений, причин, условий и факторов, которые им способствуют. Второе подразумевает овладение методами самонаблюдения, самоанализа, саморегуляции, снятия психологической усталости, формирования устойчивости к провоцирующим факторам среды, профессиональной деформации [2].

Этот процесс обязательно должен быть обеспечен адаптационной базой: четкой научной и практической ориентацией, подкрепленной полноценной стажировкой в практических органах по завершении обучения.

Литература

1. Катаев Н.А. Некоторые аспекты профессионально-нравственной подготовки пенитенциарных работников // Проблемы совершенствования подготовки кадров для уголовно-исполнительной системы России. - Рязань, 1996.- С.36.

2. Соколов И.И. Психологические аспекты воспитания у слушателей ответственного отношения к соблюдению законности в профессиональной деятельности // Проблемы совершенствования подготовки кадров для уголовно-исполнительной системы России.- Рязань, 1996.- С. 69-72.

В. ГОРБ, кандидат педагогических наук, декан Института международных связей (г. Екатеринбург)

Информатизация образовательной деятельности в вузе зачастую ассоциируется с компьютеризацией, что значительно сужает ее предметное поле. Информация рассматривается лишь как средство для решения образовательных задач. В информационном же обществе информация является важнейшим ресурсом, определя-

Педагогическая информация в вузе

ющим характер и направленность социальных процессов. Поэтому перед педагогической наукой и практикой стоит важнейшая проблема методологического, теоретического и технологического обоснования процессов получения в вузе такой информации, которая выполняет определенные образовательные функции. Попытки полу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.