Научная статья УДК 34
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-2-145-148 EDN: https://elibrary.ru/nhnxtt
2015-0066-2/23-672 MOSURED: 77/27-011-2023-02-871
О Конституции РФ и ее месте в системе нормативных правовых актов Российской Федерации
Анатолий Юрьевич Олимпиев
Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва, Россия,
Аннотация. На основе анализа юридической литературы и законодательства предпринята попытка определения места Конституции РФ в системе нормативных правовых актов Российской Федерации, что позволило обосновать несколько суждений: понятие «система нормативных правовых актов» и доныне в Российской Федерации является неустоявшимся; все нормативные правовые акты целесообразно разделить на две группы: законы и подзаконные нормативные правовые акты; термин «закон» охватывает по мере убывания юридической силы пять разновидностей: Конституция РФ, Закон РФ о поправках к Конституции РФ, федеральный конституционный закон РФ, федеральный закон РФ, закон РФ; недопустима отождествление терминов «Конституция Российской Федерации» и «Основной Закон», как-то допускалось в Советской России; в Российской Федерации необходимо принять Федеральный закон РФ «О системе нормативных правовых актов Российской Федерации».
Ключевые слова: Российская Федерации, законодательство, нормативный правовой акт, Конституция РФ от 12 декабря 1993 г., система нормативных правовых актов, закон, федеральный конституционный закон РФ, федеральный закон РФ, закон РФ, юридическая сила, комплексное праворегулирование
Для цитирования: Олимпиев А. Ю. О Конституции РФ и ее месте в системе нормативных правовых актов Российской Федерации // Вестник экономической безопасности. 2023. № 2. С. 145-148. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-2-145-148. EDN: МГОКТТ.
Original article
About the Constitution of the Russian Federation and its place in the system of normative legal acts of the Russian Federation
Anatoliy Yu. Olimpiev
Moscow Financial and Industrial University «Synergy», Moscow, Russia,
Abstract. Basing on the analysis of legal literature and legislation, it is attempted to determine the place of the Constitution of the Russian Federation in the system of normative legal acts of the Russian Federation, which allowed to substantiate several judgments: the concept of «system of normative legal acts» is still unsettled in the Russian Federation; it is advisable to divide all normative legal acts into two groups: laws and subordinate normative legal acts; the term «law» covers five varieties as the legal force decreases: The Constitution of the Russian Federation, the Law of the Russian Federation on Amendments to the Constitution of the Russian Federation, the Federal Constitutional Law of the Russian Federation, the Federal Law of the Russian Federation, the law of the Russian Federation; the identification of the terms «Constitution of the Russian Federation» and «Basic Law» is unacceptable, somehow allowed in Soviet Russia; in the Russian Federation it is necessary to adopt the Federal Law of the Russian Federation «On the system of normative legal Acts of the Russian Federation Federation».
Keywords: Russian Federation, legislation, regulatory legal act, Constitution of the Russian Federation of December 12, 1993, system of regulatory legal acts, law, federal constitutional law of the Russian Federation, federal law of the Russian Federation, law of the Russian Federation, legal force, complex legal regulation
For citation: Olimpiev A. Yu. About the Constitution of the Russian Federation and its place in the system of normative legal acts of the Russian Federation. Bulletin of economic security. 2023;(2):145-8. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-2-145-148. EDN: NHNXTT.
© Олимпиев А. Ю., 2023
№ 2/2023 -
Bulletin of economic security
145
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Предметом данной статьи является Конституция РФ и ее место в системе нормативных правовых актов Российской Федерации [подробнее: 1].
Первоначально о состоянии теории.
Так, А. А. Инюшкиным исследована «система нормативно-правовых актов в области регулирования технологии блокчейн (ЫосксИаш) через призму цифровиза-ции информационного поля» («Формирование уровней в системе правового регулирования нормативно-правовых актов, направленных на регламентацию использования технологии блокчейн (ЫосксИаш) в условиях цифро-визации информационного поля, приведет к ускорению ее внедрения во многие сферы гражданского оборота. Систематизация законодательства в области высоких технологий позволит достичь тождественности в подходах к регулированию, что окажет позитивное влияние на имплементацию передового международного опыта в отечественную правовую систему. Адаптация нормативной базы под потребности субъектов общественных отношений по использованию технологии блокчейн (ЫосксИаш) позволит обеспечить максимальную правовую охрану для них и сформировать единообразие правоприменительной практики. Разработка системы правового регулирования технологии блокчейн (ЫосксИащ) будет способствовать оптимизации правового режима баз данных, которые зачастую используются с применением соответствующей технологии») [2].
А. В. Каляшин рассмотрел «направления развития системы нормативных правовых актов о государственной службе (в том числе службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы), путем принятия нового кодифицированного законодательного акта либо внесения в них соответствующих изменений и дополнений и принятия в их развитие ряда специальных законов» («Все вышесказанное позволяет говорить, что в данное время более приемлемым видится второе направление развития системы нормативных правовых актов о государственной службе, заключающееся во внесении в них соответствующих изменений и дополнений и принятии в их развитие ряда специальных законов») [3].
Авторы-единомышленники (С.В. Бошно и Д. В. Забелина) высказали фактически абстрактное суждение: «Роль закона в системе форм права велика. Закон выступает связующим звеном между нормативными правовыми актами и иными формами права, с одной стороны, и подзаконными актами, с другой. Закон может эффективно выполнять свои функции важнейшего регулятора общественных отношений в том случае, если внешняя форма будет качественной. Стабильность, нормативность и легитимность - важнейшие признаки этой формы права» [4]. Абстрактность суждений названных авторов явно не корреспондирует определенности иных суждений, суть которых в понимание понятия «закон» в качестве родового [5].
Д. В. Поповым обоснованы следующие суждения: «В целом заметим, что совокупность нормативных пра-
вовых актов муниципального образования можно расценивать как некую систему, хотя в настоящее время она представляет больше беспорядочную совокупность таких актов, лишенных строгих связей как между собой, так и с федеральной и региональной системами нормативных правовых актов. Это обусловлено во многом тем, что развитие системы нормативных правовых актов в муниципальном образовании и регулируемые ею общественные отношения не всегда совпадают. Такое положение дел можно объяснить сложностью и противоречивостью правовых процессов, происходящих в рассматриваемой системе, которые во многом обусловлены объективной необходимостью осуществления одновременных преобразований в различных сферах жизнедеятельности населения муниципального образования. Поэтому нередко в одних случаях система нормативных правовых актов конкретного муниципального образования может опережать общественное развитие, а в других лишь фиксировать отдельные устойчивые результаты»; «Решение проблем системности нормативных правовых актов муниципальных образований представляется возможным при условии становления полноценных связей, что является особо актуальным с теоретической и тем более практической точек зрения, особенно в период развития всей современной системы российского законодательства» [6].
Противоречивые результаты научных исследований относительно системы нормативных правовых актов и места в ней Конституции РФ предопределяют и несовершенство законодательства Российской Федерации.
12 декабря 1993 г. была принята Конституция РФ, в которую в последующем неоднократно вносились изменения и дополнения [о проблеме неоднократности опубликования Конституции РФ в официальных источниках опубликования подробнее см.: 7].
Положения Конституции РФ относительно системы нормативных правовых актов были частично урегулированы в двух нормативных правовых актах: в Федеральном законе РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 25 мая 1994 г. [8] («На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы» - ст. 1); в Федеральном законе РФ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» от 6 февраля 1998 г. [9] («1. Настоящий Федеральный закон устанавливает в соответствии со статьями 108, 134, 136 Конституции Российской Федерации порядок и условия внесения, принятия, одобрения и вступления в силу поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федерации. 2. Порядок внесения и принятия предложений о пересмотре положений глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации устанавливается в соответствии со статьей 135 Конституции
Российской Федерации Федеральным конституционным законом о Конституционном Собрании и Федеральным конституционным законом о референдуме Российской Федерации. Порядок внесения изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации устанавливается статьей 137 Конституции Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Федеральный конституционный закон о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации должен содержать указание о включении соответствующих изменений или дополнений в статью 65 Конституции Российской Федерации» - ст. 1).
Таким образом, исследования относительно системы нормативных правовых актов в Российской Федерации необходимо продолжать.
Во-первых, понятие «система нормативных правовых актов» и доныне в Российской Федерации является неустоявшимся.
Во-вторых, все нормативные правовые акты целесообразно разделить на две группы: законы и подзаконные нормативные правовые акты.
В-третьих, термин «закон» охватывает по мере убывания юридической силы пять разновидностей: Конституция РФ, Закон РФ о поправках к Конституции РФ, федеральный конституционный закон РФ, федеральный закон РФ, закон РФ.
В-четвертых, недопустимо отождествление терминов «Конституция Российской Федерации» и «Основной Закон», как то допускалось в Советской России.
В-пятых, в Российской Федерации необходимо принять Федеральный закон РФ «О системе нормативных правовых актов Российской Федерации».
Список источников
1. Галузо В. Н. Конституционно-правовой статус России : проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119-123.
2. Инюшкин А. А. Исследование системы нормативно-правовых актов, направленных на регулирование технологии блокчейн (ЫосксЬат) в условиях цифрови-зации информационного поля // Современный юрист. 2020. № 4. С. 73-82.
3. Каляшин А. В. О совершенствовании системы нормативных правовых актов о государственной службе // Административное право и процесс. 2012. № 12. С. 22-26.
4. Бошно С. В., Забелина Д. В. Проблемы определения места нормативного правового акта в системе российского законодательства (на примере Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации») // Современное право. 2007. № 9.
5. Галузо В. Н. Возможно ли комплексное правоприменение при отсутствии официальной систематиза-
ции в Российской Федерации? // Государство и право. 2018. № 6. С. 76-81.
6. Попов Д. В. Нормативные правовые акты муниципального образования как система // Муниципальная служба : правовые вопросы. 2008. № 1.
7. Галузо В. Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Государство и право. 2014. № 11. С. 98-102.
8. Федеральный закон РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 25 мая 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 801.
9. Федеральный закон РФ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» от 6 февраля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 10. Ст. 1146.
References
1. Galuzo V. N. Constitutional and legal status of Russia: the problem of naming the state // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2010. № 5. P. 119-123.
2. Inyushkin A. A. Research ofthe system ofregulatory legal acts aimed at regulating blockchain technology in the conditions of digitalization of the information field // Modern lawyer. 2020. № 4. З. 73-82.
3. Kalyashin A. V On improving the system of regulatory legal acts on public service // Administrative law and process. 2012. № 12. P. 22-26.
4. Boshno S. V., Zabelina D. V Problems of determining the place of a regulatory legal act in the system of Russian legislation (on the example of the Federal Law «Charter of Railway Transport of the Russian Federation») // Modern Law. 2007. № 9.
5. Galuzo V. N. Is complex law enforcement possible in the absence of official systematization in the Russian Federation? // State and Law. 2018. № 6. P. 76-81.
6. Popov D. V. Normative legal acts of municipal formation as a system // Municipal service : legal issues. 2008. № 1.
7. Galuzo V. N. Is it possible to ensure uniform enforcement of legislation in the absence of its systematization? // State and Law. 2014. № 11. P. 98-102.
8. Federal Law of the Russian Federation «On the procedure for the publication and entry into Force of Federal Constitutional Laws, Federal Laws, Acts of the Chambers of the Federal Assembly» dated May 25, 1994 // SZ RF. 1994. № 8. Art. 801.
9. Federal Law of the Russian Federation «On the procedure for the adoption and Entry into Force of Amendments to the Constitution Of the Russian Federation» dated February 6, 1998 // SZ RF. 1998. № 10. Art. 1146.
№ 2 / 2023
Bulletin of economic security
147
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Информация об авторе
А. Ю. Олимпиев - профессор кафедры правового регулирования бизнеса и прикладной юриспруденции Московского финансово-промышленного университета «Синергия», доктор исторических наук, кандидат юридических наук.
Information about the author
A. Yu. Olimpiev - Professor of the Department of Legal Regulation of Business and Applied Justice of the Moscow Financial and Industrial University «Synergy», Doctor of Historical Sciences, Candidate of Legal Sciences.
Статья поступила в редакцию 25.01.2023; одобрена после рецензирования 28.02.2023; принята к публикации 03.04.2023.
The article was submitted 25.01.2023; approved after reviewing 28.02.2023; accepted for publication 03.04.2023.
Национальная безопасность России в условиях глобализации. Геополитический подход. Монография. Под ред. А. П. Кочеткова, А. В. Опалева. 231 с. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.
Показаны концептуальные подходы к противодействию угрозам национальной безопасности России в условиях глобализации, раскрыты современные геополитические технологии обеспечения национальной безопасности России, изложены организационные основы противодействия угрозам ее безопасности.
Дан анализ политики обеспечения национальной безопасности России в условиях глобализации. Раскрыты основные направления реализации современной политики национальной безопасности России, даны предложения по оптимизации и координации деятельности органов государственной власти, бизнеса и гражданского общества в обеспечении национальной безопасности.
Книга адресована как научным работникам, сферой научных интересов которых являются проблемы глобалистики, геополитики и безопасности, так и специалистам, принимающим участие в разработке стратегических документов и реализации стратегических установок в сфере национальной безопасности.